Научная статья на тему 'Концерты для баяна сибирских композиторов: проблемы изучения'

Концерты для баяна сибирских композиторов: проблемы изучения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
537
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сибирские композиторы / концерт для баяна / баянное исполнительство / баянный репертуар / Siberian composers / concerto for bayan / bayan performance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Д. А. Медведев

В статье излагается история жанра баянного концерта в сибирском регионе, приводятся факторы, повлиявшие на его развитие. Речь идет о концертах (В. Денбского, 3. Бляхера, О. Простнтова и других композиторов), созданных в период конца 1940-х — начала 2010-х годов. Автор ставит задачу системного изучения концертов, музыкального тематизма, композиции, тембровой драматургии, приводит краткий анализ Концерта для баяна и струнного оркестра «Arcangelo» (2002) С. Тосина. В приложении дается Хронологическая таблица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERTO FOR BAYAN SIBERIAN COMPOSERS: PROBLEMS OF STUDYING

The article describes the history of the genre bayan concerto in the Siberian region, are the factors that influenced its development. It’s a matter of concertos (V. Denbsky, Z. Blyakher, O. Prostitov and other composers), created during the late 1940s — early 2010s. The author raises the problem of systematic study of concerts, musical themes, composition, timbre dramaturgy. The author gives a brief analysis of the Concerto for bayan and string orchestra «Arcangelo» (2002), S. Tosin. The appendix gives a chronological table.

Текст научной работы на тему «Концерты для баяна сибирских композиторов: проблемы изучения»

УДК 78.07

Д. А. Медведев

КОНЦЕРТЫ ДЛЯ БАЯНА СИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

В статье излагается история жанра баянного концерта в сибирском регионе, приводятся факторы, повлиявшие на его развитие. Речь идет о концертах (В. Денб-ского, 3. Бляхера, О. Простнтова и других композиторов), созданных в период конца 1940-х — начала 2010-х годов. Автор ставит задачу системного изучения концертов, музыкального тематизма, композиции, тембровой драматургии, приводит краткий анализ Концерта для баяна и струнного оркестра «Агсап&е1о» (2002) С. Тосина. В приложении дается Хронологическая таблица.

Ключевые слова: сибирские композиторы, концерт для баяна, баянное исполнительство, баянный репертуар.

^^ тверждению баяна и аккордеона в сфере современного академического исполнительства способствовали несколько неразрывно связанных и взаимодействующих факторов: 1 — изобретение новой усовершенствованной конструкции инструмента; 2 — становление профессионального обучения на баяне и развитие исполнительского мастерства; 3 - создание оригинального высокохудожественного репертуара.

Совершенствование конструкции баяна позволило расширить репертуарные, технические и выразительные возможности, максимально приблизить их к возможностям академических инструментов. В 50-х годах XX века готово-вы-борные многотембровые баяны производятся в единичных экземплярах, с 1962 г. выпускается первая серийная модель «Солист». В последующие годы в свет выходят серии отечественных баянов (одних из лучших в мире) «Россия», «Юпитер», «Мир».

Поворотным событием для становления и развития сферы профессионального обучения баянистов стоит считать открытие в 1948 г. факультета народных инструментов в ГМПИ им. Гнесиных. Подобные кафедры открываются позже и в других вузах страны. К 1970-м годам отечественное баянное исполнительство

© Д. А. Медведев, 2013

70

становится более интенсивным, утверждаясь в сфере академической музыки. Регулярные победы отечественных баянистов на международных конкурсах свидетельствуют о высоком авторитете отечественной баянной школы во всем мире. В этот период исполнительские ряды пополняются именами замечательных баянистов, среди них Ю. Вострелов, В. Голубничий, Г. Черничка, Ф. Липе, В. Семёнов, А. Скляров, О. Шаров,

A. Крупин и мн. др.

Параллельно происходит и формирование репертуара. Кардинальную роль в становлении оригинальной литературы для баяна сыграли сочинения середины 1940-х — начета 1950-х годов Ю. Шиша-кова, Н. Чайкина, А. Холминова. В 1960-е гг. баянное искусство пополнится произведениями А. Репникова, Вл. Золотарёва, К. Мяскова, В. Подгорного,

B. Власова. С 1970-х баянный репертуар обогащается произведениями таких композиторов, как К. Волков, С. Губайдули-на, А. Журбин, Г. Банщиков, Э. Денисов, Е. Подгайц, А. Кусяков, Р. Леденев. Появились также интересные сочинения самих исполнителей, получивших композиторское образование, в частности В. Зубицкого, В. Семёнова, Е. Дербенко, А. Тимошенко и др.

