Научная статья на тему 'История деятельности симфонических коллективов Иркутска в 1930-1958 гг'

История деятельности симфонических коллективов Иркутска в 1930-1958 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
439
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ИРКУТСК / ОРКЕСТР / ДИРИЖЕР / РАДИОКОМИТЕТ / ФИЛАРМОНИЯ / MUSIC / IRKUTSK / ORCHESTRA / CONDUCTOR / RADIO-COMMITTEE / PHILHARMONIC HALL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колокольников Иван Арсеньевич

В статье впервые детально рассмотрена история деятельности симфонических коллективов, работавших в 1930-1958 гг. в одном из старейших культурных центров Сибири Иркутске. Отправной точкой исследования является появление в городе первого постоянного оркестра, финальной создание симфонического оркестра Иркутской филармонии, успешно работающего и в наши дни. Рассматриваемый в статье период примечателен, прежде всего, деятельностью симфонического оркестра Иркутского радиокомитета, который объединил лучших музыкантов города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of symphonic units of Irkutsk, 1930-1958

The article deals with the history of symphonic units in Irkutsk, one of the oldest cultural centers of Siberia. The research covers the period of 1930-1958 from the emergence of the first permanent orchestra in the city to the creation of the symphonic orchestra under the Irkutsk philharmonic hall. The author pays special attention to the activity of the symphonic orchestra of the Irkutsk radio-committee, around which the best musicians of the city united.

Текст научной работы на тему «История деятельности симфонических коллективов Иркутска в 1930-1958 гг»

история российских РЕГИОНОВ

УДК 930.85

и.А. Колокольников*

история деятельности симфонических коллективов

иркутскА в 1930-1958 гг.**

В статье впервые детально рассмотрена история деятельности симфонических коллективов, работавших в 1930-1958 гг. в одном из старейших культурных центров Сибири - Иркутске. Отправной точкой исследования является появление в городе первого постоянного оркестра, финальной - создание симфонического оркестра Иркутской филармонии, успешно работающего и в наши дни. Рассматриваемый в статье период примечателен, прежде всего, деятельностью симфонического оркестра Иркутского радиокомитета, который объединил лучших музыкантов города.

Ключевые слова: музыка, Иркутск, оркестр, дирижер, радиокомитет, филармония

The history of symphonic units of Irkutsk, 1930-1958. IVAN A. KOLOKOLNIKOV (Irkutsk State University)

The article deals with the history of symphonic units in Irkutsk, one of the oldest cultural centers of Siberia. The research covers the period of 1930-1958 - from the emergence of the first permanent orchestra in the city to the creation of the symphonic orchestra under the Irkutsk philharmonic hall. The author pays special attention to the activity of the symphonic orchestra of the Irkutsk radio-committee, around which the best musicians of the city united.

Keywords: music, Irkutsk, orchestra, conductor, radio-committee, philharmonic hall

Стабильная пропаганда симфонической музыки является одним из наиболее существенных показателей развития музыкальной культуры города. Сегодня практически во всех крупных городах нашей страны имеются симфонические оркестры. Наиболее часто они действуют на базе областных филармоний. Существующая ныне сеть филармоний, театров оперы и оперетты, а также других региональных центров музыкального исполнительства практически полностью сформировалась в советский период. Однако в первые десятилетия советского периода, когда процесс формирования данной сети только начинался, степень интенсив-

ности музыкальной жизни какого-либо региона заметно менялась от сезона к сезону. Причинами служили различные социально-бытовые и материальные факторы. Именно это явление мы можем наблюдать на примере музыкальной жизни Иркутска, старейшего культурного центра Восточной Сибири. Симфонической музыке в иркутских концертах всегда отводилось особенное место. В настоящей статье анализируется пропаганда симфонической музыки в Иркутске в период с 1930 г. по 1959 г. Начальная дата является временем появления в городе первого постоянного симфонического оркестра, работавшего на базе ради-

* КОЛОКОЛЬНИКОВ Иван Арсеньевич, аспирант кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета Иркутского государственного университета. E-mail: ivan-ars_k@mail.ru © Колокольников И.А., 2015

** Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Иркутского государственного университета. Проект № 091-15-233.

окомитета и прекратившего свое существование в 1953 г. в связи с роспуском многих музыкальных формирований, действовавших при радиокомитетах страны. Именно данным коллективом было подготовлено основное число симфонических программ, представлявшихся иркутскому слушателю в исследуемый период. С оркестром выступали такие известные деятели музыкальной культуры как Р.М. Глиэр, Л.Н. Оборин, Г.Р. Гинзбург, Г.Д. Цомык, Б.Э. Гольдштейн и др. Конечной датой исследования является 1959 г., когда начал свою деятельность симфонический оркестр Иркутской филармонии, продолжающий работать и ныне.

