Научная статья на тему 'Интонационный подход к освоению учебного материала в курсе джазового сольфеджио'

Интонационный подход к освоению учебного материала в курсе джазового сольфеджио Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
516
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТИЛЕВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / ДЖАЗОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / ДЖАЗОВЫЙ СТАНДАРТ / БЛЮЗОВЫЙ ЛАД / ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВАЯ МУЗЫКА / MUSIC EDUCATION / STYLE SOLFEGGIO / JAZZ SOLFEGGIO / JAZZ STANDARD / BLUES SCALE / POP-JAZZ MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивницкая О.В.

В предлагаемой статье речь идёт о целесообразности и перспективности разработки интонационного подхода к освоению учебного материала на уроках джазового сольфеджио. В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждое стилевое направление требует методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Тем не менее в настоящее время в подавляющем большинстве случаев слуховое освоение и певческое интонирование на уроках джазового сольфеджио происходят так же, как и много лет назад, а именно: диктанты проигрываются преподавателем на фортепиано, при этом предлагаемые педагогом примеры зачастую не имеют ничего общего с джазовой тематикой. То же самое происходит и в отношении слухового анализа и примеров для пения. В результате такого подхода учащиеся не могут «перекодировать» звучащий джазовый материал в нотную запись и, наоборот, спеть по нотам джазовый стандарт. Таким образом, джазовая стилистика, на освоение которой должны быть направлены уроки сольфеджио, так и остаётся для учащихся чуждым их слуху материалом. Следует отметить, что искусство джаза отличается рядом особенностей, присущих мелодике, ритмике, гармонии, характеру звукообразования и звуковедения. Особенно это касается интонационного постижения учащимися так называемых блюзовых нот, типичных для джазовых композиций мелизматики и различных в стилевом отношении скэт-импровизаций. Не менее важным является включение в содержание занятий музыкального материала, в котором одним из средств выразительности является вокальная фразировка «офф-бит» (off-beat), при которой в процессе интонирования происходит намеренное избегание певцом сильной доли. В курсе джазового сольфеджио необходимо также обращать особое внимание учащихся на слуховое освоение характерных для джазовых тем гармонических оборотов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intonation Approach to Development of Training Material in Jazz Solfeggio Classes

The given article is about the intonation and hearing perception of teaching material in the jazz solfeggio classes. In the recent decades in musical education pedagogy it’s been well established that musical content requires the development of teaching methods relevant to its intonation nature. Nevertheless nowadays in most cases the intonation and hearing perception of teaching material in the jazz solfeggio classes is the same as many years ago: a teacher plays dictations on the piano and each musical content played has nothing to do with jazz. The same happens with hearing analysis and samples for singing. As a result of its approach students cannot “recode” jazz material into musical notation and vise versa sing the notes of jazz standard. Thus the jazz stylistics where hearing training should be developed with the help of solfeggio remains alien for the hearing of students. It is worth noting that the jazz art has a number of peculiarities concerning intonation, eurhythmics and harmony. Specific mention in its regard should be made of intonation specific jazz features. First it concerns the usage of so-called blue notes and rich implementation of runs and scat-improvisation. Among jazz music attributes there is also a specific eurythmic organization. Mainly it is expressed in an “off-beat” vocal phrasing meaning intentional avoiding of strong beat by the singer. Students should pay a special attention to hearing mastering of harmonic idioms in jazz themes in the jazz solfeggio course.

