Литература
1. Козаренко О. Феномен украшсько! нащо-нально! музично! мови. Львiв, 2000. 284 с.
2. Лащенко А. Особенности хорового творчества Б. Н. Лятошинского и его влияние на развитие украинского современного хорового искусства // Борис Николаевич Ля-тошинский: сборник статей. К.: Музична Украша, 1987. С. 84-91.
3. Луговенко В., Нгколаева Н. Украшська хоро-ва лггература. К.: Музична Украша, 1985. 62 с.
4. Самохвалов В. Черты музыкального мышления Б. Лятошинского. К.: Музична Украша, 1970. 279 с.
5. Таранченко Е. Б. Н. Лятошинский и Н. В. Лысенко (к проблеме типологии творческих индивидуальностей) // Борис Николаевич Лятошинский: сборник статей. К.: Музична Украша, 1987. С. 33-42.
© Озеров С. А., 2014
О БАЯННОМ ТВОРЧЕСТВЕ НИЖЕГОРОДСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Статья посвящена развитию баянного творчества нижегородских композиторов. Автор более подробно останавливается на баянном творчестве А. А. Нестерова, В. В. Владимирова, Г. Н. Комрако-ва. Предпринимается попытка воссоздания хронологии литературы для баяна нижегородских композиторов.
Ключевые слова: нижегородские композиторы, баян, фольклор, исполнительская школа, композиторская школа
Нижегородская композиторская школа имеет богатую историю. Ее деятельность, связанная с такими именами как А. А. Касьянов, А. А. Нестеров, Б. С. Гецелев и др., обеспечивает весомый вклад в развитие русской культуры, выходя далеко за пределы Нижегородского региона1.
В начале 50-х годов, благодаря открытию Союза композиторов, горьковская композиторская школа получила дополнительный импульс к развитию [2, с. 129]. Этот процесс не обошел стороной и исполнителей-баянистов: через восемь лет со дня образования в Горьком регионального отделения Союза композиторов при кафедре специального фортепиано Горьковской консерватории был открыт класс баяна. Композиторы, сотрудничая с баянистами, получили возможность услышать созданные ими сочинения в концертном исполнении.
Обращение композиторов Нижнего Новгорода к баяну продолжается уже около полувека, то есть музыка для баяна создается на протяжении всего периода существования нижегородской композиторской организации. Итогом плодотворных взаимоотношений композиторской и исполнительской (в данном случае — баянной) школ стало появление нового репертуара для баяна, закрепившегося в концертной практике, обеспечивающего дальнейшее совершенствование исполнительской школы.
Баянное творчество нижегородских композиторов художественно ценно, но, к сожалению, недостаточно объемно. Нельзя не отметить, что при очевидных достоинствах написанных сочинений для баяна их количество могло быть гораздо более значительным, особенно учитывая высокий уровень возможностей баянной школы в Нижнем Новгороде! На сегодняшний день выявлены следующие сочинения нижегородских композиторов для баяна или с участием баяна (приводимый список соответствует хронологии их создания):
В. В. Владимиров Концерт для баяна и симфонического оркестра (1968);
Г. Н. Комраков «Шесть лирических пьес» (1976);
А. И. Барышев Токката (1981);
Н. Д. Бордюг «Родная сторонка» (1981);
A. А. Нестеров «Былина» (1983);
Г. Н. Комраков Сонатина (1983);
Н. Д. Бордюг «Маленькая сюита» (1983);
Б. В. Сазонов «Соната-фантазия» (1983);
B. Д. Холщевников «Поэма-фантазия» (1986);
C. П. Стразов «Каприччио» для ансамбля баянистов и аккордеонистов (1996);
Е. А. Щербаков «Автограф» (1998);
К. В. Барас «По ту сторону» для гобоя, баяна и фортепиано (1998);
А. В. Пенкина Трио «Памяти А. Шнитке»
для фортепиано, виолончели и аккордеона (1998);
В. Д. Холщевников «Sonata da pausa» для скрипки, баяна и фортепиано (1998);
«Canticum perpetuum» для скрипки, виолончели, баяна и фортепиано (1999);
Б. В. Сазонов «Тетрада» для гобоя, баяна, виолончели и фортепиано (2000);
О. М. Зароднюк «Призмы» для гобоя, баяна и фортепиано (2002);
Б. В. Сазонов «Дуняша» — концертный диптих для аккордеона (2004), «Северная поэма» для аккордеона-баяна (2008);
Д. О. Присяжнюк «Оксюмороны - IV» для виолончели и баяна (2009);
В. Д. Холщевников Пять каприсов «В предчувствии возможного» по фортепианным пьесам Р. Шумана op. 124 (2010),
«Совершенное основание» (2010);
Д. О. Присяжнюк «Inside-Sonata» for accordion solo (2012)2;
Н. Д. Бордюг «Перегудники» — сюита для саксофона и баяна (2012)3;
В. Д. Холщевников «Две багатели» (2013), Соната для баяна (2013).
Обратимся к сочинениям некоторых нижегородских композиторов, стоявших у истоков развития репертуара для баяна в регионе. Немногочисленность созданных ими сочинений во многом искупается художественными достоинствами самой музыки. Данные произведения важны и с исторической точки зрения, поскольку явились начальным этапом развития нижегородской баянной литературы.
Одним из первых композиторов, обратившихся к баяну, необходимо назвать народного артиста России, профессора Аркадия Александровича Нестерова. Инструментальная музыка для баяна в его творчестве представлена пьесой «Былина» (1983). За основу сочинения была взята народная песня Горьковской области «Калина в саду» («Калина с малиной»), опубликованная в сборнике А. А. Нестерова «Народные песни Горьковской области» (1972). В произведении она цитируется без изменений [5]. Это яркое сочинение, написанное в народном духе, на сегодняшний день является концертным репертуарным произведением. Созданное более 40 лет назад, оно не потеряло своей актуальности и отвечает художественным требованиям современной исполнительской практики4.
