Научная статья на тему 'ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ" ЦАРСКОЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ" ЦАРСКОЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сикорская Анастасия Васильевна

Статья посвящена выявлению сущности понятия «интеллектуальное музыкальное сообщество» в контексте культуры первой половины ХІХ столетия. Раскрывает некоторые особенности музыкального быта интеллектуальной культурной среды царской России, а также определяет роль деятельности творческой интеллигенции, интеллектуалов и талантливых музыкантов-любителей в процессе развития культуры данного периода на территории провинциальной царской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMATEUR MUSIC-MAKING IN THE INTELLECTUAL MUSICAL COMMUNITIES OF TSARIST RUSSIA (RUSSIAN EMPIRE) IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article is devoted to the essence of the concept «musical intellectual society» in the context of culture in the first half of the nineteenth century. It discovers the features of the musical life of the intellectual cultural environment in Imperial Russia, defines the role of activities of the clerisy, intellectuals and talented amateur musicians in the development of the culture of that period.

Текст научной работы на тему «ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ" ЦАРСКОЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

© Сикорская А. В., 2014

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ.» ЦАРСКОЙ РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Статья посвящена выявлению сущности понятия «интеллектуальное музыкальное сообщество» в контексте культуры первой половины Х1Х столетия. Раскрывает некоторые особенности музыкального быта интеллектуальной культурной среды царской России, а также определяет роль деятельности творческой интеллигенции, интеллектуалов и талантливых музыкантов-любителей в процессе развития культуры данного периода на территории провинциальной царской России.

Ключевые слова: интеллектуал, интеллектуальное музыкальное сообщество, интеллигенция, любительское музицирование

На данном историческом этапе увеличивается интерес к традициям такой социальной группы общества, как интеллигенция, членами которой становились интеллектуалы, талантливые музыканты-любители. Актуальность данной темы раскрывается в особой роли их деятельности в процессе развития общества и его влияния на культуру.

К проблеме понимания сущности таких понятий как интеллектуал, интеллигенция обращались представители различных отраслей науки, литературы, философии, искусствоведения и музыкознания с конца Х1Х века и до сегодняшнего дня. Среди важных источников — работы известных авторов — М. Вебера, Ж. ле Гоффа, К. Шарля, Р. Коллинза, П. Бурдье, Д. Лихачёва, М. Гаспарова. Культурологическая сторона проблемы раскрыта в работах И. Колесник, Л. Горен-ко, М. Будзар, Н. Самохиной.

Характеристика музыкальной культуры данной эпохи осуществлена в работах А. Васю-ты, Л. Барановской, А. Извариной, М. Степанен-ко, А. Шреер-Ткаченко, Л. Корний, Н. Кашкада-мовой, А. Ольховского, А. Алексееева, В. Муза-левского, Л. Гинзбург, О. Андриановой, В. Юдиной, И. Хвостовой и других.

Существует довольно широкий список литературы (культурологического, музыковедческого, исторического планов), в которой описывается и детально анализируется культурная, в том числе музыкальная, жизнь элиты, интеллигенции двух столиц — Москвы и Петербурга1. В то же время не менее активной была деятельность музыкальных сообществ, а также отдельных представителей интеллектуальной элиты в

провинции. Именно небольшие города, а в особенности богатые многовековыми традициями усадьбы, поместья в первой половине XIX века становились местными культурными центрами. Здесь на фоне фольклорных традиций широкое распространение получает любительское музицирование — сфера, обеспечившая в дальнейшем появление профессионального искусства.

Таким образом, целью данной статьи является раскрытие понятия «интеллектуальное музыкальное сообщество», рассмотрение особенностей деятельности подобных сообществ, а также определение роли любительского музицирования в контексте культуры определенного исторического периода — царской России.

Слово интеллигенция, относящееся еще к эпохе Цицерона, означало «понимание», «способность к пониманию». За многие сотни лет его значение часто меняло акценты, но все же сохранило смысловую основу. М. Гаспаров в своих трудах раскрывает эволюцию данного понятия сквозь призму целых эпох: от «службы разуму», через «службу совести» к «службе воспитанности» [2, с. 4].

