Научная статья на тему 'К вопросу о методике преподавания искусства исполнительского мастерства на цифровом баяне (аккордеоне)'

К вопросу о методике преподавания искусства исполнительского мастерства на цифровом баяне (аккордеоне) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
351
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ БАЯН / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА БАЯНЕ (АККОРДЕОНЕ) / DIGITAL ACCORDION / V-ACCORDION / SYNTHESIZERS / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЯНЕ (АККОРДЕОНЕ)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Н. Н., Артамонов Ю. Л.

В статье обозначены перспективы развития баянного-аккордеонного цифрового инструментально-исполнительского жанра в современном образовательном процессе; обосновывается актуальность заимствования (перенесения) приёмов звукоизвлечения и способов ведения меха музыкантами-баянистам в исполнительскую практику на цифровом баяне/аккордеоне, а также при транскрипции и переложении оригинальных сочинений других инструментальных жанров для цифрового и акустического аккордеона (баяна).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF METHODS OF TEACHING ARTS PERFORMING SKILLS ON THE DIGITAL BAYAN (ACCORDION)

In the article the perspectives of development of the bayan / accordion digital instrumental performing genre in the modern educational process is studied. The work substantiates the relevance of borrowing the sound production techniques and methods of musicians bayan-players in the performing practice of the digital accordion, as well as transcription of the original works of other instrumental genres and digital acoustic accordion (bayan).

Текст научной работы на тему «К вопросу о методике преподавания искусства исполнительского мастерства на цифровом баяне (аккордеоне)»

16. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

17. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 104.

18. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V, Zalivadnyj M.S. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.

19. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 7: 213 - 218.

20. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. Subkul'tury i kommunikativnye strategiiinformacionnogo obschestva. Trudy mezhdunarodnojnauchno-teoreticheskojkonferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 81 - 83.

21. Gorbunova I.B., Belov G.G. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 12: 138 - 143.

22. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 378.02:372.8

Petrova N.N., teacher, MBU to DSHI № 2 (Tver, Russia), E-mail: petrus.petrova@yandex.ru

Artamonov Yu.L., teacher, Tver College of Music n.a. M.P. Mussorgsky (Tver, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

THE QUESTION OF METHODS OF TEACHING ARTS PERFORMING SKILLS ON THE DIGITAL BAYAN (ACCORDION). In

the article the perspectives of development of the bayan / accordion digital instrumental performing genre in the modern educational process is studied. The work substantiates the relevance of borrowing the sound production techniques and methods of musicians bayan-players in the performing practice of the digital accordion, as well as transcription of the original works of other instrumental genres and digital acoustic accordion (bayan).

Key words: digital accordion, V-Accordion, synthesizers, musical computer technologies, additional education.

Н.Н. Петрова, преподаватель МБУДО ДШИ № 2, г. Тверь, Е-mail: petrus.petrova@yandex.ru Ю.Л. Артамонов, преподаватель музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, г. Тверь, Е-mail: artamonov.yula@yandex.ru

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСКУССТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА НА ЦИФРОВОМ БАЯНЕ (АККОРДЕОНЕ)

В статье обозначены перспективы развития баянного-аккордеонного цифрового инструментально-исполнительского жанра в современном образовательном процессе; обосновывается актуальность заимствования (перенесения) приёмов звуко-извлеченияи способов ведения меха музыкантами-баянистам в исполнительскую практику на цифровом баяне/аккордеоне, а также при транскрипции и переложении оригинальных сочинений других инструментальных жанров для цифрового и акустического аккордеона (баяна).

Ключевые слова: цифровой баян, приёмы звукоизвлечения на баяне (аккордеоне), электронные музыкальные инструменты, обучение игре на баяне (аккордеоне), дополнительное образование.

Вопросы методики преподавания игры на акустическом баяне/аккордеоне уже достаточно глубоко изучены и представлены в научных трудах известных педагогов-баянистов/аккордеонистов России. Дан анализ различных приёмов звукоизвлечения, способов артикуляции и меховедения в методических работах Б. Егорова, Ф. Липса, И. Пурица, В. Семёнова и др. В современных школах игры на баяне/аккордеоне даются грамотные методические указания к профессиональному овладению азами исполнительства на этих акустических инструментах.

В то же время на современном этапе развития баянно-аккор-деонного исполнительского жанра всё больше проявляется интерес профессионалов-исполнителей, преподавателей и учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, студентов музыкальных и музыкально-педагогических колледжей и музыкальных училищ к Digital Accordion (цифровому аккордеону). Несмотря на схожесть во внешнем виде цифровых аккордеонов/баянов с их акустическими «собратьями», в исполнительской технике баяниста/аккордеониста есть некоторые принципиальные отличия между исполнительством на акустических и на цифровых баянах/аккордеонах. Эти отличия могут оказывать влияние на исполнительское искусство музыканта, дать ему возможность делать переложения для цифровых инструментов, наиболее близкие к звучанию оригинальных сочинений.

