Научная статья на тему 'Методика обучения игре на электронном клавишном музыкальном синтезаторе в детской школе искусств: начальный этап обучения'

Методика обучения игре на электронном клавишном музыкальном синтезаторе в детской школе искусств: начальный этап обучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
492
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАВИШНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТЕЗАТОР / ELECTRONIC MUSICAL KEYBOARD SYNTHESIZER / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ / METHODS OF LEARNING TO PLAY AN ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлова Л.Э.

Применение инновационных средств обучения, современных музыкально-компьютерных технологий помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин детской музыкальной школы и детской школы искусств. Электронные музыкальные инструменты, их многообразные варианты исполнения, и, особенно, электронный музыкальный клавишный синтезатор это ценный помощник в музыкально-творческой и музыкально-образовательной деятельности преподавателя музыкально-исполнительских дисциплин. В статье рассматриваются возможности электронного музыкального клавишного синтезатора на уроках обучения игре на музыкальном инструменте как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской музыкальных школах и детских школах искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Павлова Л.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF LEARNING TO PLAY THE ELECTRONIC MUSICAL KEYBOARD SYNTHESIZER AT A CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS: ELEMENTARY STAGE OF EDUCATION

The use of innovative learning tools, modern musical and computer technologies help to empower a teacher of musical disciplines the at a children's music school and at a children's arts school. Electronic musical instruments, their various versions, and especially electronic music keyboard of a synthesizer are a valuable devices assisting teachers in their musical-creative and musical-educational activity at disciplines of musical instruments performing. The article discusses the electronic musical keyboard synthesizer lessons in learning to play a musical instrument as a means of learning the arts of mastery in a children's music school.

Текст научной работы на тему «Методика обучения игре на электронном клавишном музыкальном синтезаторе в детской школе искусств: начальный этап обучения»

Библиографический список

1. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2003.

2. Этика деловых отношений: учебник. Под редакцией А.Я. Кибанова. Москва, 2002.

3. Профессиональная этика и этикет: учебник. Владивосток, 2005.

4. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза: монография. Москва, 2010.

5. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие. Москва, 1993.

6. Костина Е.А. Кросс-культурность высшего профессионального образования. Вестник Академии права и управления. 2015; 40: 175 - 184.

7. Костина Е.А. Культуроцентричность образования - требование современного этапа развития общества. Учёные записки Российского государственного социального университета. 2010: 6: 60 - 63.

8. Костина Е.А. Кросс-культурность в философской мысли как основа кросс-культурности в образовании. Философия образования. 2015; 5 (62): 84 - 101.

References

1. Sharova L.M. Formirovanieprofessional'no-'eticheskojkul'turybuduschego uchitelya vprocessepedagogicheskogo obscheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2003.

2. 'Etika delovyh otnoshenij: uchebnik. Pod redakciej A.Ya. Kibanova. Moskva, 2002.

3. Professional'naya 'etika i 'etiket: uchebnik. Vladivostok, 2005.

4. Shevchenko L.L. Uchitel'. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya nravstvennojkul'tury vuchebno-vospitatel'nom processe vuza: monografiya. Moskva, 2010.

5. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya: uchebnoe posobie. Moskva, 1993.

6. Kostina E.A. Kross-kul'turnost' vysshego professional'nogo obrazovaniya. Vestnik Akademii prava i upravleniya. 2015; 40: 175 - 184.

7. Kostina E.A. Kul'turocentrichnost' obrazovaniya - trebovanie sovremennogo 'etapa razvitiya obschestva. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2010: 6: 60 - 63.

8. Kostina E.A. Kross-kul'turnost' v filosofskoj mysli kak osnova kross-kul'turnosti v obrazovanii. Filosofiya obrazovaniya. 2015; 5 (62): 84 - 101.

