Научная статья на тему 'ТРАДИЦИИ ЗАПИСИ МУЗЫКИ В КИТАЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

ТРАДИЦИИ ЗАПИСИ МУЗЫКИ В КИТАЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАЦИИ ИЕРОГЛИФИЧЕСКАЯ / ЦИФРОВАЯ / ПЯТИЛИНЕЙНАЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОПЫТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / МАССОВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / HIEROGLYPHIC / DIGITAL / FIVE-LINE NOTATION / MUSICAL EXPERIENCE / MUSICAL PRACTICE / MASS MUSIC MAKING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзи Ш.

Сегодня в Китае активно используются два способа записи нот — пятилинейная тактовая нотация и цифровая система, пришедшие в Китай из Европы. Какова история заимствования этих двух способов записи музыки в китайскую музыкальную практику? Какая роль отводится нотациям в настоящее время? Эти вопросы актуальны для Китая, прошедшего в ХХ столетии период всестороннего «погружения» в опыт «чужого» музыкального языка. Сегодня музыкальная практика Китая, от школ до филармоний, активно использует оба вида нотописи. Исторические обстоятельства внедрения каждого вида нотации, их роль сегодня составляют предмет дискурса настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF MUSICAL NOTATION IN CHINA AND THEIR IMPORTANCE FOR MODERN MUSICAL PRACTICE

Today in China two methods of music recording are actively used — five-line bar notation and digital system which came to China from Europe. What is the history of borrowing these two ways of recording music in Chinese music practice? What is the role of notations at present? These issues are relevant for China which underwent a period of comprehensive “immersion” in the experience of “foreign” musical language in the twentieth century. Today the musical practice of China, from schools to the Philharmonic societies, actively uses both types of notography. The historical circumstances of the introduction of each type of notation, their role today are the subject discourse of this article.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИИ ЗАПИСИ МУЗЫКИ В КИТАЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

DOI: 10.26086/NK.2019.51.1.026 УДК781.2

© Цзи Шаньшань, 2019

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург,

Россия), аспирант кафедры музыкального воспитания и образования

E-mail: 48632593@qq.com

ТРАДИЦИИ ЗАПИСИ МУЗЫКИ В КИТАЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Сегодня в Китае активно используются два способа записи нот — пятилинейная тактовая нотация и цифровая система, пришедшие в Китай из Европы. Какова история заимствования этих двух способов записи музыки в китайскую музыкальную практику? Какая роль отводится нотациям в настоящее время? Эти вопросы актуальны для Китая, прошедшего в XX столетии период всестороннего «погружения» в опыт «чужого» музыкального языка. Сегодня музыкальная практика Китая, от школ до филармоний, активно использует оба вида нотописи. Исторические обстоятельства внедрения каждого вида нотации, их роль сегодня составляют предмет дискурса настоящей статьи.

Ключевые слова: нотации иероглифическая, цифровая, пятилинейная; музыкальный опыт, музыкальная практика, массовое музицирование

© Ji Shanshan, 2019

Herzen State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russia), Postgraduate student of the Department

of Musical Education and Training

E-mail: 48632593@qq.com

TRADITIONS OF MUSICAL NOTATION IN CHINA AND THEIR IMPORTANCE FOR MODERN MUSICAL PRACTICE

Today in China two methods of music recording are actively used — five-line bar notation and digital system which came to China from Europe. What is the history of borrowing these two ways of recording music in Chinese music practice? What is the role ofnotations at present? These issues are relevant for China which underwent a period of comprehensive "immersion" in the experience of "foreign" musical language in the twentieth century. Today the musical practice of China, from schools to the Philharmonic societies, actively uses both types of notography. The historical circumstances of the introduction of each type of notation, their role today are the subject discourse of this article.