Строит заметить, что музыкальная жизнь Иркутска 1930-1980 гг. исследовалась до сегодняшнего дня лишь фрагментарно. В частности, это касается деятельности симфонических коллективов, существовавших в Иркутске. Наиболее значимыми работами, где так или иначе отражена их деятельность, являются монография И.Ю. Харкеевич «Музыкальная культура Иркутска» [34] и коллективный труд сотрудников Новосибирской консерватории «Музыкальная культура Сибири» [21]. Монография И.Ю. Харкеевич является серьезнейшим трудом, в котором подробно рассказывается о событиях музыкальной жизни Иркутска с ХУШ в. до 1930 г. Однако автор ограничивается лишь сжатым обзором событий музыкальной жизни города в 1930-1970 гг., выражая надежду, что исследования будут продолжены последователями. Что же касается такого объемного труда как «Музыкальная культура Сибири», то музыкальная жизнь Иркутска освещена в нем неполно и с большим количеством ошибок, в частности, при освещении работы симфонических оркестров. Существует также диссертация, где затрагиваются отдельные события музыкальной жизни Иркутска в 1946-1986 гг. [36]. Однако данное исследование носит поверхностный характер, и работа симфонических оркестров до 1959 г. в нем не рассматривается. Таким образом, имеется серьезная необходимость в изучении деятельности иркутских симфонических коллективов в 1930-1959 гг.

Данная статья является результатом работы автора с материалами ряда государственных и частных архивов. Были исследованы документы Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного архива Иркутской области, Государственного архива новейшей истории Иркутской области и Иркутского областного краеведческого музея. Велась работа с фондом Иркутского радиокомитета в организационном архиве Иркутской государственной телерадио-

компании (для краткости при дальнейших упоминаниях документы этого фонда обозначены Р/К). Также в фонотеке ИГТРК была обнаружена аудиозапись передачи к 60-летию Иркутского радио (автор Н.И. Шаманская), в которой крупнейший иркутский музыковед В.Ф. Сухиненко поделился воспоминаниями о музыкальной деятельности Иркутского радиокомитета в 1930-1953 гг. (при дальнейших упоминаниях эта запись обозначается А/З). Кроме того, изучались частные архивы и воспоминания иркутян, а также материалы периодической печати 1928-1959 гг.

Музыкальные традиции Иркутска начали складываться еще в последней четверти ХУШ в., в городе были любители симфонической музыки. Предреволюционные годы отмечены тем, что симфонические концерты проходили в Иркутске почти регулярно. В первое десятилетие советского периода здесь, как и во многих городах страны, постоянного симфонического оркестра не существовало, хотя попытки создания коллективов такого плана предпринимались. Важную роль в деле пропаганды симфонической музыки в Иркутске играли оркестры, возникавшие на базе Иркутского музыкального техникума. С ними работали дирижеры К.С. Вышинский, Е.П. Медведев и А.С. Морген [34, с. 181-182]. Затем в городе был сформирован полноценный симфонический оркестр из 45 человек, возглавленный А.С. Моргеном. Оркестр достаточно успешно заявил о себе, дав 29 апреля 1929 г. большой концерт, в котором была исполнена 2-я симфония Н.Я. Мясковского [19], но существовал коллектив недолго. Кроме того, летом того же года в саду Парижской коммуны перед иркутянами выступал симфонический оркестр из 25 человек, возглавляемый К.С. Вышинским и включавший лучших инструменталистов города, в том числе известных впоследствии сибирских композиторов Г.Э. Ланэ и П.М. Берлинского (Государственный архив Иркутской области, далее - ГАИО. Ф. 2101. Оп. 1. Д. 237. Л. 81об.). Последний, по некоторым сведениям, также выступал в этот период в Иркутске как симфонический дирижер [26, с. 76], однако конкретной информации о его работе в данном качестве обнаружить не удалось. Что же касается оркестра Вышинского, то он, несмотря на сильный состав, по всей видимости, не играл серьезных программ. Жизнь названных творческих формирований была недолгой, поэтому значимого следа в развитии музыкальной культуры города они не оставили.

Еще в конце 1920-х гг. одним из центров музыкальной культуры Иркутска стал городской радиоузел, при котором сформировался ряд творческих

коллективов. В октябре 1929 г. было заявлено о том, что радиоузел, стремясь вести серьезную пропаганду лучших образцов мировой музыкальной культуры, желал бы обзавестись симфоническим ансамблем [24]. В скором времени на базе радиоузла был создан Иркутский радиоцентр, который быстро стал важнейшим центром музыкальной культуры города и в последующие два десятилетия во многом выполнял функции филармонии. Именно при радиоцентре в 1930 г. возник симфонический ансамбль, вскоре переросший в полноценный оркестр. Таким образом, город обзавелся постоянным симфоническим коллективом.

