Научная статья на тему 'Камерно-инструментальная музыка: возрождение традиций и выход из кризиса'

Камерно-инструментальная музыка: возрождение традиций и выход из кризиса Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
306
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / КАМЕРНО-АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ДОМАШНЕЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / ТРАДИЦИИ МУЗИЦИРОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН / МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРУЖОК / КРИЗИС ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грушина Е.Е.

90-е годы XX века, с его сложными социальными условиями, стали временем кризиса инструментально-ансамблевого искусства. К этому времени практически утеряны традиции домашнего музицирования, музыкальных кружков и салонов, музыкально-поэтических вечеров, происходит своеобразная коммерциализация музыкального искусства. Искусство камерно-ансамблевого исполнительства приобретает статус искусства элитарного, попадая в довольно узкие стилистические рамки. XXI век, начало первые его десятилетия принесли с собой и новые веяния в области культуры, одним из которых стал исключительный интерес к возрождению традиций XIX века, а вторым появление совершенно новых тенденций, связанных с социально активной позицией музыкантов-исполнителей, с просветительской и благотворительной деятельностью, что способствовало выходу искусства камерно-инструментального исполнительства из кризиса и дало ему импульс для дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Камерно-инструментальная музыка: возрождение традиций и выход из кризиса»

КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

© Грушина Е.Е.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

90-е годы XX века, с его сложными социальными условиями, стали временем кризиса инструментально-ансамблевого искусства. К этому времени практически утеряны традиции домашнего музицирования, музыкальных кружков и салонов, музыкально-поэтических вечеров, происходит своеобразная коммерциализация музыкального искусства. Искусство камерно-ансамблевого исполнительства приобретает статус искусства элитарного, попадая в довольно узкие стилистические рамки. XXI век, начало первые его десятилетия принесли с собой и новые веяния в области культуры, одним из которых стал исключительный интерес к возрождению традиций XIX века, а вторым - появление совершенно новых тенденций, связанных с социально активной позицией музыкантов-исполнителей, с просветительской и благотворительной деятельностью, что способствовало выходу искусства камерно-инструментального исполнительства из кризиса и дало ему импульс для дальнейшего развития.

Ключевые слова: камерно-инструментальный ансамбль, камерно-ансамблевое исполнительство, домашнее музицирование, традиции музицирования, музыкальный салон, музыкальный кружок, кризис инструментального искусства.

XXI век, наступивший, казалось бы, совсем недавно, уже принес перемены, внес свои коррективы в отношения в рамках системы «искусство камерно-ансамблевого исполнительства - современное сообщество». Интересным и важным представляется рассмотреть современную ситуацию с точки зрения исследователя, проследив тенденции, возникшие в рамках данного жанрового поля в конце XX - начале XXI веков, проследить возникшие межэпохальные, межвременные и межкультурные связи - иногда вполне закономерные, а иногда и довольно неожиданные.

Говоря о тенденциях, возникших в интересующей нас области камерно-инструментального исполнительства (имея в виду роль данного вида искусства в современном социуме), можно отметить два вектора развития событий - равноценных, одинаково значимых и равно представляющих интерес для исследователя:

1) возрождение традиций музицирования XIX - начала XX веков;

* Аспирант кафедры Философии и социологии культуры. Научный руководитель: Щербакова А.И., профессор кафедры Философии и социологии культуры, доктор педагогических наук, доктор культурологии.

2) появление новых направлений, тенденций, в области приложения сил музыкантов-ансамблистов, новый взгляд на роль камерных ансамблей в современном обществе.

Пожалуй, именно первый вектор развития (возрождение традиций) представляет собой наибольшей интерес. Традиции камерно-ансамблевого музицирования (как профессионального, так и любительского) имеют давние корни. Принято считать, что традиции светского музицирования в нашей стране берут начало в эпоху реформ Петра I, будучи связанными с учреждением его ассамблей, когда, наряду с основами профессионального музицирования закладывался фундамент такого феномена как музицирование домашнее.

Действительно, рассматривая, к примеру, ХУШ век на предмет форм исполнительского искусства, переживавших в это время бурный рост и развитие, следует отметить, что именно домашнее, так называемое усадебное музицирование явилось в это время основным источником музыкальной, культурной жизни. Безусловно, удельный вес именно инструментальной музыки в это время был существенно меньше чем, к примеру, вокальной музыки (именно эта эпоха знаменуется развитием такого жанра как русский романс, хоровое пение, оперное искусство - в том числе и в рамках именно домашнего музицирования). Но, тем не менее, инструментальная музыка развивалась, постепенно находя своих композиторов, исполнителей, слушателей.

