Научная статья на тему 'Инновационные методы преподавания сольфеджио в КНР'

Инновационные методы преподавания сольфеджио в КНР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
495
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOLFEGGIO AND EAR TRAINING / REFORM OF HIGHER MUSICAL EDUCATION IN CHINA / CONFERENCE IN GUANGZHOU / INNOVATIVE METHODS OF TEACHING SOLFEGGIO / СОЛЬФЕДЖИО / РЕФОРМА ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ В ГУАНЧЖОУ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОЛЬФЕДЖИО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Лина

Статья посвящена вопросам обучения сольфеджио в Китае. На материале обзора докладов на конференции в Гуаньчжоу 2016 г. автор делает вывод о характере и ходе реформы высшего музыкального образования, отмечает специфику и стратегические пути дальнейшего развития китайского сольфеджио, его роль в сохранении культурного фонда нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING SOLFEGGIO IN CHINA

The article highlights problems of teaching solfeggio in China. The survey of the reports at the conference in Guangzhou (November 24-26, 2016) is made. The author draws conclusions about the nature and progress of the reform of higher musical education, notes the specifics and strategic ways of further development of the Chinese solfeggio, its role in preserving the cultural fund of the nation.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы преподавания сольфеджио в КНР»

УДК 378

Lee Lina, teacher, Uhan Conservatory (China), E-mail: ivorontsova@list.ru

INNOVATIVE METHODS OF TEACHING SOLFEGGIO IN CHINA. The article highlights problems of teaching solfeggio in China. The survey of the reports at the conference in Guangzhou (November 24-26, 2016) is made. The author draws conclusions about the nature and progress of the reform of higher musical education, notes the specifics and strategic ways of further development of the Chinese solfeggio, its role in preserving the cultural fund of the nation.

Key words: solfeggio and ear training, reform of higher musical education in China, conference in Guangzhou, innovative methods of teaching solfeggio.

Ли Лина, преп. каф. сольфеджио Уханьской консерватории, г. Ухань, КНР, E-mail: ivorontsova@list.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЛЬФЕДЖИО В КНР

Статья посвящена вопросам обучения сольфеджио в Китае. На материале обзора докладов на конференции в Гуаньчжоу 2016 г. автор делает вывод о характере и ходе реформы высшего музыкального образования, отмечает специфику и стратегические пути дальнейшего развития китайского сольфеджио, его роль в сохранении культурного фонда нации.

Ключевые слова: сольфеджио, реформа высшего музыкального образования в Китае, конференция в Гуанчжоу, инновационные методы обучения сольфеджио.

Система художественного образования КНР за последние 10-15 лет является объектом пристального внимания представителей Министерства образования Китая и преподавателей различных учебных заведений. Главная задача - повышение качества обучения - ставится при этом в один ряд с выработанной стратегией государства: сохранение культурной идентичности и национальной специфики.

Осенью 2016 года в Консерватории Синхай (провинция Гуанчжоу) состоялась масштабная конференция, в которой приняло участие более 260 человек - учёных, преподавателей и студентов. Они представляли университеты, консерватории, художественные и педагогические вузы, институты искусств и научно-исследовательские учреждения со всей страны.

Консерватория Синхай носит имя известного композитора, оказавшего влияние на несколько поколений китайских музыкантов. Сянь Синхай (1905-1945) начал своё профессиональное образование в Национальном музыкальном институте Пекинского университета, а затем стал первым китайским студентом, получившим образование в Парижской консерватории (класс композиции Поля Дюка). Композитор оставил после себя обширное наследие: две симфонии, скрипичный концерт, четыре масштабных хоровых произведений, около 300 песен. В его честь были названы консерватория и концертный зал в Гуаньчжоу, а также одна из улиц в Алма-Ате, где он несколько лет провел в эмиграции.

