обучении будущих музыкантов-педагогов и композиторов поднимая образовательный процесс на новый уровень; совместимость с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом. «Синтез МКТ и модифицированной музыкальной нотации открывает новые дидактические возможности в исполь-
Библиографический список
зовании нотной записи, актуализации её использования в условиях цифрового века. Цифровое обогащение нотного письма с использованием интерактивных сетевых технологий обучения музыке может содействовать решению ряда проблем музыкального образования XXI в. и способствовать новому этапу развития музыки как одной из важнейших граней постижения мира» [15, с. 130].
1. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении информатике музыканта (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.
2. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ-2014. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014: материалы конференции. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
3. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение. 2014; 12 (1): 113 - 120.
5. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 213 - 218.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.
7. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
9. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2014: 32 - 38.
12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и аудиовизуальный синтез: актуальное значение и перспективы развития. Теория и практика общественного развития. 2014; 19: 162 - 168.
13. Горбунова И.Б., Камерис А. Концепция музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
14. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.
15. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii informatike muzykanta (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.
2. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI-2014. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014: materialy konferencii. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
3. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 12 (1): 113 - 120.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 213 - 218.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
9. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 32 - 38.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
13. Gorbunova I.B., Kameris A. Koncepciya muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya vpodgotovke pedagoga-muzykanta: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
14. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
15. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 12.12.16
УДК 378.126
Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER OF MUSIC IN THE FUNCTIONING OF HIGH-TECH INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article deals with a problem of formation of information culture of a future teacher-musician. The research highlights preconditions of information in the field of musical art and musical pedagogical education in
conditions of operation of high-tech information educational environment. The author suggests including a discipline "Computer Technology in Music Education" in the educational process of students' musical and pedagogical skills as one of the steps towards the training of qualified teachers and musicians, possessing a high level of information culture and who are able to use advantages of information technologies in their creative profession.
Key words: music computer technologies, information technology, competence in informatics, high-tech educational information environment, music education.
А.А. Панкова, преподаватель Детской школы искусств № 7, г. Воронеж, E-mail: pankovaaa@gmail.com
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье раскрывается проблема формирования информационной культуры будущего педагога-музыканта, рассматриваются предпосылки информатизации в сфере музыкального искусства и музыкально-педагогического образования в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды.
Автором предложено включение дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» в образовательный процесс студентов музыкально-педагогических специальностей как один из шагов в направлении подготовки квалифицированных педагогов-музыкантов, обладающих высоким уровнем информационной культуры и способных применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии, информационная компетентность, высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкальное образование.
Эффективность применения широких возможностей информационных технологий (ИТ) в образовательном процессе сегодня не вызывает сомнения и доказана многими современными исследователями. Информатизация затронула и сферу музыкального искусства, что также обусловило необходимость переосмысления и трансформации музыкально-педагогического образования. Так, например, многие композиторы (Э. Артемьев, П. Булез, С. Губайдуллина, Н. Никольский, О. Булошкин, Ш. Калош, Д. Лигети, В. Мартынов, А. Волконский, А. Шнитке, Э. Денисов, А. Немтин, С. Крейчи, П. Мещанинов, К. Штокхаузен и др.) активно применяли МКТ в своей деятельности, что привело к развитию новых направлений в музыкальном творчестве, а также в науке и образовании [1; 2].
Возможности информационного подхода к проблемам музыкального творчества также были исследованы рядом ученых (РХ. Зарипов, М. Касслер, А. Моль, М. Мэтьюз, Дж. Пирс, Ю.Н. Рагс, И.Д. Рудь, В. Фукс, И.И. Цуккерман и др.) [3]. Вопросам исследования междисциплинарного взаимодействия предметных областей информатики и музыки посвящен целый ряд специализированных журналов: «Mathematics and Music», «Computer Music», «Future Music», «Music Tech», «Электронная музыка», «Музыка и электроника», «Медиамузыка» и др. В публикуемых материалах находят свое отражение результаты исследований известных отечественных и зарубежных ученых в области компьютерной музыки, музыкального программирования и применения музыкально-компьютерных технологий (МКТ) в сфере общего и профессионального музыкального образования, а также раскрывается для читателей опыт музыкантов, использующих МКТ в своем творчестве. На страницах этих изданий публикуются статьи, посвященные современным технологиям создания и обработки звука, мультимедийному искусству, экспериментальной музыкальной электронике и др. Процесс информатизации, оказывавший существенное влияние на развитие музыкального искусства еще несколько десятилетий назад, и сегодня, самым непосредственным образом затрагивая культурную и образовательную сферы, крайне актуален в современном музыкальном творчестве и музыкальном образовании.
