14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
15. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Burt J. Cisco says mobile traffic will grow eightfold by 2020. EWeek. 2016. Available at: http://www.eweek.com/networking/cisco-says-mobile-traffic-will-grow-8-fold-by-2020.html
2. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizacii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskij i tehnologicheskij aspekty). Moskva: BINOM. Laboratoriya znanij, 2014.
3. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.
4. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2014: 32 - 38.
6. Anetta L.A., Folta E., Klesath M. V-Learning: Distance Education in the 21-st Century Through 3D Virtual Learning Environments. London, New York: Springer Science+Business Media, 2010.
7. Krasil'nikova V.A. Ispol'zovanie informacionnyh ikommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: uchebnoe posobie. Orenburg: OGU, 2012.
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
9. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.
11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
12. Solomin V.P. Ispol'zovanie social'nyh setej interneta v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2009; 7: 36 - 39.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 3 (86): 214 - 221.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: fflosoffya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
15. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378
Petrova N.N., teacher, Children's Art School № 2 (Tver, Russia), E-mail: [email protected]
ART-PEDAGOGICAL APPROACH IN MODERN MUSIC EDUCATION. The author considers the modern educational process in music education from the point of view of art pedagogy, relying on long-term pedagogical practice. The article considers the relevance and expediency of using digital musical instruments for teaching children with different degrees of musical talent and motivation to study in a children's music school and a children's art school. The author shows examples of her pedagogical practice with children on traditional acoustic musical instruments, such as an accordion, piano, digital musical instruments, keyboard synthesizer and digital accordion.
Key words: art pedagogy, music education, digital and acoustic musical instruments, keyboard musical synthesizer, additional education.
Н.Н. Петрова, преподаватель детской школы искусств № 2, г. Тверь, E-mail: [email protected]
АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Автор рассматривает современный учебный процесс в музыкальном образовании с точки зрения арт-педагогики, опираясь на многолетнюю педагогическую практику. В статье рассматривается актуальность и целесообразность использования цифрового музыкального инструментария для обучения детей с разной степенью музыкальной одарённости и мотивации к обучению в детской музыкальной школе и детской школе искусств. Приводятся примеры из педагогической практики автора с детьми на традиционных акустических музыкальных инструментах, таких, как баян / аккордеон и фортепиано, и цифровых музыкальных инструментах - клавишном музыкальном синтезаторе и цифровом баяне / аккордеоне.
Ключевые слова: арт-педагогика, музыкальное образование, цифровые и акустические музыкальные инструменты, клавишный музыкальный синтезатор, дополнительное образование.
В соответствие с «Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2020 г.» (от 04.09.2014 № 1726-р) дополнительное образование осознаётся не как подготовка к жизни или освоение азов профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации. Фактически, эта сфера образования становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке [1]. Новые варианты решения проблем
музыкального образования, внедрение инновационных форм работы в детских школах искусств и детских музыкальных школах (ДШИ/ДМШ) связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке [2; 3; 4]. Инновационные методы обучения музыке - это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося. Создание развивающих методов обучения в современной ДШИ/ДМШ отвечает и мысли Г. Нейгауза, который писал: «Я убеждён, что диалектически продуманная методика школы должна охватывать все степени одарённости - от музыкально-дефективного (ибо и такой ребёнок дол-
жен учиться музыке, - музыка - орудие культуры наравне с другими) до стихийно гениального» [5, с. 390].
Особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование на практике передовых инновационных технологий, составляющих дополнение и альтернативу традиционной системе образования [6; 7].
Цели и задачи развития дополнительного образования детей, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования в РФ»:
- расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
- развитие инновационного потенциала общества;
- проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений;
- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
- обновление содержания дополнительного образования в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
- обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
- создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей [1].
