Научная статья на тему 'Симфонический оркестр в Царицыне – Сталинграде'

Симфонический оркестр в Царицыне – Сталинграде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симфонический оркестр Царицына – Сталинграда / А. Лапшин / А. Маргулян / Л. Гинзбург / К. Мазур / Г. Юдин / Б. Берман. / Tsaritsyn-Stalingrad Symphony Orchestra / A. Lapshin / A. Margulyan / L. Ginzburg / K. Mazur / G. Yudin / B. Berman.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смагина Ирина Александровна

Настоящая статья освещает вопрос о становлении и основных этапах развития оркестровых традиций в Царицыне – Сталинграде (1910– 1961). Автором представлено несколько попыток создания стационарного симфонического оркестра в Царицыне (1910, 1918); Сталинграде (1935–1940, 1947). Их рассмотрение дано в сравнении с общим ходом формирования российских оркестров (на отдельных примерах из истории музыкальной культуры Тамбова, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону), а также с учетом особенностей историко-культурного пути Царицына – Сталинграда. Характеризуя проблемы и трудности, препятствующие появлению стационарного симфонического оркестра в уездном Царицыне и краевой столице Сталинграде, автор выделяет роль личностей, так или иначе связанных с его творческой деятельностью: в частности, просвещённого любителя музыки А. В. Лапшина и А. Э. Маргуляна (царицынский период), И. М. Варейкиса, Л. М. Гинзбурга, К. Адлера, Г. Я. Юдина, Б. И. Бермана (сталинградский период).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Смагина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMPHONY ORCHESTRA IN TSARITSYN – STALINGRAD

This article covers the formation of the main stages of the development of orchestral traditions in Tsaritsyn Stalingrad (1910–1961). The author presents several attempts to create a stationary symphony orchestra in Tsaritsyn (1910, 1918); Stalingrad (1935–1940, 1947). Their consideration is given in comparison with the general course of the formation of Russian orchestras (with some examples from the history of musical culture of Tambov, Yekaterinburg, Rostov-on-Don), as well as taking into account the peculiarities of the historical and cultural path of Tsaritsyn Stalingrad. Describing the problems and difficulties that impede the appearance of a stationary symphony orchestra in Tsaritsyn district and the regional capital of Stalingrad, the author identifies the role of personalities in one way or another connected with his creative activity: in particular, the educated music lover A. V. Lapshin and A. E. Margulyan (Tsaritsyn period), I. M. Vareikis, L. M. Ginzburg, K. Adler, G. Y. Yudina, B. I. Berman (Stalingrad period).

Текст научной работы на тему «Симфонический оркестр в Царицыне – Сталинграде»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF THE SOUTH OF RUSSIA

«I » « и

DOI: https://doi.org/10.24411/2076-4766-2019-12013

И. А. СМАГИНА

ГБУК «Волгоградская филармония» СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР В ЦАРИЦЫНЕ - СТАЛИНГРАДЕ

ч II ф ч

История российских симфонических оркестров, будучи тесно связанной с культурными традициями регионов, в которых они появлялись и осуществляли свою творческую деятельность, складывалась по-разному. В конце XVIII - первых десятилетиях XIX века широкое распространение получили оркестры крепостных и общедоступных театров. Известно также о возникновении отдельных городских оркестров под патронатом губернаторов. К примеру, подобный оркестр функционировал в Тамбове в период губернаторства Г. Р. Державина в 1786-1788 годах1.

Благодатной средой для активного роста российских оркестров стали различного рода общественные объединения - кружки, союзы, общества любителей музыки, широко распространившиеся в XIX веке как в обеих столицах империи, так и в провинции. К примеру, на рубеже 80-х - 90-х годов в Екатеринбурге существовали три оркестра - Общественного собрания, театральный и городского музыкального кружка [5]. Особое явление в этом ряду - Санкт-Петербургское филармоническое общество, созданное в 1802 году как объединение музыкантов-профессионалов (его действительными членами могли быть только артисты оркестров императорских театров).

Мощным импульсом к активному развитию оркестровых коллективов стало учреждение в 1859 году Русского Музыкального общества

и возникновение сети учебных заведений при нем - музыкальных классов, затем училищ. Появляющиеся в них ученические оркестры, включавшие также преподавателей, нередко имели высокий уровень исполнительской культуры. Так, в марте 1897 года (всего лишь через полгода после открытия музыкальных классов при отделении ИРМО в Ростове-на-Дону) их директором М. Л. Пресманом был организован первый симфонический концерт [3, с. 20].