Выступив инициатором конференции, Консерватория Син-хай дала импульс к широкому обсуждению вопросов, связанных с реформой высшего музыкального образования в стране. Перед участниками стояли следующие задачи: 1) обсудить инновационные методы преподавания основных музыкальных предметов; 2) познакомиться с зарубежным опытом; 3) представить новые учебники и методические материалы, необходимые для подготовки высокопрофессиональных музыкальных кадров.

В системе музыкального образования КНР особая роль принадлежит сольфеджио и элементарной теории музыки - этим взаимосвязанным дисциплинам, которые считаются базой музыкальной грамотности и закладывают основы культурной компетенции. На конференции в Гуанчжоу были зачитаны научные доклады о роли сольфеджио и путях его развития (некоторые опубликованы), а также продемонстрированы практические достижения в этой области. В течение трех дней были проведены шесть спецкурсов, два семинара для преподавателей, семинар для руководителей кафедр и отдельный семинар для магистров. По сложившейся традиции конференция завершилась большим концертом по сольфеджио [1].

В соответствии с поставленными задачами работа конференции велась в следующих направлениях, определивших соответствующие секционные заседания: 1) основные музыкальные дисциплины в системе музыкального образования и сопутствующие им учебные пособия; 2) научно-практические задачи по диверсификации методик обучения; 3) вопросы реформирования учебных планов музыкальных дисциплин и форма аттестации (вступительные и итоговые зачеты и экзамены); 4) музыкальное образование и обучение за рубежом.

Доклады, прочитанные на первой секции, отличало стремление их авторов приблизить сольфеджио и основные музыкальные предметы к современному музыкальному языку

и мультикультурной этнической среде. В Китае официально насчитывается 56 различных национальностей, из которых примерно 92% составляют ханьцы, а остальные принадлежат к так называемым национальным меньшинствам.

Чжао Сунгуан (Консерватория Синхай) предложил ввести специальный предмет по изучению современной нотации - учитывая уже имеющийся зарубежный опыт. Чжао Сяопин (Сиань-ская консерватория) подчеркнул, что необходимыми слагаемыми структуры современного сольфеджио являются такие предметы, как композиция, техническая теория композиции, курсы музыковедения и предметы общественной практики [5]. Фу Хунмэй (Тяньцзиньская консерватория) говорила о том, что сольфеджио должно способствовать слуховому освоению этнической музыки и представлять многонациональную культуру страны. В докладе Лю Бинь (Консерватории Синхай) приводился аналитический разбор ритма, мелодии, лада и тональности песен горцев хак-ки - как пример включения национальной музыки в курс сольфеджио [3].

Модернизация учебных пособий - еще одна важная тема, обсуждаемая на этой секции. Жэнь Даминь (Консерватория Син-хай) в своем докладе напомнил, что система элементарной теории музыки Китая создана, в основном, на базе учебников СССР К настоящему времени эти учебники устарели и нуждаются в дополнении новыми музыкально-теоретическими сведениями -в том числе, из области джаза и поп-музыки.

В этом русле выступило еще несколько участников, среди них - Янь Жуй (Шэньянская консерватория), который предложил на уроках сольфеджио знакомить студентов с самыми разными музыкальными стилями, в том числе с атональной музыкой и джазом. Своим опытом поделилась и преподаватель из Центрального университета национальностей Вэнь Хунсюань. Она рассказала об этносольфеджио и выступила с презентацией учебного пособия «Сольфеджио меньшинств», изданного по итогам студенческих фольклорных экспедиций.

Вторая секция конференции посвящалась инновациям в области методики преподавания сольфеджио. В первую очередь, здесь обсуждались актуальные вопросы тренировки навыков пения с листа. Известные педагоги старшего поколения Чжао Сунгуан, Ван Гуаняо, Сунь Хун, Чжэн Минь и др. познакомили слушателей с созданными ими учебными пособиями. Однако наибольший интерес собравшихся вызвали доклады, обобщавшие опыт преподавания на местах. Методы преподавания необходимо приспосабливать к конкретным условиям и, соответственно, видоизменять, - такую мысль высказал Лэй Гуаняо (Консерватория Синхай). [2]. Опираясь на мультикультурную музыкальную традицию, Цзюй Фан из Чжэцзянской консерватории предложила инновационную методику обучении пения с листа.

