Научная статья на тему 'Пути развития шанханского симфонического оркестра (к 140-летию со дня основания)'

Пути развития шанханского симфонического оркестра (к 140-летию со дня основания) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
293
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
SHANGHAI SYMPHONY ORCHESTRA / CONDUCTING ART / CONCERT ACTIVITIES / SYMPHONIC WORKS OF CHINESE COMPOSERS / ШАНХАЙСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / ДИРИЖЕРСКОЕ ИСКУССТВО / КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИТАЙСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Янь Ян

Рассматриваются важнейшие этапы формирования и развития Шанхайского симфонического оркестра старейшего музыкального коллектива Китая. За 140 лет своего существования Шанхайский симфонический оркестр прошел значительный путь развития от небольшого коллектива европейских исполнителей до полноценного большого симфонического оркестра, ставшего национальным символом Китая. Освещается деятельность выдающихся дирижеров, сыгравших ключевую роль в развитии оркестра на разных этапах: М. Паси, Хуан Цзы, Хэ Вудзи, Хуан Ицзюнь, Лонг Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE SHANGHAI SYMPHONY ORCHESTRA (ON THE140TH ANNIVERSARY OF ITS FOUNDATION)

The most important stages of the formation and development of the Shanghai Symphony Orchestra, the oldest musical group in China. Over 140 years of its existence, the Shanghai Symphony Orchestra has come a significant way of development from a small number of European performers to a full-fledged large symphony orchestra, which became the national symbol of China. The activities of outstanding conductors who played a key role in the development of the orchestra at different stages are covered: M. Pachi, Huang Zi, He Wuji, Huang Yijun, Long Yu.

Текст научной работы на тему «Пути развития шанханского симфонического оркестра (к 140-летию со дня основания)»

https://doi.org/10.29013/EJA-19-3-55-62

Yan Yang,

Postgraduate Student, Department of Interpretation and analysis of music of Kharkov national Art University named after I. P. Kotlyarevsky E-mail: pianokisa@gmail.com

WAYS OF DEVELOPMENT OF THE SHANGHAI SYMPHONY ORCHESTRA (ON THE140TH ANNIVERSARY OF ITS FOUNDATION)

Abstract. The most important stages of the formation and development of the Shanghai Symphony Orchestra, the oldest musical group in China. Over 140 years of its existence, the Shanghai Symphony Orchestra has come a significant way of development from a small number of European performers to a full-fledged large symphony orchestra, which became the national symbol of China. The activities of outstanding conductors who played a key role in the development of the orchestra at different stages are covered: M. Pachi, Huang Zi, He Wuji, Huang Yijun, Long Yu.

Keywords: Shanghai Symphony Orchestra, conducting art, concert activities, symphonic works of Chinese composers.

Янь Ян,

аспирант кафедры интерпретологии и анализа музыки Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского

E-mail: pianokisa@gmail.com

ПУТИ РАЗВИТИЯ ШАНХАНСКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА (К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ)

Аннотация. Рассматриваются важнейшие этапы формирования и развития Шанхайского симфонического оркестра - старейшего музыкального коллектива Китая. За 140 лет своего существования Шанхайский симфонический оркестр прошел значительный путь развития от небольшого коллектива европейских исполнителей до полноценного большого симфонического оркестра, ставшего национальным символом Китая. Освещается деятельность выдающихся дирижеров, сыгравших ключевую роль в развитии оркестра на разных этапах: М. Паси, Хуан Цзы, Хэ Вудзи, Хуан Ицзюнь, Лонг Ю.

Ключевые слова: Шанхайский симфонический оркестр, дирижерское искусство, концертная деятельность, симфонические произведения китайских композиторов.

В 2019 году исполняется 140 лет Шанхайскому в Китае. Сегодня он сохраняет свой высочайший симфоническому оркестру - первому коллективу, профессиональный уровень, «остается по-исполнявшему западную классическую музыку прежнему оркестром мирового класса, который

привлекает всемирно известных солистов и дирижеров и в то же время сохраняет свою китайскую сущность» [1]. За годы своего существования Шанхайский симфонический оркестр прошел значительный путь эволюции от небольшого состава медных духовых инструментов, где всеми исполнителями были европейцы, до полноценного состава большого симфонического оркестра, ставшим национальным символом Китая.

