Искусствоведение список научных статей
-
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИИ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ГУСТАВА МАЛЕРА
В статье предлагается периодизация камерно-вокального творчества Г. Малера, основанная на этапах эволюции именно вокальных сочинений. Несмотря на тесную связь симфонического и песенного жанров, последний рассматривается как самостоятельная линия, хронологически не всегда совпадающая с основными...
2014 / Леопа Ирина ПавловнаВАК -
ЭПИЧЕСКОЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛА В ХОРОВОЙ ПОЭМЕ Б. ЛЯТОШИНСКОГО "ТЕЧЕ ВОДА В СИНЄ МОРЕ"
В статье рассматривается жанр хоровой поэмы с точки зрения органичного синтеза музыки и поэтического слова. Осуществлен анализ хоровой поэмы украинского композитора ХІХ века Б. Лятошинского «Тече вода в синє море» на одноименное стихотворение Т. Шевченка из цикла «Думка». Произведение рассмотрено с ...
2014 / Иванова Юлия ЮрьевнаВАК -
О БАЯННОМ ТВОРЧЕСТВЕ НИЖЕГОРОДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Статья посвящена развитию баянного творчества нижегородских композиторов. Автор более подробно останавливается на баянном творчестве А. А. Нестерова, В. В. Владимирова, Г. Н. Комракова. Предпринимается попытка воссоздания хронологии литературы для баяна нижегородских композиторов.
2014 / Озеров Сергей АлександровичВАК -
НОВАЯ МУЗЫКА И КОМПОЗИТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЧУВАШИИ. ПУТИ ОБНОВЛЕНИЯ
В статье рассматривается творчество двух чувашских композиторов - М. А. Алексеева и А. Г. Васильева, представляющих новое направление в чувашской музыке второй половины XX века. Представлен анализ двух сочинений композиторов - «48 полифонических образов» М. Алексеева и «Бабье лето» А. Васильева,...
2014 / Полковникова Татьяна ВалерьевнаВАК -
ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО
Статья посвящена одной из фундаментальных линий в творчестве композитора Сергея Беринского. Автор выявляет и анализирует новые черты его стиля, появившиеся в результате увлечения Востоком. В статье дается характеристика «восточному» направлению, осмысляется его роль в контексте эстетических...
2014 / Попов Сергей СергеевичВАК -
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКИ ХЕЛЬМУТА ЛАХЕНМАННА
Статья раскрывает тенденции развития западноевропейской инструментальной музыки второй половины ХХ века. В качестве основы для анализа выбрано творчество современного немецкого композитора Хельмута Лахенманна. Рассматриваются эстетико-философские взгляды композитора, повлиявшие на создание новой...
2014 / Горшкова Наталья ГеннадьевнаВАК -
АССОЦИАЦИИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Механизм отражения в музыке характеризуется наличием двух пересекающихся взаимосвязанных процессов: а) отражения окружающей действительности и б) отражения конструктивных возможностей (свойств) звукового материала. Музыкальный образ возникает и располагается в «точке пересечения» этих процессов,...
2014 / Шаховской Альберт ПавловичВАК -
КАДЕНЦИЯ СОЛИСТА В XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
В статье впервые в отечественном музыкознании рассматривается феномен каденции солиста в инструментальном и вокальном искусстве XVIII - начала XIX века: происхождение, время распространения, наличие или отсутствие образных и мотивно-тематических связей с основной частью, степень импровизационности, ...
2014 / Меркулов Александр МихайловичВАК -
КОНЦЕРТ №9 (ES-DUR, K. 271) ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ В. А. МОЦАРТА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФУ ЦОНГА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Специфика исполнения концерта Моцарта выявлена на основе сравнения трактовки Фу Цонга с интерпретациями выдающихся исполнителей ХХ столетия - Клары Хаскиль и Альфреда Бренделя. Автор формулирует некоторые принципиальные особенности исполнительского стиля китайского пианиста.
2014 / Чжан ЧунцзяцзыВАК -
"ТУРАНДОТ" ДЖ. ПУЧЧИНИ - ХАО ВЭЙЯ: КИТАЙСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИНАЛА
В 2008 году китайский композитор Хао Вэйя написал свой вариант финала незавершённого шедевра Пуччини - оперы «Турандот». Следование замыслам Пуччини и использование его набросков не помешало Хао Вэйя акцентировать в либретто и музыке финала китайские черты, тем самым объединив в своей партитуре...