По организации информатизации музыкального и музыкально-педагогического образования опубликовано значительное
количество научных статей, монографий, учебно-методических пособий, разработаны образовательные программы (ГГ. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Боронина, И.Б. Горбунова, А.В. Го-рельченко, И.В. Заболотская, М.С. Заливадный, РХ. Зарипов, А. Камерис, Э.В. Кибиткина, И.М. Красильников, Е.А. Ложакова, Е.В. Орлова, А.В. Ортин, РЮ. Петелин, Ю.В. Петелин, К.Ю. Плотников, С.П. Полозов, Ю.Н. Рагс, Ж.Ю. Ситникова, Н.С. Сушкевич, Г.Р Тараева, А.В. Харуто, А.П. Хмелева, С.В. Чибирёв и др.). Проведенные вышеперечисленными авторами исследования подтверждают, что ИТ являются эффективным, а порой и незаменимым средством расширения профессиональных возможностей, как в сфере искусства и творчества, так и в сфере современной педагогической практики. Это обусловлено тем, что в условиях высокотехнологичной информационной образовательной среды (ВТИОС) многие методы и средства профессиональной деятельности музыкантов, и педагогов базируются на использовании ИТ [4; 5; 6]. Поэтому, информационная подготовка, включающая овладение методами и средствами современных компьютерных технологий, становится одной из базовых компетенций педагога-музыканта и проявляется, прежде всего, при решении конкретных профессиональных задач [7; 8; 9]. Необходимость формирования информационной компетентности будущих учителей музыки обусловила внесение изменений в процесс их обучения информатики и ИТ в средних и высших учебных заведениях.
Дисциплины, в содержание которых включены разделы, посвященные компьютерной музыке, а также методам и средствам работы с цифровым звуком, преподаются будущим педагогам-музыкантам во многих университетах мира, но, к сожалению, лишь немногие отечественные вузы включают такие дисциплины в свой образовательный процесс.
Рассмотрим дисциплину «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», которая направлена на формирование у будущих учителей музыки системы теоретических и практических знаний о современных формах и высокотехнологичных методах музыкально-педагогического образования. В рамках данной дисциплины изучаются и осваиваются на практике широкие возможности использования ИТ и МКТ как средства обучения музыке учеников в общеобразовательной школе. В частности, будущими учителями музыки разрабатываются мультимедийные
Таблица 1
Содержание дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»
№ п/п Название темы с кратким содержанием Всего часов
1. Информационные технологии в музыкально-педагогическом образовании Автоматизация планирования и управления учебным процессом с использованием средств ИТ. Организация автоматизированных рабочих мест учителя и учеников. Особенности применения ИТ при организации уроков и самостоятельной работы учеников. Вопросы охраны здоровья и информационной безопасности, связанные с применением ИТ технологий в детском учреждении. 12
2. Информационная образовательная среда Рассмотрение практических аспектов профессиональной деятельности на основе МКТ. Изучение основных возможностей и перспектив использования информационной образовательной среды в музыкальной педагогической деятельности на примере работы с Федеральными образовательными порталами (например: «Российский общеобразовательный портал» http://music.edu.ru/, «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/, «Музыкально-образовательный портал для современных преподавателей музыки» http://muzuchitel.ru/, портал «Единой образовательной информационной среды» http://eois.mskobr.ru/, «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/, «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/ и др). 16
3. Применение музыкального программного обеспечения в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки Возможности использования МКТ как инструмента в профессиональной деятельности учителя музыки. Педагогическая целесообразность применения цифровых инструментов в музыкально-педагогическом образовании. Классификация музыкального ПО, основные типы и особенности. Применение нотных редакторов, программ-секвенсеров, автоаранжировочных программ, аудио редакторов в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки. Интерактивные программные и аппаратные инструменты в мобильных устройствах и их использование в педагогической практике. Тренажерные средства для обучения и развития музыкальных навыков в мобильных приложениях («Музыкальные игры», «Музыкальные истории», «Musical Flash Cards», «Note Trainer» «Perfect Ear», «Perfect Piano» и др.). 20
