Научная статья на тему 'Роль сольфеджио в сохранении фоновой информации музыкальной культуры'

Роль сольфеджио в сохранении фоновой информации музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛЬФЕДЖИО / SOLFEGGIO / ФОНОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / BACKGROUND INFORMATION OF MUSICAL CULTURE / СТРУКТУРНЫЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ГЕШТАЛЬТЫ / STRUCTURAL AND IDEOLOGICAL GESTALTS / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / MENTAL PICTURE OF THE WORLD / КОММУНИКАТИВНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ / COMMUNICATIVE MODELS OF PERCEPTION / ETHNOSOLFEGGIO / ЭТНОСОЛЬФЕДЖИО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронцова И. В.

Помимо практической задачи развития музыкального слуха, сольфеджио выполняет важнейшую социокультурную функцию сохранения и передачи фоновой информации музыкальной культуры. Выявлен основной способ осуществления межкультурной музыкальной коммуникации через формирование и закрепление в сознании взаимообусловленных мировоззренческих и структурных гештальтов. Выдвинут тезис о том, что структурные гештальты (восприятие лада, формы, фактуры и т. д.) формируются в зависимости от ментальной картины мира и парадигмальных установок. Выделены 3 коммуникативные модели восприятия. Подчеркнута роль этносольфеджио как источника фоновых знаний о музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF MUSICAL SPEECH WITHIN COORDINATES OF SPACE AND TIME

The article suggests a new look at solfeggio. In addition to the practical task of developing musical ear, solfeggio performs a very important socio-cultural function of preserving and transmitting background information of musical culture. The main way of realization of intercultural musical communication is revealed through the formation and consolidation in the mind of interdependent world outlook and structural gestalt. The thesis is advanced that structural gestalt (perception of harmony, form, texture, etc.) is formed depending on the mental picture of the world and paradigmatic attitudes. Three communicative models of perception are singled out. The role of ethnosolphegy as a source of background knowledge about music is underlined.

Текст научной работы на тему «Роль сольфеджио в сохранении фоновой информации музыкальной культуры»

УДК 781

Vorontsova I.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Music Theory

Department, Moscow Tchaikovsky Conservatory (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PERCEPTION OF MUSICAL SPEECH WITHIN COORDINATES OF SPACE AND TIME. The article suggests a new look at solfeggio. In addition to the practical task of developing musical ear, solfeggio performs a very important socio-cultural function of preserving and transmitting background information of musical culture. The main way of realization of intercultural musical communication is revealed through the formation and consolidation in the mind of interdependent world outlook and structural gestalt. The thesis is advanced that structural gestalt (perception of harmony, form, texture, etc.) is formed depending on the mental picture of the world and paradigmatic attitudes. Three communicative models of perception are singled out. The role of ethnosolphegy as a source of background knowledge about music is underlined.

Keywords: solfeggio, background information of musical culture, structural and ideological gestalts, mental picture of the world, communicative models of perception, ethnosolfeggio.

И.В. Воронцова, канд. иск., доц., доц. каф. теории музыки Московской государственной консерватории

им. П.И. Чайковского, заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]

роль сольфеджио в сохранении фоновой информации музыкальной культуры

Помимо практической задачи развития музыкального слуха, сольфеджио выполняет важнейшую социокультурную функцию сохранения и передачи фоновой информации музыкальной культуры.

Выявлен основной способ осуществления межкультурной музыкальной коммуникации - через формирование и закрепление в сознании взаимообусловленных мировоззренческих и структурных гештальтов. Выдвинут тезис о том, что структурные гештальты (восприятие лада, формы, фактуры и т. д.) формируются в зависимости от ментальной картины мира и парадиг-мальных установок. Выделены 3 коммуникативные модели восприятия. Подчеркнута роль этносольфеджио как источника фоновых знаний о музыке.

Ключевые слова: сольфеджио, фоновая информация музыкальной культуры, структурные и мировоззренческие гештальты, ментальная картина мира, коммуникативные модели восприятия, этносольфеджио.

Термин «сольфеджио» давно и прочно вошел в нашу жизнь, однако мы, порой, не задумываемся, сколь широко семантическое поле его значений: это и вокальные упражнения (обучение «чистой интонации»), и музыкальная азбука (сведения об основных элементах музыкального языка), и метод обучения (взаимосвязь работы слуха и голоса), и название учебной дисциплины в системе музыкального образования. А в более узком значении - это способ развития слуха и обучения музыкальной грамоте. Занятия по сольфеджио ведутся во всех звеньях музыкального образования и даже с самыми маленькими детьми (в игровой форме). С учётом национальных особенностей, так обучают и у нас в России, и во многих странах Европы, Азии и Америки.

