Научная статья на тему 'Авангардные тенденции в миниатюре для саксофона соло'

Авангардные тенденции в миниатюре для саксофона соло Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
243
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКСОФОН / МИНИАТЮРА / АВАНГАРД / ТЕНДЕНЦИИ / МИНИАТЮРА ДЛЯ САКСОФОНА СОЛО / АВАНГАРДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / АВАНГАРДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИНИАТЮРЕ / SAXOPHONE / MINIATURE / AVANT-GARDE / TRENDS / MINIATURE FOR SAX SOLO / AVANT-GARDE TRENDS / AVANT-GARDE TRENDS IN MINIATURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Понькина Антонина Михайловна

Впервые рассматриваются особенности преломления авангардных тенденций в композициях без сопровождения (соло), написанных в жанре миниатюры для саксофона. Сочинения получили небывалую популярность в творчестве композиторов второй половины ХХ начала XXI веков благодаря возможности воплощения нового круга художественных образов. Одна из наиболее ярких черт экспериментирование с тембральным звучанием инструмента, путём введения способов игры, характерных для народного и джазового музицирования, нетрадиционных исполнительских приёмов, сонористических и акустических эффектов, а также получивших современное преломление приёмов, уже использовавшихся ранее. Внедряемые новации обусловили возникновение интереса к проблеме, касающейся интерпретации миниатюр современных авторов, и со стороны научного сообщества, и саксофонистов. Целью стал анализ трансформаций основных компонентов исполнительского процесса. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении новых аспектов современного саксофонного искусства, а практическая в возможности использования полученных результатов для правильной интерпретации художественных произведений музыкантами-саксофонистами. В выводах акцентируется внимание на сущности произошедших изменений. Инструментальная виртуозность определяется как умение оперировать нетрадиционными приёмами, поскольку их воплощение сопряжено со значительными трудностями перестройки игрового аппарата. Коренным образом изменяется характер интонирования, что приводит к оригинальной трактовке концертности, основывающейся на резком противопоставлении компонентов палитры тембрового, артикуляционного, штрихового, динамического арсенала одного инструмента, и появлению тембровой драматургии, с характерным для неё акцентированием таких элементов музыкального языка, как тембр, динамика, штрихи, агогика и т.д., подробно расшифровывающихся в партитуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Avant-garde trends in miniature for sax solo

For the first time, the features of the refraction of avant-garde tendencies in unaccompanied compositions (solo), written in the saxophone miniature genre, are analyzed. Compositions of such a plan have gained unprecedented popularity in the works of composers of the second half of the 20th early 21st centuries due to the possibility of translating a new range of artistic images through an innovative approach to composing and performing means. As a result, various specific features are inherent in the opuses. One of the most striking is experimenting with timbre sounding of the instrument by introducing methods of playing that are characteristic of folk national and jazz music playing, non-traditional performing techniques, sonoristic and acoustic effects, as well as reinterpreted in a modern key and received a kind of embodiment of such techniques as vibrato, glissando, trill , tremolo, and others. The outcome of these processes is the rethinking of the essence of instrumental virtuosity, which began to be defined as the ability to operate unconventional techniques, since their implementation is associated with significant difficulties in restructuring the gaming machine. The change in the character of intonation, which is fundamentally different from the classical one, leads to an original interpretation of concerting based on a sharp contrast between the components of the palette of timbre, articulation, stroke, dynamic arsenal of one instrument, and to the appearance of timbre dramaturgy, with its characteristic accentuation of auxiliary elements (timbre, dynamics , articulations, strokes, agogics, etc.), embodied through detailed author's instructions, fixed in detail and interpreted in the full score.

Текст научной работы на тему «Авангардные тенденции в миниатюре для саксофона соло»

УДК 785 ББК 85.315.3/9 П 56

Понькина А.М.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры, e-mail: [email protected]

АВАНГАРДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИНИАТЮРЕ ДЛЯ САКСОФОНА СОЛО

(Рецензирована)

Аннотация:

