Научная статья на тему 'ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ'

ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КАТАЛОГ / АРХЕТИП / КОМПОЗИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитенко Оксана Борисовна, Пыстина Лариса Борисовна

В статье рассмотрены классификация и каталог - характерные модели европейской художественной культуры. Классифицирующее свойство сознания в искусстве проявляется в виде особой организации художественного текста. Такие тексты в истории искусства обладают рядом оригинальных признаков. Обобщение этих признаков позволяет увидеть в художественных классификациях альтернативу текстам, организованным на основе принципов казуальной логики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRISMS OF ARTISTIC MODELLING: CLASSIFICATION AND CATALOGUE

Classification and catalogue - characteristic models of European art culture are examined in the article. Ability of our consciousness for classification in art becomes apparent as a specific type of art text organization. Such texts in the history of art have some original features. Generalization of these features enables to find in art classifications an alternative for texts which are organized on the basis of casual logic principals.

Текст научной работы на тему «ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА В ПОИСКАХ

НОВЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Никитенко О. Б., Пыстина Л. Б., 2014

ПРИЗМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТАЛОГ

В статье рассмотрены классификация и каталог — характерные модели европейской художественной культуры. Классифицирующее свойство сознания в искусстве проявляется в виде особой организации художественного текста. Такие тексты в истории искусства обладают рядом оригинальных признаков. Обобщение этих признаков позволяет увидеть в художественных классификациях альтернативу текстам, организованным на основе принципов казуальной логики.

Ключевые слова: художественное моделирование, классификация, каталог, архетип, композиция, художественный текст

Феномен классифицирующего мышления (или категоризации), относящийся к архетипи-ческим мыслительным структурам сознания, и его проявления, отраженные такими понятиями, как каталог и классификация, нередко воспринимаются как инородные по отношению к художественному творчеству. Несомненно, за последние почти два столетия шедевры искусства в той или иной степени были связаны с освоением действительности в ее становлении, каузальном процессе, тогда как представления о классификации, каталогизации, фиксации «ставшего» естественно связывались с научными функциями.

На самом деле оба способа познания мира — и классифицирующий, и каузальный — в равной степени присущи как научному, так и художественному мышлению: можно познавать мир в его становлении, можно осмыслить его как явление ставшее. И тогда «ставший» мир может предстать как совокупность многообразных элементов, сгруппированных по определенным законам и в определенном порядке, в котором родовидовые отношения играют существенную роль.

Классификация — важный элемент не только научной, но любой человеческой деятельности. Классификация как один из способов организации материала и особая форма его выражения присуща художественным системам искусства. Классификационный характер структурирования художественного содержания свойственен многим произведениям литературы, живописи, музыки и приобретает в них важное формообразующее и выразительной значение. Как правило, таким произведениям соответствует несюжетный тип формообразования, не зависящий от каузальной логики. В совокупности структурно-смыс-

ловых элементов (единиц композиции) воплощается особый тип содержания — модель мира, являющаяся не только и не столько результатом индивидуального авторского видения, сколько отражением культурно-исторически выработанной формы миропонимания.

Художественные тексты, содержащие событийность, причинно-следственный характер связи элементов, находятся в центре внимания поэтики со времен Аристотеля. Однако, несюжетные художественные тексты также представляют обширную область творчества, в которой сложились определенные традиции организации: «принцип дороги», «текст в тексте» и др. По мнению Ю. Лотмана [7], подобные тексты относятся к первичным литературным формам. К их ранним жанровым разновидностям принадлежат дескриптивная поэзия, дидактический эпос, лирика, путешествия. Характеризуя художественные тексты, в которых общепринятые нормы сюжета значительно модифицированы или отсутствуют, Лотман выделяет следующие особенности: каталогичность, своеобразную инвентаризацию элементов, составляющих объект художественного моделирования, многоплановость и иерархичность художественного пространства.