В монографии И.Ю. Харкеевич указано, что симфонический коллектив радио сформировался к весне 1931 г. [34, с. 201]. Но руководствуясь рядом документов и свидетельств очевидцев, можно с уверенностью говорить о том, что ансамбль был создан еще в 1930 г. В частности, такую дату возникновения коллектива называла Народная артистка РСФСР Н.А. Казанцева, начавшая творческий путь на Иркутском радио [14]. Таким образом, симфонический коллектив сформировался практически в то самое время, когда создавался симфонический оркестр при Московском радиоцентре. Безусловно, нельзя сравнивать данные коллективы, различные по численности и квалификации участников, но весьма важно то, что процессы формирования и качественного совершенствования коллективов Иркутского радиоцентра, затем именовавшегося Восточно-Сибирским радиокомитетом, шли в первой половине 1930-х гг. достаточно интенсивно.

Первым дирижером симфонического коллектива радиоцентра принято считать флейтиста М.И. Калиновского (А/З). Именно под его руководством ансамбль вырос в небольшой, но достаточно крепкий оркестр, в составе которого объединились лучшие музыканты города. Концертмейстером коллектива стал опытный иркутский скрипач М.М. Цинман, а помощником концертмейстера - одаренный скрипач и композитор Г.Э. Ланэ, некогда учившийся в Саратовской консерватории (в скрипичном классе Я.Я. Гаека, параллельно - по классу композиции у Л.М. Рудольфа). Помимо Калиновского в качестве дирижера периодически выступал скрипач Богородский. Уже в первые годы существования коллектива в репертуаре появились такие сложные сочинения как 4-я симфония П.И. Чайковского [14]. Постоянные эфирные выступления оркестра были важнейшим методом пропаганды симфонической музыки в массах. Многочисленные письма на радио с просьбами об исполнении понравившихся

классических произведений были наглядным свидетельством эффективности этой работы. Постоянной стала практика проведения т.н. «открытых» концертов на разных сценах города. Известно, что еще в марте 1931 г. симфонический коллектив радио выступал в Клубе Октябрьской революции [3].

Летом 1931 г. в городе состоялась серия симфонических концертов. К сожалению, афиш или программок этих мероприятий отыскать не удалось, поэтому нельзя точно сказать, силами какого коллектива давались концерты. Наиболее вероятно, что это был молодой оркестр радио. Тем не менее, известны имена дирижеров данных выступлений. Это П.М. Берлинский, покинувший Иркутск во 2-й половине 1929 г. и в данном случае приехавший уже как гастролер, а также еще один гастролирующий дирижер - Д.Б. Астраданцев из Ленинграда [2]. В концертах были исполнены 5-я симфония Л. Бетховена, 8-я симфония Ф. Шуберта («Неоконченная»), 5-я симфония П.И. Чайковского и ряд небольших симфонических произведений, в том числе сочинения Астраданцева [1] и Берлинского [2].

Осенью 1931 г. в Иркутск в полном составе прибыла Сибгосопера, базировавшаяся в городе до мая 1934 г. Параллельно с оперными спектаклями стали иногда устраиваться симфонические концерты. Известный композитор Г.С. Фрид, в юности живший в Иркутске, вспоминал, что особо запомнилась ему работа симфонического оркестра Сибгосоперы с дирижером С.С. Бер-гольцем над сюитой «Шахерезада» Н.А. Римско-го-Корсакова [33, с. 77]. Но все же до мая 1933 г. симфонические концерты в Иркутске шли редко. Симфонический оркестр Сибгосоперы, прежде всего, был занят в спектаклях. Оркестр радиокомитета еще не окреп до той степени, чтобы вести серьезную пропаганду симфонической музыки. И вот в конце мая 1933 г. в музыкальной жизни Иркутска произошло ярчайшее событие. Для проведения масштабных симфонических концертов был образован объединенный симфонический оркестр Сибгосоперы и Восточно-Сибирского радиокомитета [25]. В его составе находилось порядка 60 человек (около 40 музыкантов Сибгосоперы и 21 музыкант радиокомитета). С коллективом работали главный дирижер Сибгосоперы Б.И. Врана и дирижер Г.А. Столяров. Оркестр выступал в Городском театре и в саду Парижской коммуны с серьезными симфоническими программами. В его репертуар вошли произведения Л. Бетховена, Р. Вагнера, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Кор-сакова, Р.М. Глиэра и др. [28]. К сожалению, объединенный оркестр существовал недолго. В 1934 г.

город лишился и самой оперной труппы. Прежде всего, в связи с тем, что в Краевом управлении зрелищ и представлений, которому подчинялась опера, происходили различные интриги, масштабные чистки, а также наблюдались огромные финансовые трудности. Кроме того, шел оживленный спор с Новосибирском о правах на Сибгосоперу, которую в итоге решено было распустить.