Впервые рассматриваются особенности преломления авангардных тенденций в композициях без сопровождения (соло), написанных в жанре миниатюры для саксофона. Сочинения получили небывалую популярность в творчестве композиторов второй половины ХХ - начала XXI веков благодаря возможности воплощения нового круга художественных образов. Одна из наиболее ярких черт - экспериментирование с тембральным звучанием инструмента, путём введения способов игры, характерных для народного и джазового музицирования, нетрадиционных исполнительских приёмов, сонористических и акустических эффектов, а также получивших современное преломление приёмов, уже использовавшихся ранее. Внедряемые новации обусловили возникновение интереса к проблеме, касающейся интерпретации миниатюр современных авторов, и со стороны научного сообщества, и саксофонистов. Целью стал анализ трансформаций основных компонентов исполнительского процесса. Теоретическая значимость работы заключается в выявлении новых аспектов современного саксофонного искусства, а практическая - в возможности использования полученных результатов для правильной интерпретации художественных произведений музыкантами-саксофонистами. В выводах акцентируется внимание на сущности произошедших изменений. Инструментальная виртуозность определяется как умение оперировать нетрадиционными приёмами, поскольку их воплощение сопряжено со значительными трудностями перестройки игрового аппарата. Коренным образом изменяется характер интонирования, что приводит к оригинальной трактовке концертности, основывающейся на резком противопоставлении компонентов палитры тембрового, артикуляционного, штрихового, динамического арсенала одного инструмента, и появлению тембровой драматургии, с характерным для неё акцентированием таких элементов музыкального языка, как тембр, динамика, штрихи, агогика и т.д., подробно расшифровывающихся в партитуре. Ключевые слова:

Саксофон, миниатюра, авангард, тенденции, миниатюра для саксофона соло, авангардные тенденции, авангардные тенденции в миниатюре.

Ponkina A.M.

Ph.D. (Music Art), Associate Professor, Associate Professor of Orchestral Instruments Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture, e-mail: [email protected]

AVANT-GARDE TRENDS IN MINIATURE FOR SAX SOLO

Abstract:

For the first time, the features of the refraction of avant-garde tendencies in unaccompanied compositions (solo), written in the saxophone miniature genre, are analyzed. Compositions of such a plan have gained unprecedented popularity in the works of composers of the second half of the 20th - early 21st centuries due to the possibility of translating a new range of artistic images through an innovative approach to composing and performing means. As a result, various specific features are inherent in the opuses. One of the most striking is experimenting with timbre sounding of the instrument by introducing methods of playing that are characteristic of folk national and jazz music playing, non-traditional performing techniques, sonoristic and acoustic effects, as well as reinterpreted in a modern key and received a kind of embodiment of such techniques as vibrato, glissando, trill , tremolo, and others. The outcome of these processes is the rethinking of the essence of instrumental virtuosity, which began to be defined as the ability to operate unconventional techniques, since their implementation is associated with significant difficulties in restructuring the gaming machine. The change in the character of intonation, which is fundamentally different from the classical one, leads to an original interpretation of concerting based on a sharp contrast between the components of the palette of timbre, articulation, stroke, dynamic arsenal of one instrument, and to the appearance of timbre dramaturgy, with its characteristic accentuation of auxiliary elements (timbre, dynamics , articulations, strokes, agogics, etc.), embodied through detailed author's instructions, fixed in detail and interpreted in the full score.

Keywords:

Saxophone, miniature, avant-garde, trends, miniature for sax solo, avant-garde trends, avant-garde trends in miniature.

Музыкальное искусство второй половины ХХ века отмечено появлением большого количества экспериментальных композиций, сыгравших важную роль в эволюции художественного репертуара для саксофона. К произведениям подобного рода можно, в полной мере, отнести достаточно объёмный пласт миниатюр для саксофона соло. Резкое увеличение количества и художественной значимости миниатюры в это время было обусловлено несколькими факторами. Главным образом, конечно же, это объясняется по-новому осмысленной колоссальной «мобильностью исполнителя» (В. Громченко) [1], творческий потенциал которого стал полностью определять «конечный» результат сочинений для инструмента соло. Помимо этого, необходимо отметить возможность воплощения нового круга образов, ставшего подвластным авторам, благодаря ультрасовременному подходу к поэтике произведений, что привело к своеобразным решениям, связанным с

внедрением ранее не использовавшихся темброво-выразительных исполнительских приёмов и средств, требующих от музыканта кардинальной перестройки игрового аппарата. По этому поводу, анализируя проблемы, обозначившиеся в музыке современных композиторов для духовых инструментов (в том числе и для саксофона) без сопровождения, известный кларнетист В. Громченко пишет: «Именно необычность трактовки традиционного музыкального инструментария даёт возможность современным композиторам открывать новые грани инструментальной художественной выразительности и плодотворно применять её в собственном творчестве» [2: 285]. Многообразие индивидуальных черт, а также своеобразная трактовка исполнительских средств и элементов музыкального языка в миниатюрах для саксофона соло способствовали формированию стойкого научного интереса к особенностям претворения авангардных тенденций в пьесах для саксофона соло, что и

обусловило тематический вектор статьи.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на одну из характерных особенностей композиций для саксофона соло - упомянутую выше исполнительскую «мобильность». Изменение роли исполнителя в триединой цепочке «композитор ^ исполнитель ^ слушатель» привело к усилению её коммуникативной динамики, обозначенной превалированием личности исполнителя, в результате чего цепочка предстаёт перед нами в следующем виде «композитор ^ ИСПОЛНИТЕЛЬ ^ слушатель». Превалирование личности исполнителя как раз и создало предпосылки для появления интересующей нас «исполнительской мобильности» (В. Громченко) [1].

