Исследуя данную проблему в отношении психологии музыканта-исполнителя, Л.Н. Логинова выделяет три последовательно сменяющихся фазы слуховой деятельности: настойка слуха; установление и стабилизация строя; смена и угасание настройки [4].
Коммуникативная модель восприятия действует по схеме «исполнитель - пространство-время - слушатель». Коммуникативный подход к музыке предполагает неразрывную взаимосвязь музыки и ее восприятия. У истоков этой парадигмы стоят ранние труды Б. В. Асафьева, появившиеся еще в 1920-е годы. Это направление было затем подхвачено в исследованиях Е.В. Назай-кинского и В.В. Медушевского [5; 6].
Композиторы XX века очень тонко почувствовали необходимость подключения к музыке воздействия «внемузыкальных» моментов. Дж. Кейдж, например, провозглашал идею максимального расширения музыкального искусства путем использования любых объектов звучащей реальности. А.М. Волконский, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулина и др. известные композиторы реализовали скрытый смысл музыки через литературные разъяснения и различные поведенческие акции на сцене. В каждом конкретном случае музыкальная коммуникация уникальна и актуальна только в момент восприятия - «здесь и сейчас». Она есть результат встречной активности исполнителя и слушателя, настраивающих свои чувства, мысли и ощущения в унисон.
Художественно-эстетическую модель восприятия можно определить, как «погружение в музыку - эмпатия (вчувство-вание) - творение новой художественной реальности Художественно-эстетическая сторона музыкального искусства широко разработана в музыкознании, любой анализ музыкального произведения, так или иначе, исходит из его художественной ценности. Однако предлагаемая нами модель иная, поскольку на первый план выходит восприятие слушателя, его активное участие в воссоздании композиторского замысла. Долгое время господствовал взгляд на искусство как отражение мира. Сегодня пришло понимание, что это процесс обратимый, и музыка сама творит новый мир.
Библиографический список
Теоретическое осмысление вопросов когнитивного восприятия помогает точнее определить цели и задачи современного сольфеджио, увязав их с такой актуальной и важной задачей, как сохранение фоновой информации культуры.
Одним из путей в этом направлении является создание пособий на материале народной музыки. Еще в 1960-е годы появились три выпуска одноголосного сольфеджио на материале мелодий народов СССР (составитель В.В. Хвостенко), послужившие в дальнейшем толчком для развития нового курса - эт-носольфеджио.
Тенденции глобализации культуры и науки в XXI веке усилились. Но, войдя в общее образовательное пространство, учителя музыки столкнулись с необходимостью сохранения национальной идентичности. Задача переориентирования сольфеджио встала особенно остро. Образовавшуюся лакуну заполнили многочисленные сборники для слухового освоения национальной музыки. Среди сравнительно недавних можно выделить сборник М.А. Лобанова на материале традиционной песни русской деревни [7]; хрестоматию Г.Т. Альпеисовой, разработавшей в Казахстане систематический курс этносоль-феджио [8]; израильский учебник по развитию музыкального слуха Е. Иоффе [9] и фундаментальное китайское издание под руководством крупнейшего сольфеджиста страны Чжао Иша-ня [10].
Преподавание сольфеджио в Китае является ярким примером быстрого и эффективного развития сильной собственной школы, построенной на применении лучших европейских (в первую очередь, российских и французских) и американских методик при опоре на богатейшее музыкальное наследие. В Китае 56 национальностей, из них 92 % составляют ханьцы, а остальные относятся к т. н. национальным меньшинствам. Сохранение фоновой информации культуры провозглашено в стране государственной задачей, а сольфеджио является краеугольным камнем ее решения и базовой составляющей всей системы музыкального образования [11].
1. Словарь социолинвистическихтерминов. Ответственный редактор В.Ю. Михальченко. Москва: Институт языкознания РАН, 2006.
2. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Москва: Академический проект, 2012.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975.
4. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. Москва: Московская государственная консерватория, 1998.
5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. Москва: Музыка, 1972.
6. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Москва: Музыка, 1976.
7. Лобанов М.А. Этносольфеджио. На материале традиционной песни русской деревни: уч. пос. для старших классов детских музыкальных школ и средних специальных учебных заведений. Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
8. Альпеисова Г.Т. Этносольфеджио. Астана: КазНам, 2008.
9. Иоффе Е. Развитие музыкального слуха. Звук, ритм и музыкальная память. Тель-Авив, 2010.
10. Полный учебный курс сольфеджио (начальный, средний и высший уровень) I сост. Чжао Ишань и др. Пекин: Центральная консерватория, 2007. (На кит. яз.)
11. Ли Лина. О преподавании сольфеджио в КНР. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 193 - 195.
