https://doi.orq/10.30853/manuscript2019.5.37
Цзи Шаньшань
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ПРАКТИКА СОЛЬФЕДЖИО В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
В статье рассматривается статус предмета сольфеджио в современном Китае. Становление системы музыкального образования в Китае происходило на основе принципов и методик, заимствованных из Западной Европы и России. Построение курса сольфеджио первоначально опиралось на инокультурный для китайцев материал. Постепенно в сольфеджио вовлекается национальный музыкальный материал, а к концу ХХ столетия появляются оригинальные методики. В настоящее время для воспитания музыканта в Китае разработаны и используются собственные принципы развития музыкального слуха с применением новейших технологий. Адрес статьи: www.aramota.net/materials/9/2019/5/37.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 175-178. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/5/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 78; 781 Дата поступления рукописи: 24.02.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.5.37
В статье рассматривается статус предмета сольфеджио в современном Китае. Становление системы музыкального образования в Китае происходило на основе принципов и методик, заимствованных из Западной Европы и России. Построение курса сольфеджио первоначально опиралось на инокультурный для китайцев материал. Постепенно в сольфеджио вовлекается национальный музыкальный материал, а к концу ХХ столетия появляются оригинальные методики. В настоящее время для воспитания музыканта в Китае разработаны и используются собственные принципы развития музыкального слуха с применением новейших технологий.
Ключевые слова и фразы: сольфеджио; нотация; музыкальный слух; музыкальная практика; Китай; европейская система; российская школа.
Цзи Шаньшань
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург 48632593@qq. com
ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ПРАКТИКА СОЛЬФЕДЖИО
В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ
В настоящее время в Китае все больше внимания уделяется воспитанию музыкального слуха. Эта область музыкальной практики изначально связана с заимствованным для Китая предметом сольфеджио, освоение которого активно проходило в ХХ столетии. Однако научное осмысление опыта, связанного со становлением сольфеджио в китайской системе обучения музыке, только начинается, поэтому предлагаемую статью можно считать актуальным и востребованным прологом такого дискурса. В статье затронут ряд актуальных теоретических и практических аспектов сольфеджио в современном Китае, вызванных самим процессом воспитания музыканта. Автор полагает, что обобщение национальных особенностей подхода к воспитанию музыканта, обозначение связи национальных традиций в деле обучения и европейского опыта обладают практической ценностью для педагогов-музыкантов и их учеников. Впервые осуществляемый анализ творческой деятельности ведущих китайских сольфеджистов, характеристика некоторых пособий по сольфеджио привлечёт внимание не только педагогов сольфеджио, но и исследователей специфики музыкального слуха в контексте национальной музыкальной культуры.
Китайская музыкальная культура в своих основных формах опиралась на принцип устного обучения, воспитания и сохранения традиции. Первые упоминания китайцев о музыке, о музыкальном воспитании знакомы нам по легендам и мифам, которые датированы еще третьим тысячелетием до н.э. В Древнем Китае было развито вокальное творчество, о чем свидетельствует «Книга песен» («Шицзин»). Еще тогда китайцы считали, что «музыкальное искусство является деятельным средством воспитания и может значительно улучшить нрав и характер человека» [6, с. 345]. Кроме того, «в древнем Китае под музыкой подразумевались именно танцы под музыку» [8, с. 199], поэтому музыка впитала в себя пластику и ритмы танцев. Музыкальное воспитание в Китае долгий период времени культивировалось как любительское. На рубеже XIX-XX столетий оно начинает ориентироваться на европейскую систему, испытывая влияние приемов и методов Западной Европы и России.
Вестернизация музыкальной культуры Китая ХХ столетия связана не только с освоением музыкального искусства Запада, но и с внедрением предметов, способствующих воспитанию музыкального мышления и слуха западного образца, что произошло значительно позже. В начале XX столетия сольфеджио как специального предмета, ориентированного на развитие слуха, в Китае не существовало. Тем не менее еще в древности китайцев интересовали теоретические музыкальные вопросы. Первым теоретиком считается Хэ Чэнтянь (370-447 гг. н.э.), разработавший двенадцатиступенный строй и подробно описавший его при помощи математических расчетов. Он добился огромных успехов в музыкальной теории, внес неоценимый вклад в историю изучения феномена темперации. Несмотря на то, что метод расчетов, используемый им при описании двенадцатиступенного равномерно темперированного строя, сегодня кажется устаревшим, его открытия оказали огромное влияние и на китайскую, и на европейскую теорию музыки.
