Научная статья на тему 'Дирижер курт Зандерлинг: советский период жизни и творчества'

Дирижер курт Зандерлинг: советский период жизни и творчества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМФОНИЧЕСКОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ / МОСКОВСКИЙ РАДИОКОМИТЕТ / ВСЕСОЮЗНОЕ РАДИО / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ / ХАРЬКОВСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ / ДИРИЖЕРСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ОПЕРНЫЕ ПОСТАНОВКИ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ МАЛЫЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР / МАЛЕГОТ / SYMPHONIC CONDUCTING / MOSCOW RADIO COMMITTEE / ALL-UNION RADIO / LENINGRAD PHILHARMONIC / KHARKOV PHILHARMONIC / CONDUCTOR'S INTERPRETATION / OPERA PRODUCTIONS / LENINGRAD MALY OPERA THEATER / MALEGOT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Форкин Ренат Борисович

Рассматривается советский период жизни известного немецкого дирижера Курта Зандерлинга, который с 1936 по 1960 г. жил и работал в СССР. Именно в Советском Союзе проходило становление Зандерлинга как музыканта и дирижера. Начальный этап творческого пути К. Зандерлинга, с 1936 по 1941 г., был связан с работой во Всесоюзном Радиокомитете в Москве и оркестром Харьковской филармонии. Наиболее значительный период времени, с 1941 по 1960 г., он провел в Ленинграде был дирижером Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С этим прославленным коллективом у Курта Зандерлинга сформировался собственный дирижерский стиль. Совместно с главным дирижером Евгением Мравинским они подняли исполнительский уровень знаменитого оркестра до высочайшего уровня. Курт Зандерлинг снискал славу великолепного интерпретатора зарубежной классики, а также мастера оркестрового аккомпанемента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Soviet period of the life of German famous conductor Kurt Zanderling, who lived and worked in the USSR from 1936 to 1960, is considered. It was in the Soviet Union that Zanderling became a musician and conductor. The initial stage of K. Zanderling’s conducting career, from 1936 to 1941, was associated with work at the Moscow Radio Committee and the Kharkov Philharmonic. The most significant period of time, from 1941 to 1960, Zanderling spent in Leningrad was the conductor of the Honored team of the Republic of the Academic Symphony Orchestra of the Leningrad Philharmonic. With this renowned group, together with Evgenii Mravinskii raised performing style to the highest level. Kurt Zanderling formed his own conductor’s style and performance skills.

Текст научной работы на тему «Дирижер курт Зандерлинг: советский период жизни и творчества»

УДК 78.071.2(=112.2)+78.036(47+57)"1936/1960"

Р. Б. Форкин

Дирижер Курт Зандерлинг: советский период жизни и творчества

Рассматривается советский период жизни известного немецкого дирижера Курта Зандерлинга, который с 1936 по 1960 г. жил и работал в СССР. Именно в Советском Союзе проходило становление Зандерлинга как музыканта и дирижера. Начальный этап творческого пути К. Зандерлинга, с 1936 по 1941 г., был связан с работой во Всесоюзном Радиокомитете в Москве и оркестром Харьковской филармонии. Наиболее значительный период времени, с 1941 по 1960 г., он провел в Ленинграде - был дирижером Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. С этим прославленным коллективом у Курта Зандерлинга сформировался собственный дирижерский стиль. Совместно с главным дирижером Евгением Мравинским они подняли исполнительский уровень знаменитого оркестра до высочайшего уровня. Курт Зандерлинг снискал славу великолепного интерпретатора зарубежной классики, а также мастера оркестрового аккомпанемента.

Ключевые слова: симфоническое дирижирование, Московский радиокомитет, Всесоюзное радио, Ленинградская филармония, Харьковская филармония, дирижерская интерпретация, оперные постановки, Ленинградский Малый оперный театр, МАЛЕГОТ

Renat B. Forkin

Conductor Kurt Zanderling: Soviet period of life and work

The Soviet period of the life of German famous conductor Kurt Zanderling, who lived and worked in the USSR from 1936 to 1960, is considered. It was in the Soviet Union that Zanderling became a musician and conductor. The initial stage of K. Zanderling's conducting career, from 1936 to 1941, was associated with work at the Moscow Radio Committee and the Kharkov Philharmonic. The most significant period of time, from 1941 to 1960, Zanderling spent in Leningrad - was the conductor of the Honored team of the Republic of the Academic Symphony Orchestra of the Leningrad Philharmonic. With this renowned group, together with Evgenii Mravinskii raised performing style to the highest level. Kurt Zanderling formed his own conductor's style and performance skills.