Концертные опусы для баяна, выступающего в сочетании с оркестром или с ансамблем инструментов, привлекает

и тех, чья деятельность связана с исполнительством, и тех, кто непосредственно с ней не связан, но плодотворно работает в самых разных академических жанрах. Как свидетельствуют факты, изложенные М. Имханицким в его книге «История баянного и аккордеонного искусства», в 1935 г. московский композитор Ф. Климентов написал первый в истории Концерт для баяна с оркестром народных инструментов. Сочинение представляло большой интерес для исполнителей и музыковедов, но в силу того, что не было издано, оно осталось забытым. Вслед за ним в конце 30-х годов появляются концерты Ф. Рубцова и Т. Сотникова. Этапными стали сочинения Ю. Шишакова (Концерт для баяна с ОРНИ — 1949 г.), Н. Я. Чайкина (Концерт для баяна с симфоническим оркестром — 1951 г.)

В последующие годы расширяется круг авторов и их стилевые ориентиры, заметно обновляются выразительные средства. Обогащается тембровая палитра сочинений благодаря использованию разных оркестровых составов, а также возможностям регистровки на многотембровом баяне. Концертные произведения для баяна активно включаются в экспериментальные тенденции современной музыки.

Баянное творчество в Сибири — органическая часть общероссийских процессов. Музыка сибирских композиторов для народных инструментов получает освещение в дипломных работах выпускников НГК и КГАМиТ, в статьях и исследованиях музыковедов [2, 3, 12]. В настоящей статье делается попытка системного рассмотрения концертов для баяна. Ее задача — очертить панораму развития данного жанра в сибирском регионе, охватив (по возможности) произведения, созданные в конце 1940-х — начете 2010-х годов.

История жанра концерта для баяна в сибирском регионе, как и сибирской академической баянной музыки, началась во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов. Стартуя десятилетием позже, чем в европейской части России, сибирский баянный концерт к началу

1980-х годов выравнивается с музыкой данного жанра в центральных регионах. К этому времени все три фактора (упомянутые в начале статьи) действуют в совокупности. В Сибири, как и во всей стране, распространяются усовершенствованные модели баянов. Кадровый состав учебных заведений и филармоний пополняется высококлассными педагогами и исполнителями — выпускниками центральных ВУЗов страны (А. Лубенников, А. Рыбалкин, А. Михайлов, В. Ефими-чев, А. Сахаров). Формируются сибирские исполнительские традиции, на кафедре народных инструментов Новосибирской консерватории работают первые выпускники Д. Ермаков и Г. Житихин [9, с. 327].

Этапными стали 1970—80е годы, отмеченные приездом в Сибирь нового поколения ярких музыкантов, выпускников ГМПИ им. Гнесиных Г. Чернички, А. Ручина, А. Крупина и С. Найко. Благодаря их концертной и педагогической деятельности сибирское баянное исполнительство выходит на международный уровень. В 1979 г. в Новосибирске был проведен Первый всесоюзный конкурс исполнителей на баяне и аккордеоне. Баянисты НГК на протяжении последующих лет становятся лауреатами международных конкурсов (среди них М. Рейнгард, А. Романов, Р. Жбанов, дуэт В. Гайдуков и С. Ларионов и мн. др.) [9, с. 328—333]. Специально стоит отметить, что с приездом в середине 1980-х годов в Новосибирск А. Крупина, налаживается методическая и исследовательская работа.

Необходимым этапом изучения темы является установление хронологии и определение фактов создания баянных концертов. История академической баянной музыки Сибири открывается Концертино для баяна и оркестра русских народных инструментов В. Денбского (1948 г.). С тех пор к народному инструменту обращались композиторы всех последующих поколений. Произведения в жанре концерта образуют самый крупный массив в сибирской баянной академической музыке, в нем насчитывается на данный пе-

риод времени 21 произведение (см. Хронологическую таблицу в приложении).

