Научная статья на тему 'А. БРУКНЕР - ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА'

А. БРУКНЕР - ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A. БРУКНЕР / ОРГАН / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хоменя Анна Александровна

Представленная работа посвящена исполнительской деятельности органиста и композитора Антона Брукнера. Концертная практика дополняла церковную, а педагогическая работа являлась своего рода творческой лабораторией композитора. Точки приложения различных граней таланта композитора, дополняя друг друга, еще более явно прочерчивают феномен органа в творчестве Брукнера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. BRUCKNER - THE ORGANIST: THE FACETS OF TALENT

The article is devoted to the performing activity of Anton Bruckner, who was both an organist and a composer. His church practice was enriched by the concert one, the pedagogy was a kind of composer's creative laboratory. «Application points» of different facets of Bruckner's talent, enriching one another, underline even more obsiously the phenomenon of organ in the composer's creative heritage.

Текст научной работы на тему «А. БРУКНЕР - ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА»

ности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения музыкальному искусству». Тамбов, 2000. 24 с.

7. Юдина В. И. Любительские и профессиональные формы музыкальной практики

в культуре провинциального города второй половины XIX - начала XX вв. // Ученые записки КнАГТУ. Комсомольск-на-Амуре: ООО ПКП «Жук». 2011. №11, 2 (6). Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». С.64-69.

© Хоменя А. А., 2014

А. БРУКНЕР — ОРГАНИСТ: ГРАНИ ТАЛАНТА

Представленная работа посвящена исполнительской деятельности органиста и композитора Антона Брукнера. Концертная практика дополняла церковную, а педагогическая работа являлась своего рода творческой лабораторией композитора. Точки приложения различных граней таланта композитора, дополняя друг друга, еще более явно прочерчивают феномен органа в творчестве Брукнера

Ключевые слова: А. Брукнер, орган, концертная деятельность, импровизация, педагогика

В проблематике брукнеровского вопроса1, центрального для исследователей творчества А. Брукнера, отсутствие темы, обозначенной в названии представленной статьи, загадочно. Невключенность в современное брукнероведе-ние одного из значительных сюжетов жизни гениального композитора предстает как парадокс.

В самом деле, о Брукнере-органисте, легендарном импровизаторе, одном из первых в Венской консерватории педагогов органного класса, практически нет литературы на русском языке. Также обстоит дело и с литературой об органной культуре Австрии XIX века, главным и наиболее ярким представителем которой являлся Брукнер.

Тема «орган в творчестве Брукнера» — многолика. Она связана с такими широкоохватными проблемами, как устремленность Брукнера в мир музыкального «прошлого», воплощением которого был орган, «образ органа» в качестве импульса и стимула оркестрового письма в симфониях композитора.

Существует нотное издание сохранившихся произведений А. Брукнера для органа [9]. Сочинения (менее десятка), опубликованные в хронологическом порядке, представляют особую ценность, в первую очередь как зафиксированное свидетельство творческой эволюции художника. Интересы его распространялись за пределы органной литературы прошлого и современности: то и дело он находил себя увлеченным вагне-ровской музыкальной драмой или бетховенским симфонизмом — всеобъемлющее музыкальное любопытство буквально овладевало им.

В приложении к нотному изданию можно найти собрание тем, на которые в то или иное время импровизировал Брукнер — эскизы творческих идей мастера2.

В истории музыки А. Брукнер (1824-1896) известен не только как выдающийся австрийский композитор-симфонист, но и как прославленный органист. Музыкальное развитие А. Брукнера на протяжении многих десятилетий было напрямую связано с органом. Без преувеличения можно сказать, что орган был главным инструментом в его жизни.

Из всех «образов органа» более всего близким композитору был образ церковного инструмента, напрямую связанного с литургической практикой и акустическими особенностями храмового пространства. Не последнюю роль в этом сыграла его служба церковным органистом в небольших городках Верхней Австрии, начиная с десятилетнего возраста.

Как концертирующий органист Брукнер проявил себя после переезда в Вену в середине 1860-х гг. С началом концертной практики у себя на родине, а также за рубежом, к нему пришла долгожданная европейская слава, отличная от признания в узкопрофессиональной среде, к которому он успел привыкнуть. Здесь следует особо подчеркнуть, что идеальной концертной ситуацией для Брукнера была та, которая предполагала исполнение не продуманной и специально разученной программы, но, скорее, спонтанных импровизаций на заранее приготовленные или заданные кем-нибудь из публики темы (и чем

больше таких номеров в концерте, тем лучше было для него). Разноголосица мнений в отношении игры мастера — естественное следствие его несоответствия исполнительскому канону. О противоречивости отзывов о концертах Брукнера — другой стороне «золотой медали» его триумфов — будет сказано далее.