References
1. Slovar'sociolinvisticheskih terminov. Otvetstvennyj redaktor V.Yu. Mihal'chenko. Moskva: Institut yazykoznaniya RAN, 2006.
2. Losev A.F. Muzyka kakpredmet logiki. Moskva: Akademicheskij proekt, 2012.
3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.
4. Loginova L. N. O sluhovoj deyatel'nosti muzykanta-ispolnitelya. Teoreticheskie problemy. Moskva: Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya, 1998.
5. Nazajkinskij E.V. O psihologii muzykal'nogo vospriyatiya. Moskva: Muzyka, 1972.
6. Medushevskij V.V. O zakonomernostyah isredstvah hudozhestvennogo vozdejstviya muzyki. Moskva: Muzyka, 1976.
7. Lobanov M.A. 'Etnosol'fedzhio. Na materiale tradicionnojpesni russkoj derevni: uch. pos. dlya starshih klassov detskih muzykal'nyh shkol i srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2007.
8. Al'peisova G.T. 'Etnosol'fedzhio. Astana: KazNam, 2008.
9. Ioffe E. Razvitie muzykal'nogo sluha. Zvuk, ritm imuzykal'naya pamyat'. Tel'-Aviv, 2010.
10. Polnyj uchebnyj kurs sol'fedzhio (nachal'nyj, srednij i vysshij uroven') I sost. Chzhao Ishan' i dr. Pekin: Central'naya konservatoriya, 2007. (Na kit. yaz.)
11. Li Lina. O prepodavanii sol'fedzhio v KNR. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 193 - 195.
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 37.014.5
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Music Teacher, Irkutsk Municipal Autonomous Educational Institution Center of Education (Secondary School) No. 47 (Irkutsk Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru
A MODEL OF THE INTEGRED SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION FOR THE PURPOSE OF BROADCASTING TRADITIONAL CULTURE IN AN ORGANIC COMBINATION WITH HIGHLY ARTISTIC SAMPLES OF MODERN MUSIC IN CONDITIONS OF FUNCTIONING OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The Russian world, the traditional values of society are experiencing a moment of escalating opposition to destructive influences and trends, destructively acting on a particular person, on the state itself. Musical education, based on the best traditions of Russian multinational culture and on highly artistic samples of contemporary music, is offered as one of the ways to solve such problems. The represented model of such an education system is characterized as complex, as it is realized in the directions: basic (and initial) and additional, inclusive, professional pedagogical, professional musical, continuous education. In the basis of the mechanism for implementing the educational process in the conditions of the digital educational environment, the authors see the creative potential that the person is able to disclose, on the one hand, using the possibilities of ICT and MCT (Music Computer Technologies) competently, on the other hand, neutralizing the educational risks of spontaneous consumption of products these technologies.
Key words: general basic and additional education, inclusive and continuing education, professional teacher education, Music Computer Technologies (MCT), musical art creativity, Russian multinational culture, geopolitical challenges, digital educational environment, educational risks and potential.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Е-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
К.Ю. Плотников, канд. пед. наук, учитель музыки Центра образования № 47 Иркутска, г. Иркутск, Е-mail: zvukimus@mail.ru
МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАЦЕЛЕННОЙ НА ТРАНСЛЯЦИЮ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЧНОМ СОЧЕТАНИИ С ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ОБРАЗЦАМИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Русский мир, традиционные ценности общества переживают момент обостряющегося противостояния деструктивным влияниям и тенденциям, разрушительно действующим на отдельную личность, на саму государственность. Один из путей решения этих проблем авторы видят в музыкальном образовании, опирающемся на лучшие традиции русской многонациональной культуры и на высокохудожественные образцы современной музыки. Представляемая модель такой системы характеризуется как комплексная, поскольку реализуема в направлениях образования общего основного (и начального) и дополнительного, инклюзивного, профессионального педагогического, профессионального музыкального, непрерывного. В основании механизма реализации образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды рассматривается творческий потенциал, который способен раскрыть в себе человек, с одной стороны, грамотно используя возможности ИКТ и музыкально-компьютерных технологий (МКТ), с другой стороны, нейтрализуя образовательные риски стихийного потребления продуктов этих технологий.
Ключевые слова: общее основное и дополнительное образование, инклюзивное и непрерывное образование, профессиональное педагогическое образование, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), музыкальное искусство, музыкальное творчество, русская многонациональная культура, геополитические вызовы, цифровая образовательная среда, образовательные риски и потенциал.
