Научная статья на тему 'Ананий Ефимович Шварцбург: судьба музыканта'

Ананий Ефимович Шварцбург: судьба музыканта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
505
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. Е. ШВАРЦБУРГ / ПИАНИСТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ / РЕПРЕССИИ / ФИЛАРМОНИЯ / A. E. SCHWARZBURG / PIANIST / MUSICAL CULTURE OF SIBERIA / REPRESSION / PHILHARMONIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаврилова Людмила Владимировна

В статье привлекается внимание к личности А. Е. Шварцбурга одного из ярких представителей сибирской интеллигенции, чья судьба отразила сложнейшие перипетии истории страны XX столетия и ее музыкальной культуры. Будучи студентом второго курса Ленинградской консерватории, талантливым пианистом, он попал в «жернова» сталинских репрессий: был дважды арестован (1938, 1949), 19 лет провел в лагерях и на поселении. Несмотря на трудности этих лет, он активно включился в большую просветительскую деятельность сначала в Магаданском театре, затем в Енисейске. Последние 20 лет (с 1954 г.) жизнь А. Шварцбурга была связана с Красноярском, с краевой филармонией, где он занимал пост художественного руководителя (с 1960 г.). За это время ему удалось создать необходимую атмосферу для активной творческой деятельности красноярских музыкантов-профессионалов, сделать город привлекательным для приезда ведущих коллективов и исполнителей страны, воспитать должный уровень музыкального вкуса красноярской публики. Все это позволило подготовить почву для открытия во второй половине 70-х гг. XX в. в Красноярске театра оперы и балета, симфонического оркестра, института искусств, хореографического училища, строительства театральных и концертных залов, что превратило город в одну из музыкальных столиц России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ananij Efimovich Schwarzburg: fate of the musician

The article focuses on the personality of A. E. Schwarzburg, one of the brightest representatives of the Siberian intelligentsia, whose life reflected the most difficult events in the twentieth century history of our country and its musical culture. As a second-year student of the Leningrad Conservatoire, a talented pianist, he got into the “millstones” of Stalin’s repressions. He was arrested twice (1938, 1949), spent 19 years in camps and in the settlement. Despite the difficulties of these years, he was actively involved in large enlightening, educational activities first at the Magadan Theater, then in Yeniseisk. The last 20 years (since 1954), A. Schwarzburg was connected with Krasnoyarsk, with the Regional Philharmonic, where he served as Artistic Director (since 1960). During this time, he managed to create the necessary atmosphere for creative activities of Krasnoyarsk professional musicians, to make the city attractive for the visits of the leading bands and performers from all over the country, to bring up the level of musical taste of the Krasnoyarsk public. All this resulted in the opening of the Krasnoyarsk State Opera and Ballet Theatre, the Symphony Orchestra, Institute of Arts, Choreographic School, theater and concert halls in the second half of the 70-s of the XX century, which has turned the city into one of the musical capitals of Russia.

Текст научной работы на тему «Ананий Ефимович Шварцбург: судьба музыканта»

УДК 78.07

Л. В. Гаврилова

АНАНИЙ ЕФИМОВИЧ ШВАРЦБУРГ: СУДЬБА МУЗЫКАНТА

узыкальная культура каждого из российских регионов представляет яркое и самобытное явление, которое имеет историю, освещенную именами ее творцов. К одной из личностей, связанных с концертно-филармонической деятельностью Красноярска, - Ананию Ефимовичу Шварцбургу - хочется привлечь внимание, что позволит отдать дань памяти музыканту в год столетия со дня рождения.

Судьба его необычна. Он родился в Харбине, где на КВЖД служил его отец Хайм Борисович. Проявившийся необычайно рано музыкальный талант заставил его мать, Рахиль Леонтьевну, задуматься о профессиональном образовании сына. И после окончания высшей музыкальной школы в 1935 г., получив рекомендательное письмо советского генерального консула в Харбине на имя председателя Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР, она отправилась вместе с Ананием в Москву, где его приняли в консерваторию. Правда через год пришлось перебраться в Ленинград, где он продолжил обучение в консерватории. Однако 31 января 1938 г. случилось событие, которое перевернуло всю жизнь молодого девятнадцатилетнего пианиста. Позднее его дочь, Наталья Шварцбург, ныне живущая в Израиле, опубликует письма своего отца и напишет: «Судьба, так щедро наградившая талантами моего отца, обошлась с ним жестоко» [6, с. 555].

