УДК 78.072.2
С. П. Вавилов, Я. В. Ткаленко
ТОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР:
НАЧАЛО ПУТИ
1946 г. в Томске была создана первая за Уралом областная филармония. Предпосылки этого события были заключены в предшествующем развитии Томска как одного из самых крупных сибирских городов. Особенности его развития: золотопромышленный бум середины XIX в., учреждение первого сибирского университета, открытие Томского отделения Императорского Русского музыкального общества, музыкальных классов - все это не могло не сказаться на общественной и культурной жизни. К тому же, Томск с 1804 г. стал губернским городом России и всегда старался поддержать свой статус.
В 1944 г. из состава Новосибирской была выделена Томская область, и через два года первый председатель областного исполнительного комитета Василий Иванович Куперт подписал постановление № 468 от 22 мая 1946 г. об организации филармонии. Она была создана на базе концертно-гастрольного бюро, дирекция которого располагалась в Новосибирске. О важности и значительности этого события свидетельствует тот факт, что штаты будущей филармонии утверждала специальная Государственная штатная комиссия при Совете Министров СССР.
Первым крупным коллективом филармонии стал симфонический оркестр, отметивший в 2016 г. свое семидесятилетие. Симфоническое исполнительство в Томске зародилось в последней четверти XIX в., когда появились полупрофессиональные и полулюбительские оркестры, игравшие в театре, на массовых празднествах, в садах отдыха [3-5]. Создание отделения музыкального общества, открытие музыкального учебного заведения (музыкальных классов, а затем музыкального училища) способствовали притоку музыкантов и одаренной молодежи. Оркестры насчитывали в своем составе 30—40 музыкантов и им вполне по силам было исполнение оркестровых произведений: симфоний, увер-
© С. П. Вавилов, Я. В. Ткаленко, 2019
Рис. 1. М. И. Маломет, основатель оркестра
тюр, сюит. Большую роль в создании и филармонии, и оркестра сыграли городские музыканты, среди которых главное место занял авторитетный томский дирижер и педагог Моисей Исаевич Маломет [2, 7] (рис. 1).
Первыми дирижерами оркестра стали Моисей Исаевич Маломет и Самуил Львович Зиссер. Судьбы этих двух музыкантов оказались совершенно разными. Маломету в момент организации оркестра уже было 75 лет, и, вероятно, в силу преклонного возраста ему удалось пройти через горнила репрессий. К тому же заслуги дирижера перед музыкальной культурой города были столь весомыми, что власти боялись очернить маститого музыканта.
Маломет происходил из семьи еврейских кантонистов, высланных в Томск в середине XIX в. Отец дирижера Исай Семенович Маломет, избрав своим родом деятель-
В
Рис. 2. С. Л. Зиссер -дирижер оркестра в 1948-1953 гг.
ности музыку, дослужился до чина унтер-офицера в полковом оркестре. Прекрасные музыкальные способности позволили ему не только быть главным барабанщиком полкового оркестра, но и освоить искусство управления оркестром. Исай Семенович стал организатором театрального оркестра, в котором его сын Моисей, получив домашние уроки на скрипке, стал играть.
Успехи сына побудили отца задуматься о продолжении обучения Моисея. Столичные консерватории имели квоту по приему евреев, и путь туда для сибиряка был практически заказан. И Моисей отправился в Варшаву, где был принят в молодой музыкальный институт, основателем которого стал выдающийся польский скрипач Аппо-линарий Контский (отметим, что в ряде современных источников лицам, окончившим Варшавский музыкальный институт, неправильно указывают учебное заведение как Варшавская консерватория, поскольку этот статус был обретен ею только в 1918 г.). С дипломом капельмейстера и познаниями в области игры на фаготе и фортепиано Моисей Маломет возвратился в Томск и сразу окунулся в насыщенную музыкальную жизнь родного города.
Дирижер и скрипач Самуил Львович Зиссер был на 50 лет моложе М. И. Маломе-та и испытал все ужасы репрессивных мер (рис. 2).
