ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
© Горобец С. В., 2014
«ЖЁГ СВЕЧУ СВОЕЙ ЖИЗНИ С ТРЁХ СТОРОН...» (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ЗИЛОТИ)
Статья посвящена выдающемуся отечественному пианисту, дирижеру, педагогу, общественному деятелю Александру Зилоти. Автор дает характеристику творческой жизни музыканта.
Ключевые слова: концерты, музыкальное просветительство, исполнители
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее
проявлениях.
А. Зилоти. Санкт-Петербург, 1902. Автор съемки неизвестен. Из архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб.)
В 2013 году исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося пианиста, дирижера,
Л. Н. Толстой
педагога, музыкально-общественного деятеля Александра Ильича Зилоти (1863-1945), чье имя занимает достойное, но, к сожалению, недооцененное место в отечественной музыкальной культуре. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах прошли концерты-приношения в память об этой удивительно творческой личности1.
Среди многих известных исполнителей своего времени Зилоти выделялся ярким талантом пианиста и разносторонней творческой деятельностью. Современники очень любили и уважали Зилоти. О нем упоминается на страницах дневников, писем Рахманинова, Чайковского, Глазунова, в воспоминаниях деятелей искусства конца XIX - начала XX вв. Имя Зилоти встречается на страницах дореволюционных изданий, в частности на страницах «Музыкальной хроники», «Русской музыкальной газеты», «Русь». «Золо-тиссимус» — так называл его Ф. Лист, у которого Зилоти стажировался после окончания консерватории. С. Рахманинов в трудные моменты жизни всегда считался с мнением Зилоти и абсолютно верил в его «золотую душу», П. Чайковский шутливо называл Зилоти «благодетелем» и считал его «другом, на которого могу всегда опереться, как на гранитную скалу, и в счастье и в несчастье» [2, с. 5].
После его отъезда из России в 1919 году имя Зилоти надолго забыли. Поэтому неудивительно, что на Западе о нем говорят больше, чем на его Родине. В данной статье хотелось бы показать верность А. Зилоти традициям отечественной музыкальной культуры.
Геннадий Рождественский отмечает: «Многогранная личность Зилоти явно недостаточно освещена в русской и иностранной печати, свидетельствует о том, что он, как говорится, «жёг свечу своей жизни с трех концов», посвятив себя прославлению (другое трудно подобрать) русской музыки» [18, с. 118]. В числе немногих публикаций о нем можно упомянуть отдельные статьи Л. Л. Ковалевой-Огородновой и Е. Г. Мальцевой [3; 4; 7; 8; 9; 10]. О недостаточной ис-следуемости творческого пути и значимости его деятельности для русской музыкальной культуры говорит то, что единственная книга о Зилоти, вышедшая к столетию со дня его рождения, была издана в 1963 году [2]. Стоит упомянуть и монографию Барбера, вышедшую в Америке в 2002 году [1].
Одаренный пианист всегда был верен традициям и заветам русской музыки. Зилоти окончил с золотой медалью московскую консерваторию, где занимался сначала у Н. Зверева, потом у Н. Рубинштейна, по теории музыки у П. Чайковского и С. Танеева. Затем, после возвращения из Европы, где Зилоти стажировался у Ф. Листа, он работал профессором Московской консерватории2. Как известно, А. И. Зилоти был двоюродным братом Сергея Васильевича Рахманинова, также имел родство с П. И. Чайковским3. Можно смело утверждать, что великий С. В. Рахманинов стал музыкантом прежде всего благодаря А. Зилоти. По крайней мере, факты биографии Рахманинова, запечатленные в его «Воспоминаниях», дают основание такому утверждению [20, с. 19-21].
Где бы ни жил А. И. Зилоти — в России, в Европе, в Америке4, — он всегда был страстным пропагандистом русской музыки. Это выражалось в его деятельности, которую можно представить в трех ипостасях: блистательный пианист, дирижер и талантливый организатор. Коротко охарактеризуем виды его деятельности.
