DOI: 10.26086/NK.2021.60.2.011 УДК 7; 781
© Цзи Шаньшань, 2021
Цзилиньский художественний университет (Цзилинь, Китай),
преподаватель
E-mail: [email protected]
ПЕТЕРБУРГСКОЕ СОЛЬФЕДЖИО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
В статье рассмотрены основные принципы воспитания музыкального слуха, характерные для современного петербургского сольфеджио, представлены учебные пособия, разработанные преподавателями Петербурга и востребованные в России. Петербургскую школу сольфеджио по праву можно считать наследием А. Л. Островского, профессора Ленинградской консерватории, автора учебников по сольфеджио, которые во второй половине ХХ века стали основой подхода к воспитанию музыкального слуха. Сегодня его последователи работают в высших и средних звеньях музыкального образования города Санкт-Петербурга. Сольфеджио в системе их взглядов — не только дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха, но и предметная область, в рамках которой осуществляется постановка слухового опыта, развитие творческих способностей молодых музыкантов, расширение их культурного кругозора. В работе предпринимается попытка дать обзор наиболее ярких сольфеджистов, продолжателей школы А. Л. Островского, и их пособий. Отдельно рассмотрены следующие педагогические работы: «Хрестоматии по сольфеджио для вокалистов на материале ансамблей из пяти опер В. А. Моцарта» М. Г. Людько, «Тембровое сольфеджио» Т. А. Литвиновой, «Систематический курс занятий по сольфеджио» и «Тренинг беглого интонирования» Г. В. Абдуллиной, «Младенец музицирует» и «Сначала — Ритм» Н. А. Бергер.
Ключевые слова: Петербург, сольфеджио, А. Л. Островский, современность, музыкальный слух, музыкальный материал, развитие творческих навыков, интонирование
© Ji Shanshan, 2021
Jilin University of the Arts (Jilin, China),
lecturer
PETERSBURG SOLFEGGIO YESTERDAY AND TODAY
The article examines the basic principles of education for musical ear, characteristic of modern St. Petersburg solfeggio, presents textbooks developed by teachers of St. Petersburg and in demand in Russia. The Petersburg school of solfeggio can rightfully be considered the legacy of A. L. Ostrovsky, professor of the Leningrad Conservatory, author of textbooks on solfeggio, which in the second half of the twentieth century became the basis of the approach to the education of musical ear. Today his followers work in the higher and middle levels of music education in the city of St. Petersburg. Solfeggio in the system of their views is not only a discipline intended for the development of musical ear, but also a subject area within which the formulation of auditory experience, the development of the creative abilities of young musicians, and the expansion of their cultural horizons are carried out. An attempt is made in this work to give an overview of the brightest solfejists, successors of the school of A. L. Ostrovsky, and their manuals. The following pedagogical works are considered separately: «Solfeggio reader for vocalists based on the material of ensembles from five operas by W. A. Mozart» by M. G. Lyudko, «Timbre Solfeggio» by T. A. Litvinova, «Systematic course of solfeggio classes» and «Fluent intonation training» by G. V Abdullina, «The baby plays music» and «First — Rhythm» by N. А. Berger.
Key words: Petersburg, solfeggio, A. L. Ostrovsky, modernity, ear for music, musical material, development of creative skills, intonation
Сольфеджио сегодня рассматривается не только как вспомогательный предмет, но как область воспитания профессионального музыканта. Прогрессивные традиции постановки и развития музыкального слуха в России заложил еще М. И. Глинка, который работал учителем пения и капельмейстером в Придворной певческой капелле. Кроме Глинки, в истории сольфеджио заметны имена известных ученых, педагогов и му-
зыкантов А. В. Варламова, Н. А. Римского-Кор-сакова, С. М. Майкапара. Русские композиторы создавали хрестоматии и сборники упражнений, пособия и учебники, которые были направлены на постановку дела всесторонней подготовки музыканта. Однако, впервые относительно завершенный курс сольфеджио в России был введен вокалистам и основывался на упражнениях для выработки учениками навыков пения по нотам.
Лишь позже дисциплина «Сольфеджио» была включена в учебные планы музыкальных заведений, но принципы работы определились далеко не сразу и оформлялись постепенно. В России история развития сольфеджио в большей степени была связана с деятельностью церковных хоров, хоровых капелл, музыкальных школ и училищ — музыкальных и педагогических высших учебных заведений.
Петербургскую школу сольфеджио по праву можно считать наследием А. Л. Островского. Неразрывная связь петербургского сольфеджио с деятельностью выдающегося ученого и педагога позволяет именовать эту школу как Ленинград-ско-Петербургскую: наиболее важные «открытия» петербургского сольфеджио были установлены в его трудах в ленинградские годы, в период его работы в Ленинградской консерватории [12, с. 62].
