7. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
8. Анисимов В.П. Арт-педагогика музыкального образования детей: учебное пособие. Тверь: Тверской государственный университет, 2015.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
10. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.
11. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya do 2020 g. (ot 04.09.2014g. № 1726-r).
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialyXIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2014: 32 - 38.
3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
5. Guschina O.A. Tvorcheskaya pedagogika - iskusstvo, opirayuscheesya na nauku. Klavishnyj sintezator - pedagogicheskaya im-provizacionnost' metoda. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 388 - 392.
6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifro-vogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
7. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
8. Anisimov V.P. Art-pedagogika muzykal'nogo obrazovaniya detej: uchebnoe posobie. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2015.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.
11. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378
Petrova N.N., teacher, Children's Art School № 2 (Tver, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE USE OF DIGITAL MUSICAL INSTRUMENTS IN CHILDREN'S ART SCHOOLS. In the article the relevance and expediency of using digital musical instruments for teaching children with different degrees of musical talent and motivation to study in DShI / music school is considered. The author gives some examples from her experience of professional activity in teaching to play traditional acoustic musical instruments, such as bayan, pianoforte, digital musical instruments (a keyboard synthesizer and a digital accordion). The author considers the modern educational process in music education from the point of view of art pedagogy, relying on long-term pedagogical practice.
Key words: musical education, electronic musical instruments, acoustic musical instruments, keyboard synthesizer, digital V-accordion Roland, additional education.
Н.Н. Петрова, преподаватель детской школы искусств № 2, г. Тверь, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
В статье рассматривается актуальность и целесообразность использования цифрового музыкального инструментария для обучения детей с разной степенью музыкальной одарённости и мотивации к обучению в ДШИ/ДМШ. Приводятся примеры из профессиональной деятельности автора по обучению игре на традиционных акустических музыкальных инструментах, таких, как баян / аккордеон и фортепиано, и цифровых музыкальных инструментах, - клавишный синтезатор и цифровой аккордеон. Автор рассматривает современный учебный процесс в музыкальном образовании с точки зрения арт-педагогики, опираясь на многолетнюю педагогическую практику.
Ключевые слова: музыкальное образование, электронные музыкальные инструменты, акустические музыкальные инструменты, клавишный синтезатор, цифровой V-accordion Roland, дополнительное образование.
Рассмотрим процесс обучения на традиционных акустических инструментах, таких, как баян и аккордеон. Часто обучение игре на этих инструментах предлагают детям, не прошедшим по конкурсу на изначально выбранный понравившийся им инструмент. Администрация приглашает в класс баяна / аккордеона ребёнка обещанием дать в будущем в качестве предмета по выбору полюбившийся ему инструмент - электронный музыкальный инструмент - параллельно со специальным инструментом баяном / аккордеоном. В результате такие дети начинают учиться на баяне/аккордеоне весьма неохотно.
На начальном этапе обучения детям очень неудобно и некомфортно держать на коленях достаточно увесистый инструмент, да ещё и управлять мехом и двумя абсолютно разными клавиатурами для правой и левой рук. Здесь уместно сравнение
акустического баяна / аккордеона и цифрового баяна / аккордеона с возможностями акустического фортепиано и клавишного музыкального синтезатора. Довольно сложная проблема частой смены направления меховедения, в отличие от акустического, на цифровом баяне / аккордеоне снимается благодаря реле натяжения мехов, когда произведение можно играть, практически, не меняя направления движения меха.
