Научная статья на тему 'КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА'

КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРСЕЛЬ МЮЛЬ / КВАРТЕТ / САКСОФОН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Ольга Васильевна

Статья посвящена деятельности Марселя Мюля - выдающегося французского музыканта, во многом определившего развитие саксофонового исполнительства в ХХ веке. Рассматривается роль Марселя Мюля в становлении и развитии жанра квартета саксофонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUARTET OF SAXOPHONES OF MARCEL MULE: TO THE HISTORY OF ESTABLISHING THE GENRE

The article is devoted to the creativity of Marcel Mule - an outstanding French musician who largely determined the development of saxophone playing in the XX century. It tackles the role of Marcel Mule in establishing and developing the genre of the quartet of saxophones.

Текст научной работы на тему «КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА»

(80): Аспирантские тетради. Часть I. (Общественные и гуманитарные науки): научный журнал. СПб., 2008. 380 с. 3. Melvin S. Boom tiems for opera in China //

New York Times. 20.12.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nytimes. com/2010/12/21/arts/21iht-chinopera21 .html? (дата обращения: 21.12.2013).

© Попова О. В., 2014

КВАРТЕТ САКСОФОНОВ МАРСЕЛЯ МЮЛЯ: К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЖАНРА

Статья посвящена деятельности Марселя Мюля — выдающегося французского музыканта, во многом определившего развитие саксофонового исполнительства в ХХ веке. Рассматривается роль Марселя Мюля в становлении и развитии жанра квартета саксофонов. Ключевые слова: Марсель Мюль, квартет, саксофон

Жанр квартета саксофонов принадлежит к числу самых молодых. Его история начинается с середины XIX века, когда инструмент Адольфа Сакса только заявил о себе в музыкальной жизни Европы. Изобретатель запатентовал целое семейство совершенно новых для того времени инструментов - саксофонов. Оно состояло из сопранино, сопрано, альта, тенора, баритона, баса саксофонов в строях F и С, а позже Б8 и В. Саксофон быстро вошел в состав военных оркестров Франции, благодаря его особым качествам, сочетающим виртуозные технические возможности деревянных духовых и мощь звучания медных духовых инструментов. Появилась необходимость профессионального обучения саксофонистов, поэтому были открыты факультативные классы для военных музыкантов в Парижской военно-музыкальной гимназии (1847). Позже, в 1857 году, были открыты новые военные классы при Парижской консерватории, первым преподавателем которых стал сам Адольф Сакс. Потребность в новом оригинальном репертуаре для саксофона стимулировала интерес композиторов к созданию сочинений для этого инструмента. Новизна инструмента позволяла композиторам смело экспериментировать, используя саксофон в ансамбле с фортепиано, с другими духовыми инструментами, в сочетании саксофонов разных видов между собой. Именно в атмосфере творческих поисков появились первые произведения для квартета саксофонов, например, «Первый большой квартет» Ж.-Б. Синжеле (1857), Квартет для саксофонов К. Флорио (1879).

Выдающуюся роль в развитии саксофонового исполнительства сыграл Марсель Мюль (1901-2001), ставший не только основателем

французской школы игры на саксофоне, но и первооткрывателем новых направлений развития саксофонового искусства. К сожалению, в отечественной литературе фигуре Марселя Мюля уделено мало внимания1. Вместе с тем зарубежные исследователи достаточно подробно осветили его жизнь, творческую и педагогическую деятельность. Особую известность приобрела книга ученика Мюля Эжена Руссо [3], которая была издана в 1982 году в США и на русский язык до сих пор не переведена. Опираясь на работы Руссо, попытаемся воссоздать портрет Марселя Мюля, а также рассмотреть его роль в становлении и развитии жанра квартета саксофонов.

Марсель Мюль родился в 1901 году в городе Об в Нормандии. Его отец был страстным любителем музыки, руководил небольшим городским оркестром и давал частные уроки. Он стал первым учителем Марселя. В возрасте семи лет Мюль начал заниматься на саксофоне и уже через несколько месяцев играл в оркестре отца. Кроме саксофона Мюль обучался игре на скрипке и фортепиано. В 1917 году Мюль поступил в педагогическое училище, где прошел трехлетний курс обучения. После возвращения в родной город он некоторое время проработал педагогом, а позже был призван в армию.