Арон Львович Островский разработал программы, написал работы по методике, касающиеся воспитания слуха, создал учебник «Сольфеджио» в четырех томах, который стал основой курса сольфеджио во второй половине XX столетия [11]. Как начинающие свою преподавательскую деятельность выпускники консерваторий, так и маститые педагоги ориентируются именно на этот фундаментальный труд, совершенствуя собственные приемы и формы работы. Введенные Островским понятия «преодоление ладовой инерции» и «изучение интервала вне лада» вызывали бурные дискуссии у музыкантов этого периода, которые были воспитаны на классических образцах. Слуховой анализ, интонирование и работа с памятью в необычных сложных ладовых системах, многочисленные инструктивные упражнения и художественные образцы, представленные мастером, и сегодня воздействуют на вкус учащегося, формируют его, вырабатывают основы понимания музыки XX столетия. Его ученики, коллеги и соратники, чьи работы отличаются логикой и строгой теоретической направленностью — Л. М. Масленкова, Е. В. Назайкинский, Б. А. Незванов поддержали идею развития современного музыкального слуха, который должен уметь преодолевать ладовую инерцию. Известные сольфеджисты петербургской школы — С. Е. Белкина, Л. М. Масленкова, И. Е. Тихонова, Т. Е. Бабанина, М. А. Гиндина, Г. В. Абдуллина, Н. Ю. Афонина, Н. А. Бергер, Т. А. Литвинова, Е. И. Фалалеева много лет занимаются практикой развития музыкального слуха со студентами, создают собственные учебники и учебные пособия, разрабатывают и совершенствуют требования к экзаменам.
Одно из существенных направлений в работе сольфеджистов Петербурга — развитие творческих навыков в рамках сольфеджио. От них идет установка, что развивать творческую инициативу необходимо как можно раньше, поэтому в последние годы на уроках сольфеджио в ДМШ города Петербурга все больше внимания педагоги уделяют детскому творчеству. В творчестве ребенок психологически раскрепощается, учится принимать решения и мыслить, становится смелее, выполняя задания. Петербургские педагоги Т. Е. Первозванская, Т. В. Огороднова-Духанина, Ж. Л. Металлиди, А. И. Перцовская, занимающиеся с маленькими детьми, развивают их творческий потенциал, создают атмосферу увлеченности на занятиях. Творческая работа способствует высоким результатам в достижении музыкальности и активности музыкального мышления детей, и многие преподаватели уделяют огромное внимание именно творческому развитию ребенка. Ими создано много развивающих пособий и материалов, которые вызывают активный интерес к заданиям, помогают каждому ученику самостоятельно анализировать и музицировать. Учащиеся знакомятся с образцами фольклора разных стран, средневековой, церковной и светской музыкой прошлых столетий, музыкой XX столетия и джаза.
Фундаментом музыкального образования всегда считалось развитие и постоянное совершенствование музыкального слуха. Усовершенствование теории и практики сольфеджио является в целом одной из актуальных проблем музыкознания XXI века и петербургской школы сольфеджио, в частности. Основные положения петербургского сольфеджио сегодня — это опора на художественный музыкальный материал; использование выразительных инструктивных примеров; развитие концепции «преодоление ладовой инерции» Островского; ориентация на стилевое сольфеджио; связь со специальностью будущего музыканта; использование сочинений композиторов XX-XXI веков. Петербургское сольфеджио — это стройная система, отражающая музыкальный язык европейской культуры в истории и стилях, и Китаю крайне полезен этот опыт.
Музыкальное искусство эпохи рубежа XX-XXI столетий чрезвычайно усложнило процесс восприятия музыки и наполнило тезаурус слушателя активной хроматикой, ладовой неустойчивостью и неопределенностью, нерегулярной ритмикой, созвучиями сложного интервального строения. Усвоение произведений современных композиторов требует новых приемов работы и нового подхода к интонированию в рамках
сольфеджио. Содержательный смысл интонационной работы отражает связь выразительности и понимания музыки, технический смысл основан на точности воспроизведения высоты звука. Чтобы достигнуть точного сольфеджирования, нужно преодолеть много препятствий, среди них погрешности голоса и отсутствие слухового опыта, несовершенство координации слуха и голоса, ладовая неопределенность звука и многие другие. Большое значение имеет инерция, которая при слабой реакции слуха сразу нарушает интонационный строй. Это особенно проявляется в работе с хором в силу сложности многоголосия. Проблемы чистого интонирования и вокального строя разработаны именно в хоровой практике ввиду огромного разнообразия вокальных особенностей певцов хора. Педагоги сольфеджио во многом предлагают схожие рекомендации (например, заметить нестабильность II, III, VI и VII ступеней, заострение гармонической ступени). Для выполнения подобных задач важно выработать хорошо развитое чувство лада, но также и умение оперировать интервалами вне ладовых связей. На занятиях сольфеджио студентам предлагается овладеть навыком предварительного интонационного анализа и различными сольмизаци-онными техниками — ладовой, гармонической и интервальной, что даст возможность применить каждую в конкретной интонационной ситуации.
