References
1. Van Tao. Putevye zametki [Travel notes]. Changsha, Khunan'skoe narodnoe izdatel'stvo Publ., 1982. 315 p. (In Chin.).
2. Gu Chanshen. Missionery i sovremennyy Kitay [Missionaries and modern China]. Shanghai, Shankhayskoe narodnoe izdatel'stvo Publ., 1981. 430 p. (In Chin.).
3. Dun Chzhunshu [Dong Zhongshu]. (In Chin.). Available at: http://www.doc88.com/p-9089018723647.html (accessed 02.06.2017).
4. Kalyuzhnyy D.V. Drugaya istoriya nauki. Ot Aristotelya do N'yutona [Another history of science. From Aristotle to Newton]. (In Russ.). Availavle at: https://history.wikireading.ru/96166 (accessed 02.06.2017).
5. Lyu Sinchzhen', Li Yunlin'. Svodnaya istoriya iskusstva Kitaya: sbornik dinastiy Tsin' i Khan' [Consolidated history of Chinese art: a collection of Qin and Han dynasties]. Beijing, Izdatel'stvo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta Publ., 2006. 422 p. (In Chin.).
6. Lyan Tsichao. Lyan Tsichao o sinology [Liang Qichao of Sinology]. Jilin, Narodnoe izdatel'stvo Publ., 2008. 253 p. (In Chin.).
7. Cin Syuykhuan'. Svodnaya istoriya iskusstva Kitaya: dinastii Suy i Tan [Summary history of Chinese art: the Sui dynasty and Tang dynasty]. Beijing, Izdatel'stvo Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta Publ., 2006. 358 p. (In Chin.).
8. Standartnaya uchebnaya programma dlya nachal'nykh i srednikh shkol v Kitae v XX veke. Muzyka, izobrazitel'noe iskusstvo i trudovye navyki [Standard curriculum for primary and secondary schools in China in the twentieth century. Music, fine arts and work skills]. Beijing, Narodnoe obrazovanie Publ., 2011. 488 p. (In Chin.).
9. Sun Tszinan'. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya v sovremennom Kitae [The history of music education in modern China]. Shanghai, Izdatel'stvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 2004. 669 p. (In Chin.).
10. Syu Khaylin'. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya v drevnem Kitae: dinastiya Min [The history of music education in ancient China: the Ming dynasty]. Beijing, Mir Knigi Publ., 2000. 698 p. (In Chin.).
11. Syu Khaylin'. Muzykal'noe obrazovanie v Drevnem Kitae [Musical education in ancient China]. Shanghai, Shankhayskoe izdatel'stvo "Obrazovanie" Publ., 1997. 262 p. (In Chin.).
12. Fen Vensi. Istoriya kommunikatsii mezhdu Kitaem i drugimi stranami [The history of communication between China and other countries]. Hunan, Obrazovanie Publ., 1998. 392 p. (In Chin.).
13. Tsay Lyan'yuy, Lyan Maochun'. Istoriya mirovogo iskusstva: Muzyka [History of world art: Music]. Beijing, Vostok Publ., 2003. 307 p. (In Chin.).
14. Chzhan De'i. Interesnye sobytiya na korablyakh [Interesting events on ships]. Changsha, Knigi Yuelu Publ., 1985. 544 p. (In Chin.).
15. Chzhan Tszintszin [Zhang Jingjing]. (In Chin.). Available at: http://www.doc88.com/p-5867783523743.html (accessed 02.06.2017).
УДК 37.013.42
КИТАЙСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХ ВЕКЕ И ЕГО СОСТОЯНИЕ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ
Ли Юе, аспирант, кафедра музыкального воспитания и образования, Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
С начала ХХ века, в связи с проникновением в Китай западной музыки и возникновением новой музыкальной философии, в китайском музыкальном образовании произошли значительные перемены. Китайские музыканты, освоив достижения музыкальной науки за границей, один за другим возвращались на Родину и привносили изменения в модель преподавания музыки. Возникновение «школьных песен» ознаменовало новый этап в развитии музыкального образования в современном Китае. В связи с изменениями в политической обстановке страны китайское музыкальное образование прошло через
несколько этапов развития, которые отмечены в данной статье. Автор делает вывод о том, что все события, представленные в статье, подготовили почву для развития в Китае педагогического музыкального образования в наши дни.
