5. Kozarenko O.M. Individual'naya innovatsionnaya traektoriya prepodavatelya inostrannogo yazyka [Individual innovative trajectory of a foreign language teacher]. Vestnik TGPU[TSPUBulletin], 2019, no. 5, pp. 109-116. (In Russ.). Doi: 10.23951/1609-624X-2017-5-109-116.
6. Kostyuk N.V. Pozitivnaya motivatsiya k obucheniyu kak faktor vystraivaniya uchebno-professional'noy traektorii studentov vuzov sfery kul'tury i iskusstv [Positive motivation to learn as a factor in building the educational and professional trajectory of students of higher education institutions in the sphere of culture and arts]. Vestnik Kemerovsko-go gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts], 2019, no. 48, pp. 47-53.
7. Mamontova N.Yu. Angliyskiyyazik dlya sovremennykh spetsialistov: mezhlichnostnaya i upravlencheskaya kommuni-katsiya [English for modern specialists: Interpersonal and Management communication]. Kemerovo, KuzGTU Publ., 2016. 181 p. (In Engl.).
8. Mamontova N.Yu. Angliyskiy yazyk dlya spetsialistov v sfere biznesa, ekonomiki i menedzhmenta [English for specialists in business, economics and management]. Kemerovo, KuzGTU Publ., 2019. 206 p. (In Engl.).
9. Obshcheevropeyskie kompetentsii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, otsenka [The Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment]. Moscow, Moscow State Linguistic University Publ., 2005. 247 p.
10. Ratner F.L., Tikhonova N.V. Kachestvo obrazovaniya: pedagogicheskiy aspekt [Quality of Education: Pedagogical Aspect]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2019, vol. 28, no. 11, pp. 87-96. (In Russ.). Doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96.
11. Rozhneva E.M. Formirovanie universal'nykh kompetentsiy studentov tekhnicheskogo vuza pri obuchenii inoyazych-nomu obshcheniyu [Formation of universal competencies of technical University students in teaching foreign language communication]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty lingvoobrazovaniya: sb. nauch. st. [Theoretical and applied aspects of language education. Collection of scientific articles]. Edited by L.S. Znikina. Kemerovo, T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University Publ., 2019, pp. 8-14.
12. Sadovnichiy V.A. Universitety, obshchestvo i budushchee chelovechestva [Universities, Society and the Future of Mankind]. Vestnik VGU[VSUBulletin], 2019, no. 2, pp. 5-14. (In Russ.).
13. Safuanov R.M., Lekhmus M.Yu., Kolganov E.A. Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya [Digitalization of the education system]. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika [Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy], 2019, no. 2 (28), pp. 108-113. (In Russ.). Doi: 10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113.
14. Sedykh D.V., Mamontova N.Yu. Delovoy inostrannyy yazyk v polikul'turnom professional'nom obshchenii [Business foreign language in multicultural professional communication]. Kemerovo, KuzGTU Publ., 2019. 120 p. (In Russ and Engl.).
15. Sedykh D.V. Pedagogicheskoe obespechenie protsessa obucheniya studentov vuza v polilingval'noy obrazovatel'noy srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of the process of teaching University students in a multilingual educational environment. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Kemerovo, 2019. 24 p.
