Научная статья на тему 'Некоторые аспекты средств выразительности клавишного музыкального синтезатора в процессе обучения исполнительскому мастерству учащихся детских школ искусств'

Некоторые аспекты средств выразительности клавишного музыкального синтезатора в процессе обучения исполнительскому мастерству учащихся детских школ искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
301
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ELECTRONIC CREATIVITY / ЭЛЕКТРОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS / АРАНЖИРОВКА / ARRANGEMENT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ИГРА НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ / PLAYING THE KEYBOARD SYNTHESIZER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Ю.В.

Звуковой потенциал современных музыкальных инструментов дает возможность глубже и шире раскрыть содержательную сторону нотного музыкального материала. Художественное воплощение музыкального произведения напрямую зависит и от степени владения комплексом исполнительских приемов, связанных со спецификой устройства клавишного синтезатора. В статье рассмотрены методические аспекты исполнительской техники на клавишном электронном музыкальном инструменте. Приведены примеры средств выразительности с применением функциональных возможностей клавишного синтезатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Марина Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF EXPRESSIVENESS OF THE KEYBOARD MUSICAL SYNTHESIZER IN THE PROCESS OF TEACHING PERFORMING SKILLS IN PUPILS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS

. The sound potential of modern electronic musical instruments makes it possible to disclose the contents of musical material deeper and wider. The artistic embodiment of a musical work directly depends on the degree of ownership of a set of performing techniques, associated with the specificity of the keyboard synthesizer device. The work studies some methodical aspects of the performing technique on the keyboard electronic musical instrument. The author gives examples of means of expressiveness with the use of the functionality of a keyboard synthesizer.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты средств выразительности клавишного музыкального синтезатора в процессе обучения исполнительскому мастерству учащихся детских школ искусств»

Библиографический список

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобраз. учреждений. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Нац. фондом подг. кадров и Министерством образования РФ. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.

2. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века. Теория и практика общественного развития, 2015; 11: 254 - 257.

3. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.

4. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура, 2015; 6: 135 - 139.

5. Горбунова И.Б., Чибирев C.B. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

6. Горбунова И.Б. Компьютерные науки и музыкально-компьютерные технологии в образовании. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 428 - 432.

7. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика, 2016; 4: 95 - 100.

8. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 10: 69 - 77.

9. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2004; 4 (9): 123-138.

10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы международной научно-практической конференции . Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Cанкт-Петер-бург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014: 32 - 38.

11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

12. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 61.

13. Горбунова И.Б., Заливадный М^., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

14. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

15. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter (novyj instrument muzykanta): uchebnoe posobie dlya 10 - 11 kl. obscheobraz. uchrezhdenij. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPK - Nac. fondom podg. kadrov i Ministerstvom obrazovaniya RF. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v Shkole cifrovogo veka. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2015; 11: 254 - 257.

3. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.

4. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2015; 6: 135 - 139.

5. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XlV Sankt-Peterburgskojmezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

6. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2016; 4: 95 - 100.

8. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 10: 69 - 77.

9. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2004; 4 (9): 123-138.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii . Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014: 32 - 38.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

12. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 61.

13. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

14. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

15. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Marina Yu.V, senior teacher, Krasnoyarsk State Institute of Arts, teacher of the Children's School of Arts No. 8 (Krasnoyarsk,

Russia), E-mail: serenada72@mail.ru

SOME ASPECTS OF EXPRESSIVENESS OF THE KEYBOARD MUSICAL SYNTHESIZER IN THE PROCESS OF TEACHING PERFORMING SKILLS IN PUPILS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS. The sound potential of modern electronic musical instruments makes it possible to disclose the contents of musical material deeper and wider. The artistic embodiment of a musical work directly depends on the degree of ownership of a set of performing techniques, associated with the specificity of the keyboard synthesizer device. The work studies some methodical aspects of the performing technique on the keyboard electronic musical instrument. The author gives examples of means of expressiveness with the use of the functionality of a keyboard synthesizer.

Key words: electronic creativity, electronic musical instruments, arrangement, musical education, playing the keyboard synthesizer.