Шанхайский симфонический оркестр (Shanghai Symphony Orchestra) был основан 1879 году иностранными музыкантами. Как отмечает Ло Шии, первоначально коллектив медных духовых инструментов получил название Шанхайского общественного духового оркестра и «был ориентирован на европейскую публику - проживающих в Китае дипломатов, предпринимателей и членов их семей» [3, 19]. Организация этого музыкального коллектива послужила образцом для подражания китайцам, имевшим в своем арсенале достаточное количество духовых и ударных инструментов. Таким образом, «первый оркестр духовой музыки, созданный самими китайцами по европейскому образцу - это военный оркестр из 15 человек, созданный под руководством Чжан Чжидуна в 1879 г.» [3, 19]. В других городах Китая также стали открываться оркестры военной музыки. В Шанхае был организован духовой оркестр учащихся одной из школ под управлением француза - барона Де Гюбнера [3, 20].

В 1907 году немецкий дирижер Р. Бук вместе с 8 музыкантами из Германии и Австрии сформировал в Шанхае оркестр, состоящий сначала из 33 музыкантов, а затем увеличил состав до 39 человек. Под его руководством коллектив в течение нескольких лет регулярно исполнял небольшие симфонические сочинения европейских композиторов. Практиковались такие формы концертной деятельности, как зимние и летние концертные сезоны, симфонические абонементы, концерты на открытом воздухе [11].

Важный вклад в распространение классической европейской симфонической музыки в Ки-

тае принадлежит итальянскому пианисту и дирижеру Марио Пачи (1878-1946). Приехав в Китай в декабре 1918 года, уже в 1919 году М. Пачи стал дирижировать Шанхайским симфоническим оркестром. Первое выступление состоялось 23 ноября 1919 года, в программе была Пятая симфония Л. Бетховена и сюита «Пер Гюнт» № 1 Э. Грига. М. Пачи возглавлял оркестр с 1919 по 1942 годы. За это время состав оркестра расширился с 22 до 37 участников, а музыкальный коллектив «приобрел репутацию лучшего на всем Дальнем Востоке» [1]. Своим заместителем М. Пачи назначил выдающегося итальянского дирижера, выпускника Миланской консерватории, Арриго Фоа. Кроме М. Пачи и А. Фоа, шанхайским оркестром в разное время также дирижировали немец Рудольф и итальянец Альберти [3, 24].

В 1922 году оркестр получил новое название. По утверждению Ло Шии, коллектив «стал называться Оркестр духовых и струнных инструментов министерства труда г. Шанхая» [3, 25]. В других источниках фигурирует название - Шанхайский муниципальный симфонический оркестр [11]. Первоначально, слушательская аудитория состояла только из иностранцев, живущих в Шанхае, которых насчитывалось в то время около 20 тысяч человек. В то время китайцам не разрешалось посещать концерты, однако, М. Пачи постоянно обращался к чиновникам, чтобы они поспособствовали ослаблению этих ограничений. Это также относилось и к самому оркестру, который первоначально состоял также исключительно из иностранцев. Так, в числе оркестрантов были немецкие музыканты - скрипач Тан Шузэн и композитор Вольфганг Френкель (1897-1983), ставший одним из первых профессоров Шанхайской консерватории. С 1923 года благодаря усилиям М. Пачи на концертах Шанхайского симфонического оркестра стали появляться китайские слушатели. Через пять лет для китайцев стали доступны летние открытые концерты. Таким образом, уже к концу 1920-х годов китайская аудитория составляла около чет-

верти от общего количества людей, посещающих симфонические концерты.

В 1927 г. в Шанхайском симфоническом оркестре начали стажироваться китайские аккомпаниаторы Тань Шучжэнь, Ван Жэнъи и Чжан Чжэньфу, а начиная с 1930 г. начали работать китайские музыканты Тань Шучжэнь, Хуан Ицзюнь, Чэнь Юсинь, Сюй Вэйлинь и др. Одновременно оркестр стал включать в свой репертуар и некоторые китайские произведения, а также выступать перед китайскими слушателями. Ярким историческим событием в деятельности оркестра стала премьера Девятой симфонии Бетховена 14 апреля 1936 года под руководством М. Пачи. Представители Китая занимали уже достаточно большую часть в составе оркестрантов, однако, среди них не было певцов. В этом же году состоялся концерт под управлением китайского дирижера и композитора Хуан Цзы, на котором была исполнена Пятая симфония Бетховена [3, 35].