В стране в XVII веке уже существовали некоторые труды, описывающие нотный стан. К середине XIX века, когда начинает широко распространяться христианство и образ мышления людей постепенно изменяется, музыкальные произведения начинают записываться на современном нотном стане. В сфере образования также происходили изменения, и все это способствовало распространению пятилинейной нотной записи.
Композитор, теоретик и педагог Шэнь Синьгун (1870-1947) стоял у истоков современного музыкального воспитания в китайских школах, и на основе его материалов музыковеды создавали сборники по развитию музыкального слуха [7, с. 6]. Вместе со многими музыкантами и будущими педагогами мастер обучался в Японии. Известен его сборник «Учебный песенник», который стал первым в своем роде в Китае. Сборник оказался чрезвычайно популярным среди детей и молодежи и постепенно стал использоваться в качестве учебного пособия во всех школах Китая. На его основе ученики знакомились со многими песенными и танцевальными жанрами. В своих трудах Шэнь Синьгун отмечал: «Для удобства новичков в освоении материала я использовал
цифровую нотацию, и преподавателям теории музыки и сольфеджио также сперва необходимо ее освоить» [Цит. по: 9, с. 65]. На тот момент музыкальное образование в Китае все еще находилось на начальном этапе, поэтому все сказанное Шэнь Синьгуном абсолютно соответствует действительности. С тех пор тоническая сольмизация начинает постепенно проникать в Китай и со временем приобретает большую популярность.
В Шанхае в 1927 году была основана первая консерватория, где обязательными предметами были сольфеджио, слушание музыки, элементарная теория музыки, композиция, гармония, музыкальная форма. В первые годы существования консерватории (1927-1937) в основу преподавания сольфеджио были положены немецкие учебники, но все занятия осуществляли педагоги по вокалу. Известно, что одним из самых первых педагогов сольфеджио был Л. Веллер (L. Waller), о котором не сохранилось подробных сведений.
В 1937 году преподаватели стали использовать французские пособия и учебники по сольфеджио. В эти годы в Шанхайской консерватории преподавал известный общественный деятель, композитор и педагог Чэнь Хун, ранее учившийся во Франции. Благодаря его активной творческой деятельности в 1942 году открылась вторая в стране Китайская центральная консерватория.
В 1950-е годы в отношении музыкального воспитания страна стала ориентироваться на советскую, позже -российскую школу. Курс сольфеджио преподавали русские музыканты - приглашенные специалисты из СССР и потомки эмигрантов. В Шанхае преподавала К. Н. Дмитревская1 (1911-1981), в Пекине - В. Ф. Балашов2 (1909-1989). На китайский язык переводились учебники и учебные пособия, которые были востребованы и популярны в СССР. Дмитриевская во время своей работы в Китае открыла классы - «Обучение преподавателей сольфеджио» и «Обучение студентов сольфеджио». Основной упор в ее занятиях ставился на практический тренинг, в котором обязательным было пение двухголосных упражнений и слуховой анализ. Педагог считала, что такие занятия являются чрезвычайно важными в воспитании музыкального слуха студентов. На уроках для преподавательского состава консерватории главным являлось профессиональное освоение теории музыки и музыкальной терминологии. Дмитриевская ответственно и серьезно относилась к преподаванию сольфеджио. Она разработала программу, в которой были определены содержание курса, его цели и задачи. Ее внимание особенно занимала специфика слуха студентов, которые достаточно долго с трудом различали точное и фальшивое звучание. В процессе обучения преподаватель заставляла многократно контролировать собственное интонирование и вслушиваться в звучащие фрагменты с тем, чтобы оценить их звуковысотную точность. Ее занятия способствовали развитию слуха и формированию культуры интонирования в значительной мере. Деятельность К. Н. Дмитревской в огромной степени повлияла на преподавание сольфеджио в Шанхайской консерватории.
Вследствие сложной политической ситуации (период «культурной революции») активное развитие китайской культуры было приостановлено. Только в 1980-е годы стали возрождаться и развиваться консерватории и университеты, стал «вновь востребован опыт преподавания сольфеджио Японии, Америки и европейских стран» [4, с. 472].
