ТРАДИЦИОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В КОНТЕКСТЕ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ
Л. Н. Халкечева,
90
Карачаево-Черкесский ордена «Знак Почёта» институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Российская Федерация, 369000
Аннотация. Одной из существенных проблем сегодняшнего дня является необходимость сбалансировать задачи этнического культурного самоопределения подрастающего поколения с укреплением гражданской, национальной и культурной идентичности в условиях поликультурного многообразия. Важнейшим фактором развития культуры сегодня выступает образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей. Основополагающим звеном здесь является изучение музыкального народного творчества, что особенно актуально в условиях многонациональных регионов. В статье автор акцентирует внимание на необходимости включения в учебные программы традиционного музыкального фольклора, рассматриваемого как родной музыкальный язык ребёнка, копюр-ым, как и родны/м вербальным языком, следует овладевать как можно раньше. Приобщение детей к пониманию национального через музыкальную интонацию не только развивает слух, но и закрепляет в художественной памяти ребёнка особую, присущую тому или другому народу интонацию. В статье большое место отводится анализу экспериментального учебно-методического пособия «Фольклорное сольфеджио», включающего в себя примеры традиционного музыкального фольклора коренных народов Карачаево-Черкесии и отвечающего всем вышеуказанным автором требованиям.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкальный фольклор, национальная и культурная идентичность, адаптация музыкального фольклора, музыкальное интонирование, сольфеджирование, этностиль, фольклорное сольфеджио.
TRADITIONAL MUSICAL FOLKLORE AT SOLFEGGIO LESSONS IN THE CONTEXT OF ETHNOMUSICAL EDUCATION IN KARACHAY-CHERKESIA
Lyudmila N. Halkecheva,
Karachay-Cherkess order "Badge of Honor" Institute of Humanitarian Studies under
the Government of the Karachay-Cherkess Republic,
Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russian Federation, 369000
Abstract. One of vital issues of today is need to balance problems of ethnic cultural self-determination of younger generation with strengthening of civil, national and cultural identity in the conditions of polycultural diversity. As the most important factor of cultural development education acts today, providing preservation and transfer of cultural values. a fundamental link is here studying of musical national creativity that is especially actual in the conditions of multinational regions. In article the author focuses attention to need of inclusion in training programs of traditional musical folklore which is considered as native musical language of the child with which, as well as native verbal language, it is necessary to seize as soon as possible. Familiarizing of children with understanding national through musical intonation develops not only hearing, but also fixes intonation special, inherent in these or those people in art memory of the child. In article the big place is allocated for the analysis "'Folklore solfeggio" - the manual including examples of traditional folklore not only Karachays, but also other indigenous people of Karachay-Cherkess Republic, and meeting all above author the requirements.
Keywords: music education, musical folklore, national and cultural identity, adaptation of musical folklore, musical intoning, solfedging, ethnostyle, folklore solfeggio.
91
Введение в проблему
Карачаево-Черкесия исторически всегда была поликультурным регионом. Для современной республики начала XXI века характерно усиление интеграционных процессов, в результате которых происходит смешение этносов и этнических культур. Наличие проблем этнического самоопределения (познания и приятия других культур при сохранении взаимосвязи с родным языком и культурой), самореализации в поликультурном мире во многом определяет основные векторы развития исследований в обла-
сти изучения состояния современного российского общества [1-6].
Одной из актуальнейших проблем сегодняшнего дня является необходимость сбалансирования задач этнического культурного самоопределения подрастающего поколения с укреплением гражданской, национальной и культурной идентичности в условиях поликультурного и конфессионального многообразия. В процессе многолетних наблюдений за развитием художественной культуры Карачаево-Черкесии у нас сложилось убеждение в том, что национальное постепенно
92
нивелируется под давлением общего процесса глобализации. Все социально-политические, экономические катаклизмы, последствия иноязычного давления, которые претерпевают народы многонационального сообщества, отражаются в искусстве. В первую очередь это относится к музыке, потому что для всех населяющих республику народов именно музыкальное искусство было доминирующим видом художественного творчества на протяжении последних двух веков. Сегодня всё чаще молодые люди под влиянием сети массовых коммуникаций и образцов поп-культуры теряют связь с этническими началами, становясь носителями навязываемых СМИ низкопробных унифицированных клише. В этой ситуации важнейшим фактором потенциального развития культуры выступает образование, обеспечивая сохранение и передачу культурных ценностей.
В настоящее время интерес к региональным исследованиям поликультурного образования, в том числе и музыкального, возрастает [7-9]. Особую актуальность в нашей стране проблема этномузыкального образования в поликультурном обществе приобрела в 1990-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, обусловленная процессами этнизации содержания образования, возрастания роли родного языка в обучении, идей народной педагогики в развитии личности и др.
Новшества коснулись не только высшей и средней ступени, но и процесса обучения детей в детских музыкальных школах (ДМШ), детских школах искусств (ДШИ), детских музыкально-эстетических школах (ДМЭШ).
Основополагающей становится задача изучения музыкального народного творчества, что особенно актуально в условиях многонациональных регионов и республик, каковой является и Карачаево-Черкесия. Для её решения профессиональный педагог-музыкант должен не только обладать превосходным знанием европейского музыкального языка, но и в совершенстве владеть языком родной музыкальной культуры, знать и уметь воспроизводить стилистические особенности национальных диалектов внутри данной культуры, понимать её художественные традиции и обычаи.
Как известно, отличительные особенности музыкального фольклора проявляются в музыкальном интонировании. Это многозначное понятие, выражающее, по мнению Г. В. Келдыша, «звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление человеческого сознания» [10, с. 214]. Исследователь также отмечает, что «интонационное наследие разных народов - это свои традиции, культурные и духовные процессы в обществе, имеющие признаки национальной принадлежности. Кроме того, своеобразие обычаев и обрядов, верований и быта, языка и нравов, а также происхождения народов делает фольклор этих людей необычным и интонационно разнообразным» [Там же]. Сохранение этих духовно-культурных достижений и традиций, которые накапливались на протяжении многих веков, и сегодня является одной из самых важных задач российского и мирового музыкального образования.
