Научная статья на тему 'Современные тенденции в совершенствовании преподавания сольфеджио в общем и профессиональном музыкальном образовании'

Современные тенденции в совершенствовании преподавания сольфеджио в общем и профессиональном музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
457
58
Поделиться
Ключевые слова
СТИЛЕВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / ДЖАЗОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО / ФОЛЬКЛОРНОЕ СОЛЬФЕДЖИО / СОЛЬФЕДЖИО / НАПРАВЛЕННОЕ НА ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖАНРОВ / НАРОДНО-ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ / РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА / РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНТОНИРОВАНИЯ / STYLE SOLFEGGIO / JAZZ SOLFEGGIO / FOLK SOLFEGGIO / SOLFEGGIO AIMED AT MASTERING OF MODERN MUSIC OF ACADEMIC GENRES / FOLK-SONG MATERIAL / DEVELOPMENT OF MUSICAL HEARING (EAR) / DEVELOPMENT OF INTONATIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Пивницкая Ольга Васильевна

В последние десятилетия в педагогике музыкального образования утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Как следствие этого, в преподавании сольфеджио отчётливо обозначились два основных направления традиционное, представляющее собой унифицированный подход к подбору и выстраиванию учебного материала исходя исключительно из задач учебного предмета, вне учёта стилевого многообразия музыки, и стилевое, в недрах которого можно выделить несколько разновидностей в зависимости от осваиваемого стилевого материала. В предлагаемой статье речь идёт об основных разновидностях стилевого сольфеджио, а именно о джазовом, фольклорном и сольфеджио, направленном на освоение современной музыки академических жанров. Основной целью данного направления в преподавании сольфеджио является развитие стилевого слуха и навыков интонирования на эстрадно-джазовом, фольклорном материале, а также на примерах из современной музыки академических жанров. В настоящее время практикующие педагоги-сольфеджисты, столкнувшись с явным недостатком методических материалов для освоения стилевого сольфеджио, откликнулись на это составлением различного рода программ и разработок, посвящённых преподаванию данного предмета. Однако создатели таких пособий не могут прийти к единому мнению как насчёт возраста обучаемых, так и выработки единого алгоритма обучения, этой дисциплине. Таким образом, поскольку предмет стилевого сольфеджио всё ещё находится в стадии своего становления и окончательно не сформировался, а также остро не хватает учебных пособий по данному предмету, педагогам и исследователям предстоит большая работа по созданию теоретической и практической базы для рассматриваемой дисциплины.

Synodal School As a Phenomenon of the Orthodox Music Renaissance in the Culture of the Silver Age

The given article describes basic types of style solfeggio namely jazz, folk and modern solfeggio aimed at mastering of modern professional music. For the recent decades in musical education pedagogy there has been an opinion that music material requires methods of education matching its intonation nature. It led to the development of style solfeggio in modern musical pedagogy. Now there are two basic directions in solfeggio education: traditional approach meaning the uniform approach to the choice and systematization of training material with the concern, of the goals of the subject without minding the style diversity of music and style oriented approach containing several directions depending on style material. It is worth mentioning that nowadays educating on a style basis becomes one of the leading directions in modern musical pedagogy. The main objective of these types of solfeggio is the development of style hearing and intonation skills on popular-jazz, folk material and on the examples from modern music academic genres. As is known solfeggio is one of the leading disciplines obligatory in musical education. And there is a reason for this fact it is proved that solfeggio classes help in the development of basic musical abilities of the students: mainly hearing, memory and sense of rhythm and provide more efficient mastering of musical performing and other disciplines of musical art. Nowadays practicing solfeggio teachers who faced the lack of methodological material for teaching the given types of solfeggio responded with developing various programs and projects dedicated to the teaching of this subject. Still the developers of these materials cannot agree upon the age of the students and the uniform algorithm of training in the given discipline. Concerning the lack of training materials for solfeggio together with the fact that style solfeggio is in the development stage and has not been finalized yet nowadays there is a lot of work for the teachers and developers in creating of theoretical and practical base for the given discipline.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в совершенствовании преподавания сольфеджио в общем и профессиональном музыкальном образовании»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

