Научная статья на тему 'Дом на крюковом канале'

Дом на крюковом канале Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
447
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.И. ЗИЛОТИ / В.П. ЗИЛОТИ / "КОНЦЕРТЫ А. ЗИЛОТИ" / МАРИИНСКИЙ ТЕАТР / С.С. ПРОКОФЬЕВ / С.В. РАХМАНИНОВ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / Ф.И. ШАЛЯПИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горобец Светлана Владимировна

Рассказывается об историческом доме номер 14 по набережной Крюкова канала в Санкт-Петербурге. В этом доме в начале ХХ века проживал известный пианист, дирижер, общественный деятель Александр Ильич Зилоти (1863-1945). Описывается музыкально-художественная обстановка его большого дома, где часто бывали С. Рахманинов, П. Казальс, Ф. Шаляпин и другие известные музыканты. О том, как жил, над чем трудился, что переживал, о чем думал музыкант, а также о людях, с которыми он встречался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дом на крюковом канале»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 78(091) (470.23-21) ББК 85.313 (2Рос=Рус) 6-8

дом НА КРЮКОВОМ КАНАЛЕ

С.В. Горобец

Рассказывается об историческом доме номер 14 по набережной Крюкова канала в Санкт-Петербурге. В этом доме в начале ХХ века проживал известный пианист, дирижер, общественный деятель Александр Ильич Зилоти (1863-1945). Описывается музыкально-художественная обстановка его большого дома, где часто бывали С. Рахманинов, П. Казальс, Ф. Шаляпин и другие известные музыканты. О том, как жил, над чем трудился, что переживал, о чем думал музыкант, а также о людях, с которыми он встречался.

Ключевые слова:

А.И. Зилоти, В.П. Зилоти, «Концерты А. Зилоти», Мариинский театр, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, Санкт-Петербург, Ф.И. Шаляпин.

Т

о

О

Почти каждый дом в центре Санкт-Петербурга связан с именем того или иного художника, писателя, музыканта. На исторических зданиях часто видим мемориальные доски: здесь жил Н.А. Некрасов, Н.А. Римский-Корсаков, А.А. Блок, М.П. Мусоргский, Л.В. Собинов и т.д. Несколько лет назад стала выходить серия книг, посвященных истории одной улицы или района. В них известные краеведы и знатоки Санкт-Петербурга рассказывают о зданиях, судьбах людей, которые жили и творили в этих домах [1-3; 6]. Благодаря этим книга мы как бы заново проживаем судьбы людей, оказываемся в том времени, в той эпохи.

Здесь приведем краткий рассказ об историческом доме № 14, расположенном по набережной Крюкова канала, в котором с 1913 по 1919 год проживал известный пианист, дирижер, общественный деятель Александр Ильич Зилоти. О великих музыкантах, которые бывали в зилотиевском доме и практически становились членами его большой семьи. О творческой атмосфере, способствующей проведению концертов. Его музыкально-общественная деятельность в Петербурге не удостоена должного внимания на страницах научных изданий, хотя именно в контексте культуры Петербурга-Петрограда и примечательна личность Зилоти. Неизвестные широко материалы, посвященные творчеству Александра

Ильича, надлежит искать именно здесь, в этом доме, где по причинам нам известным и, может быть, неизвестным, закончилась его деятельность в России. Этим и вызван наш интерес к личности Зилоти и его петербургскому периоду жизни и творчества.

А.И. Зилоти почти два десятилетия, с 1900 по 1919 год, жил в Петербурге. В городе четыре адреса, по которым он проживал. На Лиговском проспекте в доме № 55, в квартире своего брата Сергея Ильича Зилоти, Александр жил с 1900 по

1903 год. На Сергиевской улице (ныне улица Чайковского) в доме № 24 Александр Ильич жил недолго, с 1903 по 1904 год, как указывает нам адресная книга «Весь Петербург». На 12-й линии Васильевского острова в доме № 9 снимал квартиру с

1904 по 1913 год. Последний адрес Зилоти в Петербурге - квартира 19 в доме № 14 по набережной Крюкова канала - пожалуй, самый известный. В этот дом семья Зило-ти1 переехала в сентябре 1913 года и жила до эмиграции2.

Крюков канал имеет богатую историю, связанную с именами многих видных деятелей. О каждом доме можно сказать словами С.Я. Маршака: «Вот этот дом, нам прослуживший век, почти умеет пользоваться речью» и может много рассказать о живших в нем людях. Дом номер 14 по набережной Крюкова канала был возведен в 1912-1914 годах архитектором С.О.

