Научная статья на тему 'Творчество для баяна-аккордеона композиторов Украины конца ХХ начале XXI веков: стилевые особенности'

Творчество для баяна-аккордеона композиторов Украины конца ХХ начале XXI веков: стилевые особенности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1825
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЯН-АККОРДЕОН / ТВОРЧЕСТВО / СТИЛИСТИКА / КОМПОНОВКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дякунчак Ю.И., Душный А.И.

В статье рассматривается вопрос композиторской техники и стилистических особенностей творчества украинских композиторов А. Билошицкого, В. Власова, В. Подгорного, В. Зубицкого, А. Сташевского, достижения которых стало утверждением оригинального репертуара для баяна-аккордеона в контексте мировой музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY FOR BAYAN-ACCORDION UKRAINIAN COMPOSERS END OF XX BEGINNING OF THE XXI CENTURY: STYLE FEATURES

The paper addresses the issue of composition techniques and stylistic features works of Ukrainian composers A. Biloshytskoho, V. Vlasovа, V. Podgorrnogo, V. Zubitskogo, A. Stashevskogo, contribution which was the approval of the original repertoire for bayan-accordion in the context of world music.

Текст научной работы на тему «Творчество для баяна-аккордеона композиторов Украины конца ХХ начале XXI веков: стилевые особенности»

УДК 788.3(475)

ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ БАЯНА-АККОРДЕОНА КОМПОЗИТОРОВ УКРАИНЫ КОНЦА ХХ НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ: СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Ю.И. Дякунчак1), А.И. Душный2)

1,2)Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко

1)e-mail: dyakunchak@mail.ru 2)e-mail: dai1979@mail.ru

В статье рассматривается вопрос композиторской техники и стилистических особенностей творчества украинских композиторов А. Билошицкого, В. Власова, В. Подгорного, В. Зубицкого, А. Сташевского, достижения которых стало утверждением оригинального репертуара для баяна-аккордеона в контексте мировой музыкальной культуры.

Ключевые слова: баян-аккордеон, творчество, стилистика, компоновки.

Народно-инструментальное исполнительство второй половины ХХ - начала XXI века отмечается стремлением композиторов и музыкантов к поиску новых средств художественного выражения и исполнительских концепций. Это ярко проявляется в сфере баянно-аккордеонного искусства. Ученые (Н. Давыдов, И. Ергиев1, Я. Олексив,

2 3 4

А. Семешко , А. Сташевский , А. Черноиваненко) отмечают, что современная оригинальная музыка меняет представление природы как аккордеона, так и баяна, их звукозображальних возможностей, тембровых ресурсов, семантических связей. Творческие контакты исполнителей с современными композиторами академического направления (С. Беринським, С. Губайдулиной, Э. Денисовым, В. Рунчаком, К. Цепколенко, В. Власовым, В. Зубицким, и др.), активизировали появление произведений с новой трактовкой этих инструментов - сочетание со скрипкой, виолончелью, фортепиано, камерным и симфоническим оркестрами5. Новаторськие

1 £рпев I. Мистецтво укра!нського «модерн-акордеону у свгговому процеа // Науковий вюник НМА Укра!ни iм. П. Чайковського: музичне виконавство. К., 2005. Вип. 40. Книга 10.

2 Семешко А. Методичш основи формування виконавсько! майстерносп баянюта : нав.-метод. поаб. [для вищих навч. закладiв культури i мистецтв 1-1У рiвнiв акредитацп]. К.: ДМЦНЗКМУ, 2003.

3 Сташевський А. Основш компоненти та шдиввдуальш риси творчого методу композитора Володимира Рунчака // Творчють композиторiв Украши для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (Львiв, 10.04.2006 р., ЛДМА iм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посвгт, 2006.

4 Черноiваненко А. Тематичш функцп фактури в баянних творах С. Губайдулшо!, Е. Денисова, К. Цепколенко // Науковий вюник Одесько! державно! музично! академи iм. А.В. Нежданово!: музичне мистецтво i культура. Одеса, 2003. Вип. 4. Кн. 1.