УДК 78.03
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА В. В. КИТОВА ПО ПОДГОТОВКЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КАНОНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Лесовиченко Андрей Михайлович, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, профессор, профессор кафедры народной художественной культуры и музыкального образования, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам подготовки руководителей оркестров народных инструментов на примере деятельности профессора Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК), заслуженного работника культуры РФ Виктора Васильевича Китова. В системе музыкаль-
ного образования подготовка специалистов для народно-инструментальных коллективов занимает особое место. Относительно молодая по возрасту образовательная подготовка здесь воспринимается как наследие многовековой национальной культуры. В определённом смысле она действительно является реформированным вариантом древней традиции. Ни одна из существовавших моделей обучения музицированию не могла иметь полного соответствия её задачам, поскольку здесь применялись необычные для академической педагогики способы игры, а инструменты долго не имели однозначных стандартов. Весьма неустойчивым был репертуар. Вместе с тем использование характерных для симфонического оркестра принципов коллективного исполнительства настраивало на формирование аналогичных методических подходов в обучении. Однако остались особенности, которые и сейчас делают педагогический процесс в освоении народных инструментов не вполне тождественным другим музыкальным специальностям. Базовыми центрами подготовки специалистов на уровне высшего образования оказываются институты культуры, задачей которых является обучение будущих руководителей самодеятельных оркестров и ансамблей. Выпускники именно этих вузов преобладают в сообществе народников и количественно, и в плане формирования ценностных приоритетов.
Так сложилось, что на огромной территории Восточной Сибири важным центром народно-инструментального образования является ВСГИК в городе Улан-Удэ. Здесь сформировалась признанная школа подготовки народников, несомненным лидером которой на протяжении более 35 лет (с 1976 по 2012) был профессор В. В. Китов. Благодаря этому педагогу всгиковская школа стала уникальной в России. За годы преподавания дирижирования он выработал систему методических средств, позволяющую добиться необходимого минимума дирижёрских навыков у всех студентов, приступающих к обучению, при любых исходных данных, далеко не всегда богатых. Творчество Китова ценно в плане применения существующих канонических моделей к музыкальному материалу народов Сибири. Он обеспечил в институте обучение игре на бурятских и якутских народных инструментах на профессиональном уровне, организовав соответствующую материальную базу и создание нужных музыкальных сочинений.
Вклад В. В. Китова в развитие народно-инструментального искусства Сибири весьма велик. Его деятельность органично вписывается в систему национального канонического творчества и создает фундамент для развития профессионализма будущих дирижеров - руководителей народно-инструментальных коллективов. Уже сейчас очевидно, что импульс, заданный его трудами и профессиональной деятельностью, будет ощущаться ещё многие годы.
Ключевые слова: музыкальная культура Сибири, народные музыкальные инструменты, традиция, музыкальное образование, Бурятия, Якутия, профессиональная подготовка дирижера, дирижерский профессионализм.
PROFESSOR V.V. KITOV'S ACTIVITY IN TRAINING THE LEADERS OF FOLK INSTRUMENTAL GROUPS AS A MANIFISTATION OF THE CANONICAL NATURE OF ARTISTIC CULTURE
Lesovichenko Andrey Mikhaylovich, Dr of Culturology, PhD in Art History, Professor, Professor of Department of Folk Art Culture and Music Education, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is devoted to the problems of training the managers of folk instrument orchestras on the example of the activity of VV. Kitov, a professor of the East Siberian State Institute of Culture (ESSIC). In the system of music education, training the specialists for a folk orchestra occupies a prominent place. Relatively resent in age, educational training is perceived here as a legacy of a centuries-old national culture, its canonical centre. It is indeed a reformed version of an ancient tradition. At the same time, the use of a symphony orchestra set up the formation of similar methodological approaches in training. However, there are features that still make the pedagogical process of mastering folk instruments not quite identical to other musical specialties.
The basic centers for training the specialists at the level of higher education are cultural institutions, whose task is to train future leaders of amateur orchestras and ensembles.
It so happened that in the vast territory of Eastern Siberia, an important center of folk instrumental education is the ESSIC in Ulan-Ude. There is a recognized school of undisputed leader Professor V.V Kitov. Thanks to him this school became unique in Russia. Over the years of teaching the conducting, he developed a system of methodological tools that allows to achieve a necessary minimum of conducting skills for all students who start training, with any initial data, which is not always efficient. Kitov's work is valuable in terms of applying the existing canonical models to the Siberian musical material. He provided training at the Institute of Buryat and Yakut Folk Instruments on professional level, organizing the appropriate material base and creating the necessary musical compositions.
