Научная статья на тему 'ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО'

ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
25
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. БЕРИНСКИЙ / БАЯН / ВОСТОК / ПАНТЕИЗМ / ТРАГЕДИЙНОСТЬ / ЭКСПРЕССИОНИЗМ / ИМПРЕССИОНИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попов Сергей Сергеевич

Статья посвящена одной из фундаментальных линий в творчестве композитора Сергея Беринского. Автор выявляет и анализирует новые черты его стиля, появившиеся в результате увлечения Востоком. В статье дается характеристика «восточному» направлению, осмысляется его роль в контексте эстетических взглядов композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ORIENTAL TENDENCIES IN MUSIC OF SERGEY BERINSKY

The article is devoted to one of the fundamental lines in music of the composer Sergey Berinsky. The author identifies and analyzes new features of his style. The article describes his Oriental line, interprets its role in the context of the composer's aesthetic views.

Текст научной работы на тему «ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО»

Чувашии: История и современность / научн. ред. М. Г. Кондратьев. Чебоксары: ЧГИГН, 2012. С. 34-55.

2. Данилова И. В. Михаил Алексеев. Поиски нового стиля чувашской музыки // Чувашское искусство: Вопросы истории и теории: сб. ст. Вып. 6. Чебоксары: ЧГИГН, 2009. С. 34-60.

3. Кондратьев М. Г. Проблемы становления национальной школы профессионального музыкального искусства Чувашии и творчество Александра Васильева // Композитор Александр Васильев: творчество в контексте времени и традиций: сб. ст. ЧГИГН. Чебоксары, 1999. С. 9-37.

4. Лютославский В. О роли элемента случайности в технике композиции // Витольд Лю-

тославский. Статьи, беседы, воспоминания / сост., коммент. и пер. И. Никольской. М., 1995. 133 с.

5. Маклыгин А. Л. Сонорная музыка и национальная интонационность в свете критериев художественности // Критерий художественности в литературе и искусстве (в свете содружества наук). Казань: Изд-во Казанского университета, 1984. С. 183-187.

6. Программа концерта VI пленума Союза композиторов (аннотация). Чебоксары / НА ЧГИГН. Отд.VI. Ед. хр. 727. Инв. № 2684.

7. Творчества вечно живая основа. Говорят представители художественной культуры Поволжья и Приуралья // Советская музыка. 1985. №12. С. 40-46.

© Попов С. С., 2014

ВОСТОК В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ БЕРИНСКОГО

Статья посвящена одной из фундаментальных линий в творчестве композитора Сергея Беринского. Автор выявляет и анализирует новые черты его стиля, появившиеся в результате увлечения Востоком. В статье дается характеристика «восточному» направлению, осмысляется его роль в контексте эстетических взглядов композитора.

Ключевые слова: С. Беринский, баян, Восток, пантеизм, трагедийность, экспрессионизм, импрессионизм

К концу 1970-х годов сложился целый ряд устойчивых отличительных черт композиторского почерка Сергея Беринского, которые, несмотря на последующие новые веяния, составят остов его творческого стиля на всю жизнь. Это монологизм и исповедальность высказывания, гиперэкспрессивность, простота и ясность исходного знака при многообразии и сложности системы в целом. К этому следует добавить им-провизационность (ее не следует понимать как алеаторичность, которая у Беринского встречается нечасто и только в отдельных сочинениях, в целом же — сведена к минимуму) при четкой дисциплине мысли, обращение к семантически устойчивым лексемам, а также стремление к конкретизации музыкального смысла, идущее от желания быть услышанным и понятым, максимально воздействовать на слушателей.

Беринский называл переломным в своем творчестве 1979 год. Струнный квартет №2 и Реквием, написанные в это время, ознаменовали наступление композиторской зрелости, обозначили и синтезировали на новом уровне основные направления творческих поисков. С 80-х

годов трагическое мироощущение композитора, выплеснувшееся в этих сочинениях с особой силой, не проявлялось уже в столь сгущенных красках, хотя и не исчезло совсем.

