Научная статья на тему 'Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования'

Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2596
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЕВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ / ДЖАЗОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ / ИНТОНАЦИОННАЯ ПРИРОДА ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ / РОССИЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STYLE SOLFEGGIO / SOLFEGGIO / JAZZ SOLFEGGIO / POP VOCAL / POP MUSICAL ART / INTONATION NATURE OF POP SONG / RUSSIAN MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пивницкая Ольга Васильевна

В предлагаемой статье речь идёт об одной из разновидностей стилевого сольфеджио о джазовом сольфеджио, которое направлено на развитие стилевого слуха и навыков интонирования на эстрадно-джазовом музыкальном материале. В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Следует отметить, что некоторое время назад преподаватели эстрадно-джазовых отделений встретились с трудностями, обусловленными практически полным отсутствием теоретической базы, необходимой для освоения основных предметов. В первую очередь, это касалось преподавания собственно эстрадно-джазового вокала, а также других обязательных для данного направления подготовки дисциплин. Одной из таких дисциплин является сольфеджио. Как известно, занятия на уроках по данному предмету развивают музыкальные способности учащихся, в особенности слух, память и чувство ритма, способствуют более эффективному освоению музыкального исполнительства и других дисциплин в области музыкального искусства. В настоящее время практикующие педагоги в условиях дефицита методических материалов для преподавания джазового сольфеджио самостоятельно составляют учебные программы и учебно-методические материалы. Однако они не могут прийти к единому мнению как относительно возраста обучаемых, так и создания единого алгоритма освоения этой дисциплины. В то же время практически невозможно найти программы, соответствующие потребностям подготовки отечественных исполнителей, определяемым необходимостью сочетания эстрадного и джазового компонентов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jazz Solfeggio in the System of Modern Music Education

The given article describes one of style solfeggio types and especially jazz solfeggio pointed at the development of style hearing and intonation skills in in jazz material. For the recent decades in musical education pedagogy there has been an opinion that music material requires methods of education matching its intonation nature. It is worth mentioning that the teachers of pop and jazz faculties faced several sudden chalenges: lack of theoretical framework necessary for mastering the disciplines mandatory for this course. Mainly it concerned the teaching of pop and jazz vocal and other disciplines mandatory for the completion of this course. Solfeggio is undoubtedly one of such disciplines. As we know solfeggio classes help in the development of musical abilities of the students, especially hearing, memory and sense of rhythm and they also facilitate more efficient mastering of musical performance and other disciplines in the field of musical art. Now practicing solfeggio teachers actively respond to the lack of teaching materials for teaching jazz solfeggio by developing various types of programs and drafts dedicated to the teaching of this discipline. But still the developers of these materials cannot agree upon the age of the students and the algorithm of teaching. At the same time there are almost no programs that can meet the requirements necessary for carrying out the auction of Russian singers meaning the combination of pop and jazz teaching components.

Текст научной работы на тему «Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования»

ДЖАЗОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Пивницкая,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В предлагаемой статье речь идёт об одной из разновидностей стилевого сольфеджио - о джазовом сольфеджио, которое направлено на развитие стилевого слуха и навыков интонировангя на эстрадно-джазовом музыкальном материале. В педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Следует отметить, что некоторое время назад преподаватели эстрадно-джазовых отделений встретились с трудностями, обусловленными практически полным отсутствием теоретической базы, необходимой для освоения основных предметов. В первую очередь, это касалось преподавания собственно эстрадно-джазового вокала, а также других обязательных для данного направления подготовки дисциплин. Одной из таких дисциплин является сольфеджио. Как известно, занятия на уроках по данному предмету развивают музыкальные способности учащихся, в особенности слух, память и чувство ритма, способствуют более эффективному освоению музыкального исполнительства и других дисциплин в области музыкального искусства. В настоящее время практикующие педагоги в условиях дефицита методических материалов для преподавания джазового сольфеджио самостоятельно составляют учебные программы и учебно-методические материалы. Однако они не могут прийти к единому мнению как относительно возраста обучаемых, так и создания единого алгоритма освоения этой дисциплины. В то же время практически невозможно найти программы, соответствующие потребностям подготовки отечественных исполнителей, определяемым необходимостью сочетания эстрадного и джазового компонентов обучения.