Keywords: musical culture of Siberia, folk musical instruments, tradition, musical education, Buryatia, Yakutia, professional training the conductor, conducting professionalism.
DOI: 10.31773/2078-1768-2020-51-231-238
В системе музыкального образования нашей страны есть специфическая область, существующая далеко не везде - подготовка специалистов для народно-инструментальных коллективов. Притом что национальные инструменты есть практически у всех народов, обучение на них в академическом плане может не осуществляться, если не сложилась система сценической оркестровой практики, для которой необходимы кадры. В России такая практика сложилась и заняла важное место в концертной жизни [14]. Относительно молодая по возрасту образовательная подготовка здесь воспримается как наследие многовековой национальной культуры, её канонический стержень [5]. Это своеобразный реформированный вариант древней традиции [8].
Источником реформы стал эксперимент В. В. Андреева по созданию концертного домро-во-балалаечного оркестра. Эксперимент оказался на редкость удачным [12]. Буквально за считанные годы вся Россия наполнилась коллективами такого рода [1], а массовое распространение оркестров, их популярность привели к появлению специфических форм музыкального образования. Ни одна из существовавших до сих пор моделей обучения музицированию не могла иметь полного соответствия новым задачам, поскольку здесь применялись необычные для академической педагогики способы игры. Причём инструменты долго не имели однозначных стандартов, весьма неустойчивым был репертуар. Вместе с тем использование характерных для симфонического оркестра принципов коллективного исполнительства настраивало на формирование аналогичных
методических подходов в обучении. Как показала история, развитие народно-инструментального образования происходило именно по консерваторскому типу [2; 3]. Однако остались особенности, которые и сейчас делают педагогический процесс освоения народных инструментов не вполне тождественным другим музыкальным специальностям [4]. Дело в том, что слушатель у народников редко бывает из круга любителей оперно-симфонической музыки. Соответственно, иначе формируется репертуар, иначе понимается ценность музыкального творчества [13]. Здесь меньше других «заворожены» именами композиторов-классиков, но при этом практически не стремятся к содержательным обновлениям, предпочитая находится в художественной парадигме, сложившей в первой половине ХХ века. Если оперно-симфоническое искусство в тех или иных формах имеет инновационный вектор развития, то народно-инструментальное музицирование проявляет каноническую природу. Экспериментальные опыты, предлагаемые композиторами, здесь зачастую отторгаются, если не соответствуют канону (о соотношении простой традиции, канона и инновации - [9]). Если же предлагаемая новая музыка канонична, отвечает привычному вкусу, её с удовольствием включают в репертуар, в отличие от музыкантов оперно-симфонической ориентации, считающих подобное творчество вторичным и эпигонским.
Нельзя не отметить ещё одну особенность народно-инструментального творчества: оно до сих пор остаётся преимущественно прерогативой любительских и учебных коллективов [6; 7].
Концертирующие профессионалы относительно малочисленны. Таким образом, базовыми центрами подготовки специалистов на уровне высшего образования оказываются институты культуры, задачей которых является обучение будущих руководителей самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов. Выпускники именно этих вузов преобладают в сообществе народников и количественно, и в плане формирования ценностных приоритетов.
Так сложилось, что на огромной территории Восточной Сибири важным центром народно-инструментального образования является Восточно-Сибирский государственный институт культуры в городе Улан-Удэ. Здесь сложилась признанная школа подготовки народников, несомненным лидером которой на протяжении более 35 лет (с 1976 по 2012) был профессор В. В. Китов [10; 11]. Благодаря этому педагогу всгиковская школа стала уникальной в России: его усилиями подготовка в области народно-инструментального музицирования перестала быть только русской. Здесь сформировалась система обучения для бурятских и якутских народных коллективов.