1980-е годы значительно обогатили творчество Беринского новыми образами, жанрами, находками, красками. Тогда же пробудился сильный интерес композитора к восточной культуре, который впервые столь мощно дал о себе знать в «Песнях томления Махтумкули» для контральто, виолончели и фортепиано (1982). Сочинение пропитано экзотическим зноем, любовным томлением, возвышенной эротикой и другими — новыми для Беринского образами и настроениями. Позже появились выдержанные в подобном же тоне «Арабески» для сопрано и двух гобоев на тему Хафиза (1986) и другие работы. Увлечение Востоком, а также пантеистической философией и античным мифом со временем значительно усиливалось и достигло пика в 90-е годы, обусловив рождение Концерта-поэмы «Радостные игры» для флейты и камерного оркестра (1991), Поэмы-мистерии «В садах и виноградниках» для флейты (1992), фортепиано и виолончели. По-

добное увлечение не могло не отразиться на его баянной музыке: появилось и медитативное сочинение в духе индийской раги «Sempre majore!» для гобоя и баяна с подзаголовком «Quasi raga» (1992), и Поэма для скрипки и баяна «Морской пейзаж» (1996) с ее пантеистическими мотивами, образами природы, и мажорная, лучистая Поэма «Волны света» для двух баянов (1996). Т. Левая отмечает б0льшую изысканность тембровых красок, которая стала заметна у Берин-ского в последние годы жизни [3, с. 243]. В «Радостных играх» композитор отказался от мощи большого симфонического оркестра в пользу камерного, в остальных же «восточных» сочинениях использовал исключительно камерный инструментарий.

В композициях восточной линии Берин-ский прибегает к иному, нежели ранее, музыкальному языку. Экспрессионистская манера высказывания уступает здесь место импрессионистской, сонористической или минималисти-ческой, в разных пропорциях и взаимодействиях. Однако инакость эта не радикального порядка, основные черты композиторского почерка, обозначенные выше, сохраняются и хорошо заметны, благодаря чему творчество Беринского воспринимается очень цельно. К тому же изначальная природа дарования композитора так или иначе всегда дает о себе знать, благодаря чему моменты сочетания, казалось бы, противоположных друг другу манер письма мы наблюдаем даже в «восточных» сочинениях (например, в «Морском пейзаже» для скрипки и баяна).

«Избегание красоты звучания» [2, с. 132] сменяется в подобных сочинениях большим ко-лоризмом, сонористичностью, изысканностью красок, даже звукоизобразительностью (таково, например, пение птиц в Концерте-поэме «Радостные игры» для флейты и камерного оркестра или крики чаек и размеренное покачивание волн в «Морском пейзаже»). Иногда в подобных целях композитор прибегает к нестандартным приемам игры, что в принципе не очень для него характерно (такими приемами богата Поэма-мистерия «В садах и виноградниках» для флейты, фортепиано и виолончели, 1992).

На смену симфонизации и сквозному драматургическому развертыванию приходит «новый статичный тип композиции» [2, с. 112] («Морской пейзаж», «Sempre majore!») и принцип контраста (структуру барочного диптиха напоминает «Sempre majore!»). Правда, этот принцип может встретиться и в произведениях

другой группы. Равным образом в сочинениях обоих групп прихотливая, нестабильная и разнообразная ритмика может соседствовать с более спокойной, равномерно текучей, ости-натной, а мелизматически окрашенная, гибкая, импровизационная интонационность с репети-тивной, интервально-оголенной, насыщенной общими формами движения. Правда, в «восточных» композициях интонационность все-таки свободна как от риторических фигур, так и от явной семантической окрашенности в целом. В этом есть какая-то легкость, свобода от символического бремени и простота.

В области гармонии диссонансные созвучия сменяются консонансными аккордами, чаще мажорным трезвучием (особенно доминирующим в «Sempre majore!» и «Волнах света»). В «Арабесках» для сопрано и двух гобоев композитор обратился к ладу с увеличенными секундами. В этом сочинении наблюдаем интересный сплав европейской и неевропейской ладо-гармонической систем.

Композитор не забывал о своих национальных корнях. Элементы еврейского фольклора, обращение к иудейским символам, традиции синагогального пения, проявляющиеся в вариативности тематических комплексов, интонационном орнаментировании форшлагами, вариантными опеваниями, очень гибкой ритмике, использовании ладов с увеличенной секундой, — все это наблюдаем в музыке Беринского. В национальных еврейских корнях берет начало и трагизм мироощущения композитора. Он менее заметен в вокальной музыке, но в инструментальной пронизывает многие его произведения.