Развитие жанра концерта, как и других, шло неравномерно. В первые послевоенные десятилетия было написано четыре сочинения, три из них — В. Денбс-ким (Концертино для баяна и ОРНИ, Концерт для фортепиано и ансамбля баянистов — 1956, Концерт для баяна и ОРНИ - 1959). В 1952 г. в Иркутском музыкальном училище юный баянист А. Репников написал Концерт № 1 для баяна с оркестром1.

В 60-е годы происходит «жанровый провал». В этот период не было написано ни одного произведения для баяна.

В 1970-е гг. композиторами Сибири написано пять произведений концертного жанра. Интересна история создания одночастного Концерта для баяна-соло Ю. Юкечева. Данное произведение существует в двух вариантах. Первоначально музыка была написана для духового оркестра (1973 г.), но, так как не нашлось исполнителя, она осталась только в нотах. «Виртуозная трактовка всех групп и отдельных инструментов, ставит задачи, которые под силу, пожалуй, лишь высококвалифицированным музыкантам и не выполнимы для средних духовых оркестров» [12, с. 43]. Баянная редакция возникла в результате творческой заинтересованности Е. Шестако-ва (тогда студента НГК класса Г. Чернички). В 1974 Е. Шестаков, выступивший с Концертом Ю. Юкечева, занял первое место на общевузовском конкурсе исполнителей на народных инструментах; в 1976 сыграл его на государственном экзамене [12, с. 43]. В последние десятилетия произведение оказалось практически забытым.

В 1975 году 3. Бляхер пишет по просьбе исполнителя Г. Чернички Интермеццо для баяна с ОРНИ и Концерт для баяна, струнных и ударных (партитуры сочинении на данный момент недоступны). В 1977 г. была сделана запись Концерта фирмой «Мелодия» на грампластинку, его исполняет Г. Черничка в сопровождении Новосибирского симфонического оркестра под управлением

А. Каца. По исполнительскому составу, музыкальной драматургии он сопоставим с изданным в 1977 г. Третьим концертом А. Репникова. В то же время по тематическому материалу, характеру изложения баянной партии каждый из этих концертов по своему оригинален.

Три пьесы для оркестра народных инструментов и баяна «Чакона, Ричер-кар и Канцона» были написаны Ю. Шибановым в 1976 г. Весной этого же года в концертах IX пленума правления Сибирской организации композиторов были исполнены Чакона и Канцона (исполнители А. Михайлов — баян, ОРНИ Новосибирского радио и телевидения, дирижер — В. Гусев). Средняя часть цикла — Ричеркар по техническим причинам не была исполнена. Ее концертная жизнь связана с авторской версией для трех роялей (шести пианистов). В таком виде она звучала в 1970-е гг. и в 2011 г.

В 1979 г. был написан Концерт для баяна и оркестра молодым композитором, тогда студентом класса композиции НГК В. Ройком. Премьера его состоялась в этот же год на съезде композиторов, сольную партию исполнял студент класса Г. Чернички С. Клоков. В 1994 г. автор делает 2-ю редакцию Концерта. В этой редакции концерт прозвучал в том же году в исполнении Государственного Великорусского оркестра «Сибирь» города Барнаула (дирижер Е. Борисов, солист В. Шейн).

1980-е гг. представлены единственным произведением красноярского композитора О. Проститова. Это — Симфония-концерт памяти Вл. Золотарёва для баяна с оркестром (1983 г.). Как пишет И. Белоносова, композитору удалось, используя возможности алеаторики, политональности, метроритмических сдвигов и других приемов современного письма, в стройной циклической форме концерта создать незабываемый образ трагической личности, пророка, обреченного на недолгий срок жизни [2, с. 27-28]. По словам О. Проститова, завершающий партию солиста нисходящий кластер в финале — это звуковой символ творческой личности Вл. Золотарёва, словно об-

раз звездной кометы, светившей недолго и ярко и стремительно падающей со звездного небосклона [там же].

В 1990-е гг. в жанре концерта наступает своего рода «затишье». Исключение составляют два произведения С. То-сина под названием «Musica da camera» (1991, 1999), автор определяет их жанр как камерные концерты. В ансамблевом концертировании бале представлен на равных с другими инструментами.