После распада Сибгосоперы вся ответственность по пропаганде симфонической музыке в Иркутске легла на оркестр радиокомитета. Главным дирижером был назначен оставшийся в городе Б.И. Врана (Р/К. Оп. 1. Д. 4. Л. 79), а М.И. Ка-линовский до весны 1936 г. работал в должности второго дирижера. По воспоминаниям В.Ф. Сухи-ненко, Врана «очень сильно поднял профессиональную закваску в оркестре» (А/З). Кроме того, к середине 1930-х гг. оркестр значительно увеличился численно. Уже при Вране он стал вести серьезную пропаганду сочинений мировой классики, выступая на различных сценах города. Однако отношения Враны с некоторыми оркестрантами (Р/К Л/д №643. Л. 18) и с начальством радиокомитета (Р/К. Оп. 1. Д. 6. Л. 28) не сложились, и в 1935 г. дирижер покинул Иркутск.

После этого на должность главного дирижера симфонического оркестра радио был назначен прибывший из Москвы С.М. Огарев (Р/К. Оп. 1. Д. 6. Л. 116), известный также как скрипач. Именно при нем симфонический оркестр Восточно-Сибирского радиокомитета развернул широчайшую концертную деятельность, которая не прекращалась до последних дней существования коллектива. Для того, чтобы оценить масштаб деятельности Огарева, следует сказать, что с 23 августа по 30 октября 1935 г. было проведено 8 больших открытых концертов, тогда как ранее они шли много реже. Далеко не все программы можно назвать симфоническими в полном смысле этого понятия, однако симфонический оркестр был главной действующей силой в каждой из данных программ. Эти программы были разноплановыми: «Вечер оперы» (по страницам опер П.И. Чайковского); концерт симфонической музыки западных композиторов; концерт из сочинений А.П. Бородина и П.И. Чайковского; концерт легкой классической музыки и т.д. [11]. Что же касается положенных по служебному распорядку эфирных выступлений, то оркестр продолжал регулярно появляться в эфире.

Весной 1936 г. симфонический оркестр радиокомитета выступил в открытых концертах совместно с рядом крупнейших советских музыкантов. Первым из гастролеров был виолончелист

Г.Д. Цомык, представитель молодого поколения советских музыкантов, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933 г.). 6 марта 1936 г. он исполнил вместе с симфоническим оркестром «Вариации на тему Рококо» П.И. Чайковского [7]. Вскоре в Иркутске побывал известнейший пианист Л.Н. Оборин. 19 марта он выступал в зале Финансово-экономического института, исполнив с оркестром радиокомитета 2-й фортепианный концерт Ф. Шопена [9]. Затем в Иркутск прибыл выдающийся отечественный композитор Р.М. Глиэр [12, с. 144-145]. Им был дан ряд авторских концертов, где он предстал как пианист и дирижер. В последнем качестве Глиэр выступал с оркестром радиокомитета в концерте, прошедшем 9 апреля. В концерте прозвучали симфоническая картина-балет «Запорожцы», фрагменты оперы «Шах-Сэнэм» («Увертюра», «Танец мальчиков», «Иранский танец», «Борьба дэвов», «Вакханалия» в исполнении симфонического оркестра, а также «Баллада Шах-Сенем», исполненная вокалисткой К. А. Булгаковой) и сюита из балета «Красный мак». Оркестр, с которым Глиэр провел большую подготовительную работу, выступил, по мнению В.Ф. Сухиненко, успешно [27].

Также в сезоне 1935/36 очень вырос в творческом отношении хор радиокомитета, с лета 1935 г. возглавляемый В.А. Патрушевым (Р/К. Оп. 1. Д. 6. Л. 117). Наряду с оркестром он стал регулярно выступать в концертах. Критики в этот период достаточно высоко оценивали работу этих коллективов. На основе изложенных сведений можно сделать вывод, что оркестр работал под руководством С.М. Огарева весьма успешно. Но в апреле 1936 г. этот музыкант был снят с поста главного дирижера. Причиной, по всей видимости, явился ряд проступков, в числе которых был срыв концерта, запланированного на 20 марта, в котором Л.Н. Оборин должен был исполнить с оркестром 1-й концерт П.И. Чайковского [9] (вместо этого пианист сыграл ряд камерных сочинений). После снятия Огарева место главного дирижера занял прибывший в Иркутск дирижер К.Ф. Брауэр. Что же касается С.М. Огарева, то он некоторое время работал в должности второго дирижера, а также руководил концертным оркестром из 12 человек (Р/К. Оп. 1. Д. 8. Л. 45). Подобные коллективы формировались радиокомитетом практически в каждом сезоне, исполняя легкую классическую музыку и мелодии из оперетт. Вскоре Огарев перешел на работу в Иркутское музыкальное училище.