Опираясь на обширный свод данных, которыми располагает современное музыкальное краеведение, включая приведённую выше информацию из истории симфонических оркестров, появившихся на Урале, Юге и в Центральной России, отметим, что в большинстве российских губерний к концу XIX века существовали оркестры и в той или иной мере были сформированы традиции оркестровой культуры.

В отличие от них в провинциальном Царицыне, уездном городе, входящем в XIX веке в состав Саратовской губернии и развивавшемся на протяжении трёх столетий своей истории (основан в 1589 году) как торговый, купеческий город, наблюдается иная ситуация. Первые упоминания о концертах с участием оркестра появляются в царицынской прессе лишь в 1900-х годах. При этом трудно установить, о каком оркестре идет речь (струнном, камерном или собственно симфоническом).

Точно зафиксирована дата первого концерта с участием симфонического оркестра: он состоялся 27 апреля 1910 года в зале мужской Александровской гимназии. В концерте, наряду с инструментальными и вокальными сочинениями разных авторов, музыкантами (членами царицынского кружка любителей музыки) были исполнены две первые части Пятой симфонии Бетховена2. Дирижировал оркестром А. В. Лапшин (активный член упомянутого кружка, один из первых директоров Царицынского отделения ИРМО, потомственный почётный гражданин города, сын и наследник одного из богатейших купцов-миллионеров Царицына).

В дальнейшем упоминаются лишь немногие выступления оркестра царицынских музыкальных классов, судьба которого завершается в 1917 году. Попытки создания нового симфонического оркестра имеют место в послереволюционные годы. Губернский комитет партии большевиков - РКП (б) уполномочил действующую в Царицыне культурно-просветительскую комиссию создать симфонический коллектив из имеющихся в городе музыкантов (студентов и преподавателей музыкального училища), дополнив их небольшую численность приглашёнными исполнителями (из военных оркестров уезда и других городов). В качестве дирижера в Царицын из Петрограда был приглашён Арнольд Маргулян3.

В период «белой интервенции» в Царицыне (захвата города армиями генерала Краснова и барона Врангеля, 1918-1920) следы пролетарского симфонического оркестра теряются. По окончании гражданской войны - уже в начале 1920-х годов был создан и изредка выступал оркестр музыкального техникума (сегодня его бы назвали учебным оркестром). Известен, в частности, большой концерт, посвящённый Бетховену. Он состоялся на сцене концертного зала техникума в 1923 году [1, с. 82]. Сохранились отдельные отзывы о его выступлениях. К примеру: «Репертуар концертов музтехникума упадочен и минорен. Грустные мелодии Мендельсона и Массне организуют слушателей на упадочнический лад, ничего, кроме тоски, им не давая. Педагоги муз-техникума не захотели показать в музыке трак-торостроевских темпов...» [там же].

Новую - «сталинградскую» главу в истории оркестра (в 1925 году Царицын был переименован) открывают 1930-е годы, когда в городе появляются два театральных оркестра: в театре музыкальной комедии - в 1932 году и Театре юного зрителя в 1933 году.

Но как самостоятельная творческая единица симфонический оркестр появляется в Сталинграде в 1935 году - в период руководства краем

первого секретаря Сталинградского крайкома ВКП (б) Иосифа (Юозаса) Михайловича Варей-киса4. Время его руководства краем и отраслью, чрезвычайно короткое с точки зрения исторического процесса - неполных два года, на наш взгляд, можно считать периодом подлинной «культурной революции». Для этих лет, ставших важнейшей вехой в культурном строительстве края, характерно бурное развитие отрасли. В 1935-1936 годах в Сталинграде появляется целый ряд профессиональных учреждений и творческих коллективов: филармония и хоровая капелла, союз художников Сталинграда, Дом народного творчества.

Историю сталинградского оркестра, связанную с известнейшими именами в истории советского и мирового симфонического дирижирования, открывает прекрасное начало, а завершает печальный конец.

У его истоков стоял видный музыкант, один из основоположников советской дирижёрской школы - Лео Морицевич Гинзбург5, который в 1935 году приехал в Сталинград. В период создания оркестра, выступая на радио, он сказал о том, что в плане музыкальной культуры город представляет собой «неподнятую целину» [7, с. 4] и отметил «твердое решение партийных органов иметь в Сталинграде симфонический оркестр» [там же].