Большими потенциальными возможностями в плане постижения подрастающими поколениями этноинто-национного многообразия традици-
онной музыки народов Карачаево-Черкесии на занятиях в детских музыкальных учреждениях дополнительного образования обладает такой предмет, как сольфеджио. Свидетельством тому является разработка в республике учебно-методического пособия по фольклорному сольфеджио, направленному на постижение детьми музыкального фольклора народов республики.
Теоретико-методические основы фольклорного сольфеджио как учебной дисциплины
Одной из учебных дисциплин в системе детского музыкального образования, предназначенных для развития музыкального слуха и музыкальной памяти и, как следствие, воспитания интонационного слуха, является сольфеджио, включающее, кроме собственно сольфеджирования и сольмизации, музыкальный диктант и анализ на слух. Сольфеджирование не только развивает слух, но и закрепляет в художественной памяти ребёнка особую, присущую тому или другому народу интонацию, одновременно выявляя и разность, и родство музыкального мышления близко живущих народов.
Дети с их ещё не привыкшим к стереотипам слухом способны почувствовать притягательность любой музыкальной культуры, находить в ней родственные чувства и звуки. В детском музыкальном образовании изучение родного фольклора имеет также более общую и важную цель -воспитание национального самосознания молодёжи на основе высоконравственных, эстетически совершенных примеров народной культуры, её духовных устоев, традиций и обычаев. Таким образом, проблема
адаптации фольклорной музыки к учебно-методическим и воспитательным задачам в курсах музыкальных школ, училищ и вузов культуры и искусства представляется актуальной до сих пор.
Твёрдого убеждения, что музыкальное воспитание будет основательным только тогда, когда оно будет прорастать из родной национальной культуры, придерживались многие российские и европейские учёные-музыковеды ХХ века, в числе которых выдающийся венгерский композитор, фольклорист и педагог Золтан Кодай (1882-1967). Народную песню он рассматривал как родной музыкальный язык ребёнка, которым, как и родным словесным языком, следует овладеть как можно раньше: «Если мы хотим, чтобы наша великая народная песня излучала свой древний свет на всю нацию, мы должны воспитать ребёнка на мелодиях, сочинённых в её системе и духе... Иначе он, подрастая на сегодня употребляемом музыкально-учебном материале, будет воспринимать и воспринимает исконную музыку нации как некую инородную странность» [11, с. 8]. Именно поэтому школьный возраст так важен для формирования интереса к культурам разных народов. Мы поддерживаем мнение о том, что отстранённость музыкально-теоретического обучения от родного фольклора может препятствовать развитию самобытной личности. Поэтому отечественная система обучения искусству, несомненно, должна повернуться лицом к традиционной народной культуре.
Учебные пособия и методика З. Ко-дая в освоении фольклорного материала на занятиях сольфеджио послужили отправной точкой для размышлений
93
94
многих отечественных педагогов и исследователей современного музыкального образования. Так, статья Л. Бражник и Г Алжиковой «Марийские песни в системе венгерского музыкального образования» [12] посвящена подробному изучению материала пособий З. Кодая [13; 14] в контексте сравнения сходной ладово-интонационной организации венгерской и марийской музыки (пентатоника). В статье анализируются ритмические, ладовые, интервальные, мотивные признаки исходных образцов марийских народных песен и их вариантов в нотациях З. Кодая. Подчёркивается творческий интерес З. Ко-дая и Б. Бартока к марийскому песенному фольклору, нашедшему отражение в сочинениях этих композиторов.
Школой приобретения практических навыков постижения народной музыки называется сольфеджио Л. В. Кинякиной в статье «Мордовский музыкальный фольклор в образовательной практике» [15]. Автор отмечает, что практика и теория изучения национальной музыки в классе сольфеджио страдают отсутствием методик, позволяющих гибко реагировать на особенности разных фольклорных стилей.
Большой круг проблем стилевого и фольклорного сольфеджио рассматривается О. Урванцевой [16] и О. Пивницкой [17-19]. О. Урванцева предлагает историко-стилевое направление обучения, предусматривающее широкий охват и параллельное изучение стилевых моделей академической музыки (начиная с техник позднего Средневековья и завершая современными техниками композиции). В статье изложен ряд практических упражнений (слуховых, зрительных, сенсорно-двигательных) по ос-
воению модальных, тональных и вне-тональных особенностей музыки разных стилей, эпох и школ. Особенность авторской методики заключается в первостепенном значении собственно музыкального материала, на базе которого осмысляются теоретические аспекты стилевых моделей.
О стилевом методе преподавания сольфеджио пишет и О. Пивницкая, выделяющая из практики общего академического сольфеджио его фольклорную, эстрадно-джазовую и современно-академическую ветви. Методологические установки автора отличаются безусловным новаторством и актуальностью для современного музыкального образования. В их числе прикладное предназначение сольфеджио как исполнительской дисциплины, в которой музыкальный материал осознаётся не отвлечённо-вспомогательным для развития слуха, а художественной основой практической деятельности учеников. В этом плане важна установка на первоначальность аудиального (живой звук, голос), а не визуального (ноты) осмысления предлагаемой музыки, дающего возможность открытого постижения национально-стилевых нюансов и нацеленного на развитие исполнительских навыков обучающихся.
Краткое освещение исследований в области стилевых (в том числе фольклорных) форм сольфеджио показывает методологическую несбалансированность этой сферы музыкального образования. С одной стороны, имеются базовые, апробированные практикой методики построения и преподавания стилевого курса сольфеджио, с другой - в данной сфере не охвачен спектр национальных традиций и пока в далёкой перспективе
осознаётся создание комплексных учебно-творческих пособий.
В качестве одного из таких комплексно-творческих вариантов предстаёт экспериментальное учебно-методическое пособие «Фольклорное сольфеджио» [20], включившее традиционную музыку народов Карачаево-Черкесской Республики (КЧР).