Общество, человек, сам институт государства, испытывая на себе воздействия процессов глобализации, тотальной информатизации, цифровизации всех сфер (включая образование и культуру, в т. ч. - музыкальную), столкнулись с рядом вызовов системного характера, Так, с одной стороны, традиционные базовые ценности общества (как в России, так и в других странах, независимо от их географического расположения), как никогда, явно переживают момент обостряющегося противостояния тем деструктивным влияниям и тенденциям, которые, используя каналы отдельных СМИ, сеть Интернет, разрушительно действуют не только на отдельную личность, но и на саму государственность, общественные устои. С другой стороны, специалисты предупреждают о необходимости и необратимости скорейшей перестройки самой структуры функционирования сферы образования, что обусловлено её кардинальными, связанными с появлением и распространением ИКТ, изменениями (к примеру, [1] и др.).
Музыка всегда была и остаётся тем средством, через которое транслируются идеи, человеческие идеалы, она заключает в себе источник катарсического очищения, творческого вдохновения, самореализации, причём, отдельно заметим, реализуемых не только через собственно музыкальное искусство и творчество, но также - и через танец, театральную драму, поэтическое слово, статическое (фото, рисунок и т. д.), динамическое иллюстрирование (видеоряд) и пр. (к примеру, [2; 3] и др.)
Происходящее в последние десятилетия в России, в странах постсоветского пространства, в Европе, на Ближнем Востоке (события «арабской весны», подготовка и реализация сценариев «оранжевых революций» и пр.), с одной стороны, - показали важность, а с другой стороны, - обнажили уязвимость таких основополагающих составляющих личностного становления и жиз-
неспособности человеческого общества, какими являются мораль, духовные ценности. Использование в деструктивных целях достижений ИКТ, манипулирование, размывание и подмена истинного ложным приводят общество и государство к катастрофе; к этому стоит добавить и такие факторы социальной нестабильности, как всё большее расслоение общества по имущественному положению, обнищание значительной части населения и др.
Таким образом, потребность в реализации предлагаемого нами комплексного подхода к решению проблем (в т. ч. - в контексте заявленных ранее приоритетов и позиций - [4; 5; 6], исходя из необходимости, с одной стороны, изучения и использования образовательного потенциала музыки и музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ), а, с другой стороны, изучения и купирования явных и скрытых рисков стихийного их потребления), связана не только с отсутствием зарубежных и отечественных аналогов таких решений, она особо актуальна:
а) в условиях ужесточения геополитического противостояния России (и ряда других стран) агрессивной пропаганде, экономическим санкциям (и даже - военным угрозам и пр.), что стало наиболее явным в последнее время (после объявления нашим государством и её президентом курса на отстаивание собственных национальных интересов, курса на сохранение базовых семейных, общественных, культурных ценностей); отдельно заметим, что в такой обстановке реализация предлагаемой модели может оказаться не просто актуальным, но и одним из решающих факторов сохранения нашего государства;
б) связи с возможностями частичного преодоления диспропорции социально-экономического развития территорий страны (к примеру, см. «Стратегию научно-технологического развития РФ на долгосрочный период»: п. 15-ж) и отсутствия возможности при традиционном музыкальном образовании предоставить
равные условия для людей, проживающих и в периферии, и в крупных городах;
в) в момент кардинального перехода (что, по мнению специалистов, займёт от 5-ти до 15-ти лет) образовательной сферы к функционированию в условиях цифрового образовательного пространства (цифровой образовательной среды - ЦОС);
г) в возможности применить этот опыт и к другим национальным системам образования, противостоящим негативным сторонам глобализации и информатизации.
При этом, не смотря на очевидную актуальность, проблема изучения вопроса взаимосвязи образовательного потенциала и образовательного риска МКТ и музыки [7] в контексте разработки системы музыкального образования именно в комплексе мер, включающем использование: а) отечественного софта, б) лучших образцов национальной культуры, - до сих пор не поднималась на повестку дня, следовательно, не решалась - ни в РФ, ни за её пределами.
Между тем, с момента возникновения на рубеже ХХ и XXI вв. новое направление «МКТ» (за рубежом номинируемые буквально как «музыкальные технологии» или «музыка с технологией») в музыкальном творчестве и музыкальной педагогике постепенно оформилось как новая междисциплинарная сфера профессиональной деятельности, связанная с созданием и применением специализированных музыкальных программно-аппаратных средств, требующая знаний и умений, с одной стороны, в собственно музыкальной сфере, с другой, - в области информатики, культурологии и пр. (к примеру, [8; 9] и др.).