Ключевые слова: стилевое сольфеджио, сольфеджирование, джазовое сольфеджио, эстрадный вокал, музыкальное искусство эстрады, интонационная природа эстрадной песни, российское музыкальное образование.

Abstract. The given article describes one of style solfeggio types and especially jazz solfeggio pointed at the development of style hearing and intonation skills in in jazz material. For the recent decades in musical education pedagogy there has been an opinion that music material requires methods of education matching its intonation nature. It is worth mentioning that the teachers of pop and jazz faculties faced several sudden challenges: lack of theoretical framework necessary for mastering the disciplines mandatory for this course. Mainly it concerned the teaching of pop and jazz vocal and other disciplines mandatory

95

for the completion of this course. Solfeggio is undoubtedly one of such disciplines. As we know solfeggio classes help in the development of musical abilities of the students, especially hearing, memory and sense of rhythm and they also facilitate more efficient mastering of musical performance and other disciplines in the field of musical art. Now practicing solfeggio teachers actively respond to the lack of teaching materials for teaching jazz solfeggio by developing various types of programs and drafts dedicated to the teaching of this discipline. But still the developers of these materials cannot agree upon the age of the students and the algorithm of teaching. At the same time there are almost no programs that can meet the requirements necessary for carrying out the action of Russian singers meaning the combination of pop and jazz teaching components.

Keywords: style solfeggio, solfeggio, jazz solfeggio, pop vocal, pop musical art, intonation nature of pop song, Russian musical education.

96

Последние десятилетия в нашей стране отмечены всё возрастающим интересом к искусству эстрадного вокала. Особенно ярко эта тенденция проявляет себя в сфере культурных предпочтений молодёжи. Несмотря на то что данный вид музыкального искусства, в отличие от многовековой истории академического профессионального музыкального образования, стал активно развиваться лишь в последние десятилетия XX века, музыкальная эстрада, в особенности эстрадный вокал, уверенно заняла своё место в художественной культуре России. Благодаря непосредственному воздействию на самые широкие массы зрителей и социальной направленности, музыкальному искусству эстрады принадлежит важная роль в формировании духовного облика личности.

Как отмечает Е. О. Рыбакова, «сегодня, когда можно говорить о полном признании эстрадно-джазовой стилистики мастерами классической музыки как серьёзного направления в музыкальном искусстве, возникает потребность не в единичных профессионалах, а в создании специальной

системы подготовки специалистов в этой области музыки. Иными словами, появилась необходимость в создании отечественной профессиональной школы в стилистике эстрадно-джазовой музыки. Это новое направление в музыкальном образовании было создано на основе российской классической (академической) системы музыкального образования» [1, с. 36].

Известно, что в нашей стране первым учебным заведением в системе среднего профессионального образования, где начали реализовывать образовательные программы в области музыкального искусства эстрады, было музыкальное училище при Академии имени Гнесиных. Это произошло лишь в 1974 году.

С 1984 года данный вид профессиональной подготовки стал осуществляться также и в вузах [2]: подобные отделения были открыты в Московском государственном университете культуры и искусств, в Государственной классической академии имени Маймонида и других. Впоследствии отделения эстрадно-джазового вокала открываются и в музыкальных школах.

При этом в 90-е годы XX столетия возникает понятие «музыкальное искусство эстрады», получившее профессиональный статус и дальнейшее распространение в средних и высших образовательных учреждениях. Показательно, что собственно понятие «эстрадное искусство», или просто «эстрада», возникло именно в XX веке и именно в России [3, с. 164]. В Европе и Америке музыкальное искусство такого рода носит название «поп-музыка».