Овсянниковым. К этому времени Овсянников построил в городе несколько великолепных жилых доходных домов и зарекомендовал себя новатором в строительном деле. Дом № 14 построен на пересечении левобережной части Крюкова канала и Екатерингофского проспекта (проспект Римского-Корсакова), недалеко от Кашина моста, в сплошной застройке выделяясь своей импозантностью. Шестиэтажный доходный дом получил в народе имя своего хозяина - «дом Веге». Это роскошный дом с курдонёром3 и въездной аркой, украшенной атлантами в стиле неоренессанс. В те годы это было модно, на смену модерну пришла новая тенденция -к освоению забытого культурного наследия архитектуры далеких эпох и стран. Домовладелец получал большую прибыль за комфортные и просторные квартиры в престижном доме, компенсируя таким образом потерю полезной площади из-за устройства курдонёра и массивной арки на главном фасаде.

Вплоть до революции 1917 года в этом угловом доме жили люди состоятельные, требующие квартир с удобствами и желающие жить в окружении соседей, равных им по сословному и имущественному положению: представители дворянских семейств, адмиралы и генералы, высшие чиновники. В порядке исключения управляющий домом сдавал квартиры некоторым артистам Мариинского театра и преподавателям консерватории. До октября 1917 года в доме не проживал ни один рабочий или мелкий чиновник. В настоящее время это ТСЖ «Доходный дом Веге». В ряде жилых квартир сохранены камины и фрагменты лепного декора.

В числе первых жильцов дома стал Зи-лоти, квартира которого располагалась на третьем этаже и состояла из шести комнат. «Квартира теплая, - отмечает жена Зило-ти Вера Павловна, - и терпеть недостатки нового дома можно» [7, с. 391]. В гостях у Зилоти часто бывали знаменитые артисты Мариинского театра, композиторы, преподаватели консерватории, такие как дирижер Эдуард Направник, который полвека проработал в Мариинском театре, Шаляпин, Собинов, Глазунов, Эжен дэ Альбер, Кусевицкий и, конечно же, Рахманинов. Как известно, Александр Зилоти - двоюродный брат Сергея Васильевича Рахманинова (его мать Юлия Аркадьевна, урожденная Рахманинова, сестра отца С. Рахманинова Василия Аркадьевича). Можно смело утверждать, что великий С. Рахманинов стал музыкантом прежде

всего благодаря А. Зилоти. По крайней мере факты биографии Рахманинова, запечатленные в его «Воспоминаниях», дают основания для такого утверждения [16, с. 17-19].

Наиболее частым посетителем в гостеприимной квартире Зилоти был Сергей Сергеевич Прокофьев. Здесь будущий молодой композитор впервые познакомился с композитором И.Ф. Стравинским и архитектором И.Э. Грабарём. 9 января 1916 года в «Концертах А. Зилоти» [4] Прокофьев выступал со своей «Скифской сюитой». О том, как готовились к этому концерту, можно судить по почтительным письмам Зилоти к Прокофьеву [7, с. 255-260]. Зило-ти всему музыкальному миру доказал, что Прокофьев - талант, что это будет большой композитор со сверкающей, оригинальной индивидуальностью.

Зилоти давал десятки концертов, пропагандируя творчество молодых, еще никому не известных композиторов, таких как М. Гнесин, А. Гедике и др. Обладая природных даром распознания, Александр Ильич сразу, как говорится, с первого взгляда сумел открыть России музыку Стравинского, Прокофьева, иностранных композиторов Шоссона, Регера, Моора, Дюкаля, Дебюсси и др. Многим обязан Зилоти и Игорь Стравинский. Его имя впервые появилось в программе абонементного концерта 24 января 1909 года. На концертах по рукописи исполняли его «Фантастическое скерцо», «Фейерверк» и сюиту из балета «Жар-птица». Позднее, после 1914 года, Зилоти часто исполнял его «Весну священную» и много делал для продвижения на сцену оперы «Соловей».

В начале ХХ века зилотиевский дом становится одним из музыкальных центров Петербурга. Виолончелист Пабло Казальс с супругой, скрипач Эжен Изаи, певица Мария Гай подолгу жили у Зило-ти, принимая участие в его концертах. В доме происходила постоянная смена лиц. На Вере Павловне лежала не только забота о большом семействе, но и о приезжих. В мемуарах Веры Павловны раскрываются многие характерные черты Александра Ильича, его взаимоотношения с людьми. Прежде всего видны художественные связи и общность интересов в искусстве, особенно в музыке [8].

