Целью использования акмеологического подхода является раскрытие индивидуального потенциала учащихся в достижении высшего уровня развития, возможного на конкретной ступени обучения.
Суть системно-оптимизационного подхода - в нахождении максимума или минимума определенной функции или выборе целесообразного варианта организации процесса развития этнокультурной и российской идентичности учащихся.
Последний - междисциплинарный - подход позволяет внедрить в процесс развития российской идентичности обучающихся средствами этнокультурного
Библиографический список
просвещения особые образовательные программы. Они представляют собой объединенные общей концепцией отдельные научные дисциплины.
Достижение в ходе рассмотренного процесса значимых положительных результатов представляется возможным при условии реализации ряда принципов.
К таковым относятся: принцип ориентации на всех участников учебно-воспитательного процесса, принцип диагностического целеполагания, принцип поэтапности, принцип системности, а также принцип многофакторности.
1. Смит Н.Л., Илькевич С.В. Стратегические инструменты перехода к межкультурному взаимодействию и управлению многообразием в образовательной организации. Сервис в России и за рубежом. 2020; № 2: 166 - 179.
2. Кожанов И.В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Чебоксары, 2018.
3. Осипова С.И., Богданова к.И. Сохранение культурной идентичности в условиях глобализационных процессов. Педагогический журнал. 2018; № 1A: 285 - 294.
4. Aлиeва Б.Ш., Aвшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 34 - 37.
5. Дониёров Л.С., Джумаева Г.З. Значение принципов обучения в педагогическом процессе. Вестник магистратуры. 2019; № 6-5 (93): 29 - 30.
6. Холодковский К.Г. Российская идентичность: исторический путь. Идентичность: Личность, общество, политика: энциклопедическое издание. Москва: Весь Мир, 2017: 157 - 162.
7. Дробижева Л.М. Российская идентичность: дискуссии в политическом пространстве и динамика массового сознания. Полис. Политические исследования. 2018; № 5: 100 - 115.
8. Паин 3.A., Федюнин С.Ю. Проблемы гражданской нации в России и на Западе: общее и особенное. Политическая концептология. 2018; № 1: 171 - 191.
9. Наумов С.И. Этнокультурное просвещение в контексте обеспечения национальной безопасности. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021; № 1(53): 339 - 341.
10. Протанская Е.С. Этнокультурное просвещение детей в формировании ценностей современной России. Вестник СПбГУКИ. 2017; № 4 (33): 24 - 31.
11. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007.
12. Матренин П.В. Педагогическая поддержка формирования этнической идентичности подростков в процессе освоения культурного наследия региона: белгородский опыт. Этнокультурное образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: Издательство СГУ, 2017: 440 - 450.
13. Боргояков СА, Бозиев РС. Проблемное поле развития этнокультурного образования как фактора укрепления единства народов России. Вестник ЧГПУим. И.Я. Яковлева. 2017; № 2 (94): 76 - 83.
14. Пачина H.H. Полипрофессиональная типологизация руководителя: акмеологический подход. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021; № 2: 246 - 255.
15. Тутаева М.Н. Психологический, акмеологический и социокультурный аспекты профессиональной подготовки будущего учителя. Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: межвузовский сборник научных трудов. Казань: Издательство КФУ, 2004: 236 - 240.
16. Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Междисциплинарный подход к формированию навыков межкультурной коммуникации. Вестник экономической безопасности. 2021; № 1: 318 - 322.
References
1. Smit N.L., Il'kevich S.V. Strategicheskie instrumenty perehoda k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu i upravleniyu mnogoobraziem v obrazovatel'noj organizacii. Servis v Rossii iza rubezhom. 2020; № 2: 166 - 179.
2. Kozhanov I.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti lichnosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Cheboksary, 2018.
3. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Sohranenie kul'turnoj identichnosti v usloviyah globalizacionnyh processov. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; № 1A: 285 - 294.
4. Alieva B.Sh., Avshalumova L.H. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki 'ekstremizma i terrorizma. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 34 - 37.