В архивах НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург) [1] на странице «Открытый список» находятся следующие данные:

«Шварцбург Ананий Ефимович (варианты отчества: Хаймович). Родился 28.02.1918, г. Харбин; еврей; образование неоконченное высшее; б/п; студент Консерватории. Проживал: г. Ленинград, Кировский пр., 22, кв. 22.

Арестован 31 января 1938 г.

Приговорен: ОС НКВД СССР 8 мая 1938 г., обв.: 58, п. 6 УК ГССР.

© Л. В. Гаврилова, 2019

Приговор: 10 лет лишения свободы. Для отбытия наказания направлен в Севвостлаг НКВД, бухта Ногаева» [4].

«Он попадает в сталинскую мясорубку, - сообщает дочь музыканта. - Причина, правда, была веская: место рождения город Харбин, что автоматически позволяло обвинить его в шпионаже, антисоветских настроениях и прочем в том же роде» [6, с. 556-557].

А корреспондент «Сегодняшней газеты» Полина Валевская пишет: «Чтобы добиться от молодого человека признания в шпионаже, антисоветизме и прочих злодеяниях, достаточно было защемить его пальцы, пальцы музыканта, дверью...» [2].

Позднее Ананий Ефимович признается автору интереснейшего материала Коминту Попову: «Я органически не выношу физи-

м

свою

А. В. Шварцбург

ческой боли. Начни меня сильно бить - и я подпишу любую бумагу. Любую: что я немецкий шпион, японский шпион, что я хотел убить кого-то...» [5, с. 55].

Последовала тюрьма, затем этапы и лесоповал в сотнях километров от Магадана.

♦Как и некоторых других - его спасло искусство. Однажды магаданские артисты, вернувшись из поездки по трассе, рассказали жене начальника Дальлага А. Гридасо-вой (известной как покровительница артистов), что в ее владениях обнаружился молодой пианист, и пока он окончательно не отморозил руки, бывшие уже предметом особого внимания следователя недоброй памяти Большого дома в Ленинграде, хорошо бы вытащить его в "столицу". Что и было сделано. Так папа оказался в знаменитом магаданском театре, где был концертмейстером, солистом, а позже встал и за пульт оркестра» [6, с. 557]. Позднее А. Е. Шварц-бург скажет дочери, что тогда в Магадане сосредоточился подлинный цвет советской музыкальной культуры, ибо там отбывали срок лучшие исполнители, которым могли позавидовать многие консерватории и филармонии страны!

Неоднократно приходилось выезжать с концертными бригадами по Магаданской области. В одной из таких поездок вместе с ним был известный музыковед Дмитрий Иванович Гачев (погиб в лагере на Колыме в 1946 г.), отец известного литературоведа и филолога Георгия Гачева. В небольшом оркестре, которым руководил А. Шварц-бург, он играл на флейте.

После освобождения в июле 1947 г., несколько месяцев А. Е. Шварцбург оставался в магаданском театре, а затем было решено переехать в Кутаиси, где Анания Ефимовича приняли в качестве преподавателя музыкального училища по классу рояля. О том, что происходит дальше, свидетельствует еще один документ из архива НИЦ «Мемориал»:

«Шварцбург Ананий Ефимович (варианты отчества: Хаймович). Родился 28.02.1918, г. Харбин; еврей; образование неоконченное высшее; б/п; проживал: г. Кутаиси.

Арестован 28 января 1949 г.

Приговорен: ОС МГБ СССР 6 апреля 1949 г., обв.: 58, п. 10 ч. 1 УК ГССР.

Приговор: Сослать на поселение в Красноярский кр.

Реабилитирован 24 октября 1955 г. ВТ ЛенВО "за отсутствием состава преступления"» [4].

Осужден дважды!!! Шестнадцать лучших лет своей жизни он провел в лагерях -с января 1938 по 1954 г.!!! Но в эти годы, где бы он не находился, он везде включался в музыкальную жизнь и все силы отдавал популяризации музыкального искусства.