Появившаяся с созданием в РГПУ им. А. И. Герцена Учебно-Методической Лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» (далее - УМЛ «мКт») возможность объединить усилия, опыт соискателей и аспирантов И. Б. Горбуновой (создателя и руководителя УМЛ «МКТ») позволили, с одной стороны, разрабатывать различные направления (образование общее, инклюзивное, профессиональное педагогическое и др.; педагогика, психология, информатика, культурология и др.; к примеру [10; 11; 12] и др.), с другой стороны, строить и реализовывать дальнейшие планы. Ведущийся (учёными, являющимися и педагогами-практиками) на протяжении, как минимум, 2-х с лишним последних десятилетий, постоянный мониторинг сферы применения МКТ как в России, так и за её пределами, широкие научные контакты с зарубежными учёными и практиками, позволяют констатировать:
- элементы МКТ преподаются во многих учебных заведениях Мира, среди которых: Институт исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) при Центре имени Ж. Помпиду (Франция / Париж); CEMAMu (Centre d'Etudes Mathématiques et Automatique Musicales; Франция / Париж), образованный Я. Ксе-накисом; Центр компьютерных исследований музыки и акустики (CCRMA) Стенфордского университета (США / Стендфорд); Центр музыкального эксперимента Калифорнийского университета (США / Сан-Диего); Научно-учебный центр МКТ (до 2006 г. -Вычислительный центр; в настоящее время - Научно-творческий центр электроакустической музыки) Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; РФ / Москва) и др.;
- элементы музыкального программирования преподаются музыкантам в Великобритании (University of Hertfordshire, The University of Salford, Access to Music Ltd., Bedford College), в Германии (Institut für Musik und Akustik / Zentrum für Kunst und Medientechnologie); в США (филиалы University of California, Stanford University, New York University, Full Sail University; в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов (РФ / Санкт-Петербург).
Отмечая успехи наших коллег (в России и за рубежом) в разработке методики работы с новыми версиями программно-аппаратной базы МКТ (что, к примеру, позволяет делать аранжировки электронной музыки; приобщать, начиная с дошкольного возраста, детей к музыке через разнообразные игры с использованием музыкального материала в оболочке смартфона и т. п.), связи с этим призываем обратить внимание на то, что подобный эмпирический подход не устраняет явные и скрытые риски применения МКТ (визуальный ряд, текстовый ряд, явный перекос в сторону звучания низкопробной поп-музыки в ущерб фольклору и классике и пр.). Следовательно, требуется специальный поиск решения проблемы взаимосвязи образовательных рисков и потенциала музыки в условиях развития средств ИКТ (к примеру, через подходы, предлагаемые нами в рамках представляемой модели).
Увы, как было отмечено выше, до сих пор не выявлено прецедентов постановки и решения указанной проблемы именно в комплексе взаимосвязанных факторов и явлений. Так, в странах
Запада (Европы, США и др.) и в ряде стран Дальнего Востока (Япония, Китай, Южная Корея) учёные и методисты развивают три направления музыкального образования (отметим: понимаемого зарубежными учёными сугубо как обучение, не вмещая в себя воспитательную функцию) на основе инструментария МКТ:
1) музыкальное обучение, не отличное от обучения игре на механических музыкальных инструментах, когда электронный инструмент трактуется как заменитель традиционного в некоторыми расширенными тембровыми возможностями;
2) музыкальная деятельность школьников, ограничивающаяся составлением композиций из готовых или самостоятельно создаваемых фактурных (мелодических, гармонических) шаблонов;
3) экспериментальная электроакустическая музыка как направление музыкального творчества учащихся.
При этом за пределами внимания остаются: специфичность МКТ как инструментария музыкального творчества учащихся; воспитательное воздействие той музыки, которая является их материалом и (или) продуктом. Так, даже сами названия западных методик свидетельствуют об этом: «Преподавание с помощью компьютера» (Computer aided instruction - CAI), не отвечая на вопрос «Преподавание чего?»; «Учение с помощью компьютера» (Computer aided learning - CAL), не давая ответ на вопрос «Учение чему?»; см., к примеру, [13; 14] и др.).
В УМЛ «МКТ» создана концепция музыкально-компьютерного образования, опирающаяся на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт по использованию в образовательных целях обучающих компьютерных игр, облачных технологий и др.; такой подход применим по отношению как к собственно музыкальному, так и к информационно-технологическому образованию, но также затрагивает и социальные аспекты процесса информатизации художественного образования, в целом. Если успехи зарубежных специалистов практически исключительно связаны с созданием программно-аппаратной части МКТ (программы-приложения для компьютера, позже - версии для смартфона; расширение банка семплов, улучшение качества их звучания и пр.), то наша команда за это время успешно разрабатывала и внедряла в образовательный процесс научно-методическую базу использования МКТ в образовательных целях (к примеру, [15-21] и др.). Таким образом, можно признать, что именно имеющимся у коллектива научным заделом и представлены исследования, касающиеся использования МКТ в истинных образовательных интересах личности, на общее благо общества и государства.
