Научная статья на тему 'Цифровой баян/аккордеон в современном учебном процессе'

Цифровой баян/аккордеон в современном учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIGITAL ACCORDION / V-ACCORDION / SYNTHESIZERS / MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Петрова Н.Н., Артамонов Ю.Л.

В статье рассмотрена возможность применения в современном образовательном процессе цифрового баяна/аккордеона в системе начального профессионального образования. Обозначены проблемы и перспективы развития методики исполнительского мастерства с использованием нового цифрового музыкального инструментария и музыкально-компьютерных технологий в системе современного музыкального образования. Рассмотрены сравнительные характеристики акустическими и цифровыми аккордеонами (баянами); обосновывается актуальность заимствования (перенесения) приёмов звукоизвлече-ния и способов ведения меха музыкантами-баянистами в исполнительскую практику на цифровом баяне/аккордеоне, а также при транскрипции и переложении оригинальных сочинений других инструментальных жанров для цифрового и акустического аккордеона (баяна); обозначены перспективы развития баянного-аккордеонного цифрового инструментально исполнительского жанра в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL BAYAN / ACCORDION IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses a possibility of using digital bayan / accordion in the modern educational process within the frame of the system of initial vocational training. The problems and prospects of the development of techniques of performance skills using a new digital musical instruments and musical computer technologies in contemporary music education. The authors of the paper consider the comparative characteristics of acoustic and digital accordions (bayan), substantiates the relevance of borrowing of sound production techniques and methods of musicians bayan players in the performing practice of the digital accordion, as well as transcription of the original works of other instrumental genres and digital acoustic accordion; the perspectives of the development of the accordion / bayan digital instrumental performing genre in the modern educational process.

Текст научной работы на тему «Цифровой баян/аккордеон в современном учебном процессе»

7. Пиотровский РГ. Текст, машина, человек. Ленинград: 1975.

8. Пиотровский РГ. Синергетика текста. Минск: МГЛУ, 2005.

9. Кулагин О.В. Исследования по машинному переводу. Москва: Наука, 1979.

References

1. Alekseeva T.V. Konsolidaciya uchebnogo kontenta kak osnova resursnogo proektirovaniya. Sovremennyenaukoemkie tehnologii. Rossijskaya Akademiya Estestvoznaniya. 2015; Vyp. № 12, chast' 3: 462 - 466.

2. Frolov S.V., Pan'kova D.A. Problemy postroeniya mashinnogo perevoda. Moskva, 2008.

3. Marchuk Yu.N. Problemy mashinnogo perevoda. Moskva: Nauka, 1983.

4. Shennon K. Rabotypo teorii informaciii kibernetike. Moskva: Izdatel'stvo inostrannoj literatury, 1963.

5. Panov D.Yu. Avtomaticheskij perevod. Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe. Otvetstvennyj redaktor A.N. Nesmeyanov. Moskva: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR, 1958.

6. Bel'skaya I.K. Yazyk cheloveka i mashina: risunki, poyasnyayuschie algoritmy i teksty, ispol'zovannye v kachestve primerov: prilozhenie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo un-ta, 1969.

7. Piotrovskij R.G. Tekst, mashina, chelovek. Leningrad: 1975.

8. Piotrovskij R.G. Sinergetika teksta. Minsk: MGLU, 2005.

9. Kulagin O.V. Issledovaniya po mashinnomu perevodu. Moskva: Nauka, 1979.

Статья поступила в редакцию 30.01.17

УДК 378.02:372.8

Petrova N.N., teacher, MBU to DSHI № 2 (Tver, Russia), E-mail: petrus.petrova@yandex.ru

Artamonov Yu.L., teacher, Tver College of Music n.a. M.P. Mussorgsky (Tver, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

DIGITAL BAYAN / ACCORDION IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS. The article discusses a possibility of using digital bayan / accordion in the modern educational process within the frame of the system of initial vocational training. The problems and prospects of the development of techniques of performance skills using a new digital musical instruments and musical computer technologies in contemporary music education. The authors of the paper consider the comparative characteristics of acoustic and digital accordions (bayan), substantiates the relevance of borrowing of sound production techniques and methods of musicians bayan players in the performing practice of the digital accordion, as well as transcription of the original works of other instrumental genres and digital acoustic accordion; the perspectives of the development of the accordion / bayan digital instrumental performing genre in the modern educational process.

Key words: digital accordion, V-Accordion, synthesizers, musical computer technologies, additional education.