Ипостась первая. Пианистическое дарование Зилоти выросло под влиянием знаменитых педагогов — Николая Сергеевича Зверева, Николая Григорьевича Рубинштейна, Петра Ильича Чайковского, Сергея Ивановича Танеева, Ференца Листа. Эти имена уже говорят о многом. «Его изумительная виртуозность и блеск ослепляли, необыкновенная красота и сочность звука, интересная, полная самых тончайших нюансов трактовка лучших произведений фортепианной литературы очаровывали <...> обаятельная внешность Зилоти и его исключительное пианистическое мастерство делали его положительно кумиром публики» [17, т. 1, с. 154]. Видный критик своего времени А. В. Оссов-ский, характеризуя Зилоти как пианиста, назвал его «пророком простоты». «Простотою определяется у него понимание самого искусства, оценка художественного произведения, подход к исполнению, даже отношение к публике. Но иная простота дороже богатства. В художестве такая «дорогая простота» — дело большого мастера. Таков и есть А. Зилоти» [15, с. 285].
Закончив московскую консерваторию, Зилоти, по совету своего учителя Н. Рубинштейна, отправляется совершенствоваться к уже имеющему мировую известность Ф. Листу. Именно под влиянием Листа сформировались художественные принципы Зилоти-музыканта. Зилоти много работал над собой под руководством великого маэстро. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. Именно Листом были заложены уроки просветительства, которые Зилоти проводил всю свою жизнь.
Ипостась вторая: крупный «дирижер-автодиктат». Еще во время первого пребывания заграницей, Зилоти начал выступать в качестве дирижера. Можно предположить, что, также как и Лист, Зилоти серьезно подумывал о карьере дирижера, и вопрос, какому искусству интерпретации целесообразнее отдать предпочтение — дирижированию или пианизму, — постоянно вставал перед ним. Дирижерская деятельность манила Зилоти и, казалось порой, имела много преимуществ. Все сомнения преодолевались сознанием необходимости этого дела и верой в свои силы.
В России впервые Зилоти-дирижер выступил в 1900 году в организованном им же концерте в Большом зале Благородного собрания в Москве. В 1901 году он был приглашен директором симфонического собрания московского филармонического общества. За два сезона он сумел значительно обогатить и обновить репертуар московских концертов. Один из значимых концертов прошел 14 декабря 1902 года в Большом зале Благородного собрания, на котором состоялось уникальное концертное исполнение поэмы Байрона «Манфред» с музыкой Р. Шумана. На роли духа, феи Альп, Немезиды и Астарты была приглашена Комиссаржевская, партия духа была певческой. Манфреда читал Ф. Шаляпин. Зилоти, готовясь к концертам заранее, вел переписку с артистами. Предварительно договорившись с Комиссаржевской, он пишет Шаляпину, участнику будущего спектакля, письмо: «Прошу тебя сообщить мне, могу ли я поставить Манфреда на субботу 14 декабря. Астартой будет Комиссаржевская» [19, с. 45]. Какое созвездие двух великих имен!
Зилоти возрождал на своих концертах старую, забытую музыку. Например, благодаря ему впервые в Петербурге прозвучали Бранденбургские концерты Баха, музыка Р. Штрауса, Брукнера, произведения современных французских композиторов — Дюка, Шоссона, Равеля, Дебюсси. На первом плане — забота об интересной программе, на втором — солисты. В качестве солистов в свои концерты Зилоти приглашал выдающихся европейских и отечественных знаменитостей, таких пианистов как А. Корто, И. Гофмана, В. Сапельникова, Ф. Блуменфельда, С. Рахманинова, С. Прокофьева; скрипачей Ж. Тибо, Э. Изаи, Дж. Эне-ску, Л. Ауэра; виолончелистов П. Казальса, А. Брандукова; вокалистов Ф. Шаляпина, Л. Собинова, Н. Забелу-Врубель, А. Нежданову и других. В. А. Оссовский, видный музыкальный критик, фигуру которого игнорировать невозможно, отмечает: «в деле дирижирования оркестром он должен быть признан, в сущности, еще новичком. Не считая единичных опытов дирижирования в 1890 году в Москве, в 1896 году в Лейпциге, лишь в 1901 году Зилоти занялся систематически этой трудной отраслью музыкального исполнения. Но в ней он неуклонно идет вперед...» [13, с. 119].
Полного размаха дирижерская деятельность Зилоти достигла после 1903 года, когда он переселяется из Москвы в Петербург и приступает к организации своего дела — антрепризы «Концерты А. Зилоти»5. Здесь концер-тно-просветительская деятельность проходила наиболее плодотворно. Став во главе своих концертов, он привлекал внимание слушателей как к классической, так и к современной музыке. Например, к ранее не исполняемым сочинениям И. С. Баха, Генделя, Ф. Э. Баха, Вивальди и к современной музыке Стравинского, Прокофьева. Зилоти за первые десять лет продирижировал 60 концертами из 95 с разнообразной программой. Особенно ему нравилась увертюра «Мейстерзингеров» Вагнера.