Keywords: symphonic conducting, Moscow Radio Committee, All-Union Radio, Leningrad Philharmonic, Kharkov Philharmonic, conductor's interpretation, opera productions, Leningrad Maly Opera Theater, MALEGOT DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-64-70

Имя известного немецкого дирижера Курта Зандерлинга не часто упоминается на страницах научных изданий. На сегодняшний день о творчестве Зандерлинга не написаны монографии, отсутствуют и обстоятельные исследования. Лишь ряд интервью, данные Зандерлингом в разные годы западным СМИ, а потом опубликованные в русских журналах, позволяют проследить хронологию событий в его биографии. Между тем работая в Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича Зандерлинг был хорошо известен как музыкантам, так и слушателям.

Курт Зандерлинг (1912-2011) родился в немецком городе Арис, расположенном в Восточной Пруссии (ныне - Ожиш, Польша). Свои первые музыкальные навыки игры на фортепиано получал в Кенигсберге. В 1928 г. он переехал в Берлин, где обучался в гимназии. По окончании гимназии, в 1931 г., был приглашен на работу в Берлинскую городскую оперу сначала в качестве пианиста-репетитора (коррепетитора),

а затем ассистента главного дирижера театра Эриха Кляйбера. В тот период в Берлинской опере работали великие дирижеры: Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, Бруно Вальтер, Лео Блех. Будучи совсем молодым, девятнадцатилетним юношей, Курт Зандерлинг впитал в себя дух старой немецкой дирижерской школы за небольшой двухлетний срок своей работы в Берлинской городской опере.

Однако политическая ситуация 30-х гг. XX столетия в Германии, ознаменованная приходом к власти партии национал-социалистов, сделала невозможным сохранить рабочие места представителям неарийской нации (К. Зандерлинг по национальности был евреем) в какой-либо сфере деятельности. Из театра Зандерлинга уволили, как, впрочем, и многих других немецких евреев, имевших куда большую известность в мире искусства. Единственная возможность не расставаться с музыкой и продолжать дирижировать могла быть реализована только в Еврейском

культурном центре. В таких центрах евреям дозволялось заниматься искусством и иной деятельностью, но вместе с тем такие центры были изолированны от основной массы населения страны, и, соответственно, демонстрировать свое искусство для остальной, арийской нации, уже не представлялось возможным. С осени 1933 г. по июнь 1935 г. Курт Зандерлинг проработал в Культурном центре в качестве коррепетитора и дирижера.

В 1935 г., во время гастрольной поездки по Италии, Зандерлинг получает сообщение о лишении его немецкого гражданства. Возвращение в Германию стало невозможным. От поступившего предложения переехать в Нью-Йорк пришлось отказаться, так как у Зандерлинга не было требуемой для этого рекомендации немецкого правительства. Но по счастливому стечению обстоятельств родной дядя К. Зандерлинга находился в то время в СССР как приглашенный иностранный специалист (он был по специальности инженер). Именно роль родственника в дальнейшей карьере Курта Зандерлинга оказалась решающей: благодаря стараниям дяди в начале 1936 г. Зандерлингу удалось приехать в Москву и без дирижерского опыта и знания репертуара попасть в штат Московского Радиокомитета. Необходимо отметить тот факт, что, приехав в СССР, Курт Зандерлинг практически не знал русского языка и совсем не разбирался в происходящих в стране политических событиях. «Много я тогда не знал. И это незнание разделял с другими, гораздо более умными, нежели был я, людьми» [1, с. 90].

Всесоюзный Радиокомитет тех лет представлял собой весьма авторитетную организацию, имел два симфонических оркестра. С одним из этих коллективов, возглавляемым на тот момент французским дирижером венгерского происхождения Георгом Себастьяном, К. Зандерлинг смог начать собственную дирижерскую карьеру. Г. Себастьян, который как раз приступил к концертной постановке цикла опер В. А. Моцарта, назначил Зандерлинга своим ассистентом, который уверенно справился со своей задачей. Двадцатичетырехлетний дебютант очень четко провел оперу «Похищение из сераля», с большим темпераментом и хорошим вкусом, почти не заглядывая в партитуру, что в будущем станет визитной карточкой Зандерлинга.