Профессор В. В. Китов преподавал разные предметы: оркестровый класс, дирижировние, инструментовку, оркестровую литературу, чтение оркестровых партитур, руководство дипломными работами, игру на баяне. Особое внимание уделял дирижированию. Для специальности «Руководитель самодеятельного оркестрового коллектива» это ключевой предмет. Выпускник ориентирован, прежде всего, на организацию оркестров и ансамблей, а умение дирижировать - необходимый навык. Из класса В. В. Китова вышли более сотни музыкантов, большинство из которых так или иначе реализуют на практике подготовку, полученную в студенчестве. Некоторые сами стали успешными руководителями. Особенно выделяются известные в Бурятии артисты - О. В. Огнев, Н. Б. Осипов.
Подготовка дирижёра народного оркестра -процесс сложный. Учитывая, что приступают к обучению этой профессии в институте культуры молодые люди, зачастую имеющие совсем малый музыкальный и жизненный опыт, -сложный вдвойне. Необходимо сформировать умение обеспечивать метроритмическую устойчивость в звучании произведения так, чтобы в начале и в конце звучащей пьесы темп был оди-
наковый, а если сдвигался, то только в соответствии с указаниями автора композиции. Дирижёр должен уметь сбалансировать громкость звучания всех инструментов, обеспечивая приоритет ведущим голосам. Это очень непростые, но технически решаемые задачи. Сложнее научить выявлять в произведении дополнительные смыслы и строить самостоятельную исполнительскую концепцию, то есть создавать «лица необщее выражение». Тут нужна одарённость студента, к которой необходимо добавить большую музыкальную грамотность и общекультурную эрудицию, без которых не получается настоящий профессиональный дирижёр.
В. В. Китов за годы преподавания дирижирования сформировал систему методических средств, позволяющую добиться выработки необходимого минимума дирижёрских навыков у всех студентов, приступающих к обучению при любых исходных данных, далеко не всегда богатых. Эта стабильность в педагогическом процессе и обеспечила результативность обучения в классе В. В. Китова. В отдельных, наиболее ярких случаях его ученики демонстрируют настоящие «жемчужины» исполнительского мастерства.
К примеру, в начале июня 2019 года во ВСГИКе состоялся концерт оркестра «Забайкалье». Студенты института, другие музыканты города выступили под управлением заслуженного деятеля искусств РФ и Бурятии, профессора О. В. Огнева с программой «Зову тебя Рос-сиею...», посвящённой 90-летнему юбилею Л. Г. Зыкиной. Оркестр много аккомпанировал блестящей молодой певице Валентине Соломен-никовой, играл оркестровые композиции. Во всём чувствовалась зрелость стиля, сыгранность, гибкая реакция на жест дирижёра, серьёзная сосредоточенность. Было понятно, что руководитель -не просто неизбежный элемент совместного музицирования, но настоящий лидер творческой жизни института. Встав за пульт, Олег Огнев сумел стянуть к себе энергию всех участников, направив её на решение творческой задачи. Огнев - ученик и непосредственный преемник В. В. Китова, принявший от него богатейшую традицию учебного оркестра ВСГИКа, сложившуюся в 1960-е годы, и сам уже давно ставший авторитетным мастером, одним из самых уважаемых дирижёров Восточной Сибири. Важно то, что он развивает идеи, переданные ему от пред-
шественников. Идеи эти сводятся не только, да и не столько к технологии инструментального интонирования. Для Огнева, как и для его учителя, главное - выражение гражданской позиции, национальной убеждённости. Музыканты-народники, дирижёры прежде всего ощущают себя носителями русского духа, той великой музыкальной традиции, которая восходит к древнему Бояну. Поэтому величественным представляют подход к образу России. Народники не очень тяготеют к инокультурным музыкальным ресурсам, хотя готовы играть некоторые переложения сочинений зарубежных композиторов. Когда же содержание программы связано с темой Родины, они чувствуют себя наиболее естественно и органично. Это передал В. В. Китов всем своим ученикам, включая О. В. Огнева.