Текст научной работы на тему «Интонационный подход к освоению учебного материала в курсе джазового сольфеджио»

ИНТОНАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ ДЖАЗОВОГО СОЛЬФЕДЖИО

О. В. Пивницкая,

Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация,119991

120

Аннотация. В предлагаемой статье речь идёт о целесообразности и перспективности разработки интонационного подхода к освоению учебного материала на уроках джазового сольфеджио. В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждое стилевое направление требует методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Тем не менее в настоящее время в подавляющем большинстве случаев слуховое освоение и певческое интонирование на уроках джазового сольфеджио происходят так же, как и много лет назад, а именно: диктанты проигрываются преподавателем на фортепиано, при этом предлагаемые педагогом примеры зачастую не имеют ничего общего с джазовой тематикой. То же самое происходит и в отношении слухового анализа и примеров для пения. В результате такого подхода учащиеся не могут «перекодировать» звучащий джазовый материал в нотную запись и, наоборот, - спеть по нотам джазовый стандарт. Таким образом, джазовая стилистика, на освоение которой должны быть направлены уроки сольфеджио, так и остаётся для учащихся чуждым их слуху материалом. Следует отметить, что искусство джаза отличается рядом особенностей, присущих мелодике, ритмике, гармонии, характеру звукообразования и звуковеде-ния. Особенно это касается интонационного постижения учащимися так называемых блюзовых нот, типичных для джазовых композиций мелизматики и различных в стилевом отношении скэт-импровизаций Не менее важным является включение в содержание занятий музыкального материала, в котором одним из средств выразительности является вокальная фразировка «офф-бит» (off-beat), при которой в процессе интонирования происходит намеренное избегание певцом сильной доли. В курсе джазового сольфеджио необходимо также обращать особое внимание учащихся на слуховое освоение характерных для джазовых тем гармонических оборотов.

Ключевые слова: музыкальное образование, стилевое сольфеджио, джазовое сольфеджио, джазовый стандарт, блюзовый лад, эстрадно-джазовая музыка.

INTONATION APPROACH TO DEVELOPMENT OF TRAINING MATERIAL IN JAZZ SOLFEGGIO CLASSES

Olga V. Pivnitskaya,

Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. The given article is about the intonation and hearing perception of teaching material in the jazz solfeggio classes. In the recent decades in musical education pedagogy it's been well established that musical content requires the development of teaching methods relevant to its intonation nature. Nevertheless nowadays in most cases the intonation and hearing perception of teaching material in the jazz solfeggio classes is the same as many years ago: a teacher plays dictations on the piano and each musical content played has nothing to do with jazz. The same happens with hearing analysis and samples for singing. As a result of its approach students cannot "recode" jazz material into musical notation and vise versa - sing the notes of jazz standard. Thus the jazz stylistics where hearing training should be developed with the help of solfeggio remains alien for the hearing of students. It is worth noting that the jazz art has a number of peculiarities concerning intonation, eurhythmics and harmony. Specific mention in its regard should be made of intonation specific jazz features. First it concerns the usage of so-called blue notes and rich implementation of runs and scat-improvisation. Among jazz music attributes there is also a specific eurythmic organization. Mainly it is expressed in an "off-beat" vocal phrasing meaning intentional avoiding of strong beat by the singer. Students should pay a special attention to hearing mastering of harmonic idioms in jazz themes in the jazz solfeggio course.

121

Keywords: music education, style solfeggio, jazz solfeggio, jazz standard, blues scale, pop-jazz music.

Введение в проблему

В настоящее время, как отмечает М. В. Карасёва, современная музыка и, в частности, «музыка ХХ века прочно вошла во все сферы музыкальной жизни. Для того чтобы критически оценивать сложные интонационные явления новой музыки, надо научить слух разбираться в них. Иначе говоря, воспитание

профессионального музыкального слуха на том уровне, какого требует сегодняшняя музыкальная практика, предполагает специальную тренировку, нацеленную на восприятие, объяснение и воспроизведение элементов современного музыкального языка. Это является одной из центральных задач сольфеджио в вузе» [1, с. 2].

В специализации «Эстрадно-джазовое пение» данному учебному предмету отводится особая роль. Это обусловлено тем, что певцу, который стремится найти свою нишу в современном музыкально-сценическом пространстве, необходима профильная слуховая основа для достижения высокопрофессионального уровня.