В художественном тексте несюжетного типа классификационный характер (категоризация) может приобретать доминирующее значение на различных уровнях:

1. художественной идеи, как ее рационально-логическое обоснование;

2. образного содержания, как репрезентация исходного целого — совокупности (класса) явлений, обладающих общими признаками;

3. семантической структуры, как корреляции однопорядковых структурно-смысловых элементов с иерархически более высоким уровнем (обобщающий образ, идея, концепция).

Такой тип художественного текста можно определить как: художественная классификация или каталог. В научно-исследовательской литературе при характеристике произведений различных видов искусства, в которых в той или иной степени проявляется феномен классификационного мышления, использовалось понятие каталогообразности. Оно встречается в работах о литературных жанрах различных исторических эпох. [4, с. 11]. Отдельные черты каталогизации в творческом методе, хотя и не обозначаются таковыми, сформулированы в некоторых трудах по изобразительному искусству [3]. Каталогизацией Ю. Лотманом был назван один из важных принципов моделирования художественного текста [7].

Как разновидность классификации (искусственная, прикладная, вспомогательная) каталог широко применяется в практике прикладных наук. В восприятии образно-значимых элементов семантической структуры каталогообразного художественного текста даже на синтезирующе-и-деальном уровне сохраняет свое значение фактор множественности. На идеальном уровне его восприятия возникает обобщенный образ, который может быть выражен в некоем «синтезирующем» понятии — мир, бытие и др., но он всегда легко разлагаем на составляющие его элементы, что соответствует соотношению уровней классификации как «множества» и «подмножества». Художественный каталог (или художественная классификация) — отражение мира через эстетически ценный класс объектов. Следует отметить, что многие авторы понятие «каталог» включают в название своих произведений (Гесиод: «Каталог женщин», Д. Мийо: «Каталог цветов» и др.).

Классификационность — это и акцент на особом структурно-содержательном аспекте жанра (натюрморта рудольфианцев, анаморфозы, цикла), в котором ее проявление приобрело черты относительной стабильности. Интересно обратить внимание на жизнь этих явлений в истории европейской культуры — быть может, это откроет нам новые грани старых искусствоведческих сюжетов?

Обращение к классификации как к основополагающему способу отражения мира или как одному из композиционных принципов в создании произведения сложилось в истории европейской культуры в особую творческую традицию. В различные культурно-исторические периоды она

то выдвигалась в центр художественных интересов, складывалась в отчетливо детерминированные жанры, то смещалась на периферию и уходила в глубинные слои творческого мышления, но никогда не исчезала. Примеры каталогооб-разных композиций обнаруживаются в искусстве «больших» и «малых» стилей на протяжении ряда эпох. Ранний этап развития классификационного мышления проистекал внутри мифологического сознания, где оно во многом было связано с понятием генеалогии и рода. Показательно утверждение А. Лосева о том, что мифологическое мировоззрение было сформировано как результат проецирования на мир отношений в первобытной родовой общине: «...объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир — вся природа представлялась для него не чем иным, как огромной родовой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях и воспроизводящими собой первобытный коллективизм первой в истории общественно-экономической формации» [5, с. 7]. Возможно, в рамках этих представлений конкретизируются понятия рода и принципов его внутреннего видового «подразделения» относительно явлений природы.

Классификация как метод композиции возникает на стадии донаучного синкретического мышления. К числу ее первых образцов относятся памятники архаического периода античности -дидактические поэмы Гесиода «Теогония», «Труды и дни», «Каталог женщин» (VII в. до н. э.). В них осуществляется систематизация мифов, притч, правил народной мудрости в соответствии с моделируемыми сферами бытия, воссоздана картина мира, утверждающая нравственность [12]. Классификации в рамках художественного мышления изначально присущ аналитический характер. Она осуществляет разъединение объекта (мифология, фольклор) на составляющие его части, производит отбор подобных и аналогичных элементов, устанавливает связи между ними. Вместе с тем в ранних «художественных каталогах», как и в целом, в мифологии, элементы сопоставлялись по элементарным однопорядковым качествам, смежности в пространстве и времени. Картина мира, представленная в дидактическом эпосе, суть происхождение мира, в котором время «овеществлено» в генеалогии.