Статья поступила в редакцию 08.08.17

УДК 378

Pavlova L.E., teacher of the Children's School of Arts n.a. M.I. Glinka (St. Petersburg, Russia), E-mail: avgusta14@list.ru

METHODS OF LEARNING TO PLAY THE ELECTRONIC MUSICAL KEYBOARD SYNTHESIZER AT A CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS: ELEMENTARY STAGE OF EDUCATION. The use of innovative learning tools, modern musical and computer technologies help to empower a teacher of musical disciplines the at a children's music school and at a children's arts school. Electronic musical instruments, their various versions, and especially electronic music keyboard of a synthesizer are a valuable devices assisting teachers in their musical-creative and musical-educational activity at disciplines of musical instruments performing. The article discusses the electronic musical keyboard synthesizer lessons in learning to play a musical instrument as a means of learning the arts of mastery in a children's music school.

Key words: electronic musical instrument, music education, musical computer technologies, electronic musical keyboard synthesizer, methods of learning to play an electronic musical instrument.

Л.Э. Павлова, преп. детской школы искусств им. М.И. Глинки, г. Санкт-Петербург, E-mail: avgusta14@list.ru

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ЭЛЕКТРОННОМ КЛАВИШНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ СИНТЕЗАТОРЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ: НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

Применение инновационных средств обучения, современных музыкально-компьютерных технологий помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин детской музыкальной школы и детской школы искусств. Электронные музыкальные инструменты, их многообразные варианты исполнения, и, особенно, электронный музыкальный клавишный синтезатор - это ценный помощник в музыкально-творческой и музыкально-образовательной деятельности преподавателя музыкально-исполнительских дисциплин. В статье рассматриваются возможности электронного музыкального клавишного синтезатора на уроках обучения игре на музыкальном инструменте как средство обучения искусству исполнительского мастерства в детской музыкальных школах и детских школах искусств.

Ключевые слова: электронный музыкальный инструмент, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронный клавишный музыкальный синтезатор, методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте.

Сейчас уже не возникает сомнений, что дальнейшее развитие музыкального образования должно опираться на передовые достижения науки и техники. Многие музыканты, учёные, педагоги отмечают в своих трудах возникшую необходимость выработки новых подходов и образовательных систем для реализации музыкально-образовательного процесса в Школе цифрового века (см., например, работы [1; 2; 3; 4]). Использование музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [5; 6; 7] необходимо для подготовки грамотных музыкантов, а так же для совершенствования методов обучения подрастающего поколения. Активное внедрение технических новшеств, связанных с компьютерными технологиями и электроакустикой, стимулирует поиск новых методик и форм работы с детьми [8; 9]. В огромном многообразии возникающих музыкальных явлений клавишный синтезатор постепенно становится незаменимым для учебно-художественной деятельности. Музыкальный компьютер (МК) как средство обучения современным видам художественного творчества в детских

музыкальных школах и детских школах искусств широко используется педагогами-музыкантами [10; 11].

На подготовительном отделении музыкальной школы дети начинают учиться с 3-4 лет. С 4,5 - 5 лет можно начинать обучение на электронном отделении детской музыкальной школы или детской школы искусств. Знакомство с миром музыки малыш начинает с развивающих музыкальных программ («Дракоша в мире музыки» и т.д.) и с классических форм преподнесения музыкального материала. Изучение нот, длительностей и музыкальных инструментов проходит в игровой форме. Обучение музыкальным основам с помощью МК и музыкального клавишного синтезатора - электронного музыкального инструмента (ЭМИ) -заинтересовывает, увлекает и помогает закрепить материал [12; 13]. Электронный музыкальный клавишный синтезатор (который, по сути своей, является полноценным МК) даёт возможность малышу не только познакомиться с различными звуками, тембрами инструментов - Voice, но и сыграть ими любую мелодию. Также

в инструменте заложено разнообразное звучание стилей - Style, звуковых эффектов - Multi Pads. Эти возможности превращают обучение в калейдоскоп бесконечного творчества и радости. Ребёнок может почувствовать себя не только музыкантом, но и аранжировщиком.

На подготовительном отделении ребёнок получает базовые знания, основы музыкальной и компьютерной грамотности. Поэтому в младших классах (7 - 9 лет) можно использовать не только то, что заложено в электронном инструменте, но и начать создавать свои звуковые эффекты (Multi Pads). Помимо записи эффектов с клавиатуры (смех, звук воды и т. д.) и музыкальных вставок, которые можно использовать вовремя исполнения, можно записать эффекты через микрофон или найти в Интернете необходимый звук и применить его через аудио плеер.