Ключевые слова: современный Китай, история музыкального образования, педагогическое музыкальное образование, западная музыка, новая музыкальная философия.
CHINESE MUSICAL EDUCATION IN THE NEWEST TIMES. DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL MUSICAL EDUCATION IN THE 20th CENTURY AND THE SITUATION IN IT ON THE TURN OF THE 20-21TH CENTURIES
Li Yue, Postgraduate, Department of Music Education and Education, Institute of Music, Theater and Choreography, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
In the beginning of the 20th century, due to the introduction of the Western music and creation of the new music thought, great changes took place in the Chinese musical education. Students, learning foreign music achievements abroad, returned to China. The traditional model of the Chinese music education began to change. "School songs" appearing at the beginning of the 20th century marked the new stage of the Chinese musical education. With the changes in the national political environment, Chinese musical education went through several stages of its development that is marked in the article. The author concludes that all the events named in the article had contributed to the vigorous development of the Chinese pedagogical musical education nowadays.
Keywords: Modern China, History of Musical Education, Pedagogical Musical Education, Western Music, New Musical Thought.
Цель данной статьи - изучить европейское влияние на китайские реалии, рассмотреть изменения, произошедшие в развитии обозначенного явления после рубежа ХХ-ХХ1 веков и до наших дней в контексте становления и подъема педагогического музыкального образования в Китае.
1. Музыкальное образование до 1949 года
В связи с проникновением в Китай западной музыки, с начала ХХ века в развитии китайского музыкального образования наступает новый этап. «Уроки школьных песен» появились сначала в Шанхае, а затем они получили распространение по всей стране. Они обозначают целый период в общем музыкальном образовании Китая.
Здесь стоит охарактеризовать так называемые «Сюэтан Юэгэ» («школьные песни»), которые и ознаменовали начало нового этапа в развитии школьного музыкального образования в Китае в ХХ веке. «Сюэтан Юэгэ» - это песни, изучаемые в школе на уроках пения. В то время в «упразднении системы экзаменов Кэцзюй и открытии школ нового типа» нашли ключ к спасе-
нию государства. Поэтому в Китае стали открываться школы, где вводились обязательные уроки пения, проходившие раз в неделю [1, с. 43]. Тогда музыканты один за другим стали подвергать китайскую традиционную музыку жёсткой критике, высказываясь в пользу приоритетности европейской и американской музыки. Они считали, что западная музыка способна поднять боевой дух народа, укрепить его волю, заявляли, что нужно отправлять музыкантов за границу, чтобы изучать музыкальную науку. Некоторые их них и поехали учиться в Европу, Америку и Японию. Так появилось первое поколение специально обученных в определенном направлении китайских музыкальных педагогов: Сяо Юмэй, Чжао Юаньжэнь, Лю Тяньхуа, Шэнь Синьгун, Ли Шутун и др. Вернувшись на Родину, они полностью посвятили себя преподаванию музыки. «Сюэтан Юэгэ» стремительно набирали популярность, а уроки музыки стали проводиться во всех учебных заведениях - от начальной школы до университета.
По указанию правительства музыкальное образование стало внедряться в вузы. Пробовали
различные формы: в 1914 году при Высшем педагогическом университете провинции Сычуань были организованы Курсы певческой подготовки, а в 1916 году в Педагогическом университете Шанхая было открыто музыкальное отделение (впоследствии переименованное в Шанхайскую педагогическую академию искусств). Все эти нововведения в начале ХХ века подготовили бурное развитие китайского музыкального образования в Новейшее время. В 1919 году в Шанхае открылся специализированный Музыкально-педагогический институт. С целью подготовки учителей музыки было создано два направления: общая и высшая педагогика, продолжительность курсов - по 2 года. Основные занятия сконцентрированы на обучении игре на пипе, эрху, а также связаны с освоением основ гармонии, фортепиано, скрипки, вокала, теории музыки, композиции. Институт привлек к работе не только известных китайских преподавателей, но и педагогов из Японии и России.
Китайские учёные в музыкальном образовании и публикация первых китайских музыкальных книг. После окончания стажировки в Европе, в Японии и США многие студенты получили статус учёных в области музыкального образования и вернулись в Китай. Они написали много значимых книг. Например, Сяо Юймэй создал «Введение в музыкальную науку» (1920), Се Инь-чан - «Социальное образование» (1920), Чэнь Жонзи - «Взгляды на сопоставление современной китайской и западной музыки» (1921) и т. д. Эти работы систематизировали взгляды на европейскую музыку и использовали западную теорию музыки для учреждения практики китайского музыкального образования, что в дальнейшем способствовало развитию современной музыкальной теории в Китае.