С началом третьего тысячелетия наступает важный этап в области сибирского баянного концерта. Он ознаменован небывалым всплеском композиторского внимания к данному жанру. С. Тосиным написано два концерта (Концерт-симфо-ния для баяна, щипковых и ударных: «Aescis» — 2000, Концерт для баяна и струнного оркестра: «Arcangelo» — 2002), В. Пономарёвым — три («Fusion-концерт» для аккордеона и симфонического оркестра — 2004, «Шотландская рапсодия» для аккордеона и симфонического оркестра — 2005, «Русский концерт» для аккордеона и струнных — 2007, А. Ваидриком — два («Концерт-кол-лаж памяти А. Репникова» для двух баянов — 2008, Музыка для баяна и струнного оркестра — 2011), Е. Демидовой — Концертино для баяна и фортепиано (2005). Кроме того, в 2010 г. состоялась весьма необычная премьера — «Percolation processes» для баяна, электронной записи и видеографики А. Попова.

Интерес композиторов-сибиряков нового поколения к музыке для баяна был стимулирован активной позицией заведующего кафедрой народных инструментов Г. Черничкой2. Именно для него композиторами Новосибирска был создан ряд произведений для баяна, в том числе семь сочинений концертного жанра [в Хронологической таблице № 5, 7, 11-14, 20].

В процессе изучения темы приходится учитывать следующие обстоятельства.

1. В историографии темы возникают трудности, связанные с установлением дат создания сочинений, с архивной работой, получением нотного материала, а норой с реконструкцией нотного текста.

2. В силу разных стилевых тенденций, затрагивающих область баянной музыки, необходимо для анализа произведений изучать различные направления в музыке композиторов второй половины XX — начала XXI вв., знакомиться с техниками современной композиции, которые используют авторы в концертах для баяна.

3. Одна из задач работы — поставить в центр внимания изучение жанровых и стилевых особенностей баянных концертов, их музыкального тематизма и формообразования.

В жанре баянного концерта наблюдаются две формообразующие тенденции, ведущие начало от классико-романти-ческой традиции. Первая тенденция выражается в обращении композиторов к многочастному циклу концептуального плана: Концерт для баяна с оркестром народных инструментов В. Денбского, Концерт для баяна, струнных и ударных 3. Бляхера, Концерт для баяна с оркестром В. Ройка, Симфония-концерт О. Проститова, Концерты «Аегс1г» и «Агсап£е1о» С. Тосина, «Гишоп-кое-церт» и «Русский концерт» В. Пономарёва, «Концерт-коллаж памяти А. Реп-никова» для двух баянов А. Вандрика.

В сонатной цикличности наблюдается три основных стилевых направления — классико-романтической традиции, авангардное и эстрадное. К классико-ро-мантическому направлению относятся произведения В. Денбского, 3. Бляхера,

A. Вандрика. В авангардном течении концерты В. Ройка, О. Проститова и С. Тосина. Эстрадный стиль представлен пока единственным сочинением — «Рияит-коицерт» В. Пономарёва.

Вторая тенденция концертного жанра развивает традиции свободной одночастной формы. Свободная одночастная форма чрезвычайно редко используется в жанре баянного концерта отечественными композиторами второй половины XX в. (известен лишь Концерт № 2 для баяна с ОРНИ Ф. Рубцова). Больший интерес к одночастному концерту наблюдается среди композиторов Украины (Концерт № 2 В. Власова, Концерт № 2

B. Дикусарова, три Концерта Я. Лапине-

кого, Концерт № 2 К. Мяскова, Концерт Н. Сильванского).

Свободная одночастная форма в сибирском концерте представлена тремя основными направлениями — классико-романтическим, авангардным и фольклорным. В последнее десятилетие сибирский баянный репертуар пополнился четырьмя подобными произведениями. Из них «Percolation processes» А. Попова -развивает авангардную линию, Музыка для баяна и струнного оркестра А. Ванд-рика явно ориентирована на традиции. По разному претворяются тенденции композиторского фольклоризма в Концертино Е. Демидовой и «Шотландской рапсодии» В. Пономарёва. Первое ближе к авангарду, второе выдержано в клас-сико-романтических традициях.