Говоря о музыкальной эстраде 7080-х годов прошлого столетия, следует заметить, что певцы, выступавшие на сцене в те годы, в основном получали свои профессиональные навыки в процессе обучения академическому вокалу в музыкальных вузах, училищах и колледжах; их число также пополняли выпускники дирижёр-ско-хоровых отделений, на которых предусматриваются обязательные занятия вокалом.

Например, Муслим Магомаев, привлекавший к себе во второй половине прошлого века внимание астрономического числа поклонников, в начале своей карьеры получил известность как оперный певец, так же как и популярный исполнитель той эпохи Юрий Гуляев. Имеет академическое вокальное образование и мэтр российской эстрады Иосиф Кобзон. Алла Пугачёва в своё время окончила дирижёрско-хо-ровое отделение Музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова.

Многие известные певцы тех лет получили профессиональное образование в вузах и училищах как исполнители на музыкальных инструментах. Например, Ирина Понаровская окончила консерваторию как пианистка (так же, как и Дмитрий Маликов). Популярная исполнительница эстрад-

ных песен Ирина Аллегрова окончила Центральную музыкальную школу при Бакинской консерватории по классу фортепиано, получив квалификацию «пианист-концертмейстер».

Некоторые успешные эстрадные певцы были талантливыми самоучками. Среди них следует отметить таких звёзд, как Валерий Ободзинский и Майя Кристалинская. Кумир миллионов и руководитель первого в СССР джаз-оркестра Леонид Утёсов также не имел за плечами никакого музыкального образования.

Под эстрадным вокалом нередко подразумевают лёгкий и доступный массовому слушателю жанр. Однако при более внимательном рассмотрении становится понятно, что эстрадное пение объединяет в себе несколько направлений вокального искусства, среди которых, прежде всего, следует отметить народное и академическое пение. Следовательно, в процессе обучения эстрадных вокалистов целесообразно учитывать, что основные источники интонационной природы этого жанра - народная песня, русский городской романс и музыка профессиональной традиции [4, с. 93].

В настоящее время эстрадные певцы в своём творчестве опираются на огромное богатство отечественного и зарубежного наследия. Однако во второй половине прошлого века ситуация в нашей стране была не столь радужной, в особенности это касалось доступности популярной и джазовой зарубежной музыки. В основном российским музыкантам приходилось довольствоваться тем, что фирма грамзаписи «Мелодия», являвшаяся монополистом на отечественном музыкальном рынке, считала допустимым предоставить их вниманию. И если в об-

97

98

ласти эстрадного вокала ситуация в нашей стране ещё могла быть обозначена как более или менее благополучная, то с джазовым вокалом всё было намного сложнее.

Говоря о джазовом вокале того времени, следует отметить, что количество профессиональных певцов в этом жанре было весьма немногочисленным и ограничивалось преимущественно женщинами. Так, среди популярных джазовых певиц можно назвать, прежде всего, Валентину Пономарёву, Валентину Дегтярёву, Эльвиру Трафову, Ирину Отиеву, Ларису Долину, Татевик Оганесян, Галину Филатову, а также грузинских исполнительниц Гюлли Чохели и Ингу Перадзе.

Неудивительно, что на начальном этапе становления этой отрасли музыкального образования преподаватели эстрадно-джазовых отделений столкнулись с непредвиденными трудностями, а именно - с практически полным отсутствием теоретической базы, необходимой для освоения обязательных для данного направления профессиональной подготовки студентов дисциплин. Как справедливо отмечает А. Билль, «в системе музыкальной педагогики эстрадная - самая молодая. Профессиональному эстрадному образованию в нашей стране немногим более 20 лет. Специалистов, имеющих профессиональную подготовку, немного, не хватает репертуарной, методической литературы» [5]. Такое положение дел наблюдалось в преподавании не только собственно эстрадно-джазового вокала, но и других учебных предметов, в том числе сольфеджио.