Искусство камерного ансамбля продолжило свое развитие в XIX веке (пожалуй, следует отметить именно эту эпоху как время настоящего расцвета данного вида музыкального искусства), что связано, не в последнюю очередь с традицией музыкальных кружков, музыкальных салонов. Стоит отметить и то, что создание музыкальных кружков, получивших распространение в среде интеллигенции, мелкопоместного дворянства положило начало демократизации искусства камерного музицирования, имея в виду его выход за пределы великосветских салонов. «В XIX веке домашнее музицирование входит в быт и приобретает более массовый, демократический характер. Рядом с великосветскими салонами возникали музыкальные кружки и собрания в слоях среднего и мелкопоместного дворянства, в интеллигентской, «служилой» среде» [10, с. 2].

Подобные кружки и салоны берут на себя роль настоящих культурных центров городской жизни. С ними связаны такие имена как Львов, Хондош-кин, братья Вильегорские. «Творческое содружество страстных любителей музыки: М. Балакирева, профессора инженерной академии Ц. Кюи, военного офицера М. Мусоргского, учёного-химика А. Бородина и морского офицера Н. Римского-Корсакова составило славу нашего Отечества. Они собирались раз в неделю «помузыкантить». Играли произведения классиков и свои сочинения, обсуждали, спорили, поддерживали друг друга. В творческом общении формировалось мастерство будущих композиторов, определялась идейная направленность искусства великих русских музыкантов» [10, с. 3].

Подчас, именно на таких домашних вечерах возникают инструментальные ансамбли, спонтанно создаются музыкальные произведения (как вокальные, так и инструментальные).

Возрастает и роль именно камерно-инструментальных ансамблей, как формы музицирования идеально подходящей для поставленной задачи -совместного творчества, развития музыкальной мысли. Исполняются произведения зарубежных авторов, звучит русская музыка - как образчики инструментального искусства прошлых эпох, так и новые сочинения. Таким образом, любительское, домашнее музицирование по своей значимости для развития музыкальной культуры, на определенном этапе мало в чем уступало искусству профессиональному - уровень музыкантов-любителей был крайне высок. Более того, иногда именно такая концертно-исполнительская форма как домашнее, салонное музицирование являлась платформой, которую композиторы использовали для премьерных показов своих новых произведений.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что XX век с его социальными потрясениями, изменениями в области общественной жизни, внес и свои коррективы в поле музыкальной культуры нашей страны, нанеся существенный удар традициям домашнего музицирования, которые были практически утрачены (если не считать редких очагов, возникавших на протяжении XX столетия). «Первая половина XX века, отмеченная бурным развитием сольного исполнительства, - «переходный период» в эволюции жанра, когда фортепианный ансамбль «отступил на периферию» культурных интересов общества. Технические достижения (изобретения радио, звукозаписи) минимизировали ознакомительную функцию фортепианного дуэтного музицирования - основную для предшествующего этапа, а гранды отечественной музыки предпочли фортепианному ансамблю более крупные формы и составы, адекватно отражавшие глубину социальных потрясений»1 [5, с. 3-4].

Выразителями духа времени, новой эпохи становятся более масштабные полотна, яркие сольные произведения, оттесняя собой искусство камерного музицирования - более интровертное, направленное вглубь, и являющее собой довольно закрытую, немассовую сферу Так, плакат вытеснял тонкие акварели и изящную графику. Пожалуй, требования отечественного искусства первой половины XX века выразил Маяковский в стихотворении «Птичка Божия»:

«В испытанье битв и бед с вами,

1 Заметим, что все, сказанное выше, в полной мере относится и к жанру ансамблевого инструментального исполнительства в целом.

што ли, мы

полезем? В наше время тот -поэт, тот -писатель, кто полезен. Уберите этот торт! Стих даешь -хлебов подвозу. В наши дни писатель тот, кто напишет марш

и лозунг!» [6, с. 108].

Между тем, хотелось бы отметить, что именно домашнее музицирование, в свое время, как нельзя больше способствовало популяризации, распространению интересующего нас в рамках данного исследования, камерно-музыкального искусства - ансамблей с участием фортепиано, струнных квартетов, камерных оркестров, да и музыкального искусства в целом.

