Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОВОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ'

ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОВОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
143
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ / КИТАЯ / ОПЕРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сунь Лу

Цифровая нотация, возникшая в европейской музыке, оказалась удивительно жизнеспособной на почве китайской культуры. В статье обозначены причины популярности цифровой нотации, широко используемой в массовом музыкальном обучении, а также представлена ее роль в становлении новой китайской оперы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL NOTATION IN THE MUSICAL PRACTICE OF A NEW CHINESE OPERA

Digital notation which initially emerged in the European music proved to be surprisingly viable in Chinese culture. The article tackles the reasons for the popularity of digital notation, widely used in mass musical education, as well as its role in establishing a new Chinese opera of the XX century.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОВОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ»

ствующего исторического периода, культуры в целом.

Конечно, смысл любого текста изменчив и неисчерпаем, и вторичная упорядоченность в итоге обычно может сохранить лишь общие смысловые контуры внетекстовой реальности. В то же время, сохраняясь в памяти текста, они могут быть расшифрованы, позволяя более точно реконструировать его семантическое измерение.

Примечания

1 Первичная упорядоченность текста детерминирована имманентно-музыкальными законами, аналогичными по своей сути грамматике вербального языка (звуковысотная, метроритмическая организация, например), вторичная упорядоченность связана с внесением в музыкальной текст извне некоей дополнительной организации, немузыкальных структурообразующих принципов.

2 Среди наиболее известных примеров — Makrokosmos I и II.

3 Например, в «Лирической сюите» А. Берга — см. [2].

4 В Третьей симфонии А.Г. Шнитке.

5 Например, в канонах Восточной православной церкви. Сходный принцип лежит и в основе ряда библейских текстов, например — некоторых псалмах, в древнееврейском тексте книги Плача пророка Иеремии [о разрушении Иерусалима] каждая строфа начинается с очередной буквы алфавита. При этом соотношение количества строф в главах также четко упорядочено (в первой главе их 22, во второй — 22, в третьей — 66, в четвер-

той — 22, в пятой — 22; где 22 — число букв в древнееврейском алфавите).

6 Обширный и интересный материал подобного плана собран в книге Т. Б. Бонч-Осмоловской [1].

7 [4, с. 77], см. в цитируемом издании весь раздел под названием «Графический образ поэзии».

8 См. [5]. Автор приводит также выразительный пример — книга Ильи Зданевича, вышедшая в 1923 году в Париже и состоящая из прихотливого набора разных шрифтов.

9 С психологической точки зрения подобная взаимная активизация в восприятии разных типов информации имеет объективные предпосылки: «...зрительные ассоциации стимулируют слуховые впечатления и способствуют их запоминанию, в то время как лишенные зрительных эквивалентов слуховые образы легко увядают» [3, с. 75].

Литература

1. Бонч-Осмоловская Т. Б. Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2009. 560 с.

2. Жисупова Ж.С., Ценова В.С. Драма сердца и 12 звуков (О Лирической сюите Альбана Берга). М.: МГК, 1998. 192 с.

3. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. Таланты. М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 с.

4. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство-СПб, 1996. С. 18-252.

5. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1996. 335 с.

© Сунь Лу, 2014

ЦИФРОВАЯ НОТАЦИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ НОВОЙ КИТАЙСКОЙ ОПЕРЫ

Цифровая нотация, возникшая в европейской музыке, оказалась удивительно жизнеспособной на почве китайской культуры. В статье обозначены причины популярности цифровой нотации, широко используемой в массовом музыкальном обучении, а также представлена ее роль в становлении новой китайской оперы ХХ века.

Ключевые слова: цифровая нотация, Китая, опера

Китайская цифровая нотация цианьпу аньпу стала своеобразным связующим звеном

(Ш^) — это оригинальный способ письмен- между европейской и китайской культурами. Она

ной записи музыки для тех, кто не знает нотную широко использовалась в самых разных жанрах,

грамоту. Первоначально возникшая в Европе, но особую роль сыграла в зарождении и распро-

цифровая нотация успешно адаптируется в му- странении в Китае оперы европейского типа. Ее

зыкальной практике Китая начала ХХ века. Ци- исключительная простота в освоении позволила

в кратчайшие сроки подготовить китайских исполнителей и осуществить постановки опер, ориентированные на европейскую модель. Достаточно сказать, что с момента первых экспериментов в области оперы (детские оперы Ли Дзиньхуэя) до создания первой национальной оперы «Седая девушка» прошло всего 20 лет. Для понимания всей уникальности подобной ассимиляции европейской системы в китайскую музыкальную практику следует вспомнить историю возникновения цифровой нотации.