Занятия на уроках по данному предмету, как известно, развивают музыкальные способности учащихся, в особенности слух, память и чувство

ритма, а также способствуют более эффективному освоению музыкального исполнительства и других аспектов музыкального искусства. При этом необходимо учитывать, что в педагогике музыкального образования в последние десятилетия утвердилось положение о том, что любой музыкальный репертуар предполагает разработку методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Именно поэтому преподавание на стилевой основе, в том числе в рамках учебного предмета «Сольфеджио» становится одним из приоритетных направлений [6]. Данное утверждение справедливо и для освоения учащимися эстрадной и джазовой музыки на занятиях по сольфеджио. Когда мы говорим о джазовом сольфеджио, мы также имеем в виду, прежде всего, стилевое сольфеджио, которое направлено на развитие стилевого слуха и навыков интонирования на специфическом джазовом материале. Однако, по мнению М. Г. Людько [7], в настоящее время стилевое сольфеджио не имеет единой устоявшейся структуры и постоянно меняется с учётом новых задач музыкального обучения, оставаясь при этом альтернативным общепринятым программам обучения по этой дисциплине.

Следует отметить, что в названии предмета «Джазовое сольфеджио» ключевыми являются оба слова, так как, с одной стороны, мы имеем дело с программой сольфеджио, в процессе реализации которой учащиеся осваивают определённые умения, навыки и систему специальных знаний, а с другой - всё это осуществляется на джазовом материале. В данном курсе сольфеджио следует также учитывать особенности современной музыкаль-

ной культуры российской эстрады, поскольку она входит в качестве необходимой составляющей в учебный репертуар учащихся эстрадно-джазовых отделений и факультетов.

Однако, как показывает практика, труды современных отечественных исследователей и педагогов (О. М. Сте-пурко [8], М. М. Митропольский [9] и др.) в большей степени направлены на изучение эстрадно-джазового вокала США и Западной Европы, в то время как песенному искусству российской эстрады не уделяется должного внимания. Так, даже известные сейчас учебные пособия, включающие разделы об эстрадной песне («История современной отечественной музыки» [10], «Отечественная музыкальная литература» [11]), посвящены в основном историческим аспектам развития этого жанра.

Ещё хуже обстоит дело с учебными пособиями, направленными на развитие музыкального слуха и навыков интонирования на эстрадно-джазовом материале. Первой ласточкой в данном направлении был сборник М. О. Серебряного «Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной эстрадной музыки», вышедший в 1987 году в Киеве [12]. В том же году в Москве Ю. П. Козырев и Н. Л. Серапионянц издают «Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора» [13], который адресован учащимся начальных классов детских музыкальных школ и направлен на развитие умений джазовой импровизации.

Собственно учебники сольфеджио, ориентированные на освоение джазового материала, были выпущены значительно позже. Так, в 2002 году появился сборник О. Н. Хрому-

шина «Джазовое сольфеджио» [14], предназначенный для учащихся 3-7 классов детских музыкальных школ. В 2010 году вышел в свет учебник И. Э. Карагичевой «Эстрадно-джазовое сольфеджио. Базовый курс» [15], основу которого, помимо американских и английских народных песен, составили образцы джазовых мелодий зарубежных композиторов. Данное учебное пособие создано для учащихся старших классов детских музыкальных школ и учащихся музыкальных училищ и колледжей.

Можно также констатировать, что пособий, предназначенных для развития слуха посредством написания музыкальных диктантов на эстрадно-джазовой основе, пока разработано явно недостаточно. Среди наиболее известных сборников следует упомянуть «Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз» Б. Г. Копелевича [16], изданный в 1990 году в Москве.

В настоящее время практикующие педагоги, столкнувшись с дефицитом методических материалов для преподавания джазового сольфеджио, восполняют его с помощью самостоятельно разрабатываемых программ и учебных пособий. Как в библиотеках, так и в Сети можно найти рабочие программы разных авторов по джазовому или эстрадно-джазовому сольфеджио. Как правило, создатели этих пособий не могут прийти к единому мнению насчёт возраста обучаемых и выработать универсальный алгоритм освоения этой дисциплины.

