УДК 785.11 (470.325)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА
Т. И. Карачарова1-*, Л. Н. Барбар2)
^Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected] 2)Белгородская государственная филармония e-mail: [email protected]
В данной статье анализируются разнообразные аспекты деятельности симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, которому в концертном сезоне 2013-2014 г.г. исполняется 20 лет. Авторы опираются как на исторические факты становления музыкальной культуры Белгорода, так и на свидетельства непосредственных участников процесса формирования и развития симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии.
Ключевые слова: русская провинция, музыкальная культура, классическая музыка,
симфонический оркестр, история коллектива, дирижеры, репертуар, музыкально-просветительская деятельность, гастроли, традиции.
Музыкальная жизнь провинциальных городов современной России пестра и разножанрова. Ее насыщенность концертами, особенно академической направленности, зависит от целого ряда факторов, среди которых, в первую очередь, - наличие в городе филармонии и творческих коллективов в ней, пропагандирующих классическую музыку. Даже в достаточно крупных городах, имеющих славное историческое прошлое или территориально близких столице, не все филармонии располагают профессиональными симфоническими оркестрами - истинными носителями традиций классической симфонической школы, выдержавшей испытание временем.
В этом контексте деятельность симфонического оркестра Белгородской государственной областной филармонии, которому в этом году исполняется всего лишь 20 лет, неординарна и, пожалуй, во многом показательна. Прежде всего, укажем на то, что само существование симфонического оркестра в провинциальном городе России можно рассматривать как заметное явление культурной жизни. Но наличие высокопрофессионального симфонического оркестра (в составе коллектива 105 человек), способного исполнить классическую музыку любой сложности, ведущего активнейшую концертную деятельность и имеющего всегда заполненные залы (а часто и аншлаги) - явление еще более редкое и удивительное для города, население которого составляет около 400 тысяч, а вся область - неполных полтора миллиона человек.
Появление такого крупного концертного коллектива невозможно без выполнения целого ряда условий разного характера. Во-первых, для создания оркестра нужна добрая воля руководителей области, управления культуры и филармонии. Во-вторых, необходимы высокопрофессиональные музыканты и талантливый дирижер, имеющий организаторские способности и способный увлечь за
собой коллектив. В-третьих, надобны немалые материальные средства и условия для содержания оркестра: помещение, инструменты, достойная зарплата музыкантам, возможность гастрольной деятельности и т.д. И еще, пожалуй, одно из самых важных условий - должны быть слушатели, готовые воспринимать серьезную симфоническую музыку.
И в Белгороде, небольшом провинциальном (по определению, но не по сути) городе, были созданы все условия для того, чтобы смог появиться и вот уже 20 лет успешно работать большой симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии.
Исторически появление симфонических коллективов в провинциальной России было обусловлено активной деятельностью Русского музыкального общества (РМО) с конца 1850-х - начала 1860-х годов. С 1868 года общество стало именоваться Императорским Русским музыкальным обществом, т.к. находилось под покровительством императорской фамилии. Ставя целью распространение музыкального образования не только в столице, но и в провинции, приобщение широких слоев населения к классической музыке, зарубежной и русской, РМО содействовало открытию консерваторий в Петербурге, Москве, Саратове, Одессе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и др. городах, где готовили музыкантов оркестровых специальностей.
Развитие же музыкальной культуры Белгорода сдерживалось тем, что город был территориально подчинен Курской губернии (позже - Курской области). Музыкальное образование Курска ведет свое летоисчисление со дня публикации объявления отставного полковника М.П. Гердличко о наборе мальчиков в музыкальную школу (опубликовано в Курских губернских ведомостях 5 июня 1843 года)1. Но и в самом губернском городе не существовало отделения РМО вплоть до 19 декабря 1911 года (как утверждают исследователи истории музыкальной культуры Курского края, именно это число и можно считать датой начала деятельности ИРМО2). Музыкальные же классы при отделении ИРМО, финансируемые государством, открылись еще позже - 26 сентября 1915 г.3 «К 1916 году концертная деятельность отделения приобретает достаточно регулярный характер: на
концертную эстраду выходят солисты нового поколения - пианисты М. А. Крутянский и А. А. Даугулл, виолончелист Ф. Ю. Лерль, скрипачи И. А. Егудкин и И. М. Мочаров. Они же становятся инициаторами создания камерных коллективов - трио и струнного квартета»4, - пишет С.Е. Горлинская.