К.Ф. Брауэр, вероятно, был наиболее крупным дирижером, работавшим с симфоническим орке-

стром радиокомитета. В прижизненных газетных публикациях сообщается, что этот дирижер являлся учеником Н.А. Римского-Корсакова, а также некоторое время работал в Мариинском театре. Впоследствии Брауэр работал со многими коллективами страны, в том числе оперными труппами [15]. По сохранившимся программам радиопередач за 1936 г. можно судить, что в период, когда оркестром Восточно-Сибирского (с 1937 г. - Иркутского) радиокомитета руководил Брауэр, репертуар коллектива был в высшей степени насыщенным. В эфире звучало немало симфонических сочинений западноевропейских авторов: И. Баха, Л. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, М. Равеля и др. Также оркестр исполнял большое количество произведений отечественных авторов: А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, В.С. Калинникова, М.М. Ипполитова-Иванова, А.Т. Гречанинова, А.И. Юрасовского, И.А. Саца и др. (Государственный архив новейшей истории Иркутской области, далее - ГАНИИО. Ф. 123. Оп. 4. Д. 384. Л. 1-49). Находились в репертуаре коллектива и произведения последних лет, хотя их количество было не слишком велико. Надо заметить, что в 1936-1937 гг., когда с оркестром работал К.Ф. Бра-уэр, коллектив регулярно выступал на различных сценах города: в Доме культуры Крайсовпрофа, Финансово-экономическом институте и т.д.

В октябре 1936 г. на должность второго дирижера был назначен Н.Г. Факторович. Этот молодой музыкант перед приездом в Иркутск работал с оркестром Всесоюзного радиокомитета в качестве ассистента дирижера [8]. По данным ряда справочников, Факторович руководил оркестром Иркутского радиокомитета, однако местная печать и приказы радиокомитета показывают, что он был вторым дирижером. И все же этот музыкант, весьма известный впоследствии, уже в период пребывания в Иркутске успешно проявил себя. Например, он подготовил исполнение «Симфонии ОКДВА» (3-й) Л.К. Книппера. Для ее исполнения помимо симфонического оркестра, являющегося основной действующей силой, необходимы были также духовой оркестр, солисты-вокалисты и баянисты. В.Ф. Сухиненко рассказывал об исполнении этого сочинения: «Там по замыслу автора громадный мужской хор должен быть, и вот Факторович сумел связаться с командованием, ему дали большие подразделения солдат, он разучил все с ними. И это в целом было весьма импозантное исполнение» (А/З). Достоин упоминания тот факт, что мужской хор, собранный Факторови-чем, включал около 200 человек [8]. Также вскоре после приезда в Иркутск одаренный дирижер

подготовил с оркестром исполнение ряда сочинений А.П. Бородина и 2-й симфонии Л. Бетховена. К 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина прошел концерт «Пушкин в музыке» с участием симфонического оркестра радио. За дирижерским пультом вновь находился Н.Г. Факторович [4]. Позднее под его руководством оркестром радиокомитета исполнялся ряд отечественных сочинений композиторов ХХ в., в т.ч. симфонии Н.Я. Мясковского (18-я) и М.М. Ипполитова-Иванова (Р/К. Л/д №299. Л. 21).

В 1936-1938 гг. на базе радиокомитета существовала полноценная оперная труппа, в состав которой вошли сильные вокалисты и балетные артисты, приехавшие из других городов. Об истории этого формирования подробно рассказано на страницах журнала «Музыковедение» [15]. Основной задачей оперной труппы была подготовка полноценных оперных спектаклей, шедших на сцене Городского театра. При комплектации оперной труппы были задействованы симфонический оркестр и камерный хор радио, которые были значительно усилены. Это стало возможно благодаря тому, что председатель радиокомитета М.Д. Гарин оказал поддержку реализации уникального проекта. Безусловно, труппа могла бы стать основой для создания оперного театра. Нельзя не упомянуть, что критики, оценивая оперные постановки, подготовленные этим объединением, неизменно отмечали высокий уровень мастерства симфонического оркестра, с которым при подготовке оперных постановок неизменно работал К.Ф. Брауэр [22]. К сожалению, политические репрессии помешали реализации замысла по созданию оперного театра. Труппа радиокомитета была объявлена творением «врагов народа», главным из которых был назван Брауэр, обвинявшийся в попытке пересечения государственной границы [6]. 11 января 1938 г. он был арестован. Дирижером эфирных концертов и оперных спектаклей стал Н.Г. Факторович. Но вскоре он был отстранен от дирижирования оперными спектаклями. В этот период еще одним дирижером оркестра, которому вменялась в обязанность и работа над оперными спектаклями, стал А.П. Бесеневич. Но в апреле 1938 г. Факто-рович и Бесеневич были арестованы. Также был арестован бывший дирижер оркестра М.И. Кали-новский. В октябре Брауэр, Бесеневич и Калинов-ский были расстреляны. Дело Факторовича было прекращено, после чего он покинул Иркутск [23].