Волею судьбы он оказался в г. Енисейске, где по соседству располагались гимназии, монастыри, тюрьмы, лагеря, и в свое время побывали староверы, декабристы, народники... В советское время на улицах Енисейска можно было встретить и генерал-майора Александра Ивановича Тодорс-кого, кавалера четырех орденов Красного Знамени (!), и Валентина Феликсовича Вой-но-Ясенецкого - Епископа Луку, сестер Лаврентия Берия, в маленьком городке была вторая жена Буденного - Ольга Стефановна Михайлова, которая мыла полы в бывшей гимназии, и последняя любовь Колчака - Анна Васильевна Тимирёва...

Между прочим, Ананий Ефимович однажды встретил Анну Васильевну в Доме культуры. Она ему представилась как дочь Василия Ильича Сафонова, ректора Московской консерватории одного из самых славных периодов ее истории - рубежа двух веков! Пианиста, дирижера, одного из основателей русской фортепианной школы. Она стала бывать в семье Шварцбургов, но только после ее отъезда Ананий Ефимович узнал, что она была второй женой Колчака.

«Есть на карте место, Взглянешь - кровь в лицо! Бьется в муке крестной Каждое сельцо».

(Строки А. Солженицына и М. Цветаевой)

Вот лишь несколько фактов из воспоминаний жителей Енисейска:

«Многое для развития художественной самодеятельности и музыки в училище сделал Ананий Ефимович Шварцбург. Это был один из многих и многих ссыльных - музыкант, пианист-виртуоз. За годы енисейской ссылки Ананий Ефимович внес большой вклад в музыкальное образование и эстетическое воспитание молодежи, особенно учащихся училища.

Выпускница 1953 г. студентка Горбачева: "В училище был прекрасный хор, исполнявший песни на 3-4 партии. Организатором и душой художественной самодеятельности был Ананий Ефимович Шварцбург. Он научил нас понимать музыку. Сам был прекрасным музыкантом и широко образо-

ванным человеком". Старожилы Енисейска вспоминали, что во время одного из праздников на городском стадионе под руководством Шварцбурга выступил сводный хор, который насчитывал — по разным сведениям - от 500 до 700 человек!» [7, с. 137].

А вот отрывок из письма Анания Ефимовича Нелли Субботовской от 10 февраля 1951 г.:

«Я вчера играл концерт Чайковского на вечере, который мы устроили в Пед. училище — лекция-концерт о творчестве Чайковского. Был прочитан доклад. Затем исполнялись ф.т. миниатюры, затем пела одна певица (почти настоящая) романсы и Полину, затем я играл Концерт в сопровождении моего коллеги (один рижский пианист). Не буду ломаться, а скажу, что я очень доволен, хотя бы тем фактом, что я работал, что выучил никогда прежде не игранный мною концерт, да и тем, как его слушали и приняли. Так как зал у нас в училище крохотный, то для того, чтобы могли посетить концерт все учащиеся, придется его повторить в течение пяти-шести вечеров подряд» [6, с. 559-560].

«Коллективными усилиями ссыльных (не только профессионалов, но и просто любителей) и с участием местной молодежи, которая, надо отдать должное, не только уважительно относилась к "врагам народа", но и с удовольствием поддерживала все культурные начинания, была поставлена опера. 11 апреля выпустили "Майскую ночь". Наконец-то! Вчера был последний шестой спектакль. Успех большой. Все довольны» (письмо 1952 г.) [Там же, с. 561].

Краевая комиссия, приезжавшая с проверкой, признала, что во всем Красноярском крае нет такого уровня постановки музыкального преподавания. Возможно, после этого события произошла очередная перемена в судьбе музыканта. Во время одной из своих поездок по краю первый секретарь крайкома партии А. Б. Аристов познакомился с Ананием Ефимовичем, обнаружил в нем незаурядную личность, прекрасного музыканта и добился разрешения перевести его в Красноярск.

Так, с 1954 г. началась работа в краевой филармонии этого музыканта-просветите-ля, а с 1960 до 1972 г. он являлся ее художественным руководителем (директором филармонии был назначен бывший директор музыкального училища Павел Тимофеевич Берзак).

По воспоминаниям всех, кто с ним работал, Ананий Ефимович Шварцбург был в высшей степени интеллигентный, эрудированный, бесконечно преданный музыке и многогранно одаренный. Он выступал в самых различных ипостасях: пианиста, концертмейстера, лектора, критика, корреспондента радио, ведущего телевизионных передач. Но главное, он обладал особым организаторским талантом и необычайно привлекательными личностными качествами - ему удалось собрать вокруг себя наиболее одаренных музыкантов Красноярска и способствовать приезду в город крупнейших коллективов и исполнителей страны.