История создания фольклорного сольфеджио на материале народной
музыки Карачаево-Черкесии
Музыкальный фольклор народов Карачаево-Черкесии на сегодняшний день остаётся недостаточно изученным пластом духовной культуры. Нотные фиксации традиционной музыки встречаются крайне редко [21-24], теоретических работ насчитываются единицы [25-29], хотя именно этот материал является необходимым в школьном и вузовском обучении.
Идея включения в программы дополнительного музыкального образования Карачаево-Черкесии народных песен, в которых бы наиболее ярко и полно были отражены национальные стилевые черты музыкального искусства (интонационно-ладовые, фактурные, тембровые) каждого из коренных народов региона, способствовавшие формированию у детей чувства этностиля, исходила от самих педагогов уже давно.
Так, ещё в 1970-1980-х годах в городских (Черкесск, Теберда) и районных (аул Псыж, с. Учкекен) ДМШ по личной инициативе отдельных энтузиастов-педагогов на уроках сольфеджио и музыкальной литературы в основные программы включался и местный материал (абазинские, карачаевские и черкесские мелодии). Все эти попытки привлечения традиционной
музыки народов Карачаево-Черкесии мы расцениваем как предпосылки к созданию в 2002 году экспериментального учебно-методического пособия «Фольклорное сольфеджио». Появление такого пособия во многом состоялось благодаря огромной подвижнической деятельности неутомимого пропагандиста музыкальной культуры Карачаево-Черкесии, директора музыкальной школы г. Карачаевска Фатимы Магометовны Токовой и стало настоящим прорывом в сборе и популяризации музыкального фольклора народов в образовательном процессе.
Цель разработки «Фольклорного сольфеджио» - приобщить детей к родным истокам, обучая их пониманию национального через музыкальную интонацию и «пробуждая тем самым лучшие качества человека - высокую духовность, гордость за искусство своего народа, ведущих к взаимопониманию и взаимопроникновению культур народов Северного Кавказа и, главное, к сохранению и передаче лучших образцов народного творчества каждому новому поколению» [20, с. 119]. В данное учебное пособие вошли различные по жанрам народные песни, танцевальная и инструментальная музыка, обработки народных напевов, изучение которых влечёт за собой создание новых, нетрадиционных методов педагогической работы, гармонично сочетающих общепринятую учебную программу с более ранним освоением интонационно-ладовых и ритмических особенностей народной музыки Карачаево-Черкесии.
Начало этой работе было положено в 1989 году и актуализировалось перестроечными тенденциями к возрождению национальных культур. В душе пытливого, творчески мысля-
95
96
щего педагога-музыканта появилась идея обучать детей музыке не только на русских, немецких, французских и других образцах народной музыки, как это было общепринято в образовательном процессе, но и на лучших образцах родного карачаевского музыкального фольклора. Идею поддержал бывший в то время министром культуры республики С. С. Темиров, предложив привлечь музыкальный фольклор всех коренных народов Карачаево-Черкесии.
Ф. М. Токовой были собраны и но-тированы имеющиеся записи, в том числе и из личных архивов. В Архиве радиокомитета Карачаево-Черкесии исследователь обнаружила вокальные произведения, гармошечные наигрыши и инструментальные мелодии на сы-б-ызгъы1 (духовой инструмент, вид флейты). Итогом работы стало нотирование 34 карачаево-балкарских современных лирических мелодий. В число мелодий, вошедших в «Фольклорное сольфеджио», были включены также песни из сборников, изданных в 1980-1990-х годах [30-34], расшифрованные аудиозаписи старинных архаических карачаевских песен разных жанров из репертуара народного фольклорного ансамбля «Эрирей» 1980-х годов.
В сборе материала большую практическую помощь оказали балкарский исследователь, музыковед, доктор искусствоведения А. И. Рахаев (13 балкарских песен), кандидат филологических наук Ф. Р. Алиева (7 карачаевских песен), кандидат искусствоведения Б. Б. Карданова (20 ногайских песен). Данные народные песни опубликованы впервые. Всего в учебное пособие
вошли 253 мелодии: 130 карачаево-балкарских, 62 адыгские, 41 ногайская, 20 абазинских песен и наигрышей. По полноте представленных жанров преобладают адыгские мелодии, что объясняется наличием ранее уже упоминавшегося многотомника «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» [23] и методического пособия «Родные мелодии» [35], из которых и было извлечено большинство адыгских напевов. На этапе создания пособия песен предложено было больше, но предпочтение отдавалось наиболее соответствующим задачам образовательного процесса.
Структура, основные особенности и методические принципы фольклорного сольфеджио
Структурно учебное пособие «Фольклорное сольфеджио» состоит из двух частей.
Первую часть «Из истории и теории фольклора КЧР», состоящую из двух глав, можно рассматривать как своеобразное введение в «Жанровые и исполнительские традиции в музыкальном фольклоре народов КЧР» (глава 1) и «Музыкально-стилистические особенности народной музыки КЧР» (глава 2). Необходимо подчеркнуть, что в силу разной степени изученности фольклора разных народов музыкальное творчество карачаевцев, черкесов, ногайцев и абазин представлено в пособии неравномерно. Совсем не вошли в сборник мелодии казаков - одной из коренных народностей нашей республики.
Классификация карачаево-балкарского фольклора1 дана по книге «Пе-
1 Карачаевцы и балкарцы представляют собой одну этническую общность. Общими у них являются язык, обычаи, быт, культура и условия жизни. Фольклорное наследие карачаевцев и балкарцев в равной степени принадлежит им обоим.
сенная эпика Балкарии» [36], жанровая классификация, история собирания и изучения адыгского фольклора представляют собой выдержки из научных статей многотомника «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» [23] и методического пособия «Родные мелодии» [35]. Автором классификации ногайского фольклора является кандидат искусствоведения, музыковед Б. Б. Карданова. Здесь также даётся информация о народных певцах-сказителях и народных музыкальных инструментах. Обширный исследовательский материал по классификации и характеристике жанров народного музыкального творчества, представленный в главе 1, предназначается для уроков музыкальной литературы и народного творчества.