С началом японского вторжения в Китай и второй мировой войны, ситуация для Шанхайского симфонического оркестра стала более серьезной. В этих условиях М. Пачи был вынужден дать свое последнее выступление с оркестром 31 мая 1942 года. После этого оркестр распался, а спустя 4 года М. Пачи умер. 1949 год стал переломным моментом в истории развития Китая. Музыка в значительной степени выступала пропагандистом политической идеологии Мао Цзэдуна, которая предполагала, что композиции должны быть взяты из народной музыки и адаптированы к революционной линии Коммунистической партии. В каком-то смысле «партия пыталась одеть в новые одежды старые традиции, чтобы показать новый дух новой эпохи» [10, 45].

После окончания второй мировой войны Национальным правительством Шанхайский оркестр был восстановлен в новом составе под именем Шанхайский Муниципальный Оркестр. Европейские музыканты уехали из Китая, предоставив оркестр китайским музыкантам. Первое выступле-

ние коллектива в новом составе прошло в октябре 1950 года. Исполнялись оркестровые сюиты китайских композиторов: «Новый Китай» Дин Шаньдэ, «Цзяньнаньская сюита» Вань Юньцзе и «Счастливая деревня» Чжан Хэ [3]. Впервые в истории Шанхайского оркестра за пультом стоял китайский дирижер Хуан Ицзюнь (1915-1995). Этот высокоразвитый музыкант владел не только дирижерским искусством, но и имел навыки игры на таких музыкальных инструментах, как орган, скрипка, фортепиано, эрху, баньху, гуцинь и др. Он работал в Шанхайском симфоническом оркестре с 1938 года.

В 1952 году в Шанхае был создан первый профессиональный китайский оркестр, получивший название Шанхайский симфонический оркестр (сокращенно - ШСО). Идея его основания принадлежала музыкантам-исполнителям Сун Юде (пипа), Сюй Гуаний (эрху) и дирижеру Хэ Вудзи. При создании этого оркестра были учтены нововведения Чжэн Тиси и Китайского оркестра радио, касающееся инструментария. Благодаря совмещению китайских струнных инструментов южных провинций и духовых и ударных инструментов северных провинций Шанхайскому оркестру удалось добиться оптимального баланса звука. Северные инструменты позволили расширить динамику и обогатить ритмические возможности музыки, а шелковые струнные и бамбуковые духовые придали особую мелодичность. Настоящую славу оркестру принесли известные виртуозы соло старшего поколения,- легендарный мастер игры на дизи Лу Чанлин, исполнитель на пипе Сунь Юдэ. Эти выдающиеся музыканты создали особую репутацию Шанхайскому симфоническому оркестру: в дополнение к большинству музыкантов, солисты-ветераны могли играть в концерте отдельные сольные пьесы повышенной сложности, что всегда вызывало невероятный восторг публики. В 1953 году пост первого директора и главного дирижера Шанхайского симфонического оркестра занял Хуан Ицзюнь, став «первым профессиональным китайским дирижером, получившим широкую известность за

пределами Китая» [1], в том числе, гастролировал в Финляндии (1956), СССР (1958) и, по приглашению Герберта Фон Караяна - в 1981 году в Берлине.

Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов вошла в историю Шанхайского симфонического оркестра как эпоха активных экспериментов со звуком и репертуаром. Чтобы позволить большему количеству людей идентифицироваться с китайской культурой, Шанхайский китайский оркестр побуждал людей изучать современную китайскую музыку. С этой целью проводились концерты для студентов, изучающих китайскую музыку, где им давалась возможность выступать. Некоторые мероприятия, организованные с этой целью, входили в «Заключительное китайское музыкальное занятие для исполнителей», состоявшееся в Центре массового искусства Шанхая 1 августа 1957 года, и Международный музыкальный фестиваль в Шанхае. Этот фестиваль начался в 1959 году и стал международным мероприятием, в ходе которого представители музыкальных групп разных стран впервые исполняли новые композиции. Шанхайский китайский оркестр не исключение - каждый год он исполняет новые пьесы в попытке привлечь внимание аудитории и обновить репертуар китайской оркестровой музыки. Во время своих регулярных концертов оркестр также исполнял некоторые иностранные мелодии, адаптированные к китайскому оркестровому стилю.