Пожалуй, кризис, возникший в данной области стал наиболее очевиден в конце XX века, в 90-х годах данного столетия, которые ознаменовались существенным снижением интереса к теме камерной музыки, обособлении ее в качестве элитарного искусства, то есть, введя в довольно узкие рамки, в пределах которых рано или поздно неизбежно наступила бы стагнация: логичная, с данном случае, остановка развития области искусства, не имеющего выхода на широкую слушательскую аудиторию, исполнителей, представляющее интерес только для узкого круга профессионалов. Данная ситуация была, в очень большой степени, обусловлена утерей традиций - в том числе и традиций домашнего музицирования, как способа не только популяризации данного вида искусства, но и важного вектора развития его, доказавшего свою состоятельность в данной роли на протяжении XVШ-X[X веков.

«Положение в культуре, в частности музыкальной, таково, что вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а, зачастую, и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Мы, педагоги и родители, часто забываем о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. Главная цель такого воспитания -не столько овладение музыкальными знаниями и навыками, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа. Положительную роль в

деле подъёма музыкальной культуры сыграет, на наш взгляд, возрождение традиций домашнего музицирования - области музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени» [10, с. 1].

Действительно, если рассматривать ситуацию, сложившуюся в 90-е годы XX столетия в области камерно-инструментальной музыки (и, хотелось бы подчеркнуть, инструментальной музыки в целом, можно отметить снижение интереса к этой области музыкального искусства со стороны общества (имея в виду общество в широком смысле этого слова). Это было, без сомнения, обусловлено и утратой традиций, о которых говорилось выше, и коммерциализацией общества, и стремительным развитием поп-культуры, массовой культуры (подчас, основанной на музыкальном материале весьма и весьма невысокого качества, но доступной и простой для восприятия, не требующей аудитории, накопленного слушательского «багажа» - явления довольно спорного с точки зрения своей художественной ценности, а так же и абсолютно не несущего просветительской, воспитательной роли, не расширяющей горизонты слушателя. Все богатство, наследие инструментальной (и особенно камерно-инструментальной) музыки попадало во все сужающиеся рамки элитарного искусства, доступного сравнительно небольшому кругу слушателей.

Между тем, данная проблема, при своей кажущейся узкопрофильности (будучи, казалось бы, почти исключительно проблемой, касающейся музыкантов-профессионалов, получивших и получающих академическое образование), на самом деле явилась куда более широкой. А именно, проблемой сохранения интеллектуального багажа современного общества. Не зря исследователи в области культурологии, академической музыки задавались вопро-сом:« Может ли музыкальное образование как инструмент постижения музыки помочь человеку в сохранении себя, обретении пути к себе?» [8, с. 34]. Образование в самом широком значении этого слова, подразумевающего интеллектуальное развитие общества, культурное его обогащение. В условиях же кризиса 90-х годов, коснувшегося интересующей нас области музыкальной культуры, уделом инструментальной и особенно камерно-инструментальной (как наиболее тонкой и уязвимой) могли стать небольшие залы и нечастые концерты, востребованные именно слушателем подготовленным, из числа профессионалов или узкого круга (и, увы, на тот момент все уменьшающегося) любителей. В учебных планах ансамблевой исполнительство по прежнему занимает определенное количество часов, но престиж ансамб-листа-исполнителя уже далеко не так высок, интерес к данной сфере искусства со стороны студентом и учащихся-музыкантов снижается. Появляется восприятие данного вида инструментального музицирования как некоей «вещи в себе», искусства только ради искусства, не имеющего практического приложения. Подобное положение вещей в данной области и явилось тем самым кризисом и стагнацией.

XXI век, начало первые его десятилетия принесли с собой и новые веяния в области культуры, одним из которых стал исключительный интерес к возрождению традиций XIX века - традиций музыкальных салонов, музыкально-поэтических вечеров, кружков. Связано это было, в том числе, и с появившимся интересом к исторической реконструкции, истории в целом и культурным традициям предыдущих веков. Так или иначе, заложенные в прошлых веках традиции домашнего, салонного (как профессионального, так и любительского) музицирования переживают свое второе рождение -безусловная заслуга историков музыки, педагогов-исследователей, благодаря энтузиазму и работе которых это и произошло.

Проводятся тематические вечера, собрания. Возрождается интерес к синтезу искусств: проводятся музыкально-поэтические концерты, камерные вечера в художественных галереях. Безусловно, подобный ренессанс музыкально-инструментального искусства не явился чем-то внезапным, и произошло все не в один день: этому предшествовала работа исследователей в области культуры и искусства, истории.