Впервые метод цифрового обучения нотной грамоте применил в XVII веке францисканский монах Жан-Жак Суэтти. С этой же идеей выступил также Жан Жак Руссо в брошюре «Диссертация о современной музыке» (1743) [4, с. 613]. Цифровая система как средство обучения музыке сложилась и была внедрена в первой половине XIX века усилиями Пьера Галена, Эмиля Шеве и Эме Пари [1, с. 16]. По фамилиям авторов она стала называться «нотацией Га-ПаШе» (Гален-Пари-Шеве). С её помощью ученики быстрее усваивали теорию, учились интонировать и мыслить в ладу. Важным было удобство и простота записи.

«Нотация Га-Па-Ше» опиралась на три тезиса:

1. ступени мажора обозначались 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; ступени минора — 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5;

2. повышенные и пониженные ступени обозначались перечеркнутыми цифрами, например, 2\ и 2/;

3. тональность обозначалась особой пометкой в начале записи, например, «тон Фа» означало «тональность Фа мажор».

Таким образом, цифровая запись подготовила появление относительной системы сольмизации [3].

В XIX веке цифровая нотация широко распространилась в Европе. Интересно, что с 1860-х годов сольфеджио на основе «Га-Па-Ше» активно применялась в петербургской Бесплатной музыкальной школе и Бесплатных хоровых классах Московского отделения РМО. Цифровую запись поддерживали М. А. Балакирев, Г. Я. Ломакин, В. С. Серов, Н. Г. Рубинштейн, Г. А. Ларош, К. К. Альбрехт. Школьные песенники и методические руководства издавались как в пятилинейной нотации, так и в цифровой [5, с. 195]. По мере распространения в Европе печатных нот значение цифровой нотации снижалось, и концу XIX века сошло на нет. В тот же период интерес к цифровой системе возник в странах Дальнего Востока, желавших быстро войти в мировой культурный, в том числе и музыкальный, процесс.

Конец XIX - начало XX века характеризуется культурным подъемом Китая, в том числе и в области музыкального образования. Ценной формой обучения стали «школьные песни» — уроки с использованием цифровой записи нот. В 1903 году учившийся в Токио музыкант Цзэн Чжи-минь опубликовал в китайском журнале «Цзян-су» статью «Суть теории музыки». Эта статья знакомила читателя с теорией западной музыки, сравнивала цифровую запись и нотную. Достоинства обеих систем были показаны на примере песен «Обучение войск» и «Весна», которые в Китае стали первыми случаями использования нотной и цифровой записи. Новую систему пропагандировал педагог Шэн Сингун: в 1904 году он издал первый песенник в нотно-цифровой записи «Школьная песня». С тех пор цифровая запись распространились в школах по всей стране. Во время антияпонской борьбы 1930-1940-х годов цифровая запись была улучшена, стала популярной и сыграла большую роль в распространении патриотических песен [6].

По сравнению со старинной китайской системой нотации иероглифами, цифровая система приближает музыканта к европейской традиции. Во-первых, она фиксирует мажорную и минорную гаммы. Во-вторых, в цифровой системе используются элементы обычных нот: обозначение тактов, мелких ритмов, лиг. Кроме того, изменённые ступени в китайской системе обозначаются как Ь или # слева, вверху от цифры. Также как и в обычных нотах, обозначаются размер и высота тоники (латинская буква). Лишь октавные переносы ступеней фиксируются при помощи точек, и выглядят необычно. С помощью цифровой записи можно отобразить многоголосную музыку — в этом случае ряды цифр располагаются друг под другом, образуя своеобразную партитуру.

Есть у цифровой системы и недостатки — прежде всего неудобство записи аккордов для одного инструмента (фортепиано, органа и др.). В этом случае запись «обрастает» вертикальными колонками цифр, трудными для чтения. И одноголосие в цифровой системе не вполне наглядно. Высотные отношения звуков, передаваемые в нотах во всех подробностях, визуально в системе цианьпу не отражаются, что затрудняет восприятие мелодического рельефа. Впрочем, все эти «минусы» не могут заслонить главного достоинства цианьпу: новичку с помощью цифр легче усвоить интервальные и ладовые отношения, чем с помощью нот.