Немало нового и интересного было высказано при обсуждении методик обучения чтению ритма, ансамблевому пению и слуховому анализу. Так, Бай Лин из консерватории Южно-китайского технологического университета заявил, что частые ошибки при чтении ритма этнических пентатонных мелодий кроются в неумении слышать диссонансы, - что требует выработки специальной методики. Чжоу Вэньюй из Шанхайской консерватории предложил свою методику освоения интонации в сложных современных музыкальных произведениях, состоящую из 3-х шагов:

1) определение структуры; 2) анализ намерения композитора; 3) интонационное выравнивание в сравнении с предыдущим и последующим звуками.

Интересно прозвучал доклад Ван Ай из Южно-китайского технологического университета, который сделал акцент на планомерном развитии музыкального мышления. Эту мысль поддержал и Чжао Лян из Консерватории Синхай, подчеркнувший, при этом, важность тренировки слуховых навыков в конкретных музыкальных произведениях. А докладчик Тун Инь из Уханьской консерватории говорил о механизме психологического ожидания и слуховой тренировке предслышания.

Несколько докладов этой секции было посвящено методикам сольфеджио, ориентированным на исполнительские специальности. Среди них - выступления преподавателей Сианьской консерватории Ли Хэ («Сольфеджио для вокалистов»), Чжан Лу («Сольфеджио для студентов разных специальностей»), Се И («Тембр фортепиано в обучении сольфеджио») и Чэнь Сы («Сольфеджио и начальные навыки игры на фортепиано»).

На третьем секционном заседании рассматривались вопросы реформирования учебных планов и экзаменационных требований. Ключевым моментом здесь стала новая концепция составления учебных планов. На первое место следует ставить не технологические навыки и умения, а развитие гуманитарного уровня личности. Об этом сказал, в частности, Линь Сунюань из Консерватории Синхай. Он подчеркнул, что фундаментальные знания в области музыкального образования закладываются тремя путями: через слух, рационалистическое познание музыкальной формы и музыкальную гуманитарную подготовленность. Такая же концепция, по его мнению, должна быть заложена и в компьютерную программу аттестации студентов.

В докладах Гао Ин из Китайской консерватории и Ван Га-офжи из Сианьской консерватории был дан подробный анализ реформирования учебных планов в отношении музыкальных предметов. Главный вывод их сообщений: содержание курсов необходимо существенно расширить - с учётом освоения современного музыкального языка и в свете появления новых музыковедческих теорий. Для демонстрации нового подхода к обучению ансамбль из 12-ти студентов Сианьской консерватории успешно исполнил песню-сольфеджио «Восхваление жизни», которую

композитор Лу Цзиньюн написал специально для этих целей, используя современные композиционные приёмы.

О том, как происходит обучение сольфеджио за рубежом, говорили участники четвертой секции. Лю Жунди (Сианьская консерватория) сделала доклад об итальянском методе сольми-зации (чтение вслух), получившем широкое распространение в Китае [4]. Чжан Хуай (Шанхайская консерватория) рассказал об эволюции французского сольфеджио, подчеркнув роль Франции в распространении элементарного музыкального образования. Автору этих строк посчастливилось поделиться своими знаниями о системе обучения сольфеджио в России (на примере Московской консерватории и Академии музыки им. Гнесиных я рассказала о том, как много внимания в России уделяется воспитанию гармонического слуха). В докладе Лю Итянь сравнивались системы преподавания сольфеджио в Китае (Центральная музыкальная консерватория) и США (Джульярдская консерватория и Музыкальный институт Бостонского университета), при этом отмечалось, что за рубежом уделяют сегодня много внимания общему музыкальному образованию. О сольфеджио в США говорила и д-р Ма Янчжи, живущая в Америке. Она познакомила коллег с учебным планом и учебными программами Манхэттен-ской консерватории, а также со вступительными требованиями и формой проведения экзаменов. Ху Ибао (Шэньянская консерватория) рассказал о популярном во многих странах методе чтения нот итальянского профессора Фаусто Спирито.