Так, некоторые педагоги предлагают начинать обучение джазовому сольфеджио с первого класса ДМШ [17], в то время как другие придерживаются мнения, что подобное обучение целесообразно начинать на более

99

100

позднем этапе, примерно с четвёрто-го-пятого классов, когда учащиеся уже овладели определёнными познаниями в области теоретических дисциплин и музыкального исполнительства [18]. Большинство же преподавателей склоняются к тому, что данный предмет лучше всего будет усваиваться учащимися в музыкальном колледже или даже в вузе [19].

Достаточно много противоречий можно обнаружить и в самих рассматриваемых программах. Некоторые из них почти не отличаются от обычных программ по академическому сольфеджио, в то время как авторы других предлагают учащимся значительное количество материала, посвящённого именно основам джазового музицирования и импровизации. В то же время практически невозможно найти программы, соответствующие потребностям подготовки отечественных исполнителей, определяемым необходимостью сочетания эстрадного и джазового компонентов обучения.

Подводя итог, хочется отметить, что важнейшей задачей джазового сольфеджио является подготовка учащихся к исполнению эстрадно-джазового репертуара. Принимая во внимание концепцию этнослуха И. И. Зем-цовского [20] и парадигму национального музыкального образования Л. В. Шаминой [21], представляется проблематичным воспитывать слух ребёнка с первых лет обучения сразу на джазовом материале. На наш взгляд, более естественным было бы начать обучение детей на фольклорном материале, который на этом этапе составляет репертуарную основу также и академического курса сольфеджио. Несколько позже, когда в активе у учащихся уже будут освоенные

ими элементарные теоретические знания и практические навыки, целесообразно включать в содержание образования упражнения и художественные образцы песенного жанра в эстрадном и джазовом стилях. При этом подобный материал в идеале должен лежать в основе всех форм работы, направленных на развитие как слуха обучающихся (устные и письменные упражнения), так и навыков исполнительского интонирования. С учётом того что в настоящее время предмет «Джазовое сольфеджио» всё ещё находится в стадии своего становления и окончательно не сформировался, а также ощущается острая нехватка учебных пособий по данному предмету, педагогам и исследователям предстоит большая работа по формированию теоретической и методической базы для рассматриваемой дисциплины.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыбакова, Е. О. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Е. О. Рыбакова. -СПб., 2007. - 42 с.

2. Сборник основной образовательной программы по специальности 051000 «Вокальное искусство», специализация «Народное пение» [Текст] / науч. ред. М. Б. Сидорова. - М. : Изд-во МГУКИ, 2006. - 224 с.

3. Клитин, С. С. История искусства эстрады [Текст] / С. С. Клитин. - СПб. : Изда-тельско-торговый дом Алексеева, 2008. -472 с.

4. Пивницкая, О. В. Народно-песенная интонационная природа отечественной эстрадной песни как элемент содержания вузовского музыкального историко-теоретического образования [Текст] / О. В. Пивницкая // Вестник кафедры

ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 2 (6). - С. 90-98.

5. Билль, А. М. Чистый голос: методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий [Электронный ресурс] / А. М. Билль. - Режим доступа: http://vocal-box.ucoz.ru/ Ьа^1-1-0-7

6. Урванцева, О. А. Освоение стилевых моделей в курсе сольфеджио [Текст] / О. А. Урванцева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 1 (5). - С. 87-98.

7. Людько, М. Г. Стилевое сольфеджио в современном видении [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения / М. Г. Людько. - СПб., 2011. - 235 с.

8. Степурко, О. М. Скэт Импровизация [Текст, ноты] / О. М. Степурко. - М. : Камертон, 2007. - 110 с.