По-другому, но не менее выразительно выступает ансамбль (в настоящее время - театр народной музыки и танца) «Забава», действующий под управлением своего создателя и бессменного руководителя Н. Б. Осипова. Это профессиональный коллектив, никогда не покидавший студенческой среды. Ансамбль имеет и танцевальную, и вокальную, и инструментальную части, выступающие практически всегда вместе. Музыканты любят экспериментировать с инструментами, присоединяя к основным - баяну, домре, балалайке - то фольклорные духовые, то пилу, то косу. При этом эстетически ансамбль - последовательный выразитель русской национальной (конкретно - казачьей) традиции.
Именно владение всеми выразительными средствами и «растворение» себя в канонической системе русского инструментального музицирования - специфическая задача, стоящая перед музыкантами-народниками. Здесь заключено их главное отличие от коллег, ориентированных на западные формы музыкального творчества. Даже если народники иногда занимаются джазовой импровизацией (что редко), знаменитый советский слоган: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь» - всё равно не про них. Установка на деятельность в рамках канона не позволяет современным народникам уйти в чистый этнографизм, ареальные формы «простой традиции», поскольку народно-инструментальное искусство изначально оформилось как концертно-сценическое. Оно требует серьёзной выучки, высокого мастерства и постоянного поддержания артистической
формы. Разумеется, при таком подходе нужно в равной степени ориентироваться как в материале национального происхождения, так и в ресурсах музыкальной культуры европейского типа.
Профессор В. В. Китов сам в совершенстве овладел каноном русского оркестрового музицирования и с блеском передал его коллегам следующих поколений. Более того, нашёл способ применить этот опыт к подготовке специалистов для культур автохтонных народов Сибири.
Среди аспектов, необходимых для формирования дирижёрского профессионализма, большое место занимают умения, связанные с созданием и преобразованием нотного текста. Дирижёр не обязательно должен быть композитором, но навыки оркестровки и аранжировки ему совершенно необходимы. Формированию этих навыков по-свящён специальный курс, весьма важный в педагогическом комплексе Виктора Васильевича. Ещё в юности он хорошо понял, что дирижёр народного оркестра всегда испытывает определённый репертуарный голод, поскольку часто приходится реагировать на тематические запросы той среды, в которой функционирует коллектив. Нужно уметь обеспечить любой слабый оркестр или ансамбль музыкой, посильной в техническом отношении, а в случае наличия высококлассных музыкантов дать им возможность показать своё мастерство. Иногда бывает нужно совмещать в одном коллективе музыкантов, очень различающихся по уровню технической подготовки и концертному опыту. Такие проблемы требуют развития умений и оркестровки, и аранжировки. В условиях Бурятии актуальным делом оказалась подготовка к исполнению народным оркестром музыки местных композиторов.
Виктор Васильевич сделал немало аранжировок сам для удовлетворения потребностей коллективов, которыми руководил и в институте культуры, и в медицинском училище, где много лет успешно работал с самодеятельным оркестром. Его аранжировки хорошо вписались в репертуар, некоторые были опубликованы. Естественно, этот опыт оказался незаменимым при обучении студентов соответствующему курсу.
Кроме всего вышеназванного, творчество Китова ценно в плане применения существующих канонических моделей к музыкальному материалу, почерпнутому в наследии народов Сибири.
Приехав в Улан-Удэ, Виктор Васильевич сразу стал интересоваться национальными инструментами сибиряков, обучающихся в институте культуры (не только бурят). Очень удивлялся, что буряты, тувинцы, якуты и монголы учатся только на домрах, балалайках и баянах, но не на своих национальных инструментах, услышать игру на которых можно было только во время смотров студенческой самодеятельности.