В 1987 году Китайская консерватория начала проводить эксперимент - студентам всех специальностей и направлений было предложено заниматься по одной программе сольфеджио. Силами коллектива преподавателей сольфеджио был издан учебник в 2004 году, который стал базовым для всех музыкальных вузов Китая [2, с. 111]. Весь курс сольфеджио делится на восемь самостоятельных частей. В каждой части содержится материал инструктивный (основные сведения по полифонии, элементарной теории музыки, гармонии, анализу форм), материал для интонирования, тестовые задания и экзаменационные требования. В новом учебнике даны методические рекомендации поэтапного развития слуха. От студента, его возможностей и способностей зависели скорость и уровень овладения музыкальным материалом. Стала широко применяться модульная технология обучения сольфеджио, которая способствует более полному раскрытию творческого потенциала учащихся. Домашние задания включают образцы для интонирования, сочинение диктантов и гармонических последовательностей, досочинение предложенных музыкальных фрагментов, пение секвенций и модуляций. Итоговая аттестация, заключающая такой курс, является не просто традиционным экзаменом, а проходит как итоговый концерт, где студент демонстрирует и педагогам, и слушателям свои навыки и умения.
Таким образом, к концу XX столетия в Китае сольфеджио уже представляется как предмет, который максимально задействован в развитии музыкальной культуры учащегося. В настоящее время одним из руководителей курса сольфеджио является Хао Чжоя - директор и профессор Центральной консерватории в Пекине, автор учебных пособий «Курс ритмики и чтения с листа» и «Курс классического сольфеджио». Она ведет занятия по сольфеджио в средней школе при Центральной консерватории в Пекине. В начале 2000-х годов профессор проходила стажировку во Франции. Хао Чжоя является одним из организаторов международных форумов по вопросам развития слуха и преподавания сольфеджио. В Китае она регулярно проводит конференции, посвященные развитию слуха музыкантов, где ставятся вопросы об усовершенствовании преподавания сольфеджио на разных ступенях музыкального воспитания и образования. На этих конференциях общим мнением китайских музыкантов и ученых было отмечено, что для повышения качества музыкального образования нужно продолжать активно использовать опыт России, западноевропейских стран и США и вместе с тем включать в образование опыт национальных традиций. Неоднократно подчеркивалась мысль о необходимости учитывать в китайском сольфеджио не только музыкальные стили разных исторических периодов, но и вовлекать в предмет национальную музыкальную культуру различных регионов Китая. Обобщая итоги
1 Музыковед, кандидат искусствоведения, выпускница Московской консерватории и аспирантуры.
2 Литаврист, хоровой дирижер, педагог и общественный деятель, профессор кафедры хорового дирижирования Московской консерватории.
конференций, Хао Чжоя подчеркнула, что в «сфере развития и тренировки слуха следует обязательно учитывать опыт и перспективы международного сотрудничества Китая с другими странами» [3, с. 45].
Для развития сольфеджио в Китае на современном этапе особое значение приобретает деятельность Чжао Ишаня, который является Генеральным секретарем Совета музыки и танца Китая, директором Ассоциации цифрового преподавания, художественным руководителем международного форума по сольфеджио в Пекине, членом Китайской ассоциации музыкантов, членом жюри многочисленных международных конкурсов. Первостепенное место в трудах музыканта занимает преподавание: он - действующий профессор Центральной консерватории Пекина, преподаватель сольфеджио, уделяющий максимум внимания воспитанию и развитию музыкального слуха, руководитель научных проектов. В своих учебниках, учебных материалах, научных исследованиях Чжао Ишань пропагандирует эффективность применения мультимедиа и цифрового преподавания сольфеджио для развития слуха и памяти. Профессор регулярно проводит мастер-классы; он неоднократно организовывал академические международные конкурсы и форумы по сольфеджио: китайско-российский, китайско-итальянский, китайско-американский. В своих научных и методических трудах он обосновывает и разрабатывает неожиданные эксперименты, предлагает различные формы работы. Рассмотрим в качестве примера одну из них. Группе предлагается при помощи особой ручки1 прослушать мелодии, основанные на пентатонике. Затем вся группа или один студент должен пропеть прослушанные фрагменты вместе с какими-либо действиями: шестнадцатые длительности и синкопированный ритм сопровождаются поворотами плеч, руки разводятся в разные стороны, повороты головы обозначают возвращение к тонике. Задачей каждого исполнителя является точное интонирование и исполнение ритмического рисунка. Автор эксперимента отмечает, что включение в такой урок видеозаписей танцев значительно помогает усвоению материла. Он акцентирует внимание на том, чтобы ученики почувствовали разницу в исполнении и трактовке конкретного произведения или фрагмента. Для этого профессор-новатор предлагает следующее задание: ставится видеозапись с исполнением нескольких пианистов или вокалистов, которые поочередно играют или поют. Ученикам следует определить - кто из них точнее, интереснее и качественнее исполняет заданный отрывок и как он этого добивается.