Общим итогом всей конференции стала договоренность её участников максимально содействовать широкому музыкальному образованию и повышать эффективность преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки. По словам известного в Китае специалиста, профессора Чжао Ишаня, перспектива дальнейшего развития китайского сольфеджио находится на пересечении национальных потребностей общества с общемировыми достижениями.

Профессор Лэй Гуаняо, один из главных организаторов конференции, сказал в своей заключительной речи о том, что на преподавателей основных музыкальных предметов возложена большая ответственность. Предметы эти несут фоновую информацию культуры и, следовательно, выполняют важнейшую функцию сохранения культурного наследия.

Библиографический список

1. Ли Лина. Конференции по сольфеджио и их роль в совершенствовании музыкально-слухового воспитания китайских музыкантов. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 193 - 196.

2. Лэй Гуаняо. Сольфеджио и стратегии обучения. Китайская музыка. 2016; 1: 183 (на кит. яз.)

3. Лю Бинь. Сольфеджио на материале песен горцев хакки в провинции Гуандун. Известия Харбинского института. 2013; Т. 34; № 6: 142 (на кит. яз).

4. Лю Жунди. Метод обучения чтению нот в Италии. Симфония (Известия Сианьской консерватории). 2015; 1: 149 (на кит. яз.).

5. Чжао Сяопин. Содержание и составные части предмета сольфеджио. Мир музыки. 2016; 7: 4 (на кит. яз).

References

1. Li Lina. Konferencii po sol'fedzhio i ih rol' v sovershenstvovanii muzykal'no-sluhovogo vospitaniya kitajskih muzykantov. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Cankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 193 - 196.

2. L'ej Guanyao. Sol'fedzhio i strategii obucheniya. Kitajskaya muzyka. 2016; 1: 183 (na kit. yaz.)

3. Lyu Bin'. Sol'fedzhio na materiale pesen gorcev hakki v provincii Guandun. Izvestiya Harbinskogo instituta. 2013; T. 34; № 6: 142 (na kit. yaz).

4. Lyu Zhundi. Metod obucheniya chteniyu not v Italii. Simfoniya (Izvestiya Sian'skojkonservatorii). 2015; 1: 149 (na kit. yaz.).

5. Chzhao Syaopin. Soderzhanie i sostavnye chasti predmeta sol'fedzhio. Mirmuzyki. 2016; 7: 4 (na kit. yaz).

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 378

Lee Lina, teacher, Uhan Conservatory (China), E-mail: ivorontsova@list.ru

SOLFEGGIO COMPETITIONS IN CHINA: INTERACTIVE FORMAT IN MUSIC EDUCATION. The article is dedicated to a competitive format of solfeggio and ear training that has been developed in modern China. The author describes the history of solfeggio competitions and the basic principles of their organization.

Key words: Solfeggio in China, solfeggio competitions, interactive training format, multimedia teaching tools.

Ли Лина, преп. каф. сольфеджио Уханьской консерватории, г. Ухань, КНР, E-mail: ivorontsova@list.ru

КОНКУРСЫ ПО СОЛЬФЕДЖИО В КИТАЕ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОРМАТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассказывается о сложившемся в современном Китае состязательном формате обучения сольфеджио. Автор описывает историю конкурсов по сольфеджио и основные принципы их организации.

Ключевые слова: сольфеджио в Китае, конкурсы по сольфеджио, интерактивный формат обучения, мультимедийные средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.