Он родился в Москве. В 1941 г. вместе с матерью как враги народа был выслан в Томскую область, в город Колпашево в трехстах километрах к северу от Томска. Молодому музыканту повезло найти работу. В первые годы войны началась эвакуация на восток не только промышленных предприятий, но и творческих коллективов: театров, оркестров. Осенью 1948 г. Зиссер стал преподавать скрипку в музыкальном училище. Исполнительская и преподавательская деятельность Зиссера прервалась в день похорон Сталина 9 марта 1953 г. С. Л. Зиссер был осужден на 20 лет исправительно-трудовых лагерей, но позднее приговор был смягчен и музыкант обрел свободу, стал первым дирижером Новосибирского театра оперетты. В 1973 г. Зиссер эмигрировал в Израиль, где и скончался.
В составе оркестра в первые годы его существования насчитывалось 25-30 музыкантов. Это был, скорее всего, оркестр гай-дновского типа, чем классический симфонический оркестр рубежа Х1Х-ХХ вв. И это накладывало существенные ограничения на выбор репертуара. На протяжении пяти-семи лет в оркестре была всего одна флейта, один фагот, один контрабас. Поэтому одной из главных забот дирижеров и руководства филармонии было приглашение музыкантов из других городов.
Деятельность такого сложного механизма, как симфонический оркестр потребовала пристального внимания к созданию определенной инфраструктуры. Это и репетиции, наличие нотной библиотеки, ремонт инструментов и другие сопутствующие моменты, призванные обеспечивать нормальное функционирование коллектива. Эта работа стала особенно успешной с 1948 г., когда во главе филармонии встал Виктор Соломонович Цейтлин (1914-2003) (рис. 3). К моменту приезда в Томск Цейтлин не был новичком в культуре. За его плечами были годы учебы и работа у знаменитого режиссера С. Михо-элса, служба в нескольких театрах, участие в сражениях Великой Отечественной войны. Цейтлина отличали высокая эрудиция, интеллигентность, мягкость характера. Новый директор филармонии сумел организовать работу филармонии и ее главного коллектива - симфонического оркестра.
Первые годы работы были трудными. В стране развернулась кампания борьбы с «космополитизмом», которая лихорадила, в особенности, работников науки и культуры.
Борьба с космополитизмом не обошла и Цейтлина. Анонимные доносы в «компетентные органы» поступали и на него. Чаще всего директор филармонии обличался как «пособник еврейского шпиона Михо-элса». В августе 1950 г. в томской газете «Красное знамя» появилась статья педагога Томского музыкального училища В. Тогу-шакова «Областная филармония не удовлетворяет культурных запросов трудящихся». «Партийный» тон статьи обличал недостатки в работе филармонии и основные претензии были направлены, конечно, на самый большой коллектив - симфонический оркестр.
Серьезной критике подвергся дирижер Самуил Зиссер за допущенные небрежности в дирижировании, за слабый контроль дисциплины музыкантов. В числе прегрешений, например, фигурировало включение арии Германа «Что наша жизнь?» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в концерт для детей. Статья заканчивалась такой нравоучительной фразой: «Томская областная государственная филармония и ее симфонический оркестр должны стать квалифицированным центром музыкальной культуры в области, должны неуклонно проводить в жизнь решения ВКП(б) по идеологическим вопросам». Безусловно, партийное руководство культурой лихорадило коллектив оркестра, но Цейтлина, прошедшего суровый жизненный путь, включая войну, не так легко было сломить, получая выговоры и нагоняи, он умело руководил коллективами, оставаясь на посту директора филармонии 16 (!) лет.
Костяк первого состава оркестра образовали музыканты среднего возраста, которые оказались в Томске после миграционных процессов мировой войны и революций. Некоторые из них приехали в Томск в составе гастролирующих оперных и опереточных трупп. С первых дней работы оркестра хорошо зарекомендовала себя практика приглашения на работу одаренных и талантливых учащихся музыкального училища Томска, первого за Уралом музыкального учебного заведения, готовившего профессиональных музыкантов. Томская школа подготовки музыкантов была хорошо
Рис. 3. В. С. Цейтлин -директор филармонии в 1948-1964 гг.
известна не только в Сибири, но и в Европейской России. Здесь работали прекрасные педагоги. Особенно выделялись скрипичная и вокальная школы. Более тридцати лет работал на педагогическом поприще педагог-скрипач Яков Соломонович Мед-лин, певица Мария Альбертовна Федорова. Подготовленные ими ученики могли сразу же занимать места за оркестровыми пультами и на сценах оперных театров.