В резонансном выступлении Чжао Ишаня на Международной научно-практической конференции «Современное сольфеджио» [5] были рассмотрены вопросы развития слуха в современном Китае. Он подчеркивал необходимость изучения сольфеджио на всех уровнях образования, затронул проблемы специфики формирования курса и содержания учебного материала.
В настоящее время в Китае преобладает три уровня музыкального воспитания и образования - профессиональный, общий и любительский. Любительское обучение основано на частных уроках сольфеджио ученика с педагогом. Общее музыкальное воспитание дети получают в общеобразовательной школе, профессиональным воспитанием слуха активно начинают заниматься в музыкальном техникуме и высшем учебном заведении, куда поступают наиболее способные учащиеся. Одной из важных форм, выявляющих уровень профессиональной подготовки музыканта в вузах Китая, является письменный тест, включающий вопросы по теории музыки, гармонии и сольфеджио, состоящий из множества других вопросов различного типа.
В стране сейчас существует специальность учителя сольфеджио, и студенты, которые ее выбирают, изучают композицию, анализ музыкальных форм, историю и теорию полифонии. Они учатся грамотному составлению учебных планов, проведению зачетов и экзаменов, разрабатывают тесты и письменные задания, работают над тем, как увлечь маленьких учеников. Студенты делают переложения европейских классических произведений для различных инструментов и решают, как следует их использовать на занятиях сольфеджио. Примечателен тот факт, что «обязательным условием является выполнение всех письменных заданий от руки» [11, с. 5]. Конкурсы по сольфеджио и конкурсы композиторов, где они должны представить свои инструктивные фрагменты, сочиненные для интонирования и слушания, с 2006 года проводятся в стране регулярно.
Всем известно, что в последние десятилетия весьма успешно на международных конкурсах выступают китайские музыканты. Это дает основание говорить об эффективности системы музыкального образования в стране. Характерной его чертой является «открытость и широкое привлечение технологий запада в образовательном процессе, при бережном отношении к сложившимся культурным традициям» [10, с. 25]. Кабинеты, в которых проходят занятия по сольфеджио, прекрасно оснащены необходимой аппаратурой и техникой: встроенным компьютером с монитором и проектором на экран, DVD-проигрывателем, установкой для обработки звука, музыкальным центром.
В КНР сложилось особенное отношение к музыкальному искусству - с глубокой древности известно, что «музыка включает в ритмы природы самого человека» [7, с. 143]. Так можно объяснить тесную взаимосвязь их философии и педагогических воззрений. Широкое распространение идей конфуцианства привело к тому, что китайское государство относится к образованию как к приоритетному направлению и видит источник процветания нации именно в нем. Во всем мире и России на рубеже ХХ-ХХ1 столетия можно отметить повышенный интерес к художественной культуре и искусству Китая. На русском языке активно пишут и публикуют свои труды молодые китайские музыковеды, которые стремятся представить за рубежом обширный круг проблем, связанных с музыкальными традициями своей страны.
В настоящее время в Китае происходит перестройка и модернизация в области музыкального творчества и образования. Реформа началась с того, что в школах стало обязательным обучение пению и игре на каком-либо
1 В Китае имеется интересный аппарат для сольфеджио - ручка (типа ручки шариковой), на самом деле - звуковой мини-компьютер, который сам озвучивает весь музыкальный материал при прикосновении к столь же миниатюрному дополнительному устройству.
инструменте. Стали формироваться институты искусств, консерватории и университеты с большим количеством студентов. Едва ли не основное место в воспитании и творческом процессе отводится сольфеджио, которое представляет собой слуховую базу для подготовки музыкантов - как любителей, так и профессионалов. Возобновленные акции сотрудничества Китая и России в области музыкального искусства приносят заметную пользу и для развития практики сольфеджио: в Китай неоднократно приезжал известный российский музыковед Ю. Н. Холопов (1932-2003); в начале XXI века проводились мастер-классы по гармонии, сольфеджио, музыкальной форме И. К. Кузнецовой, М. В. Карасевой, И. В. Воронцовой, Т. С. Кюрегян.