Во время службы в Пятом пехотном полку он попал в военный оркестр, где проявились его незаурядные исполнительские способности. В этот период Мюль продолжал свои занятия на скрипке у Габриеля Вильема и изучал музыкальную литературу в Парижской консерватории у Жоржа Коссада. В 20-х годах молодой музыкант познакомился с джазовой музыкой, которая удивила его новыми приемами игры на саксофоне.

Знания, обретенные в общении с разными музыкантами, в значительной мере повлияли на молодого Мюля и стали фундаментом в его последующей деятельности.

Переломным в карьере молодого саксофониста стал 1923 год. По просьбе Франсуа Ком-бьеля — солиста оркестра Республиканской гвардии, Мюль прошел конкурсное прослушивание и завоевал первое место среди двенадцати претендентов. Он получил должность солиста оркестра Республиканской гвардии, которую занимал в течение последующих тринадцати лет. Гвардия оказалась прекрасной средой для творчества и сыграла большую роль в становлении Мюля как музыканта. Он получил возможность довольно часто выступать с оркестром как во Франции, так и в странах Европы. Позже Мюль был приглашен в оркестр театра «Опера Комик», где исполнял сольные партии в новых постановках. Играя различную музыку, экспериментируя и анализируя все, что он исполнял и слышал, Мюль совершил новый эволюционный виток в своем исполнительском мастерстве. Этот период был ознаменован поисками совершенного звучания инструмента, новых творческих идей и путей развития искусства игры на саксофоне.

Творческая и дружеская атмосфера оркестра Республиканской гвардии способствовала появлению первого квартета саксофонов. Время от времени Мюль и трое его коллег собирались для совместного музицирования, носившего тогда еще неофициальный характер. К 1928 году установился окончательный состав ансамбля, в который вошли сопрано, альт, тенор и баритон саксофоны, стали проводиться регулярные репетиции. Все это позволило состояться мировой премьере квартета саксофонов 12 декабря 1928 года в городе Ля Рошель. Членами первого Квартета саксофонов Республиканской гвардии стали Марсель Мюль (сопрано), Рене Шалинье (альт), Ипполит Паумбеф (тенор), Жорж Шове (баритон). Это событие приобрело особое значение, поскольку инструменты возникли чуть более полувека назад, репертуар для такого ансамбля был мал, а ранее не существовало ансамблей подобного состава на постоянной основе. Квартет Мюля стал образцом и стимулом к созданию подобных ансамблей по всему миру, в первую очередь, благодаря удачному сочетанию разных видов саксофонов. Марсель Мюль в беседах с Эженом Руссо говорил: «Я должен сказать, что лишь сопрано, альт, тенор и баритон саксофоны имеют достаточно сходств и индивидуальных

различий для создания изумительной комбинации в квартете. В этом смысле квартет саксофонов, действительно, может быть похожим на струнный квартет. С другой стороны, такой состав не имеет широты и зачастую нежелательного, причиняющего беспокойство различия как у квинтета деревянных духовых инструментов. Среди инструментов квартета наиболее трудные — тенор и баритон, в частности, из-за их слабых мест. Кроме того, существует слишком мало саксофонистов, посвятивших себя этим инструментам. Я наблюдал, однако, за время последних двух десятилетий, что, к счастью, ситуация меняется» [3, с. 95].

Своим первым успехам коллектив во многом был обязан деятельности Марселя Мюля и Жоржа Шове, которые создали большинство первых транскрипций для раннего квартетного репертуара, состоявшего из классических произведений и, в частности, переложений струнных квартетов. Среди них — Анданте из Первого струнного квартета П. И. Чайковского, аранжированное Мюлем. Произведение до сих пор пользуется большой популярностью среди исполнителей во всем мире. Квартет саксофонов Республиканской гвардии быстро завоевал место среди лучших камерных ансамблей Франции, его известность росла, появился спрос на его концерты в радиотрансляции.

В начале 30-х годов XX века благодаря активной деятельности музыкантов появляются оригинальные сочинения для квартета саксофонов. Композиторов вдохновляло мастерство исполнителей и новые возможности инструментов. Среди них был Пьер Веллон, доктор медицины и композитор, сделавший в 1930 году авторскую транскрипцию для квартета саксофонов своего цикла из 16 пьес «В саду диких зверей» («Au Jardin des betes sauvages»). Заметное влияние на дальнейшее развитие жанра оказал Квартет для четырех саксофонов А. К. Глазунова (ор. 108), написанный в 1932 году и посвященный коллективу саксофонистов Республиканской гвардии. Русский композитор был восхищен выступлением квартета, услышанным в Париже. В одном из писем своему другу М. Штейнбергу Глазунов писал: «Исполнители настолько виртуозны, что трудно представить — они играют на тех же инструментах, которые слышишь в джазах. Поражает меня их дыхание и неутомимость, а также мягкость и чистота интонаций» [1, с. 79]. Первое исполнение этого произведения состоялась в 1933 году в Париже.