Вклад А. А. Нестерова в развитие баянной литературы, несмотря на единичность его образцов, очень значим: он одним из первых, среди
композиторов Горького, создававших для баяна, обратился к фольклорной тематике. Также нельзя не отметить, что А. А. Нестеров — авторитетная фигура. Являясь председателем Верх-не-Волжской организации Союза композиторов РСФСР, ректором Горьковской консерватории и профессором, воспитавшим большое количество учеников, он самим фактом своего обращения к баянному творчеству влиял на молодых композиторов, вдохновляя их на создание произведений для баяна [1, с. 312].
Имя Владимира Владимировича Владимирова занимает особое место. Именно он в 1968 году первым из композиторов Горького обратился к баянному творчеству. Каковы были предпосылки этого? Отвечая на данный вопрос, заметим, что период с 1960-х годов можно назвать расцветом баяна как полноправного концертного инструмента. Он был мало «изучен» композиторами, несмотря на то, что к этому времени рядом талантливых авторов в разных регионах уже были написаны произведения для баяна с симфоническим оркестром, вошедшие в золотой фонд баянной литературы5 [4]. Концерт В. В. Владимирова для баяна с симфоническим оркестром занял среди них достойное место.
Важным стимулом обращения горьков-ских композиторов, и в том числе В. В. Владимирова, к баянному творчеству следует считать тесное профессиональное общение с профессором Н. Я. Чайкиным, который с 1964 по 1993 год преподавал на кафедре народных инструментов Горьковской консерватории [3, с. 137]. Необходимо подчеркнуть, что Концерт Владимирова для баяна с симфоническим оркестром явился в определенной мере образцом баянной литературы для композиторов Горького.
К сожалению, композитором было написано только одно баянное произведение. Несмотря на это, с уверенностью можно сказать, что оно обозначило «вектор» в развитии композиторского творчества в регионе.
Музыка для баяна, созданная Германом Никандровичем Комраковым, выявляет новое направление, основанное на фольклорных традициях Якутии, а затем и Горьковского края. Обращение композитора к фольклору прослеживается на протяжении всей его творческой жизни. Им написаны два сочинения для баяна, опирающиеся на народные интонации — «Шесть лирических пьес» (второе название — «Лирическая сюита») (1976) и Сонатина (1983) [5]. Цикл пьес изначально предназначался для фортепиано,
но вскоре, согласно желанию автора, вошел в концертный репертуар баянистов.
Увлечение Г. Комракова баяном не случайно. Во-первых, тембр инструмента ассоциировался с русской песенностью, мелодичностью, а с другой стороны, — с драматизмом и экспрессией. Во-вторых, композитор полагал, что баян наиболее рельефно способен передать всю палитру красок фольклора.
Подводя итог сказанному, можно констатировать важный вклад каждого из названных композиторов. Так, А. А. Нестеров стимулировал творческие поиски, открывая последующим авторам путь к созданию музыки для баяна. В. В. Владимиров дал новый поворот развития искусства, связанный с концертной трактовкой баяна. Г. Н. Комраков актуализировал интерес к фольклору для композиторов-нижегородцев, обращавшихся к баянному творчеству.
Важным моментом, выявленным в ходе исследования баянного творчества нижегородских композиторов, является то, что в первых сочинениях прослеживается опора на фольклорные источники. Мы можем говорить о фольклорной тенденции в баянном творчестве композиторов как некой первооснове. Она прослеживается в сочинениях основоположников баянного творчества: А. А. Нестерова, В. В. Владимирова, Г. Н. Комракова, Н. Д. Бордюг и др.
Творчество нижегородских авторов значительно эволюционировало. Фольклорное направление из ряда основных приобрело статус одного из возможных путей. Нижегородские авторы находятся в активном поиске новых выразительных средств. Важно отметить, что создание многих произведений для баяна происходит по-прежнему в тесном творческом содружестве композиторов с исполнителями. Это сближение является залогом того, что в дальнейшем активное взаимообогащение и развитие исполнительской и композиторской школ будет продолжено.
Примечания
1 Учитывая исторические обстоятельства, по ходу работы мы будем использовать определение «горьковский» тогда, когда город назывался «Горьким», и «нижегородский» — с момента его переименования.
2 В западноевропейской культуре многие виды инструментов семейства гармоник называются аккордеоном, и в частности баян.
3 Автор данной статьи в 2012 году принимал участие в премьерном исполнении этого произведения, состоящего из двух частей («Пересмешники» и «Как по мостику, мосточку»).
4 Исполнительская редакция данного сочинения, как и большинства других произведений, названных в статье, выполнена профессором Нижегородской консерватории В. И. Голубничим.
5 Т. И. Сотников Концерт для выборного баяна и струнного оркестра (1937); Н. Я. Чайкин Концерт для баяна с оркестром (1951), В. В. Дику-саров Концерт №1 для баяна и симфонического оркестра (1956); К. А. Мясков Концерт для баяна и симфонического оркестра (1961); А. Л. Реп-ников Концерт для баяна и симфонического оркестра (1964)и др.
Литература
1. Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде — городе Горьком (1798-1980). Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1980. 336 с.
2. Коллар В. А. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-города Горького. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1976. 176 с.
3. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. М.: Музыка, 1967. 195 с.
4. Антология литературы для баяна. Часть I. Предисловие. М.: Музыка, 1984.
5. [Электронный ресурс] http://www.unn.runnet. ги/ (дата обращения: 20.01.2014).