Научная статья на тему 'Пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях'

Пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакуменко М.Н.

К настоящему времени процесс обучения игре на электронных музыкальных инструментах прошёл более чем двадцатилетний путь развития. Первые конкурсы и фестивали исполнителей на электронных инструментах в начале 2000-х собирали большое количество участников по всей России и стали иллюстрацией назревшего интереса к направлению как среди учащихся, так и преподавателей ДМШ и ДШИ. К 2010 2015 годам не только в центральной части России, но и во многих городах Урала, Сибири появились «классы синтезатора» как самостоятельное направление обучения, сформировались секции и методические объединения преподавателей, работающих в новом направлении. В статье рассмотрены пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS WITH THE USE OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN SECONDARY AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Today the process of learning to play electronic instruments has gone through more than twenty years of development. The first contests and festivals of electronic instrument performers in the early 2000s gathered a large number of participants across Russia and illustrated the urgent interest in the direction of both students and teachers of children's music schools and children's arts schools. “Synthesizer classes” as an independent area of study appeared by 2010-2015 not only in the central part of Russia, but also in many cities of the Urals and Siberia. New sections and methodological associations of teachers working in the new direction also have been formed. The article deals with the ways of realization of educational programs with the use of electronic musical instruments in secondary and higher educational institutions of the country.

Текст научной работы на тему «Пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях»

26. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.

27. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Vsbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

28. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.

29. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka.

2016; 6: 3.

30. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S. Muzykal'no-komp'yuternye i oblachno-orientirovannye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2015; 3-2: 68 - 82.

31. Bazhukova E.N. Shkola muzykionline. Available at: https://sites.google.com/site/muzykaicifra

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

13.00.08

Bakumenko M.N., Cand. of Art History, senior lecturer, Novosibirsk State Conservatory n.a. M.I. Glinka (Novosibirsk, Russia),

E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

WAYS OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS WITH THE USE OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS IN SECONDARY AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Today the process of learning to play electronic instruments has gone through more than twenty years of development. The first contests and festivals of electronic instrument performers in the early 2000s gathered a large number of participants across Russia and illustrated the urgent interest in the direction of both students and teachers of children's music schools and children's arts schools. "Synthesizer classes" as an independent area of study appeared by 2010-2015 not only in the central part of Russia, but also in many cities of the Urals and Siberia. New sections and methodological associations of teachers working in the new direction also have been formed. The article deals with the ways of realization of educational programs with the use of electronic musical instruments in secondary and higher educational institutions of the country.

Key words: electronic musical instruments, musical education, secondary vocational education, higher education.

М.Н. Бакуменко, канд. искусств., доц. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, г. Новосибирск,

E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

К настоящему времени процесс обучения игре на электронных музыкальных инструментах прошёл более чем двадцатилетний путь развития. Первые конкурсы и фестивали исполнителей на электронных инструментах в начале 2000-х собирали большое количество участников по всей России и стали иллюстрацией назревшего интереса к направлению как среди учащихся, так и преподавателей ДМШ и ДШИ. К 2010 - 2015 годам не только в центральной части России, но и во многих городах Урала, Сибири появились «классы синтезатора» как самостоятельное направление обучения, сформировались секции и методические объединения преподавателей, работающих в новом направлении. В статье рассмотрены пути реализации образовательных программ с использованием электронных музыкальных инструментов в средних и высших учебных заведениях страны.

Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, музыкальное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование.

За прошедшие 5 лет (с 2012 по 2017 год) автором статьи было проведено около 50 обучающих семинаров в Новосибирске, Омске, Томске, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре и многих других городах России, что позволило проследить процесс развития электронных инструментов «изнутри», работая в тесной взаимосвязи с преподавателями этого все еще нового и во многом экспериментального направления. Если на уровне ДМШ и ДШИ становление электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) [1; 2; 3] уже приобрело некоторую системность, то с каждым годом становится все более актуальным развитие этого направления в средних и высших учебных заведениях, что послужит выстраиванию образовательной вертикали в инновационной для академического музыкального образования области. Новые технологии постепенно становятся частью образовательного процесса в образовательных учреждениях культуры и искусства среднего и высшего уровней. Опираясь на опыт учебных заведений Новосибирской, Свердловской, Томской, Кемеровской областей и других регионов в применении электронных инструментов, стало возможным выявить некоторые тенденции развития направления в целом. Однако прежде чем остановиться на этих тенденциях, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на начальном уровне образования.

