Научная статья на тему 'ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ'

ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НОВАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дай Юй

Функция традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая интересна и многогранна. В статье представлена краткая история развития некоторых инструментов и обосновано возобновление интереса к ним в Новой музыке (период последних тридцати лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTION OF TRADITIONAL INSTRUMENTS IN NEW CHINA MUSIC

The function of traditional instruments in the musical culture of China is interesting and versatile. Short history of some instruments development and resurrection of interest for them in New music (the last three decades’ period) will be tackled in the article.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ»

© Дай Юй, 2014

ФУНКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НОВОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ

Функция традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая интересна и многогранна. В статье представлена краткая история развития некоторых инструментов и обосновано возобновление интереса к ним в Новой музыке (период последних тридцати лет).

Ключевые слова: китайские традиционные музыкальные инструменты, Новая музыка

При изучении традиционного инструментария в музыкальной культуре Китая перед исследователем открывается интересная и многогранная картина. Обратимся к краткой истории развития некоторых инструментов и возрождению интереса к ним в Новой музыке в последние десятилетия.

История. Китайские традиционные народные инструменты — важный компонент этнической музыки. Инструментальные формы исполнительства развивались от «флейты кости» эпохи Неолита (8 тысяч лет до нашей эры) до электроакустических народных инструментов XXI века. В этом процессе некоторые инструменты исчезали, а иные — за счет улучшения — существуют и сегодня. Развитие национального инструментария Китая делится на четыре этапа:

Первобытное общество — Шан: период появления ударных и духовых. Щипковые инструменты находятся на начальной стадии разработки.

Чжоу - Цинь — период развития «восьми звучаний» инструментов, классифицируемых в соответствии с материалом. Например: золото (инструменты из металла), камень (из камня или нефрита), почва (глина), кожа (с мембраной из кожи скота для ударных инструментов).

Хан - Юань — время развития на основе смешения. Много инструментов вошло в китайскую культуру от других народов, став востребованными. Сун и Юань — переходные периоды возникновения и развития городского народного искусства, драмы и других интегрированных видов. Оркестровые составы получили импульс к совершенствованию.

Мин — последние семь веков: в Китае — более ста видов инструментов, не-

которые находятся в процессе улучшения. Появилось профессиональное обучение музыке.

Классификация. В соответствии со способами игры, выделяются инструменты: «чуйцзоу» (духовые) — «суона», «шэн», «бау»; «лацзоу» (смычковые) — «эрху», «га-оху», «джонху»; «таньбо» (щипковые) вертикальные — «пипа», «жуань», «люцин» и горизонтальные «чжэн», «гуцинь», «цимбалы» и «дацзи» (ударные) — металлические — «гонг», «тарелка», «колокол», бамбуковые — «муюй», «бамбуковая доска», кожаные — «барабаны» разных форм, каменные — «цин».

Современная практика. До ХХ века в китайской народной музыке основными жанрами являются сольные песни с сопровождением или без него и инструментальная ансамблевая музыка. Это связано с обрядовой и развлекательной сферой. Большой Национальный оркестр — новая форма народного музицирования, появившаяся по аналогии с западными оркестрами, давшая развитие новым жанрам. Создававшийся для обновленного состава инструментов музыкальный язык опирался на традиционные лады, ритмику, гармонические сочетания. Но делалась попытка гармонизовать музыку и в европейском тональном стиле. Музыка для оркестра народных инструментов живет и ныне, как одна из национальных форм.

К семидесятым годам ХХ века композиторы Китая увлеклись новыми видами техники сочинения музыки и почти полностью отдалились от традиционного мышления. Возникает «кризис», требовавший пересмотра отношения к почвенным видам музыки

и инструментов. Важным направлением становится соединение с ними инструментария европейского оркестра, создание новой электронной музыки.

Вполне освоив западные техники, китайские композиторы вновь обретают интерес к национальному инструментарию. Но возвращение к нему теперь иное: традиционный оркестр, как и игра в западные авангардные способы высказывания, не являются уже разделёнными. Функционирование традиционного инструментария ныне становится встроенным в контекст современного мышления. Факт игры на старинном инструменте обретает смысл нового тембрального и художественного решения, фонического эксперимента. Бытовавшие в локальном ареале, китайские инструменты выходят в общемировое музыкальное пространство.

Характерные способы игры и звучания в новой музыке.

Подражание традиционным тембрам с помощью западных инструментов: к примеру, композитор Ли Инхай (Ш^Ш) в сочинении «Закат флейты и барабана» различными способами игры на струнах, педалях и клавишах добивается эффекта звучания «гуцинь», «пипа», «чжэн», «китайской дудки» и ударных.

А в произведении «Юаньлай» («Далекие звуки природы») для виолончели с оркестром Сюй Мэндун подражает тембру древних инструментов «цинь» виолончельным pizzicato.

В сочинении «Хуанмомусэ» («Сумерки в пустыне») (для чжунху с оркестром») Ян Лицин (Ш^Ш) применяет и соединяет с оркестром тембр смычкового чжунху — поручив ему сложный музыкальный язык.

Композиторы часто применяют национальные фонические особенности народного голоса как еще одну тембральную

краску. Цюй Сяосун вводит его

натуральное звучание в камерный состав «Монг Донг» (Mong Dong), выделяя изменения тембра от естественного к фаль-цетному, применяет китайские фонемы, сочетающиеся с криком, что создаёт выразительный по своей оригинальности эффект.

Таким образом, мы видим, что идея традиционного инструментария Китая в Новой музыке весьма актуальна, а его функционирование — многообразно. Композиторы, освоившие самые современные приемы инструментального письма, найденные и накопленные за последние полвека, смело соединяют их со звучанием старинных традиционных инструментов, находя в этом новые тембральные решения, фонические эффекты, «прописывая» их в общемировой музыкальный язык в качестве национального кода. Наиболее древний инструмент — человеческий голос — функционирует в некоторых произведениях, как один из полноправных участников инструментального целого. Применяются подлинные тембры древних инструментов или имитируются приемы игры на них и их фонические краски в звучании европейского симфонического и камерного составов. Национальный китайский инструментарий выходит за пределы локального этнического ареала бытования в открытое музыкальное пространство.

Литература

1. Ли Миньсюн. Введение в инструментарий нации. Шанхай, 1997. С. 3-13.

2. Тянь Щянхун, Нянь Ли. Народные инструменты в Китайском современном музыкальном искусстве // Популярная литература. Хэбэй, 2009. 80 с.

3. Уй Гуодун. Народная китайская музыка. Чжэзянь, 1996. С. 72-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.