Присутствие иностранных специалистов в России в различных сферах деятельности было исторически обусловлено. Известные дирижеры-иностранцы Фриц Штидри, Эжен (Эуген) Сенкар, Пауль Клецки, Оскар Фрид благополуч-

но работали в Советском Союзе по контракту. Несомненно, эти известные у себя на родине музыканты привнесли в советскую культуру и искусство много нового и как никто другой знали и умели воплощать музыкальные образы произведений великих западноевропейских композиторов. Кирилл Кондрашин, известный советский дирижер, вспоминал, что московскими оркестрами преимущественно дирижировали иностранные дирижеры, оперой - русские дирижеры [2, с. 41].

Вскоре иностранцам, работавшим в Советском Союзе в различных сферах, сталинский тоталитаризм наносит ощутимый удар. В августе 1937 г. дабы полностью пресечь в Союзе шпионско-диверсионную деятельность появляется циркуляр народного комиссара внутренних дел Союза ССР Н. И. Ежова «Об иностранцах» (№ 68 от 22. 08. 1937). Начались повальные аресты и выдворение из страны. По некоторым сведениям, дядю Курта Зандерлинга тоже арестовали. Многим иностранцам предлагался некий компромисс: принять советское гражданство или же покинуть страну. В одночасье с афиш театров и филармоний исчезли фамилии тех, кого советская интеллигентная публика уже успела полюбить. Как бы это ни прозвучало странно, но эта ситуация сыграла на руку Зандерлингу. «Принимать гражданство никто не хотел, потому все и уехали. Остались лишь Оскар Фрид, которому было уже за семьдесят, и я», - вспоминал К. Зандерлинг [1, с. 90].

После вынужденного принятия советского гражданства Курт Игнатьевич (по паспорту) Зандерлинг получает приглашения дирижировать в нескольких городах Союза: Москве, Киеве и Ленинграде. В то же время ему предложили хорошо оплачиваемую работу в Харькове, в областной филармонии, в качестве художественного руководителя оркестра.

Самый первый концерт с Харьковским филармоническим оркестром Зандерлинг дал в начале июля 1940 г. в городском парке. Корреспондент газеты «Красное знамя» отмечал: «Хорошее исполнение оркестра, вдумчивый дирижер, - все это обеспечило высокий уровень концерта... Тщательная проработка деталей, ясность замысла и выполнения - это положительные черты нового для Харькова дирижера вызывают желание послушать его и в программах из произведений русских классиков и советских авторов» [3]. Зан-дерлинг познакомил харьковчан с музыкой западных классиков - Брамса, Листа, Сметаны, Моцарта, Бетховена и Баха. Примечателен был концерт 23 ноября 1940 г., где под

руководством Зандерлинга прозвучал 4-й Бранденбургский концерт Баха, а также сочинения Вивальди, Моцарта, Бетховена.

Именно с оркестром Харьковской филармонии в 1941 г. Зандерлинг исполнил Шестую симфонию Д. Д. Шостаковича после уже состоявшейся ее ленинградской премьеры в ноябре 1939 г. (дирижировал Е. А. Мравин-ский). «Красное знамя» писала: «Оркестр филармонии под управлением К. Зандерлинга исполнил симфонию с большим настроением и подъемом. Законченная передача „шестой" лишний раз подчеркивает музыкальную пытливость талантливого дирижера К. Зандерлинга, который с любовью изучает новые советские произведения, убедительно раскрывая их перед оркестром и слушателями» [4]. Ряд последующих концертов (по апрель 1941 г. включительно) прошел с большим успехом и положительной критической прессой. Зандерлинг зарекомендовал себя как знаток и яркий интерпретатор западноевропейской классики, великолепный аккомпаниатор. За время работы в Харьковской филармонии с ним играли такие известные музыканты как пианисты Мария Гринберг, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Яков Флиер, скрипач Давид Ойстрах.