В Вене Брукнер, в сорокалетнем возрасте (!) еще пребывавший в статусе ученика3, наконец, начал свою преподавательскую деятельность. В 1868 году он вступил в должность преподавателя гармонии и контрапункта в Венской консерватории, которую до него занимал его бывший учитель С. Зехтер. В рабочем контракте композитора шесть часов отведено теоретическим дисциплинам и шесть часов — преподаванию органа. Таким образом, Брукнер был первым педагогом, обучавшим игре на органе в Венской консерватории. Заметим, что стремительно приобретавшему известность композитору-симфонисту так никогда и не доверили вести класс композиции4.

Итак, плодотворность Брукнера-органиста держалась на «трех китах»: концертная деятельность (признание и слава — необходимые стимулы его творчества) дополняла церковную практику (религиозность композитора была притчей во языцех, что давало повод трактовать его творчество как мистические прозрения), а педагогическая работа, помимо того, что приносила средства к существованию, являлась своего рода творческой лабораторией композитора. Точки приложения различных граней таланта композитора, дополняя друг друга, еще более явно прочерчивают феномен органа в творчестве Брукнера.

О роли органа как церковного инструмента в Австрии XIX века

Органные концерты не были редкостью в первой половине XIX века, однако нельзя говорить и об их регулярности. К. Миллер в своем перечне органных концертов в XIX веке [16] упоминает только два австрийских города, в которых существовала подобная практика: Вена и Кремс. Подобные мероприятия могли иметь место только в лютеранских храмах. В католических же органные концерты всячески исключались из практики в силу идеологических соображений. Послушать орган вне литургии было проблематично. Особенно это касается музыки светской, виртуозной. К. Миллер называет всего лишь двоих музыкантов, которые давали концерты в Австрии в первой половине XIX века — это А. Ф. Хессе (1809-1863) и Г. Й. Фоглер (1749-1814).

В 60-е годы Всеобщий немецкий союз св. Цецилии развернул борьбу за чистоту католического богослужения, возрождение традиций вокальных форм. Нападкам подверглась церковная музыка с инструментальным сопровождением — как венских классиков, Шуберта, так и живших в то время Брукнера и Ф. Листа.

Хотя строительство концертных залов началось в Англии еще в XVIII веке, в Австрии только в 70-х годах XIX века был построен Му-зикферайн, с течением времени ставший местом паломничества музыкантов. Ситуация в соседней Германии несколько отличалась, однако и там органные концерты находились в тесной связи с органом в храме.

В католическом богослужении господствовала музыка в духе intermezzo и всевозможные фуги, которые по своей сути фугами не являлись. Можно сказать, что «фуга» и «орган» стали синонимами в XIX веке. Контрапункт превратился в средство «обхождения острых углов» во время литургии (небольшими фугато были заполнены все ее «музыкальные» паузы), оказываясь обезличенным, он становился техническим навыком и постепенно утрачивал свою символическую значимость и весомость.

Концертная деятельность А. Брукнера

С появлением концертных залов и органа в Консерватории ситуация изменилась к лучшему. Брукнер принимал непосредственное участие в расширении горизонтов органной культуры. Ведь именно его импровизации были для неискушенной публики чем-то захватывающим, ярким, впечатляющим.

В стенах Музикферайна происходили подчас знаменательные события. Впервые звучал орган в стенах Золотого зала 10 ноября 1872 года. И. Брамс дирижировал Te Бейтсом Г. Ф. Генделя, а Брукнер играл партию континуо, расшифрованную Брамсом. Известно, что Брамс нелестно отозвался об игре своего коллеги, впрочем, между ними никогда и не было особой дружбы, скорее, присутствовало скрытое соперничество (Первая симфония Брамса была написана тогда, когда Брукнер написал уже большинство своих симфонических полотен).

Отметим важное событие отечественной брукнерианы: в конце 1872 года Брукнер исполнял партию органа на премьере оратории Ф. Листа «Христос», которой дирижировал А. Г. Рубинштейн! Брукнер показал Рубинштейну свои первые симфонии и получил его одобрение, а также был приглашен в Россию.