«Концерты А. Зилоти» при их чрезвычайно широкой, отнюдь не коммерческой постановке, сначала приносили их организатору значительные убытки. Но Зило-ти своим замыслом популяризации музыкального искусства все же сумел привлечь крупных меценатов-капиталистов — «го-лошистов» Г. Г. Гильзе ванн дер Пальс, Г. Л. Гейзе, М. Л. Нейшеллера, состоявших директорами-владельцами Российско-Американской резиновой мануфактуры (в советское время фабрики «Красный треугольник»), которые приняли на себя покрытие расходов. Они стали субсидировать его концерты. Поначалу, в первых сезонах, эти концерты привлекали немного слушателей. Меценаты были разочарованы и отказались поддерживать это дело после окончания сезона 1907/1908 года. Зилоти пришлось вкладывать в него свои средства, для чего были заложены драгоценности жены Веры Павловны. Надо заметить, что Петербургские концерты А. И. Зилоти проходили в период, когда он достиг вершины своего исполнительского мастерства.
Ипостась третья. А. И. Зилоти обладал исключительными организаторскими способностями. Он выполнял огромную административную работу, которой занимается обычно целая концертная организация: вел переговоры с артистами и заключал с ними контракты, составлял репертуар сезона, пояснения к программам концертов, заказывал залы и многое другое.
Человек фантастической энергии и трудоспособности, он организовал в Веймаре
Листовское общество, Народные бесплатные концерты, Общедоступные концерты в Петербурге. Подход ко всему был глубок и серьёзен. Слушателям раздавались анкеты, в которых спрашивалось об индивидуальных слуховых ощущениях, о конкретных музыкальных образах, возникающих при слушании музыки. Вместе с С. К. Маковским и Ф. Ф. Зеленским Зилоти был учредителем Скрябинского петроградского общества (Общество им. А. Н. Скрябина), созданного в 1916 году. Александр Ильич был учредителем «Общества друзей музыки» (1908), членом Всероссийского общества оперных и драматических театров-школ (1909), председателем Союза музыкальный деятелей (1917) [16]. Последним общественным начинанием выдающегося музыканта была организация Русского музыкального фонда в 1916 году, прообраза Музыкального фонда СССР — благотворительной организации для помощи нуждающимся музыкантам и их семьям. В совет фонда входили А. К. Глазунов, А. М. Горький, А. В. Оссовский, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов. Все это говорит о фантастической энергии и трудоспособности Зилоти.
Переселяясь из Москвы в Петербург в 1903 году, А. Зилоти приступает к организации своего концертного дела, создав антре-призную организацию под названием «Концерты А. Зилоти». С 1903 по 1918 год давались симфонические и камерные концерты, а также внеабонементные и экстренные. Цель «Концертов А. Зилоти» — просветительская, знакомить публику с серьезной музыкой, воспитание музыкального вкуса. Зилотиевские концерты отличались блестящим музыкальным исполнением. Солистами приглашались европейские и отечественные знаменитости, которые были нужны для совершенства исполнения и для привлечения публики. Часто привлекались выдающиеся дирижёры А. Ни-киш, Дж. Энеску, В. Менгельберг, Ф. Мотль, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев. Александр Ильич был и директором, и дирижером, и солистом, и ансамблистом этой организации. Через три года говорили о его концертах, как о выдающемся явлении культуры Петербурга. Концерты А. Зилоти вел с «убеждённой преданностью идее, с непоколебимым мужеством» [12, с. 114]. Пропагандист и просветитель он постоянно зна-
комил публику с новыми течениями в музыкальном искусстве. В его концертах впервые в России прозвучали крупнейшие сочинения Баха, Дебюсси, Вагнера, Скрябина, Рахманинова, Прокофьева, Стравинского. Концерты проходили в зале Дворянского собрания, в Большом и Малом залах Петербургской консерватории, в Мариинском театре. Свою миссию Зилоти видел в том, чтобы каким бы то ни было способом ходить на концерты, слушать лишь хорошую музыку и лишь в хорошем исполнении, любить ее.