По совету Гинзбурга в город был приглашён знаменитый уже в то время австрийский дирижёр Курт Адлер6, работавший до того в Вене, Праге, Берлине, Киеве. Сохранилось его высказывание: «Я хочу создать полноценный симфонический оркестр с образцовой творческой атмосферой» [1, с. 114]. В качестве второго дирижёра из Москвы пригласили молодого, но уже опытного и известного в стране музыканта Гавриила Яковлевича Юдина7 (работал в сталинградском оркестре до 1937 года). Директором оркестра был назначен Н. А. Таллер.

В первом составе оркестра было 48 музыкантов, которые приехали в Сталинград из Москвы, Ленинграда, Саратова [6, с. 4]. К открытию первого симфонического сезона (состоялось в ноябре 1935 года) были подготовлены монументальное полотно Шестой симфонии П. И. Чайковского и увертюра к опере Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Известен ряд программ, исполненных оркестром в первом сезоне: они включали лучшие произведения русской и зарубежной классической музыки. Так, в одной из них прозвучали увертюра к опере К. М. Вебера «Оберон», Первая симфония Л. Бетховена и Концерт для фортепи-

ано с оркестром ^то11 Ф. Шопена, солировал Лев Оборин.

Подробная информация о текущем и планируемом репертуаре симфонического оркестра публиковалась в прессе. К примеру, в начале декабря 1935 года в прессе сообщалось, что число симфонических концертов, проводимых в помещении Дома Красной Армии, составляет до восьми в месяц, увеличен состав музыкантов оркестра - до 60 человек. В репертуаре - 3-я, 4-я и 5-я симфонии Л. Бетховена, 4-я симфония П. И. Чайковского, 2-я симфония и «Половецкие пляски» А. П. Бородина, оркестровая сюита «Шехеразада» и увертюра к опере «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова. В концертах планировалось участие приглашённых солистов Государственного академического Большого театра Союза ССР (ГАБТ): И. Козловского, С. Лемешева, М. Максаковой и пианиста Гр. Гинзбурга [4, с. 4].

Второй сезон симфонического оркестра (1936-1937 годы) должен был проходить под девизом «борьбы с провинциализмом», о чём заявил К. Адлер перед его началом [1, с. 115]. В концертные программы нового сезона были включены произведения И. Брамса, Б. Сметаны, М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Г. Берлиоза [2, с. 4]

Из объявлений в прессе узнаем о совместных концертах оркестра с приглашёнными артистами из Москвы: в 1936 году - со скрипачом-виртуозом, лауреатом международного конкурса в Варшаве Бусей Гольдштейном, солистом Большого театра Д. Бадридзе (тенор), в 1937 году - с пианистом Г. Эдельманом; солисткой ГАБТ, заслуженной артисткой республики Е. Катульской. Но в разгар второго концертного сезона К. Адлер уехал из Сталинграда за границу и больше никогда не возвращался в СССР. Примечательно, что в конце жизни на вопрос «Что Вы считаете своим выдающимся успехом?» он ответил: «Избежав Гитлера, я основал и дирижировал первым симфоническим оркестром Сталинграда»8.

Не обнаружив каких-либо документальных свидетельств об обстоятельствах, побудивших музыканта к отъезду, мы можем только предполагать о них. Поэтому одной из причин, как представляется, стал отъезд из Сталинграда руководителя края И. М. Варейкиса, всемерно поддержавшего инициативу создания оркестра. Другими причинами, возможно, стали отсутствие собственной репетиционной базы и концертного зала. Репетиции оркестра проходили в здании бывшей немецкой кирхи, а выступления - на сцене драматического театра и ТЮЗа, в городском саду. Волгоградский краевед Г. Н. Ан-

дрианова пишет в этой связи: «отсутствие широкого общественного мнения, плохая реклама, недостаточно воспитанный вкус большинства населения - всё это сказывалось на судьбе оркестра» [1, с. 115].

В 1937 году главным дирижёром Сталинградского симфонического оркестра стал Бруно Исидорович Берман9, незадолго до того - в 1935 году основавший симфонический оркестр в Ростове-на-Дону.

Под управлением Б. Бермана оркестр выступал со многими замечательными отечественными музыкантами: пианистами Я. Заком, П. Серебряковым (1939); струнным квартетом имени А. К. Глазунова. В 1939 году с участием оркестра была поставлена опера Ж. Бизе «Кармен» в концертном исполнении (заглавную партию исполнила солистка филармонии Е. И. Родионова). Помимо русской и зарубежной классики, оркестр имел в своем репертуаре произведения современных советских композиторов: Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, И. И. Дзержинского.