Первые репетиции оркестра начались в помещении старой синагоги, здания в центре Томска, естественно мало приспособленного для репетиций. Это было деревянное двухэтажное здание на каменном фундаменте. Оно было построено в 1859 г., и к моменту «заселения» оркестра, конечно, буквально доживало свой век. До сих пор живы воспоминания музыкантов о холодном ветре, гулявшем по коридорам, о крысах, приходивших «слушать» музыку. В таких ужасных условиях коллектив существовал почти десять лет (рис. 4).
Позднее руководство города предоставило помещение в другом здании, но и там несколько лет оркестру приходилось соседствовать с таким далеким от искусства учреждением, как дирекция трамвайной
Рис. 4. Здание деревянной синагоги, в которой начались репетиции оркестра (рисунок из серии видов Томска художника М. Колосова)
службы города и проводить репетиции в двух шагах от громыхающих трамваев (рис. 5).
Основу нотной библиотеки составила личная библиотека отца и сына Малометов. Комплектация семейной библиотеки началась еще в 70-е гг. XIX в. с нотного материала для театрального оркестра, которым руководил И. С. Маломет. К середине XX в., по разным оценкам, в нотной библиотеке дирижера М. И. Мал омета было около десяти тысяч нотных изданий и книг. В настоящее время этот бесценный материал рассеян в Томске по разным книгохранилищам, а также продолжает жить в частных коллекциях.
Создание оркестра повлекло за собой появление и переписчиков нот, и мастеров по ремонту музыкальных инструментов. Заметим, что в начале XX в. Томск славился своими музыкальными мастерами, которые не только возрождали к жизни рояли и скрипки, но и могли сами сделать, скажем такие инструменты, как гармони и гитары.
Много сил и внимания нужно было уделять поиску жилья для музыкантов. Приезжие артисты селились обычно на съемных квартирах, а филармония оплачивала
им часть квартирной платы. В середине 1950-х гг. удалось найти средства на постройку небольшой пристройки к старому жилому дому и разместить там общежитие для музыкантов. Оно располагалось в красивом месте центра города у реки. Этот район носил старинное название - Уржатка, был тихим и спокойным, располагая к романтическому музыкальному настроению.
Основных сценических площадок, на которых работал в ту пору оркестр, было три. Главной стала сцена зала областного Дома офицеров (бывшего Дворянского собрания). Это был прекрасный зал на 500-600 человек с вместительным балконом. Здание было построено в начале XIX в., и зал обладал прекрасной акустикой. В числе недостатков помещения была небольшая по размерам сцена. И часто музыканты оркестра сидели на стульях, выдвинутых на авансцену (рис. 6). Дополнительным плюсом для зрителей было вместительное фойе для прогулок слушателей чинными парами по кругу и уютные комнаты отдыха.
Для выступлений оркестра было позднее выделено и оборудовано помещение бывшей Домовой церкви томского архиерея, в которой стало работать общество «Знание».
Рис. 5. Здание репетиционного зала оркестра в 1960-1980 гг. (современный снимок)
Это помещение отличалось великолепной акустикой, характерной для храмовых сооружений. Тем же недостатком стала маленькая сцена и отсутствие оборудованного занавеса. Летние выступления оркестра проходили в городском саду на небольшой открытой эстраде-ракушке. Здесь плюсом становились благодарные слушатели, число которых трудно поддавалось счету.
К другим площадкам, на которых выступал коллектив оркестра, безусловно, следует добавить цеха заводов, сельские клубы, открытые пространства сельских площадей. В первые же годы работы оркестр стал, как говорится, «выездным». Первыми гастрольными поездками стали вояжи по Томской области и в города соседней Кемеровской области.
С первых же месяцев работы оркестра возникла такая интересная и важная форма участия музыкантов, как обслуживание Университета культуры, открытого на общественных началах. Организатором такой формы в Томске стал музыкальный педа-гог-теоретик композитор Евгений Николаевич Корчинский [1, 6].