В Белгороде любители классической музыки довольствовались гастролями заезжих профессиональных коллективов и выступлениями местных музыкантов-любителей. Из книги белгородского краеведа А.Н. Крупенкова известно о существовании в городе самодеятельного струнного оркестра (после установления в 1920 году советской власти), проводившего репетиции на втором этаже бывшего клуба общественного собрания (дом купца Н. Н. Самойлова)5. До революции же, как
1 Брежнева Т.А. История становления и развития музыкального образования в Курском крае (Вторая четверть XIX - начало XX века): Дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2005. С. 57.
2 Горлинская С.Е. Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года: Автореферат дисс. ...
канд. иск.: 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2009. С. 4.
3 Журнал Главной Дирекции ИРМО // ЦГИА . - Ф. 408. - Оп. 1. - Ед. хр. №630. - Л 135.
4 Горлинская С.Е. Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года: Автореферат дисс. .
канд. иск.: 17.00.02. - Ростов-на-Дону, 2009. С. 5.
5 Крупенков А.Н. Пройдемся по старому Белгороду. 5-е изд. Белгород: КОНСТАНТА, 2011. С.
и долгие годы после нее, «белгородцы были избалованы музыкою, театром и оперой благодаря близости Харькова (2 часа езды)»6. Музыкальное образование можно было получить только в частных школах: сохранились сведения о существовании частных Музыкальных курсов П. К. Костышева (открылись в 1907 году)7.
Государственных музыкальных образовательных учреждений, готовящих профессиональных артистов оркестра, в Белгороде не было. С большим отставанием от других городов, только в 1946 году в городе открылась Первая музыкальная школа. Лишь получив статус областного центра в 1954 году, Белгород начинает целеустремленный путь к развитию профессионального музыкального образования. В 1959 году сделало свой первый набор Белгородское музыкальное училище, в 1960-м открывает двери культурно-просветительное училище. Пройдет всего четыре десятилетия, и в 2000-м году начинает свою историю Белгородский государственный институт искусств и культуры, объединив в себе лучшие профессиональные кадры музыкального училища и колледжа культуры. На кафедрах ведется профессиональная подготовка артистов симфонического оркестра разных специальностей. Между филармоническим оркестром и вузом плодотворное сотрудничество: многие из выпускников работают в филармоническом оркестре, в то же время ведущие артисты оркестра преподают в БГИИК.
Проследим этапы становления коллектива. Выпускники Харьковского института искусств и других ведущих консерваторий (Москвы, Киева, Ленинграда, Одессы) составили основу «прародителя» симфонического оркестра Белгородской филармонии - камерного оркестра. В 1991 году Лев Исаакович Арштейн, собрав первый состав, подготовил концертную программу из произведений популярной классики. Премьера состоялась на сцене Большого зала Белгородского музыкального училища им. С.А. Дегтярева, завершала концертную программу «Пассакалия» Г. Ф. Генделя.
Формирование первого состава симфонического оркестра Белгородской филармонии происходило по инициативе начальника управления культуры Белгородской области Андрея Владимировича Кулабухова и директора филармонии, ее художественного руководителя - Ивана Григорьевича Трунова в сезон 1993-1994 г.г. (дирижер - Александр Сурженко).
В 1994 году в оркестр пришел главный дирижер Александр Шадрин. Представитель сразу трех ведущих консерваторий (Горьковской им. М. И. Глинки, Ленинградской им. Н. А. Римского-Корсакова и Московской им. П. И. Чайковского), ученик выдающегося музыканта, дирижера Г. Н. Рождественского, А. Шадрин отличался широкой эрудицией в области музыкального искусства, виртуозно владел мануальной техникой. С его приходом начался длительный путь профессионального роста оркестра, накопления репертуара, формирования основных направлений работы коллектива.