5. Donierov L.S., Dzhumaeva G.Z. Znachenie principov obucheniya v pedagogicheskom processe. Vestnikmagistratury. 2019; № 6-5 (93): 29 - 30.
6. Holodkovskij K.G. Rossijskaya identichnost': istoricheskij put'. Identichnost': Lichnost', obschestvo, politika: 'enciklopedicheskoe izdanie. Moskva: Ves' Mir, 2017: 157 - 162.
7. Drobizheva L.M. Rossijskaya identichnost': diskussii v politicheskom prostranstve i dinamika massovogo soznaniya. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2018; № 5: 100 - 115.
8. Pain 'E.A., Fedyunin S.Yu. Problemy grazhdanskoj nacii v Rossii i na Zapade: obschee i osobennoe. Politicheskaya konceptologiya. 2018; № 1: 171 - 191.
9. Naumov S.I. 'Etnokul'turnoe prosveschenie v kontekste obespecheniya nacional'noj bezopasnosti. VestnikNizhegorodskojakademiiMVD Rossii. 2021; № 1(53): 339 - 341.
10. Protanskaya E.S. 'Etnokul'turnoe prosveschenie detej v formirovanii cennostej sovremennoj Rossii. VestnikSPbGUKI. 2017; № 4 (33): 24 - 31.
11. Gura V.V. Teoreticheskie osnovy pedagogicheskogo proekíirovaniya lichnostno-orientirovannyh 'elektonnyh obrazovatel'nyh resursov i sred. Rostov-na-Donu: YuFU, 2007.
12. Matrenin P.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya 'etnicheskoj identichnosti podrostkov v processe osvoeniya kul'turnogo naslediya regiona: belgorodskij opyt. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej. Saratov: Izdatel'stvo SGU, 2017: 440 - 450.
13. Borgoyakov S.A., Boziev R.S. Problemnoe pole razvitiya 'etnokul'turnogo obrazovaniya kak faktora ukrepleniya edinstva narodov Rossii. Vestnik ChGPU im. I.Ya. Yakovleva. 2017; № 2 (94): 76 - 83.
14. Pachina N.N. Poliprofessional'naya tipologizaciya rukovoditelya: akmeologicheskij podhod. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina. 2021; № 2: 246 - 255.
15. Tutaeva M.N. Psihologicheskij, akmeologicheskij i sociokul'turnyj aspekty professional'noj podgotovki buduschego uchitelya. Tehnologii sovershenstvovaniya podgotovki pedagogicheskih kadrov: teoriya ipraktika: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Kazan': Izdatel'stvo KFU, 2004: 236 - 240.
16. Kuzhevskaya E.B., Smyk E.I. Mezhdisciplinarnyj podhod k formirovaniyu navykov mezhkul'turnoj kommunikacii. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2021; № 1: 318 - 322.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 378.096
Chen Xize, senior lecturer, Qiqihar University (Qiqihar, Heilongjiang, China), E-mail: [email protected]
CURRENT STATUS OF FOLK INSTRUMENT ORCHESTRAS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF HEILONGJIANG PROVINCE. Folk orchestral creativity is the most important element of the national musical culture of China. Having absorbed more than 7000 years of the history of musical creativity of the Celestial Empire, modern orchestras of Chinese folk instruments today demonstrate a new stage of development, organically combining the features of antiquity and modernity, ethnicity and academism. In the effectiveness of such a process, a huge role belongs to the universities of the People's Republic of China, in which such collectives have existed for many years and make a significant contribution both to the development of amateur student creativity and professional performance. In the article, the author analyzes in detail the history of the formation of the folk orchestra culture of China, outlines the process of formation of such collectives in the educational environment of Chinese universities, tracks the most important trends in their development and influence on the educational programs of higher education. Special emphasis is placed on the analysis of functioning of orchestras of Chinese instruments of Hailongjiang province, some of which are led by the author of the study.
Key words: orchestra of Chinese folk instruments, student creativity, universities of China.