5 См.: Сташевський А. Володимир Рунчак «Музика про життя ...». Аналiтичнi есе баянно! творчостi : монографiчне дослiдження. Луцьк: Волин. обл. друкарня, 2004. 199 с.;. Черепанин М., Булда М. Естрадний олiмп акордеона : монографiя. Iвано-Франкiвськ: Вид-тво «Лшея-НВ», 2008. - 256 с.; Черноiваненко А. Тематичш функци фактури в баянних творах С. Губайдулшо!, Е. Денисова, К. Цепколенко // Науковий вюник Одесько! державно! музично! академи iм. А.В. Нежданово!: музичне мистецтво i культура. Одеса, 2003. Вип. 4. Кн. 1. С. 80-88.; 19.£рпев I. истецтво укра!нського «модерн-акордеону у свгговому процеа // Науковий вюник НМА Укра!ни iм. П. Чайковського: музичне виконавство. К., 2005. Вип. 40. Книга 10. С. 150-161.

находки отечественных и зарубежных музыкантов относительно природы баяна-аккордеона способствуют преодолению определенной заштампованности и стандартности в формировании его звукового образа.

Цель статьи - анализ стилевых особенностей творчества композиторов-баянистов Украины конца ХХ начало XXI века.

В украинской музыкальной культуре сегодня «наблюдается сосуществование наложения нескольких стилевых парадигм с использованием в новой форме качественных характеристик предыдущего периода»6. В баянно-акордеонной музыке неофольклорного направления наблюдаем авторское перевоплощение народной музыки через призму собственного стиля. Композиторское переосмысления фольклорных источников часто достигает глубинных архаических пластов народного музицирования, к которым ученые относят следующие: мелос, свойственный аутентично-национальном инструментальном музицированию; специфические признаки в ладовой структуре; гармония; жанровые признаки; тип развертывания музыкального материала . Другим примером исторически закономерного процесса является взаимопроникновение

фольклора и джаза: от национального до международного, от международного к

8

«новонациональному» .

Влияние фольклорных истоков в сочетании с джазовыми ритмами порождает возникновение новых художественных направлений в развитии жанровых и стилевых систем. Такой синтез - один из путей появления неофольклоризму как стилевого направления музыки второй половины ХХ века, ярко представленного в баянно-акордеонном творчестве украинских композиторов: А. Билошицкого, В. Власова,

A. Гайденка, В. Зубицкого, К. Мяскова, В. Подгорного В. Рунчака, А. Сташевского, Ю. Шамо, Г. Шендерьова и других, где нашли свое отражение ведущие тематические линии «новой музыки». В их произведениях неофольклористические черты прослеживаются в нескольких уровнях: частичного (цитатного) использования фольклорного материала (В. Власов. «Парафраз на народную тему»); творческого переосмысления фольклора (А. Тимошенко. «Полесская рапсодия»); сочетание музыкальных национальных диалектов с модерновым художественным мышлением, в частности ритмами джазовой музыки (В. Зубицкий. «Концертная партита № 2»); переосмысления полистильових образований (А. Сташевский. «Каприччио в джазовом стиле»). В других - традиционные приемы письма сочетаются с модерном, в частности: кластерной техникой, сонористикой, ограниченной алеаторикой, использованием человеческого голоса («Праздник в горах», «Троистые музыки» с Болгарской тетради, «Карпатская сюита» В. Зубицкого, Сюита Ю. Шамо). Новаторский подход к переосмыслению исторических жанровых стереотипов усматривается в творчестве

B. Рунчака. Сташевский в оригинальной литературе для баяна «синтезирует современные технологически-исполнительские и композиторские достижения музыки современности, превращая таким образом, традиционные академические жанры на сферу экспериментального поиска для воплощения актуальных идей и мыслей с максимальным использованием возможностей баяна»9.

6 Коханик И. Проблема музыкального стиля и стилеобразования в контексте постмодернизма // Наук. вюник Одесько! держ. муз. академп iм. А. Нежданово!: музичне мистецтво i культура. Одеса, 2003. -Вип. 4. Кн. 2. С. 35.

7Сташевський А. Володимир Рунчак «Музика про життя ...». Аналтгичш есе баянно! творчосп : монографiчне дослвдження. Луцьк: Волин. обл. друкарня, 2004. 199 с.

8 Черепанин М., Булда М. Естрадний олiмп акордеона : монографiя. 1вано-Франшвськ: Вид-тво «Лшея-НВ», 2008. 256 с.