Стилевое сольфеджио уже обогатило различные специальности, отразив новый взгляд на изучение современной музыки разных жанров и направлений. Для вокалистов, которые осваивают эстрадно-джазовое искусство, стилевая составляющая курса сольфеджио проявляется в практической направленности на освоение ритмоинтонационного словаря эстрадно-джазовой музыки и комплекса средств музыкальной выразительности на материале лучших образцов джаза, поп- и рок-культуры [2, с. 131].

Как утверждает М. Г. Людько, в наши дни «картина музыкального мира... потеряла иерархичность, ког-,„„ да на её вершине стояла академическая музыка, фольклор рассматривался только как её предтеча, а бытовая музыка вовсе не принималась в расчёт. Сегодня лёгкий жанр завоёвывает всё более значительные позиции, превращается в ответвление профессиональной музыки, требует серьёзного академического образования. <...> .не вызывает сомнения у педагогов и методистов. то, что необходимо специально учиться джазу, поп-музыке, фольклору. Сольфеджио стремится обслужить эти сферы. <.> Очевидна необходимость специальной тренировки слуха на стильное исполнение, конкретное звучание каждого вида музыки» [3, с. 201].

В то же время в подавляющем большинстве случаев интонационно-слуховое освоение учебного материала на уроках джазового сольфеджио происходит точно так же, как и много лет назад, а именно: диктанты проигрываются преподавателем на фортепиано, при этом предлагаемый музыкальный материал зачастую не имеет ничего общего с джазовой тематикой. То же самое происходит и в отношении слухового анализа и примеров для пения. В результате такого подхода учащиеся не могут «перекодировать» звучащий джазовый образец в нотную запись и, наоборот, — спеть по нотам джазовый стандарт. Таким образом, джазовая стилистика, на освоение которой должны быть направлены уроки сольфеджио, так и остаётся для них чуждым их слуху материалом.

Исходные основания для руководства процессом освоения учащимися учебного материала на уроках джазового сольфеджио

Принимая во внимание интонационную специфику музыкального искусства, мы считаем весьма перспективной разработку интонационного подхода к освоению учащимися учебного материала на уроках джазового сольфеджио. Б. В. Асафьев писал: «Без интонирования и вне интонирования музыки нет. Интонация речевая — осмысление звучаний, музыкально не фиксированных, не стабилизировавшихся в музыкальных расстояниях или в постоянных отношениях звуков, ставших тонами. Интонация музыкальная — осмысление звучаний, уже сложившихся в систему точно зафиксированных памятью звукоотношений: тонов и

тональностей» [4, с. 197]. Реализация интонационного подхода, сориентированного на освоение интонационной природы осваиваемого музыкального материала, позволит создать наиболее благоприятные условия для развития как слуховых представлений, так и певческого интонирования будущих джазовых исполнителей. При этом джазовая стилистика должна пронизывать все основные формы работы в классе.

Учитывая многолетний опыт отечественной и зарубежной практики педагогов-сольфеджистов, выделим основные методически значимые формы работы в классе джазового сольфеджио:

• интонационно-ритмические упражнения, построенные на характерных для джазового искусства оборотах и попевках, а также на джазовых стандартах;

• слуховой анализ, основанный на джазовой гармонии;

• музыкальный диктант с использованием аудиозаписей джазовых стандартов и скэт-импровизаций.

Следует отметить, что искусство джаза отличает ряд особенностей, присущих мелодике, ритмике, гармонии, характеру звукообразования и звуковедения.

Известно, что истоки джазового вокала коренятся в блюзовом пении. Согласно образной характеристике О. М. Степурко, «вся джазовая музыка, как морская вода солью, пронизана блюзовыми идиомами» [5, с. 5]. Это нашло отражение, прежде всего, в использовании блюзового лада, в «шаут-пении», в особенностях музыкальной формы, гармонии, ритмической организации и фактуры. Ю. Н. Чугунов обращает внимание

на то, что «влияние блюза чувствуется во всех направлениях джаза всех периодов. Непосредственно на блюзовой форме основываются такие стили джаза, как "буги-вуги", "рок-н-ролл", "ритм энд блюз"» [6, с. 20].