Но творческая деятельность Сталинградского симфонического оркестра в целом не находила должного понимания у широких слоёв публики, в составе которой преобладали рабочие заводов и фабрик, создававшие промышленную базу города, и осенью 1940 года он как самостоятельная творческая единица был ликвидирован. Большая часть музыкантов уехала в Ростов, где влилась в успешный симфонический оркестр, которым руководил дирижёр Марк Паверман. Известно о большом успехе у сталинградского слушателя Ростовского симфонического (объединённого) оркестра, приехавшего накануне войны в Сталинград с концертной программой, в которую вошли Первый фортепианный концерт и Итальянское каприччио П. И. Чайковского. Партию фортепиано исполнил пианист Григорий Гинзбург.

Следующая попытка создания в Сталинграде симфонического оркестра была предпринята после войны - в 1947 году. Главным дирижёром оркестра стал С. Н. Халаджиев, в то время возглавлявший оркестр театра музыкальной комедии. Известно о некоторых произведениях, звучавших в концертных программах нового коллектива: увертюра П. И. Чайковского «1812 год», отрывки из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, сопровождаемые комментариями лектора-музыковеда.

Но и эта попытка осталась лишь кратким эпизодом в истории музыкальной культуры Сталинграда, получившим продолжение лишь спустя полтора десятка лет - в 1960-е годы, когда в Волгоградском театре музыкальной комедии

вновь появился симфонический оркестр. Он выступал под управлением главного дирижёра театра Д. Д. Пекарского. Наряду с симфоническими концертами в Волгограде, оркестр, в составе которого было семьдесят музыкантов, выезжал на гастроли и имел высокие отзывы о своих замечательных программах. Но как самостоятельный коллектив театральный симфонический оркестр не состоялся и спустя некоторое время прекратил свое существование.

Ситуация в музыкальной жизни Волгограда кардинально изменилась в 1987 году, когда по решению областных властей для создания симфонического оркестра в Волгоград из Петербурга был приглашён известный российский дирижёр, признанный мастер дирижёрского

искусства Эдуард Афанасьевич Серов, который руководил коллективом без малого три десятилетия (1987-2016)10.

Подводя итоги сказанному, подчеркнём, что само появление симфонического оркестра в Царицыне и Сталинграде, а также трудности и проблемы в его творческой деятельности в рассматриваемые периоды были связаны со спецификой социокультурного развития города и многими драматическими событиями его исторического пути. Тем не менее, поистине замечательное царицынское и сталинградское прошлое симфонической музыки Волгограда, заметим, малоизвестное даже профессиональным музыкантам нашего города, требует высокой оценки и дальнейшего серьёзного изучения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подробнее: URL: http://www.tambovwolf.ru/ historicalexcursus/historicalexcursus02.html

(Дата обращения: 22.04. 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Информация дана в газете «Царицынский вестник» от 27 апреля 1910 года, № 3415 (без авторства). Библиотека Государственного архива Волгоградской области.

3 Арнольд Эвадьевич Маргулян (1879-1950) - дирижёр, народный артист РСФСР, один из видных представителей советского дирижёрского искусства. До 1917 года работал как директор оперных трупп на Урале (в Перми, Екатеринбурге), Украине (Харькове, Киеве), в Одессе и Тбилиси. В 1912-1922 годах - дирижёр Театра музыкальной драмы и Народного дома в Петрограде. Долгие годы работал в Екатеринбурге: в 19221924 годах - дирижёр, в 1937-1947 годах - главный дирижёр и художественный руководитель Свердловского академического театра оперы и балета имени А.В. Луначарского; с 1942 года -профессор Свердловской консерватории имени М. П. Мусоргского.

4 И. М. Варейкис (1894-1939) - революционер-большевик (с 1913 года), партийный деятель. Руководил Сталинградским краем с 20.03.1935 по 22.12.1936 года, в 1937 году был переведен из Сталинграда на Дальний Восток. Известно о его увлечении музыкой, искусством живописи (брал уроки у В. Поленова). В 1938 году И. М. Варейкис был арестован и в 1939 расстрелян.

5 Л. М. Гинзбург (1901-1979), советский дирижёр, пианист, теоретик музыки, педагог, профессор, ученик выдающегося русского дирижёра Н. С. Голованова; стажировался у знаменитого немецкого дирижёра-симфониста О. Клемперера (1929-1931). Около полувека (с 1930 до

1979) преподавал в Московской консерватории, с 1939 года - профессор МГК. Среди его учеников - видные представители советской школы симфонического дирижирования: народные артисты СССР В. Дударова, К. Иванов, Д. Китаенко, В. Федосеев, народные артисты России П. Коган, А. Лазарев.