В словаре-справочнике социальной психологии В. Крысько определяет такие характерные особенности интеллигентности как эрудиция, воспитанность, честность, порядочность, стремление к самопознанию и самоусовершенствованию, богатство внутреннего мира, целый комплекс морально-нравственных качеств, неоспоримое чувство справедливости и прочее [5, с. 325].

Термин «интеллектуал», близкий к «интеллигент», появился намного позже (в эпоху сред-

невековья). Интеллектуалами в Западной Европе называли работников умственного труда, тех, чьим ремеслом были мышление и преподавание своих мыслей. Т. Дорошенко в большом комплексном словаре определил интеллектуала как «человека, который имеет высокий уровень интеллекта; человек интеллектуального труда, который профессионально использует свои умственные способности; высокообразованный человек, склонный к творческой новаторской деятельности» [3, с. 237].

Под понятием «интеллигенция» рассматриваем представителей общества, которые не только имели высшее образование, но в первую очередь определяли в своем мироощущении довольно четкую и определенную гражданскую позицию: делать все возможное во имя улучшения и развития социальной и культурной жизни общества.

В небольших городках, поместьях, так же как и в Москве, активно протекала культурная жизнь, хотя в несколько ином формате. Преобладающей формой культурного общения интеллигенции в провинции первой половины XIX века являлись различные содружества интеллектуалов, формировавшиеся на почве семейных, соседских, служебных, научно-просветительских, культурных, музыкальных и иных взаимоотношений.

Экономически и материально независимый статус помещиков давал право на активное распространение в стенах их усадьб различных форм развлечений, среди которых наиболее популярными были светские встречи, приемы. Музыкальным фоном таких общений нередко были выступления любителей музыки, дилетантов, которые по уровню способностей, таланта часто не уступали профессиональным композиторам-исполнителям. Кроме того, характерной чертой такого рода музыкального общения именно в первой половине XIX века являлось объединение в одном лице исполнителя и композитора, слушателя и просветителя. Другими словами, участниками подобных сообществ становились представители различных профессий (военные, чиновники), глубоко и всесторонне развитые в сфере культуры, искусства, науки интеллектуалы, точнее, личности-универсалы.

Одними из популярных форм культурного общения в провинции были семейные музыкальные вечера, целью которых было не только объединение разных слоев населения — «дабы дать возможность быть вместе всем, как богатым, так и небогатым» [1, с. 66], но и достиже-

ние благотворительных, гуманных идей, а также ознакомление с новыми музыкальными произведениями, литературными трудами, примерами изобразительного искусства. В основе намерений четко прослеживается стремление организаторов семейного музицирования к внедрению более богатого по своему содержанию и форме досуга, которое должно было встать на путь активного освоения музыкального искусства, и формирование на этой основе настоящих, не искаженных музыкально-эстетических предпочтений.

Результаты творчества становились фактором, объединяющим членов подобных сообществ в так называемые интеллектуальные «очаги» культуры, где постоянно пульсировали новые, прогрессивные идеи.

В своем репертуаре участники встреч использовали как произведения западноевропейской музыки (Л. Бетховен, Дж. Россини, Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Ф. Лист, Ф. Шопен, Ф. Мендельсон), так и сочинения отечественных композиторов (М. Глинка, А. Алябьев, А. Гурилев, А. Варламов), в том числе и собственного творения. Вот что писал Н. Калиновский про семейные музыкальные вечера: «хорошая музыка доступна для каждого уха... для того, чтобы понять и оценить подобные произведения, вовсе не требуется больших музыкальных знаний, надобно только иметь уши, посредством которых всякое слово проникает в душу человека, и самую душу, посредством которой человек постигает все прекрасное в природе.»; «наше общество умеет ценить все то, что заключает в себе истину, добро, изящество — три элемента, положенные в основание наших семейных вечеров» [там же, с. 65]. В итоге, такая форма интеллектуального общения, как семейные музыкальные вечера, стала одной из стадий на этапе формирования профессиональной музыкальной культуры (композиторства, исполнительства).