Ю.В. Марина, ст. преп. Красноярского государственного института искусств, преподаватель Детской школы искусств № 8, г. Красноярск, E-mail: serenada72@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КЛАВИШНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СИНТЕЗАТОРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМУ МАСТЕРСТВУ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Звуковой потенциал современных музыкальных инструментов дает возможность глубже и шире раскрыть содержательную сторону нотного музыкального материала. Художественное воплощение музыкального произведения напрямую зависит и от степени владения комплексом исполнительских приемов, связанных со спецификой устройства клавишного синтезатора. В статье рассмотрены методические аспекты исполнительской техники на клавишном электронном музыкальном инструменте. Приведены примеры средств выразительности с применением функциональных возможностей клавишного синтезатора.

Ключевые слова: электронное творчество, электронные музыкальные инструменты, аранжировка, музыкальное образование, игра на клавишном синтезаторе.

Активно растущий интерес к музицированию на клавишных электронных музыкальных инструментах [1; 2] сформировал устойчивый спрос на подготовку преподавателей, осведомленных в исполнительских особенностях игры на клавиатуре и владеющих знаниями управления и настройки клавишного музыкального синтезатора, навыками аранжировки и т. д. Как у всего нового, - а направление электронного музицирования является самым молодым, - есть те преподаватели, которые просматривая перспективность направления, с энтузиазмом поддерживают и развивают данный вид обучения, и те, кто склонны консервативно отстаивать традиционный подход в обучении игры на клавишных инструментах. Помимо существующих двух полярных позиций по отношению к этому вопросу есть ещё и третья. Это позиция музыкантов, получивших академическое музыкальное образование, которые с интересом наблюдающих за происходящим со стороны. Представителей этой стороны привлекают повышенный детский интерес к такого рода музицированию [3; 4], эффектность и мобильность концертных выступлений учеников на любом этапе обучения [5]. Вместе с этим настораживают видимая разница средств музыкальной выразительности привычного традиционного механического фортепиано и клавишного синтезатора. Автоматически срабатывает стереотип поиска уже знакомого набора исполнительских приемов. Однако, как мы знаем, наличие клавиатуры не ставит в один ряд с роялем ни клавесин, ни орган. Различие природы звука и принципов звукоизвлечения этих музыкальных инструментов очевидно. Таким образом, в истории развития каждого клавишного музыкального инструмента формируется своя исполнительская школа, сочетающая в себе как общие рекомендации, направленные как на формирование игровых навыков и контакта с игрового аппарата с клавиатурой, так и специфические, связанные с особенностями устройства того или иного клавишного инструмента [6]. Признание представителей этой третьей стороны молодого направления в развитии электронной музыки как полноценного в сфере музыкального образования будет зависеть от убедительности результатов исполнительских работ учащихся. Очень важно на этом этапе преподавателям-энтузиастам уметь держать правильный курс на педагогический репертуар, основанный на музыке высокохудожественной. Вместе с этим необходимо стремиться к применению в обучении моделей клавишных музыкальных синтезаторов, обладающих высоким уровнем качества звука.

Каждый клавишный музыкальный инструмент в ходе исторического развития благодаря особенностям звучания занял свою нишу и органично вписался в те или иные музыкальные стили. Фортепиано отличается от всех своих клавишных «собратьев» возможностью фактурной передачи музыкального материала, гибкостью интонирования. Степень выразительности фортепианной игры в значительной степени зависит от техники туше самого исполнителя. Фортепианная школа представляет собой глубокое изучение множества исполнительских приемов направленных на художественное воплощение многоликой фортепианной музыки.

Репертуар для клавишного музыкального синтезатора формируется параллельно с развитием самого компьютерного музыкального творчества. Круг выразительных средств клавишного синтезатора обширен и недостаточно изучен. Одним из главных средств художественной выразительности электронного музыкального инструмента является наличие множества тембров. Тембр - как основная характеристика музыкальной идеи. Назна-

чение эффектов, звукорежиссерская обработка звука дополняет выразительности выбранному тембру. Клавишный синтезатор позволяет настроить чувствительность клавиатуры к нажатию на клавишу. Работа над активным интонированием исполнителя с использованием данной настройки будет обязательно замечена слушателем. В некоторых моделях электронных музыкальных инструментов возможно настроить чувствительность к силе нажатия не только для солирующих тембров голосов, но и громкость звучания автоаккомпанемента.