Корчинский работал в Томске с небольшими перерывами около тридцати лет. Он
принадлежал к плеяде талантливых педагогов, чье мастерство ярко раскрывалось в любой аудитории: от профессиональных музыкантов до рабочих, студентов и школьников. Евгений Николаевич написал ряд музыкальных произведений. Некоторые из них исполнялись в 1960-е гг. симфоническим оркестром. Среди них симфоническая поэма «Киров нас вел», сюита «Родная Сибирь» для хора и симфонического оркестра. Инициатором их исполнения стал главный дирижер Ю. И. Николаевский.
Участие в программах Университета культуры в самом начале творческого пути оркестра стало для музыкантов своеобразной школой, школой трудной, но школой весьма важной для творческого роста коллектива. Режим выступлений был очень жестким: не менее двух (а порой еженедельных) выступлений в месяц. А играть приходилось на мало приспособленных, маленьких размеров, бедных в акустическом понимании залах. Это были небольшие залы Дома ученых и музыкального училища, актовый зал Томского политехнического института. Наградой для музыкантов были горячие аплодисменты вое-
Рис. 6. Оркестр в зале Дома офицеров
торженных слушателей и полные залы. В качестве примера укажем, что только в декабре 1946 г. оркестр выступал четыре раза на занятиях Университета. А в сентябре этого же года (прошло всего три месяца с организации оркестра) симфонический оркестр провел пятый(!) симфонический концерт, исполнив произведения М. Глинки и В. Калинникова.
Оркестр стал первым на обширнейшем пространстве Сибири и Севера. Партийные органы и руководство области прекрасно это понимали. Одной из важнейших форм работы руководство филармонии считало гастрольные поездки оркестра. Шел только первый год после окончания войны, но и в этих условиях руководство области находило средства на организацию гастролей.
Естественными для оркестра стали и проблемы, с которыми руководство оркестра и филармонии столкнулись в первые годы. Остро чувствовалась нехватка профессиональных музыкантов с дипломами консерваторий. К сезону 1950/51 г. численный состав оркестра вырос до 35 человек за счет приглашенных выпускников Ленинградской, Саратовской и Минской консерваторий. Однако закрепить эти кадры не удалось в силу плохого обеспечения квартирами. Только в 1955 г. в отремонтированном старом доме получили квартиры 14 семей. Вторая проблема заключалась в отсутствии инструментов. В оркестре не было арфы,
мал был набор ударных инструментов, рояли филармонии «работали» еще в XIX в.
Медленно, но неуклонно формировался репертуар оркестра. От симфонических миниатюр, увертюр и арий из опер оркестр переходил к исполнению классических симфоний, созданных русскими и зарубежными композиторами. Томские газеты отмечали в 1955 г. мастерство молодого дирижера А. Каца. Под руководством Каца оркестр исполнил 2-ю симфонию В. Калинникова, 27-ю симфонию Н. Мясковского, 7-ю симфонию С. Прокофьева, 3-ю и 5-ю симфонии Л. Бетховена, «Прощальную» симфонию Й. Гайдна. Томские слушатели тепло принимали выступления таких выдающихся музыкантов, как С. Нейгауз, И. Аптекарев, Л. Сосина, Г. Гинзбург, Т. Николаева, Т. Гольдфарб. Все это свидетельствовало об огромном интересе деятелей отечественной музыкальной культуры к университетскому Томску, к его новому молодому симфоническому оркестру.
Позволим привести цитату из воспоминаний А. Каца, которая очень ярко освещает музыкальную обстановку тех лет:
«Затем я поехал в Томск, стал главным дирижером маленького - в сорок человек -симфонического оркестра. И первое, что сделал, выгнал всех пьяниц. Сам я ненавижу выпивку. Не люблю, как сегодня говорят, "тусовки": это пустое времяпрепровождение...
Из старого состава остались человек 5-6, поэтому концерты, естественно, отменялись. И директору филармонии Цейтлину, чтобы как-то выжить, как-то поправить дела, приходилось проводить в филармоническом здании какие-то концерты для молодежи, комсомольские вечера, заканчивавшиеся, кстати, часто обыкновенной пьянкой...