В 1920 году в Пекинской женской педагогической академии было открыто отделение музыки; а с 1922 года в Пекинском университете стали проводиться музыкальные курсы, был создан свой оркестр, а также музыкальная ассоциация. 1923 стал годом, когда в Государственной профессиональной академии искусств появилось музыкальное отделение. Далее, в 1925 году было открыто музыкальное отделение в Шанхайской специальной академии художеств, появилось му-
зыкальное отделение и в Шанхайском университете искусств [1, с. 48].
Всё происходило довольно быстро: в 1922 году при Пекинском университете открылась консерватория, а в ноябре 1927 года в Китае уже учреждено первое профессиональное музыкальное высшее учебное заведение - Государственный музыкальный колледж (сегодня - Шанхайская консерватория). Колледж был создан под эгидой французского Национального института музыки (Париж) и использовал опыт европейского музыкального образования. Обобщая работу европейских и американских музыкальных колледжей, здесь соединили вместе западную кредитную систему и систему технической модернизации, а в учебном плане были отражены и западная, и традиционная китайская музыка. В колледже прошли многочисленные просветительские концерты и стал выпускаться журнал «Звук», а также академический ежеквартальный журнал «Искусство музыки».
Хотя в обществе и музыкальных кругах уважали западную музыку и культуру, колледж шёл своим, китайским путём и требовал, чтобы каждый студент освоил хотя бы один национальный музыкальный инструмент [3, с. 12]. В этом учебном заведении проводились также занятия по китайской классической литературе, поэзии, системе Ци и истории китайской музыки, для того чтобы студенты хорошо понимали китайское музыкальное искусство. Обучающимся педагогического направления предоставлялись занятия по педагогике, психологии, методике преподавания, а также по административным функциям в образовании. Многие известные музыкальные преподаватели работали в Консерватории: Сяо Юмэй преподавал гармонию, основы композиции, историю музыки и оркестровку [6]; в 1929-30 годах были приглашены 11 иностранных профессоров, в том числе российский пианист Борис Захаров [5], который вёл занятия по фортепиано на среднем и высшем уровне; итальянец А. Фоа (А. Foa), который преподавал скрипку и был ответственным за репетиционный процесс. Кроме них, российский педагог Шевцов преподавал виолончель, другие россияне - Левитина, Аксаков, Прибытко-ва - вели фортепиано, китаец Чжоу Шуан преподавал вокальную музыку и сольфеджио [2, с. 12].
Педагогическое музыкальное образование в ХХ веке развивалось самостоятельно в различных регионах Китая, и каждый институт имел свои особенности в преподавании музыки. Цель большинства педагогических институтов - воспитывать музыкальных учителей начальных и средних общеобразовательных школ, но немало и таких, которые были призваны воспитывать специалистов-музыкантов. С точки зрения учебных программ и режима управления, педагогическое музыкальное образование постепенно становилось все более специализированным и систематическим. В «Правилах педагогического колледжа», которые опубликованы еще в предыдущий период (1912), было чётко указано на необходимость включать занятия музыкой в учебный план для обучения бакалавра и для занятий на подготовительном курсе, причём это было рекомендовано для всех китайских педагогических институтов.
В первую половину ХХ века в Китае происходили военные столкновения, однако период после основания КНР (с 1 октября 1949 года по настоящее время) относят в целом ко времени мирного строительства государства. Быстрые перемены, происходившие в стране за указанный промежуток времени, не могли не затронуть и музыкальное образование.