4. Тестирование как технология контроля образовательного процесса Методика и основные принципы подготовки различных видов интерактивных тестов в профессиональной деятельности учителя музыки. Изучение и практическое использование технических и программных средств для создания интерактивных тестов (программы пакета SunRav TestOfficePro). Аудио - и видеотесты. Виды и формы тестовых заданий. Критерии оценки содержания теста. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков. 20
5. Обучение музыке с использованием элементов ЭОР Значение и функции ЭОР в образовательном процессе. Основные типы ЭОР Особенности применения ЭОР в профессиональной деятельности учителя музыки. Обучение музыке за компьютером. Программы для обучения музыке непосредственные (музыкальная грамота, музыкальная литература, обучение игре на музыкальном инструменте) и опосредованные (игры): интерфейс, основные возможности, ориентированные на развитие музыкального слуха и закрепление знаний по элементарной теории музыки. 1. Игры, программы для обучения и развития музыкальных навыков («Мурзилка. Затерянная мелодия», «Скоро в школу. Развиваем музыкальные способности», «Играем с музыкой П.И. Чайковского Щелкунчик», «Играем с музыкой Моцарта. Волшебная флейта», «Алиса и Времена года», «Clifford. Угадай мелодию», «Музыкальный класс. Играй и учись» и др.). 2. Программы для обучения чтению с листа (Gentle Piano, Fruit Lines, Note Duration Note Alphabet, Guess Key и др.). 3. Программы для развития музыкального слуха (EarMaster Pro, EarMaster School, Ear Power, Sight-Singing Trainer и др.). 4. Электронные энциклопедии и словари («Энциклопедия классической музыки», «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» и др.), а также хрестоматии звуковых материалов, нотные хрестоматии и мультимедийные разработки. 24
6. Электронный мультимедийный учебник Разработка и использование электронных мультимедийных учебников в музыкально-педагогическом образовании с помощью программ пакета SunRav BookOffice. Наполнение созданного мультимедийного учебника содержательным материалом различных форматов. Типы мультимедийных учебников, особенности, требования. Электронный учебно-методический комплекс. Программные средства для разработки электронных учебников. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников. 32
7. Организация дистанционного обучения в музыкальном образовании Организация дистанционного обучения как одна из форм в музыкальном образовании: цели, принципы, особенности, требования. Конференции в режиме дистанционного обучения. Организация аудио и видеоконференций. Программные и технические средства для их проведения. Программное обеспечение удаленного доступа (Symantec pcAnywhere, Logmein, Ammyy Admin, Classroom Spy Professional и др.). 20
Итого: 144
учебные пособия, создаются электронные тестовые задания, разрабатываются проекты уроков с применением дистанционных форм обучения, а также музыкального ПО (аудиоредакто-ров, программ-секвенсоров, автоаранжировочных программ, нотных редакторов, библиотек звуков, VST-инструментов и т. д.) (таблица 1).
Включение дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» в образовательный процесс позволит успешно подготовить учителей музыки, способных профессионально использовать возможности современных ИТ и МКТ в будущей педагогической деятельности в условиях функционирования ВТИОС.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. «Формализованная музыка» Я. Ксенакиса: значение для построения учебных музыкально-математических курсов. Современное музыкальное образование - 2007 - 2008. Санкт-Петербург, 2008; 109 - 114.
2. Карпец М.И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х годов ХХ века (на материале творчества П. Ше-фера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена). Автореферат диссертации ... кандидата искусств. Санкт-Петербург, 2010.
3. Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. Москва, 1983.
4. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Компьютерная музыка как одно из проявлений современного этапа экспериментальной эстетики и теоретического музыкознания. Научное мнение 2014; 12 (1): 113 - 120.
5. Панкова А.А. Влияние тенденций информатизации современного общества на музыкальное образование. Современное музыкальное образование - 2015. Санкт-Петербург, 2015; 83 - 86.
6. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Региональная информатика РИ- 2014: материалы конференции. Санкт-Петербург, 29 - 31 окт. 2014. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.
7. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или Программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития, 2015; 7: 213-218.
8. Рагс Ю.Н. Перспективы развития курса информатики в музыкальных образовательных учреждениях. Современное музыкальное образование - 2003. Санкт-Петербург, 2003; 199 - 202.