Особая страница в жизни Брукнера-органиста — его гастроли во Франции и Англии.

Началось все с того, что в связи с установкой нового органа фирмы MerkHn-Schtitze (1869 г., 3 мануала, 45 регистров) в базилике Св. Эвра в Нанси австрийскому двору было отправлено приглашение к участию австрийских органистов в фестивале, посвященном этому событию. Р. Библ, один из трех органистов Венской Придворной капеллы, отказался, Брукнеру пришлось отправиться туда вместо него. В конце апреля 1869 года композитор дал два концерта в Нан-си. В первый вечер, 28 апреля, в его исполнении прозвучала одна из Прелюдий и фуг И. С. Баха и импровизация на свободную тему. Второй вечер был целиком посвящен импровизациям, темами для которых послужили «Австрийский императорский гимн»5 и фрагмент из медленной части струнного квартета Й. Гайдна ор. 76 №3.

Й. Хербеку, давнему приятелю и покровителю, он сообщает о теплом приеме публики, похвалах со стороны французских, немецких и бельгийских музыкантов, также присутствовавших на церемонии инаугурации органа, и сокрушается, что не сможет ничего понять из того, что напишут о его игре критики в местных газетах. Отзывы же были положительные: отмечались его невероятные технические владения, сила творческой фантазии, богатый музыкальный вкус. Брукнер был провозглашен лучшим органистом Австрии.

Представители органной фирмы продлили гастроли композитора во Франции. Очередное его выступление состоялось в основном здании фирмы в Париже, на одном из органов, только теперь уже не для широкой публики, а для специально приглашенных гостей. Композитор импровизировал на тему из Первой симфонии. Лучшие свои темы и идеи он приберегал для выступления в соборе Нотр-Дам.

Уже через несколько дней Брукнер импровизировал на пятимануальном органе Кавайе-Колля на тему, предложенную ему парижским органистом К. Шовэ. К сожалению, концерт в соборе Нотр-Дам оказался закрытым мероприятием — афиш практически не было. Среди пришедших полюбопытствовать и послушать игру Брукнера были французские композиторы С. Франк, Ш. Гуно, К. Сен-Санс. Их впечатления нигде и никак не зафиксированы. До нас дошло лишь высказывание Франка об игре Брукнера: беседуя с одним из своих учеников после концерта, он отметил, что «никто ничего подобного ранее не слышал».

По возвращении в Вену Брукнера ожидали лестные отзывы о нем как об органисте в австрийской прессе. Эхо его французских триумфов повсюду — в Линце, Санкт-Флориане, Штайре.

Безусловно, главным событием 1871 года для композитора явилась его поездка в Лондон. На презентацию нового органа Г. Уиллиса в Аль-берт-Холле6 (1871 г., 4 мануала, 110 регистров) были приглашены именитые органисты со всей Европы.

Концертные программы А. Брукнера состояли наполовину из собственных «сочинений»-им-провизаций, наполовину из произведений других авторов. Репертуар Брукнера-исполнителя был крайне скуден, что, особенно с позиций XXI века, удивительно7.

Композитор объяснял своему другу Р. Вай-нвурму, почему он не расширяет свой репертуар: чаще всего труд органиста не оплачивается как следует и что лучше играть за бесплатно, но тогда уж — импровизировать сходу фантазии без необходимости запоминать что-либо наизусть.

Но ошибкой было бы думать, что Брукнер не готовился к поездке в Лондон. Даже импровизируя, композитор не полагался только на вдохновение. Темы, которые он выбирал для импровизации, как правило, повторялись спустя какое-то время в очередном концерте: структура целого оставалась неизменной, но детали варьировались. Чаще всего Брукнер импровизировал на темы И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера.

Программы пяти концертов Брукнера, состоявшихся в Хрустальном дворце (Crystal Palace) в Лондоне8 тогда же, в августе 1871 г., включали в себя импровизации на популярные немецкие песни, а также на песни Ф. Шуберта.

Отзывы в английской прессе в целом были положительными, но некоторые музыкальные критики оказались строже своих французских коллег. Отмечались предсказуемость некоторых импровизационных построений, «иссушающее» мелодию контрапунктическое ее развитие, навязчивость повторений. Дерзость Брукнера — импровизация на тему баховской токкаты или на тему из Первой сонаты Ф. Мендельсона, особенно когда она следует после оригинала, — в Англии не оценили. Кто-то из критиков даже заметил: «Композиторы сами выжимают из своих тем все до последнего. Что можно добавить к Токкате Баха? Ничего...» [14, с. 252].