Опираясь на лучшие традиции русской культуры и на тот позитивный потенциал, что способен раскрыть в себе человек, грамотно использующий возможности ИКТ и МКТ; вновь отмечаем возможности реализации их не только через музыку, но - и через косвенно и напрямую связанные с нею области культуры), мы представляем модель действительно современного музыкального образования, реализуемого в условиях ЦОС.
Научная новизна и перспективы, а, главное, - общественная значимость - того, что предусматривает реализация модели, состоит в следующем:
1) традиционные ценности многонациональной культуры России, заключённые в лучших образцах фольклора, классики и популярной музыки, транслируемые с помощью МКТ, станут доступнее нашему соотечественнику уже сейчас, создавая тот базис духовности отдельного человека и всего общества, без которого не обойтись во время кардинальной смены ЦОС, что вызвано развитием и широкомасштабным распространением средств ИКТ;
2) возможность реализации данного замысла как в общем основном и дополнительном (для детей и подростков и - далее), так и в инклюзивном, а также - в специальном профессиональном педагогическом, в профессиональном музыкальном и в непрерывном образовании;
3) апробация через наиболее полный технологический цикл инновации в сфере образовании, включая: а) разработку научной теории сразу в нескольких сферах, обуславливающих формирование идеологии, культуры, - в педагогике, в культурологии, в ИКТ, в психологии; б) разработку и первичное внедрение методических комплексов нового поколения, учитывающих специфику цифровой эпохи и лучшие традиции отечественной культуры; в) распространение опыта, используя базу УМЛ «МКТ»: подготовка специалистов, проведение международных научно-практических конференций, профильных творческих конкурсов для детей и взрослых и пр.;
4) но, отчасти возвращаясь к отмеченному в п. 1, самое важное - все эти частные цели и задачи продиктованы необходимостью обязательного достижения генеральной цели - «Предложить нашим соотечественникам, независимо от их достатка и места проживания, такое музыкальное образование, которое позволит им в творчестве самореализации своей личности через использование МКТ сохранить традиционные ценности нашего общества, что, в итоге, - послужит и укреплению российской государственности».
Пути достижения указанных целей лежат сразу в трёх плоскостях:
а) разработка российского варианта применения МКТ в общем основном и дополнительном, в инклюзивном, в профессиональном педагогическом, в профессиональном музыкальном, в непрерывном образовании;
б) подготовка отечественной версии программно-аппаратной базы МКТ;
в) апробация и внедрение методического и дидактического (как для самих обучающихся, так и для их родителей и педагогов) обеспечения этого образовательного проекта.
При всей междисциплинарности характера феномена МКТ (1), при том, что поднимаемая проблема - комплексное взаимосвязанное изучение образовательных рисков и потенциала применения музыки и МКТ, включая нахождение наиболее конструктивных решений для их использования на разных уровнях и направлениях образования - имеет последствия культурологического, социологического и др. планов (2), безусловно, основной механизм для её разрешения лежит в плоскости педагогических усилий.
Таким образом, представляемая трёхкомпонентная модель комплексного подхода решения указанной проблемы включает:
1) Два основных блока:
- программно-аппаратная часть современного музыкального образования, ориентированная на использование отечественного софта;
- содержание современного музыкального образования, выстраиваемого на лучших традициях русской культуры и на творчестве, использующем возможности ИКТ (МКТ);
2) Создание ряда организационно-методических модулей для современного музыкального образования с использованием МКТ, направленных на их реализацию в разных его условиях:
- в общем основном и дополнительном (разработка УМК для использования МКТ в начальной, основной и полной средней школе; составление хрестоматии для общеобразовательной школы, а также - для системы дополнительного образования детей и подростков, подготовка методических рекомендаций по работе ученика и учителя с такой хрестоматией);
- в инклюзивном (разработка и апробация голосового интерфейса аудиоредактора для незрячих с дальнейшей разработкой методики его освоения и др.),
- в профессиональном музыкальном (формирование первоначальной базы сэмплов образцов фольклора России как средства расширения палитры звучания музыки, с расширением - в дальнейшем),
- в педагогическом образовании (проработка методики подготовки специалиста, обучающего музыке с использованием МКТ / для разных ступеней и различных направлений образования);
3) Экспериментальное внедрение и необходимая корректировка результатов, полученных на 1-м и 2-м этапах; обмен опытом и творческими результатами (в том числе, - творческими результатами воспитанников) при очном / заочном участии (режим онлайн / офлайн) на научно-практических конференциях, конкурсах и пр.