Вот некоторые цифры статистики. Общее количество концертов, проводимых филармонией в сравнении с 1959 г.:

1959 г. - 2087 концертов;

1961 - 2790;

1963 - 3221;

1964 - 4193;

1965 - 5267;

1967 - 5677;

1968 - 6833.

Основными слагаемыми концертной деятельности филармонии в 1960-е и 1970-е гг. были музыкально-литературный лекторий, ансамбль танца Сибири, собственные эстрадные бригады, гастрольные бригады Москонцерта, Ленконцерта, других филармоний страны. Помимо этого широкую панораму представляла гастрольная афиша известных коллективов и выдающихся мастеров отечественного музыкального искусства.

По сравнению с 1950-ми гг. музыкаль-но-литературный лекторий заметно изменил географию своей деятельности - его концерты проходили в Красноярске, городах, районах края, включая и отдаленные северные территории (Игарка, Туруханск, о. Диксон) и за пределами края. Приглашались лекторы-музыковеды из Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Большой популярностью стали пользоваться тематические концерты-лекции: Пушкин и музыка, Ленин и музыка, Творцы музыки - лауреаты Ленинской премии... Причем лекции и концерты проводились в домах и дворцах культуры, рабочих общежитиях, клубах, школах.

В 1960-е гг. значительно обновился исполнительский состав солистов филармонии. К тем, кто работал в 1950-е гг. -

А. Шварцбургу, Е. Арутюновой (замечательная певица, выпускница Московской консерватории по классу К. Дорлиак, приехавшая в Красноярск вслед за мужем, сосланным в Красноярск из Москвы), А. Фальтельбергу (бас, выпускник Красноярского училища искусств), певцам В. Попову (проработал в филармонии с 1954 до 1999 г.), В. Абрамову (1950-1997), присоединились выпускница КУИ (1960) сопрано Я. Нарижная (проработала в филармонии до 1985 г.), Л. Полонская, Л. Беляева (перешла в лекторий из трио ансамбля танца Сибири), Л. Попова, Т. Сергиенко, выпускники КУИ 1964-1965 гг. тенор А. Гаврилов и баритон Л. Курдояк, из театра музыкальной комедии пришел В. Дмитриенко. Целая эпоха связана с именем прекрасной пианистки Надежды Леонидовны Тулуни-ной - педагога училища искусств, выступавшей в качестве концертмейстера с солистами филармонии. С ней было подготовлено множество интересных программ, осуществлены записи на радио.

Один из наиболее ярких филармонических проектов того времени - опера А. Даргомыжского «Русалка» была показана по краевому телевидению. Ведь своего оперного театра Красноярск не имел!!! Помимо этого ставились опера Ю. Мейтуса «Молодая гвардия», фрагменты оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». С 1968 г. в филармонических отчетах и на концертных афишах появляется имя скрипача Александра Ривкина (тогда еще студента Новосибирской консерватории); в его исполнении звучат сонаты Г. Генделя, Э. Грига, «Крейце-рова соната» Л. Бетховена, сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Выступал А. Ривкин и в составе струнного квартета — А. Юрьев, А. Ривкин, Л. Сквирский, Л. Руханкин.

Одной из самых впечатляющих страниц истории музыкальной жизни Красноярска 1960-1970-х гг., связанной с именем А. Шварцбурга, можно назвать гастрольную афишу. Благодаря не только организаторским, но и удивительным профессиональным и человеческим качествам Анания Ефимовича в Красноярск стали приезжать ведущие музыканты. Афиши филармонии украшают имена Игоря Ойст-раха, Лазаря Бермана, Бориса Гутникова, Натальи Шаховской, Эдуарда Грача, Мари-нэ Яшвили, Татьяны Николаевой, Рудольфа Керера, Глеба Аксельрода, Сергея До-

ренского, Григория Жислина, Льва Власен-ко, Михаила Воскресенского, Павла Лисициана, Зары Долухановой и многих других ведущих исполнителей страны. Со многими из них, как пишет В. Евграфов, он был знаком, «он встречал и провожал известных музыкантов-гастролеров (большинство из них были его друзьями по консерваторской юности), он присутствовал на их концертах, он ездил вместе с ними по городу и краю. Он успевал все. И делал все на совесть. Как организатор, музыкант, пропагандист» [3]. Журналист вспоминал, «как тщательно готовился Ананий Ефимович к тройному концерту Бетховена с Московским симфоническим оркестром под управлением Вероники Дударовой. Отлично помню этот концерт, состоявшийся в дни празднования столетнего юбилея Владимира Ильича Ленина. Шварцбург играл прекрасно. Исполнительскую манеру его всегда отличала высокая культура» [Там же].