Рассмотрим трансформации, произошедшие в упомянутой цепочке, более детально. Пока исполнитель являлся простым посредником между двумя крайними звеньями цепи «композитор» и «слушатель», его функция заключалась в правильной расшифровке музыкального содержания (замысла автора), закодированного в нотном тексте, а также умении донести художественный смысл композиции до слушателя. Однако, авангардные тенденции, связанные, прежде всего, с алеаторикой, характерной для музыки второй половины ХХ века, требовали от исполнителя нового подхода к авторскому тексту, в частности, творческих навыков доработки, домысливания, досочинения. В таких произведениях он, в некоторых случаях, становился соавтором, так как многие отдельные фрагменты музыкального текста были обозначены лишь условно. Следует обратить внимание и на своеобразную исполнительскую свободу, которая в пьесах для саксофона соло проявлялась в нотной записи, как свободная нерегулярность, реализованная в отказе от тактового деления и метрической свободе в оформлении текста. В тех случаях, когда тактовая черта всё

же присутствовала, она теряла традиционные свойства - быть точкой отсчёта сильной доли - и лишь показывала начало нового построения. В большинстве сочинений тактовое деление отсутствовало вообще, то есть преобладало свободное метрическое движение, что стало показательным для «Трёх пьес» для саксофона-сопрано соло Г. Сцелси (G. Scelsi «Tre Pezzi» for Soprano Saxophone solo) [3; 4].

Подобное отношение к музыкальному материалу во многих случаях привело к выходу на первый план творческого «Я» исполнителя и превалированию исполнительской индивидуальности над замыслом композитора. В результате чего, семантическая идея опуса «получает поправки» соответственно творческому потенциалу исполнителя, которые, хоть и не в полной мере, но всё же влияют на трактовку художественных образов.

Теперь обратимся к проблеме совмещения в одном лице ипостасей композитора и исполнителя. В результате этого, коммуникативная цепочка сокращается до двух звеньев: «композитор-исполнитель ^ слушатель». В композициях соло, рассчитанных только на техническую и выразительную стороны саксофона, доскональное знание возможностей инструмента позволяет автору виртуозно оперировать всей палитрой технических и выразительных средств. Всё это аккумулируется в «весомые потенциальные возможности исполнителю-композитору для написания высокохудожественных сочинений в жанре музыки для инструмента соло» [5: 107]. Примером таких опусов могут служить миниатюры для саксофона соло, написанные Р. Нода (R. Noda), Р. Караваном (R. Caravan), К. Лоба (C. Lauba) и другими композиторами-саксофонистами различных национальных школ, с характерными для этих произведений новациями в образной сфере [6].

Тенденция к воплощению новой художественной образности способствовала усилению сонорной стороны произведений. Так, М. Мимрык по этому поводу пишет следующее: «Эволюция от интонационного мышления в академической музыке традиционного направления к интонационно-тембровой изобразительности и её темброво-сонорного компонента в рамках эксперимента привела к значительному расширению элементов тембровой выразительности» [7: 101]. Это становится возможными благодаря экспериментированию с тембральными свойствами инструмента путём введения и способов игры, характерных для народного национального и джазового музицирования, и нетрадиционных исполнительских приёмов, сонористических и акустических эффектов, а также и переосмысленных в современном ключе и получивших новое воплощение таких приёмов, как вибрато, глиссандо, трели, тремоло и др., помогающих воплощению новой образности. В связи с этим, репрезентация возможностей инструмента «отличается новизной, и отчасти "эпатажностью"» [8: 26]. К наиболее известным произведениям подобного плана относятся «Sketch» (1973) Р. Каравана, «Fonix» (1983) Р. Нода, «Hard» (1988) К. Лоба [3; 4]. Всё это, конечно же, подтверждает универсальные тенденции, происходящие в современном музыкальном искусстве, отмеченные поисками новизны музыкального языка, усилением выразительности его неспецифических элементов.