С февраля 2006 года оркестр возглавляет заслуженный деятель искусств Украины, обладатель специального приза I Международного конкурса дирижеров им. С. Турчака (1994 г.) Рашит Нигаматуллин. Г. Н. Рождественский так отзывался о своем ученике: «Нигаматуллин - чрезвычайно одаренный дирижер. В нем удачно и гармонично сочетаются два слагаемых - яркое артистическое, исполнительское дарование и способность к аналитике. Острый интерес к проблемам стиля.
6 Кулегаев И. Путеводитель по Белгороду. Харьков, 1911. С. 49.
7 Горлинская С.Е. Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года: Автореферат дисс. . канд. иск.: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2009. С. 5.
Нигаматуллин обладает виртуозной и естественной дирижерской техникой, его оркестровый слух тонок и точен».
Талантливый дирижер и организатор, Р. Нигаматуллин начинает работу с наиважнейшей проблемы - качественного обновления состава оркестра. Чтобы осознать ее значение, приведем слова президента Союза концертных организаций России, генерального директора Московской филармонии Алексея Шалашова о кадрах: «Эта ситуация настолько острая, что мы уже стоим на пороге неизбежного приглашения оркестровых музыкантов из-за рубежа. Нам просто негде взять собственных: старое поколение уходит, а новое поколение уезжает»8. Р.
Нигаматуллин своевременно увидел проблему, приступив несколько лет назад к интенсивному обновлению состава оркестра. Проведение конкурсного отбора выпускников лучших музыкальных вузов страны позволило не только сохранить, но и ощутимо поднять профессиональный исполнительский уровень оркестра.
Сейчас в коллективе играют выпускники Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Музыкальной академии им. Гнесиных, Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, консерваторий Нижнего Новгорода, Саратова, Астрахани, Петрозаводска, Казани, Челябинска, институтов искусств Ростова-на-Дону, Воронежа, Тамбова, а также из музыкальных вузов стран бывшего СССР: Ташкента, Харькова и др. Молодые музыканты, недавно закончившие учебные заведения, и опытные оркестранты, такие как Валерий Гришенькин, Игорь Польщиков, Георгий Девятников, Ирина Бывальцева, Светлана Макаренко, Николай Габриэлян, Людмила Александрова, Валерий Островский, Виталий Прокопенко -вместе составляют высокопрофессиональный коллектив, которому под силу практически любая по сложности программа.
Особо следует отметить солистов оркестра: лауреатов международных конкурсов Ирину Александрову (виолончель), Ирину Соколову (фортепиано) и Дмитрия Филатова (флейта), лауреата всероссийского конкурса Андрея Долинского (труба), Михаила Пидручного (флейта, пан-флейта). Появились и свои музыкальные династии - в составе оркестра представители нескольких семей: Диана и Олег Хегай, Инна и Юрий Макаренко, Александр, Раиса и Юрий Юрины.
Но в целом состав оркестра молодой: 70% оркестрантов - это музыканты до 35 лет. Что привлекает молодежь? Почему играть в симфоническом оркестре считается престижно?
Не будем отрицать, что в наше время немаловажную роль играет материальная поддержка музыкантов. Симфонический оркестр находится в сфере постоянного внимания (и это не секрет) губернатора Белгородской области Е. С. Савченко и начальника управления культуры Белгородской области С. И. Курганского. Коллективу предоставлена возможность выступать в превосходном концертном зале нового здания филармонии, проводить репетиции в отвечающем всем требованиям репетиториях. Для оркестра приобретаются новые качественные музыкальные инструменты, комфортабельные автобусы для гастролей, организован пошив сценических костюмов, наконец - определены достойные зарплаты (наиболее высокие среди музыкальных коллективов филармонии) и возможность решить квартирный вопрос.
Но для музыканта, прежде всего, важна возможность реализовать свои творческие способности в состоявшемся профессиональном коллективе, быть причастным к настоящему, высокому искусству, серьезной симфонической музыке.
Следует отметить, что практически со дня основания оркестра руководство филармонии (в лице ее прежнего художественного руководителя И. Г. Трунова) и первый главный дирижер Александр Шадрин в репертуарной политике ориентировались на классическую академическую музыку. Приведем, к примеру, содержание программы концерта симфонического оркестра на открытии 31-го сезона филармонии (1997-1998 г.г. или пятого года работы оркестра): И. Брамс Симфония №1; П. И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром №1, солист Владимир Селивохин. В этом же сезоне были исполнены все фортепианные концерты С. В. Рахманинова, почти все симфонии П. И. Чайковского.