О. В. Пивницкая,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В последние десятилетия в педагогике музыкального образования утвердилось положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Как следствие этого, в преподавании сольфеджио отчётливо обозначились два основных направления - традиционное, представляющее собой унифицированный подход к подбору и выстраиванию учебного материала исходя исключительно из задач учебного предмета, вне учёта стилевого многообразия музыки, и стилевое, в недрах которого можно выделить несколько разновидностей в зависимости от осваиваемого стилевого материала. В предлагаемой статье речь идёт об основных разновидностях стилевого сольфеджио, а именно о джазовом, фольклорном и сольфеджио, направленном на освоение современной музыки академических жанров. Основной целью данного направления в преподавании сольфеджио является развитие стилевого слуха и навыков интонирования на эстрадно-джазовом, фольклорном материале, а также на примерах из современной музыки академических жанров. В настоящее время практикующие педагоги-сольфеджисты, столкнувшись с явным недостатком методических материалов для освоения стилевого сольфеджио, откликнулись на это составлением различного рода программ и разработок, посвящённых преподаванию данного предмета. Однако создатели таких пособий не могут прийти к единому мнению как насчёт возраста обучаемых, так и выработки единого алгоритма обучения этой дисциплине. Таким образом, поскольку предмет стилевого сольфеджио всё ещё находится в стадии своего становления и окончательно не сформировался, а также остро не хватает учебных пособий по данному предмету, педагогам и исследователям предстоит большая работа по созданию теоретической и практической базы для рассматриваемой дисциплины.

91

Ключевые слова: стилевое сольфеджио, джазовое сольфеджио, фольклорное сольфеджио, сольфеджио, направленное на освоение современной музыки академических жанров, народно-песенный материал, развитие музыкального слуха, развитие навыков интонирования.

Abstract. The given article describes basic types of style solfeggio namely jazz, folk and modern solfeggio aimed at mastering of modern professional music. For the recent decades

in musical education pedagogy there has been an opinion that music material requires methods of education matching its intonation nature. It led to the development of style solfeggio in modern musical pedagogy. Now there are two basic directions in solfeggio education: traditional approach meaning the uniform approach to the choice and systematiza-tion of training material with the concern, of the goals of the subject without minding the style diversity of music and style oriented approach containing several directions depending on style material. It is worth mentioning that nowadays educating on a style basis becomes one of the leading directions in modern musical pedagogy. The main objective of these types of solfeggio is the development of style hearing and intonation skills on popular-jazz, folk material and on the examples from modern music academic genres. As is known solfeggio is one of the leading disciplines obligatory in musical education. And there is a reason for this fact - it is proved that solfeggio classes help in the development of basic musical abilities of the students: mainly hearing, memory and sense of rhythm and provide more efficient mastering of musical performing and other disciplines of musical art. Nowadays practicing solfeggio teachers who faced the lack of methodological material for teaching the given types of solfeggio responded with developing various programs and projects dedicated to the teaching of this subject. Still the developers of these materials cannot agree upon the age of the students and the uniform algorithm of training in the given discipline. Concerning the lack of training materials for solfeggio together with the fact that style solfeggio is in the development stage and has not been finalized yet nowadays there is a lot of work for the teachers and developers in creating of theoretical and practical base for the given discipline.

Keywords: style solfeggio, jazz solfeggio, folk solfeggio, solfeggio aimed at mastering of modern music of academic genres, folk-song material, development of musical hearing (ear), development of intonational skills.

92 Введение

Среди дисциплин, обязательных для получения музыкального образования, сольфеджио - одна из ведущих. И это не случайно: согласно определению, сольфеджио - учебный предмет, целью которого являются воспитание слуха, осознание элементов музыкальной речи и их роли в музыкальном произведении [1, с. 191]. Общеизвестно, что занятия по данному предмету направлены на развитие основных музыкальных способностей учащихся, в особенности слуха, памяти и чувства ритма, а также способствуют более эффективному освоению музыкального исполнительства и других видов де-

ятельности в области музыкального искусства.

В качестве учебной дисциплины сольфеджио имеет длительную историю, и вплоть до недавнего времени мы имели дело с этим предметом в его академическом виде, ориентированном в основном на музыку классико-романтической эпохи.