Интересным занятием представляется работа с настройками педали FC7 (педали экспрессии). Возможность этой педали воздействовать на силу звука позволяет исполнителю сделать динамический план произведения более рельефным. Так, используя один тембр в настройках основной и дублирующий партий с назначением на одну из партию функции изменения громкости звучания при помощи педали экспрессии, оказывается возможным более ярко провести кульминационные моменты музыкальной формы. Назначение на педаль управление громкостью автоаккомпанемента позволит ввести партию сопровождения незаметно, если того требует замысел аранжировки.

Вопрос гибкого интонирования можно решить, используя приемы ручного управления на изменения звука во времени. К таким приемам можно отнести использование во время исполнения назначаемых контроллеров, а также непосредственное воздействие на силу звука через ручку громкости инструмента. Этот «живой» прием игры предполагает занятость обеих рук для исполнения и управления партией правой руки.

В мае 2017 г. в Красноярске состоялся ежегодный, XII Региональный фестиваль-конкурс электроакустической музыки «Звуки времени». Отслеживая историю красноярского фестиваля за 12 лет можно отметить несомненный качественный рост представленных работ. Ежегодное участие в качестве председателя жюри доктора педагогических наук, доцента, ведущего научного сотрудника Института художественного образования РАО, члена союза композиторов Игоря Михайловича Красильникова оказывает существенное влияние на формирование исполнительских критериев работ участников. Среди конкурсных выступлений этого года можно отметить работу ансамбля преподавателей Детской школы искусств им. М.П. Мусоргского г. Железногорска. Представленная композиция Г. Пелециса «Цветущий жасмин» исполненная ансамблем на четырёх синтезаторах с солирующей скрипкой очаровала слушателей своей утонченной аранжировкой и чутким отношением к подаче звукового материала. Особенностью исполнения являлась управление регулятором громкости каждым из исполнителей на клавишном синтезаторе. Прозрачность фактуры и утонченность, которые композитор изначально воплотил в музыке, написанной для скрипки, маримбы и камерного оркестра, прозвучали на фестивале в электронном звучании захватывающе.

Активное развитие электронного направления в сфере музыкального образования (см., например, работы [7; 8; 9]), несомненно, сопряжено с постоянным техническим усовершенствованием электронных музыкальных инструментов [10; 11]. Каждое новое поколение клавишных электронных инструментов заметно отличается качеством звука от своих предшественников. Однако, каким бы совершенным инструментом не обладал исполнитель, художественную ценность его исполнение приобретет при условии использования широкого круга исполнительских средств, позволяющих максимально раскрыть содержательную сторону произведения.

Библиографический список

1. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007.

2. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

3. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.

4. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

5. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.

6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Междунардной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

9. Воронов А.М., Горбунова И.Б., Камерис А., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

10. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

11. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.

References

1. Krasil'nikov I.M. 'Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo vsisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Dubna: Feniks+, 2007.

2. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

3. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifro-vogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.

4. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

5. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.

6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialyXIII Mezhdunardnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

9. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutsk-ogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

10. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskojmezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

11. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Morozov S.A., teacher, Kursk Music Boarding College for the Blind "KMKIS" (Kursk, Russia), E-mail: msstudio@list.ru

MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION OF VISUALLY IMPARED STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL MUSIC INSTITUTIONS. The development of computer technologies and the development of screen reader software programs led to the creation of new forms of teaching disabled people with impaired vision rethink teaching methods, both traditional disciplines and new items related to musical computer technologies. The article studies the main aspects of teaching visually impaired students in vocational music schools using modern musical and computer technologies.

Key words: music and computer technologies, visually impaired, teaching music.

С.А. Морозов, преподаватель Курского музыкального колледжа-интерната слепых ФКПОУ «КМКИС» Минтруда

России, г. Курск, E-mail: msstudio@list.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ - ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ В СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Развитие средств вычислительной техники и появление компьютерных программ экранного доступа привело к созданию новых форм обучения людей с ограниченными возможностями по зрению, переосмыслению методики преподавания, как традиционных дисциплин, так и новых предметов, связанных с музыкальными компьютерными технологиями. Статья посвящена основным аспектам обучения студентов - инвалидов по зрению в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях с использованием современных музыкально-компьютерных технологий.

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии; инвалиды по зрению; обучение музыке.

Появление компьютерных программ экранного доступа, привело к созданию новых форм в учебном процессе при обучении людей с ограниченными возможностями по зрению, переосмыс-

лению методики преподавания как традиционных дисциплин, так и новых предметов, связанных с музыкальными компьютерными технологиями (МКТ) [1; 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.