Практически ежегодно приезжал с концертами квартет им. А. Бородина, выступал также квартет им. С. Прокофьева. В эти годы филармония стала проводить и широкие фестивальные акции. 16 апреля 1967 г. в зале Красноярского училища искусств прошел первый концерт Музыкального фестиваля, посвященного дню рождения В. И. Ленина. Затем он выезжал в Абакан и Шушенское, где 17 апреля и состоялось его торжественное открытие. На протяжении 8 дней проходил фестиваль, в котором участвовали Республиканская академическая русская хоровая капелла А. Юрлова, Томский симфонический оркестр под управлением народного артиста РСФСР С. Балашова, пианистка заслуженная артистка РСФСР Т. Николаева, заслуженный артист РСФСР А. Масленников, лауреат всероссийского конкурса вокалистов Б. Мазун, композиторы Г. Свиридов, Э. Колмановский, поэт Л. Ошанин, камерный оркестр под управлением Корначёва, трио аспиранток МГК - О. Холодная, Э. Туровская, Э. Давыдова-Смирнова.

Фестиваль имел столь широкий общественный и художественный резонанс, что в последующие годы он стал традиционным. В 1968 г. в Красноярском фестивале приняли участие вместе с капеллой А. Юрлова и Томским симфоническим оркестром солист ГАБТа, народный артист СССР Александр Ведерников, солист Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Киро-

ва, народный артист СССР Борис Штоколов, заслуженная артистка РСФСР Марина Мдивани, Валерий Климов, Эдуард Хиль, Иван Суржиков, тогда еще лауреат Всесоюзного конкурса пианист Рудольф Керер. В 1969 г. в III краевом музыкальном фестивале приняли участие Новосибирский симфонический оркестр, Ленинградская хоровая капелла, пианист Лев Власенко, певец Павел Лисициан.

Интересно, что сразу же сложилась одна из традиций практически всех крупных красноярских музыкальных фестивалей: заключительный концерт обязательно включал исполнение значительных кантат-но-ораториальных сочинений. Первый ленинский фестиваль завершался звучанием ♦Патетической оратории» и «Курских песен» Г. Свиридова, а также оратории Д. Шостаковича «Казнь Степана Разина». Второй фестиваль (1968) - ораторией

A. Николаева на стихи А. Вознесенского «Мастера», в 1970 г. фестиваль завершило исполнение Девятой симфонии Л. Бетховена.

Наряду с неизменным Ленинским музыкальным фестивалем проводились и другие крупные концертные праздники. Например, в ноябре-декабре 1969 г. с участием Иркутского симфонического оркестра был проведен Фестиваль симфонической музыки в городах и селах края. 25 концертов прошло в Красноярске, Канске, Иланске, Абакане, Заозёрном, Шушенском, Минусинске, Ачинске и Норильске. В этом же году состоялось два фестиваля камерной музыки. Один из них под названием «Эту музыку любил Ильич» в марте и апреле провел квартет им. С. Прокофьева (52 концерта), другой - в декабре - квартет им. А. Бородина (36 концертов).

Самым насыщенным оказался юбилейный 1970 г. В апреле состоялся фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения

B. И. Ленина, в мае - Праздник искусств народов СССР, в июне-июле - сельский фестиваль танца, который провел Красноярский ансамбль танца Сибири в сельскохозяйственных районах (концерты посетили 140 тысяч зрителей), в декабре - фестиваль музыки Л. Бетховена (к 200-летию со дня рождения композитора). В фестивалях участвовали Московский симфонический оркестр под управлением В. Дударовой, Азербайджанский симфонический оркестр под управлением Ниязи, армянский камерный оркестр, Белорусская государственная хо-

ровая капелла под руководством Г. Р. Ширмы, Рязанский народный хор, ансамбль танца УССР, пианисты Л. Берман, Г. Ак-сельрод, скрипачи А. Михлин, В. Третьяков, О. Каверзнева, В. Жук, виолончелист Д. Герингас и др.

