МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ПОИСКАХ
НОВЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Никитенко О. Б., Пыстина Л. Б., 2014
ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ
В статье рассмотрены классификация и каталог — характерные модели европейской художественной культуры. Классифицирующее свойство сознания в искусстве проявляется в виде особой организации художественного текста. Такие тексты в истории искусства обладают рядом оригинальных признаков. Обобщение этих признаков позволяет увидеть в художественных классификациях альтернативу текстам, организованным на основе принципов казуальной логики.
Ключевые слова: художественное моделирование, классификация, каталог, архетип, композиция, художественный текст
Феномен классифицирующего мышления (или категоризации), относящийся к архетипи-ческим мыслительным структурам сознания, и его проявления, отраженные такими понятиями, как каталог и классификация, нередко воспринимаются как инородные по отношению к художественному творчеству. Несомненно, за последние почти два столетия шедевры искусства в той или иной степени были связаны с освоением действительности в ее становлении, каузальном процессе, тогда как представления о классификации, каталогизации, фиксации «ставшего» естественно связывались с научными функциями.
На самом деле оба способа познания мира — и классифицирующий, и каузальный — в равной степени присущи как научному, так и художественному мышлению: можно познавать мир в его становлении, можно осмыслить его как явление ставшее. И тогда «ставший» мир может предстать как совокупность многообразных элементов, сгруппированных по определенным законам и в определенном порядке, в котором родовидовые отношения играют существенную роль.
Классификация — важный элемент не только научной, но любой человеческой деятельности. Классификация как один из способов организации материала и особая форма его выражения присуща художественным системам искусства. Классификационный характер структурирования художественного содержания свойственен многим произведениям литературы, живописи, музыки и приобретает в них важное формообразующее и выразительной значение. Как правило, таким произведениям соответствует несюжетный тип формообразования, не зависящий от каузальной логики. В совокупности структурно-смыс-
ловых элементов (единиц композиции) воплощается особый тип содержания — модель мира, являющаяся не только и не столько результатом индивидуального авторского видения, сколько отражением культурно-исторически выработанной формы миропонимания.
Художественные тексты, содержащие событийность, причинно-следственный характер связи элементов, находятся в центре внимания поэтики со времен Аристотеля. Однако, несюжетные художественные тексты также представляют обширную область творчества, в которой сложились определенные традиции организации: «принцип дороги», «текст в тексте» и др. По мнению Ю. Лотмана [7], подобные тексты относятся к первичным литературным формам. К их ранним жанровым разновидностям принадлежат дескриптивная поэзия, дидактический эпос, лирика, путешествия. Характеризуя художественные тексты, в которых общепринятые нормы сюжета значительно модифицированы или отсутствуют, Лотман выделяет следующие особенности: каталогичность, своеобразную инвентаризацию элементов, составляющих объект художественного моделирования, многоплановость и иерархичность художественного пространства.
В художественном тексте несюжетного типа классификационный характер (категоризация) может приобретать доминирующее значение на различных уровнях:
1. художественной идеи, как ее рационально-логическое обоснование;
2. образного содержания, как репрезентация исходного целого — совокупности (класса) явлений, обладающих общими признаками;
3. семантической структуры, как корреляции однопорядковых структурно-смысловых элементов с иерархически более высоким уровнем (обобщающий образ, идея, концепция).
Такой тип художественного текста можно определить как: художественная классификация или каталог. В научно-исследовательской литературе при характеристике произведений различных видов искусства, в которых в той или иной степени проявляется феномен классификационного мышления, использовалось понятие каталогообразности. Оно встречается в работах о литературных жанрах различных исторических эпох. [4, с. 11]. Отдельные черты каталогизации в творческом методе, хотя и не обозначаются таковыми, сформулированы в некоторых трудах по изобразительному искусству [3]. Каталогизацией Ю. Лотманом был назван один из важных принципов моделирования художественного текста [7].
Как разновидность классификации (искусственная, прикладная, вспомогательная) каталог широко применяется в практике прикладных наук. В восприятии образно-значимых элементов семантической структуры каталогообразного художественного текста даже на синтезирующе-и-деальном уровне сохраняет свое значение фактор множественности. На идеальном уровне его восприятия возникает обобщенный образ, который может быть выражен в некоем «синтезирующем» понятии — мир, бытие и др., но он всегда легко разлагаем на составляющие его элементы, что соответствует соотношению уровней классификации как «множества» и «подмножества». Художественный каталог (или художественная классификация) — отражение мира через эстетически ценный класс объектов. Следует отметить, что многие авторы понятие «каталог» включают в название своих произведений (Гесиод: «Каталог женщин», Д. Мийо: «Каталог цветов» и др.).