Отбор необходимого материала производился на основе общих для всех сюжетов признаков. Примерами классифицирующего подхода к мифологии могут служить: «Каталог женщин»

(мифы о прародительницах греческих родов) Ге-сиода (VII до н. э.), «Метаморфозы» (мифы о превращениях), «Героиды» (мифы о влюбленных) Овидия (I до н. э.) и др. В названных и других каталогообразных произведениях в творческой практике происходит осознание объединяющих (на основе общих признаков) и выразительных возможностей классификационной структуры: раскрытие идеи как особой закономерности или через множество закономерностей. Классификация формируется как метод систематизации естественнонаучного опыта в трактатах так называемого «гиппократовского корпуса» («О воздухах, водах и местностях», «О древней медицине») и труде первого представителя художественной историографии — «Истории» Геродота.

В художественном классифицировании происходил интенсивный процесс накопления новой информации о мире. Этот процесс опережал постижение всеобщей связи явлений. Классификация становится простым способом обобщения сведений и фактов, универсальной формой первого этапа в установлении объективных законов, фиксацией сведений в определенном порядке.

Подобные ситуации складываются и в эпоху Нового времени. Одна из них — культурный контекст переходного периода от готического стиля к барокко на рубеже XVI-XVП вв., окружавший творчество мастеров рудольфианской школы. Здесь отмечается стремительное развитие естественных наук, сопровождающееся созданием всевозможных коллекций, гербариев, оранжерей, зверинцев и т. д. Чрезвычайной популярностью пользуются каталоги — <^иттае» и «ТЪеаШ». Все это формирует особую концепцию универсума. Обилие предметно-фактологической информации обусловливало инертность синтетического видения мира. В то же время это способствовало формированию особой «катало-гической» модели мира в творчестве таких художников, как Дж. Арчимбольдо, Х. Хоффман, Й. Хофнагель и др.

В истории европейского искусства возможно выделить следующие относительно устойчивые классификационные жанры: разновидности дидактического эпоса, средневековый бестиарий, анаморфозы и аллегории рудольфианского маньеризма, натюрморт барокко, архитектурный офорт как разновидность каприччи и др. В средние века каталогообразная классификация становится одним их методов составления больших литературных форм. Следует отметить, что в эту эпоху границы литературы остаются размытыми, открытыми для философских трактатов и исто-

рических сочинений. Признаком литературности остается не предмет, а стиль изложения. Формы литературы античности, ее приемы композиционного изложения, принципы логики частично трансформировались в средневековые латинские жанры, многие из которых имели отчетливо классификационный характер.

Каталогизация или суммарность положена в основу разнообразных по смысловым акцентам в содержании (дидактика, прославление деяния, чудеса) агиографических жанров, объединяющих жития святых на основе церковного календаря или локального принципа: «Минеи четьи», Синаксарь, Пролог. К литературным памятникам средневековой Европы, воспроизводящим принцип каталогического построения, относится сборник «Melissa», составленный монахом Антонием (XI в.). В нем объединяющим принципом выдержек из Библии, высказываний византийских церковных писателей и античных авторов является их расположение по категориям добродетелей и пороков. Устойчивым каталогическим жанром средневековья стал также «Физиолог» или «Бестиарий». На его формирование оказал влияние памятник позднегреческой повествовательной литературы (III в.) — трактат Элиана «О природе животных». Эта же концепция переходит в западноевропейский средневековый Бестиарий, где обогащается новыми аллегорическими смыслами, назидательными толкованиями в духе христианства.