Но необходимо иметь в виду, что Брукнер все же мыслил как композитор. Возможно, он «испытывал» чужой материал в своих творче-

ских целях, о которых, собственно, как и о своем процессе сочинения, он всегда умалчивал, предпочитая делиться уже готовыми результатами.

Путешествия заграницу оказались важной вехой в творчестве композитора. Благодаря приобретенной славе, он стимулировал рост интереса к органному искусству в своей стране, способствовал поддержке органистов у себя на родине, а также еще более укрепил статус Австрии как государства с высоким уровнем музыкальной культуры. Признание его как исполнителя сыграло не последнюю роль для продвижения его симфонических произведений как в Вене, так и за рубежом. Новые дружеские и профессиональные контакты стали для композитора большим подспорьем в жизни и творчестве.

А. Брукнер — импровизатор

Противоречивые отзывы об игре Брукнера говорят о том, что он умел привлечь внимание публики и заставить себя слушать, а значит — был оригинален. Если темы импровизаций Брукнера иногда повторялись, то, можно с уверенностью утверждать, что в итоге сочинения отличались по форме и по динамике — новый инструмент всегда требует включение новых ресурсов от исполнителя. Композитор считал, что небольшие инструменты не подходят для его импровизаций, теряется весь смысл его игры, а эффект от нее порой даже оказывается ужасным. Он любил инструменты с тремя-четырьмя мануалами и большим количеством регистров и всегда интересовался у приглашающей стороны, каков будет инструмент, на котором ему придется играть. Колористическая и динамическая стороны импровизации для него были первостепенными. Становится понятно, почему современники отзывались о его игре, не жалея возвышенных слов: яркие краски (от misterioso до tutti), контрасты и необычные регистровые решения брукнеровских импровизаций были чем-то новым и необычным для неподготовленного уха слушателя-прихожанина католического храма, где царили негромкие аскетические звучания.

П. Планявский отмечает, что импровизации Брукнера можно поделить на три группы: импровизации в контрапунктическом стиле (на темы Баха и Мендельсона), которые можно скорее считать парафразами, чем импровизациями; импровизации в симфоническом стиле, в которых чаще всего композитор демонстрировал свою оригинальность; импровизации, построенные в форме вариаций на популярные хоралы, песни, гимны [17, §114].

Иногда Брукнер делал некоторые заготовки — эскизы будущих импровизаций. Но чаще всего он комбинировал между собой темы из симфонии, которую он в данный момент сочинял или редактировал, известные темы других композиторов и собственные идеи. Сохранились воспоминания его друзей, которые, слушая импровизирующего мастера, пытались отгадать звучащий ребус — что за темы и в какой последовательности Брукнер использовал.

Так или иначе, Брукнеру не было равных в Австрии, и за ее пределами о нем отзывались как о музыканте-виртуозе.

О некоторых педагогических принципах Брукнера

Вступив в должность преподавателя теории музыки и игры на органе, Брукнер столкнулся с неожиданной трудностью: в Консерватории не было инструмента, на котором могли бы заниматься студенты. Поначалу для занятий вместо органа использовали фортепиано. Затем все же была приобретена фисгармония. Некоторое время спустя появилась чудесная возможность — доступ к новому органу в Музикферайне. Студенты и коллеги Брукнера нередко приходили послушать, как он занимается самостоятельно на органе Золотого зала по вечерам.

Совершенно естественно, что преподавание музыкальной теории и педагогическая деятельность на исполнительском факультете связаны с разными задачами, требуют особенных подходов, а также предполагают владение обширными знаниями в различных областях. Сведений о Брукнере-теоретике сохранилось гораздо больше, чем о педагоге-органисте. И все же, учитывая склонность Брукнера к математическим подсчетам всякого рода (от тактов в собственных сочинениях до листьев на дереве и звезд на небе), его скрупулезность и тщательность в выполнении всевозможных заданий, трудолюбие и требовательность к себе, естественно предположить, что он проецировал свой опыт, не имея противоположного, на учеников. Известно, что он был строгим учителем, требовал от студентов четко поставленных целей и неукоснительного их выполнения.

