Научная статья на тему 'Комплексное обучение пианиста в рамках программы детской музыкальной школы'

Комплексное обучение пианиста в рамках программы детской музыкальной школы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
237
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ELECTRONIC CREATIVITY / ТЕМБРАЛЬНО-СЛУХОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / TIMBRE-AUDITORY REPRESENTATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / АРАНЖИРОВКА / ARRANGEMENT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Ю.В.

Возможности клавишного синтезатора позволяют намного расширить круг звуковых представлений ученика в работе над фортепианным репертуаром. Набор тембров традиционных инструментов дает возможность смоделировать полноту и разнообразие звучания инструментов симфонического оркестра. В статье обсуждаются модели обучения пианиста в рамках программы детской музыкальной школы с включением основ овладения современным электронным инструментарием на базе клавишного синтезатора. Применение электронного музыкального инструмента как инновационного метода музыкальной исполнительской педагогики в воспитании пианиста-музыканта позволит утвердиться этому направлению электронной музыки как неотъемлемой частью современной перспективной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Марина Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE EDUCATION OF THE PIANIST IN THE FRAMEWORK OF THE MUSIC SCHOOL PROGRAM

The possibilities of the keyboard synthesizer allow widening the circle of the student's sound representations in the work on the piano repertoire. A set of timbres of traditional instruments makes it possible to simulate the completeness and variety of sounding instruments of a symphony orchestra. The article discusses models of pianist training within the program of children's music school with the inclusion of the basics of mastering modern electronic instruments based on a keyboard synthesizer. The use of an electronic musical instrument as an innovative method of musical performing pedagogy in the education of a pianist musician will make it possible to establish this direction of electronic music as an integral part of modern perspective pedagogy.

Текст научной работы на тему «Комплексное обучение пианиста в рамках программы детской музыкальной школы»

В испытаниях по слуху участвовало 180 человек, распределенных на 2 подгруппы: среднее учебное звено (школы и колледжи) и высшее (бакалавриат и магистратура).

Первый отборочный тур этих испытаний представлял собой письменный диктант, который проходил одновременно в нескольких аудиториях, оборудованных системой аудиотрансля-ции. Во втором туре надо было спеть с листа одноголосный пример и простучать 2-х-голосную ритмическую партитуру. Участники, выдержавшие оба тура, допускались к основным, финальным соревнованиям. Эти соревнования оценивались максимум в 100 баллов и содержали следующие виды заданий:

1. Определить высоту звуков фортепиано в объеме от До большой октавы до си третьей октавы (в Китае есть специальные методики для развития абсолютного слуха). Определить высоту немузыкальных звуков - таких, как пение птиц, свист, стук по стакану. За правильно угаданные 20 звуков начисляется 20 баллов.

2. Прослушать 15-20-минутный отрывок и определить основные элементы музыкального языка (устный диктант). Ответить на вопросы о тембре инструмента, тональности и тональном плане, метре и размере, особенностях гармонии и фактуры. За правильный ответ, данный в течение 10 минут, начисляется еще 10 баллов.

3. Спеть с листа одноголосный пример в контрапункте с 2-х-голосным ритмическим рисунком (хлопки двумя руками). Студент выбирает задание из списка, показанного на большом экране. Правильный ответ - 20 баллов.

4. Спеть с листа одноголосный пример, содержащий 2-3 альтерации. Студент выбирает задание из списка, показанного на большом экране. Правильный ответ - 20 баллов.

5. Повторить на фортепиано мелодию из 8-12 тактов, трижды сыгранную экзаменатором (20 баллов).

Библиографический список

6. Продемонстрировать профессиональные умения: исполнить под собственный аккомпанемент этюд по сольфеджио (можно собственного сочинения) - 10 баллов.

Вторая часть конкурса по сольфеджио, прошедщего в Си-аньской консерватории, состояла из хорового исполнения подготовленной концертной программы [4].

Конкурсы по сольфеджио стали новой интерактивной формой в системе музыкального образования Китая. Их большим плюсом является зрелищность, состязательность и популярность у широкой публики. И немалую роль в этом играет использование мультимедийных средств обучения.

Привлекательна уже сама возможность увидеть результат своего ответа на экране или выбрать какой-либо вопрос (данная проблема широко освещена также в трудах российских учёных, см., например, работы [5; 6; 7]). Кроме того, в конкурсах используется мультимедийные программы для проверки музыкального слуха и для обучения сольфеджио и теории музыки. Так, для слуховых испытаний используется компьютерный музыкальный тест Гуана Да Вэй, известного пианиста из Тайваня. При определении интервалов и аккордов часто задействуется тест по музыкальному интеллекту, разработанный немецкой компанией Венгер (The Wing Standardized Tests of Musical Intelligence). Большое количество тестовых заданий есть в таких профессиональных мультимедийных программных обеспечениях по сольфеджио, как Ear Master (Дания) и Auralia (Австралия), версии которых постоянно обновляются.