Итак, в 1938 г. симфонический оркестр радиокомитета остался без руководства. В мае коллектив возглавил В.А. Патрушев, продолжая руководить хором (Р/К. Оп. 2. Д. 2. Л. 77). Через год на

посту главного дирижера его сменил М.Д. Вайс-бейн, проработавший в этом качестве до 1943 г. (Р/К. Оп. 2. Д. 9. Л. 9). В это время Патрушев являлся вторым дирижером. Оркестр продолжал регулярно выступать в эфире радио. Однако в период, когда коллективом руководил Вайсбейн, деятельность этого творческого формирования не имела прежней интенсивности. На сценах города коллектив появлялся значительно реже, чем в предыдущие и последующие годы. Из выступлений оркестра данного периода следует выделить торжественный концерт к 100-летию П.И. Чайковского, прошедший 7 мая 1940 г. [5]. В нем приняли участие Государственный квартет им. Вильома (Москва), симфонический оркестр, камерный хор и солисты Иркутского радио. Оркестр исполнил сюиту из балета «Лебединое озеро» и финал 4-й симфонии. Примечательно, что в этот вечер за дирижерским пультом стоял не главный дирижер, а В.А. Патрушев.

Когда началась Великая Отечественная война, многие работники оркестра Иркутского радиокомитета ушли на фронт. Некоторые из них не вернулись с полей сражений. Оркестр же не только не прекратил своего существования, но продолжал вести весьма интенсивную для данного времени пропаганду классической и советской симфонической музыки. Правда, в 1942 г. руководитель музыкальной редакции радио, эвакуированный профессор Одесской консерватории А.В. Абрамович отмечал, что дирижер М.Д. Вайсбейн «растерян, иногда не может даже составить программы» (ГА-НИИО. Ф. 3446. Оп. 1. Д. 7. Л. 11). Растерянность дирижера вполне объяснима, поскольку оркестр не был в должной мере укомплектован, причиной чему стал уход на фронт многих музыкантов. Вероятно, именно это побудило Вайсбейна в начале 1943 г. покинуть Иркутск (Р/К. Оп. 2. Д. 9. Л. 9). После этого в течение нескольких лет единственным дирижером оркестра являлся В.А. Патрушев. Безусловно, в первую очередь, он был хормейстером, но, по отзывам критиков, непрерывно рос и как симфонический дирижер. Этот человек сумел достичь в работе с оркестром ощутимых результатов. Что же касается проблемы нехватки кадров, то уже в середине войны ее удалось решить путем привлечения к работе оркестра музыкантов из театров города, а также оркестрантов из эвакуированных в Иркутск оперных театров Харькова и Киева (ГАИО. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 32. Л. 9об.). Вот почему в репертуаре оркестра радио в годы войны сохранялись сложные произведения крупных форм: 5-я симфония Л. Бетховена, 1-я и 5-я симфонии П.И. Чайковского, 1-я симфония В.С. Ка-

линникова. Также важно отметить, что в годы войны в коллективе работал яркий музыкант, эвакуированный из Одессы - скрипач В.Н. Пронин, ученик П.С. Столярского [16].

Как уже упоминалось, в годы войны в Иркутске находились в эвакуации Киевский и Харьковский театры оперы и балета, работавшие как единый коллектив, в афишах и прессе именовавшийся Киевским оперным театром. За полтора годы работы в Иркутске силами этого мощнейшего формирования было поставлено 8 оперных и 6 балетных спектаклей [16]. Кроме того, театральный оркестр, начиная с 15 февраля 1943 г., когда состоялся концерт, посвященный П. И. Чайковскому (Российский государственный архив литературы и искусства, далее - РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 9. Д. 42. Л. 23), периодически давал для иркутян симфонические концерты, отличавшиеся отменным качеством исполнения произведений. С оркестром театра регулярно работали четыре дирижера: В.Я. Йориш, Н.Д. Покровский, В.С. Тольба, Я.А. Розенштейн. Также удалось установить, что помимо них с оркестром работал эвакуированный в Иркутск опереточный дирижер Е.А. Синицын (РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 9. Д. 42. Л. 4).