С 1963 года программы Шанхайского оркестра стали отражать политические аспекты перехода страны к Культурной революции. Музыка Шанхайского оркестра китайских инструментов всецело была подчинена политической идеологии. С тех пор, как оркестр был основан, он должен был участвовать в праздновании таких мероприятий, как День рождения нации, в некоторых официальных правительственных концертах [8].

Китайский музыковед Минъен Ли в своей работе приводит интересное личное интервью с дирижером и композитором Ву Чунцюан, который был первым исполнителем на эрху в Шанхайском

китайском оркестре, а затем стал его дирижёром. Музыкант так описывает те времена: «Музыка была глубоко связана с политикой. Политика руководила созданием любой музыки. Мао говорил, что музыка должна служить людям. Было много постановлений правительства о том, что гражданам необходимо следовать идеологии на практике. Это были правила, отличавшие людей, которые не соглашались с идеологией Мао, от других. Поскольку данная политика была связана с оркестром, было установлено, что концертные программы должны сначала изучаться коммунистами, а уже потом исполняться» [10, 40].

Ву Чунцюан рассказал также о центре цензуры искусства, члены которого обычно ранее состояли в оркестре - это были члены Коммунистической партии, отобранные правительством. Участники рассматривали аранжировки программ и композиций, изучали концертные программы, чтобы узнать, кто автор произведения, и одобрено ли это лицо правительством. Чтобы пройти отбор, композиции «должны были иметь революционный характер, обладать чёткой структурой, музыкальным разнообразием и глубоким эмоциональным выражением. По результатам оценивания музыкальные сочинения делились на три категории: одобренные, исправленные и забракованные» [10, 40]. Несмотря на то, что оркестр всячески приспосабливался к сложившейся политической ситуации, после 1964 года коллектив полностью перестал выступать, а его главный дирижер Хуан Ицзюнь был объявлен «реакционным ученым авторитетом» [3, 86].

С конца 1970-х годов началось возрождение Шанхайского симфонического оркестра. Концертные программы ШСО после Культурной революции, показывают, что оркестр продолжал хранить множество старых традиций. Многие пьесы были основаны на южных мелодиях в стиле янг-нань, которые были адаптированы для оркестра. Так, например, в программах 1957, 1960 и 1962 годов часто звучала «Танцевальная музыка цвету-

щего персика» Хсу Цинъян, «Вариации на тему народной песниЯнгсу» и др. Оркестр также любил исполнять древние мелодии, аранжированные для китайского симфонического оркестра, к примеру «Весенняя река, залитая лунным светом» [10, 46].

1980 год стал переломным в деятельности ШСО. Если до этого времени основу репертуара составляли сочинения, посвященные темам революции, «счастливой жизни на ферме» («Счастливая деревня» Яо Му, «Особые возможности Великого скачка вперёд» Хе Бин), то после 1980 года содержание и средства выразительности в оркестровых сочинениях существенно обновились. Появилось новое поколение композиторов, таких как Ху Дентяо, Ву Чунцуан, Тан Дун, Куо Венгъюн, Чен И. Произведения стали фокусироваться на более естественных аспектах жизни - «Клубящееся облако» Пен Ксувен, «Летающие драконы и прыгающие тигры» Ли Минг-сион, «Летающие апсары» Ксу Юнгксин И Чен Давей, «Фестиваль в Тянь-Шане» Гу Гуанрен.

Минъен Ли так классифицирует виды выступлений ШСО в 1980-е годы: «1) новогодняя музыка; 2) музыкальная оценка и обучение через китайскую музыку; 3) празднование дня рождения нации и официальные правительственные концерты; 4) исполнение мелодий друзей материкового Китая; 5) приглашения из разных учреждений» [10, 46]. Среди всего перечисленного, новогодний фестиваль - самый большой. Поэтому музыка, которую выбирает оркестр, знакома аудитории и вписывается в категорию «традиционной», поддерживая в людях ощущение преемственности. Во время новогодних концертов оркестр представлял публике как знакомый репертуар, так и новые композиции, связанные с новогодней атмосферой - «Счастливого Нового года» Чен Яцин, «Празднование Нового года» Ю Дамин, «Увертюра весеннего фестиваля» Ли Хуанжи и др.