Первая половина ХХ века - это также и начало развития профессионального музыкального образования в Китае. Основателем первого профессионального музыкального учреждения - Шанхайской государственной консерватории (впоследствии переименованной в Государственный специализированный институт музыки) - стал музыковед и композитор Сяо Юмэй (1884-1940), уроженец провинции Гуандун на юге Китая. Он проходил обучение в Японии и Германии, освоил там теорию композиции и педагогику [6]. В Государственном специализированном институте музыки поначалу был открыт набор на четыре специальности: вокал, фортепиано, скрипку и композицию. Преподавателями по скрипке были Чэнь Чэнби, Лиши Тэци, Ань Добао (председатель шанхайского муниципалитета скрипачей), итальянец Фухуа, а также Чэнь Юсинь, Сю Цзиньсинь и другие; как отмечено выше, фортепиано стал преподавать русский пианист, первый декан фортепианно-
го отделения Борис Захаров [1, с. 50]. Помимо большого количества иностранных преподавателей, в консерваториях увеличивалось и число педагогов-китайцев, в основном это были люди, вернувшиеся после обучения за рубежом. Институт использовал систему менеджмента европейских музыкальных университетов. Многие выдающиеся китайские музыканты (такие как Хэ Люйтин, Люй Ти, Циян Динсянь, Чиан Жэнь-кан) были выпускниками этого института. С открытием специальных музыкальных институтов европейская музыка получила широкое распространение в Китае [1, с. 125]. Со дня основания и вплоть до освобождения от захватчиков всей страны в 1948 году Шанхайская государственная консерватория внесла огромный вклад в развитие музыкального образования.
2. Вторая половина ХХ века
Провозглашение Китайской Народной Республики в 1949 году ознаменовало начало очередного этапа в развитии музыкального образования в Китае. Хотя в 50-60-е годы в Новом Китае производство и экономика находились в плачевном состоянии и основные силы отдавались на их восстановление, Народное Правительство по-прежнему уделяло большое внимание образованию. В 60-е годы Коммунистическая партия Китая выдвинула курс на «придание культуре и искусству национального характера», поэтому в консерваториях появились отделения народного пения и народных музыкальных инструментов.
Уже в 1949 году началось строительство Центральной музыкальной консерватории, которая была официально образована в Тяньцзине в 1950 году в результате слияния нескольких консерваторий. Первыми ректорами были Ма Сыцун и Чжао Фэн, с 1983 года консерваторией руководил У Цзуцян, сейчас эту должность занимает Ван Цычжао. Также в 1952 году был сформирован штат музыкальных сотрудников, который после перемещения консерватории в Пекин стал называться «центральной труппой». Вначале было четыре отделения: фортепианное, оркестровое, композиции и вокальное; в 1958 году к ним добавились отделения дирижёрско-хоровых дисциплин, музыковедения, народной вокальной музыки и народных инструментов. В 1964 году отделения народной вокальной музыки и на-
родных инструментов отделились и образовали Китайскую консерваторию. В 1966 году деятельность консерватории была приостановлена, а в 1977 году она вновь открыла свои двери для студентов. Отделений стало восемь: композиции, музыковедения, вокальное, оркестровое, дирижёрское, оперное, фортепианное, музыкальных инструментов; были организованы курсы повышения квалификации для сотрудников; начался приём иностранных студентов. При Консерватории была открыта средняя ступень - шесть лет, на высшей же ступени учились три года1.
Во всех консерваториях с 1979 по 1987 год продолжался непрерывный выпуск Вестников и академических журналов. Этот период ознаменовался небывалым расцветом музыкального образования и музыкальной науки. Девять главных консерваторий Китая расширялись, и количество отделений в них увеличилось с четырех-пяти в начальный период до восьми-десяти впоследствии.
В 90-е годы был расширен приём студентов на все отделения консерваторий, в некоторых из них число студентов достигало нескольких десятков тысяч, даже в самых небольших учебных заведениях насчитывалось по нескольку тысяч человек. Музыка постепенно стала частью полноценного, качественного образования2. После 80-х годов ХХ века в ряде многопрофильных университетов КНР стали открываться отделения музыки, которые впоследствии разрослись до консерваторий. Подготовка квалифицированных кадров обеспечила функционирование системы непрерывного образования: музыкальная подготовка осуществлялась в детском саду, начальной и средней школах, а затем в университетах, по бакалаврским, магистерским и аспирантским программам (которые были введены в девяти главных консерваториях Китая).
3. 80-е годы ХХ века - начало XXI столетия
Правительство КНР выступило с программой продвижения полноценного качественного образования, где музыкальное обучение рассматривалось в качестве ключевого звена. Под полноценным качественным образованием обычно
1 В тот период начальная школа при консерватории еще не было открыта.
2 В противоположность образованию, ориентированному лишь на сдачу экзаменов.