До начала войны К. Зандерлинг успел несколько раз выступить с одним из лучших оркестров страны - прославленным Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. Первый концерт состоялся 12 января 1941 г. В программе концерта: Моцарт - Увертюра к опере «Похищение из сераля», Концерт для арфы и флейты с оркестром; Бетховен - Увертюра «Леонора» № 3, Концерт для фортепиано с оркестром № 1. И так как дирижерский дебют Зандерлинга оказался успешным, с февраля его официально приняли в Ленинградскую филармонию. Последующие два концерта, в марте и апреле 1941 г., Зандерлинг провел уже как дирижер Ленинградской филармонии. 20 апреля Зандерлинг исполнил давно не звучавшую симфоническую поэму Р. Штрауса «Так говорил Зарату-стра». Это ли был не случай заявить о себе как о серьезном дирижере?

Но благополучное развитие дирижерской карьеры Зандерлинга в Ленинграде вскоре прервалось из-за начала Великой Отечественной войны. Как известно, руководством страны было принято решение срочно эвакуировать из Ленинграда в Новосибирск многие учреждения культуры, среди которых оказался и оркестр Филармонии. Остается

не совсем понятной сложившаяся ситуация, при которой Курта Зандерлинга не эвакуировали совместно с Ленинградской филармонией в Новосибирск, если учесть то обстоятельство, что он был на тот момент официальным дирижером оркестра. Наступил сложный этап в жизни Зандерлинга, к тому же еще и отягощенный его профессиональной незанятостью. Возможно предположить то, что на внезапное отсутствие творческой работы для Зандерлинга повлияло его немецкое происхождение. Он нигде не мог найти работу, ибо ему отказывали. Учитывая военное положение и общую паническую ситуацию в стране, можно было понять тех директоров филармоний в их опасениях относительно советского дирижера с немецким именем и фамилией.

Свой первый концерт из произведений Моцарта, Штрауса и Сметаны Курт Зандерлинг дал только 27 декабря 1941 в Новосибирске, где находилась эвакуированная Ленинградская филармония. С этого концерта начинался важный период в жизни дирижера, полный творческих исканий и, главное, - ему была предоставлена возможность дирижировать лучшим оркестром страны и дарить новосибирцам радость встречи с шедеврами мировой музыкальной литературы.

За годы эвакуации, с 1941 по 1944 г., в Новосибирске Курт Зандерлинг дал порядка семидесяти концертов (исходя из анализа концертных программ 1941-1944 гг., находящихся в архиве музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной филармонии им. Д. Д. Шостаковича.) Репертуар дирижера составляли преимущественно произведения западноевропейской классики. Собственно, от музыканта, впитавшего немецкую культуру от рождения, ожидалась аутентичная интерпретация австро-немецких нотных текстов. Творения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вагнера, Брамса; ранних и поздних романтиков Вебера, Россини, Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Бизе, Листа, Берлиоза (например, увертюра к опере «Бенвенуто Челли-ни» была многократно исполнена) раскрывались для новосибирской публики во всей своей красоте, простоте и кристальной ясности. Эпизодически в программах симфонических концертов появлялись сочинения Баха (например, Бранденбургский концерт № 5, знаменитая органная Токката ре минор была инструментована для оркестра самим Зандерлингом), Глюка, Генделя, Боккерини, Грига, Сен-Санса и Шоссона. Музыка же русских композиторов была представлена произведениями Глинки, Бородина, Танеева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова. Среди фамилий перечисленных композиторов

не раз появлялись и советские авторы: Прокофьев, Хачатурян, Свиридов. В 1943 г. Зандерлинг исполнил Симфонию (камерную) для струнного оркестра Георгия Свиридова, тогда еще молодого советского композитора, эвакуированного в Новосибирск по причине слабого здоровья.

Примечательным событием в эвакуации стала гастрольная поездка симфонического оркестра в Барнаул и Омск, в которой дирижерами выступили Е. Мравинский, К. Зандерлинг, Н. Рабинович, Н. Шкаровский. Из восьми концертов тремя - 29 июля и 31 июля в Барнауле и 15 августа в Омске - дирижировал Зандерлинг. Программы концертов состояли из популярной западноевропейской и русской музыки. В концертах 11, 18 и 22 марта, с оркестром выступала Мария Юдина, исполнив концерты для фортепиано с оркестром Бетховена, Моцарта и Римско-го-Корсакова. Это было первое их совместное выступление, положившее начало длительной творческой дружбе. Незадолго до возвращения Зандерлинга в Ленинград из эвакуации он осуществил концертную постановку оперы Джако-мо Пуччини «Мадам Баттерфляй». 20 июля 1944 г. Курт Игнатьевич дает свой прощальный концерт в Новосибирске.