Key words: hieroglyphic, digital, five-line notation; musical experience, musical practice, mass music making

На протяжении нескольких тысяч лет развития музыкальной культуры Китая существовало несколько способов записи музыки при помощи письменных знаков. В истории музыкальной культуры были известны система фиксации звуков сокращенными иероглифами (цзяньцыпу); система Люй-люй с двенадцатью хроматическими полутонами, приспособленная для записи инструментальной музыки; нотация пятью основными тонами (гуншанцзыпу), составляющих основу пентатоники;

иероглифическая письменность гунчипу, предназначенная для записи традиционной музыки в рамках ладовой системы юнь-гун-дяо. Однако из-за ограниченности названных способов записи, связанных с определенными видами музыки или историческими периодами, эти способы практически вышли из

употребления. Наибольшее распространение имела письменность гунчипу, которая отличалась компактностью, простотой и при этом была способна фиксировать сложнейшие ладовые отношения традиционной музыки, охватываемые понятием юнь-гун-дяо. Концепция юнь-гун-дяо представлена в исследовании композитора и теоретика Пэн Чэна [3]; для краткой ее характеристики приведем комментарии А. Климовицкого и О. Никитенко: «Юн-гунь-дяо <...>уникальныйфеноменкитайскоймузыкально-теоретической культуры <...> сопряжен с философской системой древнего Китая, его актуальное состояние продемонстрировано в творчестве современных композиторов Китая...» [2, с. 71]. Гунчипу вместе с традиционной музыкой и ее ладовой системой уходила в пространство высокого профессионализма; кроме того, выход

гунчипу из употребления был поддержан массовым увлечением населения западной музыкальной культурой, для освоения которой потребовались другие нотные транскрипции. Сегодня в Китае активно используются два способа записи нот — пятилинейная тактовая нотация и цифровая система, пришедшие в Китай из Европы.

Пятилинейная тактовая нотация впервые была использована в Китае в середине XVII века. Период второй половины XVIII века считается временем совершенствования, расширения и развитиязнанийопятилинейнойтактовойнотации в Китае. Однако, это было аристократическое знание, но не практика — после проникновения в Китай пятилинейное письмо использовалось главным образом для записи и распространения христианскихпеснопенийипсалмов. Лишьпозже, в конце XIX века, благодаря проповеднической деятельности европейских миссионеров пятилинейная нотация окончательно закрепилась в музыкальной практике Китая, в первую очередь в тех учреждениях, где обучали музыке — в частных классах, миссионерских школах, музыкальных коллективах, исполнявших западную музыку.

В начале XX века вестернизация китайской музыкальной культуры переживает особый подъём. Благодаря трудам Сяо Юмэя, «китайского Асафьева», который занимался исследованиями теории европейской музыки, композиционной техники, а также историей музыкальных инструментов, пятилинейная нотация окончательно заняла свое прочное место в музыкальном искусстве Китая. В настоящее время в музыкальных учебных заведениях при обучении игре на скрипке, фортепиано и других музыкальных инструментах знание пятилинейной записи музыки имеет чрезвычайно важное значение. Специалисты, владеющие этим видом нотного письма, привлекаются для руководства музыкальными ансамблями, хоровыми коллективами, оркестрами, а также в качестве преподавателей пения в школах и музыкальных студиях. Пятилинейная нотация в Китае сегодня — основа профессионального обучения музыканта, особенно важная для учащихся, постигающих западную музыкальную культуру. Она является базой универсальной подготовки музыканта на современном этапе, поэтому все школьные учителя выстраивают процесс обучения на основе пятилинейной системы нотации. Однако, эта, по существу, мировая музыкальная транскрипция не единственная в практике Китая, где сохранился

и активно используется иной вид фиксации музыкальных звуков.

Речь идет о цифровой системе музыкальной нотации.

Сегодня далеко не каждый европейский музыкант знает, что эта укоренившаяся в Китае система, кажущаяся ему экзотической, на самом деле также прибыла из Европы, хотя и оказалась забытой на своей родине.

Способ записи музыки при помощи цифр в Европе был известен как система Гален— Пари—Шеве [4], практика которой приходится в основном на первую половину XIX века. Понятно, что прогресс и развитие музыки в Европе опередили скромные возможности нотописи, пригодной лишь для фиксации относительных представлений о высоте звука. Но к концу XIX века цифровая запись музыки вместе с движением миссионерства приходит в Японию, где широко распространяется в японских музыкальных школах. В конце XIX — начале XX века в Китае процветали так называемые «Школы нового типа», в которых стремились копировать образование по японскому образцу. Так в Китае переняли опыт применения цифровой системы музыкальной нотации, и в начале XX века цифровая система записи музыки, появившаяся здесь гораздо позже пятилинейной тактовой нотации, практически вытесняет ее из школьного курса. Причины востребованности цифровой нотации оказались просты, прозрачны и поучительны.

