1) определение структуры; 2) анализ намерения композитора; 3) интонационное выравнивание в сравнении с предыдущим и последующим звуками.
Интересно прозвучал доклад Ван Ай из Южно-китайского технологического университета, который сделал акцент на планомерном развитии музыкального мышления. Эту мысль поддержал и Чжао Лян из Консерватории Синхай, подчеркнувший, при этом, важность тренировки слуховых навыков в конкретных музыкальных произведениях. А докладчик Тун Инь из Уханьской консерватории говорил о механизме психологического ожидания и слуховой тренировке предслышания.
Несколько докладов этой секции было посвящено методикам сольфеджио, ориентированным на исполнительские специальности. Среди них - выступления преподавателей Сианьской консерватории Ли Хэ («Сольфеджио для вокалистов»), Чжан Лу («Сольфеджио для студентов разных специальностей»), Се И («Тембр фортепиано в обучении сольфеджио») и Чэнь Сы («Сольфеджио и начальные навыки игры на фортепиано»).
На третьем секционном заседании рассматривались вопросы реформирования учебных планов и экзаменационных требований. Ключевым моментом здесь стала новая концепция составления учебных планов. На первое место следует ставить не технологические навыки и умения, а развитие гуманитарного уровня личности. Об этом сказал, в частности, Линь Сунюань из Консерватории Синхай. Он подчеркнул, что фундаментальные знания в области музыкального образования закладываются тремя путями: через слух, рационалистическое познание музыкальной формы и музыкальную гуманитарную подготовленность. Такая же концепция, по его мнению, должна быть заложена и в компьютерную программу аттестации студентов.
В докладах Гао Ин из Китайской консерватории и Ван Га-офжи из Сианьской консерватории был дан подробный анализ реформирования учебных планов в отношении музыкальных предметов. Главный вывод их сообщений: содержание курсов необходимо существенно расширить - с учётом освоения современного музыкального языка и в свете появления новых музыковедческих теорий. Для демонстрации нового подхода к обучению ансамбль из 12-ти студентов Сианьской консерватории успешно исполнил песню-сольфеджио «Восхваление жизни», которую
композитор Лу Цзиньюн написал специально для этих целей, используя современные композиционные приёмы.
О том, как происходит обучение сольфеджио за рубежом, говорили участники четвертой секции. Лю Жунди (Сианьская консерватория) сделала доклад об итальянском методе сольми-зации (чтение вслух), получившем широкое распространение в Китае [4]. Чжан Хуай (Шанхайская консерватория) рассказал об эволюции французского сольфеджио, подчеркнув роль Франции в распространении элементарного музыкального образования. Автору этих строк посчастливилось поделиться своими знаниями о системе обучения сольфеджио в России (на примере Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных я рассказала о том, как много внимания в России уделяется воспитанию гармонического слуха). В докладе Лю Итянь сравнивались системы преподавания сольфеджио в Китае (Центральная музыкальная консерватория) и США (Джульярдская консерватория и Музыкальный институт Бостонского университета), при этом отмечалось, что за рубежом уделяют сегодня много внимания общему музыкальному образованию. О сольфеджио в США говорила и д-р Ма Янчжи, живущая в Америке. Она познакомила коллег с учебным планом и учебными программами Манхэттен-ской консерватории, а также со вступительными требованиями и формой проведения экзаменов. Ху Ибао (Шэньянская консерватория) рассказал о популярном во многих странах методе чтения нот итальянского профессора Фаусто Спирито.
Общим итогом всей конференции стала договоренность её участников максимально содействовать широкому музыкальному образованию и повышать эффективность преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки. По словам известного в Китае специалиста, профессора Чжао Ишаня, перспектива дальнейшего развития китайского сольфеджио находится на пересечении национальных потребностей общества с общемировыми достижениями.
Профессор Лэй Гуаняо, один из главных организаторов конференции, сказал в своей заключительной речи о том, что на преподавателей основных музыкальных предметов возложена большая ответственность. Предметы эти несут фоновую информацию культуры и, следовательно, выполняют важнейшую функцию сохранения культурного наследия.
Библиографический список
1. Ли Лина. Конференции по сольфеджио и их роль в совершенствовании музыкально-слухового воспитания китайских музыкантов. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 193 - 196.