Особого упоминания заслуживают особенности интонирования в джазе. Прежде всего, следует отметить использование так называемых блюзовых нот. Как известно, они представляют собой пониженные III, V и VII ступени в мажорном звукоряде. Чаще всего это связано с глиссан-дирующей детонирующей вокальной интонацией, берущей своё начало в афроамериканской манере пения. Именно заниженное интонирование, по мнению одного из исследователей джазового искусства, является одной из основных его стилистических особенностей [5, с. 6]. Применение блюзовых нот нашло отражение в необычном сочетании солиста с оркестром, в котором одновременно звучат мажор (в инструментальном сопровождении) и минор (блюзовые ноты у солиста). Типичным для джазового интонирования является обильное использование мелизмати-ки и скэт-импровизаций.

Среди характерных признаков, присущих джазу, следует упомянуть особенности ритмической организации. Главным образом это находит выражение в применении вокальной фразировки «офф-бит», то есть в намеренном избегании певцом сильной доли. Данное обстоятельство логически вытекает из постоянного «соревнования» певца с инструментальным сопровождением, которое обеспечивает солисту гармонически и ритмически стабильную основу с ярко выраженными сильными долями.

123

Для того чтобы выделить вступление вокальной партии, певцу приходится намеренно игнорировать сильную долю путём опережающего или запаздывающего вступления или использования приёма rubato («оттяжки») — небольшого отставания во фразах с последующим возвращением в основное время.

Следует также предусмотреть в содержании обучения особенности джазовой гармонии, уделив особое внимание слуховому освоению учащимися гармонических оборотов в джазовых темах.

У истоков джазового образования в нашей стране стояли известные исполнители и исследователи джаза, такие как И. М. Бриль [7], Ю. Н. Чугунов [8], В. Д. Конен [9], М. М. Митропольский [10], Е. В. Овчинников [11] и многие другие. Силами этих людей был подготовлен и опубликован ряд сборников и учебных пособий, посвящённых искусству джаза. Несмотря на это, преподаватели средних и высших учебных заведений и сегодня сталкива-124 ются с недостатком учебной и методической литературы, особенно для джазовых вокалистов. Ещё хуже обстоит дело с учебной литературой для курса сольфеджио. (Более подробно данный вопрос рассматривался нами в работе «Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования» [12].) Исходя из этого, одной из главных задач, стоящих сегодня перед преподавателями рассматриваемой дисциплины, является создание методики преподавания джазового сольфеджио и ряда учебных пособий, отвечающих его специфике.

Современные технические средства

как необходимый компонент учебно-методического оснащения занятий джазовым сольфеджио

Как утверждают исследователи, возникновение различных методик развития слуха всегда связано с новыми явлениями в художественной практике. Разработка и создание методов программированного обучения, применение в процессе обучения технических средств, поднятие музыкальной культуры — задачи, которые всегда стояли и продолжают стоять перед педагогами-музыкантами [13, с. 12].

Ещё несколько десятилетий назад российские музыканты испытывали огромные трудности с джазовым репертуаром для певцов и инструменталистов. В основном им приходилось довольствоваться тем скудным репертуаром, который считала нужным предоставить фирма грамзаписи «Мелодия», являвшаяся монополистом на советском музыкальном рынке. В наши дни, с появлением свободного доступа в интернет, ситуация кардинально изменилась: в любой момент с любого гаджета при желании можно ознакомиться с интересующим нас музыкальным материалом. Таким образом, как пишет М. В. Карасёва, эпоха оцифрованного звука принесла долгожданный подарок тем педагогам, которые не одно десятилетие ратовали за внедрение живых разнотембровых записей в курс сольфеджио [14, с. 85]. Ныне в распоряжении педагога имеются разнообразные средства аудиозаписи. Для того чтобы учащиеся на уроках джазового сольфеджио смогли полностью погрузиться в интонаци-

