Библиографический список
1. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. «Формализованная музыка» Я. Ксенакиса: значение для построения учебных музыкально-математических курсов. Современное музыкальное образование - 2007 - 2008. Санкт-Петербург, 2008; 109 - 114.
2. Карпец М.И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х годов ХХ века (на материале творчества П. Ше-фера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена). Автореферат диссертации ... кандидата искусств. Санкт-Петербург, 2010.
3. Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. Москва, 1983.
4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение 2014; 12 (1): 113 - 120.
5. Панкова А.А. Влияние тенденций информатизации современного общества на музыкальное образование. Современное музыкальное образование - 2015. Санкт-Петербург, 2015; 83 - 86.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ- 2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
7. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития, 2015; 7: 213-218.
8. Рагс Ю.Н. Перспективы развития курса информатики в музыкальных образовательных учреждениях. Современное музыкальное образование - 2003. Санкт-Петербург, 2003; 199 - 202.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
References
1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. «Formalizovannaya muzyka» Ya. Ksenakisa: znachenie dlya postroeniya uchebnyh muzykal'no-matematicheskih kursov. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2007 - 2008. Sankt-Peterburg, 2008; 109 - 114.
2. Karpec M.I. 'Elektronnye audiotehnologii v kompozitorskom avangarde 50-h godov HH veka (na materiale tvorchestva P. Shefera, Dzh. Kejdzha, K. Shtokhauzena). Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstv. Sankt-Peterburg, 2010.
3. Zaripov R.X. Mashinnyj poisk variantov pri modelirovanii tvorcheskogo processa. Moskva, 1983.
4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie 2014; 12 (1): 113 - 120.
5. Pankova A.A. Vliyanie tendencij informatizacii sovremennogo obschestva na muzykal'noe obrazovanie. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015. Sankt-Peterburg, 2015; 83 - 86.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI- 2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 7: 213-218.
8. Rags Yu.N. Perspektivy razvitiya kursa informatiki v muzykal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2003. Sankt-Peterburg, 2003; 199 - 202.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
Статья поступила в редакцию 30.11.16
УДК 378.02:372.8
Petrova N.N., teacher, MBU of Additional Education of Children's Art School № 2 (Tver), E-mail: [email protected]
KEEPING THE TRADITION, FACING THE FUTURE: METHODS TO TEACH PLAYING THE DIGITAL ACCORDION. The paper studies prospects for the development of an accordion instrumental performing genre in the modern educational process at all levels of the professional development: in children's music schools, children's art schools, higher education institutions. The studied problem is an urgent task of the modern musical pedagogy. The article describes ways to use the digital accordion in the system of initial vocational training in the modern educational process. The problems and prospects of the development of techniques of performance, skills using a new digital musical instruments and musical computer technologies in the modern musical education are studied.
Key words: digital accordion, V-Accordion, synthesizers, musical computer technologies, additional education.
Н.Н. Петрова, преподаватель МБУДО ДШИ № 2, г. Тверь, E-mail: [email protected]
СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ, СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ЦИФРОВОМ БАЯНЕ / АККОРДЕОНЕ
Рассмотрение перспектив развития баянного-аккордеонного инструментально-исполнительского жанра в современном образовательном процессе на всех ступенях профессионального развития, от детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ) до сузов и вузов - актуальная задача современной музыкальной педагогике. В данной статье рассмотрена возможность применения в современном образовательном процессе цифрового баяна/аккордеона в системе начального профессионального образования. Обозначены проблемы и перспективы развития методики исполнительского мастерства с использованием нового цифрового музыкального инструментария и музыкально-компьютерных технологий в системе современного музыкального образования.
Ключевые слова: цифровой баян, V-Accordion, синтезатор, музыкально-компьютерные технологии, дополнительное образование.
Основная цель современной системы музыкального образования - это создание особой художественно-образовательной среды, в которой происходит формирование всесторонне развитой, творчески инициативной, нестандартно мыслящей личности, заряженной на самоактуализацию, способной адаптироваться в различных ситуациях и осуществлять на достаточно высоком профессиональном уровне все (или почти всё) виды музыкальной деятельности, которые могут оказаться востребованными жизнью («Концепция развития дополнительного образования до 2020 года» [1]).
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к образовательным программам и, к сожалению, с делением этих образовательных программ на предпрофессио-нальные и общеразвивающие, часто не по признаку одарённости воспитанников дополнительного образования, а, фактически, по спущенной директиве сверху: какие именно программы считать предпрофессиональными (достойными внимания), какие считать общеразвивающими (малозначимыми). Такое неравнозначное деление на профессиональное и непрофессиональное в образовательном процессе приводит подчас к «перегибам» на местах,
когда начинают закрывать приём детей на интересные для них направления музыкального творчества - синтезатор, вокал и др., переводя всех воспитанников поголовно на обучение только по предпрофессиональным образовательным программам [2], при этом из-за недостатка финансирования (например, в Тверском регионе) не предусмотрена и вариативная часть предпрофес-сиональных программ, в которой были бы предусмотрены интересные для учащихся предметы по выбору, включая знакомство с клавишными синтезаторами, другими цифровыми музыкальными инструментами.