9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
References
1. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. «Formalizovannaya muzyka» Ya. Ksenakisa: znachenie dlya postroeniya uchebnyh muzykal'no-matematicheskih kursov. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2007 - 2008. Sankt-Peterburg, 2008; 109 - 114.
2. Karpec M.I. 'Elektronnye audiotehnologii v kompozitorskom avangarde 50-h godov HH veka (na materiale tvorchestva P. Shefera, Dzh. Kejdzha, K. Shtokhauzena). Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstv. Sankt-Peterburg, 2010.
3. Zaripov R.X. Mashinnyj poisk variantov pri modelirovanii tvorcheskogo processa. Moskva, 1983.
4. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Komp'yuternaya muzyka kak odno iz proyavlenij sovremennogo 'etapa 'eksperimental'noj 'estetiki i teoreticheskogo muzykoznaniya. Nauchnoe mnenie 2014; 12 (1): 113 - 120.
5. Pankova A.A. Vliyanie tendencij informatizacii sovremennogo obschestva na muzykal'noe obrazovanie. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015. Sankt-Peterburg, 2015; 83 - 86.
6. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Regional'naya informatika RI- 2014: materialy konferencii. Sankt-Peterburg, 29 - 31 okt. 2014. SPOISU. Sankt-Peterburg, 2014: 320 - 322.
7. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili Programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 7: 213-218.
8. Rags Yu.N. Perspektivy razvitiya kursa informatiki v muzykal'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2003. Sankt-Peterburg, 2003; 199 - 202.
9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
Статья поступила в редакцию 30.11.16
УДК 378.02:372.8
Petrova N.N., teacher, MBU of Additional Education of Children's Art School № 2 (Tver), E-mail: petrus.petrova@yandex.ru
KEEPING THE TRADITION, FACING THE FUTURE: METHODS TO TEACH PLAYING THE DIGITAL ACCORDION. The paper studies prospects for the development of an accordion instrumental performing genre in the modern educational process at all levels of the professional development: in children's music schools, children's art schools, higher education institutions. The studied problem is an urgent task of the modern musical pedagogy. The article describes ways to use the digital accordion in the system of initial vocational training in the modern educational process. The problems and prospects of the development of techniques of performance, skills using a new digital musical instruments and musical computer technologies in the modern musical education are studied.
Key words: digital accordion, V-Accordion, synthesizers, musical computer technologies, additional education.
Н.Н. Петрова, преподаватель МБУДО ДШИ № 2, г. Тверь, E-mail: petrus.petrova@yandex.ru
СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ, СМОТРИМ В БУДУЩЕЕ:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ЦИФРОВОМ БАЯНЕ / АККОРДЕОНЕ
Рассмотрение перспектив развития баянного-аккордеонного инструментально-исполнительского жанра в современном образовательном процессе на всех ступенях профессионального развития, от детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ) до сузов и вузов - актуальная задача современной музыкальной педагогике. В данной статье рассмотрена возможность применения в современном образовательном процессе цифрового баяна/аккордеона в системе начального профессионального образования. Обозначены проблемы и перспективы развития методики исполнительского мастерства с использованием нового цифрового музыкального инструментария и музыкально-компьютерных технологий в системе современного музыкального образования.
Ключевые слова: цифровой баян, V-Accordion, синтезатор, музыкально-компьютерные технологии, дополнительное образование.
Основная цель современной системы музыкального образования - это создание особой художественно-образовательной среды, в которой происходит формирование всесторонне развитой, творчески инициативной, нестандартно мыслящей личности, заряженной на самоактуализацию, способной адаптироваться в различных ситуациях и осуществлять на достаточно высоком профессиональном уровне все (или почти всё) виды музыкальной деятельности, которые могут оказаться востребованными жизнью («Концепция развития дополнительного образования до 2020 года» [1]).
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к образовательным программам и, к сожалению, с делением этих образовательных программ на предпрофессио-нальные и общеразвивающие, часто не по признаку одарённости воспитанников дополнительного образования, а, фактически, по спущенной директиве сверху: какие именно программы считать предпрофессиональными (достойными внимания), какие считать общеразвивающими (малозначимыми). Такое неравнозначное деление на профессиональное и непрофессиональное в образовательном процессе приводит подчас к «перегибам» на местах,