В 2001 году был снят возрастной ценз на обучение, и это привело к тому, что в вузы хлынул огромный поток желающих получить музыкальное образование. Исследователи отмечают [Там же, с. 200], что в 2011 году в китайские консерватории поступило около 7 млн человек [1, с. 6], в связи с чем значительно увеличилась наполняемость групп сольфеджио. Сейчас преподаватели и музыковеды активно работают над созданием отечественных хрестоматий по сольфеджио, создают новую методическую и учебную литературу. Их особенность заключается в том, что наряду с музыкальным материалом мировой культуры в воспитании музыкального слуха участвует национальная китайская музыка. Практика сольфеджио в современном Китае находится в динамике непрерывного обновления содержания. Можно надеяться, что полнота музыкального опыта, который приобретали молодые китайские музыканты на занятиях сольфеджио, принесет в скором времени заметные результаты и заинтересует российских преподавателей.
Воспитание музыкального слуха и его практическое подспорье - предмет сольфеджио - в Китае на сегодняшний день является важной составляющей эстетического развития и становления профессионального музыканта. Оно выросло на базе освоения опыта России и Европы и развивается в контакте с ним. В национальных традициях развитие музыкального слуха не выделялось в специализированную область практики, поэтому обращение к заимствованному предмету сольфеджио оказалось прогрессивным и принесло заметные плоды. В настоящее время можно наблюдать значительное расширение контактов с европейским искусством, однако важные ресурсы собственной культуры сохранены и значительно расширены. Сформирована специальность - учитель сольфеджио, в рамках которой изучаются принципы развития музыкального слуха, интонации и памяти, а также гармония, полифония, анализ музыкальных форм и композиция. Сольфеджио в Китае постепенно внедряется во все этапы обучения, формируется его собственный курс и содержание музыкального материала, создаются программы, методические и учебные пособия. Новая государственная политика открытости и преобразований создала для этого все условия.
Список источников
1. Го Мэн. Развитие высшего музыкального образования в Китае (вторая половина XX - начало XXI в.) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. 2012. № 3. С. 5-11.
2. Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: дисс. ... к. пед. н. СПб., 2009. 154 с.
3. Хао Чжоя. Профессиональный учебный курс сольфеджио в Китае // Современное сольфеджио: тезисы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-10 ноября 2011 г.). М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2011. С. 45-56.
4. Цуй Хунхай. Состояние и тенденции трансформации китайского образования в условиях глобализации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 55. С. 470-474.
5. Чжао Ишань. Цели и задачи сольфеджио в Китае // Современное сольфеджио: тезисы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-10 ноября 2011 г.). М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2011. С. 67-72.
6. M^I^ffi Ш^: 1999. 465 Н (Ван Гуаняо. Методические статьи по сольфеджио. Сиань, 1999. 465 с.).
7. I£ffi 1-8 Щ/ШЖШШШЩШ^ШШ* ЛЖ> 2007о 213 Ж (Классифицированный курс сольфеджио. Уровни 1-8 / под общ. ред. Сюй Цзинсин. Пекин, 2007. 213 с.).
8. . Ш /АШС^^Я ШСФ^ . 2010. 353 Ж (Ма Сюэйцян. История развития шанхайской школы Сюй Хуэ 1850-2010. Шанхай, 2010. 353 с.).
9. Щ Ш1ШЧ ЛМ: 2011. 102 Ж (Сюй Цзин, Сунь Хун. Сольфеджио. Пекин, 2011. 102 с.).
10. // Шо Ж 2008о 50 Ж (Хуан Цянь. Изучение полного учебного курса сольфеджио в Ухане // Теория и методика музыкальной композиции: сборник. Ухань, 2008. 50 с.).
11. ШША Щир^ШШШ - ЛМ: 2013. 190 Ж (Ян Тонг. Учебник по гармоническому анализу. Пекин, 2013. 190 с.).
MUSICAL EAR TRAINING AND SOLFEGGIO PRACTICE IN MODERN CHINA
Ji Shanshan
Herzen State Pedagogical University of Russia [email protected]
The article examines the status of the solfeggio discipline in modern China. The musical education system in China was formed on the basis of the principles and methodologies borrowed from Western Europe and Russia. The solfeggio course was initially based on musical material foreign for the Chinese people. Gradually the solfeggio course was enriched with national musical material and by the end of the XX century original methodologies had appeared. Nowadays the Chinese musical education has its own musical ear training techniques developed with the help of modern technologies.
Key words and phrases: solfeggio; notation; musical ear; musical practice; China; European system; Russian school.