Цифровой способ позволяет легко фиксироватьмелодическуюлиниювпределахтрех октав: основной и симметрично расположенных по обе стороны от основной — высокой и низкой. Цифровая нотация или нотно-цифровая запись — способ транскрипции музыки, в основе которого лежат цифры от единицы до семи, соответствующие ступеням лада с обозначением октавы при помощи точек сверху и снизу (в более высокой октаве — с точкой сверху, в более низкой — с точкой снизу). Длительность ноты соответствует четвертной ноте в пятилинейной системе, а при помощи короткой горизонтальной линии снизу или справа от ноты выражается длительность звучания меньше или больше четверти: линия снизу, объединяя цифры, отражает «восьмушки» (одна линия), две — шестнадцатые. Линия справа от ноты означает укрупнение длительности вполовину, вдвое, втрое. Приведем в пример сопоставление записи мелодии в универсальной общепринятой сегодня нотации с цифровой, расположенной под нотами.

Пропагандист музыкальной грамотности среди населения, известный деятель на ниве народного музыкального образования начала XX столетия Шэнь Синьгун стал одним из первых последователей использования цифровой системы. В 1904 году он опубликовал «Сборник песен для музыкальных школ», который оказался настолько популярным, что постепенно стал использоваться в качестве пособия во всех школах Китая. Цифровая система обрела свое назначение в Китае в качестве практической основы обучения пению и несложному музицированию на инструментах. В процессе применения она непрерывно совершенствовалась и становилась все более популярной. Необходимо отметить еще одну важную причину активного использования цифровой нотации, которая заключается в том, что цифровая запись напоминает популярное в Китае традиционное нотное письмо (гунчипу). Например, в китайском нотном письме звуки обозначаются простыми буквами-иероглифами, где с левой стороны находятся определенные элементы иероглифа, указывающие на высокие и низкие звуки, а в цифровой системе эту же функцию выполняют арабские цифры и точки сверху или снизу соответственно. Еще одним примером сходства двух систем может служить использование в традиционном нотном письме гунчипу с правой стороны от иероглифа символа, обозначающего конечные и начальные доли такта для обозначения длительности звука; в цифровой же системе эту функцию выполняют короткие горизонтальные линии слева или внизу от цифры. Таким образом, цифровая система и система гунчипу очень схожи между собой, а способ записи высоты и длительности звука настолько простой, удобный и точный, что в Китае он довольно быстро получил всеобщее признание.

Китай наилучшим образом перенял и усовершенствовал цифровую систему музыкальной нотации. В мире больше нет ни одной страны, где цифровая система получила бы такое распространение. Цифровой способ оказался для китайцев легким в изучении, удобным в записи. Так, в Китае многие музыканты в процессе написания музыкального произведения на начальном этапе фиксирования своих музыкальных мыслей обычно используют цифровую нотацию. Китайские композиторы Не Эр, Сянь Синхай также пользовались цифровой нотацией при написании черновых вариантов «Марша добровольцев» и «Кантаты Хуанхэ». Однако, в среде профессиональных музыкантов Китая бытует мнение, что цифровая система устарела, она не прогрессивна, от нее стоит отказаться в пользу универсальной всемирно используемой пятилинейной тактовой нотации. Действительно, это музыкальное письмо для китайцев сегодня важно не только как значимый фактор уровня профессионализма музыкантов и певцов, но и канал развития культурных обменов между Китаем и остальным миром в области музыки.

