Научная статья на тему 'Тембральные возможности рабочей станции на уроках синтезатора как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской школе искусств'

Тембральные возможности рабочей станции на уроках синтезатора как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской школе искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СТАНЦИЯ / WORKSTATION / ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР / ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER / MUSICAL DISCIPLINES / ТЕМБР / TIMBRE / ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / A TECHNIQUE FOR LEARNING TO PLAY A KEYBOARD MUSICAL INSTRUMENT / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА КЛАВИШНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Л.Э.

Сегодня в области электронной музыки созданы обширные банки новых (обычно, искусственно синтезированных) тембров с широким диапазоном возможностей. Комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для решения творческих и педагогических задач, называемый «рабочей станцией» или электронным музыкальным инструментом, обладает богатой тембральной палитрой. Он используется для решения проблем, связанных с профессиональным ростом и расширением творческих возможностей музыкантов различных специальностей, также он становится незаменим для обучения в классе клавишного синтезатора детской школы искусств. Тембральная вариативность современных рабочих станций помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин. В статье рассматриваются тембральные возможности рабочей станции на уроках обучения игре на клавишном синтезаторе как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской музыкальных школах и детских школах искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMBRAL POSSIBILITIES OF A WORKSTATION AT SYNTHESIZER LESSONS AS A MEANS TO DEVELOP PERFORMING SKILLS IN CHILDREN'S ART SCHOOL

Today in the field of electronic music there are extensive banks of new (usually artificially synthesized) timbres with a wide range of possibilities. A complex of hardware and software designed to solve creative and pedagogical tasks, called a “workstation” or an electronic musical instrument, has a rich timbral palette. It is used to solve problems associated with the professional growth and expansion of creative abilities of musicians of various specialties, and it also becomes indispensable for learning in the keyboard synthesizer class of the children's art school. The timbre variation of modern workstations helps to expand the possibilities of the teacher of musical disciplines. The article considers the timbral capabilities of the workstation in the lessons of learning to play the keyboard synthesizer as a means of teaching the art of performing skills in children's music schools and children's art schools.

Текст научной работы на тему «Тембральные возможности рабочей станции на уроках синтезатора как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской школе искусств»

Библиографический список

1. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

3. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 5: 22 - 29.

4. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко М.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в Школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 256 - 261.

5. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

7. Белов Г.Г. , Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

8. Морозов С.А. Практические аспекты реализации дисциплины «Компьютерная аранжировка» в учреждениях среднего и высшего профессионального музыкального образования. Современное музыкальное образование - 2015: материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 77 - 80.

References

1. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2004; 4 (9): 123 - 138.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

3. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 22 - 29.

4. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko M.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v Shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 256 - 261.

5. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

7. Belov G.G. , Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

8. Morozov S.A. Prakticheskie aspekty realizacii discipliny «Komp'yuternaya aranzhirovka» v uchrezhdeniyah srednego i vysshego profession-al'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 77 - 80.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Pavlova L.E., teacher, Children's School of Arts n.a. M. I. Glinka (St. Petersburg, Russia), E-mail: avgusta14@list.ru

TIMBRAL POSSIBILITIES OF A WORKSTATION AT SYNTHESIZER LESSONS AS A MEANS TO DEVELOP PERFORMING SKILLS IN CHILDREN'S ART SCHOOL. Today in the field of electronic music there are extensive banks of new (usually artificially synthesized) timbres with a wide range of possibilities. A complex of hardware and software designed to solve creative and pedagogical tasks, called a "workstation" or an electronic musical instrument, has a rich timbral palette. It is used to solve problems associated with the professional growth and expansion of creative abilities of musicians of various specialties, and it also becomes indispensable for learning in the keyboard synthesizer class of the children's art school. The timbre variation of modern workstations helps to expand the possibilities of the teacher of musical disciplines. The article considers the timbral capabilities of the workstation in the lessons of learning to play the keyboard synthesizer as a means of teaching the art of performing skills in children's music schools and children's art schools.

Key words: workstation, electronic keyboard synthesizer, musical disciplines, timbre, electronic musical instrument, a technique for learning to play a keyboard musical instrument.

Л.Э. Павлова, преподаватель детской школы искусств им. М.И. Глинки, г Санкт-Петербург, E-mail: avgusta14@list.ru

ТЕМБРАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАБОЧЕЙ СТАНЦИИ НА УРОКАХ СИНТЕЗАТОРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИСКУССТВУ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Сегодня в области электронной музыки созданы обширные банки новых (обычно, искусственно синтезированных) тембров с широким диапазоном возможностей. Комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для решения творческих и педагогических задач, называемый «рабочей станцией» или электронным музыкальным инструментом, обладает богатой тембральной палитрой. Он используется для решения проблем, связанных с профессиональным ростом и расширением творческих возможностей музыкантов различных специальностей, также он становится незаменим для обучения в классе клавишного синтезатора детской школы искусств. Тембральная вариативность современных рабочих станций помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин. В статье рассматриваются тембральные возможности рабочей станции на уроках обучения игре на клавишном синтезаторе как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской музыкальных школах и детских школах искусств

Ключевые слова: рабочая станция, электронный клавишный синтезатор, музыкальные дисциплины, тембр, электронный музыкальный инструмент, методика обучения игре на клавишном музыкальном инструменте.