Активный процесс освоения и наращивания репертуара привел к тому, что имея серьезный багаж, в последние сезоны обновляется до 40% общего репертуара оркестра! Симфонии и симфонические произведения, инструментальные концерты, оперная музыка русских и западноевропейских композиторов XIX - XX веков, вокально-симфоническая музыка составляют основу концертных программ, находятся всегда в центре внимания главного дирижера. Так, сегодня в репертуаре оркестра все симфонии и концерты Л. Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского, С. Рахманинова, почти все симфонии Г. Малера, симфонии и концерты
B. А. Моцарта, Й. Гайдна, Г. Берлиоза, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского, К. Шимановского и многих других композиторов, в том числе современных. К примеру, с 40-го по 46-й концертные сезоны (2006 - 2013 годы) впервые на белгородских сценах прозвучали с 1-ой по 7-ю симфонии Г. Малера, 7-я симфония А. Брукнера, Концерт для фортепиано с оркестром и 7-я, 8-я симфонии
А. Дворжака, «Остров мертвых», фортепианные концерты и симфонии
C. Рахманинова, 21-я симфония Н. Мясковского, оратория «Сотворение мира» и 99,
104-я симфонии Й. Гайдна, «Скифская сюита» С. Прокофьева, Концерт для оркестра Б. Бартока, «Энигма» - вариации Э. Элгара, «Вальс» и «Болеро» М. Равеля, 2-я и 3-я симфонии А. Скрябина, 1, 4, 5 и 15-я симфонии Д. Шостаковича и многое другое. В сценическом варианте поставлены оперы «Алеко» С. Рахманинова и «Дон Паскуале» Г. Доницетти, сцены из «Вестсайдской истории» Л. Бернстайна, в концертном исполнении прозвучали «Иоланта», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» П.
Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Колокольчик» Г. Доницетти. Репертуарный список пополняется, коллектив находится в постоянном творческом поиске и желании освоить новое. С каждой исполненной программой симфонический оркестр демонстрирует и свой профессиональный рост.
Важнейшее направление работы симфонического оркестра - музыкальнопросветительская деятельность коллектива, как в Белгороде, так и в населенных пунктах по Белгородской области. Симфоническая музыка непроста для восприятия неподготовленного слушателя, но обладает огромным духовным и воспитательным потенциалом. Как пишет М. Е. Тараканов, «симфония идеально приспособлена для решения ... извечной задачи — познания человеком самого себя, проникновение в космос внутреннего мира, осознания духовной природы людей, проступающей в борьбе противоречивых побуждений»9. Важность музыкального просвещения населения акцентирует главный дирижер оркестра Р. Нигаматуллин, творческое кредо
9 Тараканов М. Е. Жанр симфонии. ИКЬ: http://art.sovfarfor.com/muzyka/zhanr-simfonii.
которого: «Играть надо так, чтобы самый неискушенный слушатель понял, что ты хочешь, и ему было интересно.», «от сердца музыканта — к сердцу слушателя».
Надо сказать, что процесс приобщения к слушанию симфонической музыки был достаточно сложен: если в первых поездках по Белгородской области (в 1997 г.) на симфонический оркестр приходили смотреть как на «ярмарочную диковинку», то постепенно, ежегодными гастролями по всем районам область была «завоевана». В контрасте со многими регионами России, где «уже лет 20 назад произошло резкое сокращение концертов академической музыки., во многих городах разрушаются традиции филармонической аудитории, когда родители или бабушки регулярно ходят с детьми на концерты»10, количество посетителей концертов симфонического оркестра растет с каждым годом. Согласно статистке, ведущейся в филармонии, концерты симфонического оркестра ежегодно посещают более 12000 человек.