онную сферу осваиваемого стиля, можно и нужно использовать аудиозаписи с примерами джазовых стандартов. Для этой цели подходят разные носители: СБ-диски, МР3-плееры, смартфоны и т. д. Мы солидарны с М. В. Карасёвой, утверждающей, что для того, чтобы методика сольфеджио была эффективной, она должна быть пропорционально соотнесена с живым музыкальным материалом, на освоение которого она направлена, а также с современными техническими возможностями, предоставляемыми эпохой [14, с. 76]. Подобное утверждение имеет особую ценность в плане подачи и освоения учебного материала в курсе джазового сольфеджио, поскольку невозможно переоценить значение тембра и интонационных особенностей, присущих исполнителям данного музыкального направления.

Так, любой из джазовых стандартов, исполняемых певцами, даже в малейшей степени не сможет передать тончайшие нюансы в области мелодики, ритмики, гармонии, характера звукообразования и звукове-дения, особенности мелизматики и многое другое, присущее вокальному исполнению в целом и определённому исполнителю в частности, если такой пример будет проигрываться педагогом на фортепиано. В результате будущий исполнитель джазового направления не сможет полноценно освоить необходимые ему навыки расшифровки нотного текста и, напротив, — грамотно подходить к чтению нот джазовых произведений. На сегодняшний день, как отмечают исследователи джазового искусства, невозможно найти расшифрованные нотные примеры «скэт-

соло» известных джазовых вокалистов, а учебных скэтов, сочинённых преподавателями, практически нет [15, с. 2]. Тем не менее именно скэт-импровизация, по мнению знатоков, считается показателем мастерства джазового исполнителя.

Заключение

В современной педагогике музыкального образования преподавание на стилевой основе становится одним из приоритетных направлений. В настоящее время усилиями учёных и педагогов дисциплина сольфеджио из тренажёра, направленного на разностороннее развитие музыкального слуха, постепенно превращается в дисциплину, «не просто предоставляющую музыкальному слуху "пакет необходимых умений", а целенаправленно формирующую профиль музыкального сознания» [13, с. 75]. Исходя из этого утверждения, разработка интонационного подхода, сориентированного на освоение интонационной природы осваиваемого музыкального материала, представляется весьма перспективной в плане развития как слуховых представлений, так и певческого интонирования, поскольку в дальнейшем позволит будущему исполнителю джаза свободно ориентироваться в звучащем музыкальном материале и в его нотной записи, а также обогатит его репертуар джазовыми образцами. Изучение теоретического материала поможет учащимся овладеть такими приёмами вокальной стилистики, как джазовая гармония, свингование, свободная ритмика, off-beat акцентирование, блюзовый лад, обильное использование мелизматики и характерной для джаза интервалики.

125

Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education at the Moscow Pedagogical State University (MSPU).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карасёва, М. В. Проблемы слухового освоения музыки ХХ века в современном курсе сольфеджио [Текст, ноты] / М. В. Карасёва ; Министерство культуры СССР, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. - М. : [б. и.], 1987. - 63 с.

2. Казанцева, Н. В. Стилевое сольфеджио как слуховая основа в комплексной программе профессионального обучения вокалиста эстрадно-джазового профиля [Текст, ноты] / Н. В. Казанцева // Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс / А. С. Поляков. - М. : Согласие, 2015. - С. 131-187.

3. Людько, М. Г. Стилевое сольфеджио в современном видении [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / М. Г. Людько. -

|2Ц СПб., 2011. - 235 с.

4. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б. В. Асафьев. - Л. : Музыка, 1971. - 376 с.