В последние десятилетия в педагогике музыкального образования всё больше приверженцев находит положение о том, что каждый музыкальный материал требует разработки методов обучения, отвечающих его интонационной природе. Как отмечает М. Г. Людько, на современном этапе

«преподавание на стилевой основе становится одним из приоритетных направлений» [2]. Поэтому возникла идея о необходимости внедрения в образовательный процесс стилевого сольфеджио, что предполагает разработку соответствующего учебно-методического обеспечения.

Степень исследованности проблемы

Анализ литературы, посвящённой исследованию содержания и методики преподавания стилевого сольфеджио [2; 3 и др.], показал, что в настоящее время данная дисциплина позиционируется в качестве прикладной и призвана обеспечивать потребности музыкантов, практикующих своё исполнительское искусство в конкретных жанрах, стилях и направлениях, включая эстрадную, джазовую, фольклорную и современную академическую традиции.

Таким образом, рассматривая предмет сольфеджио, мы можем выделить в его содержании и методике преподавания, помимо традиционного направления, три новые разновидности стилевого направления, различающиеся стилистикой осваиваемого материала:

• эстрадно-джазовое;

• фольклорное;

• на основе современной музыки академических жанров.

Однако степень исследованности каждой из этих разновидностей пока можно признать недостаточной.

Методические и дидактические материалы по эстрадно-джазовому сольфеджио

С началом перестройки, а именно с середины 80-х годов прошлого века,

резкое изменение общеполитической ситуации в стране повлекло за собой изменения и в области музыкальной культуры. Прежде всего, это коснулось сферы так называемой лёгкой музыки: российские исполнители получили новые возможности для ознакомления с мировым музыкальным опытом в области поп-музыки и джаза. Благодаря этому последующие десятилетия в нашей стране отмечены постоянно возрастающим интересом к эстрадно-джазовому искусству.

Особенно заметно данная тенденция проявилась в сфере культурных и образовательных предпочтений молодёжи. При этом относительно новое по сравнению с академическим направлением образование в области музыкального искусства эстрады, и в частности эстрадного вокала, претендует на одно из ведущих мест в отечественной системе музыкального образования. Это стало возможным благодаря непосредственному воздействию данного жанра на широкую аудиторию и его яркой социальной направленности.

Многие исследователи отмечают огромное влияние музыкальной эстрады на формирование духовного облика молодого человека. По мнению Е. О. Рыбаковой, в настоящее время мастера классической музыки полностью признают эстрадно-джазовую стилистику как источник новых идей для развития музыкального искусства. Вследствие этого возникает потребность в создании специальной системы подготовки специалистов в этой области музыки, иными словами, возникла необходимость в создании «отечественной профессиональной школы в стилистике эстрадно-джазовой музыки» [4].

93

94

Первой ласточкой среди учебных заведений в системе среднего профессионального образования, занимающегося музыкальным искусством эстрады в нашей стране, стало Музыкальное училище имени Гнесиных при Российской академии музыки имени Гнесиных, где в 1974 году было открыто эстрадное отделение. Спустя 10 лет примеру Гнесинского училища последовал ещё ряд вузов: подобные отделения появились в Московском государственном университете культуры и искусств, в Государственной классической академии им. Маймонида. В дальнейшем отделения эстрадно-джазового вокала стали открываться не только в вузах и колледжах, но даже в музыкальных школах.

При этом с самого момента открытия таких отделений преподаватели музыкально-теоретических предметов и эстрадно-джазового вокала столкнулись практически с полным отсутствием учебных материалов, необходимых для профессионального обучения студентов. Так, об острой нехватке специалистов, имеющих профессиональную подготовку в области эстрадной музыкальной педагогики, а также о дефиците репертуарной и методической литературы говорит, например, А. Билль, ссылаясь на то, что «в системе музыкальной педагогики эстрадная - самая молодая» [5].