2. Лэй Гуаняо. Сольфеджио и стратегии обучения. Китайская музыка. 2016; 1: 183 (на кит. яз.)
3. Лю Бинь. Сольфеджио на материале песен горцев хакки в провинции Гуандун. Известия Харбинского института. 2013; Т. 34; № 6: 142 (на кит. яз).
4. Лю Жунди. Метод обучения чтению нот в Италии. Симфония (Известия Сианьской консерватории). 2015; 1: 149 (на кит. яз.).
5. Чжао Сяопин. Содержание и составные части предмета сольфеджио. Мир музыки. 2016; 7: 4 (на кит. яз).
References
1. Li Lina. Konferencii po sol'fedzhio i ih rol' v sovershenstvovanii muzykal'no-sluhovogo vospitaniya kitajskih muzykantov. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 193 - 196.
2. L'ej Guanyao. Sol'fedzhio i strategii obucheniya. Kitajskaya muzyka. 2016; 1: 183 (na kit. yaz.)
3. Lyu Bin'. Sol'fedzhio na materiale pesen gorcev hakki v provincii Guandun. Izvestiya Harbinskogo instituta. 2013; T. 34; № 6: 142 (na kit. yaz).
4. Lyu Zhundi. Metod obucheniya chteniyu not v Italii. Simfoniya (Izvestiya Sian'skojkonservatorii). 2015; 1: 149 (na kit. yaz.).
5. Chzhao Syaopin. Soderzhanie i sostavnye chasti predmeta sol'fedzhio. Mirmuzyki. 2016; 7: 4 (na kit. yaz).
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК 378
Lee Lina, teacher, Uhan Conservatory (China), E-mail: [email protected]
SOLFEGGIO COMPETITIONS IN CHINA: INTERACTIVE FORMAT IN MUSIC EDUCATION. The article is dedicated to a competitive format of solfeggio and ear training that has been developed in modern China. The author describes the history of solfeggio competitions and the basic principles of their organization.
Key words: Solfeggio in China, solfeggio competitions, interactive training format, multimedia teaching tools.
Ли Лина, преп. каф. сольфеджио Уханьской консерватории, г. Ухань, КНР, E-mail: [email protected]
КОНКУРСЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО В КИТАЕ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОРМАТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассказывается о сложившемся в современном Китае состязательном формате обучения сольфеджио. Автор описывает историю конкурсов по сольфеджио и основные принципы их организации.
Ключевые слова: сольфеджио в Китае, конкурсы по сольфеджио, интерактивный формат обучения, мультимедийные средства обучения.
Китайский менталитет подразумевает, с одной стороны, стремление к знаниям, а с другой - желание стать первыми в той или иной области. Быть образованным в Китае почётно. Вероятно, этим можно объяснить тот бум в области сольфеджио, который сегодня наблюдается в стране. Чтобы успешно конкурировать на мировой арене, музыкант должен иметь тонко развитый музыкальный слух и обладать знаниями в области музыкального языка.
Такая позиция активно поддерживается китайским телевидением и средствами массовой информации. Примером тому служат конкурсы по сольфеджио, которые проводятся в масштабах всей страны и пользуются огромной популярностью среди музыкантов и любителей музыки. Интерактивный формат, состязательность, зрелищность, - все это способствует привлекательности сольфеджио в глазах широких масс. Профессия сольфед-жиста в Китае сегодня стала одной из самых востребованных и престижных. Во многих консерваториях на базе композиторского факультета открылись отделения, где специалисты могут получить соответствующую специализацию в рамках бакалавриата и магистратуры [1].
Историю конкурсов по сольфеджио можно условно разделить на три этапа. Первый этап связан с очень популярным в Китае «Гран-при для молодых певцов», который, широко показывается на телевизионном канале ССТУ. Начиная с 1980-х годов, этот конкурс проводится каждые два года. В 2000 году участники IX Гран-при впервые должны были соревноваться и по сольфеджио. Помимо исполнения вокальной программы конкурсантам надо было назвать высоту звука (т. е. обладать абсолютным слухом!), повторить мелодию и ритм, спеть по нотам незнакомое произведение. Судила такие соревнования, подававшиеся очень зрелищно, член жюри профессор Чжао Фансин из Центральной консерватории. Рейтинг телепередач сразу повысился, и с тех пор условия конкурсов певцов стали обязательно включать в себя проверку слуха и знаний по теории музыки.