В своей речи на церемонии посвящения в профессора Консерватории он провел важную параллель между музыкой и архитектурой. Брукнер утверждал, что «миссия» музыканта состоит в том, чтобы «проанализировать музыкальную конструкцию до мельчайших частиц-атомов, сгруппировать полученные элементы в особые

правила для того, чтобы создать тему, которая могла бы быть описана как музыкально-архитектурное сооружение». Подобное умение и знание он считал естественным для людей, называющих себя исполнителями и композиторами. Уметь построить фундамент для будущей темы и осознавать, из чего она слагается, — вот первый и самый необходимый навык.

Из приведенного высказывания ясно, что Брукнер рассматривал всех без исключения своих учеников как музыкантов, имеющих прямое отношение к композиторскому ремеслу.

Знания музыкально-теоретических основ он требовал и от студентов-исполнителей, с которыми занимался также импровизацией. В одном из писем Й. Хербеку, где Брукнер рекомендует своего восемнадцатилетнего ученика Х. Рота (которого считал одним из лучших) на пост органиста в Санкт-Флориан, композитор говорит об исполнительском таланте своего ученика и об исключительном умении импровизировать. Как композитор занимался импровизацией — трудно установить за неимением сведений. Но склонность самого Брукнера к импровизации не могла не передаваться его ученикам. Отсюда необходимость обучения их законам «музыкальной архитектуры» или композиции.

Возможно, поскольку Брукнер сам не очень охотно брался за разучивание новых произведений, он и от учеников требовал развития собственной музыкальной фантазии, которая могла раскрыться только в импровизациях.

Однако, «по долгу службы» ему приходилось разучивать с учениками произведения Баха, Мендельсона, Альбрехтсбергера, и тогда он заявлял: «Когда кто-нибудь просит меня сыграть ба-ховскую фугу, я отправляю его за консультацией к своим студентам. Они это могут сделать лучше, чем я» [6, с. 245].

Сохранилось множество высказываний о виртуозной педальной технике Брукнера-органиста (не будем забывать о конструкции педальной клавиатуры в органах того времени!), например, о его «фирменных» трелях в педали, которые старались перенять у него ученики.

Думается, что педагогическая деятельность композитора выходила за пределы консерваторского класса. Его друзья и ученики учились у него на протяжении всей жизни.

Творчество Брукнера при его жизни не воспринималось как новаторское. С приходом славы к композитору после премьеры его Седьмой симфонии, многие музыканты признавались

в своей слепоте в отношении его музыки — гениальность Брукнера стала очевидной настолько внезапно, что это было сравнимо с общественным потрясением.

Брукнер-органист стал известным и признанным профессионалом в своей области гораздо раньше. Возможно, это являлось для него большим подспорьем в среде, где композиторский талант его не был до конца понят и принят.

Продолжительное время, отводимое им для теоретических занятий и игре на органе, не могло не способствовать глубинному погружению в стиль и законы музыкальных эпох прошлого. К тому же, он слышал и изучал музыку почти линейно — от Ренессанса к классицизму и романтизму (с некоторыми небольшими и несущественными в целом поправками).

Брукнер — единственный в эпоху романтизма художник, на творческом пути которого Традиция прошла себя как бы заново, словно повторив историю музыки. И сам Брукнер прошел вместе с ней этот путь — немаловажен тот факт, что первое крупное сочинение было им написано в сорок лет9: прежде чем взяться за перо, он долго постигал основы старого контрапункта.

Подчеркнем, что в XIX веке больше не было ни одного композитора, который бы проявил себя как выдающийся симфонист и одновременно значительный исполнитель, кроме С. Франка (во Франции), правда, с поправками на другую культурную ситуацию и традицию.

Симфонии Брукнера стали для него переходом из церковного (как «прошлого» культуры) в светское (настоящее и будущее), из патриархального миропредставления в космополитичное (несмотря на укорененность первого в сознании).

На вопрос, почему он не пишет произведения для своего любимого инструмента — органа, Брукнер ответил: «Мир стал слишком плох. Органная музыка перестала быть нужной людям. Для того чтобы люди услышали то, что я хочу сказать, я должен писать симфонии»10.

Примечания 1 «Брукнеровский вопрос» — это клубок противоречий, пронизывающий решительно все стороны и грани феномена композитора: его жизнь и творчество. Например, он связан с рукописями Брукнера, особенно с его нотными автографами: с большим числом авторских редакций большинства произведений, с вторжением, причем разнофункциональным, его учеников, издателей, дирижеров в композиторские тексты, санкционированным и несанкционированным Брукнером; с

практикой прижизненных изданий его симфоний, в большинстве случаев противоречащих автографам; с проблемой подготовки первого Полного собрания сочинений (ПСС) композитора в 1930-е годы, с выходом в свет Нового полного собрания сочинений (НПСС) Брукнера, продолжающимся по сей день.