В сочинениях пантеистической линии нелюбовь к внешнему перестает быть столь принципиальной, композитор даже обратился к инструментальному театру («В садах и виноградниках» для флейты, фортепиано и виолончели), а драматическое начало уступает место игровому. Это игровое начало заметно превалирует здесь над драматическим; собственно, для Беринского уже само погружение в ориентальность было игрой, по словам Т. Левой — «игрой в Восток» [3, с. 251]. Об этнографической точности музыкального языкового адресата не приходится говорить — материал здесь заключен в европейские классические формы и жанры. Сам Беринский дает это понять, приписывая к заголовку «Sempre majore!» словосочетание «quasi Raga».

В 90-е годы на пике интереса к Востоку впервые в творческом портфеле композитора

появляются сочинения, обозначенные им жанром поэмы. О. Соколов характеризовал этот жанр следующим образом: «В литературоведении обычно указывается на сочетание в поэме лирического и эпического начал. <.. > В музыке поэма становится скорее л и р и к о - д р а м а -тическим жанром. <.. > Лирика накладывает отпечаток на интонационный строй поэмы, а эпическое повествование трансформируется в поступательно-сюжетную драматургию. <...> Поскольку композиционные вольности поэмы связаны с ее литературным прототипом, их все объединяет общее драматургическое качество — сюжетность» [6, с. 97]. Классические образцы поэм пропитаны симфоническими методами развития: столкновением и конфликтом образов с их последующими трансформациями, переосмыслениями, сближениями или отдалениями. У Беринского не совсем так. Эпическое начало достаточно ярко выражено в его поэмном творчестве, но поступательно-сюжетная драматургия, как и, в общем, сюжетность, сведены к минимуму, да и литературного прототипа нет, а есть некий генеральный эмоциональный образ, выраженный в названии. Уже было сказано выше, что симфонизм, которым композитор напитывал многие сочинения, уходит на второй план в сочинениях пантеистической сферы, уступая место новому типу статичной композиции. Конфликтное же начало в поэмах Беринско-го если и присутствует, то, скорее, в ансамблевом взаимодействии инструментов. В «Радостных играх» критиками отмечалось противопоставление солирующей флейты, ассоциирующейся с грациозной флейтой Пана, и оркестровой тубы, напоминающей самого Пана, «грубовато-неповоротливого и похотливого» [5, с. 45]; в «Волнах света» два баяна расположены в разных уголках сценического пространства, а в «Морском пейзаже» противопоставлены скрипка, которая воспринимается носителем лирической экспрессии, и баян, в партии которого сосредоточилось красочно-импрессионистическое начало.

Поэмные сочинения Беринского точнее было бы жанрово охарактеризовать как музыкальные картины, «где выдерживается созерцательная точка зрения и господствует тематическая рассредоточенность» [6, с. 98], фактурно-фигурационный тематизм, пейзажная колористика и звукоизобразительность, а «своеобразный динамизм жанра простирается в широком диапазоне, охватывая два крайних типа музыкальной картины — статическую и

динамическую: первый выражает процесс длительного созерцания, причем созерцания именно живого явления, хотя бы едва заметно, но меняющегося на наших глазах <...>, второй же непосредственно воплощает определенный образ движения» [6, с. 91], порой переходящий в длительную остинатность. У Беринского два типа часто соседствуют в пределах одной композиции, например, в «Волнах света» или «Sempre majore!», в которых структурные принципы близки барочному диптиху, что уже было отмечено выше. Важно заметить, что признаки музыкальных картин сочетаются у Беринского со свободой построений и яркой эмоциональностью, которые более свойственны поэме. «С известной долей допущения можно утверждать, — замечает О. Соколов, — что если путь европейской музыки к импрессионизму пролегал через музыкальную картину, то ее путь к экспрессионизму и символизму — через поэму» [6, с. 97]. У Беринского мы наблюдаем парадоксальный сплав как поэмности и картинности, так и лирической экспрессии с импрессионистской красочностью, что придает его «восточным» сочинениям скрытую внутреннюю напряженность.