С развитием повествовательной литературы и театра специфические черты классификации ассимилируются различными жанрами, вступают в сложные взаимодействия с особенностями их композиции и сюжета. Так, например, В. Бранка усматривает влияние средневековой «Суммы» на внутреннюю логику «Божественной комедии» Данте и «Декамерона» Боккаччо, что выразилось в проявлении черт каталогизации в их композиции [2]. Каталогические принципы дидактического генеалогического эпоса несомненно участвуют в эпопее-пародии Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ее общая композиция в целом каталогизации не подчинена. Однако возникающие ситуации в жизни героев периодически перемежаются с обширными перечислениями-каталогами (генеалогия, «ненормативные» роды античных богов, одежда Гаргантюа, меню и пр.), выделенными в тексте в специальные разделы. Повествование приобретает характер некоего фантастического трактата.

Каталогическая традиция, накопившая богатый опыт в области литературы, как способ

композиционной организации нашла свое отражение и в сфере изобразительного искусства. Уникальным жанром, сложившимся в творчестве Дж. Арчимбольдо и получившим широкое распространение в искусстве рубежа XVI-XVII вв., является жанр анаморфозы. В жанре анаморфозы на основе атрибутивно-каталогического отбора элементов (предметных образов) Арчимбольдо создано 2 цикла tetes composées (составные головы) — «Элементы» и «Времена года», каждый из которых состоит из 4-х картин. В их совокупности в актуальной для данного времени трактовке воплотилась концепция универсума, отражающая связи микро- и макрокосмоса. Циклы объединены общим названием «Метаморфозы». Композиции картин созданы по единому принципу: на темном фоне из нагроможденных друг на друга предметов складываются антропоморфные фигуры. Но они не являются традиционными аллегориями. В их составе используются предметы обихода, изображения растений, существ живой природы, реально и достоверно связанные с изображаемым явлением. Это своеобразные каталоги естественной природы. Антропоморфный образ «Весны» возникает из цветов, профиль «Зимы» — из разнообразных оголенных деревьев, припорошенных снегом. В цикле «Элементы» «Воздух» — антропоморфный каталог птиц, «Вода» — каталог флоры и фауны подводного мира. Семантика этих изображений не сводима к предметности. В частности, объединение европейской и экзотической живой природы символизирует многообразие наземного «видимого» мира, его безграничность. Композиция не только объединена антропоморфным контуром, но и подчинена передаче эмоционально-чувственных образов: патетика («Огонь»), спокойствие, созерцательность («Вода»), старость, смерть («Зима») и др.

Другой живописный жанр конца

XVI в. — натюрморт — также развивается на стыке «натурально-каталогического» принципа и символического мышления, получая дальнейшее развитие в эпоху барокко. В качестве примера упомянем натюрморт А. Переда (середина

XVII в.). В центре композиции — остановившиеся часы. «Полифонию» предметно-смысловых планов составляют: 11 морских опустевших раковин 4 видов; 10 ореховых плодов 2 сортов; 8 пустых сосудов, сделанных из 4 видов материала. Предметная и числовая символика очерчивает круг образов: уходящее время жизни, смерть — Memento Mori.

Особым расцветом «классификационного» взгляда на мир в европейской культуре признан

период XVII-XVIII вв. Как известно, в естествознании этого времени господствовали науки «клас-сификаторного» типа. Превращение классификации в метод познания в XVII-XVШ вв. приводит к ее массовому целенаправленному построению. Причем совершение процедур классификации намного превосходят ее логическое описание [8].

Представления о картине мира как о сумме отдельностей преломляются в художественной культуре и творчестве XVII-XVШ вв., для которого чрезвычайно характерной становится тенденция классифицирующего мышления. Эта тенденция оказывает порождающее воздействие на формирование и развитие жанров живописи, таких как натюрморт, графические циклы и др. Одним из интересных жанров эпохи барокко, претворивших элементы каталогичности, является архитектурный офорт, свободный по содержанию от натурфилософских представлений. Его концепция связана с идеей исторического единства культуры. Архитектурный офорт этого типа является разновидностью научной каприччи — жанра интеллектуалов и новаторов [3, с. 268]. Основу тематики в данном жанре составляет объединение в одной композиции изображений архитектурных сооружений различных исторических типов или суммирование архитектурных деталей, декоративных элементов одного из стилей древнегреческой или древнеримской архитектуры.