В данной статье мы рассмотрим некоторые методические аспекты применительно к цифровому баяну/аккордеону в свете внедрения в современный образовательный процесс музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [1; 2; 3].

История развития современного баяна (аккордеона) в России исчисляется от создания первой модели четырёхрядной гармоники петербургской системы мастера П. Стерлигова в 1904 г., названной «Баяном» [4, с. 4] и созданной им на основе популяр-

ных тогда в народе ручных гармоник. За этот период от небольших любительских ручных гармоник баян/аккордеон превратился в инструмент академического направления, накопивший огромный запас оригинального репертуара, а также заимствовавший репертуар из других инструментальных жанров. В XX в. появились первые электронные баяны/аккордеоны. Самым ярким первым представителем электронного баяна в нашем баянном мире является А. Беляев. К сожалению, данное исполнительское направление в тот период (60 - 70-е гг. ХХ в.) не получило большого развития в нашей стране. Однако сейчас, в XXI в., как в России, так и во всём мире баянно/аккордеонное мировое сообщество вновь проявляет неподдельный интерес к цифровым баянам/ аккордеонам и их аналогам. Широко реализуются различные MIDI-системы для «вживления» в акустические баяны/аккордеоны. При этом акустический инструмент полностью сохраняет практически все свои исполнительские характеристики, но получает, благодаря вмонтированному электронному блоку, огромное количество оркестровых тембров, перкуссии.

В данной статье мы также рассмотрим характеристики цифрового баяна/аккордеона (на примере модели Roland FR-3xb) и возможности применения цифрового инструмента в музыкально-образовательном процессе.

Одним из важнейших средств реализации выразительных возможностей музыкально - исполнительской речи любого музыканта являются приёмы звукоизвлечения, средства артикуляции, используемые исполнителем на музыкальном инструменте. В баянно/аккордеонном профессиональном сообществе вопросы звукоизвлечения на баяне/аккордеоне освещены в научных трудах известных педагогов-новаторов, обосновавших исполнительские приёмы на этих инструментах и поднявших исполнительство на баяне/аккордеоне на высокий академический

профессиональный уровень. Например, в статье Б. Егорова «К вопросу о систематизации баянных штрихов» [5] подробно рассмотрены приёмы звукоизвлечения и артикуляции. На основании этой методической разработки рассмотрим и сопоставим актуальность её основных тезисов и новых исполнительских возможностей цифровых баянов/аккордеонов.

Вопросы звукоизвлечения нельзя успешно решить без хорошего знания инструмента и, прежде всего, его звуковых средств [5, с. 105]. Всё, что описано Б. Егоровым в отношении акустических характеристик механического баяна/аккордеона - высота, громкость, тембр - можно с небольшими поправками перенести и на цифровой баян/аккордеон. Поправки касаются, например, понятия «громкость», так как в зависимости от того, как будет применяться цифровой инструмент - с использованием собственных встроенных акустических колонок, что примерно соответствует силе звучания акустического баяна/аккордеона, или с подключением активной аудиосистемы (внешнего усилителя), что многократно увеличит громкость звучания цифрового инструмента. Также понятие «тембр» на цифровом инструменте уже не рассматривается как условное тембральное (в узком смысле, путём переключения регистров) изменение звучания гармоники. При переключении регистров на цифровом баяне/аккордеоне можно использовать тембры разных гармоник (от русского баяна до французского мюзет-аккордеона, в зависимости от модели цифрового инструмента). Наличие таких гармоник может быть от 20 до 100 и более. А при переключении пользовательских программ (как в правой, так и в левой клавиатурах) музыкант уже может использовать оркестровые (труба, флейта, струнные смычковые инструменты и т. д.) или различные органные тембры. Причём при подключении цифрового инструмента к микшерному пульту музыкант может самостоятельно отрегулировать нужные ему звуковые частоты (низкие, средние, высокие). К тому же в любых электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [6; 7; 8] имеются встроенные функции реверберации и хоруса, что позволяет также влиять на качественную характеристику «тембра» и, в зависимости от звуковых задач, вносить в звучание инструмента например, эффект концертного зала, чего исполнитель на акустическом инструменте может добиться, только применяя микрофоны. При этом, используя на цифровом баяне/аккордеоне реле bass/treble, музыкант самостоятельно регулирует (выстраивает) соотношение (баланс) между правой и левой клавиатурой, что совершенно исключено в акустическом баяне/аккордеоне. Также принципиальной отличительной характеристикой ЭМИ является возможность для музыканта, используя меню, самостоятельно выстраивать нужные параметры звучания: громкости отдельных элементов (тембра в правой руке, баса, аккорда); самостоятельно изменять строй инструмента, посредством функции tuning, что очень актуально для совместной ансамблевой игры цифрового баяна/аккордеона с любыми акустическими инструментами; изменять звучание инструмента по желанию исполнителя в диапазоне «+1» или «- 1» октавы, что даёт интересные тембральные сочетания тембра гармоники с другими тембрами, например, «фагота с пикколо», или с тембром «электронное фортепиано», флейты.