Классификационность — это и акцент на особом структурно-содержательном аспекте жанра (натюрморта рудольфианцев, анаморфозы, цикла), в котором ее проявление приобрело черты относительной стабильности. Интересно обратить внимание на жизнь этих явлений в истории европейской культуры — быть может, это откроет нам новые грани старых искусствоведческих сюжетов?
Обращение к классификации как к основополагающему способу отражения мира или как одному из композиционных принципов в создании произведения сложилось в истории европейской культуры в особую творческую традицию. В различные культурно-исторические периоды она
то выдвигалась в центр художественных интересов, складывалась в отчетливо детерминированные жанры, то смещалась на периферию и уходила в глубинные слои творческого мышления, но никогда не исчезала. Примеры каталогооб-разных композиций обнаруживаются в искусстве «больших» и «малых» стилей на протяжении ряда эпох. Ранний этап развития классификационного мышления проистекал внутри мифологического сознания, где оно во многом было связано с понятием генеалогии и рода. Показательно утверждение А. Лосева о том, что мифологическое мировоззрение было сформировано как результат проецирования на мир отношений в первобытной родовой общине: «...объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир — вся природа представлялась для него не чем иным, как огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях и воспроизводящими собой первобытный коллективизм первой в истории общественно-экономической формации» [5, с. 7]. Возможно, в рамках этих представлений конкретизируются понятия рода и принципов его внутреннего видового «подразделения» относительно явлений природы.
Классификация как метод композиции возникает на стадии донаучного синкретического мышления. К числу ее первых образцов относятся памятники архаического периода античности -дидактические поэмы Гесиода «Теогония», «Труды и дни», «Каталог женщин» (VII в. до н. э.). В них осуществляется систематизация мифов, притч, правил народной мудрости в соответствии с моделируемыми сферами бытия, воссоздана картина мира, утверждающая нравственность [12]. Классификации в рамках художественного мышления изначально присущ аналитический характер. Она осуществляет разъединение объекта (мифология, фольклор) на составляющие его части, производит отбор подобных и аналогичных элементов, устанавливает связи между ними. Вместе с тем в ранних «художественных каталогах», как и в целом, в мифологии, элементы сопоставлялись по элементарным однопорядковым качествам, смежности в пространстве и времени. Картина мира, представленная в дидактическом эпосе, суть происхождение мира, в котором время «овеществлено» в генеалогии.
Отбор необходимого материала производился на основе общих для всех сюжетов признаков. Примерами классифицирующего подхода к мифологии могут служить: «Каталог женщин»
(мифы о прародительницах греческих родов) Ге-сиода (VII до н. э.), «Метаморфозы» (мифы о превращениях), «Героиды» (мифы о влюбленных) Овидия (I до н. э.) и др. В названных и других каталогообразных произведениях в творческой практике происходит осознание объединяющих (на основе общих признаков) и выразительных возможностей классификационной структуры: раскрытие идеи как особой закономерности или через множество закономерностей. Классификация формируется как метод систематизации естественнонаучного опыта в трактатах так называемого «гиппократовского корпуса» («О воздухах, водах и местностях», «О древней медицине») и труде первого представителя художественной историографии — «Истории» Геродота.
В художественном классифицировании происходил интенсивный процесс накопления новой информации о мире. Этот процесс опережал постижение всеобщей связи явлений. Классификация становится простым способом обобщения сведений и фактов, универсальной формой первого этапа в установлении объективных законов, фиксацией сведений в определенном порядке.
Подобные ситуации складываются и в эпоху Нового времени. Одна из них — культурный контекст переходного периода от готического стиля к барокко на рубеже XVI-XVП вв., окружавший творчество мастеров рудольфианской школы. Здесь отмечается стремительное развитие естественных наук, сопровождающееся созданием всевозможных коллекций, гербариев, оранжерей, зверинцев и т. д. Чрезвычайной популярностью пользуются каталоги — <^иттае» и «ТЪеаШ». Все это формирует особую концепцию универсума. Обилие предметно-фактологической информации обусловливало инертность синтетического видения мира. В то же время это способствовало формированию особой «катало-гической» модели мира в творчестве таких художников, как Дж. Арчимбольдо, Х. Хоффман, Й. Хофнагель и др.
В истории европейского искусства возможно выделить следующие относительно устойчивые классификационные жанры: разновидности дидактического эпоса, средневековый бестиарий, анаморфозы и аллегории рудольфианского маньеризма, натюрморт барокко, архитектурный офорт как разновидность каприччи и др. В средние века каталогообразная классификация становится одним их методов составления больших литературных форм. Следует отметить, что в эту эпоху границы литературы остаются размытыми, открытыми для философских трактатов и исто-
рических сочинений. Признаком литературности остается не предмет, а стиль изложения. Формы литературы античности, ее приемы композиционного изложения, принципы логики частично трансформировались в средневековые латинские жанры, многие из которых имели отчетливо классификационный характер.