Однако, существует ценность цифровой системы, которую мы рискуем не заметить, увлекаясь высокими достижениями культурного прогресса. Цифровой способ на протяжении истории его практического применения в Китае продемонстрировал удобство в использовании и простоту в изучении. Он получил огромное распространение в Поднебесной и играет важную роль в развитии и популяризации различных видов музыкальной практики среди китайского населения. Цифровая запись позволяет быстро «прочесть» и запомнить мелодию, освоить партию мелодического инструмента. Если вспомнить, что множество видов китайской традиционной музыки опирается на мелодический фактор, становится очевидным, что цифровая запись — это компактный и адекватный способ трансляции народных мелодий и наигрышей. Но кроме сохранения родной культуры, цифровая запись дает возможность приобщить к несложному музицированию широкие массы, которым в пространстве культуры с эзотерической профессиональной нотной грамотой уготована достаточно ограниченная роль слушателей, но не практиков. Границы, наложенные на многочисленные виды музыкальной деятельности сложной письменностью, разделили население на музицирующих и слушающих, тем самым образовав искусственную для музыки, онтологически связанной с бытием человека, ситуацию. По замечанию Н. А. Бергер, исследовательницы и педагога, автора методики

быстрого освоения нотной грамоты, «Три знаковых системы — буква, цифра, нота — должны стать достоянием каждого образованного человека, тем более, что в начале этого века музыкальная письменность, которая применяется сейчас, справит свой тысячелетний юбилей, ибо она возникла примерно в 1025 году и связана с именем Гвидо Аретинского» [1, с. 4]. Но если с овладением буквами и цифрами население успешно справляется, то даже накануне своего юбилейного миллениума нотация, сохранившая, по существу, европейскую классическую музыку, остается уделом профессионально обученной части, но не общим достоянием.

В этих обстоятельствах, по нашему мнению, сколько бы не спорили специалисты, в Китае от цифрового способа записи музыки уже невозможно отказаться. Тот, кто изучил цифровой способ, затем легко изучит и пятилинейный, а тот, кто знаком с пятилинейной тактовой нотацией, зачастую заведомо осведомлен относительно цифрового. В целях практического приобщения населения к музицированию цифровая и пятилинейная транскрипции отнюдь не противоречат друг другу. Более того, оба способа необходимо изучать и активно использовать. Мы в равной степени принимаем использование цифровой системы и пятилинейной нотации, признаем их важную роль в музыкальном искусстве, убеждены, что взаимодополнение будет не только способствовать дальнейшему развитию музыки, но и возвратит ей природную сопричастность каждому человеку, теряющуюся в дебрях мегапо-лисной цивилизации. И если учесть, что в Китае благодаря цифровой нотации практически все население имеет начальную музыкальную грамотность, то в России, где спеть по нотам могут только прошедшие сложный путь освоения музыки в отделённых от общего образования музыкальных школах, опыт Китая по приобщению широких масс к любительскому музицированию может показаться интересным.

Литература

1. Бергер Н. А. Сначала — ритм. СПб.: Композитор, 2004. 72 с.

2. Климовицкий А. И., Никитенко О. Б. Новое знание о китайских ладах: представляем монографию Пэн Чэна «Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов XX века» II Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2015. № 1 (35). С. 71-73.

3. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и ее претворение в творчестве китайских композиторов. СПб.: Композитор, 2013. 220 с.

4. Сольмизация II Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/ (дата обращения 02.10.2018).

References

1. Berger, N. А. (2004), Snachala - ritm [First -rhythm], Kompozitor, St. Petersburg, Russia, 72 p.

2. Klimovitskiy, A. I., Nikitenko, О. B. (2015), "New knowledge about Chinese frets: presenting Peng Chan's monograph «The Yun-Gun-Diao System and its implementation in the works 20th-century Chinese composers»", Aktual'nyye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya [Actual problems of higher music education], no. 1 (35), pp. 71-73.

3. Pen, Chen (2013), Ladovaya sistema yun'-gun-dyao i yeye pretvoreniye v tvorchestve kitayskikh kompozitorov [The Yun-Gun-Diao System and its implementation in the works 20th-century Chinese composers] Kompozitor, St. Petersburg, Russia, 220 p.

4. "Solmisation", Muzykal'naya entsiklopediya [Musical encyclopedia], available at: http:// www.music-dic.ru/ (accessed 02 October 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.