Чэнь Сицзэ, доц., Цицикарский университет, г. Цицикар, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРКЕСТРОВ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ВУЗАХ ПРОВИНЦИИ ХЭЙЛУНЦЗЯН
Народное оркестровое творчество является важнейшим элементов национальной музыкальной культуры Китая. Впитав в себя VII-вековую историю музыкального творчества Поднебесной, современные оркестры китайских народных инструментов в наши дни демонстрируют выход на новый этап развития, органично соединяя в себе черты древности и современности, этничности и академизма. В эффективности такого процесса огромная роль принадлежит вузам КНР, в которых подобные коллективы существуют на протяжении многих лет и вносят существенный вклад в развитие любительского студенческого творчества и профессионального исполнительства. В предлагаемой статье автор подробно анализирует историю становления народной оркестровой культуры Китая, излагает процесс становления таких коллективов в образовательной среде китайских вузов, отслеживает важнейшие тенденции их развития и влияние на образовательные программы высшей школы. Особый акцент сделан на анализе функционирования оркестров китайских инструментов провинции Хэйлунцзян, руководство одними из которых осуществляет автор представленного исследования.
Ключевые слова: оркестр китайских народных инструментов, студенческое творчество, вузы Китая.
Изучение национальных традиций, народного художественного творчества Китая позволяет не только осмыслить историю развития страны, но и заложить фундамент высоких духовно-творческих ориентиров в культурном становлении подрастающего поколения, общества в целом. Особая роль в этом процессе принадлежит музыкальному искусству, профессиональной системе образования, оркестрам китайских народных инструментов.
Современное состояние развития оркестрового жанра предполагает решение вопросов, связанных с совершенствованием конструкций народных музыкальных инструментов, формированием оптимального инструментального состава коллективов, репертуарной политикой, совершенствованием технологий в образовательной среде вузов на оркестровых специализациях. Поэтому сегодня становится актуальным анализ исторического пути, современного бытования оркестров китайских народных инструментов, поиск образовательной модели, принципов, форм и методов подготовки специалистов высшей квалификации в области оркестрового исполнительства на китайских народных инструментах.
Объект исследования: развитие оркестрового народно-инструментального жанра на территории КНР
Предмет исследования: изучение современного состояния оркестров народных инструментов в вузах провинции Хэйлунцзян.
Цель исследования: найти пути оптимизации развития оркестрового исполнительства на народных инструментах и подготовки соответствующих кадров высшей квалификации в КНР
Задачи исследования:
1. Выявить современные тенденции развития оркестрового исполнительства на китайских народных инструментах.
2. Определить инструментарий, получивший распространение в исполнительской практике оркестров народных инструментов в КНР, включая учебные коллективы вузов.
3. Изучить современное состояние оркестров народных инструментов в вузах провинции Хейлунцзян на территории КНР.
Современное состояние оркестров народных инструментов в Китае
Китайский народный оркестр - это тип оркестра, активно функционирующий в современном социокультурном пространстве Китае, в отличие от оркестра русских народных инструментов, практически всегда состоящего из традиционного инструментария. В состав китайского народного оркестра органично входят как этнические, так и академические европейские инструменты. В первые годы существования Китайской Народной Республики национальный оркестр состоял только из традиционных инструментов и получал широкую поддержку (организационную, информационную, финансовую и проч.) со стороны правительства. В материковом Китае он также известен как «китайский народный оркестр», а в Гонконге и Сингапуре его называют «китайским оркестром». Также существует мнение, что более точным названием для такого коллектива было бы «современный китайский струнный и духовой оркестр» [1, с. 17].