Народный артист СССР Б.В. Асафьев утверждал, что «электромузыкальные инструменты благодаря широкому диапазону высоты, силы и богатству тембров расширяют творческие возможности не только композитора, но и музыканта-исполнителя» [1, с. 361]. Сегодня в области электронной музыки созданы весьма обширные банки новых (обычно искусственно синтезированных) тембров. Тембр (timbre) - (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука. Комплекс аппаратных и программных средств, предназначенных для решения определённых задач, называется «рабочей станцией» (workstation) [2]. Клавишный синтезатор как одна из возможных модификаций рабочей станции обладает богатой тембральной палитрой, что имеет сегодня большое значение и для профессиональных музыкантов - в концертной практике и творческой деятельности [3], и для использования в обучении детей искусству исполнительского мастерства на различных музыкальных инструментах в детских школах искусств, в том числе и в классе обучения игре на электронном музыкальном инструменте - ЭМИ [4; 5].

Рассмотрим тембральные возможности рабочей станции на уроках синтезатора как средство обучения искусству исполнительского мастерства детей в младших классах детской школы искусств. Уже с 5-ти лет можно начать обучение ребёнка искусству исполнительского мастерства на электронном клавишном синтезаторе. Рабочая станция даёт возможность малышу познакомиться с различным звучанием, тембрами инструментов. Для этого используется функция Voice (содержит больше 1000 инструментов). Можно сыграть любую мелодию: фортепианными тембрами, электронными фортепиано, струнными инструментами симфонического оркестра. Так же есть гитары и бас-гитары, саксофоны, флейты и деревянные духовые инструменты, органы, трубы, медные духовые, аккордеоны, хор и фоновые тембры, синтезированные тембры и эффекты, ударные инструменты и ударные установки.

При обращении к синтезатору исполнительская направленность учебно-музыкальной деятельности становится недостаточной. Чтобы озвучить нотный текст, нужно сначала выбрать из огромного числа тембров наиболее подходящий для исполнения данной композиции. Скорректировать и сохранить стиль и фактуру изложения, создав проект аранжировки (подготовка и адаптация музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной). Чаще всего в начале обучения ребёнок увлекается синтезированными тембрами, а также спецэффектами (Multi Pad). На уроке можно много раз сыграть произведение каждый раз новым звуком. Это даёт возможность создать атмосферу творческого эксперимента и праздника, а также выучить текст. Но для исполнения на экзамене или концерте лучше закрепить настройку с тембром более подходящим по стилю к данной пьесе (см. подробнее в статье Л.Э. Павловой «Применение тембральных возможностей рабочей станции на уроках синтезатора в младших классах детской школы искусств» [6, с. 152 - 155].

Рассмотрим несколько примеров. Так, для старинной музыки (Тюрк «Старинный танец», Нефе «Аллегретто») больше подходят инструменты, соответствующие эпохе их создания: орган, клавесин, флейта, скрипка.

Для исполнения этюдов в младших классах лучше подобрать тембры из папки «фортепиано» или «электронные фортепиано».

В русских и украинских («Весёлые гуси») народных мелодиях желательно использовать аккордеон, различные перкуссии. К сожалению, в синтезаторе нет тембра балалайки и бас-балалайки, но для партии баса можно аккуратно использовать бас-гитару или басовый регистр аккордеона.

Большое разнообразие вариантов звучания можно реализовать с помощью электронных клавишных синтезаторов для

Библиографический список

создания сказочных и фантастических электронных композиций. Например, новогодняя «Ёлочка» может прозвучать тембром «Волшебный колокольчик» или «Челеста». Автоаккомпанемент (Style) подбирается тоже новогодний, желательно отредактированный. Но можно сделать «Ёлочку» в джазовом стиле. Это динамично и интересно. Тогда тембры подбираются соответственно выбранному оркестру: различные клавишные и медные духовые.

Для создания электронного характера звучания музыкального текста есть папка синтезированных тембров и эффектов. Конечно, аранжировка должна соответствовать характеру произведения.

Необходимо также учитывать манеру и способ исполнения на том инструменте, который выбран. Например, у тембра инструмента, звук которого не гаснет (как орган), роль артикуляции возрастает, это помогает избежать наслаивания звуков. Играя тембрами смычковых инструментов, надо обратить особое внимание на штрихи и длину смычка, а у духовых инструментов - на дыхание, которое является основой их звучания. Манера исполнения на любом инструменте в соединении с выразительным интонированием (лучше использовать активную клавиатуру -функция touch) будет способствовать большей естественности звучания электронного инструмента.

Нужно ли использовать стиль, спецэффекты или достаточно выбрать один тембр в правую руку, а другой - в левую? Или смешать два звука в правой руке, а левой взять другой тембр? Это - творческие задачи, которые ученик и преподаватель решают на каждом уроке. Воспитание высокого художественного вкуса и чувства меры и стиля необходимо прививать с самого начала обучения. Но важно при этом не мешать полёту фантазии и творческому поиску юного музыканта. Тембральная окраска каждого инструмента очень важна для создания интересной, увлекательной музыкальной картины.