Каталогизация или суммарность положена в основу разнообразных по смысловым акцентам в содержании (дидактика, прославление деяния, чудеса) агиографических жанров, объединяющих жития святых на основе церковного календаря или локального принципа: «Минеи четьи», Синаксарь, Пролог. К литературным памятникам средневековой Европы, воспроизводящим принцип каталогического построения, относится сборник «Melissa», составленный монахом Антонием (XI в.). В нем объединяющим принципом выдержек из Библии, высказываний византийских церковных писателей и античных авторов является их расположение по категориям добродетелей и пороков. Устойчивым каталогическим жанром средневековья стал также «Физиолог» или «Бестиарий». На его формирование оказал влияние памятник позднегреческой повествовательной литературы (III в.) — трактат Элиана «О природе животных». Эта же концепция переходит в западноевропейский средневековый Бестиарий, где обогащается новыми аллегорическими смыслами, назидательными толкованиями в духе христианства.
С развитием повествовательной литературы и театра специфические черты классификации ассимилируются различными жанрами, вступают в сложные взаимодействия с особенностями их композиции и сюжета. Так, например, В. Бранка усматривает влияние средневековой «Суммы» на внутреннюю логику «Божественной комедии» Данте и «Декамерона» Боккаччо, что выразилось в проявлении черт каталогизации в их композиции [2]. Каталогические принципы дидактического генеалогического эпоса несомненно участвуют в эпопее-пародии Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ее общая композиция в целом каталогизации не подчинена. Однако возникающие ситуации в жизни героев периодически перемежаются с обширными перечислениями-каталогами (генеалогия, «ненормативные» роды античных богов, одежда Гаргантюа, меню и пр.), выделенными в тексте в специальные разделы. Повествование приобретает характер некоего фантастического трактата.
Каталогическая традиция, накопившая богатый опыт в области литературы, как способ
композиционной организации нашла свое отражение и в сфере изобразительного искусства. Уникальным жанром, сложившимся в творчестве Дж. Арчимбольдо и получившим широкое распространение в искусстве рубежа XVI-XVII вв., является жанр анаморфозы. В жанре анаморфозы на основе атрибутивно-каталогического отбора элементов (предметных образов) Арчимбольдо создано 2 цикла tetes composées (составные головы) — «Элементы» и «Времена года», каждый из которых состоит из 4-х картин. В их совокупности в актуальной для данного времени трактовке воплотилась концепция универсума, отражающая связи микро- и макрокосмоса. Циклы объединены общим названием «Метаморфозы». Композиции картин созданы по единому принципу: на темном фоне из нагроможденных друг на друга предметов складываются антропоморфные фигуры. Но они не являются традиционными аллегориями. В их составе используются предметы обихода, изображения растений, существ живой природы, реально и достоверно связанные с изображаемым явлением. Это своеобразные каталоги естественной природы. Антропоморфный образ «Весны» возникает из цветов, профиль «Зимы» — из разнообразных оголенных деревьев, припорошенных снегом. В цикле «Элементы» «Воздух» — антропоморфный каталог птиц, «Вода» — каталог флоры и фауны подводного мира. Семантика этих изображений не сводима к предметности. В частности, объединение европейской и экзотической живой природы символизирует многообразие наземного «видимого» мира, его безграничность. Композиция не только объединена антропоморфным контуром, но и подчинена передаче эмоционально-чувственных образов: патетика («Огонь»), спокойствие, созерцательность («Вода»), старость, смерть («Зима») и др.
Другой живописный жанр конца
XVI в. — натюрморт — также развивается на стыке «натурально-каталогического» принципа и символического мышления, получая дальнейшее развитие в эпоху барокко. В качестве примера упомянем натюрморт А. Переда (середина
XVII в.). В центре композиции — остановившиеся часы. «Полифонию» предметно-смысловых планов составляют: 11 морских опустевших раковин 4 видов; 10 ореховых плодов 2 сортов; 8 пустых сосудов, сделанных из 4 видов материала. Предметная и числовая символика очерчивает круг образов: уходящее время жизни, смерть — Memento Mori.
Особым расцветом «классификационного» взгляда на мир в европейской культуре признан
период XVII-XVIII вв. Как известно, в естествознании этого времени господствовали науки «клас-сификаторного» типа. Превращение классификации в метод познания в XVII-XVШ вв. приводит к ее массовому целенаправленному построению. Причем совершение процедур классификации намного превосходят ее логическое описание [8].