6 Курт Адлер (1907-1977) - известный австрийский дирижёр-симфонист, хормейстер и пианист. После окончания Венского университета (1927), где он учился у Гвидо Адлера (теория музыки), Эриха Клайбера (дирижирование), Адлер работал в должности капельмейстера в одном из венских театров, дирижировал фестивальными программами в Зальцбурге (19251928), постановками в Берлинской государственной опере (1928-1929), организовал студенческий симфонический оркестр Пражской академии музыки, работал в Немецкой опере Праги (19291932). С приходом к власти нацистов в 1933 году эмигрировал в СССР. Работал в Киевской опере, руководил симфоническим оркестром Киевской консерватории (1934-1935). В 1936 году возглавил Сталинградский симфонический оркестр (руководил до середины 1937 года). В 1938 году переехал в США; работал в оперных театрах Чикаго, Сан-Франциско, Нью-Йорка (хормейстер и дирижёр Метрополитен-Опера с 1943 по 1973). URL: http://facecollection.ru/people/kurt-adler (Дата обращения: 22.04. 2016).

7 Г.Я. Юдин (1905-1991), известный советский дирижёр, композитор и педагог; двоюродный брат пианистки Марии Юдиной. Главный дирижёр филармонических оркестров Архангельска, Горького, Кишинёва; работал в оперных театрах

Москвы, Перми, Уфы, Самары - посвятил дирижёрскому искусству свыше 60 лет жизни.

8 URL: http://ru.knowledgr.com/09730022 (Дата обращения: 22.04. 2016).

9 Б.И. Берман (1898 - после 1958), скрипач, альтист, дирижёр-симфонист. Выпускник музыкального училища при Ростовском-на-Дону Императорском русском музыкальном обществе по классу скрипки (1916), Московской консерватории по теории музыки (ученик М. Ф. Гнесина, 1921). Помимо создания Ростовского симфонического оркестра, Б. И. Берман стоял у истоков возникновения симфонических ор-

кестров в Воронеже, Куйбышеве, Барнауле.

10 Э. А. Серов (1937-2016), народный артист РФ, ассистент Е. Мравинского (1962-1968), лауреат первого Международного конкурса дирижеров, проводимого Фондом Г. фон Карая-на (Западный Берлин, 1969); первый главный дирижёр симфонического оркестра Ульяновской филармонии (1968-1977), художественный руководитель и дирижёр Ленинградского камерного оркестра старинной и современной музыки (1974-1985). Симфонический оркестр Волгограда возглавлял с 1987 по 2016 год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианова Г. Это было в нашей истории. Волгоград: Панорама, 2013. 336 с.

2. Глинский [без инициалов] Симфонический оркестр и его возможности // Сталинградская правда, 1936, 16 ноября. Библиотека Государственного архива Волгоградской области.

3. Коккезова А. Музыкально-общественная деятельность М. Л. Пресмана и её роль в развитии музыкальной культуры Ростова-на-Дону в конце XIX - начале ХХ века. Автореф. дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Ростов на/Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2017. 34 с.

4. Музыкальный сезон в разгаре [автор указан как Вл. П-в] // Сталинградская правда, 1935,

3 декабря. Библиотека Государственного архива Волгоградской области.

5. Никитина Н., Шабалина Л. Из истории становления симфонических сезонов в Екатеринбурге - Свердловске (1880-1930). URL:http:// www.elib.uraic.ru>bitstream/123456789/1119/1/ch-ирт...(Дата обращения: 27.03.2019)

6. Симфонический оркестр существует // Сталинградская правда, 1935, 22 сентября. Библиотека Государственного архива Волгоградской области.

7. Сталинграду - первоклассный симфонический оркестр // Сталинградская правда, 1935, 21 апреля. Библиотека Государственного архива Волгоградской области.

„ REFERENCES «,

1. Andrianova G. Eto bylo v nashej istorii [It was in our history]. Volgograd: Panorama, 2013. 336 p.

2. Glinskij [without name] Simfonicheskij orkestr i ego voz-mozhnosti [Symphony Orchestra and its possibilities] // Stalingradskaya pravda, 1936, 16 November. Biblioteka Gosudarstvennogo arhiva Volgogradskoj oblasti [The Library of the State Archive of the Volgograd region].