Кропотливая и планомерная работа педагогов-музыкантов, желающих заинтересовать своих учеников и студентов. Так, некоторые преподаватели-инструменталисты проводят тематические вечера (выросшие из традиций концертов класса), поднимающие обычный ученический или студенческий концерт на уровень музыкального салона, к тому же, способный заинтересовать не только слушателей, имеющих отношение к тому или иному музыкальному учебному заведению, но и довольно широкой аудитории - своеобразные вечера нескучной классики. Так, темами подобных концертов могли стать путешествие, мир сказок, диалогическая программа («возможная встреча») Бах-Гендель, вечера немецкой сонаты, английского Барокко, русского квартета. Проявляя свою творческую фантазию и позволяя самим участникам подобных концертов проявлять самостоятельную инициативу при подборе репертуара, создании концепции концерта, преподаватели-музыканты не только способствовали возрождению традиций инструментального музицирования, но и находили новые пути в их рамках, новое приложение творческих усилий.

Так, в нашем столетии частой становится практика музыкальных конкурсов, как с большим числом номинаций, так и узконаправленных: конкурс фортепианных дуэтов, конкурс квартетов. Проводятся тематические фестивали, ассамблеи искусств. Все это направлено не только на стимулирование интереса к музыкально-инструментальному исполнительству со стороны самих музыкантов, но и, безусловно, на популяризацию его. Более того, на волне интереса к домашнему музицированию, возрождается и семейное ансамблевое музицирование, в том числе и любительское. Проводятся концерты, конкурсы, направленные именно на развитие данной области. Безусловно, крайне важным представляется этот факт. «Значение любительского му-

зицирования, по мнению ученых, состоит в том, что с одной стороны, такое музицирование ориентировано на становление личности ребенка, развитие его эстетических чувств, эмоций, художественного вкуса и эмоционально-нравственных поступков, то есть на формирование музыкальной культуры ребенка как части его духовной культуры. С другой стороны, любительское музицирование способствует социальной адаптации детей в обществе, выявлению их художественных способностей и имеет существенное значение для музыкально-профессиональной мотивации. Все это особенно важно для формирования личности ребенка в условиях домашнего воспитания и обучения (...)» [2, с. 4]. То есть, существование и развитие семейных ансамблей помогает решить сложные и важные педагогические задачи.

Имея в виду все вышеперечисленное, думается, вполне можно говорить о масштабном возрождении традиций отечественного и зарубежного музицирования - и не только о возрождении, но и о пересмотре их сквозь призму современности, все большей их актуализации, адаптации к требованиям современного социума, о новом взгляде на традиционные формы инструментального исполнительства.

Говоря о втором векторе, упомянутого в начале данного исследования (появление новых направлений, формирование нового взгляда на роль камерных ансамблей в современном обществе), следует отметить, данное направление развития искусства инструментального исполнительства так же не может рассматриваться в отрыве от истории музыкальной мысли, искусства, истории концертного исполнительства предыдущих веков, безусловно, с поправкой на новое столетие.

Речь идет о новых направлениях приложения творческих усилий музыкантов-исполнителей в реалиях современности. Наиболее актуальны в реалиях современности вопросы роли музыки и музыканта, месте и значении их в нашем столетии, перспективах развития. «Есть ли место для искусства в пространстве культуры XXI в.? Играет ли искусство какую-либо роль в жизни нынешнего человека? Нужна ли ему музыка или ее роль исчерпана, как и историческая миссия человечества? Для музыканта XXI в. поиск ответов на эти вопросы предельно важен, поскольку решение проблемы самореализации и самоактуализации самым непосредственным образом связано с осмыслением места и роли музыки в жизни и деятельности современного человека» [9, с. 12].

Именно в поисках ответов на данные вопросы, в осознании себя-музы-канта в текущей реальности лежит и путь выхода из кризисной ситуации конца прошлого столетия. В том числе, речь идет и о немаловажной социальной, просветительской роли концертных инструментальных коллективов. Так, в XXI веке появляется такой феномен как социальная деятельность инструментальных коллективов. Речь идет об участии в благотворительных акциях, концертах, выступлениях в больницах, домах престарелых и инва-

лидов, школах и университетах. Причем, в такую деятельность активно вовлекаются не только профессиональные музыканты и коллективы, но и студенты: многие высшие учебные заведения проводят шефские концерты в школах, детских домах, занимаются волонтерской деятельностью. Безусловно, в этом есть глубокий смысл: студенческие коллективы уже в процессе учебы примеряют на себя роль, несущую просветительские, педагогические функции, начинают чувствовать себя не только артистами-исполнителями, но и осознавать социальную значимость своей профессии в условиях современного общества.