Будет неполным повествование о новосибирских годах Курта Зандерлинга, если не коснуться его знакомства с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, которое как раз произошло в Новосибирске в 1942 г. Музыка Шостаковича в Германии была практически неизвестна, возможно, кроме «Леди Макбет Мценского уезда» и Первой симфонии. Эту симфонию Зандерлинг исполнил в Новосибирске в апреле 1942 г., в конце июня симфония была повторена, и вместе с ней был исполнен Концерт для фортепиано с оркестром № 1, где солировал сам композитор.

Курт Игнатьевич до своего отъезда из Новосибирска поддерживал творческие и дружеские отношения с Шостаковичем. Во многих своих интервью уже после возвращения в ГДР Зандерлинг говорил о музыке Шостаковича больше как о «лирической» нежели «эпической». Он часто исполнял Пятую, Шестую, Восьмую, Одиннадцатую и Пятнадцатую симфонии. Надо сказать, что Пятую симфонию Зандерлинг относил к лирическим симфониям, Пятнадцатую же он играл значительно больше остальных - около восьмидесяти раз по всему мирут и дважды записал ее. «Я думаю, у него нет другого столь страшного и жесткого сочинения, как Пятнадцатая симфония. Это ужасное сочинение об одиночестве и смерти», - говорил дирижер [1, с. 93].

Послевоенная дирижерская карьера в Советском Союзе у Зандерлинга складыва-

лась весьма успешно. Постепенно он приобретал славу талантливого музыканта, скрупулезно прорабатывавшего с оркестром мельчайшие детали нотного текста. Стоит коснуться собственно дирижерского стиля Курта Зандерлинга. Приведем выдержки из рецензии заслуженного артиста РСФСР Д. Е. Зава-динского и музыковеда Ю. С. Корева в газете «Советское искусство»: «Художественные задачи, которые К. Зандерлинг ставит перед оркестром, обычно точно продуманы, отточены во всех деталях. Отчетливая, выразительная фразировка сочетается у дирижера с умением мыслить „крупным планом", тонко ощущать форму больших симфонических построений» [5]. В этих словах заключена вся суть творческого кредо Курта Зандерлинга.

Анализируя концертные программы Зандерлинга за 1944-1960 гг., можно заметить имена композиторов-современников: Максимилиан Штейнберг, Орест Евлахов, Николай Пейко, Абрам Лобковский, Юрий Кочуров, Мечислав Вайнберг, Янис Иванов, Леон Ходжа-Эй-натов, Отар Тактакишвили, Тихон Хренников, Борис Клюзнер. Зандерлинг часто дирижировал премьерами произведений этих еще мало известных композиторов. Примечательно, что параллельно с работой в Ленинградской филармонии в конце 1940-х гг. Зандерлингу удалось осуществить записи моцартовских опер с хором и оркестром Всесоюзного радио. В 1947 г. были записаны на грампластинку «Волшебная флейта» и «Похищение из сераля», в 1948 г. - «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».

В период с 1948 по 1953 г. на советской политической арене разгорается борьба с космополитизмом, которая по сути имела антисемитскую направленность. Зандерлинг как «безродный космополит» попал в немилость. Есть несколько версий в различных источниках, включая электронные издания, что Е. Мравинский лично обратился к Шостаковичу с просьбой о помощи - вмешаться и защитить талантливого дирижера. Если посмотреть концертные программки сезона 1947/1948 г., то можно увидеть огромный творческий простой маэстро с января по май 1948 г. Считается, что его отстранили от концертной работы в Филармонии. Тогда Шостакович вместе с известным актером театра драмы им. А. С. Пушкина Николаем Черкасовым составили письмо Иосифу Сталину, которое возможно и дошло до генералиссимуса. По другой версии, озвученной в документальном фильме, упомянутом выше, Шостакович и Черкасов непосредственно пришли на прием к Сталину, и тот, выслушав двух авторитетных деятелей искусства, лишь одобрительно кивнул

в ответ. Вскоре Зандерлинг был восстановлен в Филармонии.

В 1949 г. Зандерлингу было поручено исполнить Пятую симфонию Д. Шостаковича, впервые после разгромного Постановления 1948 г. Властные структуры постановили, что музыку опального композитора надо снова начать исполнять, и была выбрана именно Пятая симфония. Таким образом, гениальная музыка композитора, вставшего «на путь исправления», вновь вернулась на сцену благодаря Зандерлингу.