2014 / Медведева Юлия Петровна, У Цзин ЮйВАК -
ОПЕРА "ДОЛИНА КРАСНОЙ РЕКИ" МЭН ВЭЙДУНА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЕВРОПЕЙСКОЙ ОПЕРНОЙ ТРАДИЦИИ
Современная китайская опера активно развивается, уверенно осваивая лучшие европейские традиции этого жанра. На примере оперы «Долина Красной реки» китайского композитора Мэн Вэйдуна прослеживаются способы адаптации европейских традиций оперного жанра на уровне драматургии и композиционного...
2014 / Чэнь ИнВАК -
КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА
Статья посвящена деятельности Марселя Мюля - выдающегося французского музыканта, во многом определившего развитие саксофонового исполнительства в ХХ веке. Рассматривается роль Марселя Мюля в становлении и развитии жанра квартета саксофонов.
2014 / Попова Ольга ВасильевнаВАК -
РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ АДЕКВАТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье поднимается актуальная во все времена проблема соотношения авторского (композиторского) текста музыкального произведения и его исполнительского прочтения. Адекватная (максимально тождественная замыслу) интерпретация далеко не всегда имеет место на практике, исследователь предлагает для...
2014 / Присяжнюк Денис ОлеговичВАК -
ПРОЗА КАК СТИХ И СТИХ КАК ПРОЗА В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОПЛОЩЕНИИ С. ПРОКОФЬЕВА (НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ "ГАДКИЙ УТЕНОК")
В данной статье поставлена задача проиллюстрировать методы воплощения вербальной прозы Прокофьевым на примере музыкальной сказки «Гадкий утенок». Прокофьев старался видеть в прозаических текстах потенциал их воплощения в квадратных, симметричных, тяготеющих к периодичности структурах музыкального...
2014 / Матвеева Наталья БорисовнаВАК -
ПОЭТИКА КАК ТЕРМИН МУЗЫКОВЕДЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
На основе анализа двух подходов к разработке проблемы музыкальной поэтики - структурно-содержательного и содержательно-смыслового - в литературоведении, автор предлагает новое толкование поэтики в музыковедении. Определяется содержание и внутренняя иерархическая структура понятия.
2014 / Ермакова Светлана СергеевнаВАК -
ЛАДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОГЛАСНИКА СТЕВАНА ЛАСТАВИЦЫ
В Осмогласнике С. Ластавицы сосуществуют ладовые системы, возникшие в разные периоды истории (от архаической обиходной модальности до современной усложненной тонально-гармонической системы). Память сербского народа сохранила основные этапы ладовой эволюции, запечатлев их в гласовых строках.
2014 / Евдокимова Алла АлексеевнаВАК -
"ПЕРФЕКЦИЯ" ФРАНКО КЕЛЬНСКОГО КАК НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ МНОГОУРОВНЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО МЕТРА
Мензуральная система музыкальной ритмики формируется как метрическая многоуровневая, это качество она передает пришедшей ей на смену тактовой метрической системе. В статье анализируется теоретическое описание самого первого метрического уровня будущего многоуровневого мензурального метра,...
2014 / Гирфанова Марина ЕвгеньевнаВАК -
ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ЖАНРА. К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА ОРАТОРИИ МЕНДЕЛЬСОНА "ПАВЕЛ"
Первая оратория Мендельсона открыла новую страницу в истории жанра благодаря опоре на традиции Баха и Генделя, осмысленные в свете эстетики немецкого романтизма.
2014 / Зейфас Наталья МихайловнаВАК -
ФЕНОМЕН БАХИАНСТВА В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье осуществляется попытка осмысления феномена бахианства в европейской и русской музыкальной культуре.
2014 / Бочкова Татьяна РудольфовнаВАК -
ЗАМЕТКИ ОБ ОДНОМ ПРОВИНЦИАЛЬНОМ НОТНОМ АРХИВЕ 70-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА
На основе изучения нотных архивов горожан г. Арзамаса конца XIX в. в статье рассматривается соотношение российских и иностранных пособий по обучению игре на фортепиано. Отмечается их влияние на формирование музыкального слуха и вкуса.
2014 / Петри Эльвира КорнеевнаВАК