Можно считать, что в обществе осознана потребность в воспитании креативной личности, однако, четких технологий культурного и творческого развития пока не разработано. Так, несмотря на позицию правительства РФ, изложенную в «Концепции дополнительного образования», на практике, особенно в регионах РФ, мало что меняется в образовательном процессе. А с внедрением в учебный процесс обязательных образовательных программ на предпрофессиональной основе в соответствии с ФГТ (эти программы в некоторых ДШИ / ДМШ внедряются почему-то, практически, для всех учащихся, невзирая на степень одарённости детей) и исключением из учебного плана, ввиду нехватки финансирования, интересных для детей предметов вариативного цикла (таких, как предметы по выбору - «Компьютерное музыкальное творчество», «Электронный музыкальный инструмент» и т.п.) обучение в ДШИ / ДМШ продолжает оставаться во многом консервативным, малоинтересным для значительного числа детей.
В современной России в дополнительном образовании, особенно в больших городах, существует много заманчивых направлений для развития творческого потенциала детей, и для многих родителей музыкальное образование ребёнка перестало быть чем-то особенно престижным и актуальным.
Другой особенностью нашего времени стало всё более частое появление детей с так называемой гиперактивностью и синдромом дефицита внимания у ребёнка (т. е. недостаточностью или неспособностью ребёнка долго удерживать внимание на чём-либо одном, конкретном действии). Традиционное музыкальное образование, опираясь на основные требования классической школы обучения игре на музыкальных инструментах (посадка, постановка рук, размеренный темп урока) для многих подвижных детей становиться скучным и тягостным. У них может быстро угаснуть радость общения с музыкой, с музыкальным инструментом.
Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу такой инновационной дисциплины, как «Арт-педагогика».
Арт-педагогика - это отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства и изучающая законо-
Библиографический список
мерности воспитания и развития человека посредством искусства. Арт-педагогика - это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете. Данная дисциплина, отходя от приемов традиционной системы образования, трактует непосредственное творческое взаимодействие педагога, ученика и родителей. Ценно здесь то, что и педагог, и дети и родители являются носителями культуры, а арт-педагогика позволяет плодотворно работать с различными категориями учеников, от одаренных до девиантных. В.А. Сухом-линский утверждал, что «музыкальное воспитание - это, прежде всего, воспитание не музыканта, но человека» [8, с. 48] Это же имел в виду и известный композитор и музыкальный просветитель XX века Д.Б. Кабалевский, заботясь о таком поколении, которое будет уметь не только слушать, но и слышать музыку как «внутренний зов своей духовности» [там же].
Цель арт-педагогики - активизация познавательной деятельности учащихся средствами искусства, развитие творческого воображения, эмоциональной памяти; гармонизация духовно-нравственного состояния внутреннего мира детей и их социализация; воспитание самоидентификации личности ребёнка в процессе приобщения к национальному и мировому искусству, развитие любви к ценностным смыслам искусства и культуры, их духовно-нравственным народным традициям, запе-чатлённым в произведениях отечественной живописи, в скульптуре, музыке, литературе, театре, хореографии, песнопениях, в произведениях материальной культуры и других видах народного творчества.
Богатство тембров и различных художественных технологических возможностей электронного музыкального инструмента (ЭМИ) [9; 10], возможность переключения на различные виды деятельности благодаря интересным интерактивным функциям инструмента удерживают, так называемое, «непроизвольное» детское внимание. (Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).) Постоянная смена видов деятельности, задействование полного функционального состава ЭМИ позволяют преподавателю проводить занятие с детьми весело, с чувством радости, ненавязчиво приобщая их к миру музыки.
Благодаря своим функциональным возможностям, цифровой музыкальный инструментарий позволяет преподавателю успешно добиваться в образовательном процессе с учащимися основных функций арт-педагогики, которыми являются:
- культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);
- образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);
- воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);
- коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).
Преподаватель достигает основной цели арт-педагогики -художественного развития детей (в том числе и с различными проблемами в поведении или интеллектуальном развитии) и формирования основ художественной культуры, социальной адаптации личности средствами искусства [11].
1. Концепция развития дополнительного образования до 2020 г. (от 04.09.2014г. № 1726-р).
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой, 2014: 32 - 38.