Педагогическая деятельность Курта Зандерлинга - малоизвестный факт в биографии дирижера. В архиве Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова имеется личная карточка и личное дело под номером 94 преподавателя Курта Зандерлинга, из которого узнаем следующие сведения: беспартийный, образование среднее, сын служащего, член профсоюза РАБИС, проживал по адресу ул. Рылеева 21, квартира 25. В 1945 г. Зандерлинг был принят на работу в Консерваторию как и. о. профессора, вел дирижирование и оркестровый класс. С апреля 1946 г. его перевели на должность старшего преподавателя, а в сентябре этого же года Зандерлинг написал заявление об увольнении по собственному желанию [6]. О причинах ухода из Консерватории сам Зандерлинг говорил, что не мог физически совмещать работу в Филармонии с педагогикой, и, как ответственный человек, написал заявление об уходе.

Установить, кто же мог проходить обучение в Консерватории именно в классе Курта Игнатьевича, пока не представляется возможным - времени с тех пор прошло немало. Единственное упоминание о Зандерлинге как педагоге удалось обнаружить в биографии советско-израильского дирижера Юрия Ароновича, ушедшего из жизни в 2002 г. Когда Аронович был студентом Ленинградской консерватории (официально его педагог был Н. Рабинович), творческие консультации у К. Зандерлинга и Н. Рахлина сыграли важную роль в его профессиональном становлении как дирижера. К сожалению, за один учебный год оставить о себе значимый след как о педагоге довольно сложно.

В конце 1950-х гг. Курт Игнатьевич впервые за годы работы в Ленинграде выступил в роли оперного дирижера-постановщика в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ, ныне Михайловский театр). Первой постановкой, к которой обратился Зандерлинг в 1957 г., стала опера «Летучий голландец» Р. Вагнера, долгое время не шедшая в театре. Приглашение стать художественным руководителем и дирижером постановки поступило от директора МАЛЕГОТА Бориса За-

гурского. Примечателен еще и тот факт, что ассистентом Зандерлинга на этой постановке стал Юрий Богданов (1927-2014) - заслуженный деятель искусств РФ, профессор и заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Санкт-Петербургского государственного уни-веритета культуры и искусств (СПбГУКИ, ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры, СПбГИК) в 1971-2012 гг. Юрий Борисович красочно и по существу описывал весь творческий процесс постановки «Летучего голландца»: «Соответствующий темп и ритм был задан с самого начала. Строжайшая дисциплина, непривычная для наших актеров, никаких опозданий и отпрашиваний с репетиции. Все это напоминало театр на военном положении» [7, с. 41]. После премьеры, прошедшей с небывалом для театра успехом, данная постановка впоследствии выдержала семьдесят пять аншлагов и была показана на гастролях театра в Большом театре и на сцене Кремлевского Дворца съездов.

Спустя год, в 1958 г., Зандерлинг практически с тем же составом осуществил блестящую постановку оперы «Фиделио» Л. Бетховена, которую не ставили в Ленинграде с 1918 г. Но с премьерой вышла незадача. Как вспоминал Ю. Б. Богданов, в день премьеры у Зандерлинга поднялась высокая температура, и дирижировать он просто не смог. Он лично попросил Юрия Борисовича встать за дирижерский пульт. С одной репетиции, в день премьеры, Богданов блестяще справился с поставленной задачей. Эдуард Грикуров - Народный артист РСФСР, известный советский оперный дирижер, дал профессиональную оценку оперным постановкам Зандерлинга: «„Летучий голландец" Вагнера, и „Фиделио" Бетховена, поставленные под его руководством, - памятные даты в культурой жизни нашего города» [8]. В 1957 г. на Всесоюзном фестивале музыкальных коллективов Ленинградский академический Малый оперный театр получил звание лауреата II степени за постановку «Летучего голландца».