Активная деятельность любителей музыки в XIX веке неразрывно была связана с их тесным окружением, микросферой. Известным фактом является то, что большую роль в жизни и творчестве ряда великих композиторов играли сплотившиеся вокруг них кружки друзей и единомышленников, которые создавали вдохновляющую обстановку творчества. Таким образом, талантливые музыканты-любители посредством непрофессионального творчества (сольного, ансамблевого или оркестрового) имели возможность выражать свои музыкальные идеи и фантазии, изучать популярные творения классиков и современников, слушать и быть ус-

лышанными среди своих единомышленников и друзей.

Различные музыкальные сообщества, организации, встречи, вечера в провинциальных городах и усадьбах Царской России становились очагами культуры, где звучали произведения многих композиторов прошлого и современности, поднимались актуальные вопросы и проблемы в сфере политики и искусства, обсуждались новинки литературы и науки. Участники и члены подобных интеллектуальных сообществ являлись активными популяризаторами художественных направлений (в первую очередь — романтизм, сентиментализм, реализм), глубокими знатоками и хранителями национальных традиций.

Приведем лишь несколько примеров активной деятельности подобных музыкальных сообществ на территории Царской России в первой половине XIX века. Это имение Фатеевка-Луи-зино, которое находилось в Курской губернии. Здесь около семи лет (с 1816 по 1823 год) проживали братья Михаил и Матвей Виельгорские, организовавшие свои салоны-концерты и принимавшие в них непосредственное участие. Кроме того, широко известна была их не только творческая, но и меценатская деятельность.

Крупным сосредоточением творческой элиты (музыканты, поэты, артисты, художники, писатели) был дом А. Д. Улыбышева в Нижнем Новгороде. Здесь можно было посетить спектакль, насладиться концертной программой, прослушать литературные новинки и прочее.

В Харькове творческая интеллигенция посещала вечера у помещиков Шидловского, Ковалевского, генерала Шевича и других. В Киеве широкую популярность имели салоны семей Галаганов, Тарновских, Н. Ригельмана, С. Ал-ферьева. Активная деятельность музыкальных сообществ в Чернигове подтверждается следующим фактом, изложенном в Черниговских губернских ведомостях за 31 марта 1850 года: «В губернском городе, где всего 8000 жителей, насчитывается десять и более музыкальных домов, в которых разыгрывают в совершенстве Калькбреннера, Тальберга, Листа и других знаменитых композиторов, — почти невероятно. Но на самом деле это так, и потому наш Чернигов в этом отношении может поспорить с самыми большими и примечательными городами России. Повторяем еще раз, что наше теперешнее общество по преимуществу музыкальное» [там же, с. 68].

Форма любительского музицирования, существовавшая с XVШ века как часть домаш-

него воспитания, постепенно преобразовываясь в семейные музыкальные вечера, к середине XIX века стала составным элементом общего образования и музыкального просвещения. Именно данный период характеризуется объединением традиций профессиональной и любительской форм музыкальной практики в провинции и довольно четким их разделением в столицах.

Таким образом, длительный процесс формирования профессионального музыкального искусства проходил не без помощи и участия так называемых «интеллектуальных музыкальных сообществ» — динамического, добровольного объединения творческой талантливой элиты с определенной национальной, гражданской и этической позициями. Именно участники данных сообществ (универсальные личности) становились своеобразными «двигателями» развития культуры и пропаганды музыкального искусства на территории царской России.

Примечания 1 Среди основных трудов — Гозенпуд А. Дом Эн-гельгардта: Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века; Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX веков); Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801-1917: Энциклопедический словарь-исследование; Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век и другие.

Литература

1. Васюта О. П. Музичне життя на Чершпв-щиш у ХVIII-ХIХ ст.: 1сторико-культуроло-пчне дослщження. Черншв: РВК «Деснянсь-ка правда», 1997. 212 с.