Вступив в XXI век, сольфеджио ищет новые формы и пути развития. И в этом видится залог успешной реформы высшего музыкального образования, которая проходит сейчас в Китайской Народной Республике.

1. Ли Лина. О преподавании сольфеджио в КНР Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 234 - 237.

2. Хань Синьян. Межвузовский конкурс 2006 года по проектированию учебных планов по сольфеджио. Китайская музыка. 2006; 11: 56 - 57 (на кит. яз.)

3. Цюань Сы. Обучение сольфеджио способом соревнования по слуху. Труды Консерватории Синхай. Гуаньчжоу, 2013; 3: 158 - 161. (на кит. яз).

4. Чжао Ишань. Проектирование и совершенствование тестовых заданий по сольфеджио и теории музыки. Сборник в 2-х томах. Пекин: Народная музыка, 2010. (на кит. яз).

References

1. Li Lina. O prepodavanii sol'fedzhio v KNR. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj Cankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 234 - 237.

2. Han' Sin'yan. Mezhvuzovskij konkurs 2006 goda po proektirovaniyu uchebnyh planov po sol'fedzhio. Kitajskaya muzyka. 2006; 11: 56 - 57 (na kit. yaz.)

3. Cyuan' Sy. Obuchenie sol'fedzhio sposobom sorevnovaniya po sluhu. Trudy KonservatoriiSinhaj. Guan'chzhou, 2013; 3: 158 - 161. (na kit. yaz).

4. Chzhao Ishan'. Proektirovanie i sovershenstvovanie testovyh zadanij po sol'fedzhio i teorii muzyki. Sbornik v 2-h tomah. Pekin: Narodnaya muzyka, 2010. (na kit. yaz).

Статья поступила в редакцию 31.03.17

УДК 378

Marina Yu.V., senior teacher, Krasnoyarsk State Institute of Arts, Teacher of the Children's School of Arts No. 8 (Krasnoyarsk,

Russia), E-mail: serenada72@mail.ru

COMPREHENSIVE EDUCATION OF THE PIANIST IN THE FRAMEWORK OF THE MUSIC SCHOOL PROGRAM. The possibilities of the keyboard synthesizer allow widening the circle of the student's sound representations in the work on the piano repertoire. A set of timbres of traditional instruments makes it possible to simulate the completeness and variety of sounding instruments of a symphony orchestra. The article discusses models of pianist training within the program of children's music school with the inclusion of the basics of mastering modern electronic instruments based on a keyboard synthesizer. The use of an electronic musical instrument as an innovative method of musical performing pedagogy in the education of a pianist musician will make it possible to establish this direction of electronic music as an integral part of modern perspective pedagogy.

Key words: electronic creativity, timbre-auditory representation, electronic musical instruments, arrangement, musical education.

Ю.В. Марина, ст. преп. Красноярского государственного института искусств, преподаватель Детской школы

искусств № 8, г. Красноярск, E-mail: serenada72@mail.ru

КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПИАНИСТА В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Возможности клавишного синтезатора позволяют намного расширить круг звуковых представлений ученика в работе над фортепианным репертуаром. Набор тембров традиционных инструментов дает возможность смоделировать полноту и разнообразие звучания инструментов симфонического оркестра. В статье обсуждаются модели обучения пианиста в рамках

программы детской музыкальной школы с включением основ овладения современным электронным инструментарием на базе клавишного синтезатора. Применение электронного музыкального инструмента как инновационного метода музыкальной исполнительской педагогики в воспитании пианиста-музыканта позволит утвердиться этому направлению электронной музыки как неотъемлемой частью современной перспективной педагогики.

Ключевые слова: электронное творчество, тембрально-слуховое представление, электронные музыкальные инструменты, аранжировка, музыкальное образование.

На протяжении всего периода, с середины XIX века, существования сложившейся системы фортепианной исполнительской школы периодически обогащалась введением дополнительных дисциплин. Это позволяло сделать обучение исполнительской дисциплине более углубленным и развернутым. Ещё на стадии становления русской фортепианной школы сформировалась одна из важнейших линий в фортепианной педагогике, связанная с пониманием учениками закономерностей искусства в целом, мышлением на уровне взаимосвязей, развитием общей и музыкальной эрудиции учеников [1].