Для создания аранжировки сначала ребёнок использует варианты Voice и Style, запрограммированные в синтезаторе, но наступает момент, когда хочется сделать своё сочетание звуков и свою оркестровую палитру. Начинается эксперимент в Mixing console (Sound Effect), где можно до неузнаваемости изменить звучание инструмента. Это интересный и творческий процесс. В Style Creator можно редактировать стиль, экспериментировать с вариантами звучания оркестра. Создать своё собственное сочетание из уже имеющихся заготовок в синтезаторе или сделать всё с нуля. Это конечно больше ученик применяет в старших классах. Можно также использовать функцию Channel on/off для редактирования Style, где можно менять инструменты в оркестре или совсем выключать их. Это очень увлекательный процесс, который даёт ученикам младших и старших классов проявить полёт фантазии для создания своей палитры звучания музыкального произведения.

Ребёнок может уже в первом классе записать своё исполнение и сохранить его на цифровом носителе («флэшке» и др.). На музыкальном клавишном синтезаторе ребёнок учиться делать самостоятельно настройки (Registration Memory); первые записи,

Библиографический список

с применением Style и без; редактировать Style, использовать педаль как Sustain и для переключения настроек, делать многоканальную запись с добавлением Multi Pads. В аранжировку ребёнок может сочинить свои подголоски и сохранить их в записи. В электронном музыкальном клавишном синтезаторе есть ещё недостаточно оценённая музыкантами-исполнителями и музыкантами-педагогами функция - это возможность записи в MIDI формате и перевод в Wave (аудио).

При обращении к синтезатору исполнительская направленность учебно-музыкальной деятельности становится недостаточной. Чтобы озвучить нотный текст, нужно сначала выбрать из огромного числа тембров наиболее подходящий для исполнения данной композиции. Скорректировать и сохранить стиль и фактуру изложения, создав проект аранжировки (подготовка и адаптация музыкального произведения для представления его в форме, отличной от первоначальной). Чаще всего в начале обучения ребёнок увлекается синтезированными тембрами, а также спецэффектами (Multi Pad). На уроке можно много раз сыграть произведение, каждый - раз новым звуком. Это даёт возможность создать атмосферу творческого эксперимента и праздника, а также очень быстро, с огромным интересом выучить текст. Но для исполнения на экзамене или концерте лучше закрепить настройку с тембром более подходящим по стилю к данной пьесе (см. подробнее в работах [14; 15].

Занятия, где используется электронный клавишный музыкальный синтезатор, проходят в творческой и развивающей форме. Применение инновационных средств обучения, современных инновационных технологий и МКТ помогает расширить возможности преподавателя музыкальных дисциплин. Электронный музыкальный клавишный синтезатор - это ценный помощник в музыкально-творческой и музыкально-образовательной деятельности. Использование современных возможностей цифровых музыкальных инструментов превращают уроки в праздник творчества и фантазии.

1. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ ИМ. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; 4: 11 - 14.

2. Белов Г.Г., Бергер Н.А., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

3. Бергер Н.А., Горбунова И.Б., Яцентковская Н.А. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

4. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

5. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012. № 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалыXIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2015: 29 - 34.

7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

8. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

9. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

10. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015. № 12: 428-432.

11. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.

12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

13. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

14. Павлова Л.Э., Подольская Е.Е. Музыкальный компьютер как средство обучения современным видам художественного творчества в ДМШ. Современное музыкальное образование - 2010: материалы международной научно-практической конференции / Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург, 2010: 195 - 197.

15. Павлова Л.Э. Применение тембральных возможностей рабочей станции на уроках синтезатора в детских школах искусств. Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства. Составители: Горбунова И.Б., Давлето-ва К.Б. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 152 - 155.

References

1. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU IM. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka v shkole. 2010; 4: 11 - 14.

2. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

3. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

4. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

5. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012. № 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIVMezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2015: 29 - 34.

7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

10. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 12: 428-432.

11. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.