Частый гость в доме - Федор Шаляпин. Шаляпин в 1909 году поселился в Петербурге и одно время жил недалеко от Зилоти, в доме № 10/18 по набережной Крюкова канала, занимая на первом

о

О

этаже три комнаты. В этой квартире Шаляпина бывали многие музыканты, писатели, актеры, и, естественно, Зилоти. Шаляпин очень любил и уважал Александра Ильича. Просматривая программы концертов разных сезонов, организованные Зилоти в Петербурге, мы видим, что Шаляпин неоднократно принимал в них участие [5]. Более того, Шаляпин, которому дирекцией театров были запрещены выступления без согласия с начальством, оговорил в контракте исключительное право петь в концертах Зилоти. Певец ценил художественный вкус музыканта и глубоко уважал его самоотверженную просветительскую деятельность. Многие музыканты выступали в зилотиевских концертах не для высоких сборов (Зило-ти был человеком, который меньше всего думал о прибыли), а руководствуясь художественными соображениями. «Желая поддержать Зилоти, Собинов отказывался от платы за выступления в его концертах» [13, с. 85].

Недалеко, на Английском проспекте, жила великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская, а на Офицерской улице (ныне улица Декабристов), в доме № 39, находился ее театр4. Брат Александра Ильича Сергей Ильич5 - большой любитель музыки и театра - был обручен с актрисой В.Ф. Комиссаржевской, у которой навсегда остались очень теплые родственные отношения со всей семьей Зилоти. Сергей Ильич часто устраивал с друзьями интересные литературно-музыкальные вечера, на которых был любимцем петербургского общества. На таких вечерах можно было увидеть и услышать выдающихся актеров, певцов, музыкантов, здесь был цвет петербургской адвокатуры, медицины. Зилотиевские обеды и вечера были отмечены высокой интеллектуальностью. Много лет квартиры Зилоти были центром музыкальной и художественной жизни Петербурга. Сергей Ильич - автор романсов и пьес для фортепиано, которые имели большой успех и многие из них были опубликованы в 1888-1900-е гг. Особенно хочется отметить тот факт, что С.В. Рахманинов именно С.И. Зилоти посвятил свою знаменитую «Итальянскую польку», а четырехручное переложение этого произведения сделал А.И. Зилоти.

После февраля 1917 года наступило время революционной нестабильности. Русская музыкальная газета (РМГ) в разделе «Вместо концертной хроники» писала: «... с принижением культурных ценностей

замирает и духовная жизнь культурного общества. Полемика артистов с местными комиссарами. В течение всего сезона не состоялось ни одного симфонического концерта Русского музыкального общества, Зилоти, Кусевицкого, Беляевского. Все замерло, посещать концерты рискованно» [15]. В другом выпуске РМГ мы находим этим словам подтверждение: «На управляющего труппой Мариинского театра А. Зилоти при его возвращении ночью из театра на Крюковом канале было совершено обычное в наше время разбойное нападение <...> из-за угла показались люди, и оба вооруженных гражданина поспешили удрать». Зилоти был ограблен в двух шагах от своего дама, хотя и жил почти у театра.

Действительно, мало кому известно, что после Февральской революции 1917 года Временным правительством Зилоти был назначен директором Мариинского театра. В Санкт-Петербургском центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) сохранился документ «Списки работников Мариинского театра, с которыми заключены контракты на сезон 1917/18 г.», подтверждающий назначение А.И. Зилоти главным управляющим оперной труппой с 1 мая 1917 года с содержанием 6 тысяч рублей в год [17]. Срок контракта не определен. В то время в Мариинском образовались две группировки: одна была за саботаж распоряжений новой власти, другая, во главе с А.И. Зилоти, за «спектакли без комиссаров». Наркому просвещения А.В. Луначарскому удалось выяснить, что вся сила сопротивления в Мариинском театре исходит от Зилоти, и недолго думая он дал распоряжение об аресте Зилоти. В ночь на 13 января 1918 года Зилоти был арестован и отправлен в «Кресты». Трудно представить несоответствие изящного облика пианиста, его тонкой музыкальной души с окружающей обстановкой «Крестов». В его камере на грязной стене значилось: «Здесь сидел вор Яшка Куликов». Зилоти продолжил и дописал «и ученик Листа Александр Зилоти». Иван Иванович Ма-нухин - врач и друг Александра Ильича, узнав об его аресте, просил у Луначарского об освобождении известного пианиста. После долгих переговоров с Луначарским был получен документ об освобождении Зилоти с условием его пребывания на квартире у Манухина и без права выхода на улицу и пользования телефоном. Зилоти встретил весть об освобождении со свойственной ему непринужденной ве-

селостью, обещая дать свой следующий концерт в пользу переустройства данного учреждения [12].

Имя А.И. Зилоти с прекрасной и трагической судьбой приобрело ныне особое значение. В 2013 году отмечалось 150-летие Александра Ильича. В Москве, Петербурге, Подольске, Луганске прошли концерты как дань памяти музыканту. А в 2015 году будет 70 лет со дня смерти

Александра Ильича. Петербуржцы могут гордиться тем, что именно с нашим городом связано в большей мере имя великого пианиста, дирижера, общественного деятеля, музыкального просветителя. Нам посчастливилось жить в Петербурге, ходить по его улицам, любоваться зданиями, питаться духом города. Не будем же ленивы и нелюбопытны, а будем деятельны и любознательны.