Еще одна грань таланта Зилоти — выступление в качестве ансамблиста. Славу камерного исполнителя Зилоти завоевал играя в дуэтах. Просматривая программы концертных сезонов, мы видим, что А. Зилоти неоднократно аккомпанировал П. Казальсу, Ж. Тибо, Э. Изаи, Л. Ауэру, А. В. Вержбиловичу и другим музыкантам [5; 6]. Приведем, в качестве примера, отзыв о вечере А. Зилоти и П. Казальса: «Исполнение обоих артистов-художников — замечательно; мужественная, импозантно-блестящая игра А. Зилоти — оттеняла задумчиво-мечтательное исполнение П. Казаль-са, игра которого — чистая, возвышенная поэзия» [2, с. 18].
Немалый интерес А. Зилоти представлял как редактор многих музыкальных произведений. В фондах Отдела нотных изданий и звукозаписи Российской национальной библиотеки имеются музыкальные произведения, переложения которых для фортепиано сделал Александр Ильич. Среди них — симфоническая и инструментальная музыка Альбениса, Аренского, Бизе, Глазунова, Гне-сина, Лядова, Рахманинова, Штрауса, Шумана и других композиторов. Переложения сделаны как мало известных произведений, так и произведений, которые сегодня можно назвать шлягерами. Например, «Итальянская полька» Рахманинова, вальс «Жизнь артиста» Штрауса. Петр Ильич Чайковский доверил корректуру своих произведений только Зилоти, а также переложение для фортепиано своих балетов, опер, редактирование их к изданию и переизданию.
Февральскую революцию 1917 года Зилоти встретил с сочувствием. Будучи из-
бранным директором оперной труппы Мари-инского театра в мае 1917 года он начинает готовиться к возобновлению спектаклей. 9 ноября 1917 года, театр был открыт. Нарком просвещения А. Луначарский посчитал, что вся сила сопротивления исходит от Зилоти, и недолго думая, посадил его в «Кресты», откуда Зилоти удалось быстро освободиться благодаря врачу и другу Ивану Манухину.
По распоряжению Луначарского должность управляющего труппой была отменена, и Зилоти посвятил себя педагогической деятельности. В 1919 году он назначается заведующим специальной школой музыкального просвещения, которая находилась на набережной реки Фонтанки. Будучи человеком с общественно-активной позицией, Зилоти входит в состав Петроградской комиссии по реформе музыкального образования вместе с А. К. Глазуновым, Б. В. Асафьевым, В. Г. Каратыгиным.
Личность А. И. Зилоти стоит особняком в отечественной музыкальной культуре. Многогранная деятельность Зилоти увеличивает интерес к нему как к артисту-музыканту и человеку. Все грани творчества ярко раскрылись в его деятельности. Всеми силами он хотел сделать народ образованнее, культурнее, способствовал воспитанию музыкального вкуса. Уже более ста лет этот круг вопросов остается актуальным.
Время идет, но нельзя забывать достижения русского искусства прошлых лет. Деятельность А. Зилоти — определённый и важный этап в развитии отечественного музыкального просветительства. Велики его заслуги в формировании художественного вкуса русского общества. Александр Ильич Зилоти должен занять достойное место в отечественной истории, его деятельность — несомненный вклад в сокровищницу русского музыкального искусства.
Примечания 1 Например, «Посвящение А. Зилоти» 13.10.2013 г. в Московском международном доме музыки; «Посвящение Александру Зилоти» (к 150-летию со дня рождения) 14.10.2013 в Московской консерватории; концерт Юлии Стадлер и студентов ее
класса 06.12.2013 в РГИИИ — «Золотисси-мус — 150»; Литературно-музыкальная программа к 150-летию А. И. Зилоти 26.10.2013 в Подольске.
2 Зилоти три года, с 1888 по 1891 год, занимал место профессора в Московской консерватории, его класс привлекал в то время наиболее талантливую молодежь. Несмотря на недолгий срок своей работы в этом учебном заведении, он оставил яркий след в его истории. Среди учеников Зилоти — З. К. Игумнов, С. В. Рахманинов, А. Б. Гольденвейзер. Зи-лоти написал заявление об уходе из консерватории 21 мая 1891 г. в связи с конфликтом с тогдашним директором консерватории Сафоновым В. И.
3 Родной брат П. И. Чайковского — Анатолий Ильич Чайковский — был женат на племяннице П. М. Третьякова Прасковье Коншиной, а А. Зилоти был женат на Вере Павловне Третьяковой — дочери известного мецената, собирателя произведений русского изобразительного искусства, основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича Третьякова.