В частности, не лучшим образом обстоит дело с учебно-методической литературой, направленной на развитие музыкального слуха и навыков интонирования на эстрадно-джазовом материале. В числе имеющихся немногочисленных пособий следует упомянуть «Сольфеджио на ритмоинтонаци-онной основе современной эстрадной музыки» М. О. Серебряного [6] и

«Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора» Ю. П. Козырева и Н. Л. Серапионянц [7]. Весьма невелико также и число учебников сольфеджио, направленных на освоение джазового материала: в первую очередь, это «Джазовое сольфеджио» О. Н. Хромушина [8] и учебник И. Э. Карагичевой «Эстрадно-джазовое сольфеджио. Базовый курс» [9], основу которого, помимо американских и английских народных песен, составили нотные примеры джазовых мелодий зарубежных композиторов. Следует также отметить явную нехватку пособий, предназначенных для развития слуха на эстрадно-джазовой основе в форме музыкального диктанта. Так, среди них наибольшей популярностью до сих пор пользуется сборник Б. Г. Копелевича «Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз», изданный в 1990 году [10].

Нет единства в методических подходах и у составителей многочисленных рабочих программ по джазовому сольфеджио. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в одной из наших публикаций [11]. Всё сказанное позволяет сделать вывод, что работа по формированию теоретической и методической практической базы для рассматриваемой дисциплины находится пока только на начальном этапе.

Методические и дидактические

материалы по фольклорному сольфеджио

Известно, что Россия - страна с богатейшими народными и профессиональными музыкальными традициями. В её многогранной культуре особое место занимает фольклор, интерес к которому в последние десятилетия всё более возрастает. Песенный

фольклор всегда был и остаётся неотъемлемой частью отечественной и мировой музыкальной культуры. В частности, русское народное пение обладает многовековыми традициями и содержит огромный эмоциональный и нравственный потенциал. В настоящее время интерес к национальному песенному фольклору и педагогическому руководству процессом его постижения учащимися достаточно высок. Тем не менее, несмотря на усилия многих музыкантов-педагогов, исследователей, работающих в сфере музыкального образования (Л. В. Ша-мина и др.), в курсе сольфеджио фольклор продолжает оставаться одним из наименее освоенных пластов нашего культурного наследия. Причина этого видится в недостаточной теоретической и методической разработанности проблемы педагогического руководства процессом воспитания музыкального слуха учащихся на этно-музыкальной основе.

Следует отметить, что использование народно-песенных образцов в качестве материала для сольфеджирова-ния имеет давнюю историю. Так, среди первых работ подобного типа следует назвать появившуюся в 1929 году «Музыкальную хрестоматию из русских народных песен» М. Г. Климова [12]. Затем, после длительного перерыва, в 1950 году вышло в свет «Сольфеджио на материале мелодий народов СССР» В. В. Хвостенко [13], а в 1956 году Г. Борщ и С. Златов опубликовали «Сольфеджио одноголосное», построенное целиком на материале молдавских народных песен и танцев [14]. Несколько позже, в 1961 году, Р. Атаян и М. Тарьян издали «Сольфеджио» на материале армянской народной музыки [15].

Одним из первых на целесообразность использования музыкального фольклора в сборниках сольфеджио указал А. Л. Островский. Именно он обратил внимание педагогов на то, что народные песни являются благодарным учебным материалом для сольфеджирования, в особенности на первых порах обучения [16]. В пользу этого утверждения автор приводит такие аргументы, как ясность ладорит-мической фактуры народно-песенного материала, лаконичность и чёткость формы при многообразии структур. Немаловажным фактором также является самостоятельная и полноценная художественная образность мелодии, не нуждающейся в сопровождении. Все эти свойства, по мнению педагога, делают народную песню незаменимой музыкальной основой воспитания слуха.

В своих последующих работах А. Л. Островский неоднократно обращается к песенному фольклору, однако выявляет другие аспекты его освоения. Учёный акцентирует внимание на том, что народно-песенная мелодика требует совершенно особого подхода к трактовке лада, особой техники интонирования звукоряда, иной сноровки в схватывании ладоритми-ческой перспективы интонирования мелодики [17].

Развивая данную мысль, автор пособия, целиком построенного на мелодических ладах народной музыки, подчёркивает, что освоение таких напевов невозможно без значительных усилий, направленных на преодоление сложившихся у учащихся слуховых навыков и привычек. Таким образом, педагог-музыкант косвенным образом утверждает, что простота музыкального фольклора обманчива, а его освоение

95

96

требует совершенно особых навыков и целенаправленной методики.