Осенью 1983 года Виктор Васильевич сделал попытку начать практическую работу с национальными инструментальными коллективами, репетируя с инициативными студентами в зале общежития. Это была совершенно неформальная деятельность. Однако дело пошло успешно. В декабре состоялось первое выступление бурятского, якутского и монгольского ансамблей, а уже в январе 1984 года удалось организовать гастроли в Москве. Музыканты выступили в зале Института им. Гнесиных и записали первую программу на Центральном телевидении СССР. Фактически с этих акций началось формирование многопрофильного многонационального музыкально-танцевального ансамбля, вскоре получившего название «Сибирский сувенир» и ставшего визитной карточкой ВСГИКа не только в Сибири, но по всему миру.
Первоначально работа с национальными инструментальными группами была связана с формированием на базе института культуры национальных коллективов теми ресурсами, которые удалось активизировать без специальных усилий. Однако вскоре стало ясно, что без создания новых инструментов дело не пойдёт. В этой связи от вуза был сделан заказ в Экспериментальную музыкальную мастерскую на изготовление квартета бурятских щипковых инструментов - чанз. Потом были созданы другие бурятские и якутские инструменты. В годы интенсивного развития ансамбля «Сибирский сувенир» бурятская инструментальная группа постоянно увеличивалась. Помимо струнно-щипкового инструмента чанзы, появились и смычковые - хур и хучир, безгриф-ный щипковый - ятага, струнно-ударный - йочин, продольная флейта - сур и поперечная флейта -лимба. Якутский оркестр был сформирован позже не только из традиционных инструментов - хому-са (идиофон), дюнгюра (бубен) и кырымпы (якутская народная скрипка), но и новосконструиро-
ванных инструментов - тансыра (аналог домры) и кылыхаса (аналог балалайки).
Большой вклад в развитие инструментария аборигенных народов Сибири и соответствующего обучения В. В. Китов сделал в качестве инициатора написания специальных музыкальных сочинений для различных инструментов.
Следует заметить, что музыка для бурятского оркестра и отдельных инструментов появлялась с 30-х годов - со времени образования соответствующих коллективов (для якутского тоже, но значительно меньше по количеству). В числе авторов сочинений были видные композиторы -П. М. Берлинский, Ж. А. Батуев, Б. Б. Ямпи-лов, Д. А. Аюшеев, Г. Г. Дадуев, С. С. Манжи-геев и др. Среди якутов следует особо выделить В. В. Ксенофонтова. Много обработок народных мелодий было сделано руководителями оркестров бурятских народных инструментов. Однако их художественный потенциал был ограниченным, явно недостаточным для быстро развивающегося национального искусства. В. В. Китов обратился к композиторам с предложением написать музыку для бурятских музыкантов. Следует обратить внимание, что особую проблему составляла нехватка репертуара для сольного концертного музицирования. Поскольку конструкции инструментов не давали возможности сложной мастерской игры, не было и солистов-виртуозов. Усовершенствование конструкции ряда инструментов, инициированное Китовым, привело к увеличению их технических возможностей. Потребовалась новая музыка.
На предложение откликнулись ведущие мастера Бурятии. Ими был создан целый корпус крупных сочинений. Многие из них могли не появиться, если бы В. В. Китов не организовал в 2006 году конкурс композиторов, к которому были написаны концерты и виртуозные пьесы для ятаги (Л. Н. Санжиева, Е. А. Олёрская), ёчина (Л. Н. Санжиева, П. Н. Дамиранов), хура (В. А. Усович), чанзы (Д. Коркина, А. Русанов). Эти сочинения стали мощным стимулом для совершенствования подходов к обучению на перечисленных инструментах. Аналогичным образом обеспечивалась новой музыкой и якутская часть студенческого коллектива. Для молодых улан-удэнских музыкантов создали произведения, помимо уже названного В. В. Ксенофонтова, А. А. Моргусов и В. В. Ноенохов.
Вклад В. В. Китова в развитие народно-инструментального искусства Сибири весьма велик. Его деятельность органично вписывается
в систему национального канонического творчества. Уже сейчас очевидно, что импульс, заданный его трудами, будет ощущаться ещё многие годы.