Музыкальному просвещению способствует и полюбившаяся слушателям абонементная система. Анализ динамики ее развития показывает, что вместо одного абонемента с участием симфонического оркестра в 30-м сезоне (1996 - 1997 г.г.) в последних сезонах реализуются не менее восьми симфонических абонементов, охватывающих все возрастные группы, начиная с дошкольников и школьников. Концерты абонементов вовлекают их в удивительный мир симфонической музыки и искусства дирижирования: «Детский сад и музыка», «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей», «Шедевры мировой музыки», «Виват, маэстро!», «Симфонические шлягеры», «Студенческий» и выездные в г. Губкин и г. Старый Оскол. Приведем интересный факт, свидетельствующий о востребованности оркестра младшим поколением: если первые абонементные концерты для детей охватывали всего 150 человек, то в последние сезоны число детей (дошкольников и школьников), пришедших на концерты симфонического оркестра, выросло до 2000 человек (для небольшой области это высокий показатель).
Большой вклад в музыкальное просвещение населения области вносит второй дирижер оркестра - Дмитрий Филатов, талантливый и перспективный представитель нового поколения российской плеяды дирижеров, лауреат областной премии «Молодость Белгородчины». У Дмитрия много творческих планов и идей, реализация которых составит прочную основу для будущего, для достижения им и симфоническим оркестром вершин исполнительского мастерства.
За прошедшие годы в деятельности коллектива сложился ряд замечательных традиций. Одна из них - проведение Фестивалей современной музыки, знакомящих слушателей с шедеврами крупнейших композиторов нашего времени: А. Шнитке, К. Хачатуряна, Б. Тищенко, Р. Леденева, В. Казенина, Г. Канчели, А. Караманова, Т. Хренникова-младшего, А. Ирадяна и др., и пропагандирующих новые сочинения талантливых композиторов-белгородцев: Ю. Мишина, Ю. Гусева, Е. Латыш-
Бирюковой, Н. Бирюкова и др. Так, на закрытии Фестиваля современной музыки в ноябре 2011 г. была исполнена Литургия Г. Канчели «Оплаканные ветром» для большого симфонического оркестра и солирующего альта, - произведение, потрясшее слушателей и своим содержанием, и исполнением под управлением главного дирижера Р. Нигаматуллина. Музыковед Л. Марченко (Санкт-Петербург) точно подмечает, что «. в лице Рашита Нигаматуллина композиторы нашли чуткого интерпретатора. Дирижер имеет вкус к современной музыке, ему подвластны хитросплетения сложных партитур, в своем исполнении он стремиться выявить
индивидуальные черты музыки каждого композитора. Качество звучания оркестра -очень высокое, что, конечно, не достигается без большой и тщательной работы»11.
Оркестр является основным участником и других фестивалей, получивших большой резонанс среди белгородцев и гостей города, среди них: «Шереметевские музыкальные ассамблеи» (2012, 2013 г.) и «От классики до джаза. Борислав Струлёв и друзья» (2012, 2013 г.).
О зрелости коллектива, его творческой полноценности, самобытности, говорит и обширная география гастрольной жизни: симфонический оркестр неоднократно выступал во Франции, побывал в Швейцарии, Китае, принимал участие в фестивалях Харькова, Москвы, Курска, Орла, Иваново, Тамбова и других городов. В 2003 г. оркестр участвовал в юбилейном 25-ом Международном фестивале современной музыки «Московская осень - 2003» - самом престижном отечественном
академическом фестивале тех лет, свой успех в освоении современной музыки оркестр повторил уже на 34-ом Международном фестивале современной музыки «Московская осень - 2012». В 2008 г. симфонический оркестр был принят членом «Ассоциации симфонических и камерных оркестров России». В 2009 г. коллектив поддержал инициативу редакции газеты «Музыкальное обозрение» и наряду с 50 оркестрами и музыкальными организациями принял участие в юбилейных мероприятиях, посвященных 20-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение». В 2010 г. оркестр участвовал в Фестивале «Панорама музыки России», посвященном 50-летию Союза композиторов России, и приуроченному к X съезду Союза композиторов России. В 2010г. оркестру была присуждена Премия Центрального федерального округа в области литературы и искусства. В 2012 г. коллектив с триумфальным успехом выступил во II Симфоническом форуме оркестров России, о чем остались многочисленные похвальные отзывы в региональной и столичной прессе.
