© Дай Юй, 2014
ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ
Функция традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая интересна и многогранна. В статье представлена краткая история развития некоторых инструментов и обосновано возобновление интереса к ним в Новой музыке (период последних тридцати лет).
Ключевые слова: китайские традиционные музыкальные инструменты, Новая музыка
При изучении традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая перед исследователем открывается интересная и многогранная картина. Обратимся к краткой истории развития некоторых инструментов и возрождению интереса к ним в Новой музыке в последние десятилетия.
История. Китайские традиционные народные инструменты — важный компонент этнической музыки. Инструментальные формы исполнительства развивались от «флейты кости» эпохи Неолита (8 тысяч лет до нашей эры) до электроакустических народных инструментов XXI века. В этом процессе некоторые инструменты исчезали, а иные — за счет улучшения — существуют и сегодня. Развитие национального инструментария Китая делится на четыре этапа:
Первобытное общество — Шан: период появления ударных и духовых. Щипковые инструменты находятся на начальной стадии разработки.
Чжоу - Цинь — период развития «восьми звучаний» инструментов, классифицируемых в соответствии с материалом. Например: золото (инструменты из металла), камень (из камня или нефрита), почва (глина), кожа (с мембраной из кожи скота для ударных инструментов).
Хан - Юань — время развития на основе смешения. Много инструментов вошло в китайскую культуру от других народов, став востребованными. Сун и Юань — переходные периоды возникновения и развития городского народного искусства, драмы и других интегрированных видов. Оркестровые составы получили импульс к совершенствованию.
Мин — последние семь веков: в Китае — более ста видов инструментов, не-
которые находятся в процессе улучшения. Появилось профессиональное обучение музыке.
Классификация. В соответствии со способами игры, выделяются инструменты: «чуйцзоу» (духовые) — «суона», «шэн», «бау»; «лацзоу» (смычковые) — «эрху», «га-оху», «джонху»; «таньбо» (щипковые) вертикальные — «пипа», «жуань», «люцин» и горизонтальные «чжэн», «гуцинь», «цимбалы» и «дацзи» (ударные) — металлические — «гонг», «тарелка», «колокол», бамбуковые — «муюй», «бамбуковая доска», кожаные — «барабаны» разных форм, каменные — «цин».
Современная практика. До ХХ века в китайской народной музыке основными жанрами являются сольные песни с сопровождением или без него и инструментальная ансамблевая музыка. Это связано с обрядовой и развлекательной сферой. Большой Национальный оркестр — новая форма народного музицирования, появившаяся по аналогии с западными оркестрами, давшая развитие новым жанрам. Создававшийся для обновленного состава инструментов музыкальный язык опирался на традиционные лады, ритмику, гармонические сочетания. Но делалась попытка гармонизовать музыку и в европейском тональном стиле. Музыка для оркестра народных инструментов живет и ныне, как одна из национальных форм.
К семидесятым годам ХХ века композиторы Китая увлеклись новыми видами техники сочинения музыки и почти полностью отдалились от традиционного мышления. Возникает «кризис», требовавший пересмотра отношения к почвенным видам музыки
и инструментов. Важным направлением становится соединение с ними инструментария европейского оркестра, создание новой электронной музыки.
Вполне освоив западные техники, китайские композиторы вновь обретают интерес к национальному инструментарию. Но возвращение к нему теперь иное: традиционный оркестр, как и игра в западные авангардные способы высказывания, не являются уже разделёнными. Функционирование традиционного инструментария ныне становится встроенным в контекст современного мышления. Факт игры на старинном инструменте обретает смысл нового тембрального и художественного решения, фонического эксперимента. Бытовавшие в локальном ареале, китайские инструменты выходят в общемировое музыкальное пространство.
Характерные способы игры и звучания в новой музыке.
Подражание традиционным тембрам с помощью западных инструментов: к примеру, композитор Ли Инхай (Ш^Ш) в сочинении «Закат флейты и барабана» различными способами игры на струнах, педалях и клавишах добивается эффекта звучания «гуцинь», «пипа», «чжэн», «китайской дудки» и ударных.
А в произведении «Юаньлай» («Далекие звуки природы») для виолончели с оркестром Сюй Мэндун подражает тембру древних инструментов «цинь» виолончельным pizzicato.
В сочинении «Хуанмомусэ» («Сумерки в пустыне») (для чжунху с оркестром») Ян Лицин (Ш^Ш) применяет и соединяет с оркестром тембр смычкового чжунху — поручив ему сложный музыкальный язык.
Композиторы часто применяют национальные фонические особенности народного голоса как еще одну тембральную
краску. Цюй Сяосун вводит его
натуральное звучание в камерный состав «Монг Донг» (Mong Dong), выделяя изменения тембра от естественного к фаль-цетному, применяет китайские фонемы, сочетающиеся с криком, что создаёт выразительный по своей оригинальности эффект.
Таким образом, мы видим, что идея традиционного инструментария Китая в Новой музыке весьма актуальна, а его функционирование — многообразно. Композиторы, освоившие самые современные приемы инструментального письма, найденные и накопленные за последние полвека, смело соединяют их со звучанием старинных традиционных инструментов, находя в этом новые тембральные решения, фонические эффекты, «прописывая» их в общемировой музыкальный язык в качестве национального кода. Наиболее древний инструмент — человеческий голос — функционирует в некоторых произведениях, как один из полноправных участников инструментального целого. Применяются подлинные тембры древних инструментов или имитируются приемы игры на них и их фонические краски в звучании европейского симфонического и камерного составов. Национальный китайский инструментарий выходит за пределы локального этнического ареала бытования в открытое музыкальное пространство.
Литература
1. Ли Миньсюн. Введение в инструментарий нации. Шанхай, 1997. С. 3-13.
2. Тянь Щянхун, Нянь Ли. Народные инструменты в Китайском современном музыкальном искусстве // Популярная литература. Хэбэй, 2009. 80 с.
3. Уй Гуодун. Народная китайская музыка. Чжэзянь, 1996. С. 72-94.