Обозначенные выше тенденции, вызванные увлечением Востоком, могут навести на мысль о значительной эволюции творческого пути Беринского («от мрака к свету») или даже «переломе». Однако следует признать справедливой мысль Т. Левой о том, что «было бы более резонным говорить не о "переломе", а о неком изначальном двуединстве, об ощущении полярности бытия, с которым Сергей Беринский жил в этом мире и с которым покинул его» [4, с. 93-94]. Подобный дуализм в целом характерен для человека с романтическим типом личности, каким и был Сергей Самуилович. Ориентальная линия, пробудившаяся в 80-е годы, впоследствии стала одной из фундаментальных в творчестве композитора, однако она не заменила собой прежних его музыкальных настроений и устремлений. С этого же времени в творчестве Беринского возникло деление на две контрастные линии, которые можно условно обозначить как пантеистическую и трагедийную. С годами подобное деление проявлялось все явственней, переходя в разграничение. Направления существовали фактически автономно друг от друга, проявляясь в разных группах композиций. Редкий случай их совмещения в одном сочинении мы можем наблюдать в Концерте для кларнета, двенадцати струнных, препарированного фортепиано и кла-

весина (1989). Но даже здесь эти контрастные направления изолированы и представлены в разных частях. Крайним частям («Ночная музыка» и «Ночная музыка №2»), полным невыносимой тоски, одиночества, ночного мрака, противостоит подвижная средняя («Пастораль») — мажорная, игривая, источающая животворящую энергию. Изменчивость настроений, эмоциональная напряженность крайних частей сменяется в Пасторали состоянием спокойным, созерцательным, шуточным, лукавым, как бы расслабленным, но, тем не менее, имеющим внутреннюю пружину. Вышесказанные слова подтверждаются появлением в 90-х годах сразу трех симфоний (№2-4) для больших симфонических оркестров с различными солистами, «Меноры» для виолончели соло, «Miserere» для сопрано, баяна и фортепиано, «Псалмов Давида — царя иудейского» для четырех виолончелей — сочинений, продолжающих трагедийную линию его творчества, причем на новом уровне. Именно в поздних сочинениях (в том числе — в грандиозной Симфонии №3 «И небо скрылось...» с солирующим баяном) наиболее ярко проявилось важное качество мышления композитора — апокалиптичность, что характеризует Беринского как художника конца XX века. Если, к примеру, Симфонию №6 Петра Чайковского можно назвать симфонией-трагедией, то Симфонию №3 Беринского — симфонией-апокалипсисом; применительно к некоторым поздним сочинениям Беринского слова «трагедия» и «трагическое» представляются уже слишком эмоционально слабыми.

Образ Востока в сочинениях Беринского не был «аутентичным», как и используемый им музыкальный язык, он был идеализированным, противостоящим образу реального мира. Неудивительно, что пантеистическая и трагедийная линии в творчестве композитора крайне редко пересекались в пределах одного сочинения.

Исследователь М. Ефремова метко разглядела в «восточных» сочинениях Беринского «символ гедонистического мироощущения». Сам композитор, соглашаясь с этим, говорил:

«Я воспринимаю Восток как что-то таинственное, что-то вроде Таити или острова Пасхи (недаром Гоген нашел на Таити свой рай!). Там всегда тепло, там можно ходить без одежды. Мне кажется, что там и совершенно особые люди — "земноводные" как бы. Они ощущают себя естественной частью природы. <...> Эта экзотическая музыка может быть и еврейской, и китайской, и индийской. Это — Восток, Эдем. Это другая жизнь» [1, с. 75].

Художник трагического плана, не боящийся затрагивать самые глобальные, сложные вопросы и размышлять о них, пришел к восточной культуре и пантеистической философии не столько благодаря космополитизму или еврейским национальным корням, сколько в поиске душевной гармонии, ответов на вопросы Бытия, а также вдохновения и новых тем для творчества.

Литература

1. Беринский С. Живой материал всегда сопротивляется (беседа с Мариной Ефремовой) // Музыкальная академия. 1999. №3. С. 70-75.

2. Зароднюк О. Феномен концертного жанра в отечественной музыке 1980-90-х годов: дис. ... канд. искусств. Нижний Новгород, 2006. 232 с.

3. Левая Т. Путь Сергея Беринского // Музыка России от средних веков до современности, ГИИ / ред. М. Арановский, Вып. 1. М.: Композитор, 2004. С. 241-255.

4. Левая Т. Сергей Беринский: диалоги конца века // Искусство ХХ века: диалог эпох и поколений. Том 2 / сост. и ред. Б. Гецелев и Т. Сиднева. Нижний Новгород, 1999. С. 87-95.

5. Рожновский В. «Московская осень».Меж-ду прошлым и настоящим // Музыкальная академия. 1993. №2. С. 34-42.

6. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород, 1994. 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.