3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
5. Гущина О.А. Творческая педагогика - искусство, опирающееся на науку. Клавишный синтезатор - педагогическая импровизацион-ность метода. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 388 - 392.
6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
7. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
8. Анисимов В.П. Арт-педагогика музыкального образования детей: учебное пособие. Тверь: Тверской государственный университет, 2015.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
10. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.
11. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
References
1. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya do 2020 g. (ot 04.09.2014g. № 1726-r).
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialyXIII Mezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj, 2014: 32 - 38.
3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
5. Guschina O.A. Tvorcheskaya pedagogika - iskusstvo, opirayuscheesya na nauku. Klavishnyj sintezator - pedagogicheskaya im-provizacionnost' metoda. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 388 - 392.
6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifro-vogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
7. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
8. Anisimov V.P. Art-pedagogika muzykal'nogo obrazovaniya detej: uchebnoe posobie. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2015.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.
11. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
Статья поступила в редакцию 30.05.17
УДК 378
Petrova N.N., teacher, Children's Art School № 2 (Tver, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE USE OF DIGITAL MUSICAL INSTRUMENTS IN CHILDREN'S ART SCHOOLS. In the article the relevance and expediency of using digital musical instruments for teaching children with different degrees of musical talent and motivation to study in DShI / music school is considered. The author gives some examples from her experience of professional activity in teaching to play traditional acoustic musical instruments, such as bayan, pianoforte, digital musical instruments (a keyboard synthesizer and a digital accordion). The author considers the modern educational process in music education from the point of view of art pedagogy, relying on long-term pedagogical practice.
Key words: musical education, electronic musical instruments, acoustic musical instruments, keyboard synthesizer, digital V-accordion Roland, additional education.
Н.Н. Петрова, преподаватель детской школы искусств № 2, г. Тверь, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
В статье рассматривается актуальность и целесообразность использования цифрового музыкального инструментария для обучения детей с разной степенью музыкальной одарённости и мотивации к обучению в ДШИ/ДМШ. Приводятся примеры из профессиональной деятельности автора по обучению игре на традиционных акустических музыкальных инструментах, таких, как баян / аккордеон и фортепиано, и цифровых музыкальных инструментах, - клавишный синтезатор и цифровой аккордеон. Автор рассматривает современный учебный процесс в музыкальном образовании с точки зрения арт-педагогики, опираясь на многолетнюю педагогическую практику.
Ключевые слова: музыкальное образование, электронные музыкальные инструменты, акустические музыкальные инструменты, клавишный синтезатор, цифровой V-accordion Roland, дополнительное образование.
Рассмотрим процесс обучения на традиционных акустических инструментах, таких, как баян и аккордеон. Часто обучение игре на этих инструментах предлагают детям, не прошедшим по конкурсу на изначально выбранный понравившийся им инструмент. Администрация приглашает в класс баяна / аккордеона ребёнка обещанием дать в будущем в качестве предмета по выбору полюбившийся ему инструмент - электронный музыкальный инструмент - параллельно со специальным инструментом баяном / аккордеоном. В результате такие дети начинают учиться на баяне/аккордеоне весьма неохотно.
На начальном этапе обучения детям очень неудобно и некомфортно держать на коленях достаточно увесистый инструмент, да ещё и управлять мехом и двумя абсолютно разными клавиатурами для правой и левой рук. Здесь уместно сравнение
акустического баяна / аккордеона и цифрового баяна / аккордеона с возможностями акустического фортепиано и клавишного музыкального синтезатора. Довольно сложная проблема частой смены направления меховедения, в отличие от акустического, на цифровом баяне / аккордеоне снимается благодаря реле натяжения мехов, когда произведение можно играть, практически, не меняя направления движения меха.
Тембровое богатство, начиная от набора звучаний всевозможных гармоник музыки различных народов мира и заканчивая набором тембров оркестровых инструментов, таких, как флейта, труба, струнные и других в правой и левой клавиатурах, возможность использовать при игре в левой клавиатуре «живых» ударников (играя аккомпанемент в левой руке при подключении тембра drum, будут одновременно звучать ударные инструмен-