9 Сташевський А. Основш компоненти та шдиввдуальш риси творчого методу композитора Володимира Рунчака // Творчють композиторiв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. мiжн. наук.-

Развитие музыкальной культуры, в частности инструментального исполнительства, имеет ярко указанную тенденцию модернизации музыкального языка, которая представляет широкий спектр различных стилевых направлений в композиторском творчестве. Она связана с появлением «полистилевых моделей» (Н. Копица) -новаторского художественного мировоззрения, новых интонаций в музыке второй половины ХХ века. Само понятие «модернизм» трактуется в музыковедении как определение, относящееся к ряду художественных течений ХХ века, общим признаком которых является «более или менее решающий разрыв с эстетическими нормами и традициями классического искусства»10.

Профессиональное творчество любого композитора, так или иначе базируется на фольклорных истоках, которые и определяют национальный (или региональный) его стиль. Рядом с существованием традиционных музыкальных явлений, которые в полной мере выполняют «культуро-защитную функцию» (И. Коханик), актуальными становятся новые средства музыкальной выразительности и исполнительские формы выражения, сосредоточены на фольклоре. Сосуществование консервативной и модернистической тенденций намечает появление нового направления в искусстве, которое начинает влиять на развитие музыки нашего века. Таким направлением является «неофольклоризм или так называемая новая фольклорная волна, которая представляет сегодня более инициативное и одновременно более локально-точное "документальное" использование фольклорной и, шире - древненациональной традиции»11.

Фольклорная тематика повлияла на формирование индивидуального стиля многих

композиторов-баянистов. Один из первых, кто предал фольклору новые черты

выразительности, созвучные с современностью - В. Подгорный. Новизна его музыки

заключается в драматизации первоисточника, отображения тонких душевных нюансов,

использования новых сложных композиционных приемов, форм, различных по своей

природе выразительных средств. Все это привело к появлению нового для баянной

литературы жанра «концертной фантазии на народные темы». Характеризуя главные

признаки музыкального языка, А. Семешко называет наиболее устойчивые

стилистические черты творческой манеры В. Подгорного. Среди них: яркое

национальное своеобразие; симфонизм; свободные вариационные формообразующие

схемы - вступление-тема-развитие-заключение; изящное гармоничное чувство;

пульсирующий органный пункт; сложные и насыщенные фактурные образования.

Перечисленные выразительные средства органично сочетаются с другими компонентами

музыки, характер которой в значительной степени обусловливает утверждение о том,

12

«что композиторский стиль В. Подгорного - это современный стиль»12.

Своеобразный музыкальный язык в творчестве композиторов-баянистов (аккордеонистов) часто сосредоточенный на глубинных интонациях песенно-танцевального фольклора во взаимодействии с современными средствами выразительности. Авторы обращаются к источникам календарно-обрядового фольклора, лирико-эпической элегии, романса и шутливой песни, танцевальных мелодий и народного музицирования, а также к культурам других народов, интерпретируя их из собственных художественно-творческих позиций. Среди большого количества примеров - «Колядка»,

практ. конф. (Львiв, 10.04.2006 р., ЛДМА iм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посвгт, 2006. С. 105.

10 Музыкальная энциклопедия. 1-6 том / [под ред. Г. Келдыш]. М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982. Т. 3. С. 622.

11 Ляшенко I. Нацюнальне та штернацюнальне в музищ. К.: Наук. думка, 1991. 267 с.

12 Семешко А. Методичш основи формування виконавсько! майстерносп баяшста : нав.-метод. поаб. [для вищих навч. закладiв культури i мистецтв 1-1У рiвнiв акредитацп]. К.: ДМЦНЗЮМУ, 2003. С. 141.