Истоки формирования такого вида музыкального коллектива относятся к 1920-м гг С тех пор, как Чжэн Цзиньвэнь (кит., 1872-1935 гг, китайский музыкант, исполнитель на гуцинь /китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры/, педагог музыки) основал в 1924 году в Шанхае женский оркестр Музыкального общества «Датун», история развития китайского народного оркестра насчитывает почти 100 лет и прошла процесс от обучения и подражания к интеграции и инновациям. Истоки относятся к XX веку, начинаются с художественной практики Музыкального общества «Датун», в котором на европейских академических музыкальных инструментах исполняли, в том числе и силами камерного оркестра, традиционные китайские сочинения. После непрерывных поисков и интеграции этнических музыкальных инструментов в академический состав удалось достичь первой кульминации развития национальной оркестровой музыки в 1950-х и 1960-х годах, что заключается в определении базовой формы современных народных оркестров, основанных на стиле западных симфонических оркестров в сочетании с характеристиками китайских национальных музыкальных инструментов. Второй процесс начался с реализации политики реформ и открытости. В то время Китай снова начал следовать за мировыми тенденциями. С наплывом в Поднебесную западной музыкальной культуры музыканты-народники постоянно стремятся к объединению своих усилий с целью
сохранения первозданной чистоты и «свежести» звучания этнической музыки, благодаря чему народный оркестр получил новый толчок для своего развития.
«Китайские оркестры народных инструментов, как правило, состоят из четырёх основных групп: духовая, струнно-смычковая, струнно-щипковая и ударная. В группу духовых инструментов входит бандна (китайская бамбуковая флейта в строе — \ (фа), д (соль), а (ля)), цюйди (флейта в строе — С (До), D (Ре), Е(Ми)), синьди (современная флейта длиной от 40 до 120 см и диаметром 2-3 см.), теноровая сона («китайский кларнет»), альтовая сона, басовая сона, теноровый шэн (губной орган), альтовый шэн, басовый шэн и т. д. Группа струнно-смычковых инструментов состоит из гаоху (двухструнная скрипка семейства хуцинь /китайская скрипка, инструмент со смычком, которым играют между двумя струнами/), эрху (старинный китайский струнно-смычковый музыкальный инструмент с двумя металлическими струнами), чжунху (альтовая эрху), дагэху (большая улучшенная в конструктивном плане эрху), басовая эрху. Группа струнных щипковых инструментов состоит из янцинь (подобие цимбал), люцинь (трех-, четырех- или пятиструнная китайская мандолина с грушевидным корпусом), пипа (4-струнный щипковый инструмент типа лютни), чжунжуань (средний жуань /струнный щипковый инструмент, происходит от пипы/), дажуань (большой жуань), гучжэн (инструмент семейства цитры), кунхоу (китайская арфа) и т. д. Группа ударных инструментов состоит из китайских и западных ударных инструментов» [2, с. 11].
В оркестре хуцинь соответствует скрипке и альту традиционного (западного) симфонического оркестра. Большинство подобных оркестров в Китае вводят в свой состав виолончель и/или контрабас для усиления звучания басовой партии. Бамбуковая флейта (сонна) и шэн современного типа - в народном оркестре играют своеобразную роль западных медных и деревянных духовых инструментов, а западные инструменты, такие как литавры и малый барабан, также используются в ударной партии. По сравнению с «западными» симфоническими оркестрами наиболее специфической особенностью китайского народного оркестра является широкое использование струнных народных щипковых и большого количества этнических ударных инструментов.
Практическая значимость развития оркестров народных инструментов в вузах Китая
В последние годы китайское правительство энергично усиливает культурное строительство и реализует проекты наследования и развития уникальной китайской традиционной культуры. Вузы страны являются важнейшей платформой для продвижения этой концепции. В построении платформы культурного строительства художественному образованию уделяется большое внимание со стороны вузов. Создание народных оркестров в вузах может не только обогатить культурную жизнь в кампусах, но и развить индивидуальные способности студентов и проявить их способности к организации, планированию, творчеству и сотрудничеству. Народный оркестр как олицетворение практической национальной художественной деятельности играет важную роль во всестороннем развитии музыкального образования и профессиональных качеств студентов.
Итак, наследование народной музыки и содействие культурному строительству вузов сегодня является важным направлением развития высшего профессионального музыкального образования в Китае. Народные оркестры являются особым и уникальным способом наследования лучших достижений китайской традиционной музыкальной культуры. Содействие развитию и распространению народной музыки в студенческой культуре имеет большую практическую значимость для сохранения и приумножения традиционного китайского искусства. Студенты, осваивающие коллективные формы традиционного музыкального творчества, «впитывают» в свой культурный генофонд славные традиции прошлого, без которого, как известно, не может быть будущего.