За два десятилетия коллектив сотрудничал со многими замечательными оркестровыми дирижерами, такими как: Ф. Мансуров, В. Понькин, Е. Бушков, Э. Дядюра, К. Жарко, А. Дашунин (Москва), А. Полищук, А. Медведев (Санкт-Петербург), А. Оселков (Ярославль), Е. Шестаков (Омск), В. Венедиктов (Волгоград),
В. Онуфриев (Архангельск), В. Вербицкий (Воронеж), А. Галанов (Минск), Э. Ледюк-Баром (Франция), А. Уолкер (Великобритания), У. Фогель и К. Орбелян (США). В разные годы с оркестром выступали выдающиеся отечественные исполнители: Н. Петров, И. Архипова, В. Пьявко, В. Горностаева, А. Наседкин, Т. Алиханов, Д. Крамер, А. Севидов, В. Селивохин, А. Гиндин, Д. Мацуев, Е. Мечетина, М. Федотов, И. Федоров, Д. Хворостовский и многие другие. Тесные творческие контакты связывают оркестр с Союзом композиторов РФ и его председателем В. И. Казениным. На Фестивалях современной музыки в Белгороде побывали Р. Леденев, А. Эшпай, В. Казенин, В. Кикта, С. Жуков, А.Ларин, Е. Подгайц, К. Хачатурян, Т. Хренников-
младший... Все гастролирующие дирижеры и солисты готовы продолжить творческие взаимоотношения с Белгородским симфоническим оркестром, что еще раз подтверждает высокий профессиональный уровень его исполнительского мастерства.
Особо отметим, что на столичных меломанов и профессиональных музыкантов оркестр производит самое благоприятное впечатление. Так, петербургский музыкальный критик и композитор Р. Рудица, услышав в исполнении оркестра Первую симфонию и Концерт №1 для скрипки с оркестром Д. Шостаковича (фестиваль «Шостакович и Свиридов: «И звезда с звездою говорит», проводимом в г.
11 Марченко Л. Белгородские виртуозы - дома и в столице // Музыкальная жизнь. 2013. №1
Курске, 2007 г.), выразил в своей рецензии удивление мастерством коллектива: «Белгородский коллектив замечателен своей собранностью, управляемостью - вместе с тем, чужд рутины, игра оркестрантов пластична, сердечна, звук красив и хорошо сбалансирован. Теплота, ненавязчивое полнозвучие струнных - важное достоинство коллектива, медные точны, «вокальны» - что вообще встречается редко.». В отзыве на один из концертов, прозвучавших в Московском Доме композиторов, С. Слонимский пишет: «Я восхищён талантливостью дирижёра Рашита
Нигаматуллина и столичным уровнем прекрасного Белгородского симфонического оркестра. Сложная, разнообразная, даже контрастная по стилям современная программа симфонических новинок разучена дирижёрами Р. Нигаматуллиным и Д. Филатовым по-настоящему высокопрофессионально, с тонкой нюансировкой и динамикой, с глубоким пониманием музыки. Белгород может гордиться своей высокой музыкальной культурой!».
Новый 47-ой концертный сезон филармония открыла по традиции 1 октября, в День музыки, концертом симфонического оркестра. Звучали «Симфонические танцы»
С. Рахманинова и фортепианный концерт Р. Шумана (солист - Никита Мндоянц). В зале - аншлаг, бурные овации благодарных зрителей долго не отпускали любимый коллектив со сцены... В планах этого сезона - исполнение «Реквиема» Д. Верди, поэмы «Колокола» С. Рахманинова, Симфонии № 9 Г. Малера, Симфонии №4
С. Прокофьева, «Альпийской симфонии» Р. Штрауса, концертов С. Барбера,
В. Лютославского. Оркестр примет участие в престижных творческих проектах, таких как VII Всероссийский фестиваль А. Петрова, «Музыкальное передвижничество» (совместный концертный проект филармонии и Союза композиторов РФ), в III Фестивале «Шереметевские музыкальные ассамблеи». Ждут симфонический оркестр Москва и Санкт-Петербург: в июле 2014 года коллектив впервые выступит в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, а в октябре 2014 года оркестр примет участие в программе абонемента Московской государственной академической филармонии и выступит в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
Но, пожалуй, больше всего выступлений оркестра ждут на родной земле, в Белгороде. Симфонический оркестр сегодня - эпицентр музыкальной культуры Белогорья, на коллектив возложена миссия сохранения и развития традиций русской и европейской симфонической исполнительской культуры, умелой их интерпретации и адаптации к современным российским социокультурным условиям. Своеобразный «бренд», символ музыкальной культуры области, симфонический оркестр Белгородской филармонии к своему юному 20-летнему юбилею выглядит как слаженный коллектив, достигший зрелости, профессионального мастерства, и обладающий при этом значительным творческим исполнительским потенциалом.