Весьма важным в этой части пособия представляется большой теоретико-методический раздел (глава 2)2. В нём в нескольких параграфах даются сведения: о типах музыкального интонирования, где в числе прочих выделяется специфический сольно-групповой в стреттном сочетании вокальных партий с подробным описанием популярного бурдонного двухголосия эжиу; об интонационно-мелодическом складе народных песен; о структурных закономерностях народного одноголосия и многоголосия. Характеризуя традиционные особенности метроритма, авторы делают акцент на тех ритмических и метрических трудностях, с которыми приходится сталкиваться исполнителям в песнях разных жанров, так как ритм и метр напевов народов Карачаево-Черкесии отличаются особой изысканностью, дробностью.
В качестве методических рекомендаций предлагается использование на уроках сольфеджио наглядных пособий (ритмических таблиц, ритмических карточек), привлечение ударных инструментов, включение игровых элементов (ритмический вопрос-ответ, ритмическое эхо, ритмическое рондо), а также усвоение ритмов посредством передачи их в хлопках, шагах и других разновидностях вспомогательных жестов.
Большое внимание в главе 2 уделяется анализу ладового строения народных песен (лады малообъёмных звукорядов, лады широкого диапазона, ладовая переменность и ладовая модуляция), поскольку лады черкесских, карачаевских, ногайских и абазинских народных песен отличаются от ладов профессиональной музыки. Кроме того, здесь в качестве необходимого пояснения, на наш взгляд очень важного, приводится Дополнение к ладовому строению ногайских народных песен, отличительной особенностью которых является пентатоника.
Сами мелодии народов Карачаево-Черкесии сгруппированы во Второй части сборника в двух разделах - «Одноголосные песни и наигрыши» и «Многоголосные песни и наигрыши». Распределение образцов народной музыки здесь обусловлено единым ладовым мышлением, постепенным усложнением материала в учебном процессе от простейших форм одноголосия к интонационно-ритмически сложным двух- и трёхголосию. Часть нотных примеров народных мелодий дополнена вычлененными из них характерными попевками и специально выписанным ладозвукорядом, лежащим в их основе. Введение такого вспомо-
97
Авторы данных разделов - Л. А. Кивалова, Б. Б. Карданова, А. И. Рахаев.
98
гательного материала имеет принципиально важное значение для настройки и распевания в данной интонационной системе.
В сборнике привлекает возможность многоплановости работы с теоретическим материалом и народными мелодиями, содержащимися в нём. В узкопрофильном плане, то есть только на уроках сольфеджио, это собственно сольфеджирование, а также возможность развития вокально-интонационных навыков, воспитания чувства метроритма, музыкального восприятия и творческих навыков, закрепления теоретических сведений на практике, использования нотных примеров для музыкального или ритмического диктанта.
В основе «Фольклорного сольфеджио» лежат следующие основополагающие положения:
1. Развитие вокально-интонационных навыков с использованием вокально-интонационных упражнений.
2. Развитие навыков сольфеджи-рования и пения с листа посредством исполнения собственно нотных примеров.
3. Формирование творческих умений путём сочинения ритмического аккомпанемента на народных ударных инструментах, моделирование (сочинение) народных напевов на базе заданного ладового звукоряда или характерной мелодической формулы, импровизация второго (нижнего) голоса к заданной основной мелодии солиста в стиле популярного бур-донного двухголосия.
4. Воспитание чувства метрорит-ма с применением различных упражнений с помощью ритмических «формул» из народных мелодий, дирижирование или тактирование при соль-
феджировании мелодий, сочинение ритмического аккомпанемента на народных ударных инструментах, ритмические диктанты и т. д.
5. Активизация музыкального восприятия через слуховой анализ нотных примеров.
6. Закрепление теоретических сведений на практике путём определения в нотных примерах пройденных элементов музыкального языка.
7. Совершенствование навыков записи мелодий (использование нотных примеров в качестве музыкальных диктантов).
Заключение
Этномузыкальное образование является важнейшей частью музыкального образования в целом, способствуя становлению этнокультурной идентичности личности, сохранению и развитию музыкальной культуры этноса в целом. Использование элементов этносольфеджио в музыкальном образовании расширяет музыкальный кругозор обучающихся, развивает умение быстро ориентироваться в специфике диалектных певческих традиций, корректно встраиваться в хоровую исполнительскую практику фольклорных ансамблей, повышает заинтересованность в сохранении и пропаганде национальных традиций.
Первым шагом к решению этой важнейшей, на наш взгляд, проблемы в региональном этномузыкальном образовании начала XXI века стало представленное экспериментальное учебно-методическое пособие «Фольклорное сольфеджио», основанное на традиционной музыке народов Карачаево-Черкесии. В заключение подчеркнём, что его создание и результаты апробации в ДМЭШ, ДШИ, ДМШ рес-
публики, колледже культуры и искусств им. А. А. Даурова, на музыкально-педагогическом факультете Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева подтверждают возможность и целесообразность его внедрения как в систему дополнительного, так и профессионального музыкального образования.
Область практического применения этого уникального учебно-методического пособия может быть шире, чем просто занятия по сольфеджио. О правомерности такого утверждения свидетельствует использование музыкальных образцов из «Фольклорного сольфеджио» на уроках основного музыкального инструмента педагогом Ф. Маргиевой (ДШИ аула Псыж), которая гармонизовала мелодии и включает их в учебный репертуар в классе национальной гармоники. Особо показательна в этом отношении деятельность А. Хамуковой (ДШИ им. С. Си-дакова аула Хабез), гармонизовавшей
47 мелодий из «Фольклорного сольфеджио», которые в своей совокупности включают образцы традиционного фольклора всех народов Карачаево-Черкесии для игры на фортепиано. Дети с большим желанием разучивают такие обработки, основанные на интонационно и ритмически знакомых им с детства мелодиях. Кроме того, к нотным примерам из «Фольклорного сольфеджио» студенты обращаются, когда для самостоятельной научной и практической деятельности им нужны оригинальные фольклорные образцы, при написании курсовых проектов, в концертной и педагогической практике, при подготовке выпускных квалификационных работ. Однако применение данного пособия в перечисленных направлениях будет более успешным при условии разработки соответствующего теоретико-методического обеспечения, для чего требуются дальнейшие научные исследования в этой области.