Практический смысл сольфеджио очевиден, поскольку оно прививает слуховые навыки, необходимые для любой музыкальной деятельности. Но у этого учебного предмета есть и другая функция - социокультурная. Музыкальный язык всегда является отражением культуры эпохи, нации или отдельного индивида. Обучая слуховому восприятию и пониманию музыкального языка, сольфеджио, таким образом, помогает сформировать в сознании определенные слуховые эталоны - мировоззренческие и структурные гештальты, что способствует межкультурному общению.

К структурным гештальтам можно отнести восприятие лада, музыкальной формы, определенного склада (монодия, полифония, гомофонно-гармонический склад), историко-культурного или индивидуального стиля, жанра - всего того, что обычно служит предметом анализа. Мировоззренческие гештальты - это закрепившиеся фоновые знания о мире и о музыкальной культуре, в частности.

Социолингвистический словарь определяет фоновые знания как «обоюдное знание участниками коммуникативного акта реалий материальной жизни... необходимое для адекватной и полной интерпретации порождений и высказываний [1, с. 234]. Таким образом, фоновые знания являются своеобразным ключом к пониманию всего того, что мы видим, читаем или воспринимаем на слух.

Музыкальное искусство является также одним из видов коммуникации. Это универсальное средство межкультурного общения, не требующее перевода. Музыкальными фоновыми знаниями можно считать не только собственно профессиональные и национально-специфические знания, но и те универсальные знания, которые присущи всем людям в тождественных культурах.

С исторической точки зрения процесс развития музыкального искусства представляет собой последовательную смену

художественных стилей. Средневековье, Возрождение, Барокко, Классицизм, Романтизм, Модернизм, Постмодернизм, - в этом линейном пространстве культуры мы видим неизменные и изменяющиеся элементы музыкального языка, вызревающие в недрах старого и прорастающие в новое качество. Здесь существуют жанры, формы, направления, школы, индивидуальные композиторские почерки, - словом то, что поддается структурному анализу. В антропологической парадигме структурные элементы музыкального языка выступают в неразрывном единстве с его постижением, что позволяет рассматривать развитие искусства как историческую смену ментальных картин мира.

Картины мира, вырабатываемые каждым человеком и обществом в целом, изменчивы. С одной стороны, они зависят от объективно существующей фоновой информации, а с другой - организуют ее под определенным углом зрения. Процесс восприятия музыки (как и любого другого вида искусства) неосознанно связан с целым комплексом психологических и социальных установок.

Однако при всем многообразии форм, восприятие не хаотично. Оно исходит из выработанных и закрепившихся в общественном сознании определенных коммуникативных моделей. Выделим три основные:

Деятельностная модель действует по схеме «восприятие - память - осмысление» и основана на восприятии музыки как речи в момент её становления и развертывания. Первым, кто обратился к этой стороне музыкального искусства, был А. Ф. Лосев. В своих ранних работах 1920-х годов он определял специфический смысл («эйдос») музыки с помощью философских категорий единичности, подвижного покоя, самотождественного развития и становления. Главным специфическим свойством музыки является, по мнению А. Ф. Лосева, процессуальность, протекание во времени. Отсюда ученый делает очень важный вывод: человек испытывает внутренний трепет при слушании музыки потому, что он переживает одновременно возни кновение и исчезновение образа, то есть прослеживает его происхождение [2].

Деятельностная парадигма получила свое обоснование и развитие спустя полвека - в трудах известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева, создателя теории деятельности как основы психологии поведения человека [3]. Важнейшая особенность этой концепции состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках одной целостной системы. Действие внутренне связано с личностным смыслом, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности.

Исследуя данную проблему в отношении психологии музыканта-исполнителя, Л.Н. Логинова выделяет три последовательно сменяющихся фазы слуховой деятельности: настойка слуха; установление и стабилизация строя; смена и угасание настройки [4].

Коммуникативная модель восприятия действует по схеме «исполнитель - пространство-время - слушатель». Коммуникативный подход к музыке предполагает неразрывную взаимосвязь музыки и ее восприятия. У истоков этой парадигмы стоят ранние труды Б. В. Асафьева, появившиеся еще в 1920-е годы. Это направление было затем подхвачено в исследованиях Е.В. Назай-кинского и В.В. Медушевского [5; 6].

Композиторы XX века очень тонко почувствовали необходимость подключения к музыке воздействия «внемузыкальных» моментов. Дж. Кейдж, например, провозглашал идею максимального расширения музыкального искусства путем использования любых объектов звучащей реальности. А.М. Волконский, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина и др. известные композиторы реализовали скрытый смысл музыки через литературные разъяснения и различные поведенческие акции на сцене. В каждом конкретном случае музыкальная коммуникация уникальна и актуальна только в момент восприятия - «здесь и сейчас». Она есть результат встречной активности исполнителя и слушателя, настраивающих свои чувства, мысли и ощущения в унисон.