понимается комплекс мер, направленных на улучшение общей эрудиции и морального воспитания студентов. В такой системе образования ученики воспринимались не как инструменты для поглощения знаний, полученных сверху, а как современные люди, обладающие знаниями, высокими моральными качествами, собственным мнением. Под руководством властей во многих многопрофильных университетах были основаны отделения музыки, где в наши дни по-прежнему преподают успешные выпускники консерваторий.
Программа обучения устанавливается в Китае самими университетами, туда входят: прослушивание музыки, ее исполнение, музыкальная эстетика, хоровое пение, теория музыки, музыкальная литература и другие занятия по профессиональным дисциплинам. Согласно университетским постановлениям, музыка является обязательным предметом в системе полноценного качественного образования, без ее сдачи невозможно получить диплом об окончании учебного заведения. В последние годы проявляется тенденция к увеличению количества музыкальных отделений в университетах. Уровень музыкального обучения оценивается по рейтинговой балльной системе, для успешного выпуска из университета обязательно нужно получить шесть баллов (в некоторых университетах эта цифра достигает восьми и более баллов, включая баллы по ИЗО, художественному дизайну и др.). Например, в Народном университете Китая обязательными к выбору являются три предмета художественного цикла, за каждый из которых можно получить по два балла [4, с. 669]. Такое художественное образование позволило не только расширить знания студентов в области искусства и по-новому взглянуть на мир, но оно способствовало также и разностороннему развитию обучаемых, в частности, совершенствованию их воображения. Студентам нравится ходить на занятия художественного цикла. После окончания университетов они, зачастую, проявляют активность и становятся организаторами различных художественных мероприятий, проводимых по месту их работы.
С 1978 года начался выпуск так называемых «Справочных пособий по музыке зарубежных стран». В 1986 году был основан Исследовательский институт музыки, в функции которого входили музыкальное творчество, научные исследо-
вания, редактирование и перевод материалов по зарубежной музыке. В 1980 году начался выпуск «Вестника Центральной музыкальной консерватории» [4, с. 487].
Центральная и Шанхайская консерватории являются бесспорными лидерами в области профессионального музыкального образования в Китае. После освобождения страны были основаны и другие учреждения, по профессионализму отнюдь не уступающие двум главным музыкальным вузам. Так, были основаны Шэньянская, Сычу-аньская, Уханьская, Тяньцзиньская и другие консерватории.
После проведения политики реформ и открытости появились новые небывалые возможности для развития музыкального образования, наравне с другими областями. Во-первых, в конце 70-х -начале 80-х годов в некоторых пограничных районах страны, например, в Юньнани, Внутренней Монголии, Тибете, Гуйчжоу, Цинхае и др., началось создание Академий искусств, в педагогических университетах стали открываться отделения музыки. В то время девять главных профессиональных музыкальных учебных заведений и пять Академий искусств (в Нанкине, Цзилине, Юньнани, Гуанси и Шаньдуне) начали набор студентов. Сильный педагогический состав Центральной и Шанхайской консерваторий привлекли талантливых студентов со всей страны.
В начале ХХ1 столетия в больших масштабах стало развиваться общественное (социальное) музыкальное образование. Оно является естественным продолжением и неотъемлемым дополнением к профессиональному музыкальному образованию; проведение политики реформ и открытости способствовало его небывалому подъёму. В общественном музыкальном образовании программа шире, чем это было принято в традиционном преподавании музыки, причем обучение проводится профессиональными музыкантами-педагогами. Таким образом, удалось в полной мере мобилизовать государственных работников - музыкальных педагогов, пробудить их любовь к своему делу, а что важнее всего, так это то, что оно стимулировало развитие общественного музыкального образования, которое теперь не ограничивается лишь стенами специальных учебных заведений, а подготавливает преподавателей для всего общества, призванных воспитывать большую армию слушателей и музыкантов.
После проведения политики реформ и открытости экономика КНР стала стремительно прогрессировать, что закономерно привело к развитию общественного музыкального образования, имеющего педагогическую разновидность, то есть именно в этой системе производится обучение будущих учителей музыки для общеобразовательных школ. Так, произошёл всплеск интереса к обучению игре на синтезаторе, фортепиано, скрипке; стал расти спрос и на народные китайские инструменты - гучжэн, пипу, янцинь, сона, бамбуковую флейту, губной органчик шэн и др. Более того, в связи с развитием общественного музыкального образования, Китай начал проявлять себя и в международном музыкальном сообществе. Например, КНР выступил организатором международных конкурсов по игре на скрипке, а также на фортепиано, с вручением гран-при, что демонстрирует достигнутые результаты в развитии музыкального образования. Принимая во внимание вышесказанное, можно утверждать, что период второй половины ХХ - начала ХХ1 века стал важным поворотным моментом в истории развития музыкального образования в Китае, особенно в его педагогической разновидности.