Статья выполнена в русле научной темы «Становление и развитие музыкального искусства и образования в Карачаево-Черкесии (конец XIX - начало XXI века)», разрабатываемой в Карачаево-Черкесском ордена «Знак Почёта» институте гуманитарных исследований при Правительстве КЧР. Выражаем благодарность администрации ДШИ №1, г. Черкесск; ДМШ № 3, с. Первомайское; КЧГУ, г. Карачаевск; ДШИ, аул Псыж; ДШИ им. С. Си-дакова, аул Хабез; ДМЭШ № 2, г. Черкесск и преподавателям Л. В. Тропкиной, А. Б. Кипке-евой, З. З. Узденовой,, Ф. А. Маргиевой, А. Хамуковой, Н. Р. Мамец за предоставленные материалы о результатах внедрения учебного пособия в образовательный процесс.
The article is implemented in the vein of the scientific theme "Formation and development of musical art and education in Karachay-Cherkessia (late XIX- early XXIcenturies)", developed in the Karachay-Cherkess order "Badge of Honor" by the Institute of Humanitarian Studies under the Government of Karachay-Cherkess Republic. We express our gratitude to the administration of the Children's Art School No. 1, Cherkessk; Children's Music School No. 3, from. Pervomaiskoye; KCGU, Karachaevsk; Children, 's Art School, aul Psyzh; Children's Art School named after S. Sida-kov, aul Habez; Children's music and aesthetic school No. 2, Cherkessk and teachers L. Tropkina, A. B. Kipkeeva, Z. Z. Uzdenova, F. A. Margieva, A. Khamukova, N. R. Mamets for the materials on the results of the introduction of the textbook in the educational process.
99
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горшенина, С. Н. Особенности формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2015 - № 4. - URL: https://science-education.ru/ra/article/view?id=21010 (дата обращения: 9.06.2017).
2. Семенченко, Е. В. Поликультурное образовательное пространство школы в условиях Северного Кавказа [Текст] / Е. В. Се-менченко // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2015. -№ 1. - С. 169-174.
3. Усова, Н. В. Опыт взаимодействия личности в условиях поликультурного региона [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 5. - URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=15142 (дата обращения: 13.06.2017).
4. Абдулаева, М. Ш. Межкультурный диалог как основание поликультурного образовательного пространства Дагестана [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 132. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhkultu rnyy-dialog-kak-osnovanie-polikulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-dagestana
100 (дата обращения: 10.06.2017).
5. Багдасарова, А. Б. Культурно-образовательное пространство полиэтничного макрорегиона: тенденции современного развития [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1-1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-obrazovatelnoe-prostranstvo-polietnichn ogo-makroregiona-tendentsii-sovremennog o-razvitiya (дата обращения: 11.06.2017).
6. Кобозева, И. С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / И. С. Кобозева. - Саранск : Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та, 2003. -181 с.
7. Явгильдина, З. М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX в.) [Текст] : монография / З. М. Явгильдина. -Казань : Изд-во ТГГПУ, 2007. - 450 с.
8. Бурлак, О. А. К вопросу о содержании музыкального образования граждан современного поликультурного российского общества [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 5. - URL: https://science-educa tion.ru/ru/article/view?id=15087 (дата обращения: 12.06.2017).
9. Кузнецова, Л. В. Музыкальное образование как отражение этнического в поликультурной общности россиян [Текст] / Л. В. Кузнецова // Музыкальное и художественное образование: опыт, традиции, инновации. Сб. научных статей // отв. ред. Г. Г. Тенюкова. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ГПИ им. И. Я. Яковлева, 2016. -С. 5-8.
10. Музыка [Текст] // Большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. -М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.
11. Кодай, З. Учебное пособие по сольфеджио [Текст, ноты] / З. Кодай. - Вып. 1. -М. : Композитор, 1993. - 47 с.
12. Бражник, Л. В., Алжикова, Г. Н. Марийские песни в системе венгерского музыкального образования [Текст] : ежегодник финно-угорских исследований / Л. В. Бражник, Г. Н. Алжикова. - Ижевск : Изд-во Удмуртского государственного университета. - Т. 11. - 2017. - № 1. -С. 110-122.
13. Кодай, З. Учебное пособие по сольфеджио: 333 упражнения в чтении нот: Введение в венгерскую народную музыку [Текст, ноты] / З. Кодай. - Вып. 1. -М. : Композитор, 1993. - 47 с.
14. Кодай, З. Учебное пособие по сольфеджио: Пентатоническая музыка [Текст, ноты] / З. Кодай. - Вып. 2. - М. : Композитор, 1993. - 96 с.
15. Кинякина, Л. В. Мордовский музыкальный фольклор в образовательной практике: Инновационная наука [Текст] / Л. В. Кинякина // Международный научный журнал. - 2016. - № 11. - С. 225-227.
16. Урванцева, О. А. Освоение стилевых моделей в курсе сольфеджио [Текст] / О. А. Урванцева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 1. - С. 87-98.
17. Пивницкая, О. В. Фольклорное сольфеджио: особенности трактовки учебного материала и основные методы его освоения [Текст] / О. В. Пивницкая // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. - № 2. - С. 95102.
18. Пивницкая, О. В. Современные тенденции в совершенствовании преподавания сольфеджио в общем и профессиональном музыкальном образовании [Текст] / О. В. Пивницкая // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2017. - № 1. - С. 91-100.
19. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного соль-феджирования [Текст, ноты] / О. В. Пивницкая. - Вып. 1. - М. : Композитор, 2001. -92 с.; Вып. 2. - М. : Композитор, 2002. -131 с.
20. Фольклорное сольфеджио [Текст, ноты] / авт.-сост. Ф. М. Токова / Карачаевск ; Черкесск : Полиграфист, 2002. - 147 с.
21. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии [Текст, ноты] / сост. и ред. А. Ф. Гребнев. - М. ; Л. : Госмузиздат, 1941. - 218 с.
22. Малкъар халкъ жырла (Балкарские народные песни) [Текст, ноты] / сост. С. А. Ота-ров, А. З. Холаев ; муз. ред. Г. Н. Гетиге-жев, В. Л. Молов. - Нальчик : Эльбрус, 1969. - 271 с.
23. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов [Текст, ноты] / под ред. Е. В. Гиппиуса ; сост. В. Х. Барагунов,
3. П. Кардангушев. - М. : Советский композитор, 1980. - Т. 1. - 223 с.; М. : Советский композитор, 1981. - Т. 2. - 231 с.; М. : Советский композитор, 1986. - Т. 3. -
4. 1. - 264 с.; Т. 3. - Ч. 2. - М. : Советский композитор, 1990. - 488 с.
24. Антология народной музыки балкарцев и карачаевцев [Текст, ноты]. - Т. I. Мифологические и обрядовые песни и наигрыши. - Нальчик : Изд-во М. и В. Котляро-вых, 2015. - 432 с.
25. Кивалова (Вишневская), Л. А. Фольклорный материал в музыкальном образовании (на примере песен народов Карачаево-Черкесии): Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения [Текст] / Л. А. Кивалова (Виш-
невская). - Нальчик : Изд-во Северокавказского государственного института искусств, 2001. - С. 211-214.
26. Вишневская, Л. А. О музыке черкесов и карачаевцев [Текст, ноты] / Л. А. Вишневская // Музыкальная академия. - 2007. -№ 4. - С. 124-130.
27. Вишневская, Л. А. Фольклорный текст и методы его интерпретации (на примере музыкального текста традиционных песен черкесов и карачаевцев) [Текст, ноты] / Л. А. Вишневская // Художественное образование: преемственность и традиции : материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, Саратов, 7-9 декабря 2007 г. - Саратов : Изд-во Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. - 2008. - С. 165-168.
28. Карданова, Б. Б. Некоторые музыкально-стилистические особенности ногайских народных песен [Текст, ноты] / Б. Б. Кар-данова // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Жанр и образ : сборник научных трудов. - Черкесск: Изд-во Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почёта» НИИ истории, филологии и экономики, 1988. - С. 93-113.
29. Токова, Ф. М. О проблемах обучения на основе фольклора народов Карачаево-Черкесии в системе дополнительного музыкального образования [Текст] / Ф. М. Токо-ва // Искусство народов Северного Кавказа: теория и практика : материалы региональной научной конференции. - Карача-евск : Изд-во КЧГУ, 2009. - С. 116-119.
30. Народная музыка Карачаево-Черкесии. Пьесы для ф-но [Текст, ноты] / сост. М. П. Сигалов, С. М. Крымский ; пре-дисл. С. Крымского. - Черкесск : Ставро-пол. кн. изд-во, 1987. - 40 с.
31. Туко, К. С. Родные напевы. Сборник пьес и обработок для духового оркестра. Партитуры для духового оркестра. Адыгейская и карачаевская народная музыка [Ноты] / К. С. Туко ; Упр. культуры Кара-чаево-Черкес. облисполкома. - Черкесск : Ставропол. кн. изд-во, 1987. - 272 с.
32. Юный гармонист. Альбом пьес и обработок: для хромат. нац. гармоники, баяна,
101
аккордеона [Текст, ноты] / сост. и пере-лож. А. Г. Сусида ; ред. Ю. И. Челкау-скас ; общ. ред. С. М. Крымского и Ю. С. Наний ; предисл. Ю. С. Наний ; Упр. культуры Карачаево-Черкес. облисполкома ; Метод. каб. по учеб. заведениям культуры и искусства. - М. : Сов. композитор, 1990. - 159 с.
33. Гожева, Г. Б. Апхьарца. Педагогический репертуар. Гармоника диатоническая [Ноты] / Г. Б. Гожева. - Черкесск : Ставро-пол. кн. изд-во, 1987. - Ч. II. - 76 с.
34. Байрамуков, А.-А. Ю. Карачаевские акварели. Альбом фортепианных пьес: Для дет. муз. шк. и уч-щ [Текст, ноты] / А.-А. Ю. Байрамуков ; муз. ред. В. И. Куль-тихин ; предисл. А. А. Даурова. - Черкесск : Ставропол. кн. изд-во, 1990. - 40 с.
35. Родные мелодии [Текст, ноты] : методическое пособие для учителей / сост. Л. Н. Захарова, Н. Н. Ведмецкий. - Нальчик : Эльбрус, 1993. - 216 с.
36. Рахаев, А. И. Песенная эпика Балкарии [Текст, ноты] / А. И. Рахаев. - Нальчик : Эльбрус, 1988. - 166 с.
REFERENCES
1. Gorshenina S. N. Osobennosti foimirovaniya polikul'turnoj lichnosti v obrazovatel'nom prostranstve polietnicheskogo regiona [Features of the formation of a multicultural
102 personality in the educational space of a polyethnic region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=21010 (accessed: 9 June 2017) (in Russian).
2. Semenchenko E. V. Polikul'turnoe obrazova-tel'noe prostranstvo shkoly v usloviyakh Severnogo Kavkaza [Polycultural educational space of the school in conditions of the North Caucasus]. Vestnik Pyatigor-skogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 1, pp. 169-174 (in Russian).
3. Usova N. V. Opyt vzaimodejstviya lichnosti v usloviyakh polikul'turnogo regiona [Experience of personal interaction in a multicultural region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014,
no. 5. Available at: https://science-education. ru/ru/article/view?id=15142 (accessed: 13 June 2017) (in Russian).
4. Abdulaeva M. Sh. Mezhkul'turnyj dialog kak osnovanie polikul'turnogo obrazova-tel'nogo prostranstva Dagestana [Intercultural dialogue as the basis of the polycultural educational space of Dagestan]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena [Proceedings of the RSPU named after A. I. Herzen], 2011, no. 132. Available at: http:// cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnyy-dialog-kak-osnovanie-polikulturnogo-obrazovatelnogo-prostranstva-dagestana (accessed: 10 June 2017) (in Russian).