Художественно-эстетическую модель восприятия можно определить, как «погружение в музыку - эмпатия (вчувство-вание) - творение новой художественной реальности Художественно-эстетическая сторона музыкального искусства широко разработана в музыкознании, любой анализ музыкального произведения, так или иначе, исходит из его художественной ценности. Однако предлагаемая нами модель иная, поскольку на первый план выходит восприятие слушателя, его активное участие в воссоздании композиторского замысла. Долгое время господствовал взгляд на искусство как отражение мира. Сегодня пришло понимание, что это процесс обратимый, и музыка сама творит новый мир.

Библиографический список

Теоретическое осмысление вопросов когнитивного восприятия помогает точнее определить цели и задачи современного сольфеджио, увязав их с такой актуальной и важной задачей, как сохранение фоновой информации культуры.

Одним из путей в этом направлении является создание пособий на материале народной музыки. Еще в 1960-е годы появились три выпуска одноголосного сольфеджио на материале мелодий народов СССР (составитель В.В. Хвостенко), послужившие в дальнейшем толчком для развития нового курса - эт-носольфеджио.

Тенденции глобализации культуры и науки в XXI веке усилились. Но, войдя в общее образовательное пространство, учителя музыки столкнулись с необходимостью сохранения национальной идентичности. Задача переориентирования сольфеджио встала особенно остро. Образовавшуюся лакуну заполнили многочисленные сборники для слухового освоения национальной музыки. Среди сравнительно недавних можно выделить сборник М.А. Лобанова на материале традиционной песни русской деревни [7]; хрестоматию Г.Т. Альпеисовой, разработавшей в Казахстане систематический курс этносоль-феджио [8]; израильский учебник по развитию музыкального слуха Е. Иоффе [9] и фундаментальное китайское издание под руководством крупнейшего сольфеджиста страны Чжао Иша-ня [10].

Преподавание сольфеджио в Китае является ярким примером быстрого и эффективного развития сильной собственной школы, построенной на применении лучших европейских (в первую очередь, российских и французских) и американских методик при опоре на богатейшее музыкальное наследие. В Китае 56 национальностей, из них 92 % составляют ханьцы, а остальные относятся к т. н. национальным меньшинствам. Сохранение фоновой информации культуры провозглашено в стране государственной задачей, а сольфеджио является краеугольным камнем ее решения и базовой составляющей всей системы музыкального образования [11].

1. Словарь социолинвистическихтерминов. Ответственный редактор В.Ю. Михальченко. Москва: Институт языкознания РАН, 2006.

2. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Москва: Академический проект, 2012.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.

4. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. Москва: Московская государственная консерватория, 1998.

5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Музыка, 1972.

6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва: Музыка, 1976.

7. Лобанов М.А. Этносольфеджио. На материале традиционной песни русской деревни: уч. пос. для старших классов детских музыкальных школ и средних специальных учебных заведений. Санкт-Петербург: Композитор, 2007.

8. Альпеисова Г.Т. Этносольфеджио. Астана: КазНам, 2008.

9. Иоффе Е. Развитие музыкального слуха. Звук, ритм и музыкальная память. Тель-Авив, 2010.

10. Полный учебный курс сольфеджио (начальный, средний и высший уровень) I сост. Чжао Ишань и др. Пекин: Центральная консерватория, 2007. (На кит. яз.)

11. Ли Лина. О преподавании сольфеджио в КНР. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 193 - 195.

References

1. Slovar'sociolinvisticheskih terminov. Otvetstvennyj redaktor V.Yu. Mihal'chenko. Moskva: Institut yazykoznaniya RAN, 2006.

2. Losev A.F. Muzyka kakpredmet logiki. Moskva: Akademicheskij proekt, 2012.

3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.

4. Loginova L. N. O sluhovoj deyatel'nosti muzykanta-ispolnitelya. Teoreticheskie problemy. Moskva: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya, 1998.

5. Nazajkinskij E.V. O psihologii muzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Muzyka, 1972.

6. Medushevskij V.V. O zakonomernostyah isredstvah hudozhestvennogo vozdejstviya muzyki. Moskva: Muzyka, 1976.

7. Lobanov M.A. 'Etnosol'fedzhio. Na materiale tradicionnojpesni russkoj derevni: uch. pos. dlya starshih klassov detskih muzykal'nyh shkol i srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2007.

8. Al'peisova G.T. 'Etnosol'fedzhio. Astana: KazNam, 2008.

9. Ioffe E. Razvitie muzykal'nogo sluha. Zvuk, ritm imuzykal'naya pamyat'. Tel'-Aviv, 2010.

10. Polnyj uchebnyj kurs sol'fedzhio (nachal'nyj, srednij i vysshij uroven') I sost. Chzhao Ishan' i dr. Pekin: Central'naya konservatoriya, 2007. (Na kit. yaz.)

11. Li Lina. O prepodavanii sol'fedzhio v KNR. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 193 - 195.

Статья поступила в редакцию 12.10.17

УДК 37.014.5

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Music Teacher, Irkutsk Municipal Autonomous Educational Institution Center of Education (Secondary School) No. 47 (Irkutsk Russia), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.