10. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. Современное музыкальное образование - 2014: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.
References
1. Fedorovich E.N. Russkaya pianisticheskaya shkola kakpedagogicheskij fenomen. Moskva: Direkt-Media, 2014.
2. Gudkova L.A. Analiz programm obucheniya igre na klavesine dlya detskoj muzykal'noj shkoly. Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya. 2016; 1: 25 - 31.
3. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
4. Majkapar A. Klavesi. Iskusstvo. 2008;16: 34 - 38.
5. Krasil'nikov I.M. 'Elektronnoe muzykal'noe tvorchestvo vsisteme hudozhestvennogo obrazovaniya. Dubna: Feniks+, 2007.
6. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
7. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
8. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
9. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.
Статья поступила в редакцию 30.03.17
УДК 378
Marina Yu.V., senior teacher, Krasnoyarsk State Institute of Arts, Teacher of the Children's School of Arts No. 8 (Krasnoyarsk,
Russia), E-mail: [email protected]
THE TIMBRE-AUDITORY ANALYSIS AS THE MAIN COMPONENT OF THE CREATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER OF ELECTRONIC MUSICAL INSTRUMENTS. The sound potential of modern electronic musical instruments makes it possible to disclose the contents of the music material. One of the main components of the arrangement is the ability to convey the intent of the musical material through its timbral palette. The paper considers methodological aspects of teaching the art of performing skills and arranging on a keyboard electronic musical instrument, which is characterized by its multi-timbral character, which dictates the need to develop a different approach to teaching methods, primarily related to the content of musical material through the expressive characteristics of the timbres.
Key words: electronic creativity, timbre-auditory representation, electronic musical instruments, arrangement, musical education.
Ю.В. Марина, ст. преп. Красноярского государственного института искусств, преподаватель Детской школы
искусств № 8, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
ТЕМБРАЛЬНО-СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА
Звуковой потенциал современных электронных музыкальных инструментов даёт возможность раскрыть содержательную сторону нотного материала. Одной из главных составляющих аранжировки является умение передать замысел музыкального материала через его тембральную палитру. В статье рассмотрены методические аспекты обучения искусству исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном электронном музыкальном инструменте, отличительной особенностью которого является его многотембровость, что диктует необходимость выработки иного подхода в методике обучения, связанной, прежде всего, с содержательной частью музыкального материала через выразительные характеристики применяемых тембров.
Ключевые слова: электронное творчество, тембрально-слуховое представление, электронные музыкальные инструменты, аранжировка, музыкальное образование.
С момента рождения человека его окружает многообразие звуков окружающего мира. Из всего звукового потока ребёнок, с первых дней жизни, распознает окрас звучания тембра голоса матери. Не зная слов, он узнает родного человека из множества других голосов. С взрослением ребёнка, круг звуков, несущих в себе информацию об окружающей среде, заметно расширяется. Ориентируясь по благозвучию тембра и мелодичности интонации, ребёнок со временем интуитивно различает дружелюбность или враждебность окружающих. Звуки природы, технические шумы, закрепленные за ситуационными событиями жизненного опыта человека, формируют структуру языка звуковых представлений, способных влиять на восприятие окружающей среды. И, наоборот, для передачи замысла произведения создавать соответствующую атмосферу посредством «звуковых символов». «Стремление искать и находить всё новые и новые краски звучаний, новые тембровые сочетания музыкальных инструментов, условия и приёмы выразительной игры на них - непреложный
фактор развития культуры человечества. <...> Профессиональный интерес к изобретению и совершенствованию музыкального инструментария и стремление найти новые краски звучаний, новые тембровые сочетания музыкальных инструментов, условия и приёмы выразительной игры на них вызвал к жизни в XIX веке серьёзную и математически точную науку - инструментоведе-ние», - отмечают в своей статье Г.Г. Белов и И.Б. Горбунова [1, с. 135].
Звуковой потенциал современных электронных музыкальных инструментов дает возможность раскрыть содержательную сторону нотного материала. Одной из главных составляющих успеха аранжировки является умение передать замысел музыкального материала через его тембральную палитру. Если произведение зафиксировано композитором в виде оркестровой партитуры, то передача замысла через точные указания тембров инструментов заметно упрощается. Однако разнообразие учебного материала в большей своей части базируется на инструмен-
тальной музыке, чаще фортепианной. Аранжировка такого рода музыкального материала предполагает анализ и осмысление всех компонентов средств музыкальной выразительности.
Если основные компоненты: мелодия, ритм, лад, гармония, фактура, темп, регистр, штрихи, динамика фиксируются композитором, то тембр, как особое средство музыкальной выразительности определяется музыкантом-интерпретатором в процессе аранжировки путем анализа всех, выше перечисленных составляющих.
Итак, современные клавишные синтезаторы - это, прежде всего, многотембровые инструменты. Эту особенность можно определить как одно из главных средств выразительности, подчеркивающей уникальность инструмента. В выборе тембров на синтезаторе невозможно опираться только на внутреннюю интуицию.
Владение знаниями о тембре и методика работы с ними особенно важны при игре на синтезаторе [2]. Технические возможности инструмента позволяют решить задачу в подборе тембра, опираясь на акустические параметры звучания подобия традиционных инструментов, деления их на группы в оркестре, а также дают возможность сформировать представление о сложившемся образе каждого из этих инструментов, получить знания об исполнительских особенностях каждого из этих инструментов.
Важной составляющей в акустическом анализе тембра является отслеживание временных характеристик тембра. Такой анализ включает в себя анализ амплитудной огибающей звука. Исходя из этого, можно выявить объёмный перечень характеристик, выражающихся, например, в остроте, мягкости звучания; в светлом или темном характере звучания; в напряженности звукоизвлечения; в сухом или «шлейфовом» окончаниях. В работах [3; 4; 5] подробно изложены сведения об архитектонике музыкального акустического и электронного звука, в работах [6; 7] рассмотрены вопросы, связанные с современными представлениями о технологиях звукового синтеза применительно к электронным музыкальным инструментам (далее - ЭМИ). В построении отдельных аспектов методики преподавания особенностей исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе мы в значительной степени опираемся на основные положения, изложенные в данных фундаментальных трудах.
Пройдя путь эмоционального сопереживания исполняемой музыки, исполнитель непременно перед встает неизбежная задача в реализации своих музыкально-образных представлений [8; 9]. Развитие чуткого тембрального слышания музыканта является главной составляющей обучения на клавишном синтеза-
Библиографический список
торе. «ЭМИ между тем <...> обогащает оркестровые составы, привнося свою лепту в тембровое обновление современной музыки (Р. Щедрин и А. Чайковский, школа ИРКАМ об использовании ЭМИ) <...> Этот процесс интересен присутствующими в нем проявлениями перехода от понятийно представленных обобщений изучаемых (или прогнозируемых) музыкальных явлений к их практическому конкретно-образному моделированию <...>, что непосредственно сближает музыкально-исследовательскую деятельность с самой художественной практикой <...>» [1, с. 139]. Авторы статьи ссылаются на ряд работ, среди которых [10; 11; 12; 13; 14].
Важная отличительная особенность синтезатора как многотембрового инструмента диктует выработку иного подхода в методике обучения. С первого знакомства с инструментом на занятиях в моем классе юные музыканты знакомятся с содержательной частью музыкального материала через выразительные характеристики применяемых тембров.
Ребята проявляют живой интерес, знакомясь с особенностями звучания представленным в клавишном синтезаторе перечнем голосов. Наряду с тембрами традиционных инструментов, например, у начинающих музыкантов вызывают интерес звуки фантазийного характера, шумовые эффекты, группа ударных инструментов. В донотном этапе обучения творческие задания на озвучивание предложенного преподавателем сюжета с самостоятельным подбором тембров для иллюстрирования «музыкальной сказки» обычный урок может быть переведен в разряд увлеченных занятий по поиску средств музыкальной выразительности. Уже с первых шагов обучения обостряется взаимосвязь образно-слуховых представлений между действием и звуком.
Интерес к игре на клавишном синтезаторе испытывают также учащиеся фортепианного отделения. Творческие эксперименты с аранжировкой фортепианного репертуара, освоенного за учебный период, заставляют конкретизировать музыкально-слуховые представления юного пианиста. Работа над аранжировкой принуждает музыканта к системному и последовательному анализу всего произведения. Электронная музыка перестает существовать в тот момент, когда образно-слуховое представление её создателя (аранжировщика) не активно. Приступая к изучению новых произведений, юные пианисты, получившие опыт аранжировки, показывают более качественный, новый уровень в работе с нотным текстом, что поднимает на другой, качественно новый уровень процесс освоения музыкальных дисциплин в детской музыкальной школе и детской школе искусств, а также позволяет сделать весь процесс обучения более интересным и увлекательным.
1. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.
2. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. Москва: Библиотечка журнала «Искусство в школе», 2004; Вып. 8.
3. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
4. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: монография. Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2006.
5. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015, 7: 213 - 218.
6. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития. 2015; 22: 233 - 239.
7. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
8. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и комплексная модель её семантического пространства. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014; 4 (208): 152 - 161.
9. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 11: 254 - 257.
10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Хайнер Е. Музыкально-компьютерные технологии как информационно-трансляционная система в школе цифрового века. Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; 4 (39): 99 - 103.
11. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2014 материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2014; 32 - 38.
12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.
13. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. Т. 3: Музыкальный компьютер: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
14. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.
References
1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.
2. Krasil'nikov I.M. Sintezatorikomp'yuter vmuzykal'nom obrazovanii. Problemypedagogiki 'elektronnogo muzykal'nogo tvorchestva. Moskva: Bibliotechka zhurnala «Iskusstvo v shkole», 2004; Vyp. 8.
3. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2014.
4. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SOYuZ», 2006.
5. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015, 7: 213 - 218.
6. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 22: 233 - 239.
7. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty v sisteme obschego muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 411 - 415.
8. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i kompleksnaya model' ee semanticheskogo prostranstva. Nauchno-tehnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2014; 4 (208): 152 - 161.
9. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter kak novyj instrument pedagoga-muzykanta v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 254 - 257.
10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; 4 (39): 99 - 103.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazo-vanie - 2014 materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014; 32 - 38.
12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.
13. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. T. 3: Muzykal'nyj komp'yuter: uchebnoe posobie. Cankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011.
14. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.
Статья поступила в редакцию 31.03.17
УДК 378.02:372.8
Ten E.S., teacher of music and computer technologies, Academic Gymnasium number 56 (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
MUSICAL COMPUTER TECHNOLOGY AS A TOOL FOR THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE MUSIC TEACHER IN THE SCHOOL OF THE XXI CENTURY. The article presents the results of music education in educational institution on the basis of the use of music and computer technologies. Changing the perception of the child, he lives in a world of technological symbols and characters in the world of e-culture. The teacher must possess modern techniques and new educational technologies to communicate with the child in one language. One of these techniques is now the integration of media education in the work of music teachers. To teach the child to navigate the "e-environment" acquires "reading" skills, the processing and analysis of information obtained from different sources, it is critical to comprehend it, this is one of the most important tasks of the modern school.
Key words: musical computer technology, music education, general education, music computer, electronic musical instruments, educational institutions.
Э.С. Тен, преп. музыкально-компьютерных технологий Академической гимназии № 56, г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
В ШКОЛЕ XXI ВЕКА
В статье обсуждаются результаты обучения музыке в общеобразовательном учреждении на основе использования музыкально-компьютерных технологий. Меняется восприятие ребёнка, он живет в мире электронной культуры, в высокотехнологичной информационной образовательной творческой среде. Учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребёнком на одном языке. Одной из таких методик сегодня является интеграции медийного образования в систему работы учителя музыки. Важная задача современной школы заключается в необходимости научить ребёнка ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмысливать ее и активно использовать в процессе обучения.
Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, общее образование, музыкальный компьютер, электронные музыкальные инструменты, общеобразовательные учреждения.
Общеобразовательная школа XXI века ознаменовалась изменениями в области способов передачи информации, и её представления: информационные и компьютерные технологии постепенно внедряются во все области наук, в частности, в область музыкального творчества и музыкального образования. Это повлияло на систему общего музыкального образования, которая нуждается в изменении в соответствии с необходимостью, вызванной развитием информационно общества. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю больше возможностей при проведении урока, делая урок более привлекательным, запоминающимся, интересным, обогащает методические возможности урока музыки, придаёт ему современный уровень. Для ученика процесс обучения становиться более познавательным, инновационным, привлекательным. Ученики могут использовать технологию для более глубоких уровней собственного понимания, импровизировать. Обучение нотной грамоте, музыкальному языку, музыкальным терминам, игре на музыкальном инструменте становиться не чем-то особенным или сложным (чему обучают в музыкальных школах), а доступным и понятным. Каждый урок становится открытием каких-то новых идей, постижением новых знаний. Со-
временное общее обучение музыке уже не ограничивается исключительно только пением по слуху, без изучения музыкальной письменности и освоения инструмента. Более того, информационные технологии помогают понимать не только музыку и музыкальную грамоту, но так же осваивать персональный компьютер. В связи, с чем появилось новое направление в общеобразовательной системе, в Школе XXI века - музыкально-компьютерные технологии [1; 2].
Современные музыкально-компьютерные технологии (МКТ) дают каждому ученику возможность интерактивного общения с музыкой, чего не было никогда в прошлом [3; 4]. Они открывают большие перспективы школьной системы музыкального образования. МКТ делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для любого контингента учащихся, любого возраста, социального положения и степени музыкальных способностей. Преимуществом является усовершенствованная система музыкального языка и музыкальной письменности [5]. Через МКТ музыка становится доступной и понятной для каждого обучаемого [6]. С помощью общего музыкального образования возникает возможность расширения образовательных сфер в целом и формирование позитивных качеств личности и развитие способ-