вариации на тему украинской народной песни «Взял бы я бандуру», «Ой за гаем, гаем» В. Власова, «Дума-импровизация» Ю. Шамо, «Коломыйка» В. Зубицкого, «Гуцульский танец» Н. Чайкина, «Полесская рапсодия» А. Тимошенко, «Ретро-танго» А. Гайденка, «Скрипач, который играет и танцует», «Болгарская тетрадь» В. Зубицкого. Ладо-гармоничные и интонационные особенности этих произведений «находят воплощение средствами музыкального языка, способной активизировать восприятие слушателя и творческую энергию исполнителя»13. Они опираются на интервально-аккордовые движения, обогащенные ладами народной музыки, разновидностями современной полифонической ткани, кластерной техникой, импровизациями. К ним добавляются специфические приемы звукоизвлечения (рикошеты, меховые тремоло, нетемперированное глиссандо, вибрато), сложные ритмо-ударные формулы и шумовые эффекты (удары по корпусу инструмента, шумовое глиссандо по клавиатуре, меху и т.д.). Содержательные произведения баянно-аккордеонного репертуара последних десятилетий наглядно демонстрируют указанные тенденции ярким качеством «обновления звучание», а идейно-смысловой концепции современных баянных композиций соответственно отражают контекстные свойства искусства второй половины ХХ века14.

Еще одним фактором, который значительно повлиял на модернизацию музыкального языка в произведениях упомянутых композиторов, становится явление жанровой трансформации баянно-акордеонной музыки в жанре сюиты15. Тенденцию изменения его традиционных признаков в направлении сонатно-симфонического цикла отражают произведения В. Власова («Сюита-симфония»), В. Зубицкого (Сюита № 2 «Карпатская»), А. Билошицкого (Сюита № 2 «Романтическая») и др. Новыми особенностями трансформации жанра становятся «драматургическая целостность всего цикла; непосредственная связь частей; наличие динамических частей; минимизация количества частей (3-4 части); тяготение к сонатно-симфоническим принципам развертывания материала; расширение образной сферы»16. Все эти и другие признаки могут быть сформулированы единственным обобщающим термином -«симфонизированной сюитой» (А. Сташевский).

Ярким представителем неофольклоризму, классиком современной баянной музыки в Украине является В. Зубицкий. Его творчество «аккумулирует в себе самые пласты

17

фольклорных источников разных народов, разных культур» . Она представляет широкий спектр межнационального фольклорного синтеза, в частности: славянская тематика (Соната № 2 «Славянская», «Болгарская тетрадь»), сочетание украинского фольклора с мусульманским (соната «Fatum»), молдавским («Concerto festivo»), румынским («Чардаш»). В своих произведениях В. Зубицкий продолжает традиции

13 Ровенко Н. Укра!нська фортетанна музика сучасносп : до проблеми тлумачення деяких творГв авангардного напрямку 1990-х рошв // Наук. вюник Одесько! держ. муз. академи Гм. А. Нежданово!: музичне мистецтво Г культура. Одеса, 2003. Вип. 4. Кн. 1. С. 118.

14 ЧерноГваненко А. Тематичш функцп фактури в баянних творах С. Губайдулшо!, Е. Денисова, К. Цепколенко // Науковий вГсник Одесько! державно! музично! академи Гм. А.В. Нежданово!: музичне мистецтво Г культура. Одеса, 2003. Вип. 4. Кн. 1. С. 81.

15 Сташевський А. Тенденцп розвитку жанру сю!ти в украшськш музищ для баяна // Актуальш питання баянно-акордеонного виконавства та педагопки в музичних навчальних закладах: зб. стат. Г доп. за мат. I та II м1жнар. наук.-практ. конф .Луганськ, 2005. Вип. 1. С. 92-98.

16 См: Сташевський А. Тенденцп розвитку жанру сю!ти в украшськш музищ для баяна // Актуальш питання баянно-акордеонного виконавства та педагопки в музичних навчальних закладах: зб. стат. Г доп. за мат. I та II м1жнар. наук.-практ. конф .Луганськ, 2005. Вип. 1. С. 92.

17 Власов В., Мурза В. Фольклорш витоки джазу // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посвгт, 2006. С. 22.

композиторского письма профессиональных джазовых музыкантов (Дж. Гершвина, Д. Эллингтона), а также использует мелодику и ритмику музыки народов мира.

Архаичные пласты регионального украинского фольклора с характерными признаками строя, имитацией наигрышей народных инструментов ярко отражены в «Карпатской сюите». Народно-жанровая основа произведения насыщена танцевальными мелодиями, ритмоинтонациями, и т.п. Использование современных систем европейского инструментализма, обогатило арсенал выразительных средств (звукоподражание колоколов, трембит, свирелей, цимбал, лиры, народных ударных инструментов), стимулировало новаторские поиски автора в жанре эстрадно-джазовой музыки .