В российской фортепианной педагогике уделялось немалое значение изучению клавишных инструментов - предшественников фортепиано - как главенствующих инструментов светской европейской культуры. В средних и высших специальных учреждениях практика изучения пианистами игры на органе и клавесине в рамках дополнительного предмета ведется достаточно давно. Благодаря такой практике, профессия музыканта-органиста, музыканта-клавесиниста продолжает существовать. (В 2006 г., пройдя апробацию на базе детской музыкальной школы им. К.Н. Игумнова, программа «Клавесин» стала победителем Всероссийского конкурса на лучшие образовательные программы для детских школ искусств и в 2008 г. была утверждена научно-методическим центром по художественному образованию). Практическая ценность программы обусловливается поставленными целями, преследующими важные аспекты обучения пианиста:

- приобщение детей к сокровищнице огромного пласта кла-вирного искусства, охватывающего несколько веков; изучение старинных инструментов (клавесин, клавикорд, орган);

- обучение специфическим приемам звукоизвлечения (артикуляция с чётко обрисованными мотивами, внимание к точности взятия и снятия звука, слышание пауз, освоение законов агогики, опирающихся на приемы риторики);

- сопоставление клавесинных и фортепианных исполнительских приемов (общие черты: ощущение кончиков пальцев, согласованность тактильных и слуховых ощущений, постоянное внимание к интонированию, при котором соотношение слуха и пальцев регулируется самим процессом мотивно-мелодического развития) [2].

Опираясь на популярность и признание данного направления, стоит обратиться к вопросу о возможности реализации программ во многих школах России. Камнем преткновения на пути реализации учебного процесса встает наличие соответствующего инструментария, а, точнее, его отсутствие в большинстве детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Учитывая узконаправленную область применения клавесина, органа, приобретение дорогостоящих инструментов не может быть доступным каждой музыкальной школе.

Успешным решением поставленного вопроса служит обращение к современному направлению детского дополнительного образования - в сфере электронной музыки и исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [3]. Цифровые фортепиано, электронные клавишные синтезаторы с хорошим и звуковыми характеристиками позволяют услышать и ощутить исполнителю особенности звучания не толь-

Библиографический список

ко регистров органа, клавесина, но максимально реалистично транслировать взаимосвязь тактильных и слуховых ощущений. Следует отметить, что конструктивные особенности этих барочных инструментов устроены так, что все краски (тембры) и динамика заложены изначально в самом инструменте создателем каждого отдельного клавесина. Этим он в определенной степени схож с органом и цифровыми клавишными инструментами. На клавесине нельзя изменить звучание посредством изменения силы нажатия клавиши. Для сравнения: на фортепиано все искусство интерпретации заключено в богатстве туше, то есть в разнообразии способов нажатия или удара по клавише [4].

Не менее сложным и увлекательным занятием можно отметить работу над фортепианным репертуаром с характеристикой органного звучания. Если в цифровом фортепиано часто предустановлены только два тембра органа, то в современных клавишных синтезаторах возможно использовать не только набор готовых тембров, но и самому поучаствовать в моделировании новых голосов органа [5]. При назначении режима деления клавиатуры (split) в каждой её разделенной части экспонировать различные виды органа, воссоздавая технику игры на двухману-альном инструменте.

Следует отметить, существующее разнообразие типов механики, видов клавиатуры, размеров клавиш, характерных для разных моделей синтезаторов и цифровых фортепиано. Все это в совокупности с особенностями звуковых характеристик применяемых тембров заставляет постоянно видоизменять мускульные усилия в соответствии со звуковым результатом, что позволяет в технической работе преобладать принципу слуховой доминантности, который является основным психотехническим принципом и в школе фортепианного исполнительства. Таким образом, работа над артикуляцией на ЭМИ не менее важная составляющая исполнительской деятельности, чем на традиционных инструментах. И эта работа требует от исполнителя значительных мыслительных усилий.

Возможности клавишного синтезатора позволяют намного расширить круг звуковых представлений ученика в работе над фортепианным репертуаром. Набор тембров традиционных инструментов дает возможность смоделировать полноту и разнообразие звучания инструментов симфонического оркестра. Оркестровое слышание, часто обсуждаемое и служащее основой исполнительской реализации на фортепиано, может быть детально проработано. А активное участие в подборе тембров, выстраивание их по балансу и тесситуре звучания, а также непосредственное задействование ученика в процессе самого исполнения имеют силу практического познания (воздействия), на порядок выше многочасовых словесных объяснений.

Перечень тембров клавишного синтезатора позволяет проанализировать и исполнить музыку народного, джазового, эстрадного направлений [6; 7].

Применение ЭМИ как инновационного метода музыкальной исполнительской педагогики в воспитании пианиста-музыканта [8; 9] позволит со временем утвердиться этому направлению электронной музыки как неотъемлемой частью современной перспективной педагогики [10; 11].