Литература
1. Борисов С. В. Структура оркестра русских народных инструментов и тенденции его развития: автореф. ... канд. искусствоведения. - Л., 1982. - 17 с.
2. Варламов Д. И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах // Вестн. Челяб. акад. культуры и искусства. - 2014. - № 2. - С. 203-205.
3. Варламов Д. И. Музыкальное образование исполнителей на русских народных инструментах как объект компоративистского и синергийного исследования // European Social Science Journal. - 2014. - № 1-2. -C. 209-305.
4. Варламов Д. И. Становление системы музыкального образования на русских народных инструментах // Искусство и образование. - 2006. - № 2. - С. 106-112.
5. Воронцов С. В. Оркестр русских народных инструментов и его роль в современной русской культуре и образовании // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 5. - С. 179-182.
6. Вахрушев С. А., Вахрушева Л. П. Некоторые особенности воспитания и работы с музыкально одарёнными детьми в музыкальных школах и училищах искусства // Русские народные инструменты: история, теория, методика. - Красноярск: КГАМиТ, 2014. - С. 42-50.
7. Гиндуллин Р. М. Формирование навыков коллективного музицирования в детских оркестрах и ансамблях русских народных инструментов. - М.: Изд-во МГУКиИ, 2008. - 120 с.
8. Горчакова Л. Н. Русские народные инструменты - душа народа // Музыкально-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского и актуальные проблемы современного музыкального образования: мат-лы Всерос. науч. конф. - Таганрог, 2018. - С. 153-156.
9. Лесовиченко А. М. Европейские музыкально-культовые каноны. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
10. Лесовиченко А. М. Мастер инициативы // Музыка и время. - 2012. - № 9. - С. 15-16.
11. Лесовиченко А. М. Социально-культурный потенциал музыкального фестиваля в вузе // Культура и образование. - 2019. - № 1. - С. 126-135.
12. Примеров Н. А. Народная культура и формирование духовно-нравственного потенциала личности // Философия образования. - 2014. - № 1. - С. 151-158.
13. Сапожников П. И. Исполнительство на русских народных инструментах как сфера академического музыкального образования // Художественное образование и наука. - 2015. - № 4. - С. 142-152.
14. Шаимова Л. И. Духовно-нравственное воспитание в процессе игры на народных инструментах: от великорусского оркестра - к нашим дням // Российское общество и Православная Церковь: уроки истории: мат-лы XIII Междунар. науч.-образов. Знаменских чтений. - Курск: КГУ, 2017. - С. 128-131.
References
1. Borisov S.V. Struktura orkestra russkikh narodnykh instrumentov i tendentsii ego razvitiya: avtoref. ... dis. kand. iskusstvovedeniya [The structure of the orchestra of Russian folk instruments and trends in its development. Author's abstract of the Diss. Cand. of Art History]. Leningrad, 1982. 17 p. (In Russ.).
2. Varlamov D.I. Akademizatsiya narodnogo iskusstva i obrazovaniya ispolniteley na russkikh narodnykh instrumentakh [Academization of folk art and the education of performers on Russian folk instruments]. Vestnik Chelyabinskoy akademii kul'tury i iskusstva [Bulletin of the Chelyabinsk Academy of Culture and Art], 2014, no. 2, pp. 203-205. (In Russ.).
3. Varlamov D.I. Muzykal'noe obrazovanie ispolniteley na russkikh narodnykh instrumentakh kak ob"ekt komporativistskogo i sinergiynogo issledovaniya [Musical education of performers on Russian folk instruments as an object of comparatist and synergistic research]. European Social Science Journal, 2014, no. 1-2, pp. 209-305. (In Russ.).