Интересным примером синтеза эстрадно-джазовых и академических норм композиции является обращение В. Зубицкого к музыке А. Пьяццоллы (Концерт «Посвящение Астору Пьяццолле»), где композитор пытается сопоставить собственное мировоззрение с философскими взглядами признанного реформатора музыки традиционного танго. Для баянного творчества В. Зубицкого характерна также популярная эстрадно-джазовая тематика - это джаз-вальс «Ti amo, Pesaro» и фантазия-попурри «От Фанчелли к Гальяно».

Сочетание джаза с фольклорным, барочным и модерновыми стилями - новая грань творчества В. Зубицкого, по определению исследователей «связана с проникновением в камерно-инструментальную музыку музыкального языка и средств выразительности, которые свойственны джазовому музицированию, и отмечают появление нового джазово-академического направления в баянной музыке»19. Вершиной влияния и вхождения джаза в серьезную баянно-акордеонную литературу В. Власов считает две Джаз-партиты В. Зубицкого, «где автору удалось, используя джазовые приемы импровизации, гармоничный и интонационный язык джаза, создать масштабные по

форме, глубокие по содержанию произведения, которые требуют от исполнителя

20

высоких виртуозных качеств» .

Синтез аутентичных стилей джаза с классическими нормами характерен для «Джаз-партиты № 2». Ее неординарность, прежде всего, в «жанрово-стилевом аспекте, в

частности в сбалансированном сочетании специфики джазовой и академической

21

музыки» . Максимальне сохранения «классичности» нормы формообразования заключается в выборе жанра, методов и принципов построения драматургии, сочетании комплекса средств музыкальной виразительности. Комплекс стилистических составляющих композитор также использует с целлю имитации звучания джазового оркестра и его отдельных солирующих (труба, саксофон, бас-гитара) и ударных

инструментов, подражания манеры вокального джазового интонирования,

22

реализованных исключительно баянными средствами22. Все эти интонационные

соотношение образовали «подвижную оркестровую полифактуру - многослойность

18 Карась С. Сонати для баяна Володимира Зубицького та Валентина Бiбiка // Творчють композиторiв Украши для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (Львiв, 10.04.2006 р., ЛДМА iм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посвгт, 2006. С. 50-55.

19 Там же.

20 13.Семешко А. Портрети сучасних украшських композиторiв-баянiстiв (в формi дiалогiв): Вжтор Власов. К.: Ассо-орш, 2004. С.67.

21 Бур'ян К., Сташевський А. Концертна партита № 2 для баяна Володимира Зубицького: Особливосп формопобудови циктв // Актуальш питання баянно-акордеонного виконавства та педагопки в музичних навчальних закладах: зб. стат. i доп. за мат. I та II мiжнар. наук.-практ. конф. Луганськ, 2005. -Вип. 1. С. 82.

22 Тарасенко И. На Х1У международном фетивале «Баян и баянисты». Шесть интервю. (В.П. Власов, О.М. Шаров, В.А. Романько, С.М. Колобков, Ю.П. Дранга, А.И. Леденев) // Народник (Москва). М. : Музыка. 2003. № 4. С. 1-4.

23

музыкальной ткани» , слуховое восприятие которого открывает личные, индивидуальные черты музыкального языка композитора - его эмоциональную открытость, экстравагантность.

Творчество В. Власова также ярко отражено в неофольклористичном направлении современной музыки. Примером этого являются произведения, среди которых можно выделить «Веснянку». Интонации древне-национальних украинских веснянкових традиций перекликаются с современными мотивными образованиями диссонирующих интервалов и джазовых аккордов. Стремительные интервальные пассажи создают образную картину весенней поры, что придает произведению виртуозного блеска, концертности.