За рассматриваемый период времени многие преподаватели-пианисты, теоретики, педагоги других специальностей ДМШ и ДШИ прошли обучение на курсах повышения квалификации, семинарах, поддерживаемых компаниями-производителями музыкальных инструментов. Спрос учащихся, родителей на но-

вое направление обуславливал интерес преподавательского сообщества и стал мощным стимулом развития для образовательного направления. Овладение средствами, которые пришли к музыкантам с появлением технологий, казалось достаточно простым, быстрым. Среди преподавателей сформировался стереотип, который связан с тем, что синтезатор представляется им аналогом фортепиано с дополнительным набором функций, которые сделают занятия более интересными и привлекательными. Однако обратной его стороной стало то, что, не вникая в технические возможности, в дополнительные выразительные средства, они зачастую получали результат, не сопоставимый с высокими образцами исполнения на традиционных академических инструментах, в том числе и в области электронной музыки.

Электронные инструменты вошли в систему начального музыкального образования, став неотъемлемой частью структуры фортепианных, эстрадных отделений. При этом казалось, что «синтезатор» уже стал инструментом равноправным в сравнении с фортепиано, скрипкой и другими инструментами. По сей день во многих регионах иллюзия «универсальности» инструмента продолжает главенствовать. Однако вследствие непрерывного обмена опытом, в других регионах эта иллюзия постепенно разрушаться, что привело к снижению количества участников конкурсов ЭМИ и более «взвешенному» отношению преподавателей к выбору репертуара, выразительных средств. Распространение многочисленных видеозаписей, конкурсная, концертная практика послужили тому, что художественные результаты первого, во многом экспериментального этапа развития

серьезного направления, стали достоянием общественности. В связи с этим появилось еще одно предвзятое суждение - о недостаточно высоких художественных результатах, производимых в процессе работы с ним у искушенной музыкальным искусством публики. Среди многих профессиональных музыкантов исполнение на электронных инструментах в своем текущем виде ассоциируется с упрощением, слабой подачей.

Художественные результаты направления еще не успели в полной мере сформироваться. Низкий уровень владения технологией, методикой работы с технологиями, так же как и некоторая ограниченность расширения горизонтов художественного сознания преподавателей, стали причинами такого неоднозначного отношения общественности. Однако данный кризис может стать и отправной точкой роста профессионализма, поэтому совершенствование методики, технологии преподавания, поднятие общего уровня мастерства преподавателей, которое предстоит пройти нашему направлению, станут основами этого роста, что приведет к действительно высоким художественным результатам.

Работа с новыми технологиями, в особенности с ЭМИ, не должна исключать, и даже обязана в первую очередь ставить в приоритет совершенствование следующих направлений развития музыканта:

1) Воспитание, развитие музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), что достигается комплексом форм работы, куда также должен включаться

2) Владение целостным и стилистическим анализом образцов академической, эстрадной, джазовой музыки. Выявление и практическое освоение исполнительских приемов, средств художественной выразительности, свойственных музыке различных стилей.

3) Совершенствование в работе с гармонической частью фактуры. Гармонический анализ.

4) Владение основами звукорежиссуры, в том числе, освоение акустических особенностей тембров, частотного и громкост-ного баланса, применения эффектов, правила коммутации.

5) Композиция и импровизация. Умение работать над композицией, развитием формы (некоторые элементы проблемы рассмотрены в работе [4]).

6) Аудиовизуальные технологии, аудиовизуальный синтез, звукотембральное и музыкальное программирование [5; 6; 7].

К этому можно добавить изучение технической стороны, тезауруса работы с ЭМИ и программного обеспечения, знание терминологии из сферы музыкальной информатики.

Переходя к обзору современной ситуации и перспектив развития электронного музыкального инструментария в ССУЗах и ВУЗах, необходимо отметить, что приведенные выше сферы музыкальной деятельности должны реализовываться на более профессиональном уровне [8; 9; 10].

Если в ДМШ и ДШИ электронные инструменты существуют как специальность, предмет общеразвивающего цикла, дополнительный инструмент (предмет по выбору), то на среднем и высшем уровне они представлены следующими направлениями:

1) Дополнительный инструмент у студентов фортепианных отделений колледжей культуры и музыкальных колледжей, а также фортепианных факультетов ВУЗов искусства и культуры. В зависимости от программы учебного заведения, изучению ЭМИ отдается от 2 до 8 семестров. В зависимости от объема часов меняется и глубина освоения предмета - от поверхностного знакомства до подготовки полноценной программы из нескольких произведений, исполненной на экзамене в конце курса.

Получив образование, зачастую выпускники фортепианных отделений поступают на работу в эстрадные оркестры, ансамб-

Библиографический список

ли, в которых электронный инструмент является неотъемлемым компонентом. Обучение ЭМИ способствует развитию тембрового мышления, расширению навыков инструментального исполнительства. Знакомство с инструментом позволит прикоснуться к направлению, получить возможность профориентации.

2) Предмет «Электронные музыкальные инструменты» для студентов теоретико-композиторских, музыкально-педагогических факультетов. Курс проводится в форме групповых занятий, позволяет студентам познакомиться с возможностями инструментария, в том числе в педагогической практике, изучить технологические практические аспекты работы на ЭМИ. В рамках данного курса возможно освоение педагогического репертуара ДМШ и ДШИ. Форма совместной проектной работы является достаточно эффективной, позволяет учащимся выработать подходы к работе над музыкальным материалом.

3) «Основы композиции, инструментоведение, дополнительный инструмент» как предмет учащихся колледжей культуры и искусства. Занятия на ЭМИ могут проводиться индивидуально, с опорой на профессиональную ориентацию студентов. Параллельно с фортепианной программой, студенты фортепианных отделений осваивают программу на протяжении 4 лет.

4) Музыкальная информатика.

Знакомство с ЭМИ в курсе музыкальной информатики. Работа над аранжировкой средствами программного обеспечения и ЭМИ позволяет затронуть технологическую сторону использования новых технологий в музыкальном искусстве.

Если на начальном уровне образования репертуар охватывает классическую, народную эстрадную музыку, уровень ССУЗа и ВУЗа предполагает расширение репертуарного списка и выразительных средств аранжировки. Классический репертуар может быть расширен за счет музыки импрессионизма, которая может служить хорошим материалом для аранжировки (например, Дебюсси, Равель и др.), музыки XX века (Скрябин, Прокофьев, Шостакович и др.). Аранжировка народной музыки может быть реализована в виде масштабных полотен и охватывать как фольклор народов России, так и восточных, азиатских стран.

В ССУЗе и ВУЗе расширяются методы работы над музыкальным репертуаром. Исполнение с автоаккомпанементом вытесняется аранжировкой средствами живого исполнения. В случаях, когда данная интерактивная функция применяется, возможен более глубокий анализ гармонии с целью ее достоверной передачи. Применение нескольких пластов в аранжировке требует погружения в звукорежиссуру. Запись и редакция музыки в МЮ1-формате. Исполнительские аспекты работы на ЭМИ должны изучаться в тесной связи с материалом музыкальной информатики.

Одномоментное введение ЭМИ в образовательную систему было бы искусственным, так как нарушало бы плавный эволюционный ход ее развития. При этом плавное развитие новых технологий в образовании и естественный их рост в соответствии с требованиями времени представляется закономерным. Изучение ЭМИ в колледже, ВУЗе позволит определить склонность студента к электронным технологиям, адаптироваться к условиям современной концертной, педагогической практики, дать возможность приобщения к музыкальному искусству учащихся с ограниченными возможностями здоровья (см., например, работы [11; 12; 13; 14]). Одновременно с этим применение ЭМИ в педагогической практике не должно обуславливаться только веянием времени, так как электронные инструменты должны лишь служить средством, которое помогает в поиске новых выразительных возможностей и расширении художественной выразительности.

1. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Составители: И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2017: 95 - 108.

2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. О предпосылках обучения исполнительству на электронных музыкальных инструментах. Казанский педагогический журнал. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

3. Бакуменко М.Н. О векторах развития дисциплины «СИНТЕЗАТОР» в контексте современного музыкального образования. Инновационные формы преподавания в ДМШ и ДШИ: сборник статей. Лаборатория музыкальной семантики; Международный центр «Искусство и образование»; Отв. ред.-сост. Е.В. Орлова, А.В. Чернышов, Л.Н. Шаймухаметова. Москва, 2013: 34 - 38.

4. Бакуменко М.Н. Вопросы теории паттерна в музыке ХХ века. Проблемы музыкальной науки. 2011; 2: 205 - 213.

5. Горбунова И.Б., Кибиткина Э.В. Музыкальное программирование: вопросы подготовки специалистов. Искусство и образование. 2010; 5: 104 - 111.

6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; 8: 238 - 249.

7. Горбунова И.Б. Аудиовизуальный синтез: история, современное состояние, перспективное значение для музыкальной теории и практики. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49): 456 - 461.

8. Спиридонов О.А. Создание студии звукозаписи в образовательных учреждениях: методические, технологические и организационные аспекты проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4: l47 - 151.

9. Спиридонов О.А. Музыкально-компьютерные технологии как метапредмет в музыкальном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4: 147 - 151.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; 21: 289 - 293.

11. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов музыкальных вузов с нарушением зрения. Современное музыкальное образование - 20l0: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Рим-ского-Корсакова. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2011: 208 - 211.

12. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в обучении детей с глубокими нарушениями зрения: особенности, проблемы, перспективы. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 470 - 477.

13. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 15 - 19.

14. Говорова А.А., Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как средство обучения людей с нарушениями зрения музыкальному искусству. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 298 - 301.

References

1. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

2. Belov G.G., Gorbunova I.B. O predposylkah obucheniya ispolnitel'stvu na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016; № 2-1 (115): 8 - 17.

3. Bakumenko M.N. O vektorah razvitiya discipliny «SINTEZATOR» v kontekste sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Innovacionnye formy prepodavaniya v DMSh i DShI: sbornik statej. Laboratoriya muzykal'noj semantiki; Mezhdunarodnyj centr "Iskusstvo i obrazovanie"; Otv. red.-sost. E.V. Orlova, A.V. Chernyshov, L.N. Shajmuhametova. Moskva, 2013: 34 - 38.

4. Bakumenko M.N. Voprosy teorii patterna v muzyke HH veka. Problemy muzykal'nojnauki. 2011; 2: 205 - 213.

5. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; 8: 238 - 249.

7. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.

8. Spiridonov O.A. Sozdanie studii zvukozapisi v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: metodicheskie, tehnologicheskie i organizacionnye aspekty problemy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4: 147 - 151.

9. Spiridonov O.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak metapredmet v muzykal'nom obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4: 147 - 151.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimental'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 21: 289 - 293.

11. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii studentov muzykal'nyh vuzov s narusheniem zreniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 208 - 211.

12. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 470 - 477.

13. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.

14. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.

Статья поступила в редакцию 12.04.18

УДК 378

13.00.08

Bakumenko M.N., Cand. of Art History, senior lecturer, Novosibirsk State Conservatory n.a. M.I. Glinka (Novosibirsk, Russia),

E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

DEVELOPMENT OF TOOLS FOR LEARNING TO PLAY ELECTRONIC KEYBOARD INSTRUMENTS. The aspiration to unification of electronic musical instruments is connected with an important question of pedagogical repertoire. The first, largely experimental music collections of various authors, which appeared in the early 2000s, have become a good tool for teachers. However, as well as teaching methods sensitive to the development of tools, they must correspond to the modern evolutionary stage. The development of the original "electronic" repertoire, the original "language" of sound instruments along with the established forms of performance means sampled acoustic timbres becomes an important problem. The article discusses the development of tools in learning to play electronic keyboards and the formation of a special pedagogical repertoire.

Key words: electronic musical instruments, musical education, pedagogical repertoire.

М.Н. Бакуменко, канд. искусств., доц. Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки,

г. Новосибирск, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОННЫХ КЛАВИШНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Стремление к унификации электронного музыкального инструментария связано с важным вопросом педагогического репертуара. Первые, во многом экспериментальные нотные сборники различных авторов, появившиеся с начала 2000-х годов, стали хорошим подспорьем для преподавателей. Однако, как и методика обучения, чувствительная к развитию инструментария, они должны соответствовать современному эволюционному этапу. Выработка оригинального «электронного» репертуара, оригинального «языка» звучания инструментов наряду с устоявшимися формами исполнения средствами семплиро-ванных акустических тембров становится важной проблемой. Обсуждению вопросов развития инструментария в обучении игре на электронных клавишных инструментах и становлению специального педагогического репертуара посвящена статья.

Ключевые слова: электронные музыкальные инструменты, музыкальное образование, педагогический репертуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.