Основным итогом в историческом развитии китайского музыкального образования явилось формирование специального педагогического образования, которое на своем историческом пути преодолело как этап «школьных песен», «пения в школе», так и этап утверждения и совершенствования профессионального музыкального образования, а также начальный этап формирования общественного (социального) музыкального образования. Оно поощряло и повышало уровень развития китайского музыкального образования, а также воспитывало многочисленных учителей музыки в школе. Кроме того, в процессе развития педагогического музыкального образования система китайского музыкального образования изменялась в целом, когда решались проблемы создания целесообразного учебного плана или образовательных стандартов, повышался уровень музыкальных учебников и музыкального творчества - и все это содействовало созданию профессионального педагогического музыкального образования в его сегодняшнем состоянии, воздействующего на развитие китайского музыкального образования в целом.
Литература
1. Ван Юйхэ. История музыки в современном Китае. - Пекин: Народное музык. изд-во, 2002. - 362 с.
2002, 362М).
2. Дин Шандэ. Краткая история Шанхайской консерватории. - Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 1987. -149 с. 1987, 149Ш).
3. Мао Юйжунь. Музыкальные эссе Мао Юйжуня. - Шанхай: Шанхай. музык. изд-во, 2007. - 184 с. (^Й^^Й^Ш^М . Ш: 2007, 184Ж).
4. Сун Цзинань. История музыкального образования в современном Китае. - Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 2004. - 669 с. . ±ft: 2004, 669^).
5. Хуан Пин [Электронный ресурс]. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/34(74)1/ pin_34_74_1_527_531.pdf (дата обращения: 02.06.2017).
6. Чжан Цин. Сяо Юмэй - основатель музыкального образования современного Китая // Инновационная наука и современное общество: Междунар. научн.-практич. конф. 21-22 авг. 2013 года. - Уфа: РИЦБАШГУ, 2013. -С. 209-214.
References
1. Van Yuykhe. Istoriya muzyki v sovremennom Kitae [The history of music in modern China]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 2002. 362 p. (In Chin.)
2. Din Shande. Kratkaya istoriya Shankhayskoy konservatorii [A Brief History of the Shanghai Conservatory]. Shanghai, Izdatel'stvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 1987. 149 p. (In Chin.).
3. Mao Yuyzhun'. Muzykal'nye esse Mao Yuyzhunya [Musical essays by Mao Yuujun]. Shanghai, Shankhayskoe muzykal'noe izdatel'stvo, 2007. 184 p. (In Chin.).
4. Sun Tszinan'. Istoriya muzykal'nogo obrazovaniya v sovremennom Kitae [The history of music education in modern China]. Shanghai, Izd-vo Shankhayskoy konservatorii Publ., 2004. 669 p. (In Chin.).
5. Khuan Pin [Huang Ping]. (In Chin.). Available at: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/34(74)1/ pin_34_74_1_527_531.pdf (accecsed 02.06.2017).
6. Chzhan Tsin. Syao Yumey - osnovatel' muzykal'nogo obrazovaniya sovremennogo Kitaya [Xiao Yumei - founder of the musical education of modern China]. Innovatsionnaya nauka i sovremennoe obshchestvo. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya 21-22 avgusta 2013 goda [Innovative science and modern society. International Scientific and Practical Conference on August 21-22, 2013]. Ufa, RITsBAShGU Publ., 2013, pp. 209-214. (In Chin.).
УДК 378
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Медовикова Евгения Александровна, кандидат психологических наук, ст. преподаватель, кафедра экономики и управления, филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Прокопьевск, РФ). E-mail: [email protected]
Мороденко Евгения Васильевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Прокопьевск, РФ). E-mail: [email protected]
Емец Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, декан факультета очного обучения, филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (г. Прокопьевск, РФ). E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема становления содержательных характеристик индивидуально-типологических особенностей личности студентов практико-ориентированного обучения в вузе, на примере филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева