Научная статья на тему 'Возможности электронного клавишного синтезатора в развитии синтеза искусств на ступени начального профессионального музыкального образования'

Возможности электронного клавишного синтезатора в развитии синтеза искусств на ступени начального профессионального музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР / ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ART SYNTHESIS / ДШИ / CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / MUSICAL PEDAGOGY / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / MUSICAL COMPUTER PROGRAMS / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / MUSIC ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлова Л. Э.

Современные технические средства, используемые в системе начального профессионального музыкального образования, позволяют существенным образом обогатить музыкально-образовательный процесс. Особенно эффективным их использование является на ступени начального профессионального образования. В статье делается акцент на использовании таких средств в работе преподавателя синтезатора детской музыкальной школы и детской школы искусств во взаимодействии с правильно подобранным репертуаром, который соответствует заданным образовательным целям и возможностям используемых в процессе обучения музыкально-компьютерных программ и аппаратных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER AS AN ASSISTANT IN TEACHING AND DEVELOPING THE ARTS SYNTHESIS AT CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS

Modern technical means used in the system of modern music education, can significantly enrich the musical and educational process. Particularly effective use is at the stage of primary vocational education. The article focuses on the use of such tools in the work of a synthesizer teacher of a children's music school and a children's art school in cooperation with a correctly selected repertoire that meets the specified educational goals and the possibilities of musical and computer programs and hardware used in the learning process.

Текст научной работы на тему «Возможности электронного клавишного синтезатора в развитии синтеза искусств на ступени начального профессионального музыкального образования»

Удивительные возможности МК позволяют использовать на уроке «Слушания музыки» дополнительные формы работы, необходимые для развития полноценной творческой личности: композиция, музицирование, элементы сольфеджио.

Композиция занимает важное место в образовательном процессе ребёнка. Развитие творческих способностей одна из основных задач музыкальной педагогики. Однако преподаватели теоретических дисциплин не успевают уделить достаточное количество учебного времени этой важной форме работы. Использование на уроке творческой формы работы позволяет раскрыть творческий потенциал каждого учащегося. Занятия композицией на уроке «Слушания музыки» сопровождаются музицированием на МЮ1-клавиатуре [10; 11].

Работа с элементами сольфеджио на уроке позволяет усваивать сложный теоретический материал в игровой запоминающейся форме. Это возможно благодаря МКТ-программам по

Библиографический список

сольфеджио [12]. Задачей данных программ является научить ребёнка воспроизводить (петь или играть на музыкальном инструменте) ноту, которую он видит на нотоносце. Все эти формы работы позволяют наилучшим образом выполнить одну из основных задач данного предмета - осуществление межпредметных связей.

Предлагаемый учебный материал доступен для восприятия маленькими детьми и позволяет им легко и естественно войти в большой мир музыки. Использование МКТ-программ позволяет более широко и полно раскрыть все богатство мира природы и чувств человека через музыкальные звуки. Основные моменты рассматриваемой в данной статье проблемы обусловливают необходимость разработки программы учебной дисциплины «Слушание музыки» с использованием МК для учреждений дополнительного музыкального образования детей.

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта): учебное пособие. Победитель конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2006.

2. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

3. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер: моделирование процесса музыкального творчества. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 145 - 148.

4. Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Технологии и методики обучения. Музыкально-компьютерные технологии в системе начального музыкального образования. Российский государственный педагогический университет им. A^. Герцена. Санкт-Петербург, 2007.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4; № 9: 123 - 138.

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at:http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. A.K Герцена, 2015: 29 - 34.

8. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

9. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.

10. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.

11. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта: методическое пособие. Санкт-Петербург, 2006.

12. Белов Г.Г., Бергер KA., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в Школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyjkomp'yuter(novyjinstrumentmuzykanta): uchebnoe posobie. Pobeditel' konkursa po sozdaniyu uchebnoj literatury novogo pokoleniya dlya srednej shkoly, provodimogo NFPk - Nacional'nym fondom podgotovki kadrov i Ministerstvom obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburg: SMIO Press, 2006.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

3. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj komp'yuter: modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 145 - 148.

4. Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Tehnologii i metodiki obucheniya. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme nachal'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2007.

5. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4; № 9: 123 - 138.

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at:http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

7. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

10. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.

11. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyj komp'yuter. Novyj instrument muzykanta: metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

12. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

Статья поступила в редакцию 12.10.17

УДК 378

Pavlova L.E., Teacher of Keyboard Synthesizer Playing, St. Petersburg Children's Musical School n.a. M.I. Glinka (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ELECTRONIC KEYBOARD SYNTHESIZER AS AN ASSISTANT IN TEACHING AND DEVELOPING THE ARTS SYNTHESIS AT CHILDREN'S SCHOOL OF ARTS. Modern technical means used in the system of modern music education, can significantly enrich the musical and educational process. Particularly effective use is at the stage of primary vocational education. The article focuses on the use of such tools in the work of a synthesizer teacher of a children's music school and a children's art school in cooperation

with a correctly selected repertoire that meets the specified educational goals and the possibilities of musical and computer programs and hardware used in the learning process.

Key words: electronic keyboard synthesizer, art synthesis, children's school of arts, musical education, musical pedagogy, musical computer programs, music computer technologies, music art.

Л.Э. Павлова, преп. синтезатора, СПб ГБОУДОД «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. М.И. Глинки», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО КЛАВИШНОГО СИНТЕЗАТОРА В РАЗВИТИИ СИНТЕЗА ИСКУССТВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные технические средства, используемые в системе начального профессионального музыкального образования, позволяют существенным образом обогатить музыкально-образовательный процесс. Особенно эффективным их использование является на ступени начального профессионального образования. В статье делается акцент на использовании таких средств в работе преподавателя синтезатора детской музыкальной школы и детской школы искусств во взаимодействии с правильно подобранным репертуаром, который соответствует заданным образовательным целям и возможностям используемых в процессе обучения музыкально-компьютерных программ и аппаратных средств.

Ключевые слова: электронный клавишный синтезатор, синтез искусств, ДШИ, музыкальное образование, музыкальная педагогика, музыкально-компьютерные программы, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное искусство

Появление новых технических средств в системе современного музыкального образования: синтезаторов с компьютерной «начинкой» (например, Yamaha PSR-S710, PSR-S910), обучающих музыкальных компьютерных программ и игр даёт преподавателю музыкальных дисциплин разнообразные возможности для обучения детей. Отметим, что исполнение полифонических и кантиленных пьес на синтезаторе полезно и интересно. Это способствует улучшению качества исполнения этих пьес. Важным условием формирования у учеников интереса к музыкальному творчеству и развития хорошего музыкального вкуса является правильно подобранный репертуар [1]. Центральной составляющей этого репертуара является классическая и народная музыка, в которой сконцентрированы главные ценности данного вида искусства, а также лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров [2; 3; 4].

Познакомить начинающего музыканта (5-6 лет) с прекрасной музыкой Моцарта, Вивальди, Чайковского можно в интерактивных играх: «Волшебная флейта. Играем с музыкой В.А. Моцарта», «Щелкунчик. Играем с музыкой П.И. Чайковского», «Алиса и времена года. Играем с музыкой А. Вивальди» [5; 6]. Эти программы содержат рассказы о композиторах, энциклопедию музыкальных инструментов, где можно послушать, посмотреть и попытаться угадать какой инструмент прозвучал. Параллельно на синтезаторе можно давать послушать различные тембры инструментов (Voice), музыкальные вставки (Multi Pad), начать знакомить малыша с клавиатурой и нотным станом. Клавиатура синтезатора рядом, помимо нотной грамоты и игры на клавиатуре, маленький ученик осваивает функции музыкального электронного инструмента: Voice, Style, Multi Pad, Асстр, вариации а в с d, auto fill, ots link, intro, ending. Первые мелодии исполняются разными тембрами, отдельно проучив партии правой и левой рукой ученик начинает играть пьесу с автоаккомпанементом, используя разные стили и музыкальные спецэффекты.