В 2013 году произошла смена руководства филармонии (директор - С. Ю. Боруха, художественный руководитель - Е. А. Алешников), но не изменилась общая стратегия ее развития, в которой симфонический оркестр по-прежнему занимает ведущее место.
Все плодотворнее становится сотрудничество между филармоническим оркестром и вузом Белгородским государственным институтом искусств и культуры: многие из выпускников работают в филармоническом оркестре, в то же время ведущие артисты оркестра преподают в БГИИК. Студентам музыкальных факультетов вуза предоставлена возможность бесплатного посещения всех концертов, что позволяет им выйти за формальные рамки теоретического обучения, ощутить силу «живого» звучания оркестра.
В завершении статьи приведем высказывание неизвестного поклонника радио «Орфей», восторженно выразившего свои эмоции после прослушивания 5-ой симфонии П. Чайковского в исполнении симфонического оркестра Белгородской филармонии: «Мне понравилось всё: великолепная струнная группа, замечательная духовая, солисты медных и деревянных духовых групп обладают красивым звуком, баланс между духовыми и струнными в той пропорции, в которой того требует исполняемая музыка. Очевидна грамотная совместная работа дирижёра и музыкантов, чтобы достигнуть такого звучания, потрудиться нужно немало!. Если представится возможность побывать в Белгороде, обязательно куплю билет на концерт Белгородского симфонического оркестра»12.
Успешная деятельность симфонического оркестра может рассматриваться как одно из наиболее ярких проявлений системных изменений социокультурной политики в Белгородском регионе и как знак, указывающий на позитивное общественное развитие отечественной культуры современной России.
Список литературы
1. Брежнева Т. А. История становления и развития музыкального образования в Курском крае (Вторая четверть XIX - начало XX века): Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2005. 302 с.
2. Горлинская С.Е. Музыкальная жизнь Курской губернии до 1917 года: Автореферат дисс. ... канд. иск.: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2009. 26 с.
3. Журнал Главной Дирекции ИРМО // ЦГИА .- Ф. 408. - Оп. 1. - Ед. хр. №630. - Л 135.
4. Крупенков А. Н. Пройдемся по старому Белгороду. 5-е изд. Белгород: КОНСТАНТА, 2011. 652 с.
5. Кулегаев И. Путеводитель по Белгороду. - Харьков, 1911.
6. Кому заказывать музыку? Интервью Ирины Муравьевой с А. Шалашовым // http: www.rg.ru/2013/08/02/shalashov.html
7. Марченко Л. Белгородские виртуозы - дома и в столице // Музыкальная жизнь, №1, 2013.
8. Почернина Н. Белгород может гордиться симфоническим оркестром! // Смена, 5 декабря, 2012.
9. Тараканов М. Е. Жанр симфонии. URL: http://art.sovfarfor.com/muzyka/zhanr-simfonii
THE ACTIVITIES OF THE SYMPHONY ORCHESTRA OF THE BELGOROD STATE PHILHARMONIC AS A CRITERION OF QUALITY OF MUSICAL CULTURE OF THE REGION
I. N. Karacharova1), L. N. Barbar2)
1)Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected] 2)Belgorod state philharmonic e-mail: [email protected]
The article is written in connection with the anniversary of the Belgorod State Symphony Orchestra Philharmonic, which in concert season 2013-2014 be 20 years of age. The authors do not rely only on historical data, but also on the evidence of direct participants in the process of formation and development of the symphonic orchestra of the Belgorod State Philharmonic.
Keywords: Russian province, musical culture, classical music, symphony orchestra, band history, conductors, repertory, musical and educational activities, tours, traditions.
12 Почернина Н. Белгород может гордиться симфоническим оркестром! // Смена, 5 декабря, 2012. С.5.