Важность именно просветительской функции подобных концертов несомненна. И в истории выдающихся ансамблевых коллективов прошлого века можно найти примеры этого. К примеру, вот слова П.Когана о квартете имени Глазунова, деятельностью которого он руководил более пяти лет: «Сквозь дремучий лес трудностей, какие встречались в те времена на концертных маршрутах, квартет имени Глазунова упорно пробивался к поставленной цели, все дальше и дальше от центра неся свое тонкое искусство - в такие закоулки, где еще никогда не ступала нога камерного исполнителя. Намерение квартета превратить свое искусство в музыкальное просветительство широких слушателей теперь уже не казалось фантастичным» [3, с. 60].

Формы данной деятельности, помимо вышеперечисленных, крайне многообразны. Так, например, все большую популярность набирают детские концерты (baby concert), на которые приходят самые юные слушатели; концерты-лекции для школьников; благотворительные праздничные представления для детей и взрослых; работа с социально незащищенными категориями людей. Некоторые коллективы берут шефство над конкретными детскими домами или интернатами для инвалидов, с помощью своих концертов собирая адресную помощь.

Безусловно, корни новых течений всегда лежат в историческом прошлом. Достаточно вспомнить такое явление как концерты фронтовых бригад музыкантов филармоний во время Великой Отечественной войны. Опираясь на опыт коллег-музыкантов прошлых эпох, многие современные коллективы приняли на себя роль современных просветителей (такая деятельность тем более значительна, что к ней регулярно привлекаются и студенческие коллективы). Причем, именно такая уникальная структура как камерно-инструментальный ансамбль, благодаря своей мобильности, безграничных возможностях в плане освоения самого разнообразного репертуара, гибкости, явился той универсальной творческой единицей, которая вполне способна воплотить в жизнь идеи и концепции нового столетия.

Именно за современными музыкантами, способными воспринимать и проводить в жизнь идеи нового и новейшего времени, осознающих себя как проводников нового, но не теряющих связи с музыкально-историческими традициями, будущее музыкального искусства и инструментального испол-

нительства, в частности. Это является, вне сомнений, и крайне интересной исполнительской задачей, и актуальной проблемой для исследователей академической музыки, и огромной ответственностью.

«Интерпретация музыки как вида искусства, открывающего человеку путь к познанию и самопознанию, более того, несущего в себе способ восстановления духовной целостности человека, позволяет говорить о необходимости значительного повышения статуса музыканта и одновременно о той ответственности, которая ложится на его плечи. Именно он призван с помощью музыкального искусства показать своим слушателям, своим ученикам, что каждый из них обладает особой исторической памятью, активизация которой дает возможность проникать через время и пространство, позволяет жить в многослойном и многоплановом мире, наполненном духовной энергией, накапливаемой человечеством на протяжении тысячелетий неустанного труда по «возделыванию души» (Цицерон)» [9, а 20].

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. Русская музыка XX и начала XXI вв. - 2 изд. - Л.: «Музыка», 1979.

2. Кириллов В.А. Любительское музицирование как педагогическое явление в гувернерском образовании России XVШ-XIX веков: дисс. - М., 2008.

3. Коган П., Вместе с музыкантами. - 2-е изд. - М.: Сов. Композитор, 1986.

4. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII в. - М., «Просвещение», 1987.

5. Лукьянова Н.В. Фортепианный ансамбль как феномен музыкальной культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX века: дисс. -СПб., 2006.

6. Маяковский В.В. Собр. соч.: в 8-ми т. Т. 8. - М.: Б-ка Огонек, изд-во «Правда», 1968.

7. Раабен Л. Н. История русского и советского скрипичного искусства. -Л.: «Музыка», 1978.

8. Щербакова А.И. Культурологический взгляд на проблемы осмысления музыки и музыкального образования // Фэн-наука. Периодический журнал научных трудов. - 2012. - № 1 (4).

9. Щербакова А.И. Музыка. Человек. Культура: Опыт социально-философского анализа: моногр. / А.И. Щербакова. - М.: РГСУ 2009.

10. Мельникова Л.Л. Традиции домашнего музицирования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muzprosvetitel.ru/tradros.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.