А я работал, собирал коллектив и так далее. И вот примерно через полгода был объявлен первый концерт симфонического оркестра. Я много занимался, дико уставал, и были видны результаты... Тут у меня взыграли амбиции: я решил доказать, что даже в такой глубинке, как Томск, может быть весьма достойный филармонический оркестр. Концерт начинался увертюрой Глинки к опере "Руслан и Людмила". И мне пришла мысль: пусть оркестр сыграет ее без меня. Это была сенсация, равная полету Гагарина в космос. После исполнения я выхожу к публике - овации, восторг и прочее... Однако на следующий день после концерта меня вызывают в обком партии к секретарю по идеологии. Я не помню, как он выглядел, как его зовут, ничего не помню, помню только, что начал он разговор так: "Нехорошо, Арнольд Михайлович, так напиваться, чтобы опаздывать на концерт". Представляете, какой уровень мышления был у тогдашних руководителей?! Они даже не могли представить себе, что музыкант может не пить!
Я человек горячий, а тогда был еще горячей: словом, я швырнул вдоль стола чернильницу с криком: "Это я водку пью?! Я же трезвенник! А на концерте - то была творческая задумка, просто вы ничего не понимаете!"».
Томск для А. Каца стал своеобразным трамплином для будущей славы знаменитого дирижера. Отъезд Каца из Томска как бы подвел итоги первого этапа работы молодого симфонического коллектива, уверенно набиравшего силы. В истории музыкального Томска остались имена первых дирижеров, работавших с симфоническим оркестром. В этой плеяде: М. И. Маломет (1870-1960), М. И. Ривкин (1907-1993), С. Л. Зиссер (1921-2003), М. Б. Шаевич, В. С. Тимофеев. Вот также имена некоторых музыкантов, которые связали свою судьбу с оркестром в первые годы его существования: С. Г. Степанов (туба), В. М. Севастьянов (труба), М. Баязитов (контрабас), Е. Ф. Канаткин (ударные инструменты), Н. И. Морозов (тромбон), Е. С. Барташевич (фагот), М. Галов (валторна), М. Уваров (фагот).
Руководство филармонии, все дирижеры оркестра проделали огромную работу по воспитанию музыкантов, подбору репертуара, заложили умение работать с гастролерами-солистами. Коллектив оркестра преодолел многочисленные трудности послевоенных лет и заслужил право на полнокровную артистическую жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вавилов С. Корчинский Е. Н. // Томск от А до Я: Крат, энцикл. города. - Томск, 2004. -С. 166.
2. Вавилов С. Маломет М. И. // Томск от А до Я: Крат, энцикл. города. - Томск, 2004. -С. 202.
3. Вавилов С., Ткаленко Я. Дирижеры провинциального Томска на рубеже Х1Х-ХХ веков // Вести, муз. науки. - 2016. - № 3. -С. 108-116.
4. Вавилов С., Ткаленко Я. Из истории Томского симфонического оркестра // Культура. Ис-
кусство. Образование: Сб. науч. и метод, тр. Вып. 14. - Красноярск, 2016. - С. 53-59.
5. Вавилов С., Ткаленко Я. Симфоническое и оперное исполнительство в Томске в XIX веке // Муз. альм. Том. гос. ун-та. - 2016. -№ 1. - С. 44-51.
6. Воробьева Н. А. Евгений Николаевич Корчинский // Теоретики Томского музыкального училища. - Томск: Водолей, 1993. -С. 18-19.
7. Воробьева Н. А. Жизнь-легенда дирижера Моисея Маломета // Том. вестн. - 1996. -12 марта.
REFERENCES
1. Vavilov S. Korchinskij E. N. Tomsk ot A do from A to Ya. Brief encyclopedia of city of Ya. Kratkaya entsiklopediya goroda [Tomsk Tomsk]. Tomsk, 2004, p. 166.
2. Vavilov S. Malomet M. I. Tomsk ot A do Ya. Kratkaya entsiklopediya goroda [Tomsk from A to Ya. Brief encyclopedia of city of Tomsk]. Tomsk, 2004, p. 202.
3. Vavilov S., Tkalenko Ya. Conductors of provincial Tomsk at the turn of XIX-XX centuries. Vestnik muzykalnoj nauki [Journal of musical science], 2016, (3): 108-116.
4. Vavilov S., Tkalenko Ya. From history of the Tomsk Symphony Orchestra. Kultura. Iskusstvo. Obrazovanie [Culture. Art. Education]. Krasnoyarsk, 2016, Iss. 14, pp. 53-59.