Анализируя особенности сонорного звучания, можно отметить, что в миниатюре для саксофона-соло появляется несколько его компонентов. Один из них - темброво-сонорный. Данный компонент представляет целая группа приёмов, к которой относятся: аккордика, микрохроматика, флажолеты, субтон, growl и др. [9]. Акцентируется внимание композиторов и на ударно-шумовом компоненте, т.е. таком варианте

сонорного звучания инструмента, который воспринимается как шумовой эффект. Эта группа включает в себя ударные (удары клапанами, игра клапанами с точно указанной и без точно указанной высоты звука, slap и т.д.) и шумовые («выдох в инструмент» без мундштука саксофона, «выдох в инструмент» через мундштук саксофона без извлечения звука и т.д.) эффекты различной этимологии. Достаточно часто используется и «моторно-тоновая сонорная интонация» (М. Мимрык) [10; 11]. Суть этого приёма заключается в исполнении одного звука мелкими длительностями в быстром темпе различной артикуляцией. Подобное мы находим в «Секвенции IXb» Л. Берио (L. Berio «Sequenza IXb»), «Homo ludens» В. Рунчака и «В поисках пути» И. Тараненко.

Новации, связанные с сонорным компонентом звучания, позволили говорить о тембровой драматургии произведения [7]. По мнению М. Мимрыка: «Эта своеобразная содержательная формо-создающая функция имеет решающее значение для отображения целостности музыкально-образного исполнительского выражения. В этом процессе, переведённом на почву экспериментальных сочинений для саксофона, тембровый "голос" инструмента как бы завершает авторский драматургический замысел, который часто распределяется между композитором и исполнителем» [7: 101]. Такой тип драматургии обуславливает изменение характера интонирования, коренным образом отличающегося от классического, так как композиции с сонорными компонентами основаны в основном на звукоизо-бразительности. В этом случае решающее значение получают тембр, динамика, артикуляция, штрихи, агогика, т.е. те элементы, которые до этого имели вспомогательную функцию. Логика воплощения семантики музыкального произведения выстраивается через детальные авторские указания, очень подробно

фиксируемые и расшифровываемые в партитуре [7]. В частности, все рассмотренные выше тенденции довольно ярко проявились в большинстве произведений соло.

Экспериментирование с выразительными возможностями инструмента, происходящее в миниатюрах соло, приводит к значительному усложнению партии саксофона за счёт насыщения её инновационными приёмами игры, к которым можно отнести следующие:

♦ приёмы, характерные для джазового музицирования;

♦ приёмы, перенятые из практики игры на других музыкальных инструментах и адаптированные к исполнению на саксофоне;

♦ приёмы, уже использовавшиеся ранее в исполнительской практике, но претерпевшие изменения в ходе эволюции музыкальной эволюции и получившие новое художественное воплощение;

♦ ударно-шумовые эффекты [6].

В результате введения нетрадиционных приёмов исполнения значительно повышается сложность произведений, поскольку их воплощение сопряжено с трудностями в перестройке игрового аппарата. Происходящие процессы способствовали переосмыслению инструментальной виртуозности, которая стала определяться не только, как техническая оснащённость, но и как умение оперировать нетрадиционными исполнительскими приёмами. Такая трактовка виртуозности проявляется во многих экспериментальных опусах, и, в частности, в «Jungle» К. Лоба.

Наряду с новой трактовкой виртуозности, опусам подобного рода становится свойственным и специфическое обновление черт концерт-ности. Усиление черт концертности происходит благодаря контрастному

противопоставлению компонентов палитры тембрового, артикуляционного, штрихового, динамического арсенала одного инструмента. Во многих композициях практикуется переход от обычного, традиционного - к сонорному звучанию саксофона, путём сопоставления темперированной и нетемперированной шкалы (с характерным для последней включением всех компонентов сонорного звучания). Подобные признаки кон-цертности встречаются в большинстве сочинений.

Таким образом, проанализировав авангардные тенденции в миниатюре для саксофона соло, можно сделать следующие выводы. Динамизация и переосмысление процесса коммуникации произведений приводит к обновлению цепочки, которая теперь выглядит следующим образом: «композитор-исполнитель ^ слушатель». В связи с этим, в ней значительную роль начинает играть творческий потенциал солиста-исполнителя. Совмещение же в одном лице ипостасей композитора и исполнителя создало все условия для экспериментирования с темброво-выразительной палитрой инструмента, в результате чего внимание композиторов было сконцентрировано на сонорных компонентах его звучания. Изменение темброво-сонорной стороны звучания инструмента дало возможность для воссоздания своеобразной «фо-носферы» окружающей среды и тонких градаций психологических состояний современного индивидуума, что стало характерной чертой искусства ХХ - XXI веков. Усиление тембровой драматургии произведения и новая трактовка принципа концертирования специфически окрашивают опусы для саксофона без сопровождения.