Научная тенденция в этом виде творчества проявила себя не только в точности воспроизведения исторических типов архитектуры, но и в написании многими из названных художников трактатов об архитектуре. Достижения в области пространственной выразительности в жанре архитектурного каталогообразного офорта оказали несомненное воздействие на художников XX в., в частности на создание в 40-е годы М. Эшером графических серий — «Мистическое пространство» и «Геометрическая мистика».

Сквозь призму каталога уже были рассмотрены несонатные циклические формы ХХ столетия [10]. Более широкий взгляд на класси-фикационность как на онтологическое свойство художественного мышления и творчества позволяет увидеть в ее проявлениях парадигмаль-ность как особое свойство и состояние опыта. Классификационность может быть рассмотрена в контексте культурно-мировоззренческих парадигм искусства. Так, Т. Б. Сиднева при изучении проблемы художественной границы определяет специфику классической и неклассической культурных парадигм — представленных как фундаментальные модели эстетического опыта, отра-

жающие принципиально различные механизмы организации художественного языка [9, с. 47-48]. Фиксация классической и неклассической пара-дигмальной специфики в эстетике и поэтике открывает в изучении классификации и каталога широкие перспективы исследования.

Литература

1. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.

2. БранкаВ. Боккаччо средневековый. М.: Радуга, 1983. 400 с.

3. Власов В. Стили в искусстве: словарь. Т. 1: архитектура, графика, декор.-прикл. искусство, живопись, скульптура. СПб.: Лита, 1998. 672 с.

4. Грабарь-Пассек М., Гаспаров М. Эллинистическая литература III - II в.в. до н. э. // История всемирной литературы. В 8 т. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983. С.408-419.

5. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. 620 с.

6. Лосев А. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. 760 с.

7. Лотман Ю. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. С.14-288.

8. Розова С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 224 с.

9. Сиднева Т. «Открытое произведение» Умбер-то Эко и проблема границы в искусстве // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. № 5 (21). С. 44-49.

10. Сунь Кэнлян. Несонатные циклические формы: к проблеме каталога в западноевропейской музыке первой половины ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2011. № 131. С. 300-310.

11. Тронский И. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988. 464 с.

12. Ярхо В. Греческая литература архаического периода // История всемирной литературы: в 8 т. АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1983. Т. 1. С.312-316.

© Зусман В. Г., Сиднева Т. Б., 2014

МЕТАКОМПАРАТИВИСТИКА КАК МУЗЫКА

В статье раскрываются принципиальные характеристики метаком-паративистики как методологической парадигмы: ее музыкальность и по-граничность. Дано обоснование изоморфности метакомпаративистики и музыки.

Ключевые слова: метакомпаративистика, музыка, граница, опыт, методологическая парадигма

Осознание мира в целом (равно как и феноменов его представляющих) во всей сложной объемности, нелинейности, подвижности естественно побуждает гуманитарное знание к применению новых методов исследования. На пути поиска адекватных «инструментов» познания все большее значение приобретает метакомпарати-вистика. Обратившись к определению смысла этой методологической парадигмы, находящейся на стадии самоопределения, попробуем выявить ее ключевые особенности, возможности, перспективы.

Как известно, знание — это информация, перешедшая в умения, компетенции носителя знания. Знание — примененная, прикладная информация, осмысленная личностно и конкретно.

Информация не принадлежит никому по отдельности. Знание принадлежит всегда конкретному лицу. Переход информации в знание означает ее одушевление.

Современное знание рождается на границах различных дисциплин. Категория «границы» — одна из центральных категорий компаративистики.

Зоны взаимоналожений и пересечений наук ведут нередко к размыванию частного знания и порождают метазнание, одновременно абстрактное и конкретное, фундаментальное и прикладное.

Востребованными оказываются те аспекты частных областей, которые устремлены к общему смыслу. Так, например, А. Ф. Лосев, характе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.