5. Bagdasarova A. B. Kul'turno-obrazovatel'-noe prostranstvo polietnichnogo makrore-giona: tendentsii sovremennogo razvitiya [Cultural-educational space of a polyethnic macroregion: tendencies of modern development]. Prepodavatel' XXI vek, 2009, no. 1-1. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/kulturno-obrazovatelnoe-prostran stvo-polietnichnogo-makroregiona-tendentsi i-sovremennogo-razvitiya (accessed: 11 June 2017) (in Russian).
6. Kobozeva I. S. Natsional'no-orientirovannoe nepreryvnoe muzykal'noe obrazovanie: teoretiko-metodologicheskij aspekt [National-oriented continuous musical education: theoretical and methodological aspect]. Saransk: Mordov. gos. ped. in-t Publ., 2003. 181 p. (in Russian).
7. Yavgil'dina Z. M. Razvitie obshchego muzy-kal'nogo obrazovaniya v Tatarstane (XX v.): monografiya [Development of general musical education in Tatarstan (XX century). Monograph]. Kazan: TGGPU Publ., 2007. 450 p. (in Russian).
8. Burlak O. A. K voprosu o soderzhanii muzy-kal'nogo obrazovaniya grazhdan sovremen-nogo polikul'turnogo rossijskogo obshchestva [On the content of musical education of citizens of modern multicultural Russian society]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15087 (accessed: 12 June 2017) (in Russian).
9. Kuznetsova L. V. Muzykal'noe obrazovanie kak otrazhenie etnicheskogo v polikul'turnoj
obshchnosti rossiyan [Musical education as a reflection of ethnicity in the poly-cultural community of Russians].Muzykal'noe ikhu-dozhestvennoe obrazovanie: opyt, traditsii, innovatsii. Sb. nauchnykh statej [Musical and artistic education: experience, traditions, innovations. Collection of scientific articles]. Responsible editor G. G. Tenyukova. Cheboksary: Chuvashskij GPI named after I. Ya. Yakovleva Publ., 2016, pp. 5-8 (in Russian).
10. Muzyka [Music].Bol'shojentsiklopedicheskij slovar' [The Big Encyclopaedic Dictionary]. Chief editor G. V. Keldysh. Moscow: Bol'shaya Rossijskaya entsiklopediya Publ., 1998. 672 p. (in Russian).
11. Kodaj Z. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio [Amanual on solfeggio]. Issue 1. Moscow: Kompozitor Publ., 1993. 47 p. (in Russian).
12. Brazhnik L. V., Alzhikova G. N. Marijskie pesni v sisteme vengerskogo muzykal'nogo obrazovaniya: ezhegodnik finno-ugorskikh issledovanij [Mari songs in the system of the Hungarian musical education: Yearbook of Finno-Ugrian studies]. Izhevsk: Udmurtskij gosudarstvennyj universitet Publ. Vol. 11, 2017, no. 1, pp. 110-122 (in Russian).
13. Kodaj Z. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio: 333 uprazhneniya v chtenii not: Vvedenie v vengerskuyu narodnuyu muzyku [A manual for solfeggio: 333 exercises in reading notes: Introduction to Hungarian folk music]. Issue 1. Moscow: Kompozitor Publ., 1993. 47 p. (in Russian).
14. Kodaj Z. Uchebnoe posobie po sol'fedzhio: Pentatonicheskaya muzyka [A manual for solfeggio: Pentatonic music]. Issue 2. Moscow: Kompozitor Publ., 1993. 96 p. (in Russian).
15. Kinyakina L. V. Mordovskij muzykal'nyj fol'klor v obrazovatel'noj praktike: Innova-tsionnaya nauka [Mordovian musical folklore in educational practice: Innovative science]. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhur-nal - International scientific journal. 2016, no. 11, pp. 225-227 (in Russian).
16. Urvantseva O. A. Osvoenie stilevykh mode-lej v kurse sol'fedzhio [Mastering stylistic models in the course of solfeggio]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo
i obrazovanie " - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2014, no. 1, pp. 87-98 (in Russian).
17. Pivnitskaya O. V. Fol'klornoe sol'fedzhio: osobennosti traktovki uchebnogo materiala i osnovnye metody ego osvoeniya [Folklore solfeggio: features of treatment of educational material and basic methods of its development]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" -Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2016, no. 2, pp. 95102 (in Russian).
18. Pivnitskaya O. V. Sovremennye tendentsii v sovershenstvovanii prepodavaniya sol'fedzhio v obshchem i professional'nom muzy-kal'nom obrazovanii [Modern tendencies in improving the teaching of solfeggio in general and professional music education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education". 2017, no. 1, pp. 91-100 (in Russian).
19. Pivnitskaya O. V. Shkola fol'klornogo sol'-fedzhirovaniya [School of folk collegiove]. Moscow: Kompozitor Publ., 2001. Issue 1. 92 p.; 2002. Issue 2. 131 p. (in Russian).
20. Fol'klornoe sol'fedzhio [Folklore solfeggio]. Author-compiler F. M. Tokova. Karachaevsk; Cherkessk: Poligrafist Publ., 2002. 147 p. (in Russian).
21. Adygejskie (cherkesskie) narodnye pesni i melodii [Adyghe (Circassian) folk songs and melodies]. Comp. and ed. A. F. Grebnev. Moscow; Leningrad: Gosmuzizdat Publ., 1941. 218 p. (in Russian).
22. Malkar khalk zhyrla (Balkarskie narodnye pesni) [Malkar khalk zhyrla (Balkarian folk songs)]. Comp. S. A. Otarov, A. Z. Kholayev. Music editors G. N. Getigezhev, V. L. Molov. Nal'chik: El'brus Publ., 1969. 271 p. (in Russian).
23. Narodnye pesni i instrumental'nye naigryshi adygov [Folk songs and instrumental gadgets of the Adygs]. Ed. E. V. Gippius; Comp. V. Kh. Baragunov, Z. P. Kardangushev. Moscow: Sovetskij kompozitor Publ., 1980. Vol. 1. 223 p.; 1981. Vol. 2. 231 p.; 1986. Vol. 3. Part 1. 264 p.; 1990. Vol. 3. Part 2. 488 p. (in Russian).