Современное состояние оркестров народных инструментов в вузах провинции Хэйлунцзян
За последние годы народные оркестры в вузах провинции Хэйлунцзян добились значительного развития, достигнув за короткое время серьёзных художественных результатов. Хочется особо подчеркнуть, что не только творческие вузы имеют в своем составе оркестры традиционных инструментов. Согласно статистике, «в провинции Хэйлунцзян имеется 27 государственных вузов, в 12 вузах среди которых открываются специальности музыкального исполнительства и музыкального образования, и в 11 вузах созданы народные оркестры или на-
родные музыкальные группы» [3, с. 41]. Помимо Харбинской консерватории, Ци-цикарского университета, Харбинского педагогического университета, такие коллективы есть в Северо-восточном нефтяном университете, Северо-восточном сельскохозяйственном университете и многих других высших школах. Все они характеризуются значительными масштабами и полным набором инструментов (до 120 человек). С точки зрения сферы своей деятельности народные оркестры вузов провинции Хэйлунцзян постепенно выходят за рамки сугубо студенческого творчества. Их выступления проходят на ведущих концертных площадках, а репертуар включает не только сочинения традиционного типа, но и новой (современной) и массовой народной музыки.
В 1997 году Ли Ланьцин, занимавший в то время пост заместителя премьер-министра Государственного совета КНР провёл в Пекине симпозиум, на котором среди прочих присутствовал Ли Дэлунь (1917-2001 гг, китайский дирижёр). На симпозиуме Ли Ланьцин отметил, что «популяризация музыки в вузах играет незаменимую роль в воспитании у студентов правильной эстетики и эстетических способностей, развитии художественных вкусов, обучении талантов со всесторонним развитием» [4, с. 9]. После проведения данного симпозиума в Китае последовательно создаются студенческие народные и симфонические оркестры. Департамент образования, Департамент культуры и Департамент финансов провинции Хэйлунцзян также положительно отреагировали на эту инициативу и ежегодно постепенно увеличивают инвестиции в вузы провинции для создания оркестров и гастрольных выступлений. Народный оркестр университета, где работает автор данной статьи, «был создан в 2005 году и за последние 17 лет побывал в более чем 30 вузах провинции и за ее пределами, где осуществил около 100 выступлений, которые действительно популяризировали национальное искусство» [5, с. 27].
С точки зрения репертуарной политики коллектива, он постепенно развивается от традиционного - к новой народной музыке и многообразной (разножанровой) народной музыке. С момента вступления в новую эру народное творчество в Китае развивается беспрецедентно активно, демонстрируются новые творческие проекты, такие как процветание «тематического» творчества, многожанровые представления. Народные оркестровые коллективы вузов демонстрируют прорывы в художественных концепциях, показывая сосуществование стилей академизма, этно, модернизма и постмодернизма. По статистике автора, «с 2012 года появилось более 300 новых произведений национальной оркестровой музыки. Такое разнообразие позволило хэйлунцзянским вузам значительно расширить свой репертуар» [6, с. 29].
С точки зрения состава народные оркестры хэйлунцзянских вузов делятся на две категории, что объясняется спецификацией программ обучения в конкретном университете. Первая состоит из преподавателей-профессионалов и студентов музыкальных вузов или музыкального факультета многопрофильных вузов, а вторая - из студентов - любителей народной музыки.
С точки зрения системы управления оркестры делятся на три типа: первый подчинен вузам, и им руководят профессиональные преподаватели; второй тип
Библиографический список / References
оркестра создан при поддержке центров художественного образования при вузах, третий тип - это социальная организация, связанная с отделом студенческой работы или комсомольской ячейкой.