Поиски новых форм интерактивного сольфеджио знаменуют собой второй этап в истории становления подобных конкурсов. Большую роль в этом сыграли усилия известного в Китае специалиста Чжао Ишаня, профессора Центральной консерватории. В 2004 году, будучи членом жюри XI Гран-при, он разработал серию разнообразных тестовых заданий по чтению с листа и слуховому анализу. Слушателям запомнились четкие комментарии профессора Чжао - образные и профессиональные - его страстная убежденность в необходимости развивать сольфеджио как один из основных музыкальных предметов. Результатом такой деятельности стала организация Всекитайского союза художественных вузов, в задачи которого входит широкое обсуждение реформ и перспектив сольфеджио и теории музыки.
Сольфеджио начала XXI века справедливо называют «эпохой Чжао Ишаня», по чьей инициативе в Пекине был организован целый ряд мероприятий, очень важных для всей системы китайского музыкального образования. Это международные «недели по обучению сольфеджио и теории музыки», которые включали в себя не только лекции и мастер-классы ведущих педагогов разных стран, но и конкурсы по сольфеджио.
В апреле 2006 года такой конкурс проходил в рамках китайско-французской недели. В конкурсную программу помимо чтения с листа и слухового анализа было добавлено еще соревнование на лучший учебный план по сольфеджио. Более 30-ти музыкальных вузов и вузов искусств Китая приняли в нем участие и прислали свои учебные планы [2].
В мае 2007 года, также с привлечением иностранных специалистов, с успехом прошла китайско-американская неделя по обучению сольфеджио и теории музыки. Одной из главных тем на ней стало обсуждение содержания учебных программ. Был объявлен новый конкурс: на лучшие тестовые задания. В соревновании приняли участие музыкальные учебные заведения со всей страны, и в результате удалось собрать и систематизировать большое количество нового методического материала.
В октябре 2008 года Центральная консерватория организовала китайско-итальянскую неделю по обучению сольфеджио. Чжао Ишань предложил включить туда сразу два новых всекитайских конкурса: конкурс по сочинению (переложению) музыкальных произведений для сольфеджио и конкурс на лучшее исполнение произведений для сольфеджио. Тем самым, был сделан очень важный шаг к сближению теоретических знаний и художественных представлений. Сольфеджио стало не только средством для того, чтобы научить грамотно читать ноты, но и превратилось в особый учебный формат исполнения музыки.
Лучшие сольфеджийные произведения и транскрипции были впоследствии опубликованы [4]. Победители ансамблевого пения приняли участие в финальном концерте.
В мае 2010 года состоялась китайско-российская неделя по сольфеджио и теории музыки - одна из самых масштабных и представительных. Собравшиеся в зале имели возможность познакомиться с докладами и мастер-классами представителей Московской консерватории: профессора И.К. Кузнецова и доцента И.В. Воронцовой. Китайские студенты продемонстрировали свои успехи, участвуя в различных конкурсах.
Очень зрелищно, в духе спортивного состязания, проходил, например, конкурс на самую быструю запись диктанта - «Всекитайское соревнование по стенографии нот для студентов творческих вызов».
На это соревнование можно попасть только по предварительной рекомендации вузов. В конкурсе два тура, по результатам обоих туров побеждает самый быстрый и сделавший наименьшее число ошибок. В случае, когда время записи превышает 4 минуты или точность ответа составляет менее 60%, участник снимается с соревнования. Членами жюри являются профессора по сольфеджио из разных консерваторий, университетов, музыкальных и художественных вузов.
В первом туре Всекитайского соревнования по нотной стенографии участвовало примерно 400 конкурсантов, которым нужно было успеть записать мелодию за 5 проигрываний. Вначале проигрывался весь период, затем - только первое предложение, в третий раз - опять период целиком, в четвертый - второе предложение и в заключении - все целиком.
Как только диктант написан, конкурсант должен поднять табличку, чтобы статистики зафиксировали потраченное время. После того, как все диктанты сданы, их демонстрируют на большом экране, и 10 членов жюри по очереди выставляют свои оценки за правильность написанного (соревнование есть соревнование!). Средний балл жюри суммируется с результатом по времени, что составляет итоговую оценку. Такие же испытания проходят участники, прошедшие во второй тур. Уровень сложности заданий в каждом туре одинаковый.