В целом 70-е годы можно считать весьма плодотворным периодом в плане введения народно-песенных образцов в учебные пособия по развитию музыкального слуха учащихся. Так, к работам подобного рода следует отнести «Сольфеджио» Б. Жусупалиева (1975), в котором в качестве примеров приводятся широко бытующие образцы казахского фольклора и популярные песни композиторов этой республики [18], а также «Сольфеджио» Д. Охунова (1978) с примерами из таджикской народной музыки [19].

Главным же событием 70-х годов, оказавшим большое влияние на дальнейший поиск педагогами-музыкантами эффективных методов развития музыкального слуха на основе народно-песенного материала, можно считать выпуск в 1972 году учебного пособия К. В. Бромлей, Н. С. Темериной «Русские народные песни» (Сборник для чтения с листа в курсе сольфеджио) [20]. Впервые народные песни, предназначенные для сольфеджиро-вания, представлены в нём в подлинном виде - так, как они были записаны в фольклорной экспедиции.

В следующем десятилетии в издательстве «Советский композитор» выходит учебник «Ладовое сольфеджио» В. М. Блока, основой которого послужил фольклор народов СССР и ряда европейских стран [21].

Предложенный К. В. Бромлей и Н. С. Темериной подход к введению в учебные пособия по развитию музыкального слуха учащихся в качестве примеров для сольфеджирования русских песен в подлинном их виде получил развитие в 90-е годы. Так, в 1996 году вышло из печати «Этносольфед-

жио на материале традиционной песни русской деревни» М. Н. Лобанова [22]. Автор адресует свой сборник учащимся музыкальных училищ и колледжей.

В 2003 году широкий резонанс в музыкальной науке и педагогике вызвала концепция этнослуха И. И. Земцовско-го, согласно которой каждому человеку «отприродно» присуща внутренняя слуховая настройка, действующая подобно иммунной системе и автоматически отделяющая «свой» музыкальный материал от «чужого» [23]. Эта идея получила своё развитие в этнографической парадигме музыкального образования Л. В. Шаминой [24].

В русле этого направления, и даже с некоторым опережением, в издательстве «Композитор» в 2001 и 2002 годах выходят в свет два выпуска «Школы фольклорного сольфеджирования» автора данной статьи, по сути, явившиеся первыми учебными пособиями в России, основанными на материале среднерусской народно-песенной традиции, адресованными детям и направленными на систематическое развитие слуха учащихся на этномузы-кальном материале [25]. В настоящее время это направление в разработке учебно-методических материалов для фольклорного сольфеджио признано весьма эффективным, что подтверждает ряд новых пособий, созданных на основе традиционной музыки русского и других народов [26].

Методические и дидактические

материалы по сольфеджио на материале современной музыки академического направления

Важным направлением в современной педагогике музыкального образования становится также развитие му-

зыкального слуха на примерах из музыки ХХ-ХХ1 веков. Первым отечественным исследователем, констатировавшим разрыв между уровнем подготовки музыкантов и требованиями актуальной музыкальной практики, был уже упомянутый выше А. Л. Островский, который ещё в середине 60-х годов выдвинул концепцию преодоления ладовой инерции в слуховом восприятии музыки ХХ века. В учебнике сольфеджио [27] педагог последовательно реализует идею стилевого развития слуха музыканта.

Наиболее значимыми учебно-методическими материалами в рассматриваемом направлении можно признать сборники диктантов Н. Ф. Тиф-тикиди, основанные на музыкальных фрагментах из произведений С. С. Прокофьева [28] и Д. Д. Шостаковича [29]. Особое место занимает созданный М. В. Карасёвой первый в отечественной и зарубежной практике комплексный учебник в трёх частях «Современное сольфеджио» [30], направленный на слуховое освоение музыки ХХ-ХХ1 веков. Данное пособие предназначено для студентов средних и высших музыкальных учебных заведений.

Выводы и перспективы

С учётом того обстоятельства, что стилевое сольфеджио всё ещё находится в стадии своего становления, а также недостаточной изученности современных тенденций в разработке учебных пособий по данному предмету исследователям предстоит большая работа по созданию теоретической базы для учебно-методического обеспечения рассматриваемой дисциплины. Также целесообразно выявить в преподавании стилевого сольфед-

жио не только особенное, присущее каждому из его отдельных направлений, но и то общее, что объединяет все его разновидности, попытаться создать универсальную модель преподавания стилевого сольфеджио.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агажанов, А. П. Сольфеджио [Текст] / А. П. Агажанов // Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Т. 5 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - С. 191-192.