12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

14. Pavlova L.'E., Podol'skaya E.E. Muzykal'nyj komp'yuter kak sredstvo obucheniya sovremennym vidam hudozhestvennogo tvorchestva v DMSh. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2010: 195 - 197.

15. Pavlova L.'E. Primenenie tembral'nyh vozmozhnostej rabochej stancii na urokah sintezatora v detskih shkolah iskusstv. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sostaviteli: Gorbunova I.B., Davletova K.B. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 152 - 155.

Статья поступила в редакцию 31.07.17

УДК: 378

Spiridonov O.A., teacher, Yakutsk Pedagogical College n.a. S.F. Gogolev (Yakutsk, Russia), E-mail: olspi@inbox.ru

MUSICAL-COMPUTER TECHNOLOGIES AS A META-SUBJECT IN MUSIC EDUCATION. One of the most important problems of the modern school is a problem of the all-round development of an individual and the formation of a functionally literate person. Education should be filled with new quality and contents, it needs to be activity-oriented so that the student acquires the qualities of an integral personality, is able to adapt in a constantly changing world, so that he can solve non-standard life tasks and is able to successfully socialize in the modern society. An important role in this process is given to the arts, the realization of its educational and educational functions. The article discusses new pedagogical technologies related to the introduction of meta-subject knowledge and music-computer technologies in the system of modern music education.

Key words: musical education, musical-computer technologies, electronic musical instruments, information technologies in music, musical informatics, meta-subject, meta-subject approach in teaching.

О.А. Спиридонов, преп. ГБПОУ РС(Я) Якутского педагогического колледжа им. С.Ф. Гоголева, г. Якутск,

E-mail: olspi@inbox.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕТАПРЕДМЕТ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одна из важнейших проблем современной школы - проблема всестороннего развития личности и формирования функционально грамотного человека. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить деятельност-ный характер, чтобы ученик приобрёл качества целостной личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, успешно социализироваться в современном обществе. Важная роль при этом отводится искусству, реализации его воспитательных и образовательных функций. В статье обсуждаются новые педагогические технологии, связанные с внедрением метапредметных знаний и музыкально-компьютерных технологий в систему современного музыкального образования.

Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, электронные музыкальные инструменты, информационные технологии в музыке, музыкальная информатика, метапредмет, метапредметный подход в обучении.

Одна из важнейших проблем современной школы - проблема всестороннего развития личности и формирования функционально грамотного человека. Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием, носить деятельностный характер, чтобы ученик стал в жизни не «ходячей энциклопедией», а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т. е. успешно социализироваться в обществе.

Немалая роль при этом отводится искусству, реализации его воспитательно-образовательной функции. Учащихся недостаточно научить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке, важно пробудить постоянную потребность в общении с ней. Всестороннее музыкальное развитие обогащает внутренний мир ученика, помогает не только глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям [1].

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что необходимо для решения различных жизненных ситуаций?

Метапредмет в образовании В настоящее время образование пытается ответить на вопрос: в чём состоит суть обновления содержания образования. Новое содержание образования - это направленность на обнаружение базисных принципов, которые позволяют формировать необходимый уровень мыслительной активности учащихся. Именно на это и направлена метапредметная технология.

Метапредметы - это учебные предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлектив-

ности по отношению к предметности. Они, с одной стороны, построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации, т. е. они сами сконструированы как учебные предметы, с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным циклам и научным областям. Осуществив работу на разном предметном материале, ученик делает предметом своего осознанного отношения сам способ своей работы на разнородном предметном материале. Он начинает рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался и т. д. И тогда ученик может обнаружить, что, несмотря на использование материалов из различных предметных областей, он работал с одной организованностью мыследеятельности, своеобразной мыслительной организацией [1]. Новизна мета-предметной технологии заключается в том, что учитель получает возможность работать со способностями учащегося, а ученик получает знания об организованности мышления, например, знание об устройстве самого знания и способах деятельности, которые являются универсальными, применяемыми в разных предметностях [1].

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты Метапредметные результаты обучения

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность. В соответствии с ФГОС, метапредметный подход в обучении и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.