2. Гаспаров М. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность // Российская интеллигенция: история и судьба. М.: Наука, 1999. С.5-14.

3. Дорошенко Т. С. Великий комплексний словник украшсько! мови. Х.: Торсшг плюс, 2009. 237 с.

4. Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина // Русское общество 30-х годов XIX в.: Мемуары современников. М.: ИМУ, 1989. 145 с.

5. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. 325 с.

6. Хвостова И. А. Социально-педагогические условия развития любительского музицирования в контексте культурной деятель-

ности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения музыкальному искусству». Тамбов, 2000. 24 с.

7. Юдина В. И. Любительские и профессиональные формы музыкальной практики

в культуре провинциального города второй половины XIX - начала XX вв. // Ученые записки КнАГТУ. Комсомольск-на-Амуре: ООО ПКП «Жук». 2011. №11, 2 (6). Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». С.64-69.

© Хоменя А. А., 2014

А. БРУКНЕР — ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА

Представленная работа посвящена исполнительской деятельности органиста и композитора Антона Брукнера. Концертная практика дополняла церковную, а педагогическая работа являлась своего рода творческой лабораторией композитора. Точки приложения различных граней таланта композитора, дополняя друг друга, еще более явно прочерчивают феномен органа в творчестве Брукнера

Ключевые слова: А. Брукнер, орган, концертная деятельность, импровизация, педагогика

В проблематике брукнеровского вопроса1, центрального для исследователей творчества А. Брукнера, отсутствие темы, обозначенной в названии представленной статьи, загадочно. Невключенность в современное брукнероведе-ние одного из значительных сюжетов жизни гениального композитора предстает как парадокс.

В самом деле, о Брукнере-органисте, легендарном импровизаторе, одном из первых в Венской консерватории педагогов органного класса, практически нет литературы на русском языке. Также обстоит дело и с литературой об органной культуре Австрии XIX века, главным и наиболее ярким представителем которой являлся Брукнер.

Тема «орган в творчестве Брукнера» — многолика. Она связана с такими широкоохватными проблемами, как устремленность Брукнера в мир музыкального «прошлого», воплощением которого был орган, «образ органа» в качестве импульса и стимула оркестрового письма в симфониях композитора.

Существует нотное издание сохранившихся произведений А. Брукнера для органа [9]. Сочинения (менее десятка), опубликованные в хронологическом порядке, представляют особую ценность, в первую очередь как зафиксированное свидетельство творческой эволюции художника. Интересы его распространялись за пределы органной литературы прошлого и современности: то и дело он находил себя увлеченным вагне-ровской музыкальной драмой или бетховенским симфонизмом — всеобъемлющее музыкальное любопытство буквально овладевало им.

В приложении к нотному изданию можно найти собрание тем, на которые в то или иное время импровизировал Брукнер — эскизы творческих идей мастера2.

В истории музыки А. Брукнер (1824-1896) известен не только как выдающийся австрийский композитор-симфонист, но и как прославленный органист. Музыкальное развитие А. Брукнера на протяжении многих десятилетий было напрямую связано с органом. Без преувеличения можно сказать, что орган был главным инструментом в его жизни.

Из всех «образов органа» более всего близким композитору был образ церковного инструмента, напрямую связанного с литургической практикой и акустическими особенностями храмового пространства. Не последнюю роль в этом сыграла его служба церковным органистом в небольших городках Верхней Австрии, начиная с десятилетнего возраста.

Как концертирующий органист Брукнер проявил себя после переезда в Вену в середине 1860-х гг. С началом концертной практики у себя на родине, а также за рубежом, к нему пришла долгожданная европейская слава, отличная от признания в узкопрофессиональной среде, к которому он успел привыкнуть. Здесь следует особо подчеркнуть, что идеальной концертной ситуацией для Брукнера была та, которая предполагала исполнение не продуманной и специально разученной программы, но, скорее, спонтанных импровизаций на заранее приготовленные или заданные кем-нибудь из публики темы (и чем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.