Именно:
- принятие в своё основание целеполагания (творческие замыслы, психологические мотивы, психофизические особенности, личностные предпочтения и др.) конкретного ученика (ребёнка, подростка, взрослого),
- разработка методически грамотного, соответствующего условиям функционирования в ЦОС, педагогического сопровождения,
- подготовка и использование условий педагогически организованной ЦОС, в т. ч. - формирование её наполнения конструктивными образовательными ресурсам - учебно-методическими комплексами, учебными курсами, хрестоматиями с определённым репертуаром и пр., в итоге, позволит нашему соотечественнику, независимо от его имущественного положения и от места
проживания, использовать музыку в интересах собственного личностного конструктивного развития (следовательно, - и на пользу обществу и российскому государству), осваивая образовательный потенциал музыки (как культуры, языка, творчества и коммуникации), противостоя рискам стихийного применения МКТ и др.
В завершении представления модели, укажем на ряд оснований, позволяющих быть уверенным в возможности её реализации:
а) системный подход, при котором рассмотрению подлежат:
- все стороны явления (как образовательные риски связанного с музыкой контента, так и образовательный потенциал музыки и МКТ), изучаемого согласно разработанной трёхкомпо-нентной модели,
- не одиночные факторы, проявляющиеся на различных уровнях метасистемы {Человек + Культура + Общество}, а их сочетание, к примеру, среди наиболее весомых образовательных рисков: и вызванные увеличением объёма информации, перегрузки и обучающегося (воспитуемого), и обучающего (учителя, воспитателя, родителя), и стихийный, а в отдельных сегментах - целенаправленно деструктивный характер формирования контента Мировой паутины, сочетающийся с аналогичными тенденциями воздействия на нашего современника и со стороны масс-медиа (распространение идей экстремизма, обман, развращение, психологическая манипуляция, развитие негативных сторон индивидуализма, потеря национального самосознания и культурной идентичности, всё большая подмена детского сектора культуры сектором взрослым и пр.), и так называемый «человеческий» фактор - неготовность (иногда - нежелание или отсутствие организационных возможностей, соответствующей подготовки и пр.) взрослых (учителей, родителей) к осуществлению помощи, связанной с правильной ориентацией ребёнка (подростка, молодого человека) в информационном пространстве, с формированием у него необходимых компетенций, определённого уровня культуры и самосознания;
б) методологически обоснованные методы, среди которых: анализ музыкально-исторических источников, научно-методической и педагогической (в т. ч. - философской, эстетической, музыковедческой, психоакустической, психологической) литературы по тематике научного исследования; моделирование путей и средств формирования высокотехнологичной информационной музыкально-образовательной творческой среды, учитывая возможности МКТ и е-музыки (цифровой музыки) в целях, с одной стороны, реализации их потенциала, с другой стороны, устранения рисков в рамках системы современного музыкального образования на различных его ступенях и направлениях; проведение педагогического эксперимента: интервьюирование, анкетирование, наблюдение за деятельностью участников экспериментального исследования - освоение музыкально-выразительных возможностей компьютерного инструментария в процессе творческой практики; интроспективный анализ различных форм музыкально-творческой деятельности: сочинения, исполнения, импровизации, подбора по слуху, чтения с листа, звукорежиссуры и т. д.; педагогическое наблюдение и анализ музыкально-творческих работ учащихся и учителей; анализ и обобщение собранных в процессе исследования материалов; разработка и формирование методического сопровождения образовательного процесса в направлении музыкального образования с использованием МКТ (включая его дистанционные формы), в т. ч. - разработка и формирование научно-методического сопровождения учебного процесса на базе МКТ (включая курсы повышения педагогического мастерства, курсы профессиональной переподготовки); обобщение передового музыкально-педагогического отечественного и зарубежного опыта (включая метод написания научно-аналитических обзоров, перевод зарубежной литературы по данному направлению); создание каталога основной и дополнительной литературы в данной области исследования;
в) сочетание теоретического и практического метода поиска решений обозначенной проблемы, что реализуется, благодаря наличию сформировавшейся группы, в которую входят учёные (и опытные, и молодые), реально участвующие в педагогическом процессе (занятия со студентам, уроки в школе и организация досуга детей, подростков и молодёжи, курсы для инвалидов по зрению и пр.);
г) тот комплекс мер, что предусмотрен в плане реализации данного проекта при апробации результатов научного поиска в секторе реального образования (общего основного и дополни-
тельного, инклюзивного, непрерывного и др.) - как на базе УМЛ «МКТ», так и в тех образовательных организациях, в которых осуществляют деятельность отдельные участники, задействованные в реализации представленной модели комплексной си-
Библиографический список
стемы музыкального образования, нацеленной на трансляцию традиционной культуры в органичном сочетании с высокохудожественными образцами современной музыки в условиях функционирования ЦОС.