9. Митропольский, М. М. Краткая история джаза для начинающих [Электронный ресурс] / М. М. Митропольский. - Режим доступа : http://www.jazz.ru/books/history/ default.htm

10. История современной отечественной музыки: Вып. 1 (1917-1941) [Текст] : учебник для муз. вузов / М. Е. Тараканов, И. В. Лихачёва, Е. В. Дуков [и др.] ; под ред. М. Е. Тараканова. - М. : Музыка, 2005. - 480 с.

11. Отечественная музыкальная литература (1917-1985) [Текст] : учеб. пособие / С. Е. Румянцев, Е. Е. Дурандина, Е. И. Иванова [и др.] ; ред.-сост. Е. Е. Дурандина. -Вып. 1. - М. : Музыка, 1996. - 375 с.

12. Серебряный, М. О. Сольфеджио: на рит-моинтонационной основе современной эстрадной музыки [Текст, ноты] / М. О. Серебряный. - Киев : Музична Украша, 1987. - 128 с.

13. Козырев, Ю. П., Серапионянц, Н. Л. Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора [Текст, ноты] / Ю. П. Козырев, Н. Л. Серапио-нянц. - М. : Изд-во Московского колледжа импровизационной музыки, 1987. -138 с.

14. Хромушин, О. Н. Джазовое сольфеджио [Текст, ноты] / О. Н. Хромушин. - М. : Композитор, 2002. - 56 с.

15. Карагичева, И. Э. Эстрадно-джазовое сольфеджио: базовый курс [Текст, ноты] / И. Э. Карагичева. - М. : Музыка, 2010. -84 с.

16. Копелевич, Б. Г. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз [Текст, ноты] / Б. Г. Копе-левич. - М. : Музыка, 1990. - 224 с.

17. Симонова, А. С. Эстрадно-джазовое сольфеджио: рабочая программа [Электронный ресурс] / А. С. Симонова. - Режим до ступа: http://dshi-artamonova2.ru/Docum ents/4obrazovanie/obsherazv_programmy/ 45_estradno_dzhazovoe_solfedgio.pdf

18. Сёмина, Д. Д., Дмитрик, Т. Д. Вокальное сольфеджио: рабочая программа [Электронный ресурс] / Д. Д. Сёмина, Т. Д. Дмит-рик. - Режим доступа : http://art.vlsu.ru/ fileadmin/departments/estrada/Rabochie_ programmy__bak_/VOCAL_SOLFEDGIO_ RP.pdf

19. Чугунов, Ю. Н. Эволюция гармонического языка джаза. Джазовые мелодии для гармонизации [Текст, ноты] / Ю. Н. Чугу-нов. - М. : Лань : Планета музыки, 2015. -336 с.

20. Земцовский, И. И. Апология слуха [Текст] / И. И. Земцовский // Музыкальная академия. - 2002. - № 1. - С. 1-12.

21. Шамина, Л. В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира [Текст] / Л. В. Шамина // Преподаватель. - 2002. - № 6. - C. 21-27.

REFERENCES

1. Rybakova E. O. Razvitie muzykal'nogo iskusstva estrady v khudozhestvennoj kul'ture Rossii: Extended abstract of Doctoral dissertation (Culturology). St. Petersburg, 2007. 42 p. (in Russian)

2. Sbornik osnovnoj obrazovatel'noj program-my po spetsial'nosti 051000 "Vokal'noe iskusstvo", spetsializatsiya "Narodnoe pe-nie". Nauch. red. M. B. Sidorova. Moscow: Izd-vo MGUKI, 2006. 224 p. (in Russian)

3. Klitin P. P. Istoriya iskusstva estrady. St. Petersburg: Izdatel'sko-torgovyj dom Aleksee-va, 2008. 472 p. (in Russian)

4. Pivnitskaya O. V. Narodno-pesennaya into-natsionnaya priroda otechestvennoj estrad-

101

102

noj pesni kak element soderzhaniya vu-zovskogo muzykal'nogo istoriko-teoreti-cheskogo obrazovaniya. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie". 2014. No. 2 (6), pp. 90-98. (in Russian)