Музыкальную ткань других баянных произведений композитора существенно насыщают новейшие приемы речи и элементы джазовой стилистики. К ним относится пьеса «Телефонный разговор», созданная в жанре перфоманса. Визуально-слуховая образность «Инструментального театра» передается разговором, где роль женского голоса поручена инструменту, а мужского - самому исполнителю. Чертами изобразительности насыщенное произведение «Пять взглядов на страну ГУЛАГ» -своеобразный музыкальный фильм, который может «звуком показать изображение,

24

когда его нет»24. Проблема воплощения нового взгляда на пространство и время сказалось в программном названии произведения «Infinito». Текстовое прочтения композиции может осуществляться в любой последовательности по желанию соавтора-исполнителя. Специфика музыкального языка заключается в том, что «текст одного из 15-ти блоков не повторяет тип изложения другого», а специфические тембрально-фактурные средства баяна «реализуют идею произведения, воплощая тематически драматургическую функцию композиции в музыкальном тексте»25.

Новым проявлением искусства модернизации является «живое» исполнение джазовой импровизации в сопровождении рок-музыки, которое апробируется композитором как «репетиционный експеримент». В. Власов использует фонограммы популярных мелодий разных оркестров и ансамблей и на этом фоне записывает собственные импровизации. Таким образом, предстает аранжировка совершенно новой, непривычной по содержанию версии музыки «Каравана», «Дезафинадо», «Черный Орфей», «Бессаме мучо» и т. д., а

также достаточно развернутых малоизвестных композиций современной молодежной

26

музыки в стиле «джаз-рок-техно» .

Эксперименты с использованием джазовой стилистики осуществляет А. Билошицкий в Концертном партит № 3, «Фантазии-каприччио на темы Дж. Гершвина» и «Двух импровизациях в стиле джаз-ретро». Творчество А. Билошицкого сформировано в широком спектре инструктивно-технических исполнительских потребностей как педагогического (этюды, детские пьесы, сюиты), так и концертного репертуара (сонаты, партиты, сюиты, концертные триптихи и др.). Его

23 См: Власов В., Мурза В. Фольклорш витоки джазу // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. мГжн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: ПосвГт, 2006. С. 21.

24 См: Тарасенко И. На XIV международном фетивале «Баян и баянисты». Шесть интервю. (В.П. Власов, О.М. Шаров, В.А. Романько, С.М. Колобков, Ю.П. Дранга, А.И. Леденев) // Народник (Москва). М. : Музыка. 2003. № 4. С. 1.

25 См: ЧерноГваненко А. Тематичш функцп фактури в баянних творах С. Губайдулшо!', Е. Денисова, К. Цепколенко // Науковий вюник Одесько! державно! музично! академп Гм. А.В. Нежданово!: музичне мистецтво Г культура. Одеса, 2003. Вип. 4. Кн. 1. С. 83.

26 Булда М. СтильовГ напрямки естрадно-джазових творГв Втора Власова для баяна-акордеона // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посвгт, 2006. С. 12-17.

творчество поражает, «с одной стороны, богатством, силой эмоционально-чувственных порывов, разнообразием и яркостью воплощаемых образов, с другой - глубиной, склонностью к музыкально-поэтическим размышлениям, философской осмысленностью

27

музыки» .

Интонационно-стилевую палитру украинской баянной литературы приумножают произведения композитора А. Сташевского. Умелое использование тембрально-колористических возможностей концертного баяна помогает воссоздать образный характер насыщенной импрессионистическими зарисовками музыки в трехчастной Сюите № 1 «Образы». Прямо противоположный смысл имеет пьеса «Каприччио». Драматической образностью насыщенная музыкальная речь пьесы «Монолог-ход», где задействовано много новых средств выразительности. Композитор создал новое циклическое произведение Сюита-тетрадь «Древнекиевские фрески», которое нашло свое отражение в художественно-образном содержании произведения, композиционно-технической изобретательности, комплексе специфических средств выразительности и

оригинальности музыкального языка и продолжает неофольклорное направление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28

развития украинской баянно-акордеонной музыки28.