2 Отдельная благодарность — голландскому органисту Й. Люймесу, познакомившему меня со статьей П. Планявского об импровизации в творчестве Брукнера.

3 Уроки композиции, которые композитор брал у О. Китцлера, виолончелиста и дирижера оркестра оперного театра в Линце, продолжались до 1864 года.

4 Эти факты дают возможность провести некоторые типологические параллели между Брукнером и С. Франком, руководителем органного класса Парижской консерватории, который посещали в юности композиторы нового поколения. Как и Брукнер, Франк не вел класс композиции.

5 Музыкой гимна стала мелодия, сочиненная в 1797 году Й. Гайдном и посвященная императору Францу II. Она называлась «Песнь кайзера» и начиналась словами «Боже, храни императора Франца, нашего доброго императора Франца» .

6 Г. Уиллис (1821-1901) — один из ведущих ор-ганостроителей в Англии в XIX веке. Органы его фирмы можно встретить в соборах Салисбе-ри, Линкольна, Херфорда и др. городов. Он был знаком с Кавайе-Коллем и восхищался работами последнего. Французское влияние заключается в особой значимости язычковых регистров в органах Г. Уиллиса. Как сам Брукнер оценивал возможности английского органа, остается неизвестным.

7 Парадоксально, но факт: это никак не помешало Брукнеру получить титул лучшего органиста Австрии.

8 Хрустальный дворец был построен в лондонском Гайд-парке в 1850-1851 гг. к Всемирной выставке 1851 года под руководством Дж. Пак-стона. Выставочный зал вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён в лондонское предместье Сиднем-Хилл. 30 ноября 1936 г. Хрустальный дворец сгорел.

9 И. Брамс стал автором своей Первой симфонии также в зрелом возрасте, однако, к тому времени он уже зарекомендовал себя как мастер фортепианного, камерного, оркестрового жанров.

10 Образ органа в симфониях композитора — тема отдельной работы. Террасообразность динамики в симфониях, резкие смены звучания, длинные органные пункты, яркие контрасты, необычная оркестровка, цезуры между темами — все это следы влияния органной музыки.

Литература

1. Михайлов А. Австрийская культура после первой мировой войны // Музыка в истории культуры. Избранные статьи. М., 1998. С. 74-110.

2. Новак Л. Стиль симфонический и стиль церковный // Музыкальная академия. 1997. № 2. С. 167-169.

3. Новак Л. Понятие «обширности» в музыке Антона Брукнера // Музыкальная академия. 1997. № 2.

4. Филимонова М. Антон Брукнер // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 3. М., 2003. С. 332-449.

5. Шорске К. Вена на рубеже веков: Политика и культура. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2001. 520 с.

6. Auer M. Anton Bruckner: sein Leben und Werk. Vienna, 1923.

7. Bruckner A. Briefe / herausgegeben von Harrandt A., Schneider O. Bd. 1: 1852-1866. MVW, 1998.

8. Bruckner A. Briefe. Bd. 2: 1887-1896. MVW, 2003.

9. Bruckner A. Orgelwerke / herausgegeben von Hans Haselböck. Doblinger, 1996.

10. Bruckner Studies [ed. by Jackson T. L. and Hawk-shaw P.]. Cambridge University Press, 1997.

11. Bruckner-Symposion: Anton Bruckner, Persönlichkeit und Werk. Linz, Anton Bruckner Institut Linz, 1995.

12. Bruckner Symposion: Johannes Brahms und Anton Bruckner / ed. Wessely O. Linz, 1985.

13. Cooke D., Novak L. Bruckner // The New Grove Dictionary of Music and Musicians; [Ed. by S. Sadie]. London, 1980. V. 3. P. 352-371.

14. Howie C. Anton Bruckner: a documentary biography. Lewiston, N. Y.: Edwin Mellen Press, 2002.

15. Johnson S. Bruckner remembered. London: Faber and Faber, 1998.

16. Miller C. Virtuosität und Kirchlichkeit / Deutsches Orgelkonzertwesen im 19. Jahrhundert. Musi-colonia 7. Köln: Dohr, 2010.

17. Planyavsky P. Anton Bruckner's organ improvisations. Orgelpark Research Report/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.