4. Varlamov D.I. Stanovlenie sistemy muzykal'nogo obrazovaniya na russkikh narodnykh instrumentakh [Formation of the system of music education in Russian folk instruments]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education], 2006, no. 2, pp. 106-112. (In Russ.).
5. Vorontsov S.V. Orkestr russkikh narodnykh instrumentov i ego rol' v sovremennoy russkoy kul'ture i obrazovanii [Orchestra of Russian folk instruments and its role in modern Russian culture and education]. Vestnik Moskovskogo
gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts], 2014, no. 5, pp. 179-182. (In Russ.).
6. Vakhrushev S.A., Vakhrusheva L.P. Nekotorye osobennosti vospitaniya i raboty s muzykal'no odarennymi det'mi v muzykal'nykh shkolakh i uchilishchakh iskusstva [Vakhrusheva L.P. Some features of education and work with musically gifted children in music schools and art schools]. Russkie narodnye instrumenty: istoriya, teoriya, metodika [Russian folk instruments: history, theory, methodology]. Krasnoyarsk, KGAMiT Publ., 2014, pp. 42-50. (In Russ.).
7. Gindullin R.M. Formirovanie navykov kollektivnogo muzitsirovaniya v detskikh orkestrakh i ansamblyakh russkikh narodnykh instrumentov [Formation of skills of collective playing music in children's orchestras and ensembles of Russian folk instruments]. Moscow, MGUKil Publ., 2008. 120 p. (In Russ.).
8. Gorchakova L.N. Russkie narodnye instrumenty - dusha naroda [Russian folk instruments - the soul of the people]. Muzykal'no-pedagogicheskoe nasledie D.B. Kabalevskogo i aktual'nye problemy sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya: mat-ly Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Musical and pedagogical heritage of D.B. Kabalevsky and actual problems of modern music education. Materials of the All-Russian Scientific Conference]. Taganrog, 2018, pp. 153-156. (In Russ.).
9. Lesovichenko A.M. Evropeyskie muzykal'no-kul'tovye kanony [European musical and cult canons]. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 223 p. (In Russ.).
10. Lesovichenko A.M. Master initsiativy [Master of Initiative]. Muzyka i vremya [Music and Time], 2012, no. 9, pp. 15-16. (In Russ.).
11. Lesovichenko A.M. Sotsial'no-kul'turnyy potentsial muzykal'nogo festivalya v vuze [Socio-cultural potential of the music festival at the university]. Kul'tura i obrazovanie [Culture and Education], 2019, no. 1, pp. 126-135. (In Russ.).
12. Primerov N.A. Narodnaya kul'tura i formirovanie dukhovno-nravstvennogo potentsiala lichnosti [Folk culture and the formation of the spiritual and moral potential of the individual]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education], 2014, no. 1, pp. 151-158. (In Russ.).
13. Sapozhnikov P.I. Ispolnitel'stvo na russkikh narodnykh instrumentakh kak sfera akademicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya [Performance on Russian folk instruments in the field of academic music education]. Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka [ArtEducation and Science], 2015, no. 4, pp. 142-152. (In Russ.).
14. Shaimova L.I. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v protsesse igry na narodnykh instrumentakh: ot velikorusskogo orkestra - k nashim dnyam [Spiritual and moral education in the process of playing folk instruments: from the Great Russian orchestra to our days]. Rossiyskoe obshchestvo i Pravoslavnaya Tserkov': uroki istorii: mat-ly XIII Mezhdunar. nauch.-obrazov. Znamenskikh chteniy [Russian Society and the Orthodox Church: history lessons. Materials XIII international scientific images. Znamensky readings]. Kursk, KGU Publ., 2017, pp. 128-131. (In Russ.).
УДК 378.14
ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗЦОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА БУДУЩИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ-ХОРЕОГРАФАМИ
Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@mail. ru
Бердник Мария Станиславовна, преподаватель кафедры балетмейстерского творчества, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Султан Румия Гарифулаевна, аспирант, преподаватель кафедры народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]