Тембровое богатство, начиная от набора звучаний всевозможных гармоник музыки различных народов мира и заканчивая набором тембров оркестровых инструментов, таких, как флейта, труба, струнные и других в правой и левой клавиатурах, возможность использовать при игре в левой клавиатуре «живых» ударников (играя аккомпанемент в левой руке при подключении тембра drum, будут одновременно звучать ударные инструмен-
ты) способствует проявлению гораздо большего живого интереса учащихся к этому инструменту по сравнению с акустическим баяном / аккордеоном. Ко всему выше сказанному можно добавить, что в цифровом баяне / аккордеоне можно через USB-порт подключать флэшкарту с закачанными минусовыми фонограммами, всевозможными настройками регистрационной памяти, что делает этот инструмент ещё привлекательнее и даёт исполнителю любого уровня мастерства выглядеть весьма достойно при игре на публике. При этом все приёмы звукоизвлечения, меховеде-ния, как и динамическая шкала от нежнейшего «рр» до мощного «ff», применяемые на традиционном акустическом баяне/аккордеоне сохраняются на цифровом инструменте! Эта возможность исполнителю на цифровом баяне / аккордеоне управлять, по сути, «живым» звуком, несомненно, очень выгодно отличает его от исполнителя на клавишном синтезаторе. «Человек-оркестр», - именно так говорят про исполнителя на цифровом баяне / аккордеоне [1].
Тембральное богатство цифрового инструментария позволяет добиваться реалистичного звучания и инструментов народного оркестра, что приучает ребёнка к истокам народного творчества (приобщение к истории создания того или иного инструмента, ознакомления с особенностями приёмов звуко-извлечения на нём), и инструментов симфонического оркестра (и здесь развиваются метапредметные связи с музыкальной литературой, историей развития классических инструментов, ознакомление с творчеством известных композиторов прошлого), а футуристическое звучание синтезированных тембров, ещё и с применением модуляторов звуковых волн, вызывает у детей неизменное желание что-то сочинять, рисуя собственные музыкальные картины. Поэтому, наверное, на конкурсах музыкально-электронного творчества, наряду с номинацией «исполнительство на синтезаторе», вводятся и такие номинации, как видеопроект, где ребёнок может проявить себя как композитор, написав свою музыку на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) под собственный видеоряд (см. о новых тенденциях развития музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [2; 3] и возможностях разработки и включения аудиовизуальных технологий в научно-образовательный процесс подробнее в [4; 5; 6]). Уроки, проведённые с помощью цифрового инструментария, проходят быстро и непринуждённо для детей любого темперамента и степени усидчивости.
Рассмотрим мотивацию детей к обучению на традиционных акустических, а также на ЭМИ и сравним это на практике. Мама шестилетней девочки Насти Н. обратилась за консультацией к преподавателю с вопросом: на каком инструменте лучше обучать ребёнка занятию музыкой, на фортепиано или синтезаторе? Ребёнок эмоциональный, подвижный, любит демонстрировать свои достижения перед другими. До встречи с преподавателем девочка была ориентирована на обучение игре на фортепиано. Преподаватель демонстрирует ребёнку сначала звучание фортепиано, находит с ребёнком на клавиатуре инструмента регистр, где звуки могут напоминать «щебетание птичек», или «топот слона» и т. д. Поиграли и подвигались под знакомые танцевальные жанры, такие как марш, вальс, полька. Послушали, какая бывает музыка - весёлая в мажоре, грустная в миноре. Затем преподаватель показывает ребёнку возможности клавишного синтезатора. Преподаватель играет на клавишном музыкальном синтезаторе всё то же самое (для чистоты эксперимента), что играл до этого на фортепиано, но с применением всех функций клавишного синтезатора: наложение тембров, разделение клавиатур, игра под стиль и т. д. Ребёнок сразу обращает внимание на разнообразие тембров (по сравнению с монотембровым звучанием фортепиано), тут же начинает работать детская фантазия по сочинению различных сказочных историй. Преподаватель включает на синтезаторе разные тембры, а ребёнок представляет, что можно было бы изобразить (нарисовать) под тот или иной тембр: «вибрафон, колокольчики» - весенняя капель, «ксилофон, пиццикато струнных» - ёжик колючий побежал, а ещё применили Pitch Bend - и, как бы, «покатались на горке»! Ребёнок однозначно утвердился в своём желании - учиться только на синтезаторе. В результате, девочка начала осваивать с преподавателем игру на синтезаторе, накопила определённый исполнительский репертуар, попутно развивая и свои вокальные навыки, выступила, играя на синтезаторе, на различных творческих площадках. Всё это стало возможным для ребёнка за очень короткий срок обучения в 2-3 месяца! Конечно, занятия проходили под присмотром родителей, с использованием записанных на видео уроков и заданий преподавателя. Но возможен ли был такой же творческий
результат с такой же самоотдачей ребёнка при занятиях на монотембровом акустическом фортепиано? Здесь следует отметить ещё один принципиальный момент - лёгкость нажатия на клавиши клавиатуры синтезатора, что для маленьких слабых детских пальчиков очень важно. Овладение основами звукоизвлечения на фортепиано - процесс весьма длительный, но ребёнок часто нетерпелив, и порой бывает сложно объяснить малышу, что он ещё не готов для показа своего творчества на публике, а для педагога же важно удержать интерес ребёнка к занятиям музыкой. Добиться этого весьма проблематично, используя только занятия на фортепиано и игру на нём на начальном этапе обучения, без успешного выступления в концертах. Что интересного ребёнок может предложить публике в этот начальный этап обучения (здесь мы рассматриваем только сольное исполнение ребёнка, без игры с преподавателем в ансамбле)? На клавишном синтезаторе, даже самом простом по своему функциональному набору (вполне достаточно наличия разделения клавиатур split, регистрации памяти настроек regist.memory, секвенсора) ребёнок, освоив мелодию из нескольких нот, может уже выступать сам, играя под минусовую фонограмму, записанную для него преподавателем. Ощущение восторга и собственной значимости у маленького исполнителя будет гарантировано! А если у ребёнка сохранится желание заниматься музыкой, то дальше можно постепенно решать и педагогические задачи, занимаясь необходимыми для обучения вопросами постановки игрового аппарата, исполнительской техники и т. д. Но у ребёнка уже будет самое главное - мотивация на успех!
Широкий фронт музыкально-творческой деятельности посредством ЭМИ позволяет преодолеть несколько одностороннюю направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей [7; 8; 9]. Например, ребёнок разучил на синтезаторе любимую мелодию или песню в простой тональности (без большого количества ключевых знаков). А дальше ему захотелось не только играть инструментальный вариант песни, но и одновременно петь эту песню со словами. Однако, ограниченный вокальный диапазон ребёнка может стать серьёзной препятствием для реализации этого желания. И только синтезатор, из всего ряда музыкальных инструментов, позволит играть и петь в транспорте, используя функцию transpose, не переучивая при этом нотного текста. То есть ребёнок, при установленной транспозиции, будет играть на тех же клавишах, что и ранее, но звучать мелодия будет выше или ниже, в соответствии с вновь выбранной тональностью, т.к. при включении функции transpose изменяется звуковысотность клавиатуры. Учитывая, что у большинства детей, обучающихся в ДШИ / ДМШ нет абсолютного слуха (дети часто не в состоянии отличить звучание в музыкальном транспорте от оригинальной тональности), проблем при игре в transpose - нет. Абсолютный слух - способность достаточно точно помнить высоту звука, позволяющая определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков. Для детей с абсолютным слухом может возникнуть проблема в исполнении при использовании на синтезаторе функции transpose,™. играть, например, клавишу «до», а при этом слышать звук, например, «си бемоль»(transpose «-2») - для них будет очень проблематично и неестественно. Но это, скорее, исключение из правил.
Обращаясь к такой нередкой проблеме современного подрастающего поколения, как гиперактивность и дефицит внимания, привожу ещё один пример. К преподавателю обратились родители девочки 6 лет, Ангелины К., с предложением обучить ребёнка игре на акустическом фортепиано. Девочка маленькая, ручки тоненькие, пальчики слабенькие. Фаланги пальчиков постоянно прогибались, несмотря на укрепляющие мышцы пальцев упражнения. Играть ровным звуком у малышки не получалось. Терпения добиваться качества при игре на инструменте у ребёнка нет. Особого желания обучаться на инструменте у самой девочки тоже не было. Ребёнок не мог спокойно сидеть на месте. Монотонность и однотипность обучения этому ребёнку была противопоказана. И в этом случае интерактивный синтезатор стал довольно яркой противоположностью фортепиано. Для ребёнка это стало подобно тому, как детские наборы «раскрасок» с черно-белыми картинками раскрасили яркими цветными красками. На синтезаторе, при выключении динамической клавиатуры touch, не пропадают отдельные звуки из-за слабости некоторых детских пальчиков, как это часто происходит на фортепиано. «Мышечный корсет» пальцев девочки для игры на синтезаторе
оказался достаточным, чтобы при нажатии на клавишу синтезатора, фаланга пальца удерживалась в нужном положении.
Одна из основных проблем современного учебного процесса в ДШИ / ДМШ - это поддержка интереса ребёнка к занятиям и овладению им азами исполнительского мастерства на музыкальном инструменте. Современные дети, привыкшие к ярким динамичным мультфильмам, компьютерным играм, мобильным телефонам и смартфонам, тяготятся монотонным, кропотливым и весьма трудоёмким учебным процессом в ДШИ / ДМШ на традиционных инструментальных отделениях. Одними из самых популярных сейчас являются вокально-хоровые отделения музыкальной школы, обучение на которых не требует от детей больших усилий по сравнению с любым инструментальным отделением. И эта тенденция увеличива-
Библиографический список
ется с каждым годом. Именно поэтому открытие в ДШИ/ДМШ классов специального инструмента - ЭМИ и цифрового баяна/ аккордеона, а также грамотное использование этих инструментов в учебном процессе на всех инструментальных отделениях школы, сочетание их с другими акустическими традиционными инструментами, позволит сохранять традиционные классические музыкальные школы, внедряя инновационные формы работы в учебный процесс, сделав учебный процесс ярким, динамичным и интересным [10; 11; 12]. Именно для таких детей, ориентированных на общеэстетическое гармоничное развитие личности, желающих приобщиться к музыке, но не готовых долго ждать отдалённых результатов своего труда (каких большинство в ДШИ/ДМШ), ЭМИ будут идеальными партнёрами в творческом процессе.
1. Петрова Н.Н. Цифровой баян: новые возможности на основе старых традиций. Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ. Ответственный редактор-составитель Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шайхутдинова. Москва: Межд. центр «Искусство и образование», 2013: 53 - 55.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
6. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург. 2014: 293 - 294.
7. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.
8. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
10. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014. № 10-2: 22 - 34.
11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
12. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Petrova N.N. Cifrovoj bayan: novye vozmozhnosti na osnove staryh tradicij. Innovacionnye formyprepodavaniya vDMSh iDShI. Otvetstven-nyj redaktor-sostavitel' E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajhutdinova. Moskva: Mezhd. centr «Iskusstvo i obrazovanie», 2013: 53 - 55.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.
3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
6. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg. 2014: 293 - 294.
7. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.
8. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutsk-ogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
10. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014. № 10-2: 22 - 34.
11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
12. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 7; 18:7.01
Sagitov R.R., senior lecturer, Head of Department of Musical Instruments and Music and Computer Technologies, Institute of Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmullah (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
BASHKIR FOLK INSTRUMENTS IN THE SPHERE OF MODERN PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION. FROM THE KU-
RAI TO THE COMPUTER. The subject of the study of the article is the Bashkir folk instruments (BFI). The main drawback of the well-known studies of the BFI is the musical and ethnographic method, where the design of the phonooroons and performing techniques are considered as socio-historical illustrations, the study of the sound environment is limited by the height and duration, the timbre sector is not differentiated, and corpuscultural manifestations and microtonicity are little studied. The layer of national instrumental-