5. Степурко, О. М. Скэт-импровизация. Орнаментика стиля соул [Текст, ноты] / О. М. Степурко. - М. : Камертон, 2007. -110 с.

6. Чугунов, Ю. Н. Гармония в джазе [Текст ноты] : учеб.-методич. пособие для средних и высших учебных заведений / Ю. Н. Чугунов. - М. : Современная музыка, 2007. - 176 с.

7. Бриль, И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано [Текст, ноты] / И. М. Бриль. - М. : Кифара, 2006. - 112 с.

8. Чугунов, Ю. Н. Эволюция гармонического языка джаза [Текст, ноты] / Ю. Н. Чу-гунов. - М. : Муравей, 1997. - 171 с.

9. Конен, В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века [Текст, ноты] / В. Д. Конен. - М. : Музыка, 1994. -160 с.

10. Митропольский, М. М. Джазовый вокал [Текст] / М. М. Митропольский // Краткая история джаза. - М., 2004. - URL: http:// muztrain.ru/teachers/62/ (дата обращения: 29.04.2018).

11. Овчинников, Е. В. История джаза [Текст, ноты] / Е. В. Овчинников. - М. : Музыка, 1994. - 240 с.

12. Пивницкая, О. В. Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования [Текст] / О. В. Пивницкая // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. -№ 4 (16). - С. 95-102.

13. Кортякова, Е. С. Краткие исторические сведения о сольфеджио [Электронный ресурс] : методический реферат / Е. С. Кор-тякова. - Тихвин, 2011. - 14 с. - URL: https: // docviewer.yandex.ru/ view/17170062/ ?*=vV6zHrwW5YVoTgKPbZdAYAAyj5V7 InVybCI6Imh0dHA6Ly9tdXNpYy10aWtod mluLnJ1L2F0dGFjaG1lbnRzL2FydGljbGU vMTg4LyVEMCU5QSVEMSU4MCVEMC VCMCVEMSU4MiVEMCVCQSVEMCVC OCVEMCVCNSUyMCVEMCVCOCVEM SU4MSVEMSU4MiVEMCVCRSVEMSU4 MCVEMCVCOCVE (дата обращения: 29.04.2018).

14. Карасёва, М. В. Современный музыкальный слух и вызовы нового тысячелетия: как нам реорганизовать сольфеджио? [Текст, ноты] // М. В. Карасёва // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве : сб. статей / сост. А. М. Цукер. - Ростов-н/Д : Изд-во Ростовской государственной консерватории

им. С. В. Рахманинова, 2005. - C. 72-86.

15. Сухих, А. Г., Михайлюк, Е. М. Вокал в джазе [Текст, ноты] / А. Г. Сухих, Е. М. Михайлюк. - [Рукопись]. - 76 с.

REFERENCES

1. Karaseva M. V. Problemy slukhovogo osvoe-niya muzyki XX veka v sovremennom kurse sol'fedzhio [Problems of auditory development of 20th century music in the modern solfeggio course]. Ministerstvo kul'tury SSSR, Moskovskaya gosudarstvennaya kon-servatoriya im. P. I. Chajkovskogo. Moscow, 1987. 63 p. (in Russian).

2. Kazantseva N. V. Stilevoe sol'fedzhio kak slukhovaya osnova v kompleksnoj programme professional'nogo obucheniya vo-kalista estradno-dzhazovogo profilya [Style solfeggio as the auditory basis in the complex vocational training program of vocalist of pop-jazz profile]. Metodika prepodavani-ya estradnogo peniya. Ekspress-kurs [Methods of teaching pop singing. Express course]. Moscow: Soglasie Publ., 2015, pp. 131-187 (in Russian).

3. Lyud'ko M. G. Stilevoe sol'fedzhio v sovre-mennom videnii [Style solfegezhiev modern vision]. PhD dissertation (Arts). St. Petersburg, 2011. 235 p. (in Russian).