Начиная с 1980 года, симфонические сочинения были необычайно востребованы в мате-

риковом Китае, поскольку они пришли на волне воодушевления политическими и социальными свободами и воспринимались как порождение политики реформ и открытия границ. Реформы, осуществлённые Дэн Сяопином, были направлены на то, чтобы открыть мира и широкое коммерческое развитие в пределах материкового Китая. Такая политика позволила стране в значительной степени восстановить связь с Гонконгом. С окончанием периода военного положения в 1987 году Тайвань также восстановил значительные культурные контакты с материковым Китаем.

Популярность дирижерской профессии в Китае резко возросла. Этому способствовала открытость страны для внешнего мира, возможность представлять искусство Китая за рубежом. Тем не менее, очевидная свобода творчества полностью не освободилась от влияния государства и политики, и эта связь была достаточно выраженной. Во многих контекстах творческое наследие композиторов было не только проявлением собственного индивидуального творчества, но и символом преобладающей политической культуры и влияния государства. Необходимость поддерживать политическую идеологию отличает Шанхайский китайский оркестр от других оркестров, но оркестр также отражает и собственную идентичность, олицетворяя дух Шанхая. Так, в концертах 28-29 сентября 1990 года было исполнено «Шанхайское каприччио» Цюй Цюньцюаня, посвященное сорокалетнему юбилею со дня основания Китайской народной республики. Шанхайским оркестром были предприняты концерты, предназначенные для привлечения более разнообразной аудитории: чтение древних стихов и объединение их с хоровым исполнением в сопровождении современного китайского оркестра или объединение современной китайской оркестровой музыки с электронной инновационной музыкой пибы. Подобным концертом был «Звук весны», проводившийся 2 и 3 января 1990 года, где музыканты исполняли на китайском электронном инструменте «Полёт шмеля» Н. Римского-Корсакова.

14 октября 1990 года по приглашению США коллектив ШСО дал свой первый концерт в Карнеги-Холле в Нью-Йорке в ознаменование 100-летия со дня основания этого замечательного концертного зала. Симфонический оркестр, состоящий исключительно из китайских музыкантов, впервые вышел на американскую сцену и завоевал признание публики. На следующий день «New York Daily News» признал ШСО «оркестром мирового уровня» [11].

В 1993 году компания «Ars Formosa» пригласила Шанхайский китайский оркестр на Тайвань. С 19 по 26 октября концерт проходил под названием «Тайваньский тур Шанхайского китайского оркестра 1993 года». Концерт проводили Ван Юнъдзи, Ма Шэнлун и Фань Чэнву. Линь Юйтин, бывший в то время дирижёром Национального китайского оркестра Тайваня, вспоминал об этом событии в 2013 году в своем интервью: «Это был первый тайваньский тур Шанхайского китайского оркестра, музыканты хотели, чтобы выступление было наилучшего качества, поэтому они подолгу репетировали. Выдающийся музыкант -исполнитель на эрху Мин Хуфен гастролировал вместе с ними, поэтому не было сомнений, что концерт будет великолепным» [10, 103].

Три года спустя, в 1996 году, с 30 апреля по 4 мая на Тайване проводились совместные концерты Шанхайского китайского оркестра и Национального китайского оркестра Тайваня, которые состоялись благодаря Чэнь Юйгану и Цао Пэну. Шанхайский китайский оркестр был снова приглашён компанией «Ars Formosa», но на этот раз к участию в организации концертов присоединилось больше правительственных ведомств. Эти департаменты состояли из Совета по делам материка, Министерства образования Китайской Республики и Министерства культуры Китайской Республики. Приглашения от различных департаментов показывают, что концепция обмена привлекает много внимания и что они считают новаторский культурный обмен весьма важным.

Вскоре после второй поездки на Тайвань, 7 июля 1996 года, Шанхайский китайский оркестр пригласил тайваньского дирижёра Лин Юйтина для участия в концерте под названием «Сентиментальность взаимоотношений». 24 июня 1995 года Региональный совет пригласил Шанхайский симфонический оркестр выступить в гонконгской ратуше Цуэн Ван и в ратуше Ша Тин.