Примечания:

1. Громченко В.В. Музика для шструменту соло: витоки становлення жанру (на прикладi виконавства на духових шструментах) // Вгсник нащонально'1 академп керiвних кадрiв культури i мистецтв. 2013. № 3. С. 122-126.

2. Громченко В. В. Музика для шструменту соло: розвиток жанру в епо-ху середньовiччя (на прикладi духового музично-виконавського мистецтва) // Актуальш проблеми юторп, теорп та практики художньо! культури. 2014. № 32. С. 284-292.

3. Gee H.R. Saxophone Soloists and their Music, 1844-1985: An Annotated Bibliography. Bloomington: Indiana University Press, 1986. 300 p.

4. Stambler D.B. Selected solo music for saxophone by United States Composers: 1975-2005 : diss. ... PhD (history of arts). Maryland, 2006. 30 p.

5. Громченко В.В. Особливоста взаемодп композитора та виконавця у жанрi музики для шструмента соло (на прикладi духового музично-виконавського мистецтва) // Культура i Сучасшсть. 2014. № 1. С. 104-110.

6. Понькина А.М. Исполнительство на саксофоне конца ХХ века: характерные особенности эволюции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2018. Вып. 1 (212). С. 208-212.

7. Мимрик М.Р. Особливоста формування темброво-виражальних можливо-стей саксофона (на прикладi камерно-шструментально! творчоста Ю. Гомельсько! та В. Рунчака) // Мистецтвознавчi записки. 2014. № 25. С. 99-106.

8. Баланко М.Я. Труба в шструментальному театрi Володимира Рунчака // Кшвське музикознавство: Культуролоия та мистецтвознавство. 2010. Вип. 34. С. 24-32.

9. Беговатова М.А., Гирфанова М.Е. Современная техника игры на саксофоне: история, теория, практика. Казань: Казанская гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова, 2017. 204 с.

10. Мимрик М.Р. Сонорш особливоста штонування у камерно-шструментальнш творчоста Володимира Рунчака на прикладi «Ho i'Anna» для двох саксофошв, ударних та фортетано // Культура i сучасшсть. 2010. № 1. С. 195-198.

11.Мимрик М.Р. Характеристика виконавсько-виражального потенщалу саксофона у камерно-шструментальних творах В. Рунчака // Актуальш проблеми юторп, теорп та практики художньо! культури. 2014. № 32. С. 315-323.

References:

1. Gromchenko V.V. Music for solo instrument: origins of the genre formation (based on the wind instrument playing) // Bulletin of the national Academy of management of culture and arts. 2013. No. 3. P. 122-126.

2. Gromchenko V.V. Music for solo instrument: the development of the genre in the Middle Ages (based on the wind music and performing arts) // Actual problems of history, theory and practice of artistic culture. 2014. No. 32. P. 284-292.

3. Gee H.R. Saxophone Soloists and their Music, 1844-1985: An Annotated Bibliography. Bloomington: Indiana University Press, 1986. 300 pp.

4. Stumbler D.B. He was a soloist of the United States Composers: 1975-2005 : Diss. ... PhD (history of arts). Maryland, 2006. 30 pp.

5. Gromchenko V.V. Features of the interaction of the composer and performer in the genre of music for a solo instrument (based on wind music and performing art) // Culture and Modernity. 2014. No. 1. P. 104-110.

6. Ponkina A.M. Performing on the saxophone of the end of the 20th century: characteristic features of evolution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2018. Iss. 1(212). P. 208-212.

7. Mimrik M.V. Features of the formation of timbre and expressive possibilities of the saxophone (based on the chamber-instrumental works of Yu. Gomelskaya and V. Runchak) // Art History Notes. 2014. No. 25. P. 99-106.

8. Balanko M.Ya. Trumpet in the instrumental theater of Vladimir Runchak // Kiev Musicology: Cultural Studies and Art History. Kiev, 2010. Iss. 34. P. 24-32.

9. Begovatova M.A., Girfanova M.E. Modern technique of playing the saxophone: history, theory, practice. Kazan: Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov, 2017. 204 pp.

10.Mimrik M.R. Sonoric features of intonation in the chamber instrumental works of Vladimir Runchak using the example of «Ho i'Anna» for two saxophones, percussion and piano // Culture and Modernity. 2010. No. 1. P. 195-198.

11. Mimrik M.R. Characteristics of the performance-expressive potential of the saxophone in the chamber-instrumental works of V. Runchak // Actual problems of history, theory and practice of artistic culture. 2014. No. 32. P. 315-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.