На китайско-русской неделе был впервые введен еще один, особый вид конкурса, который типичен для китайской культуры в целом. Это нотная каллиграфия. Искусство красиво писать иероглифы всегда было в Китае признаком образованного человека. Профессор Чжао Ишань предложил перенести такое же благоговейное отношение к письму на запись нот. Написанные вручную ноты представляли собой романсы современных композиторов с весьма сложной фортепианной фактурой. На конкурс было прислано около 1000 работ со всего Китая. Высокой оценки удостоились самые «красивые» рукописи (назвать их рукописями можно, впрочем, с оговоркой), впоследствии опубликованные в сборнике [4].
Сегодня конкурсы по сольфеджио стали не только средством проверки знаний, но и возможностью обменяться опытом преподавания между различными учебными заведениями, расположенными в самых отдаленных районах страны [3]. Такие конкурсы стали частью учебных планов. С этого времени можно отсчитывать начало третьего этапа истории сольфеджийных конкурсов.
Еще в 2009 году Сианьская консерватория организует «Соревнование по проверке музыкальных способностей и по чтению с листа». С 2011 года они становятся всекитайскими и проводятся ежегодно. В октябре 2010 года Китайская консерватория - второй после Центральной консерватории столичный вуз - проводит «Всекитайское соревнование по современному преподаванию сольфеджио». Среди соревнующихся не только студенты, но и молодые педагоги 20-25 лет.
Начиная с 2012 года, в Уханьской консерватории проводят конкурс слуховых способностей и конкурс по чтению с листа. В 2017 году консерватория планирует организовать соревнования между учебными группами по гармоническому сольфеджио. Студенты должны будут спеть выученное трех -четырехголосное музыкальное произведение (называя ноты) и прочесть с листа сочинение, написанное специально для данного конкурса.
К настоящему времени в Китае сложился определенный формат конкурсов по сольфеджио, состоящий из двух частей: испытания по слуху и исполнение подготовленной программы - так называемый концерт по сольфеджио. Приведем в качестве примера конкурс в Сианьской консерватории 2011 года.
В испытаниях по слуху участвовало 180 человек, распределенных на 2 подгруппы: среднее учебное звено (школы и колледжи) и высшее (бакалавриат и магистратура).
Первый отборочный тур этих испытаний представлял собой письменный диктант, который проходил одновременно в нескольких аудиториях, оборудованных системой аудиотрансля-ции. Во втором туре надо было спеть с листа одноголосный пример и простучать 2-х-голосную ритмическую партитуру. Участники, выдержавшие оба тура, допускались к основным, финальным соревнованиям. Эти соревнования оценивались максимум в 100 баллов и содержали следующие виды заданий:
1. Определить высоту звуков фортепиано в объеме от До большой октавы до си третьей октавы (в Китае есть специальные методики для развития абсолютного слуха). Определить высоту немузыкальных звуков - таких, как пение птиц, свист, стук по стакану. За правильно угаданные 20 звуков начисляется 20 баллов.
2. Прослушать 15-20-минутный отрывок и определить основные элементы музыкального языка (устный диктант). Ответить на вопросы о тембре инструмента, тональности и тональном плане, метре и размере, особенностях гармонии и фактуры. За правильный ответ, данный в течение 10 минут, начисляется еще 10 баллов.
3. Спеть с листа одноголосный пример в контрапункте с 2-х-голосным ритмическим рисунком (хлопки двумя руками). Студент выбирает задание из списка, показанного на большом экране. Правильный ответ - 20 баллов.
4. Спеть с листа одноголосный пример, содержащий 2-3 альтерации. Студент выбирает задание из списка, показанного на большом экране. Правильный ответ - 20 баллов.
5. Повторить на фортепиано мелодию из 8-12 тактов, трижды сыгранную экзаменатором (20 баллов).
Библиографический список
6. Продемонстрировать профессиональные умения: исполнить под собственный аккомпанемент этюд по сольфеджио (можно собственного сочинения) - 10 баллов.
Вторая часть конкурса по сольфеджио, прошедщего в Сианьской консерватории, состояла из хорового исполнения подготовленной концертной программы [4].