Несмотря на то, что у Шанхайского китайского оркестра было много контактов с внешним миром, оркестр сохранил некоторые традиции, существующие с момента его основания. Например, проводились новогодние концерты и организовывались выступления, подчёркивающие важность китайской культуры, такие как Год Дракона, Фестиваль фонарей, мемориальные концерты в память о выдающихся композиторах, например, посвящён-ные Хуа Яньцзюню (ноябрь 1993 года), Лю Тянь Хуа и Чжа Фуси (3 ноября 1995 года). Хотя материковый Китай открывал свои двери для других стран, он продолжал придерживаться всё той же политической идеологии в отношении китайского народа. Это укрепило преемственность того, что правительство считало соответствующей культурой Китая. В то же время материковый Китай пытался подчеркнуть черты, отличающие китайскую культуру от других культур, чтобы отделить себя от влияния со стороны.

Необходимо отметить участие ШСО в крупных музыкальных мероприятиях: Фестивале Искусства, Шанхайском Международном Фестивале искусств, Международном Музыкальном Фестивале «Шанхайская Весна», Пекинском Международном Музыкальном Фестивале, Гонконгском Фестивале Искусства, Международном Музыкальном Фестивале в Макао, Фестивале Весны в Северной Корее и др. Все больше расширялась и гастрольная деятельность оркестра. Так, в сентябре 2003 года ШСО выступал в одиннадцати городах США. В 2004 году был предпринят тур по Европе в рамках «китайского французского года культуры» [11]. 20 июня 2004 года ШСО выступил

в концертах, посвященных празднованию 125-й годовщины Берлинской филармонии. В 2010 году китайский музыкальный коллектив был первым приглашен для выступлений в Центральном парке Нью-Йорка в рамках ежегодной серии симфонических концертов в Центральном парке.

В настоящее время главным дирижером оркестра является известный музыкант Лонг Ю (родился в 1964 году). Он является внуком выдающегося китайского композитора Дин Шаньдэ, который дал ему основы музыкального образования. Затем Лонг Ю учился в Шанхайской консерватории и Вышей школе искусств Берлина. 6 сентября 2014 года к своему 135-летию Шанхайский симфонический оркестр получил в подарок от городских властей новый концертный зал на 1200 мест [13]. Строительство зала длилось 6 лет. Этим радостным мероприятием открылся концертный сезон оркестра 2014/15 года, состоявший из более 100 выступлений. Из известных солистов - на сцене блистательный Ланг Ланг, среди дирижеров - Зубин Мехта, Чарльз Дютуа, Владимир Ашкенази и Кшиштоф Пендерецки и др. В гастрольных поездках - залы Венской, Парижской, Лондонской, Мюнхенской филармоний, а также эксклюзивный контракт Deutsche Grammophon с Лонг Ю и Шанхайским симфоническим оркестром к 140-летию коллектива [13].

Свои основные усилия ШСО концентрирует на развитии классической и национальной оркестровой музыки в Китае. «Профиль Шанхая как международного города, открытого для мира и культурного обмена, делает его идеальным местом для знакомства со свежими идеями и поиска путей объединения лучшего из китайской и западной культуры»,- отмечает Лонг Ю.- Мы полны решимости обратиться к людям по всему миру и теперь сможем связаться с новыми слушателями. Я с нетерпением жду записи произведений китайских композиторов и обмена ими, а также замечательного мастерства, которое Шанхайский симфонический оркестр при-

вносит в великолепный симфонический репертуар с международной аудиторией» [9].

Клеменс Траутманн, президент Deutsche Grammophon, добавил: «Художественная работа, которую Лонг Ю проводит с Шанхайским оркестром за последнее десятилетие, поистине замечательна. Это отражено сегодня в его громких международных связях и во впечатляющем гастрольном расписании оркестра, включая его дебют на прошлогоднем летнем фестивале в Люцерне. Эти записи помогут привлечь внимание всего мира к выдающимся музыкальным достижениям Лонг Ю и Шанхайского симфонического оркестра, а также укрепят и без того значительную репутацию Deutsche Grammophon в Китае» [9].