Дирижируя симфоническими концертами в Филармонии, Зандерлинг постоянно удивлял искушенную ленинградскую публику включением в программы редко неисполня-емую музыку. Это, прежде всего, сочинения Сергея Васильевича Рахманинова. Курт Зан-дерлинг вернул музыку Рахманинова на концертную эстраду в послевоенное время: его симфонии стали регулярно звучать на сцене Ленинградской филармонии с 1948 г. Например, Третья симфония С. Рахманинова впервые в стране прозвучала в ноябрьском концерте 1951 г. Не лишним будет заметить, что в сезоне 1944/1945 гг. впервые прозву-

чала Третья симфония А. Брукнера, в сезоне 1947/1948 гг. была впервые исполнена «Симфониетта» Л. Яначека, в сезоне 1948/1949 гг. была исполнена оратория Й. Гайдна «Времена года» совместно с хором Академической Капеллы им. Глинки, а в сезоне 1957/1958 гг. были впервые исполнены «Симфонические метаморфозы на темы Вебера» П. Хиндемита. Периодически можно было услышать музыку Яна Сибелиуса: Вторую (впервые исполнена была в 1946 г.), Пятую и Седьмую симфонии, а также ряд других произведений.

Отдельно необходимо коснуться гастрольных поездок Курта Зандерлинга. С оркестром Ленинградской филармонии Зандер-линг был в Эстонии, Армении; неоднократно выезжал вместе с Е. Мравинским в Финляндию (1946 г. - первые зарубежные гастроли оркестра), в 1955 г. в Чехословакию. В 1956 г. состоялась ответственная для Филармонии длительная гастрольная поездка в ГДР, ФРГ, Швейцарию и Австрию, за которую коллектив оркестра и два его дирижера получили Почетную грамоту Министерства культуры СССР. В 1958 г. Зандерлинг был на гастролях в Японии, в городах Осака, Токио, Нагоя.

Признанием дирижерских работ и заслуг в области культуры и искусства Курта Зандерлинга явился приказ Президиума Верховного Совета РСФСР 1956 г. о присвоении ему высокого звания - заслуженного деятеля искусств СССР. В 1957 г. его запись Четвертой симфонии П. Чайковского с оркестром Ленинградской филармонии получает Гран-при на традиционном ежегодном присуждении премий за лучшую грампластинку в Париже. «Зандерлинг, будучи немцем, исполняет Четвертую симфонию в манере совершенно отличной от типично немецкой лирики. Чайковский Зандерлинга - мужественный и почти по-малеровски экспрессивный», - отмечает Н. Сорокин, анализирую дискографию маэстро К. Зандерлинга [9, с. 118].

Вопрос о возвращении Курта Игнатьевича Зандерлинга в Германию не раз поднимался, еще в 1946 г. ему предлагали вернуться на родину. Но тогда против выступило руководство Ленинградской филармонии. Затем этот вопрос поднимался на уровне правительств обоих государств, и 16 мая 1960 г. Курт Зан-дерлинг дал свой последний концерт в стенах Ленинградской филармонии. В программе концерта: Бах - Бранденбургский концерт № 3, Бетховен - Концерт для скрипки с оркестром (солист Д. Ойстрах), Шуман - Симфония № 1. По завершении концерта - овации, корзины цветов, сожаления публики. В дальнейшем Зандерлинг приезжал в Ленинград и вы-

ступал с оркестром Филармонии в 1962, 1963, 1964, 1965, 1967, 1969 гг. В 1987 г. Курт Зандерлинг был награжден орденом Дружбы народов за большой вклад в укрепление дружбы между ГДР и Советским Союзом, заслуги в пропаганде русской и советской музыки и в связи с 75-летием со дня рождения.

Возвращаясь в Германию, Зандерлинг уносил в своем сердце искреннюю любовь к коллективу Ленинградской филармонии, заслуженную любовь публики, которая рукоплескала ему в течение девятнадцати концертных сезонов, из которых три - в годы эвакуации в Новосибирске. За годы дирижерской карьеры в Ленинградской филармонии Зандерлинг аккомпанировал музыкантам, которые в то время находились в начале своего творческого пути. Со многими из них Зандерлинг встретился еще в Новосибирске, а вот со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Исааком Стерном - уже после реэвакуации.

Курт Зандерлинг снискал славу мастера оркестрового аккомпанемента - он был всегда чуток и внимателен к интерпретации солиста. Большинство музыкантов стремилась играть только с ним. Следует особо отметить Эмиля Гилельса, с которым Зандерлинг много выступал. В 1956 г. в Ленинградской филармонии они исполнили все пять фортепианных концертов Л. В. Бетховена. Это был, как сейчас бы сказали, «их совместный мегапроект». В начале 1957 г. Зандерлинг и Гилельс исполняли концерты Бетховена в Болгарии. Бетховенские концерты с оркестром Ленинградской филармонии были записаны: в 1957 г. - Четвертый и Пятый, в 1958 г. - Первый и Второй [10, с. 244]. «Его прочтение концертов Бетховена - одно из самых глубоких музыкальных впечатлений в моей жизни», - говорил об искусстве Эмиля Гилельса Зандерлинг в интервью «Русскому журналу» [11].