1. Ашилова М.С., Наливайко Н.В. Глобализация образования и глобальные вызовы современности. Философия образования. 2015; 1 (58): 26 - 37.
2. Щербакова А.И. Музыка и человек в созидании пространства культуры: монография. РГСУ. Москва, 2011.
3. Кузьмин М.Ю., Плотников К.Ю. Развитие жизнестойкости у подростков, занятых певческой деятельностью. Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017; 2 (28): 145 - 149.
4. Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
5. Горбунова И.Б., Плотников К. Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; 3 (106): 74 - 77.
6. Плотников К.Ю. К проблеме цивилизационного выбора в образовательном поле России (через образовательную область «Искусство: музыка»). Вестник Института мировых цивилизаций. 2016; 12: 153-159.
7. Плотников К.Ю.Е-музыга гак педaгогический феномен. Вестник КазНУ. Серия Педагогическая. 2017; v. 49 (n. 3): 88 - 94.
8. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
9. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогума-нитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; 5-2 (112): 388 - 395.
10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе Digital Humanities. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
11. Плотников К.Ю. К проблеме оцифрованной музыки (е-music) в школе: «pro» et «contra». ВестникВлГУ им. А. Г. иН. Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2017; 28 (47): 67 - 76.
12. Музыкально-компьютерные технологии. Вып. II: Проблемы музыкального образования, воспитания с применением электронного музыкального инструментария: сборник статей. Сост. И.Б. Горбунова, Е.Н. Бажукова. СПб.: Изд-во РГПУ, 2017.
13. Stacey P. The Pedagogy of MOOCs, 2013. Сайт «Edtechfrontier». Available at: http://edtechfrontier.com/2013/05/11/the-pedagogy-of-moocs/
14. Burt J. Cisco says mobile traffic will grow eightfold by 2020. EWeek. 2016: February 3. Available at: http://www.eweek.com/networking/cisco-says-mobile-traffic-will-grow-8-fold-by-2020.html
15. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html
16. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
17. Горбунова И.Б., Гончарова М.С. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/library/MM2016_3.pdf
18. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.
19. Плотников К.Ю. Место е-музыки в музыкально-оздоровительной среде детского оздоровительного лагеря. Педагогический имидж. 2017; 1 (34): 70 - 77.
20. Захаров В.В. Разработка среды невизуального доступа на основе МКТ для инклюзивного музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена. 2016: 318 - 321.
21. Говорова А.А., Воронов А.М. Музыкально-компьютерные технологии в инклюзивном образовании людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: анализ существующих проблем и перспектив применения. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 210 - 212.
References
1. Ashilova M.S., Nalivajko N.V. Globalizaciya obrazovaniya i global'nye vyzovy sovremennosti. Filosofiya obrazovaniya. 2015; 1 (58): 26 - 37.
2. Scherbakova A.I. Muzyka i chelovek vsozidaniiprostranstva kul'tury: monografiya. RGSU. Moskva, 2011.
3. Kuz'min M.Yu., Plotnikov K.Yu. Razvitie zhiznestojkosti u podrostkov, zanyatyh pevcheskoj deyatel'nost'yu. Problemy social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2017; 2 (28): 145 - 149.
4. Gorbunova I. B., Zalivadnyj M. S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
5. Gorbunova I.B., Plotnikov K. Yu. Innovacionnyj proekt «Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii». Sibirskij uchitel'. 2016; 3 (106): 74 - 77.
6. Plotnikov K.Yu. K probleme civilizacionnogo vybora v obrazovatel'nom pole Rossii (cherez obrazovatel'nuyu oblast' «Iskusstvo: muzyka»). VestnikInstituta mirovyh civilizacij. 2016; 12: 153-159.
7. Plotnikov K.Yu.E-muzyka kak pedagogicheskij fenomen. VestnikKazNU. Seriya Pedagogicheskaya. 2017; v. 49 (n. 3): 88 - 94.
8. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
9. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2015; 5-2 (112): 388 - 395.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive Digital Humanities. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
11. Plotnikov K.Yu. K probleme ocifrovannoj muzyki (e-music) v shkole: «pro» et «contra». Vestnik VlGU im. A. G. i N. G. Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie ipsihologicheskie nauki. 2017; 28 (47): 67 - 76.
12. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Vyp. II: Problemymuzykal'nogo obrazovaniya, vospitaniya sprimeneniem 'elektronnogo muzykal'nogo instrumentariya: sbornik statej. Sost. I.B. Gorbunova, E.N. Bazhukova. SPb.: Izd-vo RGPU, 2017.