5. Bill' A. M. Chistyj golos: metodicheskie ma-terialy dlya organizatorov i pedagogov det-skikh estradno-vokal'nykh studij. URL: http://vocal-box.ucoz.ru/load/1-1-0-7 (in Russian)

6. Urvantseva O. A. Osvoenie stilevykh mod-elej v kurse sol'fedzhio. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie". 2014. No. 1 (5), pp. 87-98. (in Russian)

7. Lyud'ko M. G. Stilevoe sol'fedzhio v sovre-mennom videnii: PhD dissertation (Art). St. Petersburg, 2011. 235 p. (in Russian)

8. Stepurko O. M. Sket Improvizatsiya. Moscow: Kamerton, 2007. 110 p. (in Russian)

9. Mitropol'skij M. M. Kratkaya istoriya dzha-za dlya nachinayushchikh. URL: http:// www.jazz.ru/books/history/default.htm (in Russian)

10. Istoriya sovremennoj otechestvennoj muzyki. Vyp. 1 (1917-1941): uchebnik dlya muz. vu-zov. M. E. Tarakanov, I. V. Likhachyova, E. V. Dukov [i dr.]. Pod red. M. E. Tarakano-va. Moscow: Muzyka, 2005. 480 p. (in Russian)

11. Otechestvennaya muzykal'naya literatura (1917-1985): ucheb. posobie. P. E. Rumy-antsev, E. E. Durandina, E. I. Ivanova [i dr.]. Red.-sost. E. E. Durandina. Vyp. 1. Moscow: Muzyka, 1996. 375 p. (in Russian)

12. Serebryanyj M. O. Sol'fedzhio: na ritmoin-tonatsionnoj osnove sovremennoj estradnoj

muzyki. Kiev: Muzichna Ukraïna, 1987. 128 p. (in Russian)

13. Kozyrev Yu. P., Serapionyants N. L. Sbornik uprazhnenij po nachal'nomu sol'fedzhio dlya improvizatora. Moscow: Izd-vo Mos-kovskogo kolledzha improvizatsionnoj muzyki, 1987. 138 p. (in Russian)

14. Khromushin O. N. Dzhazovoe sol'fedzhio. Moscow: Kompozitor, 2002. 56 p. (in Russian)

15. Karagicheva, I. E. Estradno-dzhazovoe sol'fedzhio: bazovyj kurs. Moscow: Muzyka, 2010. 84 p. (in Russian)

16. Kopelevich B. G. Muzykal'nye diktanty. Estrada i dzhaz. Moscow: Muzyka, 1990. 224 p. (in Russian)

17. Simonova A. P. Estradno-dzhazovoe sol'fedzhio: rabochaya programma. URL: http:// dshi-artamonova2.ru/Documents/4ob razo-vanie/obsherazv_programmy/45_estradno_ dzhazovoe_solfedgio.pdf (in Russian)

18. Syomina D. D., Dmitrik T. D. Vokal'noe sol'fedzhio: rabochaya programma. URL: http://art.vlsu.ru/fileadmin/departments/es-

trada/Rabochie_programmy__bak_/VO-

CAL_SOLFEDGIO_RP.pdf (in Russian)

19. Chugunov Yu. N. Evolyutsiya garmonichesk-ogo yazyka dzhaza. Dzhazovye melodii dlya garmonizatsii. Moscow: Lan'; Planeta muzyki, 2015. 336 p. (in Russian)

20. Zemtsovskij I. I. Apologiya slukha. In: Muzykal'naya akademiya. 2002. No. 1, pp. 1-12. (in Russian)

21. Shamina L. V. Etnograficheskaya paradigma shkol'nogo muzykal'nogo obrazovaniya: ot "etnografii slukha" k muzyke mira. In: Pre-podavatel'. 2002. No. 6, pp. 21-27. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.