В заключение остановим внимание на одном из показательных произведений, созданном не так давно. В концерте С. Тосина «Arcangelo» соединяются стилевые черты музыки барокко и XX— XXI вв. В инструментальном составе композитор использует, с одной стороны струнный оркестр как знак эпохи барокко, с другой стороны баян — инструмент нового времени. В tutti крайних частей его мощное звучание напрямую сопоставимо с органом. В эпизодах же он предстает самим собой, схожим в чем-то с духовыми и клавишными инструментами, но имеющем свою специфику звучания, свои фактурные и технические особенности. Трехчастная структура цикла (быст-ро-медленно-быстро) восходит к модели, созданной А. Вивальди и широко использованной И. С. Бахом. Рондообразная структура крайних частей в Концерте С. Тосина является аналогом барочной концертной формы с типичным для нее сопоставлением tutti и solo. В эпизодах автором использовано сопоставление фрагментов имитационной полифонии и гомофонного склада. Продумана драматургическая логика сквозного развития.

Первая часть открывается торжественной размашистой темой tutti (рефрен), излагается вначале в октавном унисоне солиста и оркестра, через расслоение на два фактурных пласта: мо-

нодийный с подголоском у оркестра и аккордовый контрапункт у баяна (7— 9 такты), переходящий в общее аккордовое изложение. Третье проведение tutti, завершающее первую часть, строится на кластерах, что создает теме максимальную плотность фактуры, высокий уровень динамики (fff) и общую напряженность звучания. Такое изложение фактуры tutti является неким выводом из предшествовшей гнетущей разработки второго эпизода с многократными «скандированиями» струнных, а также завершающим раздел кластерным ритмическим остинато (три восьмых + две шестнадцатых).

Вторая часть Концерта предстает как образ кристальной чистоты, ее звучание в контексте всего произведения сравнимо с глотком свежего воздуха, с созерцанием бескрайних просторов природы. Сдержанная, спокойная, тихая музыка, построенная на благозвучных гармониях, выдержанная полностью в одном ключе. Ее контраст по отношению к обрамляющим частям выражен практически на всех уровнях и заключается не просто в изменении темпа, характера. Контрастна сама идея данной музыки, весь смысл которой автор заключает в простоте: «Единообразие оркестрового сопровождения, аскетизм солирующего голоса и отсутствие в партитуре каких бы то ни было эффектов призваны подчеркнуть искренность и безыскусность музыкального образа» [11, с. 47]. Вторая часть имеет название «Ave Maria», она существует и как отдельное произведение в нескольких переложениях.

Тема рефрена третьей части строится на неожиданных «рваных» ударах кластеров. В ней композитором применены техники пуантилизма и алеаторики. В одном из эпизодов у баяна звучит тема фугато первой части. Заканчивает концерт tutti первой части, как бы выстраивая арку всего масштабного произведения в целом. Казалось бы, этой темой и закончится Концерт, но tutti неожиданно прерывается и после паузы как послесловие на piano звучит интонация басового хода из «Ave, Maria». Взяв за

основу обобщенную жанровую модель барочного концерта, композитор стремится передать чувства, которые волнуют современного человека. При этом драматургия и композиция исходной модели претерпевают существенные метаморфозы. Размышления автора направлены в итоге к медитации, они обращены к вечному духовному символу Богоматери.

В перспективе исследования автор видит важную задачу соотнесения сибирского баянного концерта с общерос-

сийскими тенденциями баянной музыки, определения различного рода новаций музыки в форме, интонационном строе и т. п. Одна из проблем изучения связана с рассмотрением тембровой драматургии, особенностей сочетания баяна с инструментами ансамбля или оркестра. Очень важно выявить художествен-но-эстетическую ценность произведений. Кроме того необходима их активная и широкая пропаганда с целью обогащения учебного и концертного репертуара молодых баянистов.

Примечания

1. Альбин Леонидович Репников (1932—2007) окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции В. Волошинова. Член Союза композиторов (с 1963 г.). Создал ряд сочинений для баяна снискавших особую любовь и широкую популярность среди баянистов не только в России, но и за рубежом. Среди них Концерт-поэма, Концерт № 3, Каприччио, Бассо-остинато, Токката и др.