Новым направлением в украинском исполнительском искусстве стал камерно-

29

инструментальный жанр «модерн-аккордеон» (термин М. Еллегарда - И. Ергиева) . Суть этого понятия заключается в эволюции аккордеонного исполнительства и направлении исключительно «новой» оригинальной музыки, «новых» композиторов и, соответственно, «новых» исполнителей и их сотрудничества с создателями этой музыки (П. Фенюк - В. Рунчак, В. Мурза - В. Власов, И. Ергиев - К. Цепколенко, Л. Самодаева, Ю. Гомельская). В этом контексте переосмысливается значение самого инструмента как «акустического синтезатора», способного к «микро» и «макроинтонационныхх» звуковых воспроизведений, присущих искусству абстракционизма. Проявления синтеза «акордеонных жанров» актуализируются в музыке 1990-х годов и находят свое воплощение в различных формах многосоставного камерного музицирования, в частности: в сочетании с органом (А. Дубий), скрипкой (И. Ергиев), виолончелью (Е. Черказова), камерным ансамблем, духовым, симфоническим и народным оркестрами, современными перфомансами (И. Ергиев, А. Мищенко, В. Мурза, П. Фенюк и др.). Украинские композиторы и исполнители с успехом представляют свое искусство на международных форумах «новой музыки», в которых активное участие принимают как солисты-инструменталисты, так и неоднородные ансамбли.

Проанализировав стилевые образования в баянно-аккордеонных произведениях украинских баянистов-практиков мы аргументируем, репертуарные наработки конца ХХ начало XXI века базируются на фольклорной основе с использованием современных приемов игры и интерпретации музыки самим композитором, а иногда исполнителем. Таким образом, ее суть заключается в стилизации элементов ладогармонической основы, ритма, фактуры, тематизма, различных исполнительских приемов, взаимопроникновения направлений (фольклорный - эстрадно-джазовый - камерно-академический) и создании на этой основе нового джазово-академического направления музыки. Итак, поиск

27 Герасимовська К. «Народний» украшський композитор (штрихи до творчого портрету Анатолiя Бшошицького) // Творчють композиторiв Украши для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (Львiв, 10.04.2006 р., ЛДМА iм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посвгт, 2006. С. 30.

28 Ященко I., Синявська Г. Образний змют та особливосп композицшно! побудови сю!ти зошиту «Давньокшвсьш фрески» для баяна Андрiя Сташевського // Творчють композиторiв Укра1ни для народних шструменпв : зб. мат. мiжн. наук.-практ. конф. (Львiв, 10.04.2006 р., ЛДМА iм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. Дрогобич: Посви; 2006. С. 107-111.

29 £рпев I. Мистецтво украшського «модерн-акордеону у свгговому процеа // Науковий вюник НМА Украши iм. П. Чайковського: музичне виконавство. К., 2005. Вип. 40. Книга 10. С. 150-161.

нетрадиционных средств музыкального выражения за счет внедрения различных постмодернистических техник композиции подчиняются идеи нового мировоззрения, глубине философского воплощения, можно считать художественным феноменом мировой музыкальной культуры.

Список литературы

1.Булда М. СтильовГ напрямки естрадно-джазових творГв Вжтора Власова для баяна-акордеона // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. - Дрогобич: Посвгт, 2006. - С. 12-17.

2.Бур'ян К., Сташевський А. Концертна партита № 2 для баяна Володимира Зубицького: Особливосп формопобудови циктв // Актуальш питання баянно-акордеонного виконавства та педагопки в музичних навчальних закладах: зб. стат. Г доп. за мат. I та II м1жнар. наук.-практ. конф. - Луганськ, 2005. - Вип. 1. -С. 82-86.

3.Власов В., Мурза В. Фольклорш витоки джазу // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. мГжн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. - Дрогобич: Посвгт, 2006. - С. 18-22.

4.Герасимовська К. «Народний» укра!нський композитор (штрихи до творчого портрету Анатол1я Бшошицького) // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. м1жн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. -Дрогобич: Посвгт, 2006. - С. 27-32.

5.£рпев I. Мистецтво укра!нського «модерн-акордеону у свповому процес // Науковий вюник НМА Укра!ни Гм. П. Чайковського: музичне виконавство. - К., 2005. - Вип. 40. - Книга 10. - С. 150-161.

6.Карась С. Сонати для баяна Володимира Зубицького та Валентина БГбГка // Творчють композиторГв Укра!ни для народних шструменпв: зб. мат. мГжн. наук.-практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. - Дрогобич: ПосвГт, 2006. - С. 50-55.

7.Коханик И. Проблема музыкального стиля и стилеобразования в контексте постмодернизма // Наук. вюник Одесько! держ. муз. академи Гм. А. Нежданово!: музичне мистецтво Г культура. - Одеса, 2003. -Вип. 4. - Кн. 2. - С. 29-41.