Петербургские педагоги, ведущие курс сольфеджо, активно участвуют в создании учебников, учебных пособий и музыкальных материалов для занятий. Весомый вклад в развитие соль-феджистики ХХ-ХХ! веков сделала профессор Санкт-Петербургской консерватории Л. М. Мас-ленкова. Ее учителями были известные педагоги и ученые — Т. С. Бершадская, С. Е. Белкина, Н. Г. Привано, А. Л. Островский. Л. М. Маслен-кова в своей работе опирается на идеи и принципы, сложившиеся в традиции сольфеджио Петербурга, что выражается, в первую очередь, в привлечении и предметной адаптации музыкального материала из художественных образцов. Развивая идеи А. Островского, педагог в своем исследовании «Интенсивный курс сольфеджио» подчеркивает: «...одной из помех на пути слухового освоения современной музыки является закрепощен-ность слуха учащихся нормами классицизма, что выражается в несоответствии работы механизмов восприятия, сформированных на этих нормах, музыке XX века» [10, с. 4].
В настоящее время активно развивается стилевое сольфеджио, но подобные занятия, как отмечает автор разработанного курса М. Г. Людь-ко, возможны только в том случае, когда у уча-
щихся уже сформирована прочная слуховая и интонационная база, когда они знакомы с главными элементами музыкального языка, которые могут быть ими узнаны в контексте. Людько — автор «Хрестоматии по сольфеджио для вокалистов на материале ансамблей из пяти опер В. А. Моцарта» [9]. Ансамблевое пение на занятиях по сольфеджио имеет важное значение, считает автор, поэтому М. Людько внедряет такую форму работы на раннем этапе обучения. Перспектива освоения ансамблевым интонированием выстраивается от простого к сложному: на начальном этапе целесообразно использовать музыкальные произведения, основанные на классическом мажоре-миноре, с отчетливой гармонической функциональностью, постепенно усложняя задачи с привлечением нового материала.
В основе занятий петербургского педагога по сольфеджио Т. А. Литвиновой лежит идея развития тембрового слуха. Ее учебное пособие «Тембровое сольфеджио» [6] состоит из двух частей и содержит разнообразный в тембровом отношении музыкальный материал. В первой части представлена инструментальная музыка от И. С. Баха до С. М. Слонимского, во второй — арии из ораторий и опер XVШ-XX столетия в сопровождении различных в тембровом отношении солирующих инструментов. Центральной идеей педагога является мысль о чрезвычайной значимости тембрового слуха, поэтому не только интонирование, но и тембровый анализ в курсе сольфеджио должен занять достойное место. В «Тембровом сольфеджио» представлен различный по сложности художественный материал — фрагменты из сочинений А. Бородина и П. Хиндемита, М. Равеля и Н. Римского-Корсакова, К. Сен-Санса и Ж. Бизе. Автор разработал систему слуховых, интонационных и других практических упражнений, в которых представлены инструментальные тембры и виды фактуры, размеры и штрихи, различные техники звукоизвлечения и способы записи текста, поскольку изучение тембра должно взаимодействовать с осмыслением динамики и фактуры, гармонии и артикуляции. В высших музыкальных учебных заведениях должен быть охвачен весь спектр тембровых сочетаний. Первая часть сборника разделена на семь разделов, название которых направляет внимание на роль и место тембра в данном разделе. Автор в некоторых случаях дает интересные комментарии к характеристике тембров и звучания, отмечая особенности динамики, удвоений, сочетаний инструментов. Т. Литвинова отмечает, что в разных регистрах тембры воспринимаются по-разному и меняют свое привычное звучание, поэтому она предлагает фрагменты му-
зыки, где показано звучание инструментов симфонического оркестра с многообразной артикуляцией в различных регистрах, в разных сферах образной и тембровой выразительности. В 2019 году Литвиновой были изданы материалы по гармоническому анализу — «Слуховой анализ» (образцы примерных заданий к вступительным испытаниям по сольфеджио в СПбГК), адресованным поступающим в консерваторию абитуриентам на все специальности [7]. Высокие требования к курсу современного сольфеджио предполагают использование художественных текстов, и данное пособие в значительной степени поможет абитуриенту при подготовке к экзамену направить его слух в нужное русло. В этом же году вышла «Хрестоматия по гармоническому анализу на материале вокальной музыки» [8].