2. Геннадий Павлович Черничка (р. 1945) — исполнитель, педагог, заслуженный артист России, лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Моск-

ва, 1972), профессор, с 1978 г. заведующий кафедрой народных инструментов НГК им. М. И. Глинки. Один из ведущих современных исполнителей-баянистов. Он дал соткни концертов во многих городах СССР, выступал в крупнейших залах Европы, США, Азии, гастролировал в Австрии, Финляндии, Польше, Швеции, Германии, Чехословакии, Японии, на Филиппинах, в Конго, Гвинее [10, с. 296]. Для него писали свои сочинения такие композиторы, как А. Журбин, Ю. Шишаков, А. Тимошенко, Г. Иванов, Ю. Ащепков, Ю. Юкечев.

Литература

1. Басурманав А. П. Справочник баяниста / Общая редакция Н. Я. Чайкина. — М.: Сов, композитор, 1982.

2. Белоносова И. В. «Симфония-концерт» памяти Владислава Золотарева // Народник, 2008. - № 3 (63). - С. 26-27;

3. Буданова Т. А. Стилевые тенденции в музыке для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока (вторая половина 1970-х — 2000-е гг.): Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Владивосток. 2009. - 23 с.

4. Гончаренко С. С. Сибирская композиторская организация. 1942—2002: Справочник. — Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2002.

5. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учебн. пособие. — М., РАМ им. Гнесиных, 2006.

6. Красноярская организация Союза композиторов России. — Красноярск, 2008.

7. Кузнецов В. Ф. Концерты и сонаты для баяна: Анализ музыкальной формы. — Киев: Муз. Украина, 1990 - Ч. 1.

8. Мишин В. Т. Композитор Виктор Николаевич Денбский. — Новосибирск, 2010.

9. Музыкальная культура Новосибирска. — Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2005.

10. Новосибирская консерватория — 50 лет. Энциклопедический словарь.— Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2006.

11. Тосин С. Г. Семь семерок: Автоочерк. — 2-е изд., доп. — Новосибирск, 2004.

12. Шестакова И. А. Баян в творчестве сибирских композиторов (к проблеме баянного репертуара). - Новосибирск, 1978. Дипломная работа.

Приложение

Хронологическая таблица Эволюция жанра баянного концерта в сибирской музыке

№ Дата ФИО композитора Концерты в циклических формах Одночастные концерты

1 1948 Денбский В. Концертино для баяна и ОРНИ

2 1952 Рсппиков А. Концерт для баяна с оркестром №1

3 1956 Денбский В. Концерт для фортепиано и ансамбля баянистов

4 1959 Денбский В. Концерт для баяна и ОРНИ

5 1973(?) Бляхер 3. Интермеццо для баяна с ОРНИ

6 1974 Юкечев Ю. Концерт для баяна-соло (транскрипция Е. Шестакова)

7 1975 Бляхер 3. Концерт для баяна, струнных и ударных;

8 1976 Шибанов Ю. Чакона, Ричеркар и Канцона для оркестра народных инструментов и баяна

9 1979 РоикВ. Концерт для баяна с оркестром

10 1983 Проститов О. Симфония-концерт для баяна с оркестром (памяти Вл. Золотарёва)

И 1991 Тосин С. «Musica da camera № 1»

12 1999 Тосин С. «Musica da camera № 2»

13 2000 Тосин С. Концертчшмфония для баяна, струнных и ударных: «Aescis»

14 2002 Тосин С. Концерт для баяна и струнного оркестра: «Arcangelo»

15 2004 Пономарёв В. «Fusion-концерт» для аккордеона и симфонического оркестра

16 2005 Демидова Е. Концертино для баяна и фортепиано

17 2005 Пономарёв В. «Шотландская рапсодия» для аккордеона и симфонического оркестра

18 2007 Пономарёв В. «Русский концерт» для аккордеона и струнных

19 2008 Вандрик А. «Концерт-коллаж памяти А. Репникова» для двух баянов

20 2010 Попов А. «Percolation processes» для баяна, электронной фонограммы и видеографики

21 2011 Вандрик А. Музыка для баяна и струнного оркестра

Получено 12 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.