В следующем году к традиционному Ленинскому фестивалю добавился Фестиваль советской песни, который охватил практически всю территорию края: от Норильска и о. Диксон до Кызыла. Его участниками были И. Кобзон, Л. Мондрус, М. Криста-линская. Иркутский симфонический оркестр провел в крае Сельский фестиваль симфонической музыки. 26 сентября в театре им. А. С. Пушкина концертом Оренбургского русского народного хора открылся праздник искусств «Золотая осень», который прошел по всему краю и завершился 3 декабря. Его зрителями стали жители колхозов и совхозов, хлеборобы и животноводы. Всего в фестивале приняли участие 60 коллективов, включая и концертные бригады Красноярской филармонии.

Вполне очевидно, что состояние концер-тно-филармонической работы в эти годы было на высоком художественном уровне. И это несмотря на то, что особенностью Красноярска как закрытого города была неосуществимость приглашения на гастроли зарубежных артистов. Помимо этого, нерешенной оставалась и главная проблема, которая отмечалась во всех отчетах тех лет: отсутствие собственного концертного зала. Тем не менее, под руководством директора П. Т. Берзака и художественного руководителя А. Е. Шварцбурга красноярская филармония обрела свое яркое индивидуальное лицо. Благодаря ее многообразной деятельности город накопил мощный музыкально-художественный потенциал, который позволил в конце 1970-х гг. совершить невиданный социально-культурный скачок.

Богатая практика гастролирующих симфонических и музыкально-театральных коллективов показала, что жители краевого центра вполне художественно подготовлены к тому, чтобы иметь собственный симфонический оркестр и театр оперы и балета. Конечно, для этого необходимо было решить целый ряд фундаментальных материально-технических вопросов. Наконец, должен был появиться в крае человек, которому оказалось бы под силу осуществить планы подобного культурного строительства. И это произошло в 1972 г., когда пер-

вым секретарем крайкома партии стал Павел Стефанович Федирко. Это был человек необыкновенной прозорливости, обеспокоенный судьбой края, как никто понимавший, что без собственной высокой профессиональной культуры у края, обладающего столь мощной индустрией, нет настоящего будущего. И он сделал то, что в глазах будущих поколений будет восприниматься как культурно-социальный феномен, кардинально изменивший статус Красноярска в Сибирском регионе.

В течение двух лет (1977-1978) были созданы и открыты театр оперы и балета (построено великолепное здание в центре города на берегу Енисея, облицованное белым саянским мрамором), симфонический оркестр, институт искусств с тремя факультетами (музыкальным, художественным и

театральным), хореографическое училище. Несколько позднее для филармонии был построен прекрасный концертный комплекс, включающий большой и малый залы, отреставрирован костел, в котором был установлен орган. Все это оказалось возможным в удивительно короткие сроки.

Тем не менее повторюсь: если бы руководители филармонии в 1960-1970-е гг. не создали особую атмосферу для активной творческой деятельности красноярских музыкантов-профессионалов, не сделали бы город привлекательным для приезда ведущих коллективов и исполнителей страны и тем самым не воспитали бы должный уровень музыкального вкуса красноярской публики, вряд ли дерзновенные планы П. С. Федирко столь успешно воплотились бы в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург). - URL: https://ru.openlist.wiki/ (дата обращения 12.10.2018).

2. Валевская П. Опасные гастроли Анания Шварцбурга // Сегодняшняя газ. - 2007. -6 сент.

3. Евграфов В. Музыка и судьба: К 70-летию А. Е. Шварцбурга // Краснояр. рабочий. -1989. - 18 янв.

4. Открытый список. - URL: https:// ru.openlist. wiki/Шварцбург_Ананий_Ефи-мович_(1918) (дата обращения: 12.10.2018).

5. Попов К. Музы в снегах Сибири // День и Ночь. - 1998. - № 4-5. - С. 55-58.

6. Шварцбург Н. След // Музыкальная культура Красноярска. Т. 2: 1920-1978. - Красноярск: ЛИТЕРА-принт, 2011. - С. 554-567.

7. 80 лет со дня основания техникума народов Севера в Енисейске (ныне Енисейский педагогический колледж) // Край наш красноярский: Календарь знаменательных и памятных дат на 2011 г. / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края. - Красноярск, 2010. -С. 134-139.