Представления о картине мира как о сумме отдельностей преломляются в художественной культуре и творчестве XVII-XVШ вв., для которого чрезвычайно характерной становится тенденция классифицирующего мышления. Эта тенденция оказывает порождающее воздействие на формирование и развитие жанров живописи, таких как натюрморт, графические циклы и др. Одним из интересных жанров эпохи барокко, претворивших элементы каталогичности, является архитектурный офорт, свободный по содержанию от натурфилософских представлений. Его концепция связана с идеей исторического единства культуры. Архитектурный офорт этого типа является разновидностью научной каприччи — жанра интеллектуалов и новаторов [3, с. 268]. Основу тематики в данном жанре составляет объединение в одной композиции изображений архитектурных сооружений различных исторических типов или суммирование архитектурных деталей, декоративных элементов одного из стилей древнегреческой или древнеримской архитектуры.
Научная тенденция в этом виде творчества проявила себя не только в точности воспроизведения исторических типов архитектуры, но и в написании многими из названных художников трактатов об архитектуре. Достижения в области пространственной выразительности в жанре архитектурного каталогообразного офорта оказали несомненное воздействие на художников XX в., в частности на создание в 40-е годы М. Эшером графических серий — «Мистическое пространство» и «Геометрическая мистика».
Сквозь призму каталога уже были рассмотрены несонатные циклические формы ХХ столетия [10]. Более широкий взгляд на класси-фикационность как на онтологическое свойство художественного мышления и творчества позволяет увидеть в ее проявлениях парадигмаль-ность как особое свойство и состояние опыта. Классификационность может быть рассмотрена в контексте культурно-мировоззренческих парадигм искусства. Так, Т. Б. Сиднева при изучении проблемы художественной границы определяет специфику классической и неклассической культурных парадигм — представленных как фундаментальные модели эстетического опыта, отра-
жающие принципиально различные механизмы организации художественного языка [9, с. 47-48]. Фиксация классической и неклассической пара-дигмальной специфики в эстетике и поэтике открывает в изучении классификации и каталога широкие перспективы исследования.
Литература
1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
2. БранкаВ. Боккаччо средневековый. М.: Радуга, 1983. 400 с.
3. Власов В. Стили в искусстве: словарь. Т. 1: архитектура, графика, декор.-прикл. искусство, живопись, скульптура. СПб.: Лита, 1998. 672 с.
4. Грабарь-Пассек М., Гаспаров М. Эллинистическая литература III - II в.в. до н. э. // История всемирной литературы. В 8 т. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983. С.408-419.
5. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.
6. Лосев А. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 760 с.
7. Лотман Ю. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С.14-288.
8. Розова С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 224 с.
9. Сиднева Т. «Открытое произведение» Умбер-то Эко и проблема границы в искусстве // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. № 5 (21). С. 44-49.
10. Сунь Кэнлян. Несонатные циклические формы: к проблеме каталога в западноевропейской музыке первой половины ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2011. № 131. С. 300-310.
11. Тронский И. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988. 464 с.
12. Ярхо В. Греческая литература архаического периода // История всемирной литературы: в 8 т. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983. Т. 1. С.312-316.
© Зусман В. Г., Сиднева Т. Б., 2014
МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА
В статье раскрываются принципиальные характеристики метаком-паративистики как методологической парадигмы: ее музыкальность и по-граничность. Дано обоснование изоморфности метакомпаративистики и музыки.
Ключевые слова: метакомпаративистика, музыка, граница, опыт, методологическая парадигма
Осознание мира в целом (равно как и феноменов его представляющих) во всей сложной объемности, нелинейности, подвижности естественно побуждает гуманитарное знание к применению новых методов исследования. На пути поиска адекватных «инструментов» познания все большее значение приобретает метакомпарати-вистика. Обратившись к определению смысла этой методологической парадигмы, находящейся на стадии самоопределения, попробуем выявить ее ключевые особенности, возможности, перспективы.
Как известно, знание — это информация, перешедшая в умения, компетенции носителя знания. Знание — примененная, прикладная информация, осмысленная личностно и конкретно.
Информация не принадлежит никому по отдельности. Знание принадлежит всегда конкретному лицу. Переход информации в знание означает ее одушевление.
Современное знание рождается на границах различных дисциплин. Категория «границы» — одна из центральных категорий компаративистики.
Зоны взаимоналожений и пересечений наук ведут нередко к размыванию частного знания и порождают метазнание, одновременно абстрактное и конкретное, фундаментальное и прикладное.
Востребованными оказываются те аспекты частных областей, которые устремлены к общему смыслу. Так, например, А. Ф. Лосев, характе-