В учебных пособиях по сольфеджио Г. В. Абдуллиной представлены как композиторские образцы, так и примеры, сочиненные автором. Каждый сочиненный пример — это прекрасный вариант инструктивного материала для освоения определенных сложностей. На это нацелено учебное пособие «Систематический курс занятий по сольфеджио» [1]. В значительной степени восполняет существующий материал для ансамблевого пения учебное пособие «Многоголосное сольфеджио», в котором представлен музыкальный материал различных эпох и стилей [2]. Для совместного интонирования автором предложены фрагменты из вокальных опусов А. Дюбюка, Ж. Депре, Г. Фрескобальди, И. К. Ф. Фишера, Д. Фазоло, В. А. Моцарта, М. Глинки, А. Лядова, Н. Мясковского, которые не так часто исполняются вокалистами и малоизвестны. Материал по стилю весьма контрастный, что дает возможность сравнивать схожие выразительные средства, преемственность в интонационно-мелодическом и гармоническом развитии, голосоведении. Большая часть фрагментов сохранена автором в своем оригинальном виде, имеются лишь необходимые изменения: фактурные (сохранение в сопровождении только опорных басов), ритмические (удлинение кадансов для завершения фрагментов), регистровые и т. д. Формы работы, которые возможно использовать, разучивая примеры учебного пособия — сочинение новых голосов и подголосков, многоголосная импровизация, имитирование, каноническая обработка материала.
Интерес представляет «Тренинг беглого интонирования» Г. Абдуллиной, направленный на такой вид работы как пение с листа. В сборник вошли одно- и двухголосные примеры, как сочиненные автором, так и заимствованные из композиторского и фольклорного наследия раз-
ных стран и времен [3]. В сборнике представлены песни народов мира и редко исполняемые сочинения русских и зарубежных композиторов — Д. Бортнянского и Я. Сибелиуса, А. Вер-стовского и Ф. Толстого, Э. Тальяферри и М. Ип-политова-Иванова. Расположенные в порядке возрастания сложности, все они доступны для пения, благодаря их простой интонационно-ритмической организации. Музыкальный материал пособия познакомит студентов с произведениями широкого стилевого диапазона. Автор дает подробные рекомендации к работе над материалом, выделяя нужные для каждого примера позиции, при этом ведущей рекомендацией является установка на быстрое схватывание облика мелодии для пения в рамках заданного темпа [3].
Методика профессора Санкт-Петербургской консерватории Н. А. Бергер предполагает обучение людей любого возраста как теории музыки и нотной грамоте, так и игре на фортепиано. В таком ракурсе построено ее пособие «Младенец музицирует» [4], где автор предлагает исполнять специально подобранные ею песенки лишь на черных клавишах. Нотоносец не используется, даны лишь рисунки с изображением клавиш и цветные крупные ноты, которые расположены на одной-двух линейках в различных вариантах. Маленький ученик постепенно начинает понимать устройство мелодии, ощущать поступенное движении или скачки, движения руки соотносить с восприятием слуха, узнавать знакомые мотивы. Пятилинейный нотный стан автор методики не использует, только картинки, на которых нарисованы клавиши и ноты. Для двух черных клавиш есть второй и третий пальцы, для трех — второй, третий и четвертый. Маленькие дети это делают с удовольствием. Длинные и короткие длительности подсказывает текст песни, а в записи у длинной ноты овал удлинен. Потренировавшись, ребенок может сыграть на настоящем пианино выученную песенку — так, уже на первом уроке ребенок играет и ждет продолжения занятий.
В пособии Н. Бергер «Сначала — Ритм» [5] автор представляет собственную систему рит-мослогов, отличающуюся от привычной. Весьма удачна предложенная автором система ритмогра-фики, которая позволяет легко записывать ритм музыкального или ритмического фрагмента и концентрировать внимание на этой стороне музыки. Пособие поможет ребенку проявить врожденное чувство ритма, развивать и усовершенствовать его через чтение нот.
Таким образом, развивая идеи и педагогические принципы А. Л. Островского, препода-
ватели Петербурга демонстрируют новый этап в развитии сольфеджио XXI века. Создавая учебники и учебные пособия, авторы продолжают традиции «патриарха» сольфеджио и одновременно выстраивают перспективу, открытую очередным достижениям. Их опыт привлекателен не только для России, но и для других стран, в особенности — для Китая. Освоение китайскими музыкантами опыта СССР в области музыкального образования можно продолжить, взяв на вооружение богатейшие ресурсы петербургской школы сольфеджио в ее современном виде.