Новое время диктует необходимость совершенствования и оптимизации учебного процесса современной школы. Сегодня работа с цифровыми музыкальными технологиями - одно из перспективнейших и необходимых направлений модернизации учебного процесса.
Всё это ставит перед музыкальной педагогикой задачу освоения новых технологий, методов, инноваций в работе с воспитанниками. Сохраняя преемственность традиций исполнительских школ прошлого в обучении игре на традиционных музыкальных инструментах, необходимо внедрять современные музыкальные технологии (цифровой музыкальный инструментарий, музыкально-компьютерные технологии - МКТ [3; 4], музыкальный компьютер - МК [5; 6]) в учебный процесс, тем самым значительно активизируя его, создавая необходимую мотивированную среду на уроках с воспитанниками. Педагогическая задача - поддержать и возглавить движение по освоению и развитию цифровых технологий в музыкальном искусстве и в музыкальной педагогике, дать населению качественное, в лучших традициях отечественной исполнительской школы, музыкальное образование, прививая хороший музыкальный вкус, воспитанный на художественном материале, используя, в том числе, и современный цифровой музыкальный инструментарий [7; 8]. Широкий спектр музыкально-творческой деятельности с помощью цифровых клавишных синтезаторов, электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [9; 10] и МКТ позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения [11; 12; 13], способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей.
Любая исполнительская школа проходит свой эволюционный путь развития. Некоторые инструменты, не пройдя проверку временем и не найдя себе должного применения, исчезают в безвестности, многие - уступают своё место усовершенствованным «потомкам». В последние десятилетия наблюдается кризис в баянном исполнительстве на всех ступенях профессионального мастерства - от музыкальной школы до сузов и вузов. Одним из путей выхода из кризиса баянного исполнительского искусства и возрождения интереса у населения к баяну/аккордеону - привлечение молодого поколения к обучению игре на цифровых инструментах (digital virtual accordion - V-accordion).
В исполнительской практике концертирующих солистов-баянистов V-accordion уверенно занимает свою нишу, своё признание. В Интернет-изданиях можно найти интересующие материалы по эксплуатации, настройках и функциональных возможностях разных моделей этих инструментов. На профессиональных исполнительских конкурсах есть номинации «digital accordion», что говорит о признании в профессиональном сообществе возможностей этих инструментов. Именно цифровые баяны и аккордеоны (а также акустические инструменты с встроенной электроникой) могут сохранить исчезающий вид народных инструментов - баян и аккордеон, помочь передать будущим поколениям исполнительские традиции, репертуар баянной школы, также, как, например, направление неофольклора на эстраде, когда в ярких современных нарядах с народной национальной тематикой поют народные песни в новом современном прочтении, интересно аранжированные и преподнесённые публике.
Молодые музыканты-исполнители на цифровых инструментах демонстрируют высокое мастерство в исполнении музыки академического направления, а также, лучших образцов эстрадного жанра. Пока они известны только узкому кругу музыкантов этого направления.
Назрела необходимость проведения просветительской и разъяснительной работы в этой области, как в профессиональной среде баянистов/аккордеонистов, так и среди администраций учебных заведений искусства и культуры, от которых зависит вопрос приобретения для своих учебных заведений достаточно дорогих цифровых инструментов.
Выступая на концертах, играя произведения, написанные для готово-выборного баяна / аккордеона, но уже аранжированные для цифрового баяна, на примере собственного репертуара, мы стараемся показать преемственность традиций баянной школы в вопросах выбора оригинального баянно / аккордеонного репертуара применительно к исполнению на цифровом инструменте с использованием приёмов звукоизвлечения, применяемых на традиционных акустических баянах/аккордеонах.
В данной статье мы рассматриваем возможность применения в современном образовательном процессе цифрового баяна/ аккордеона именно в профессиональном плане. С появлением такого инструментария, с обилием заложенных в него тембров в трёх клавиатурах (правая, левая с готовыми аккордами, выборная) можно без потерь в качестве делать переложения оригинальных сочинений для других инструментов, чем существенно обогатиться исполнительский репертуар баяниста / аккордеониста. При этом баянист/аккордеонист чувствует себя настоящим мультиинструменталистом, играя органные сочинения тембрами органа, духовную музыку - тембром хора и т. д. При использовании разных тембров может несколько меняться способ звукоизвлечения, поскольку музыкант-баянист имитирует исполнительскую манеру других инструментов, словно перевоплощающийся в разные образы актёр в театре. К тому же некоторые приёмы, характерные для исполнительства на баяне/аккордеоне, например, тремоло мехом или нетемперированное глиссандо, могут быть отменены при переложении за ненадобностью, так как баянисты часто используют «тремоло» или «рикошет», добиваясь либо эффекта скрипичного «деташе», либо, чтобы разнообразить небогатую звуковую палитру акустического инструмента.