2. Людько, М. Г. Стилевое сольфеджио в современном видении [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения [Текст] / М. Г. Людько. - СПб., 2011. - 235 с.

3. Урванцева, О. А. Освоение стилевых моделей в курсе сольфеджио [Текст] / О. А. Урванцева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2014. - № 1 (5). - С. 87-98.

4. Рыбакова, Е. О. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России [Текст] : автореф. дис. ... д-ра культурологии / Е. О. Рыбакова. -СПб., 2007. - 42 с.

5. Билль, А. М. Чистый голос [Электронный ресурс] : методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрад- QJ но-вокальных студий. - URL: http://vocal-box.ucoz.ru/load/1-1-0-7 (дата обращения: 25.02.2017).

6. Серебряный, М. О. Сольфеджио на рит-моинтонационной основе современной эстрадной музыки [Текст, ноты] / М. О. Серебряный. - Киев : Музична Украша, 1987. - 128 с.

7. Козырев, Ю. П., Серапионянц, Н. Л. Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизатора [Текст, ноты] / Ю. П. Козырев, Н. Л. Серапионянц. - М. : Изд-во Московского колледжа импровизационной музыки, 1987. - 138 с.

8. Хромушин, О. Н. Джазовое сольфеджио [Текст, ноты] / О. Н. Хромушин. - СПб. : Композитор, 2002. - 55 с.

9. Карагичева, И. Э. Эстрадно-джазовое сольфеджио. Базовый курс [Текст, ноты] /

98

И. Э. Карагичева. - М. : Музыка, 2010. -84 с.

10. Копелевич, Б. Г. Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз [Текст, ноты] / Б. Г. Копелевич. - М. : Музыка, 1990. - 224 с.

11. Пивницкая, О. В. Джазовое сольфеджио в системе современного музыкального образования [Текст] / О. В. Пивницкая // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2016. -№ 4 (16). - С. 95-102.

12. Климов, М. Г. Музыкальная хрестоматия из русских народных песен: Материалы для проработки в классах сольфеджио [Текст, ноты] : пособие для музыкальных школ, техникумов и консерваторий / М. Г. Климов. - Л. : Тритон, 1929. - 107 с.

13. Хвостенко, В. В. Сольфеджио (одноголосное) на материале мелодий народов СССР [Ноты] / В. В. Климов. - М. : Л. : Госмузиздат, 1950. - 158 с.

14. Борщ, Г. Ф. Сольфеджио одноголосное: На материале молдавских народных песен и танцев [Ноты] / сост. Г. Ф. Борщ и С. В. Златов. - М. : Музгиз, 1956. - 63 с.

15. Атаян, Р., Тарьян, М. Сольфеджио: На материале армянской народной музыки [Ноты] / Р. Атаян, М. Тарьян. - Ереван : Айпетрат, 1961. - 69 с.

16. Островский, А. Л. Учебник сольфеджио [Текст, ноты] / А. Л. Островский. -Вып. 1. - Л. : Музгиз, 1962. - 228 с.

17. Островский, А. Л. Учебник сольфеджио [Текст, ноты] / А. Л. Островский. -Вып. 3. - Л. : Музыка, 1974. - 208 с.

18. Жусупалиев, Б. Сольфеджио [Текст, ноты] / Б. Жусупалиев. - Вып. 1. - Алма-Ата : Жазаушы, 1972. - 211 с.

19. Охунов, Д. Сольфеджио (одноголосие, для музыкальных школ и училищ) [Текст, ноты] / Д. Охунов. - Душанбе : Ирфон, 1978. - 136 с.

20. Бромлей, К. В., Темерина, Н. С. Русские народные песни. Сборник для чтения с листа в курсе сольфеджио [Текст, ноты] / К. В. Бромлей, Н. С. Темерина. -М. : Музыка, 1972. - 239 с.

21. Блок В. М. Ладовое сольфеджио [Текст, ноты] / В. М. Блок. - М. : Советский композитор, 1987. - 90 с.

22. Лобанов, М. А. Этносольфеджио на ма-

териале традиционной песни русской деревни [Текст, ноты] / М. А. Лобанов. -СПб. : Северный олень, 1996. - 74 с.