103
104
24. Antologiya narodnoj muzyki balkartsev i karachaevtsev [Anthology of folk music of Balkarians and Karachays]. Vol. I. Mi-fologicheskie i obryadovye pesni i naigryshi [Mythological and ritual songs and jokes]. Nal'chik: Publishing M. & V. Kotlyarovykh, 2015. 432 p. (in Russian).
25. Kivalova (Vishnevskaya) L. A. Fol'klornyj material v muzykal'nom obrazovanii (na primere pesen narodov Karachaevo-Cherkesii): Problemy natsional'noj kul'tury na rubezhe tysyacheletij: poiski i resheniya [Folklore material in music education (on the example of songs of the peoples of Karachay-Cherkessia): Problems of national culture at the turn of the millennium: searches and solutions]. Nal'chik: Publishing house of the North Caucasus State Institute of Arts, 2001, pp. 211-214 (in Russian).
26. Vishnevskaya L. A. O muzyke cherkesov i karachaevtsev [On the music of Circassians and Karachays]. Muzykal'naya akademiya. 2007, no. 4, pp. 124-130 (in Russian).
27. Vishnevskaya L. A. Fol'klornyj tekst i me-tody ego interpretatsii (na primere muzy-kal'nogo teksta traditsionnykh pesen cher-kesov i karachaevtsev) [Folklore text and methods of its interpretation (on the example of the musical text of traditional songs of Circassians and Karachays)]. Khudozhest-vennoe obrazovanie: preemstvennost' i tra-ditsii [Art education: continuity and tradition]: Proceedings of All-Russian scientific-practical conference, Saratov, 7-9 December
2007. Saratov: Publishing Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov,
2008, pp. 165-168 (in Russian).
28. Kardanova B. B. Nekotorye muzykal'no-stilisticheskie osobennosti nogajskikh narod-nykh pesen [Some musical and stylistic features of Nogai folk songs]. Fol'klor narodov Karachaevo-Cherkesii. Zhanr i obraz: sbornik nauchnykh trudov [Folklore of the peoples of Karachay-Cherkessia. Genre and image. Collection of scientific works]. Cherkessk: Publishing Karachaevo-Circassian Order "Badge of Honor" Research Institute of History, Philology and Economics, 1988, pp. 93-113 (in Russian).
29. Tokova F. M. O problemakh obucheniya na osnove fol'klora narodov Karachaevo-
Cherkesii v sisteme dopolnitel'nogo mu-zykal'nogo obrazovaniya [On the problems of teaching on the basis of folklore of the peoples of Karachay-Cherkessia in the system of additional musical education]. Iskusstvo narodov Severnogo Kavkaza: teoriya i praktika [The Art of the Peoples of the North Caucasus: Theory and Practice]: Materials of the regional scientific conference. Karachaevsk: Publishing house KCGU, 2009, pp. 116-119 (in Russian).
30. Narodnaya muzyka Karachaevo-Cherkesii. P'yesy dlya fortepiano [Folk music of Ka-rachay-Cherkessia: Pieces for piano]. Comp. M. P. Sigalov, S. M. Krymsky. Foreword S. Krymsky. Cherkessk: Stavropol. book publishing house, 1987. 40 p. (in Russian).
31. Touko K. S. Rodnye napevy. Sbornik p'yes i obrabotok dlya dukhovogo orkestra. Partitury dlya dukhovogo orkestra. Adygej-skaya i karachaevskaya narodnaya muzyka [Native melodies. Collection of plays and arrangements for the brass band. Scores for the brass band. Adyghe and Karachay folk music]. Cherkessk: Stavropol. book publishing house, 1987. 272 p. (in Russian).
32. Yunyj garmonist. Al'bom p'es i obrabotok: dlya khromat. nats. garmoniki, bayana, akkordeona [Young harmonist: Album of plays and treatments: for chromate. nat. harmonics, bayan, accordion]. Comp. and interleaved. A. G. Susida. Ed. Yu. I. Chel-kauskas. Foreword. Yu. S. Nani. Moscow: Sov. kompozitor Publ., 1990. 159 p. (in Russian).
33. Gozheva G. B. Apkh'artsa. Pedagogicheskij repertuar. Garmonika diatonicheskaya [Aphy-arca. Teaching repertoire. Harmonica diatonic]. Cherkessk: Stavropol. book. publishing house, 1987. Part II. 76 p. (in Russian).
34. Bajramukov A.-A. Yu. Karachaevskie akvareli. Al'bom fortepiannykh p'yes: dlya detskih muzykal'nyh shkol i uchilishch [Karachay watercolors. Album of the pianoforte. plays: for children's music schools and colleges]. Music editor V. I. Kul'tikhin. Foreword A. A. Daurova. Cherkessk: Stavropol. book. publishing house, 1990. 40 p. (in Russian).
35. Rodnye melodii: metodicheskoe posobie dlya uchitelej [Native melodies: Methodical
manual for teachers]. Comp. L. N. Za- 36. Rakhaev A. I. Pesennaya epika Balkarii kharova, N. N. Vedmetsky. Nal'chik: El'brus [Song epic of Balkaria]. Nal'chik: El'brus
Publ., 1993. 216 p. (in Russian). Publ., 1988. 166 p. (in Russian).
Статья поступила в редакцию 04.07.2017. The article was received on 04.07.2017.
Халкечева Людмила Нануевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Карачаево-Балкарского отдела e-mail: [email protected]
Республиканское государственное бюджетное учреждение «Карачаево-Черкесский ордена "Знак Почета" институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики»,
ул. Горького, 1А, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Российская Федерация, 369000
Khalkecheva Lyudmila Nanuevna, PhD in Historical Sciences, Leading researcher of the Karachay-Balkarian department e-mail: [email protected]
Republican State Budgetary Institution "Karachay-Cherkess Order 'Badge of Honor' Institute of Humanitarian Studies under the Government of Karachay-Cherkess Republic", Gorky Street, 1A, Cherkessk, Karachay-Cherkess Republic, Russian Federation, 369000
105