3. Kokkezova A. Muzykal'no-obshchestvennaya deyatel'nost' M. L. Presmana i eyo rol' v razvitii muzykal'noj kul'tury Rostova-na-Donu v konce XIX - nachale HH veka [Musical and social activities of M. L. Presman and its role in the development of the musical culture of Rostov-on-Don in the late XIX - early XX centuries]: Synopsis for PhD. Rostov-on-Don: Rachaninov Rostov State Conservatory PH, 2017. 34 p.

4. Muzykal'nyj sezon v razgare [author listed as Vl. P-in] [The musical season is in full swing] // Stalingradskaya pravda, 1935, 3 December. Biblioteka Gosudarstvennogo arhiva Volgogradskoj

oblasti [The Library of the State Archive of the Volgograd region].

5. Nikitina N., Shabalina L. Iz istorii stanovleniya simfonicheskih sezonov v Ekaterinburge -Sverdlovske (1880-1930) [From the history of the formation of symphonic seasons in Yekaterinburg - Sverdlovsk (1880-1930)]. URL: http://www. elib. uraic.ru>bitstream/123456789/1119/1/chupin

6. Simfonicheskij orkestr sushchestvuet [Symphony orchestra exists] // Stalingradskaya pravda, 1935, 22 September. Biblioteka Gosudarstvennogo arhiva Volgogradskoj oblasti [The Library of the State Archive of the Volgograd region].

7. Stalingradu - pervoklassnyj simfonicheskij orkestr [First-class symphony orchestra to Stalingrad] // Stalingradskaya pravda, 1935, 21 April. Biblioteka Gosudarstvennogo arhiva Volgogradskoj oblasti [The Library of the State Archive of the Volgograd region].

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР В ЦАРИЦЫНЕ - СТАЛИНГРАДЕ

Настоящая статья освещает вопрос о становлении и основных этапах развития оркестровых традиций в Царицыне - Сталинграде (19101961). Автором представлено несколько попыток создания стационарного симфонического оркестра в Царицыне (1910, 1918); Сталинграде (1935-1940, 1947). Их рассмотрение дано в сравнении с общим ходом формирования российских оркестров (на отдельных примерах из истории музыкальной культуры Тамбова, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону), а также с учетом особенностей историко-культурного пути Царицына - Сталинграда.

Характеризуя проблемы и трудности, препятствующие появлению стационарного симфонического оркестра в уездном Царицыне и краевой столице Сталинграде, автор выделяет роль личностей, так или иначе связанных с его творческой деятельностью: в частности, просвещённого любителя музыки А. В. Лапшина и А. Э. Маргу-ляна (царицынский период), И. М. Варейкиса, Л. М. Гинзбурга, К. Адлера, Г. Я. Юдина, Б. И. Бер-мана (сталинградский период).

Ключевые слова: симфонический оркестр Царицына - Сталинграда, А. Лапшин, А. Маргу-лян, Л. Гинзбург, К. Мазур, Г. Юдин, Б. Берман.

SYMPHONY ORCHESTRA IN TSARITSYN - STALINGRAD

This article covers the formation of the main stages of the development of orchestral traditions in Tsaritsyn - Stalingrad (1910-1961). The author presents several attempts to create a stationary symphony orchestra in Tsaritsyn (1910, 1918); Stalingrad (1935-1940, 1947). Their consideration is given in comparison with the general course of the formation of Russian orchestras (with some examples from the history of musical culture of Tambov, Yekaterinburg, Rostov-on-Don), as well as taking into account the peculiarities of the historical and cultural path of Tsaritsyn - Stalingrad.

Describing the problems and difficulties that impede the appearance of a stationary symphony orchestra in Tsaritsyn district and the regional capital of Stalingrad, the author identifies the role of personalities in one way or another connected with his creative activity: in particular, the educated music lover A. V. Lapshin and A. E. Margulyan (Tsaritsyn period), I. M. Vareikis, L. M. Ginzburg, K. Adler, G. Y. Yudina, B. I. Berman (Stalingrad period).

Keywords: Tsaritsyn-Stalingrad Symphony Orchestra, A. Lapshin, A. Margulyan, L. Ginzburg, K. Mazur, G. Yudin, B. Berman.

Смагина Ирина Александровна

главный специалист отдела творческого планирования Волгоградская государственная филармония

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, 400131, Волгоград e-mail: ismagina34@gmail.com

Irina A. Smagina

Chief Executive of the Creative Planning Department Volgograd State Philharmonic Society Russia, 400131, Volgograd e-mail: ismagina34@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.