4. Asaf'ev B. V. Muzykal'naya forma kak protsess [Musical form as a process]. Leningrad: Muzyka Publ., 1971. 376 p. (in Russian).

5. Stepurko O. M. Sket-improvizatsiya. Orna-mentika stilya soul [Skate improvisation. Ornamental style of soul]. Moscow: Kamerton Publ., 2007. 110 p. (in Russian).

6. Chugunov Yu. N. Garmoniya v dzhaze [Harmony in the Jazz]. Moscow: Sovremennaya muzyka Publ., 2007. 176 p. (in Russian).

7. Bril' I. M. Prakticheskij kurs dzhazovoj im-provizatsii dlya fortepiano [Practical course of jazz improvisation for pianoforte]. Moscow: Kifara Publ., 2006. 112 p. (in Russian).

8. Chugunov Yu. N. Evolyutsiya garmoniches-kogo yazyka dzhaza [Evolution of the jazz harmonic language]. Moscow: Muravej Publ., 1997. 171 p. (in Russian).

9. Konen V. D. Tretij plast: novye massovye zhanry v muzyke XX veka [Third layer: new

mass genres in the music of the 20th century]. Moscow: Muzyka Publ., 1994. 160 p. (in Russian).

10. Mitropol'sky M. M. Dzhazovyj vocal [Jazz Vocals]. Kratkaya istoriya dzhaza [Brief Jazz History]. Moscow, 2004. Available at: http://muztrain.ru/teachers/62/ (accessed: 29 April 2018).

11. Ovchinnikov E. V. Istoriya dzhaza [Jazz history]. Moscow: Muzyka Publ., 1994. 240 p. (in Russian).

12. Pivnitskaya O. V. Dzhazovoe sol'fedzhio v sisteme sovremennogo muzykal'nogo ob-razovaniya [Jazz solfege in the system of modern music education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 4 (16), pp. 95-102 (in Russian).

13. Kortyakova E. S. Kratkie istoricheskie sve-deniya o sol'fedzhio. [Brief historical information about the solfeggio]. Metodicheskij referat [Methodical abstract]. Tikhvin, 2011. 14 p. Available at: https://docviewer.yandex. ru/view/17170062/?*=vV6zHrwW5YVoTg-KPbZdAYAAyj5V7InVybCI6Imh0dHA-6Ly9tdXNpYy10aWtodmluLnJ1L2F0dGF-jaG 1lbnRzL2FydGljbGUvMTg4LyVEM-CU5QSVEMSU4MCVEMCVCMCVEM-SU4MiVEMCVCQSVEMCVCOCVEM-CVCNSUyMCVEMCVCOCVEMSU4MS-VEMSU4MiVEMCVCRSVEMSU4M- 127 CVEMCVCOCVE (accessed: 29 April 2018) (in Russian).

14. Karaseva M. V. Sovremennyj muzykal'nyj slukh i vyzovy novogo tysyacheletiya: kak nam reorganizovat' sol'fedzhio? [Modern musical ear and challenges of the new millennium: how can we reorganize the solfeggio?]. Muzyka i muzykant v menyayu-shchemsya sotsiokul 'turnom prostranstve: sbornik statej [Music and musician in a changing socio-cultural space. Collected papers]. Compiler A. M. Tsuker. Rostov-on-Don: Rostovskaya gosudarstvennaya konser-vatorii named after S. V. Rakhmaninov Publ., 2005, pp. 72-86 (in Russian).

15. Cuhikh A. G., Mikhajlyuk E. M. Vokal v dzhaze [Vokal in Jazz]. Manuscript. 76 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 04.05.2018. The article was received on 04.05.2018.

Пивницкая Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования e-mail: olgafolk@list.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «.Московский педагогический государственный университет» (МПГУ),

ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991

Olga V. Pivnitskaya, PhD in Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Department of Methodology and Technology of the Music Education e-mail: olgafolk@list.ru

Moscow Pedagogical State University (MSPU),

Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.