Томский академический симфонический оркестр: начало пути
Рассмотрены первые годы деятельности Томского академического симфонического оркестра, одного из первых симфонических оркестров в Западной Сибири, созданного в 1946 г.
Симфоническое исполнительство в Томске зародилось в последней четверти XIX в., когда появились полупрофессиональные и полулюбительские оркестры, игравшие в театре, на массовых празднествах, в парках отдыха. Оркестры насчитывали в своем составе 30-40 музыкантов и им вполне по силам было исполнение оркестровых произведений: симфоний, увертюр, сюит.
В мае 1946 г. была создана Томская областная филармония, первым крупным коллективом которой стал симфонический оркестр. В 2016 г. этот коллектив отметил семидесятилетие. За эти годы оркестр заслуженно приобрел авторитет и славу одного из лучших симфонических оркестров Сибири.
Приведены сведения о первых руководителях оркестра. Большой вклад в становление и развитие симфонического оркестра внесли великолепные дирижеры М. И. Ма-ломет, М. И. Ривкин, А. М. Кац. Описаны условия, в которых пришлось работать коллективу оркестра.
Содержатся малоизвестные факты из концертной жизни Томска в конце 1940-х - начале 1950-х гг., приведен репертуар оркестра. Рассказано об участии оркестра в деятельности музыкального общественного Университета культуры, ставшего значительным явлением в жизни города.
Отмечено, что коллектив оркестра преодолел многочисленные трудности послевоен-
5. Vavilov S., Tkalenko Ya. Symphonic and opera performance in Tomsk in the 19th century. Muzykalnyj almanakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Music almanah of Tomsk State University], 2016, (1): 44-51.
6. Vorobieva N. A. Evgeniy Nikolaevich Korchinsky. Teoretiki Tomskogo muzykalnogo uchilishcha [Theorists of Tomsk musical school]. Tomsk, 1993, pp. 18-19.
7. Vorobieva N. A. Life of legend conductor Moses Malomet. Tomskij vestnik [Tomsk Herald], 1996, 12 March.
Tomsk state academic symphony orchestra: the beginning of the way
In the early years of the Tomsk academic Symphony Orchestra, one of the first symphonic orchestras in Western Siberia, was created in the year 1946. Symphonic performance in Tomsk began in the last quarter of the 19th century, when there were semi-professional and amateur orchestras that played at the theatre, at mass festivities, in the gardens of rest. Orchestras had a membership of 30-40 musicians and they were quite on forces available orchestral works: symphonies, overtures, suites.
In May 1946, was established Tomsk oblast Philharmonic Hall, which was the team's first major Symphony Orchestra. In 2016, the team observed the seventieth. Over the years the Orchestra has deservedly gained credibility and fame as one of the best symphony orchestras. The work provides information about the first leaders of the Orchestra. Significant contribution to the formation and development of the Symphony Orchestra made gorgeous conductors M. I. Malomet, M. I. Rivkin, A. M. Katz.
Describes the conditions under which the team had to work with the Orchestra. The work contains little known facts of the concert life of Tomsk in the end of 1940 and early 1950's, is an orchestra's repertoire. Learn about participating in the activities of the Orchestra Music University of culture, which has become a significant event in the life of the city.
In the work of the noted that the staff Orchestra overcame numerous difficulties in the postwar years and has earned the right to a full artistic life.
ных лет и заслужил право на полнокровную артистическую жизнь.
Ключевые слова: Томск, оркестр, дирижер, симфония, концерт, филармония.
Keywords: Tomsk, Orchestra, conductor, Symphony, concert, Philharmonic Hall.
Вавилов Станислав Платонович, кандидат технических наук, доцент Томского политехнического университета E-mail: baron @tpu.ru
Ткаленко Ярослав Владимирович, старший преподаватель Московского государственного института им. А. Г. Шнитке
Vavilov Stanislav Platonovich, Candidate of Technical Sciences, associate professor at the Tomsk Polytechnic University E-mail: [email protected]
Tkalenko Yaroslav Vladimirovich, Senior Lecturer at the Moscow State Institute named after A. G. Schnittke
Получено 28.10.2018