Н.Н. Петрова, преподаватель МБУДО ДШИ № 2, г. Тверь, Е-mail: petrus.petrova@yandex.ru

Ю.Л. Артамонов, преподаватель музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, г. Тверь,

Е-mail: artamonov.yula@yandex.ru

ЦИФРОВОЙ БАЯН/АККОРДЕОН В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассмотрена возможность применения в современном образовательном процессе цифрового баяна/аккордеона в системе начального профессионального образования. Обозначены проблемы и перспективы развития методики исполнительского мастерства с использованием нового цифрового музыкального инструментария и музыкально-компьютерных технологий в системе современного музыкального образования. Рассмотрены сравнительные характеристики акустическими и цифровыми аккордеонами (баянами); обосновывается актуальность заимствования (перенесения) приёмов звукоизвлече-ния и способов ведения меха музыкантами-баянистами в исполнительскую практику на цифровом баяне/аккордеоне, а также при транскрипции и переложении оригинальных сочинений других инструментальных жанров для цифрового и акустического аккордеона (баяна); обозначены перспективы развития баянного-аккордеонного цифрового инструментально - исполнительского жанра в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: цифровой баян, приёмы звукоизвлечения на баяне (аккордеоне), электронные музыкальные инструменты, обучение игре на баяне (аккордеоне), дополнительное образование.

В России утвердилась трёхступенчатая система музыкального образования: школа, училище, ВУЗ. Наиболее ответственным является первый этап, когда музыкальные предпочтения и профессиональная мотивация учащихся ещё только формируются. Полноценное формирование личности включает в себя не только интеллектуальное и физическое развитие, но также духовное, художественное воспитание, и прежде всего - воспитание любви к музыке [1]. Именно на этом этапе знакомство учащегося с интереснейшим музыкальным инструментом, каким, без сомнения, является цифровой баян/аккордеон, может активно вовлечь его в процесс музицирования и, возможно, учащийся проявит интерес к возможности в дальнейшем получения профессионального музыкального образования в качестве исполнителя на цифровом баяне/аккордеоне, либо как звукорежиссёра, аранжировщика и др. На цифровом баяне/аккордеоне есть возможность играть с использованием USB-порта с включением минусовых фонограмм, записанных самостоятельно на клавишном синтезаторе, электронном музыкальном инструменте (ЭМИ) [2; 3; 4], или на музыкальном компьютере (МК) [5; 6] с использованием виртуального синтезатора. Таким образом, учащийся может параллельно осваивать и клавишный синтезатор, другие ЭМИ, у него появляется, благодаря этому, активная творческая мотивация.

Сравнительные характеристики акустического и цифрового баяна/аккордеона показывают, что можно смело утверждать,

что цифровой инструмент может и должен быть внедрён повсеместно в учебный процесс и в детских школ искусств и детских музыкальных школ (ДШИ/ДМШ), и в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях, и в музыкальных и музыкально-педагогических ВУЗах. Но пока его преподают избирательно, скорее, на экспериментальном уровне. Исходя из данного выше сравнительного анализа приёмов звукоизвлечения на баяне/аккордеоне, применительно к цифровым инструментам, методика преподавания на кнопочном цифровом баяне схожа с преподаванием на акустическом пятирядном (в правой клавиатуре) баяне. Если у учащегося дома имеется трёхрядный (в правой клавиатуре) акустический баян, то преподаватель в нотах проставляет аппликатуру для трёхрядного инструмента (без использования дополнительных 4-го и 5-го рядов в правой клавиатуре). Для цифрового клавишного аккордеона никаких ограничений по аппликатуре нет.

О меховедении: если дома у учащегося акустический инструмент, а в классе он обучается на цифровом баяне/аккордеоне, то натяжение меха на цифровом инструменте должно соответствовать акустическому, с использованием реле управления натяжением меха. Смена меха на акустическом и цифровом инструментах должна совпадать.

Если у учащегося дома, как и в классе с преподавателем, есть цифровой баян/аккордеон, то целесообразно расход меха при игре на «разжим» и «сжим» регулировать с помощью реле

натяжения меха, что значительно экономит физические силы учащегося. Обучение игре на левой клавиатуре может происходить как на «готовой», так и на «выборной» клавиатурах.

Методики преподавания игры на акустических баянах/аккордеонах с нотными приложениями и рекомендациями авторов (динамические нюансы, фразировочные лиги, штрихи) могут успешно применяться и для обучения игре на цифровом баяне/ аккордеоне, если преподаватель в обучении учащегося собирается использовать тембры, имитирующих звучание различных гармоник (как в правой, так и в левой клавиатурах). Если преподаватель планирует использование различных оркестровых тембров (как в правой, так и в левой клавиатурах), то ему будет необходимо вносить собственные коррективы в нотный текст и проставлять для учащегося нужные штрихи, фразировочные лиги, исходя из выбранных тембров инструментов. Для этого, применяя, например, тембр флейты, баянист/аккордеонист должен уметь «перевоплощаться», представлять, что он действительно флейтист. От этого будет зависеть выбор артикуляционных исполнительских приёмов на инструменте. Применительно к левой клавиатуре, выбирая оркестровый бас (например, контрабас, а в звучании аккордов - кларнеты), отрегулировав реле bass/treble и внеся коррективы в настройках меню цифрового инструмента (отрегулировав громкость баса и аккорда) исполнитель может совершенно изменить (по сравнению с редакцией в баянных учебных пособиях) характер туше, приёмы звукоизвле-чения, штрихи, динамику, темп.