13. Stacey P. The Pedagogy of MOOCs, 2013. Sajt «Edtechfrontier». Available at: http://edtechfrontier.com/2013/05/11/the-pedagogy-of-moocs/
14. Burt J. Cisco says mobile traffic will grow eightfold by 2020. EWeek. 2016: February 3. Available at: http://www.eweek.com/networking/cisco-says-mobile-traffic-will-grow-8-fold-by-2020.html
15. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html
16. Gorbunova I. B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
17. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6: 3. Available at: http://mediamusic-journal.com/library/MM2016_3.pdf
18. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
19. Plotnikov K.Yu. Mesto e-muzyki v muzykal'no-ozdorovitel'noj srede detskogo ozdorovitel'nogo lagerya. Pedagogicheskij imidzh. 2017; 1 (34): 70 - 77.
20. Zaharov V.V. Razrabotka sredy nevizual'nogo dostupa na osnove MKT dlya inklyuzivnogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena. 2016: 318 - 321.
21. Govorova A.A., Voronov A.M. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v inklyuzivnom obrazovanii lyudej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya po zreniyu: analiz suschestvuyuschih problem i perspektiv primeneniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 210 - 212.
Статья поступила в редакцию 12.10.17
УДК 37.
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher
of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com
DISTANCE TECHNOLOGY IN EDUCATION: THE FORMATION OF A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF GIFTED CHILDREN AND YOUNG TALENTED PEOPLE. The relevance of the stated subject is due to the
importance of the problematic for building models of the country's socio-cultural development; the needs of a democratic state in its interaction with social institutions - in cooperation with the scientific and pedagogical community of the country in discussing the prospects for the development, modeling, forecasting and correction of processes developing in the context of profound changes in the Russian society and culture; the need to exchange practical experience in the field of socio-cultural and legal discussion of the problem of supporting and developing the giftedness of children and talented youth, in discussing the methods, techniques and forms of this work. Theoretical discussion of the above-mentioned problem will help mutual understanding within the humanitarian and scientific pedagogical community, accelerate the process of establishing a methodology of complex socio-cultural analysis, will promote the implementation of literate policy in the field of support of talented youth, will give new impetus to the development of sociocultural and anthropo-oriented pedagogical technologies.
Key words: distance technology in education, digital educational environment, giftedness, talented youth, digital educational environment.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник Учебно-методической лаборатории
«Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
А.А. Панкова, преп. детской школы искусств № 7, г. Воронеж, E-mail: pankovaaa@gmail.com
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
Заявленная тема обусловлена значимостью проблематики для построения моделей социокультурного развития страны; потребностями демократического государства в его взаимодействии с социальными институтами, - в сотрудничестве с научно-педагогической общественностью страны в обсуждении перспектив развития, моделирования, прогнозирования и коррекции процессов, развивающихся в условиях глубоких изменений в российском социуме и культуре; необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм этой работы. Теоретическое обсуждение названной проблемы поможет взаимопониманию в рамках гуманитарно-научного педагогического сообщества, ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа, будет способствовать реализации грамотной политики в области поддержки талантливой молодёжи, придаст новый импульс развитию социокультурной и антропо-ориен-тированной педагогическим технологиям.
Ключевые слова: дистанционные технологии в образовании, цифровая образовательная среда, одарённость, талантливая молодёжь, цифровая образовательная среда.
В связи со значимостью проблематики построения моделей социокультурного развития страны, необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм этой работы выявляется потребность в формировании образовательной среды для развития талантливой молодёжи для возможности использования ими профессиональных знаний и умений в реализации задач инновационной образовательной политики в различных профессиональных сферах. Одной из дисциплин, призванных подготовить магистрантов в данном аспекте рассматриваемой проблемы, которые обучаются по направлению «Педагогическое образование», является программа учебной дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи» по различным предметным областям и входящей в образовательный модуль «Формирования образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи».
Предметной областью нашего рассмотрения являются «Информационные технологии в образовании». Одной из наиболее эффективных технологий для обсуждении перспектив развития, моделирования, прогнозирования и коррекции процессов, развивающихся в условиях глубоких изменений в российском социуме
и культуре, обусловленных необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм различных видов этой работы, считаем дистанционные образовательные технологии. Дистанционные технологии являются сегодня одним из наиболее эффективных средств формирования цифровой образовательной среды, способной удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи в освоении дополнительных образовательных программ.
Перечень основных планируемых результатов обучения по дисциплине «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи»: необходимо, чтобы магистранты знали основные теоретические подходы к формированию образовательной среды, необходимой для проектирования дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи, приоритеты образовательной политики в данной сфере; умели: подбирать образовательные ресурсы, необходимые для формирования образовательной среды, способной удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи в проектировании и освоении дополнительных образовательных программ, умели педагогически грамотно организовывать деятельность по их про-