Конкурсы по сольфеджио стали новой интерактивной формой в системе музыкального образования Китая. Их большим плюсом является зрелищность, состязательность и популярность у широкой публики. И немалую роль в этом играет использование мультимедийных средств обучения.
Привлекательна уже сама возможность увидеть результат своего ответа на экране или выбрать какой-либо вопрос (данная проблема широко освещена также в трудах российских учёных, см., например, работы [5; 6; 7]). Кроме того, в конкурсах используется мультимедийные программы для проверки музыкального слуха и для обучения сольфеджио и теории музыки. Так, для слуховых испытаний используется компьютерный музыкальный тест Гуана Да Вэй, известного пианиста из Тайваня. При определении интервалов и аккордов часто задействуется тест по музыкальному интеллекту, разработанный немецкой компанией Венгер (The Wing Standardized Tests of Musical Intelligence). Большое количество тестовых заданий есть в таких профессиональных мультимедийных программных обеспечениях по сольфеджио, как Ear Master (Дания) и Auralia (Австралия), версии которых постоянно обновляются.
Вступив в XXI век, сольфеджио ищет новые формы и пути развития. И в этом видится залог успешной реформы высшего музыкального образования, которая проходит сейчас в Китайской Народной Республике.
1. Ли Лина. О преподавании сольфеджио в КНР Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 234 - 237.
2. Хань Синьян. Межвузовский конкурс 2006 года по проектированию учебных планов по сольфеджио. Китайская музыка. 2006; 11: 56 - 57 (на кит. яз.)
3. Цюань Сы. Обучение сольфеджио способом соревнования по слуху. Труды Консерватории Синхай. Гуаньчжоу, 2013; 3: 158 - 161. (на кит. яз).
4. Чжао Ишань. Проектирование и совершенствование тестовых заданий по сольфеджио и теории музыки. Сборник в 2-х томах. Пекин: Народная музыка, 2010. (на кит. яз).
References
1. Li Lina. O prepodavanii sol'fedzhio v KNR. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj Cankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 234 - 237.
2. Han' Sin'yan. Mezhvuzovskij konkurs 2006 goda po proektirovaniyu uchebnyh planov po sol'fedzhio. Kitajskaya muzyka. 2006; 11: 56 - 57 (na kit. yaz.)
3. Cyuan' Sy. Obuchenie sol'fedzhio sposobom sorevnovaniya po sluhu. Trudy Konservatorii Sinhaj. Guan'chzhou, 2013; 3: 158 - 161. (na kit. yaz).
4. Chzhao Ishan'. Proektirovanie i sovershenstvovanie testovyh zadanij po sol'fedzhio i teorii muzyki. Sbornik v 2-h tomah. Pekin: Narodnaya muzyka, 2010. (na kit. yaz).
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК 378
Marina Yu.V., senior teacher, Krasnoyarsk State Institute of Arts, Teacher of the Children's School of Arts No. 8 (Krasnoyarsk,
Russia), E-mail: [email protected]
COMPREHENSIVE EDUCATION OF THE PIANIST IN THE FRAMEWORK OF THE MUSIC SCHOOL PROGRAM. The possibilities of the keyboard synthesizer allow widening the circle of the student's sound representations in the work on the piano repertoire. A set of timbres of traditional instruments makes it possible to simulate the completeness and variety of sounding instruments of a symphony orchestra. The article discusses models of pianist training within the program of children's music school with the inclusion of the basics of mastering modern electronic instruments based on a keyboard synthesizer. The use of an electronic musical instrument as an innovative method of musical performing pedagogy in the education of a pianist musician will make it possible to establish this direction of electronic music as an integral part of modern perspective pedagogy.
Key words: electronic creativity, timbre-auditory representation, electronic musical instruments, arrangement, musical education.
Ю.В. Марина, ст. преп. Красноярского государственного института искусств, преподаватель Детской школы
искусств № 8, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИАНИСТА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Возможности клавишного синтезатора позволяют намного расширить круг звуковых представлений ученика в работе над фортепианным репертуаром. Набор тембров традиционных инструментов дает возможность смоделировать полноту и разнообразие звучания инструментов симфонического оркестра. В статье обсуждаются модели обучения пианиста в рамках