Одним из важнейших элементов обучения любого музыканта является работа над полифонией, развитие полифонического слуха. Существенную помощь в этом оказывают современные музыкальные инструменты, созданные на основе передовых технологий - электронные клавишные синтезаторы. Исполнение полифонии связано с развитием исполнительства на органе - ин-

струменте, имеющим ровное незатухающее звучание, что даёт возможность исполнять многоголосную кантилену. Современные синтезаторы сочетают в себе эти звуковые возможности [7; 8; 9]. Им доступна яркость и насыщенность звучания самых больших органов. Вместе с тем, это звучание можно обогатить с помощью задерживающей педали (Sustаin), разделения клавиатуры на разные голоса по регистрам (Split), сдваивания голосов (Layer), динамической игры.

Большое разнообразие звуковых возможностей помогает оживить музыкальную ткань, и это делает процесс обучения более интересным и увлекательным. Особенно хочется отметить, насколько заинтересованы ученики в синтезе различных искусств. Не просто выучить полифоническое произведение на синтезаторе, а создать «Музыкально-литературную композицию», например, с учащимися театрального отделения. Старинная музыка начинает звучать совсем по-другому, когда звучат мысли и переживания великих писателей. Звук выбранных тембров, темп, баланс звука - всё становиться крайне важно. Дети чувствуют себя участниками целого маленького спектакля. Электронный синтезатор становится очень полезным для исполнения не только современных композиций, но и для исполнения классической музыки звуками того времени [10; 11].

Помимо создания музыкально-литературных композиций, хочется отметить, что клавишный синтезатор способствует желанию ребёнка сочинять музыку. Интересно создать с помощью звуков свой образ какого-то персонажа, или озвучить целый сюжет, рассказ. Нарисовать с помощью музыки свою картину, используя возможности палитры тембров синтезатора. Это вызывает огромное желание заниматься музыкой, экспериментировать. Предварительно необходимо ознакомить учащихся с тембрами оркестровых инструментов данного синтезатора. Каждый инструмент, по словам Н.А. Римского-Корсакова, имеет свою область выразительной игры, в которой его художественный потенциал проявляется в наибольшей мере.

Инновационные методы обучения полезны на всех этапах обучения в музыкальной школе. Новые технологии не отрицают классическое, традиционное музыкальное образование, они помогают преподавателю превратить обучение на электронном клавишном синтезаторе в увлекательное и полезное дело.

Библиографический список

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2015; 6: 16 - 24.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal. com/lssues/1_5.html

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии и DIGITAL HUMANITIES. Современное музыкальное образование - 2015: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015: 29 - 34.

4. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.

5. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/lssues/6_3.html

6. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: Сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.

7. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; 2: 87 - 92.

8. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016. № 2: 89 - 93.

9. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; 2: 89 - 93.

10. Павлова Л.Э. Электронный клавишный синтезатор как современный музыкальный «инструмент-оркестр» в классе педагога ДМШ. Современное музыкальное образование - 2011: сборник материалов международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011: 200 - 203.

11. Павлова Л.Э., Подольская Е.Е. Музыкальный компьютер как средство обучения современным видам художественного творчества в ДМШ. Современное музыкальное образование - 2011: материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. Санкт-Петербург, 2010: 191 - 193.

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2015; 6: 16 - 24.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1: 5. Available at: http://mediamusic-journal.com/ lssues/1_5.html

3. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i DIGITAL HUMANITIES. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2015: materialy XIV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2015: 29 - 34.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.

5. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html

6. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. Sankt-Peterburg, 2016: 224 - 228.

7. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; 2: 87 - 92.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016. № 2: 89 - 93.

9. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.

10. Pavlova L.'E. 'Elektronnyj klavishnyj sintezator kak sovremennyj muzykal'nyj «instrument-orkestr» v klasse pedagoga DMSh. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 200 - 203.

11. Pavlova L.'E., Podol'skaya E.E. Muzykal'nyj komp'yuter kak sredstvo obucheniya sovremennym vidam hudozhestvennogo tvorchestva v DMSh. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. Sankt-Peterburg, 2010: 191 - 193.

Статья поступила в редакцию 12.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.