В течение всей первой половины XX века в Китае цифрами записывались народные

песни, ансамбли, хоры, а также западная музыка. Цианьпу стала обязательным элементом детского музыкального образования. Поэтому закономерно, что первые шаги в сторону европейского музыкального театра, так называе-

мые «детские оперы» Ли Дзиньхуэя, осуществлялись с помощью цифровой нотации. Основу музыкального материала составляли несложные песни: их-то и записывали в цифровой системе.

Пример 1. Ли Цзиньхуэй. Детская опера «Маленький художник» (1927). «Быстро рисую».

цифровая запись:

нотная запись:

Обращает на себя внимание то, что цифрами передается только вокальная линия. Благодаря такой максимально упрощённой записи мелодии детских опер в виде небольших сборников быстро распространялись по стране. Цифровая запись более компактна, чем ноты, поскольку не обременена штилями. Это её преимущество особенно заметно при передаче китайской вокальной музыки, подтекстованной с помощью иероглифов.

Столь же компактно, как «детские оперы» Ли Дзиньхуэя, записывалась музыка первых экспериментальных «взрослых» постановок, таких как «Ураган на Янцзы» (1934). Они более напоминали драматические спектакли с добавленными музыкальными номерами, нежели оперы.

В цифровой системе записывали и музыку более поздней оперы-янгэ. Эта жанровая разновидность оперы представляла собой песен-но-танцевальные представления, созданные на материале фольклора. Их ставили в 1940-е годы в освобождённых коммунистами районах страны [2, с. 288]. Вначале оперы-янгэ были короткими (несколько минут), но в дальнейшем превратились в большие спектакли, сопоставимые по масштабу с европейской оперой. Артисты опер-янгэ не были профессионалами в европейском смысле, и охотно пользовались цифровой системой. Вот как выглядит мелодия популярного янгэ «Муж и жена учатся грамоте» в цифровой и нотной записи.

Пример 2. Ма Кэ. Опера-янгэ «Муж и жена учатся грамоте».

цифровая запись:

нотная запись:

При помощи цианьпу записывают и многоголосие — оперные ансамбли и хоры.

Пример 3. Ван Цзуцзе. Опера «Дочь партии» (1991). Фрагмент хора «Небо сияющих звёзд». цифровая запись:

нотная запись:

В настоящее время цифровая система продолжает применяться в китайской опере как метод экономной записи и быстрого разучивания

партий, являясь также средством популяризации оперного искусства среди широкого круга любителей музыки.

Пример 4. Ван Цзуцзе. Опера «Пламя и весенний ветер погубят древний город» (2005). Родина.

цифровая запись:

та 51ЙЙ

*

1 - А | Л« £ |

(5 - | 5 - | 5_1 И 1 I 6 . 3 И \ | 2 "Т

2 - \ 4_2 | 5 • 1 | 5 5_6 1__2 ) |

J = 56

5 __5 ¿2 I | 2 - | 5__5 Пд | 2 - | 2_2 2 2_5 |

| И Л « в, 9 Т * * Ж, Ь

„ „ тпр ^

и б I | 2_[ [ 5 _ | 5_5 32 1 | 2

4. £ а ** $ $ -я й.

нотная запись:

Значение цианьпу для новой китайской оперы XX века подобно значению цифрованного баса для инструментальной музыки барокко. Обе системы позволяли экономно записывать музыку, обе требовали навыка чтения, обе сокращали время освоения музыкальной теории. Но, если цифрованный бас со временем уступил место классической пятилинейной нотации, то ци-аньпу по сей день продолжает использоваться в музыкальной практике Китая, будучи особенно востребованной в опере.

Литература

1. Безбородова Л. А. Теория и практика музыкального образования: учебное пособие. М.: Флинта, 2014. 270 с.

2. Лю Чжань. Истоки и особенности китайской оперы // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XIV междунар. науч. конф., Минск, 19 мая 2011 г. / Минский ин-т управ-

ления; под ред. канд. пед. наук В. В. Гедрано-вич. Минск: Изд-во МИУ, 2011. С. 287-288.

3. Сольмизация // Музыкальная энциклопедия АКАДЕМИК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ тшю/7143/Сольмизация (дата обращения: 24.06.2014).

4. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. 729 с.

5. Чернова Л. В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. Научное издание ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». С.192-198.

6. Цифровая нотация // Энциклопедия Baidu (М ХМ) [Электро нный ресурс]. Режим доступа: http://baike.baidu.com/ view/20213.htm?fr=aladdin (дата обращения: 24.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.