Список литературы:

[1] Бройтман Л.И., Дубин А.С. Улица Чайковского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центрполиграф, 2010. -604 с.

[2] Глезеров С.Е. Исторические районы Петербурга от А до Я. - М.: Центрполиграф: Мим Дельта, 2010. - 496 с.

[3] Глезеров С.Е. Лесной, Гражданка, Ручьи, Удельная... - М.: Центрполиграф, 2007. - 479 с.

[4] Горобец С.В. «Концерты А. Зилоти» в культуре Петербурга» // Общество. Среда. Развитие. - 2013, № 3. - С. 164-168.

[5] Дмитриевский В.Н., Катеринина Е.Р. Шаляпин в Петербурге-Петрограде. - Л.: Лениздат, 1976. -264 с.

[6] Дубин А.С., Бройтман Л.И. Моховая улица. - М.: Центрполиграф, 2004. - 346 с.: ил., портр.

[7] Зилоти А.И. Воспоминания и письма. Сост. Л.М. Кутателадзе, под ред. Л.Н. Раабена. - Л.: Музгиз, 1963. - 457 с.

[8] Зилоти В.П. В доме Третьякова: мемуары / Вступ. ст. М.Л. Гавлина. - М.: Высшая школа, 1992. -256 с.

[9] Зуев Г.И. Там, где Крюков канал... . - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 399 с.

[10] Ковалева-Огороднова Л.Л. Рахманинов в Петербурге. - СПб., 1997. - 398 с.

[11] Концерты А.И. Зилоти. Программы концертов за 10 сезонов. 1903/04-1912/13. - СПб.: тип. С.Л. Кин-да, 1913. - 145 с.

[12] Манухин И.И. Воспоминания о 1917-1918 гг. Октябрь // Новый журнал. - Нью-Йорк , 1958, № 54. -С. 104-116. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.inkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Uch_zav/ Nik_Gimn/NGU_Manuhin_vosp.htm???history=0&sample=8&ref=0 - Заглав. с экрана (25.06.2013)

[13] Поплавский Г.В. Собинов в Петербурге-Петрограде-Ленинграде. - Л.: Лениздат, 1990. - 253 с. (Выдающиеся деятели науки культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде).

[14] Прокофьев С.С. Материалы, доклады, воспоминания. - М.: Гос. муз.изд-во, 1956. - 345 с.

[15] Русская музыкальная газета. - 15.02.1918, № 5-6.

[16] Сатина С.А. Записка о С.В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове. Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. Т.1. изд. 4-е. доп. - М.: Музыка, 1973. - 480 с.: ил., портр.

[17] ЦГАЛИ СПб. - Ф. 260, оп. 6, д. 2, л. 16.

[18] Щербачева М.Н. Прокофьев в концертах А. Зилоти (из истории симфонических концертов в Мари-инском театре в сезон 1915/16 г.) // Три века Петербурга: музыкальные страницы. Сб. статей и тезисов / Сост. и науч. ред. Гусейнова З.М. - СПб.: СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2003. - С. 185.

[19] Barber C. Lost in the Stars. The Forgotten Musical Life of Alexander Siloti. Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2002. - 429 p.

1 Хочется напомнить, что Александр Зилоти женился на Вере Павловне Третьяковой - старшей дочери известного мецената Павла Михайловича Третьякова, создателя знаменитой Третьяковской галереи в Москве, поэтому в зилотиевском доме бывали не только музыканты, но и люди из мира художников. У Александра Ильича и его жены к моменту переезда в Петербург было шестеро детей: Александр, Иван, Вера, Оксана, Лев, Кириена.

2 В 1919 году семья Зилоти эмигрировала в Германию, а с 1922 по 1945 год жила в Нью-Йорке и уже никогда не возвращалась в Россию.

3 Курдонёр - (с фр. - почетный двор) парадный двор, образуемый основным корпусом и выступающими по его сторонам боковыми крыльями-флигелями. От улицы курдонёр обычно отделяется сквозной оградой с воротами.

4 Сейчас на этом месте находится стадион Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта.

5 Зилоти Сергей Ильич (1862-1914) - морской офицер, заместитель начальника Адмиралтейского Генерального штаба, чрезвычайно отзывчивый и гуманный человек, страстный любитель театра и музыки. Сергей Ильич не был «братом знаменитого пианиста А.И. Зилоти», наоборот, про него говорили: «Ты знаешь, у нашего Сергея Ильича есть брат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.