Существенной особенностью звука баяна является его относительно большая протяженность (в сравнении с фортепиано, арфой, щипковыми инструментами). «В связи с этим следует подчеркнуть особо важное правило звукоизвлечения на баяне, -пишет в своей статье Б. Егоров - исполнитель должен постоянно контролировать три основные фазы при формировании звука: атаку (характер возникновения), стационарную часть (основное время звучания) и окончание (характер прекращения) звука. [5, с. 107-108]. Далее в статье подробно рассматриваются различные характеристики баянных штрихов [5, с. 126 - 127], как характеристики звуковых форм и процессов, протекающих внутри звука, которые непосредственно зависят от артикуляционных приёмов (способов звукоизвлечения) [5, с. 109].

Многие баянные штрихи для акустического баяна, можно успешно применять и на цифровом баяне/аккордеоне. Несмотря на цифровую природу звука, динамические процессы (игра от «pp до ff») при игре на цифровом баяне/аккордеоне, также как и на акустическом баяне, регулируются управлением левой

Библиографический список

руки музыканта (давление руки на левый боковой ремень левого полукорпуса инструмента). Поэтому, при смене акустического инструмента на цифровой, баянист/аккордеонист очень быстро адаптируется и без потерь качества использует весь накопленный ранее исполнительский багаж (пальцевая беглость, ме-хо-пальцевая артикуляция, движения мехом). Если исполнитель постоянно меняет инструменты, чередуя, например, в концертной практике акустический и цифровой баяны/аккордеоны, то для него нет смысла использовать регулятор сопротивления мехов для наиболее эффективного управления мехом. Но если музыкант предпочёл «перейти» на цифровой инструмент и адаптирует для цифрового баяна/аккордеона свой ранее выученный на акустическом баяне репертуар, то он может воспользоваться замечательной функцией «регулятор сопротивления мехов» для управления натяжением меха, что существенно позволяет экономить физические силы баяниста, уменьшая в разы смену меха на «разжим»/ «сжим».

Исполнителю на цифровом баяне/аккордеоне, применяя тембры оркестровых инструментов, необходимо в своих аранжировках и переложениях руководствоваться шкалой диапазона звучания того или иного имитируемого инструмента (флейты, трубы и т.д.), чтобы имитация звучания этих инструментов была естественной и не вызывала нареканий (зачастую справедливых) со стороны музыкантов-исполнителей на акустических инструментах.

Музыканту-исполнителю на ЭМИ необходимо также ознакомиться с понятиями фразировки, артикуляции, применяемых в методике игры на акустических духовых, струнных и других музыкальных инструментах.

Характерной отличительной чертой цифрового баяна/аккордеона от акустических «собратьев» является «лёгкая» по касанию, так называемому «туше», клавиатура, что позволяет играть на цифровом баяне/аккордеоне без лишнего мышечного напряжения и не тратить силы на преодоление «тугих» клавиш, что является несомненным плюсом для многих как начинающих, так и уже опытных исполнителей. В качестве примера можно сравнить игру на клавишном цифровом синтезаторе, не имеющего так называемой молоточковой системы, с игрой на акустическом фортепиано. Также, с точки зрения эргономики цифровой баян/ аккордеон удобен в использовании, как в положении «сидя» с инструментом, так и в положении «стоя» [9].

ЭМИ уже сегодня обогащают оркестровые составы, привнося свою лепту в тембровое обновление современной музыки [10; 11]. «Безусловно, яркий исполнитель на синтезаторе, выходящий на эстраду, обязан быть не только обладателем виртуозной клавишной техники, но глубоким знатоком традиционного инструментоведения (знающим условия игры на каждом акустическом инструменте, его регистры, нюансировку), эрудитом в области звучаний симфонических партитур, поэтом новых звуков, композитором, создателем новых музыкальных концепций, которые взволновали бы аудиторию концертных залов. Когда и где объявится такой талант? Надо, чтобы их стало много. Только в таком случае из их среды вдруг выделится гений. Он-то и сделает синтезатор (новую «музыкальную машину», качественно превосходящую совершенство таких роялей, как Стейнвей, Бехштейн, Блютнер, вместе взятые) тем инструментом, которому по наследству достанется пальма первенства в новом поколении эволюционного развития музыкального инструментария. Ну, а следом за таким гением возникнет эпоха другой музыки, но не менее гениальной, чем та, о которой мы судим по творениям Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Шостаковича и <> займут своё место изящные и недорогие, но любимые звуковые аппараты для профессионального и любительского музицирования», - отмечают Г.Г. Белов и И.Б. Горбунова [7, с. 137]. Всё это становится возможным благодаря развитию и формированию высокотехнологичной информационной образовательной творческой среды музыканта (см., например, [12]), где комплексная модель семантического пространства музыки [13] может и должна занять место, присущее высокому её художественному предназначению и исполнить свою миссию развития и становления художника и творца в Школе цифрового века.

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.