Литература
1. Абдуллина Г. В. Систематический курс занятий по сольфеджио. Методическое пособие для музыкальных факультетов педагогических вузов. СПб.: Композитор, 2005. 115 с.
2. Абдуллина Г. В. Многоголосное сольфеджио: учебное пособие для музыкальных факультетов педагогических вузов. СПб.: Композитор, 2009. 140 с.
3. Абдуллина Г. В. Тренинг беглого интонирования: учебное пособие. СПб.: Композитор, 2015. 97 с.
4. Бергер Н. А., Яцентковская Н. А. Младенец музицирует. СПб.: б.и., 2017. 52 с.
5. БергерН. А. Сначала — ритм. СПб.: Композитор, 2004. 72 с.
6. Литвинова Т. А. Тембровое сольфеджио: в 2 ч. СПб.: Союз художников, 2013. Ч. 1. 2015. Ч. 2.
7. Литвинова Т. А. Слуховой анализ на материале музыкальных произведений. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной консерватории, 2009. 39 с.
8. Литвинова Т. А. Хрестоматия по гармоническому анализу на материале вокальной музыки. СПб.: Композитор, 2019. 208 с.
9. Людько М. Г. Хрестоматия по сольфеджио для вокалистов на материале ансамблей из опер В. А. Моцарта. СПб.: Союз художников, 2005. Ч. 1. 72 с.
10. Масленкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио: методическое пособие для педагогов. СПб.: Союз художников, 2003. 174 с.
11. Островский А. Л. Учебник сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. Вып. 1. 228 с.
12. Фалалеева Е. И. Научное и педагогическое наследие А. Л. Островского — основателя петербургской школы сольфеджио: взгляд из XXI века // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки,
археология и искусствоведение. 2020. № 58. C. 61-71.
References
1. Abdullina, G. V. (2005), Sistematicheskiy kurs zanyatiy po sol'fedzhio [A systematic course of classes in solfeggio], Kompozitor, St. Petersburg, Russia.
2. Abdullina, G. V. (2009), Mnogogolosnoye sol'fedzhio [Polyphonic solfeggio], Kompozitor, St. Petersburg, Russia.
3. Abdullina, G. V. (2015), Trening beglogo intonirovaniya [Fluent Intonation Training], Kompozitor, St. Petersburg, Russia.
4. Berger, N. A. and Yatsentkovskaya, N. A. (2017), Mladenets muzitsiruyet [Baby plays music], without edition, St. Petersburg, Russia.
5. Berger, N. A. (2004), Snachala — ritm [First — rhythm], Kompozitor, St. Petersburg, Russia.
6. Litvinova, T. A. (2013, 2015), Tembrovoye sol'fedzhio [Timbre solfeggio], in 2 parts, Soyuz khudozhnikov, St. Petersburg, Russia.
7. Litvinova, T. A. (2009), Slukhovoy analiz na materiale muzykal'nykh proizvedeniy [Auditory analysis based on musical compositions], Publishing house of the Saint Petersburg State Conservatory, St. Petersburg, Russia.
8. Litvinova, T. A. (2019), Khrestomatiya po garmonicheskomu analizu na materiale vokal'noy muzyki [Reader on harmonic analysis based on vocal music], Kompozitor, St. Petersburg, Russia.
9. Lyud'ko, M. G. (2005), Khrestomatiya po sol'fedzhio dlya vokalistov na materiale ansambley iz oper V. A. Motsarta [Solfeggio reader for vocalists based on material from operas by W. A. Mozart], part 1, Soyuz khudozhnikov, St. Petersburg, Russia.
10. Maslenkova, L. M. (2003), Intensivnyy kurs sol'fedzhio [Intensive Solfeggio Course], Soyuz khudozhnikov, St. Petersburg, Russia.
11. Ostrovskiy, A. L. (1962), Uchebnik sol'fedzhio [Solfeggio textbook], issue. 1, Muzgiz, Moscow, Russia.
12. Falaleyeva, Ye. I. (2020), "Scientific and pedagogical heritage of A. L. Ostrovsky — the founder of the St. Petersburg school of solfeggio: a view from the XXI century", Universitetskiy nauchnyy zhurnal. Filologicheskiye i istorich-eskiye nauki, arkheologiya i iskusstvovedeniye [University scientific journal. Philological and historical sciences, archeology and art history], no. 58, pp. 61-71.