Одним из наиболее значимых явлений в музыкальной жизни города военных лет стало проведение Фестиваля русской музыки, организованного Киевским театром. Этот фестиваль проходил летом 1943 г. в течение полутора месяцев. Помимо оперных спектаклей и камерно-вокальных программ в его рамках иркутяне смогли посетить и ряд симфонических концертов. Они включали сочинения А.П. Бородина, Н.А. Римского-Кор-сакова, П.И. Чайковского и других выдающихся отечественных композиторов. В концертах перед иркутянами предстали все четыре дирижера, которые постоянно работали с оркестром театра. В своей критической заметке В.Ф. Сухиненко и Л.С. Гуров в качестве «особенно удачного» назвали последний концерт фестиваля, где оркестр Киевского театра под управлением Н.Д. Покровского исполнил 1-ю симфонию В.С. Калинникова [13]. Примечательно, что также в данном концерте с оркестром театра выступила молодая иркутская пианистка Л.Н. Семенцова, исполнившая «Фантазию на темы былин Рябинина» А.С. Аренского. Впоследствии она окончила Московскую консерваторию, а затем возвратилась в Иркутск.

В 1944 г. эвакуированные театры вернулись в Харьков и Киев [31]. Ведущую роль в деле пропаганды серьезной музыки в регионе вновь начал играть симфонический оркестр радиокомитета. После войны в связи с демобилизацией многих

творческих работников, ранее находившихся в рядах действующей армии, коллектив вновь был укомплектован сильными кадрами. И если в первые послевоенные сезоны критики отмечали в звучании оркестра определенные недостатки, связанные с не очень качественной укомплектованностью, то через несколько лет крупные музыкальные деятели давали его работе высокие оценки.

Еще летом 1945 г. значительно увеличилась интенсивность работы Иркутской филармонии. Был разработан план проведения открытых концертов с участием ведущих исполнителей города. Начал свою работу музыкальный лекторий. В честь его открытия 4 июня состоялся большой концерт. В концерте был задействован симфонический оркестр радио, значительно увеличенный за счет музыкантов иркутских театров. В.Ф. Сухиненко в рецензии на данный концерт писал: «Оркестр, руководимый дирижером В.А. Патрушевым, дал плотное, ровное звучание и удовлетворительный ансамбль. Налицо хорошие музыкально-организаторские качества дирижера, которому значительные трудности, связанные с комплектованием оркестра, и крайне недостаточное количество репетиций не помешали добиться положительных результатов» [30]. В новом сезоне работы лектория, открывшегося 12 ноября 1945 г., оркестр периодически выступал в лекторийных концертах, хотя впоследствии подобные программы носили, главным образом, камерный характер.

В первые послевоенные сезоны оркестр радиокомитета выступал в открытых концертах в расширенном виде, как и в концерте, описанном выше. Объединенный оркестр в документах данного периода именуется «оркестром радиокомитета и филармонии». Из выступлений оркестра в эти годы следует особо выделить совместное выступление с известным советским пианистом Ю.В. Брюшко-вым, состоявшееся 10 ноября 1946 г. Был исполнен 1-й фортепианный концерт П.И. Чайковского. В своей рецензии композитор Ю. Д. Матвеев отметил: «Оркестр (дирижер В. Патрушев) справился с поставленной перед ним задачей, хорошо аккомпанируя солисту» [20]. Впрочем, зимой 1947/48 сводный симфонический коллектив прекратил свою работу (РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 9. Д. 281. Л. 24). В последующие годы в открытых концертах оркестр радиокомитета выступал в том же составе, что и в эфирных.

Репертуар симфонического оркестра Иркутского радиокомитета регулярно обновлялся. В эти годы, как и в предшествующее десятилетие, радио играло огромную роль в жизни людей. Возможность слушать радио имела практически каждая

семья, поэтому эфирные выступления коллектива, как и ранее, имели огромнейшее значение, поскольку слушатели приобщались к серьезной музыке. Данные, собранные автором статьи из программ концертов, периодической печати и прочих архивных документов, позволяют судить о насыщенном репертуаре оркестра. В послевоенные годы как в эфире, так и в открытых концертах он исполнял немало сочинений крупных форм. В их числе были симфонии А.П. Бородина (2-я - «Богатырская»), П.И. Чайковского (1-я, 2-я, 4-я, 5-я и 6-я), В.С. Калинникова (1-я и 2-я), С.В. Рахманинова (1-я), Л. Бетховена (1-я, 2-я, 3-я, 5-я и 7-я), Ф. Шуберта (8-я - «Неоконченная»), Ф. Мендельсона (3-я - «Шотландская» и 4-я), А. Дворжака (5-я) и другие значительные симфонические произведения русских и зарубежных классиков. Также оркестр радио знакомил иркутян со многими крупными сочинениями советских композиторов: симфониями Д.Д. Шостаковича (1-й), Д.Б. Кабалевского (2-й), Р.М. Глиэра (1-й) и др. Особенно стоит отметить, что в репертуаре оркестра было 6 симфоний Н.Я. Мясковского (8-я, 12-я, 18-я, 21-я, 23-я и 27-я). Примечательно, что постановление ЦК «Об опере В. Мурадели «Великая дружба», оказавшее заметное воздействие на работу многих музыкальных коллективов страны, не повлекло существенных изменений в репертуаре коллектива, поскольку основное место в нем занимали произведения русских и зарубежных классиков. Произведений, подвергшихся острой критике за формализм, оркестром исполнялось относительно немного. Тем не менее, выступая в печати, музыканты радиокомитета постоянно подчеркивали, что неукоснительно придерживаются «исторического постановления ЦК».