Иногда нужно внести некоторые изменения в тембры синтезатора, или даже создать их новые оригинальные варианты. Обучаясь в классе клавишного синтезатора, ребёнок попадает в мир фантазии и творчества [7]. Эксперимент с тембрами становится постоянным и это приносит необыкновенную радость. Тембраль-ная палитра современных рабочих станций помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин. «Мы живём в эпоху утверждения эры цифровой цивилизации, а вместе с тем - смены возможностей и средств обучения искусству, музыкальному искусству, в частности. В художественной сфере произошли кардинальные перемены, возникли новые творческие направления: «цифровые искусства», «distant reading», «digital reading», «музыкально-компьютерные технологии», «медиаобра-зование» и др., требующие совместных исследований гуманитариев и специалистов в области информационных технологий [8, с. 127]. С развитием информационных технологий в музыке и МКТ в современном музыкальном искусстве и образовании значимое место занимают технологические аспекты представлений о музыкальном инструментарии (в том числе - электронных музыкальных инструментах, клавишных синтезаторах); без знания этих аспектов невозможна грамотная интерпретация музыкальных произведений исполнителем [9; 10]. Поскольку высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения в Школе цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса [11; 12]. Одним из наиболее эффективных средств такого обучения является использование возможностей рабочей станции на уроках синтезатора как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской школе искусств

1. Асафьева Б.В. Избранные труды. Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1952; Т. 1.

2. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

4. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.

5. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

6. Павлова Л.Э. Применение тембральных возможностей рабочей станции на уроках синтезатора в детских школах искусств. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Составители: Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017.

7. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ ИМ. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.

8. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

11. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

12. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

References

1. Asaf'eva B.V. Izbrannye trudy. Moskva: Izdatel'stvo Akademii Nauk SSSR, 1952; T. 1.

2. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

4. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya ipraktika obschestven-nogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

5. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

6. Pavlova L.'E. Primenenie tembral'nyh vozmozhnostej rabochej stancii na urokah sintezatora v detskih shkolah iskusstv. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva. Sostaviteli: Gorbunova I.B., Davletova K.B. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017.

7. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU IM. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.

8. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/Is-sues/1_5.html

11. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

12. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378.126

Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

THE ROLE OF DISTANCE LEARNING IN MUSIC EDUCATION. The article deals with the problem of developing a model information technology training future teachers of music, built on the basis of interdisciplinary and context-oriented principle of the selection of training content; an integrated approach in the formation of the continuous (for the entire period of study in high school) successive educational disciplines; integration of music computer technologies as a means of learning information technology and facility for study. The developed model is implemented in a particular educational process in different disciplines ("Information Technology", "Information Technologies in Music", "Computer Music", "Computer Technologies in Music Education"). The article defines the criteria, reflecting the characteristics of information technologies for training future music teachers in the conditions of the pedagogical high school. The material allows concluding that the use of the developed method allows to use a clear algorithm for educational training of qualified music teacher, has a high level of information competence and the ability to apply information technology opportunities in the creative professional activity.

Key words: music computer technologies, information technology, competence in informatics, high-tech educational information environment, music education.

А. А. Панкова, преподаватель детской школы искусств № 7, г. Воронеж, E-mail: pankovaaa@gmail.com

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрывается проблема разработки модели обучения информационным технологиям будущих учителей музыки, построенной на основе междисциплинарного и контекстно-ориентированном принципа отбора содержания обучения; комплексного подхода при формировании непрерывных (в течение всего периода обучения в вузе) преемственных образовательных дисциплин; интеграции музыкально-компьютерных технологий как средства обучения информационным технологиям и объекта для изучения. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе в рамках комплекса дисциплин («Информационные технологии», «Информационные технологии в музыке», «Компьютерная музыка», «Компьютерные технологии в музыкальном образовании»). Также, в статье сформулированы критерии, отражающие особенности обучения информационным технологиям будущих учителей музыки в условиях педагогического вуза. Представленный материал позволяет сделать вывод, что использование разработанной методики позволит реализовать четкий образовательный алгоритм подготовки квалифицированного учителя музыки, обладающего высоким уровнем информационной компетентности и способного применять широкие возможности информационных технологий в творческой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии, информационная компетентность, высокотехнологичная информационная образовательная среда, музыкальное образование.

Ускорение научно-технического прогресса приводит к тому, что полученные в вузе знания иногда теряют актуальность прежде, чем выпускники приступают к профессиональной деятельности. В распоряжении учителей музыки сегодня есть такие средства и технологии, которые пять лет назад не имели широкого распространения, а еще через пять лет будет реализовано,

то, что сегодня кажется «научной фантастикой». Так, например, по данным специалистов Cisco, представленным в публикации журнала «EWeek», к 2020 г. через Сеть будут взаимодействовать 50 миллиардов «умных» устройств, что в несколько раз превзойдет все население Земли и такие коммуникации кардинально изменят многие аспекты повседневной жизни [1]. Зачастую,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.