Оригинальный состав квартета сохранялся неизменным до 1932 года, когда Поль Ромби стал альтистом, а Бернард Лём занял место тенор-саксофониста. В 1936 году Мюль, Шове и Ромби оставляют оркестр Республиканской гвардии и создают «Парижский квартет саксофонов». Бернард Лём остался в Гвардии, его сменил тено-рист Жорж Шорон. Ансамбль процветал, давая много концертов в своей родной стране, а также в Италии, Швейцарии и Бельгии. В ряду произведений, созданных для «Парижского квартета», были «Анданте и скерцо» Бозза (1938), «Интродукция и вариации на тему популярного рондо» Габриеля Пьерне (1937), получившая премию «Gran-Prix Du Disque».

На протяжении сорока лет существования квартета Мюль неизменно играл на сопрано. Остальные участники неоднократно менялись. В 1945 году Поля Ромби сменил Марсель Йос-се, а три года спустя Андре Боси стал исполнять партию тенора вместо Йоссе, который перешел на баритон вместо Шове. Несмотря на появление новых исполнителей, Марселю Мюлю удавалось сохранить сложившийся особый творческий почерк коллектива. В 1951-м скоропостижно скончался Жорж Шорон. Чтобы сохранить партию тенор-саксофониста, Мюль пригласил в ансамбль своего бывшего ученика Жоржа Гурде — талантливого музыканта, завоевавшего три первых премии Парижской консерватории: по саксофону, камерной музыке и музыковедению. Именно Ж. Гурде настоял на том, чтобы коллектив именовался «Квартет Марселя Мюля». По его мнению, подобное название подчеркивало уникальность квартета и указывало, что он не относился к оркестру Республиканской гвардии. Марсель Мюль, действительно, уже имел огромный авторитет, был «живой легендой», и заслуживал того, чтобы квартету было присвоено его имя.

Все участники квартета внесли вклад в его дальнейшее развитие, но особую роль сыграл Жорж Гурде. Будучи блестящим саксофонистом, он не менее блестяще умел общаться со зрителя-

ми самого разного возраста. Его традиционные беседы о музыке — перед выступлениями квартета — были очень любимы публикой и сыграли огромную роль в популяризации квартета саксофонов. Последнее изменение в составе «Квартета Марселя Мюля» было связано с уходом в 1960 году Андре Боси. Партию тенора Мюль доверил еще одному своему ученику — Гай Ла-куру, обладателю первой премии Парижской консерватории по саксофону, а Жорж Гурде перешел на альт. Квартет был расформирован в 1967 году, в последний год пребывания Мюля в консерватории.

За время своего существования «Квартет Марселя Мюля» внес неоспоримый вклад в развитие исполнительства на саксофоне, будучи первым серьезным концертным коллективом подобного рода. В ХХ веке выдающиеся исполнители во многих странах мира стали создавать квартеты саксофонов, основываясь на лучших достижениях Марселя Мюля: квартет Сигурда Рашера, квартет «Аполло», Голливудский квартет саксофонов, квартет Эжена Руссо. В наше время традиции квартета саксофонов, заложенные Мюлем, сохраняются и продолжают развиваться, давая возможность раскрыть многогранность прекрасного инструмента — саксофона.

Примечания 1 О деятельности М. Мюля упоминается в книгах Иванова В. Д. «Саксофон» (М., 1990), Левина С. Я. «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» (Л., 1983), а также в кандидатской диссертации Актисова В. Г. «Произведения для саксофона в творчестве А. К. Глазунова: опыт текстологического и исполнительского анализа» (СПб., 2013).

Литература

1. Глазунов А. К. Исследования, материалы, публикации, письма. Т. 2. Л.: Музыка, 1960. 570 с.

2. Иванов В. Д. Саксофон. М.: Музыка, 1990. 64 с.

3. Rousseau E. Marsel Mule: his life and the Saxophone. Shell Lake, Wisconsin USA, 1982. 154 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.