1. Федорович Е.Н. Русская пианистическая школа как педагогический феномен. Москва: Директ-Медиа, 2014.

2. Гудкова Л.А. Анализ программ обучения игре на клавесине для детской музыкальной школы. Педагогика и психология образования. 2016; 1: 25 - 31.

3. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

4. Майкапар А. Клавеси. Искусство. 2008;16: 34 - 38.

5. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007.

6. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

7. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.

8. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

9. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

References

1. Fedorovich E.N. Russkaya pianisticheskaya shkola kakpedagogicheskij fenomen. Moskva: Direkt-Media, 2014.

2. Gudkova L.A. Analiz programm obucheniya igre na klavesine dlya detskoj muzykal'noj shkoly. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2016; 1: 25 - 31.

3. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

4. Majkapar A. Klavesi. Iskusstvo. 2008;16: 34 - 38.

5. Krasil'nikov I.M. 'Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo vsisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Dubna: Feniks+, 2007.

6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

7. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

8. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

Статья поступила в редакцию 30.03.17

УДК 378

Marina Yu.V., senior teacher, Krasnoyarsk State Institute of Arts, Teacher of the Children's School of Arts No. 8 (Krasnoyarsk,

Russia), E-mail: serenada72@mail.ru

THE TIMBRE-AUDITORY ANALYSIS AS THE MAIN COMPONENT OF THE CREATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS. The sound potential of modern electronic musical instruments makes it possible to disclose the contents of the music material. One of the main components of the arrangement is the ability to convey the intent of the musical material through its timbral palette. The paper considers methodological aspects of teaching the art of performing skills and arranging on a keyboard electronic musical instrument, which is characterized by its multi-timbral character, which dictates the need to develop a different approach to teaching methods, primarily related to the content of musical material through the expressive characteristics of the timbres.

Key words: electronic creativity, timbre-auditory representation, electronic musical instruments, arrangement, musical education.

Ю.В. Марина, ст. преп. Красноярского государственного института искусств, преподаватель Детской школы

искусств № 8, г. Красноярск, E-mail: serenada72@mail.ru

ТЕМБРАЛЬНО-СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Звуковой потенциал современных электронных музыкальных инструментов даёт возможность раскрыть содержательную сторону нотного материала. Одной из главных составляющих аранжировки является умение передать замысел музыкального материала через его тембральную палитру. В статье рассмотрены методические аспекты обучения искусству исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном электронном музыкальном инструменте, отличительной особенностью которого является его многотембровость, что диктует необходимость выработки иного подхода в методике обучения, связанной, прежде всего, с содержательной частью музыкального материала через выразительные характеристики применяемых тембров.

Ключевые слова: электронное творчество, тембрально-слуховое представление, электронные музыкальные инструменты, аранжировка, музыкальное образование.

С момента рождения человека его окружает многообразие звуков окружающего мира. Из всего звукового потока ребёнок, с первых дней жизни, распознает окрас звучания тембра голоса матери. Не зная слов, он узнает родного человека из множества других голосов. С взрослением ребёнка, круг звуков, несущих в себе информацию об окружающей среде, заметно расширяется. Ориентируясь по благозвучию тембра и мелодичности интонации, ребёнок со временем интуитивно различает дружелюбность или враждебность окружающих. Звуки природы, технические шумы, закрепленные за ситуационными событиями жизненного опыта человека, формируют структуру языка звуковых представлений, способных влиять на восприятие окружающей среды. И, наоборот, для передачи замысла произведения создавать соответствующую атмосферу посредством «звуковых символов». «Стремление искать и находить всё новые и новые краски звучаний, новые тембровые сочетания музыкальных инструментов, условия и приёмы выразительной игры на них - непреложный

фактор развития культуры человечества. <...> Профессиональный интерес к изобретению и совершенствованию музыкального инструментария и стремление найти новые краски звучаний, новые тембровые сочетания музыкальных инструментов, условия и приёмы выразительной игры на них вызвал к жизни в XIX веке серьёзную и математически точную науку - инструментоведе-ние», - отмечают в своей статье Г.Г. Белов и И.Б. Горбунова [1, с. 135].

Звуковой потенциал современных электронных музыкальных инструментов дает возможность раскрыть содержательную сторону нотного материала. Одной из главных составляющих успеха аранжировки является умение передать замысел музыкального материала через его тембральную палитру. Если произведение зафиксировано композитором в виде оркестровой партитуры, то передача замысла через точные указания тембров инструментов заметно упрощается. Однако разнообразие учебного материала в большей своей части базируется на инструмен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.