Нелишним для учебного процесса, в момент разучивания произведения, или работы над конструктивным материалом, является наличие в цифровом баяне/аккордеоне встроенного метронома, используя который исполнитель самостоятельно может регулировать в настройках меню темп, громкость и метр («Metronome time sing», «Metronome tempo», «Metronome level»).

В процессе подготовки музыканта-исполнителя в средних профессиональных музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях в концертмейстерском классе весьма актуальной может быть функция «Transpose», которая позволяет исполнять уже выученное произведение в любых тональностях, не задумываясь о самом процессе транспонирования, например, при работе с вокалистами. Инструмент, после настройки функции транспозиции на нужный интервал, «сам всё исправит» за исполнителя. При этом исполнитель играет на тех же клавишах, что и ранее, но звучание будет уже в новой тональности.

Работа с наушниками (головными телефонами) выгодно отличает исполнителей на цифровых инструментах от других инструменталистов. На коммутационной панели цифрового баяна/ аккордеона есть разъём для наушников Phones, подключившись к которому можно заниматься творчеством в любое время суток, не мешая окружающим.

«Появились пытливые музыканты, которые видят смысл своей профессии в том, чтобы экспериментировать со звуками, препарировать их, смешивать в различных пропорциях, даже

Библиографический список

тишину считать «звуком», - пишут в своей статье «Новый музыкальный инструмент» Г.Г. Белов и И.Б. Горбунова. - Компьютер и синтезатор они подчиняют узконаправленной задаче удивить, поразить снобов своими тембро-акустическими находками. У таких музыкантов есть своя специфическая аудитория «знатоков». Создают ли они Музыку? Рождаются ли эти находки-открытия» в поисках художником высокого откровения, глубины поэтического содержания, в передаче общественно значимых, выстраданных мыслей?» [3, с. 137].

Рассматривая возможность применения в современном образовательном процессе цифрового баяна/аккордеона в системе начального профессионального образования, важно обозначить проблемы и перспективы развития методики исполнительского мастерства с использованием нового цифрового музыкального инструментария и музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [7; 8; 9; 10] в системе современного музыкального образования в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды [11; 12]. Основная цель современной системы музыкального образования - это создание особой художественно-образовательной среды, в которой происходит формирование всесторонне развитой, творчески инициативной, нестандартно мыслящей личности, заряженной на самоактуализацию, способной адаптироваться в различных ситуациях и осуществлять на достаточно высоком профессиональном уровне все (или почти все) виды музыкальной деятельности, которые могут оказаться востребованными жизнью [13; 14]. Неравнозначное деление на профессиональное и непрофессиональное в образовательном процессе приводит подчас к «перегибам» на местах, когда начинают закрывать приём детей на интересные для них направления музыкального творчества - синтезатор, вокал и др., переводя всех воспитанников поголовно на обучение только по предпрофессиональным образовательным программам, при этом из-за недостатка финансирования (например, в Тверском регионе) не предусмотрена и вариативная часть предпрофесси-ональных программ, в которой были бы предусмотрены интересные для учащихся предметы по выбору, включая знакомство с клавишными синтезаторами, другими цифровыми музыкальными инструментами.

Новое время диктует необходимость совершенствования и оптимизации учебного процесса современной школы. Сегодня работа с цифровыми музыкальными технологиями - одно из перспективнейших и необходимых направлений модернизации учебного процесса.

Приведённый выше сравнительный анализ, а также успешный опыт применения в учебном процессе и концертной практике цифровых клавишных синтезаторов, позволяет утверждать, что использование цифрового баяна/аккордеона, являющегося также синтезатором, может быть очень востребованным и актуальным среди молодого поколения, которое, в конечном счёте, является носителем культуры своего народа, а, значит, и его традиций исполнительства, в том числе и на баяне и аккордеоне.

1. Семёнов В.А. Современная школа игры на баяне: учебное пособие. Москва: Музыка, 2007.

2. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.

3. Горбунова И.Б., Белов Г.Г. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

4. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

5. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.

6. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.

7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123 - 138.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 321.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

14. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.