8.Ляшенко I. Нацюнальне та штернащональне в музищ. - К.: Наук. думка, 1991. - 267 с.

9.Музыкальная энциклопедия. 1-6 том / [под ред. Г. Келдыш]. - М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982. - Т. 3. -1102 с.

10.Ровенко Н. Укра!нська фортетанна музика сучасносп : до проблеми тлумачення деяких творГв авангардного напрямку 1990-х рошв // Наук. вГсник Одесько! держ. муз. академи Гм. А. Нежданово!: музичне мистецтво Г культура. - Одеса, 2003. - Вип. 4. - Кн. 1. - С. 112-121.

11.Семешко А. Методичш основи формування виконавсько! майстерносп баянюта : нав.-метод. посГб. [для вищих навч. закладГв культури Г мистецтв рГвнГв акредитацГ!]. - К.: ДМЦНЗЮМУ, 2003. -144 с.

12.Семешко А. Портрети сучасних укра!нських композиторГв-баянГстГв (в формГ дГалогГв): Вжтор Власов. -К.: Ассо-ориБ, 2004. - 112 с.

13.Сташевський А. Володимир Рунчак - «Музика про життя ...». АналГтичнГ есе баянно! творчостГ : монографГчне дослгдження. - Луцьк: Волин. обл. друкарня, 2004. - 199 с.

14. Сташевський А. Основш компоненти та Гндивщуальш риси творчого методу композитора Володимира Рунчака // ТворчГсть композиторГв Укра!ни для народних ГнструментГв: зб. мат. мГжн. наук. -практ. конф. (ЛьвГв, 10.04.2006 р., ЛДМА Гм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. - Дрогобич: Посвгт, 2006. - С. 103-106.

15. Сташевський А. Тенденци розвитку жанру сю!ти в укра!нськ1й музищ для баяна // Актуальш питання баянно-акордеонного виконавства та педагопки в музичних навчальних закладах: зб. стат. Г доп. за мат. I та II мГжнар. наук.-практ. конф .- Луганськ, 2005. - Вип. 1. - С. 92-98.

16.Тарасенко И. На XIV международном фетивале «Баян и баянисты». Шесть интервю. (В.П. Власов, О.М. Шаров, В.А. Романько, С.М. Колобков, Ю.П. Дранга, А.И. Леденев) // Народник (Москва). - М. : Музыка. - 2003. - № 4. - С. 1-4.

17.Черепанин М., Булда М. Естрадний олГмп акордеона : монографГя. - !вано-Франшвськ: Вид-тво «Лшея-НВ», 2008. - 256 с.

18.ЧерноГваненко А. Тематичш функцп фактури в баянних творах С. Губайдулшо!, Е. Денисова, К. Цепколенко // Науковий вюник Одесько! державно! музично! академи Гм. А.В. Нежданово!: музичне мистецтво Г культура. - Одеса, 2003. - Вип. 4. - Кн. 1. - С. 80-88.

19.Ященко I., Синявська Г. Образний змшт та особливосп композицшно! побудови сюгга зошиту «Давньокшвсьш фрески» для баяна Андрiя Сташевського // Творчiсть композиторiв Украши для народних шструменпв : зб. мат. мiжн. наук.-практ. конф. (Львiв, 10.04.2006 р., ЛДМА iм. М. Лисенка) / [ред.-упоряд. А. Душний, С. Карась, Б. Пиц]. - Дрогобич: Посвгт, 2006. - С. 107-111.

CREATIVITY FOR BAYAN-ACCORDION UKRAINIAN COMPOSERS END OF XX BEGINNING OF THE XXI CENTURY: STYLE FEATURES

Y.I. Dyakunchak1), A.I. Dushniy2)

Drohobych Ivan Franko State Pedagogical University 1)e-mail: dyakunchak@mail.ru 2)e-mail: dai1979@mail.ru

The paper addresses the issue of composition techniques and stylistic features works of Ukrainian composers A. Biloshytskoho, V. Vlasova, V. Podgorrnogo, V. Zubitskogo, A. Stashevskogo, contribution which was the approval of the original repertoire for bayan-accordion in the context of world music.

Keywords: bayan-accordion, creativity, style, layout.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.