Выводы. Шанхайский симфонический оркестр, старейший музыкальный коллектив в Китае, сегодня является не только своеобразным «маяком культуры и искусства города Шанхая» [1], но национальным музыкальным символом всей страны. Основными вехами развития оркестра можно считать следующие этапы:

1. Период зарождения (1879-1917). Военные оркестры в небольшом составе, в котором участвовали европейские музыканты и инструменты, китайские музыканты искали новые формы адаптации национальных инструментов и приемов игры к западной симфонической музыке.

2. Период становления (1919-1948). Основная роль принадлежит выдающемуся итальянскому дирижеру М. Пачи, который расширил состав оркестра, привлек к игре китайских музыкантов, а затем и китайских слушателей.

3. Период расцвета (1949-1965). Несмотря на политическую заангажированность, оркестр стал полностью «китайским» вследствие получения высокого образования национальных кадров. 1952 год считается точкой отсчета деятельности национального профессионального симфонического оркестра - ШСО.

4. Период кризиса (1966-1977). В результате культурной революции деятельность оркестра

постепенно прекратилась вследствие перекоса программ в сторону пропагандистской направленности и репрессий многих выдающихся китайских музыкантов.

5. Период воссоединения с миром (с 1978 года). Восстановление связей с Тайванем и Гонконгом способствовало бурному подъему китайского симфонического искусства, что демонстрирует деятельность ШСО. Стремительный взлет про-

фессионализма, гастрольные выступления в лучших залах мира.

Таким образом, за 140 лет своей деятельности Шанхайский симфонический оркестр прошел путь развития от небольшого состава медных духовых инструментов, на которых исполняли музыку исключительно европейцы, до национального оркестра мирового уровня, состоящего их китайских музыкантов.

Список литературы:

1. Концерт в Шанхае: Шанхайский симфонический оркестр URL:https://www.classictic.com/ ru/80/29333/ (дата обращения: 12.02.2019).

2. Ло Чжихуэй. Концертная жизнь современного Китая: диссертация ... кандидата искус.- Санкт-Петербург, 2016.- 213 с.

3. Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры: диссертация ... кандидата искус.- М., 2003.- 275 с.

4. Шанхайский Симфонический Оркестр (Shanghai Symphony Orchestra). URL:https://specialradio. ru/oih/shanxajskij-simfonicheskij-orkestr-shanghai-symphony-orchestra/(дата обращения: 22.01. 2019).

5. Шанхайский симфонический оркестр URL:http://ru.knowledgr.com/06540649%80 (дата обращения: 10. 12.2018).

6. Шанхайский Симфонический Оркестр (Shanghai Symphony Orchestra) URL:https://specialradio.ru/ oih/shanxajskij-simfonicheskij-orkestr-shanghai-symphony-orchestra/ (дата обращения 17.11.2018)

7. Ю Лонг. URL:http://ru.knowledgr.com/01432147/%b3 (дата обращения: 05.02.2019).

8. Ян Янь. Деятельность китайских оркестров традиционных инструментов нового типа в 1960-е-1970-е годы // Проблеми взаемодп мистецтва, педагопки та теорп i практики освгги: зб. наук. ст.- Харюв, 2018.- Вип. 49.- С. 198-211.

9. DG signs Long Yu and the Shanghai Symphony Orchestra URL:https://www.gramophone.co.uk/classical-music-news/dg-signs-long-yu-and-the-shanghai-symphony-orchestra (дата обращения: 05.02.2019).

10. Ming-yen Lee. An analysis of the three modern chinese orchestras in the context of cultural interaction across greater СЫ^: Diss. Dr. Ph.; Kent State University, 2014.- 227 р.

11. Shanghai Symphony Orchestra (Chinese: URL:https://en .wikipedia.org/wiki/Shang-hai_Symphony_Orchestra (дата обращения: 15.12.2018).

12. Shanghai Symphony Orchestra. Official site. URL:https://www.shsymphony.com/ (дата обращения: 05.02.2019).

13. Zhang Qian. Orchestra to open season in new concert hall. Shanghai Daily. URL: https://archive.shine.cn/ feature/art-and-culture/Orchestra-to-open-season-in-new-concert-hall/shdaily.shtml(дата обращения: 05.02.2019).

14. URL:https://www.228.com.cn/venue-53555105.html (дата обращения: 05.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.