В своих более поздних интервью Курт Зандерлинг на вопрос западных журналистов о том, сожалеет ли он, что 20 лет прожил в СССР, отвечал отрицательно. Он был благодарен судьбе, что оказался именно в СССР. Да, он признавал и то, что ему было непросто адаптироваться в новой стране с иным менталитетом, культурой и политическим строем. В интервью с журналистом Штефаном Мелле из газеты «Berliner Zeitung» в 2002 г. он сказал о нашей стране: «Она спасла меня от Холокоста и содействовала моей профессиональной карьере» [1, с. 90]. Тот неоценимый опыт, который приобрел маэстро Курт Зандерлинг в Советском Союзе, ему очень пригодился впоследствии не только у себя на родине, но и в работе с крупными европейскими оркестрами.

Список литературы

1. Гуревич В. Курт Зандерлинг: поклонитесь Большому залу // Муз. акад. 2003. № 1. С. 90-94.

2. Ражников В. Г. Кирилл Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. Москва: Совет. композитор, 1989. 238 с.

3. Елисаветский Л. Симфонический концерт в саду им. Шевченко // Красное знамя. 1940. 5 июля.

4. Зорохович М. Шестая симфония Шостаковича // Красное знамя. 1941. № 24.

5. Завадинский Д. Два дирижера // Совет. искусство. 1955. № 4 (238).

6. Арх. С.-Петерб. гос. консерватории им. Н. А. Рим-ского-Корсакова. Личное дело № 94. Курт Игнатьевич Зандерлинг.

7. Богданов Ю. Б. Дневники по памяти: осколки воспоминаний. Санкт-Петербург: Композитор. Санкт-Петербург, 2013. 196 с.

8. Грикуров Э. Опера Бетховена на Ленинградской сцене // Ленингр. правда. 1959. 29 марта, № 75.

9. Сорокин Н. Его время придет // Муз. акад. 2012. № 4. С. 117-119.

10. Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс: творческий портрет пианиста. Москва: Совет. композитор, 1990. 264 с.

11. Зандерлинг К., Трифонов А. Время серьезной музыки прошло: музыка сказала все, что могла сказать // Русский журнал: ежеднев. рос. обществ.-полит. интернет-изд. 2007. 15 янв. URL: http: // russ. ru (дата обращения: 28.02.2019).

References

1. Gurevich V. Kurt Zanderling: bow to Great Hall. Muzykal'naya akademiya. 2003. 1, 90-94 (in Russ.).

2. Razhnikov V. G. Kirill Kondrashin talks about music and life. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1989. 238 (in Russ.).

3. Elisavetskii L. Symphony concert at the Shevchenko garden. Krasnoe znamya. 1940. July 5 (in Russ.).

4. Zorokhovich M. Shostakovich's Sixth Symphony. Krasnoe znamya. 1941. 24 (in Russ.).

5. Zavadinskii D. Two conductors. Sovetskoe iskusstvo. 1955. 4 (238) (in Russ.).

6. Archive of N. A. Rimskii-Korsakov Saint Petersburg State Conservatory. Personal file 94. Kurt Ignat'evich Zanderling (in Russ.).

7. Bogdanov Yu. B. Diaries of memory: fragments of memories. Saint Petersburg: Kompozitor. Saint Petersburg, 2013. 196 (in Russ.).

8. Grikurov E. Beethoven's Opera on Leningrad stage. Leningradskaya pravda. 1959. 29 March (75) (in Russ.).

9. Sorokin N. His time will come. Muzykal'naya akademiya. 2012. 4, 117-119 (in Russ.).

10. Barenboim L. A. Emil' Gilel's: creative portrait of pianist. Moscow: Sovetskii kompozitor, 1990. 264 (in Russ.).

11. Zanderling K., Trifonov A. Time of serious music was it: music has said all it could say. Russian journal: Russ. daily socio-political online publ. 2007. 15 Jan. URL: http: // russ. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.