REFERENCES

1. Arkhiv NITS "Memorial" (Sankt-Peterburg) [Archive of the Memorial Research Center (St. Petersburg)]. Available at: https:// ru.openlist.wiki/ (Accessed 12 October 2018).

2. Valevskaya P. Dangerous tour Ananij Schwarzburg. Segodnyashnyaya gazeta [Today's newspaper]. 2007, 6 September.

3. Evgraphov V. Music and destiny: the 70th anniversary of A. E. Schwarzburg. Krasnoyarskij rabochij [Krasnoyarsk worker]. 1989, 18 January.

4. Otkrytyj spisok [Open list]. Available at: https://ru.openlist.wiki/IIlBap^ypr_AHa-hhh_E<J)hmobhi_(1918) (Accessed 12 October 2018).

5. Popov K. Muses in the snows of Siberia. Den i Noch [Day and night]. 1998, (4-5): 55-58.

6. Shvartsburg N. Trace. Muzykalnaya kultura Krasnoyarska [Musical culture of Krasnoyarsk]. Krasnoyarsk, 2011,Vol. 2, pp. 554-567.

7. 80 years since the founding of the technical school of the peoples of the North in Yeniseisk (now the Yenisei Pedagogical College). Kraj nash krasnoyarskij: kalendar znamenatelnykh i pamyatnykh dat na 201 lg. [Our edge Krasnoyarsk: a calendar of significant and memorable dates for 2011]. Krasnoyarsk, 2010, pp. 134-139.

Ананий Ефимович Шварцбург: судьба музыканта

В статье привлекается внимание к личности А. Е. Шварцбурга - одного из ярких представителей сибирской интеллигенции, чья судьба отразила сложнейшие перипетии истории страны XX столетия и ее музыкальной культуры. Будучи студентом второго курса Ленинградской консерватории, талантливым пианистом, он попал в «жернова» сталинских репрессий: был дважды арестован (1938, 1949), 19 лет провел в лагерях и на поселении. Несмотря на трудности этих лет, он активно включился в большую просветительскую деятельность сначала в Магаданском театре, затем в Енисейске. Последние 20 лет (с 1954 г.) жизнь А. Шварцбурга была связана с Красноярском, с краевой филармонией, где он занимал пост художественного руководителя (с 1960 г.). За это время ему удалось создать необходимую атмосферу для активной творческой деятельности красноярских музыкантов-профессионалов, сделать город привлекательным для приезда ведущих коллективов и исполнителей страны, воспитать должный уровень музыкального вкуса красноярской публики. Все это позволило подготовить почву для открытия во второй половине 70-х гг. XX в. в Красноярске театра оперы и балета, симфонического оркестра, института искусств, хореографического училища, строительства театральных и концертных залов, что превратило город в одну из музыкальных столиц России.

Ключевые слова: А. Е. Шварцбург, пианист, музыкальная культура Сибири, репрессии, филармония.

Ananij Efimovich Schwarzburg: fate of the musician

The article focuses on the personality of A. E. Schwarzburg, one of the brightest representatives of the Siberian intelligentsia, whose life reflected the most difficult events in the twentieth century history of our country and its musical culture. As a second-year student of the Leningrad Conservatoire, a talented pianist, he got into the "millstones" of Stalin's repressions. He was arrested twice (1938, 1949), spent 19 years in camps and in the settlement. Despite the difficulties of these years, he was actively involved in large enlightening, educational activities first at the Magadan Theater, then in Yeniseisk. The last 20 years (since 1954), A. Schwarzburg was connected with Krasnoyarsk, with the Regional Philharmonic, where he served as Artistic Director (since 1960). During this time, he managed to create the necessary atmosphere for creative activities of Krasnoyarsk professional musicians, to make the city attractive for the visits of the leading bands and performers from all over the country, to bring up the level of musical taste of the Krasnoyarsk public. All this resulted in the opening of the Krasnoyarsk State Opera and Ballet Theatre, the Symphony Orchestra, Institute of Arts, Choreographic School, theater and concert halls in the second half of the 70-s of the XX century, which has turned the city into one of the musical capitals of Russia.

Keywords: A. E. Schwarzburg, pianist, musical culture of Siberia, repression, philharmonic.

Гаврилова Людмила Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (Красноярск) Е-таП: [email protected]

Gavrilova Liudmila Vladimirovna, Doctor of Art Criticism, Full Professor, Head of the Department History of Music at the Sibirian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]

Получено 18.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.