4 Зилоти в 1919 г. с семьей эмигрирует в Финляндию, затем переезжает в Германию. С 1922 г. переселяется в Америку, где с 1926 г. преподает в музыкальной школе г. Джу-льярда, расположенной в Нью-Йорке в Линкольн-центре, одном из крупнейших и престижнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки, предназначенных для студентов, уже имеющих определенное музыкальное образование. В этой школе он проработал свыше 10 лет, воспитал немало пианистов, среди которых наибольшую известность приобрел Марк Блицстайн.
5 Подробнее о «Концертах А. Зилоти» см.: Горобец С. В. Концерты Зилоти в культуре Санкт-Петербурга // Общество. Среда. Развитие. 2013. №3. С. 164-168.
Литература
1. Barber C. Lostinthe Stars: The Forgotten Musical Life of Alexander Siloti. Lanham, Maryland: ScarecrowPress, 2002. 429 с.
2. Зилоти А. И. Воспоминания и письма /
сост. Л. М. Кутателадзе, под ред. Л. Н. Ра-абена. Л.: Музгиз, 1963. 457 с.
3. Ковалева-Огороднова Л. Л. Рахманинов в Петербурге. СПб.: Предприятие Санкт-Петербургского Союза художников, 1997. 398 с.
4. Ковалева-Огороднова Л. Л. Сто лет премьер в концертах Александра Зилоти // История Петербурга. 2011. №2(60). С. 24-30.
5. Концерты А. И. Зилоти. Программы концертов за 10 сезонов. (1903/19041912/1913). СПб.: тип. С. Л. Кинда, 1913. 145 с.
6. Концерты А. И. Зилоти. Программы концертов сезон 1911-1912 гг. СПб.: Б.и., 1911. 27 с.
7. Мальцева Е. Г. Педагог это художник. Зи-лоти о проблемах преподавания // Музыка и время. 2012. №9. С. 63-66.
8. Мальцева Е. Г. О педагогической деятельности А. И. Зилоти // Проблемы музыкальной науки. 2012. №2 (11). С. 84-49.
9. Мальцева Е. Г. А. И. Зилоти — педагог: продолжение традиций // Музыкальная академия. 2012. №3. С. 78-83.
10. Мальцева Е. Г. Две статьи о А. И. Зилоти // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. №2. С. 76-87.
11. Манухин И. И. Воспоминания о 19171918 г. // Новый журнал. Нью-Йорк. 1958. №54 [Электронный ресурс]. Режим доступа: kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/ Uch_zav/Nik_Gimn/NGU_Manuhin_vosp. htm???Ыstory=0&sample=8&ref=0 Заглав. с экрана (дата обращения 25.06.2013).
12. Оссовский А. В. Второй симфонический концерт А. И. Зилоти // Музыкально-кри-
тические статьи (1894-1912) / общ. ред., вступ. ст. Ю. А. Кремлева. Л.: Музыка, 1971. 370 с.
13. Оссовский А. В. Концерт А. И. Зилоти // Музыкально-критические статьи (18941912) / общ. ред., вступ. ст. Ю. А. Кремле-ва. Л.: Музыка, 1971. 370 с.
14. Оссовский А. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. Изд. 4-е, доп. М.: Музыка, 1973. Т. 1. 480 с.
15. Оссовский А. В. Фортепианный вечер А. И. Зилоти (первый камерный концерт) // Музыкально-критические статьи (1894-1912) / общ. ред., вступ. ст. Ю. А. Кремлев. Л.: Музыка, 1971. 370 с.
16. Петровской И. Ф. Музыкальное образование и музыкально-общественные организации в Петербурге 1801-1917 гг. Энциклопедия. СПб.: изд-во Петровский фонд, 1999. 367 с.
17. Пресман М. Л. Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов (памяти профессора Московской консерватории Н. С. Зверева) // Воспоминания о Рахманинове / сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. В 2 т. Т. 1 изд. 4-е. доп. М.: Музыка, 1973. С. 154.
18. Рождественский Г. Агент русской музыки // Русское искусство. 2008. №1. С. 118-121.
19. Рыбакова Ю. П. В. Ф. Комиссаржевская. Летопись жизни и творчества. СПб.: РГИИИ, 1994. 519 с.
20. Сатина С. А. Записка о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове / ред.-сост., коммент. и предисл. З. Апетян. Т. 1. Изд. 4-е, доп. М.: Музыка, 1973. 480 с.