23. Земцовский, И. И. Апология слуха [Текст] / И. И. Земцовский // Музыкальная академия. - 2002. - № 1. - С. 1-12.

24. Шамина, Л. В. Этнографическая парадигма школьно-музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира [Текст] / Л. В. Шамина // Преподаватель. - 2002. - № 6. - C. 21-27.

25. Пивницкая, О. В. Школа фольклорного сольфеджирования [Текст, ноты] / О. В. Пивницкая. - Вып. 1. - М. : Композитор, 2001. - 92 с. ; Вып. 2. - М. : Композитор, 2002. - 131 с.

26. Толкачёва, С. В. Фольклорное сольфеджио на материале русских народных песен Удмуртии [Текст, ноты] / С. В. Толкачёва. - Ижевск : Изд-во Удмуртского университета, 2013. - 60 с.

27. Островский, А. Л. Сольфеджио [Текст, ноты] / А. Л. Островский, С. Н. Соловьёв,

B. П. Шокин ; предисл. Л. Масленковой ; введение А. Островского. - 3-е изд. - М. : Классика-XXI, 2011. - 177 с.

28. Тифтикиди, Н. Ф. Сборник диктантов на материале музыки советских композиторов [Ноты] / Н. Ф. Тифтикиди. - Вып. 1.

C. С. Прокофьев. - М. : Музыка, 1966. -148 с.

29. Тифтикиди, Н. Ф. Сборник диктантов на материале музыки советских композиторов [Ноты] / Н. Ф. Тифтикиди. - Вып. 2. Дм. Шостакович. - М. : Музыка, 1968. -250 с.

30. Карасёва, М. В. Современное сольфеджио [Текст, ноты] : учебник для средних и высших учебных музыкальных заведений (в трёх частях) / М. В. Карасёва. - М. : Изд-во НТЦ «Консерватория», 1996. -Ч. 1. - 100 с. ; Ч. 2. - 69 с.

REFERENCE

1. Agazhanov A. P. Sol'fedzhio. In: Muzykal'-naya entsiklopediya: v 6 t. T. 5. Gl. red. Yu. V. Keldysh. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1981, pp. 191-192. (in Russian)

2. Lyud'ko M. G. Stilevoe sol'fedzhio v sov-remennom videnii. PhD dissertation (Arts). St. Petersburg, 2011, 235 p. (in Russian)

3. Urvantseva O. A. Osvoenie stilevyh modelej v kurse sol'fedzhio. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obra-zovanie". 2014. No. 1 (5), pp. 87-98. (in Russian)

4. Rybakova E. O. Razvitie muzykal'nogo iskusstva estrady v hudozhestvennoj kul'ture Rossii. Extended abstract of Doctoral dissertation (Culturology). St. Petersburg, 2007, 42 p. (in Russian)

5. Bill' A. M. Chistyj golos: metodicheskie materialy dlya organizatorov i pedagogov detskih estradno-vokal'nyh studij. URL: http://vocal-box.ucoz.ru/load/1-1-0-7 (data obrashcheniya: 25.02.2017). (in Russian)

6. Serebryanyj M. O. Sol'fedzhio na ritmointo-natsionnoj osnove sovremennoj estradnoj muzyki. Kiev: Muzichna Ukraina, 1987, 128 p. (in Russian)

7. Kozyrev Yu. P., Serapionyants N. L. Sbornik uprazhnenij po nachal'nomu sol'fedzhio dlya improvizatora. Moscow: Izd-vo Mos-kovskogo kolledzha improvizatsionnoj mu-zyki, 1987, 138 p. (in Russian)

8. Hromushin O. N. Dzhazovoe sol'fedzhio. St. Petersburg: Kompozitor, 2002, 55 p. (in Russian)

9. Karagicheva I. E. Estradno-dzhazovoe sol'fedzhio. Bazovyj kurs. Moscow: Muzyka, 2010, 84 p. (in Russian)

10. Kopelevich B. G. Muzykal'nye diktanty. Estrada i dzhaz. Moscow: Muzyka, 1990, 224 p. (in Russian)

11. Pivnitskaya O. V. Dzhazovoe sol'fedzhio v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. In: Vestnik kafedry UNESKO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie". 2016. No. 4 (16), pp. 95-102. (in Russian)

12. Klimov M. G. Muzykal'naya hrestomatiya iz russkih narodnyh pesen: Materialy dlya prorabotki v klassah sol'fedzhio: posobie dlya muzykal'nyh shkol, tekhnikumov i konservatorij. Leningrad: Triton, 1929, 107 p. (in Russian)

13. Khvostenko V. V. Sol'fedzhio (odnogolosnoe) na materiale melodij narodov SSSR. Moscow: Leningrad: Gosmuzizdat, 1950, 158 p. (in Russian)

14. Borshch G. F. Sol'fedzhio odnogolosnoe: Na materiale moldavskih narodnyh pesen i tantsev. Sost. G. F. Borshch, S. V. Zlatov.

Moscow: Muzgiz, 1956, 63 p. (in Russian)

15. Atayan R., Tar'yan M. Sol'fedzhio: Na materiale armyanskoj narodnoj muzyki. Erevan: Ajpetrat, 1961, 69 p. (in Russian)

16. Ostrovskij A. L. Uchebnik sol'fedzhio. Vyp. 1. Leningrad: Muzgiz, 1962, 228 p. (in Russian)

17. Ostrovskij A. L. Uchebnik sol'fedzhio. Vyp. 3. Leningrad: Muzyka, 1974, 208 p. (in Russian)

18. Zhusupaliev B. Sol'fedzhio. Vyp. 1. Alma-Ata: Zhazaushy, 1972, 211 p. (in Russian)

19. Ohunov D. Sol'fedzhio (odnogolosie, dlya muzykal'nyh shkol i uchilishch). Dushanbe: Irfon, 1978, 136 p. (in Russian)

20. Bromlej K. V., Temerina N. S. Russkie narodnye pesni. Sbornik dlya chteniya s lista v kurse sol'fedzhio. Moscow: Muzyka, 1972, 239 p. (in Russian)

21. Blok V. M. Ladovoe sol'fedzhio. Moscow: Sovetskij kompozitor, 1987, 90 p. (in Russian)

22. Lobanov M. A. Etnosol'fedzhio na materiale traditsionnoj pesni russkoj derevni. St. Petersburg: Severnyj olen', 1996, 74 p. (in Russian)

23. Zemtsovskij I. I. Apologiya sluha. In: Muzykal'naya akademiya. 2002. No. 1, pp. 1-12. (in Russian)

24. Shamina L. V. Etnograficheskaya paradigma shkol'no-muzykal'nogo obrazovaniya: ot "etnografii sluha" k muzyke mira. In: Prepodavatel'. 2002. No. 6, pp. 21-27. (in Russian)

25. Pivnitskaya O. V. Shkola fol'klornogo sol'fedzhirovaniya. Vyp. 1. Moscow: Kompozitor, 2001, 92 p. Vyp. 2. Moscow: Kompozitor, 2002, 131 p. (in Russian)

26. Tolkachyova S. V. Fol'klornoe sol'fedzhio na materiale russkih narodnyh pesen Udmurtii. Izhevsk: Izd-vo Udmurtskogo universiteta, 2013, 60 p. (in Russian)

27. Ostrovskij A. L. Sol'fedzhio.A.L. Ostrovskij, S. N. Solov'yov, V. P. Shokin. Predisl. L. Maslenkovoj. Vvedenie A. Ostrovskogo. 3-e izd. Moscow: Klassika-XXI, 2011, 177 p. (in Russian)

28. Tiftikidi N. F. Sbornik diktantov na materiale muzyki sovetskih kompozitorov. Vyp. 1. S. S. Prokof'ev. Moscow: Muzyka, 1966, 148 p. (in Russian)

29. Tiftikidi N. F. Sbornik diktantov na materiale

99

muzyki sovetskih kompozitorov. Vyp. 2. Dm. Shostakovich. Moscow: Muzyka, 1968, 250 p. (in Russian) 30. Karasyova M. V. Sovremennoe sol'fedzhio: uchebnik dlya srednih i vysshih uchebnyh muzykal'nyh zavedenij (v tryoh chastyah). Moscow: Izd-vo nauchno-tekhnicheskogo tsentra "Konservatoriya", 1996. Part 1, 100 p. Part 2, 69 p. (in Russian)

100