Инертность в вопросах дополнительного образования детей с внедрением в образовательный процесс цифрового инструментария, призвана изменить «Концепция развития дополнительного образования до 2020 года», принятая на правительственном уровне в России. В «Концепции» указывается, что «...сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны» [1, с. 3]. Фактически, эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего.
Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменение технологического уклада, «трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств» Наряду с многими целями и задачами развития данной «Концепции» и применительно, например, для ДШИ/ДМШ указано: « ...повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого; обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества; обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям» [там же, с. 2]. Создание развивающих методов в современной ДШИ/ДМШ отвечает мысли Г. Нейгауза: «Я убеждён, что диалектически продуманная методика школы должна охватывать все степени одарённости - от музыкально-дефективного (ибо и такой ребёнок должен учиться музыке, - музыка - орудие культуры наравне с другими) до стихийно-гениального [14, с. 390]».
Как практикующий преподаватель, работающий в начальном профессиональном звене и за 20-летнюю практику накопивший значительный опыт работы с детьми разной степени музыкальной одарённости, могу констатировать актуальность рассмотрения вопроса о необходимости повсеместного внедрения новых музыкальных технологий (цифровых музыкальных инструментов, музыкально-компьютерных технологий) в современный образовательный процесс. Нами разработана методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах (см. подробнее в [15]) на примере баяна/аккордеона, обоснованы пути её реализации в ДШИ, ДМШ. Возможность применения инновационных технологий на занятиях музыкой, в соответствии с веяниями времени и «Концепцией развития дополнительного образования в России», позволяет учащимся ДМШ, ДШИ, студентам сузов и вузов получить профессиональное образование, играя на новейших высокотехнологичных инструментах, что, несомненно, поможет им быть востребованными в профессии современного музыканта-исполнителя и педагога.
Библиографический список
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
2. Орлова Е.В. Модернизация направлений и средств обучения как важнейшее условие усиления роли художественного образования в духовно-эстетическом воспитании новых поколений. Инновационные формы преподавания в ДМШ И ДШИ. Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шайхутдинова. Москва: МЦ «Искусство и образование», 2013: 3 - 6.
3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; 4 (9): 123-138.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.
5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития 2015; 11: 254 - 257.
6. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
8. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 4 (208): 152 - 161.
9. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
10. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015, 22: 233 - 240.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и Digital Humanities. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией. И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.
12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование - 2011: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2011: 30 - 34.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
14. Гущина О.А. Творческая педагогика - искусство, опирающееся на науку. Клавишный синтезатор - педагогическая импровизацион-ность метода. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 388 - 392.
15. Петрова Н.Н. Цифровой баян: новые возможности на основе старых традиций. Инновационные формы преподавания в ДМШ И ДШИ. Ответственный редактор-составитель Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шайхутдинова. Москва: МЦ «Искусство и образование», 2013: 53 - 55.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej do 2020 g. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 № 1726-r.
2. Orlova E.V. Modernizaciya napravlenij i sredstv obucheniya kak vazhnejshee uslovie usileniya roli hudozhestvennogo obrazovaniya v duhovno-'esteticheskom vospitanii novyh pokolenij. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh I DShl. Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajhutdinova. Moskva: MC «Iskusstvo i obrazovanie», 2013: 3 - 6.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; 4 (9): 123-138.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya 2015; 11: 254 - 257.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014. № 4 (208): 152 - 161.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
10. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 22: 233 - 240.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i Digital Humanities. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej. I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.
12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena. 2011: 30 - 34.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
14. Guschina O.A. Tvorcheskaya pedagogika - iskusstvo, opirayuscheesya na nauku. Klavishnyj sintezator - pedagogicheskaya improvizacionnost' metoda. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 388 - 392.
15. Petrova N.N. Cifrovoj bayan: novye vozmozhnosti na osnove staryh tradicij. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh I DShI. Otvetstvennyj redaktor-sostavitel' E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajhutdinova. Moskva: MC «Iskusstvo i obrazovanie», 2013: 53 - 55.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378.02:372.8
Ten E.S., teacher of music and computer technologies, Academic Gymnasium No. 56 (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
MUSIC AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN MUSIC LESSONS IN SECONDARY SCHOOLS. An introduction to the issues of a contemporary student of musical art takes place in today's busy life. The environment changes the perception of the child, for he lives in the world of technological symbols and characters, in the world of e-culture. The teacher must know and skillfully use modern techniques and new educational technologies to communicate with the child on the same level. One of such techniques concerns the integration of media education in the work of music teachers. To teach the child to navigate the e-environment acquires reading skills, the processing and analysis of information obtained from different sources, it is critical to comprehend that this is one of the