О будущем развитии оркестров народных инструментов в вузах провинции Хэйлунцзян
В целом система поддержки работы народных оркестров хэйлунцзянских вузов в течение многих лет осуществляется посредством соответствующих департаментов провинции по делам культуры и правительства. За годы своей неустанной работы оркестры добились плодотворных результатов и накопили немалый управленческий опыт. Тем не менее они все ещё находятся в стадии развития, существует еще много недостатков, с которыми необходимо разобраться, что также является общей проблемой для многих вузов. На наш взгляд, во-первых, для профессиональных народных оркестров вузов внедрение общей системы управления центром художественного образования может значительно повысить эффективность организационной работы. В свою очередь, для оркестров, руководимых непрофессиональными музыкантами, целесообразно внедрить студенческое самообслуживание, самоуправление и самоинновации, чтобы студенты смогли действовать синхронно в русле решения конкретных задач при планировании образовательного процесса преподавателями.
Во-вторых, до сих пор ощущается острая нехватка профессиональных дирижёров-народников. Уровень народного оркестра во многом зависит от степени подготовки дирижёра. В настоящее время в Китае существует только две консерватории, которые готовят профессиональных дирижёров народной музыки, что не может удовлетворить потребности народных оркестров в дирижёрах. Большинство дирижёров народных оркестров хэйлунцзянских вузов являются дирижёрами западной музыки. На ранней стадии создания оркестра данный недостаток был не так заметен, но после того, как оркестр развился до серьезного масштаба, для осуществления эффективного репетиционного процесса требуются профессиональные дирижёры китайской народной музыки. Эту проблему можно частично решить за счет привлечения известных дирижёров-народников в качестве приглашенных руководителей оркестров. Другой вариант - направить в народные оркестры оперно-симфонических дирижёров, предварительно осуществив их профессиональную переподготовку на базах музыкальных вузов, которые специализируются на подготовке дирижёров народной музыки.
Вместе с тем необходимо отметить, что вузы поощряют инновации, основанные на традициях, что отражается в формах концертной деятельности коллективов (например, онлайн-концерты традиционной музыки), основой которых остаётся уникальная национальная культура Китая. В то же время, на наш взгляд, необходимо стимулировать сочетания современного и традиционного, восточного и западного, популярного и элитарного, обращая внимание на востребованные тенденции среди нынешних студентов вузов, надлежащим образом интегрируя все эти элементы в творчество, делая новаторские аранжировки для произведений народной музыки и впитывая дух современности, чтобы произведения народной музыки стали более востребованными.
1. He Keren. Reflections on the Function and Future Development of the Chinese Orchestra in Ordinary Colleges and Universities in the Construction of Campus Culture. Popular Literature and Art. 2019; № 5.
2. Zhang Meng. A Brief Introduction to the Creation of Chinese National Orchestral Music in the New Era. Art of Music. 2020; № 1.
3. Lin Han. Aesthetic Practice of the Creation of Small Ethnic Bands in Colleges and Universities. Modern Music. 2020; № 10.
4. Wang Z. The Absence of National Orchestra in Colleges. Music Space. 2015, № 23.
5. Pu H., Gu Y. Research on the Development of College Folk Orchestras Under the Background of Strengthening Aesthetic Education. Song of the Yellow River. 2020; № 16.
6. Han Z. An Analysis of the Innovation Path of College Folk Orchestras. Northern Music. 2018; № 3.
Статья поступила в редакцию 30.05.22
УДК 378
Guz Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),
E-mail: [email protected]
Melkonyan A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of German Philology, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF INTERACTIVE WORK IN DISTANCE LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES. A promising education system should be able not only to equip the learner's knowledge, but also, thanks to the constant and rapid renewal of knowledge in the modern era, to form the need for their continuous independent mastery, self-education skills, as well as an independent and creative approach to knowledge throughout the active life of a person. To achieve these goals, it is necessary to use intensive educational technologies, one of which is distance education, which contributes to increasing the intellectual potential of students through self-organization. The article discusses topical practical issues using interactive methods in the higher education system with distance learning of foreign languages. The possibility of transferring interactive training methods from the audience to the online classroom is analyzed. The role of interactive methods in the learning process is disclosed and recommendations are made for organizing interactive student training.
Key words: self-education, interactive learning methods, learning methods, distance learning, synchronous learning, online classes, Microsoft Teams.
Ю.А. Гузь, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
E-mail: [email protected]
А.А. Мелконян, канд. пед. наук, доц., Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
E-mail: [email protected]