Нельзя не отметить, что силами симфонического оркестра, камерного хора и солистов радиокомитета регулярно исполнялись оперы («Иван Сусанин» М.И. Глинки, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Алеко» С.В. Рахманинова и др.), а также огромное количество сцен из опер русских и зарубежных классиков. Кроме того, хор и оркестр радиокомитета в период 19461951 гг. подготовили исполнения ряда произведений крупных форм: кантаты С.В. Рахманинова «Весна», кантат «Александр Невский» и «Здравица» С.С. Прокофьева, оратории «Песнь о лесах» Д.Д. Шостаковича и др.

Содружество с иркутскими пианистами позволяло включать в репертуар оркестра фортепианные концерты русских и зарубежных авторов. В период 1946-1953 гг. в программы эфирных и открытых выступлений входили концерты

П.И. Чайковского (1-й и 2-й), А.С. Аренского, С.В. Рахманинова (1-й и 2-й), Л. Бетховена (3-й и 5-й), Э. Грига и др. В большинстве случаев в качестве солистки выступала Т.Г. Бендлин, известная иркутская пианистка [10]. Также в начале 1950-х гг. с оркестром стали сотрудничать Л.Н. Семен-цова и Л.П. Холодилова [34, с. 203], приехавшие после окончания Московской консерватории, где обе пианистки учились в классе В.Н. Натансона. Нельзя не сказать и о ярком скрипаче Л.Ю. Реш-тейне, многолетнем концертмейстере оркестра. Этот одаренный музыкант начал работу в коллективе в 1940 г. (Р/К. Оп. 2. Д. 5. Л. 59). В последующие годы очень часто выступал с оркестром как солист, исполняя скрипичные концерты П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, Д.Б. Кабалевского, А.И. Хачатуряна, Ф. Мендельсона, Г. Венявского.

С оркестром Иркутского радиокомитета продолжали сотрудничать крупные гастролеры. В 1951 г. с ним выступили такие яркие деятели как пианисты Г.Р. Гинзбург (1-й фортепианный концерт П.И. Чайковского) и Я.И. Киппен (2-й фортепианный концерт С.В. Рахманинова), скрипачи М.Э. Гольдштейн (скрипичный концерт Д.Б. Кабалевского) и Б.Э. Гольдштейн (скрипичный концерт П.И. Чайковского), а также виолончелист А.И. Чиджавадзе (Вариации на тему «Рококо» П.И. Чайковского). Немаловажным событием стало исполнение «Концерта для голоса с оркестром» Р.М. Глиэра, когда с оркестром радиокомитета под управлением В.А. Патрушева выступила прибывшая на гастроли Народная артистка РСФСР, уроженка Иркутска Н.А. Казанцева (ГАИО. Ф. 3211. Оп. 1. Д. 5. Л. 6). Стоит заметить, что именно она в 1943 г. явилась первой исполнительницей данного концерта [35, с. 74].

С 1943 г. до момента роспуска симфонического оркестра радиокомитета В.А. Патрушев оставался на посту главного дирижера оркестра. Однако в 1947-1949 гг. с коллективом также работал С.Н. Творун, а в сезоне 1949/1950 - Б.В. Вер-нер-Бернадский (Р/К. Оп. 2. Д. 19. Л. 1). Последний сумел показать себя как яркий дирижер. Современники высоко оценили его выступление на торжественном концерте, посвященном 75-летию Р.М. Глиэра. Иркутянин Н.Д. Пьянков, лично знавший композитора, писал ему: «Концерт этот прошел блестяще. Особенно хорошо были исполнены все симфонические произведения. Дирижировал оркестром наш новый дирижер Вернер. Это человек, хорошо владеющий дириж. палочкой, прекрасно делающий свое дело» (РГАЛИ. Ф. 2085. Оп. 1. Д. 885. Л. 25). Тем не менее, Б.В. Вер-неру-Бернадскому было тесно в рамках отведен-

ной для него программы выступлений, и в скором времени он покинул Иркутск.

В конце 1951 г. должность второго дирижера занял выпускник Ереванской консерватории Г.О. Торикян. Уже первые работы этого музыканта с иркутским симфоническим оркестром имели немалый успех. Впервые дирижер появился перед публикой в открытом концерте с участием яркого гастролера - скрипача Б.Э. Гольдштейна (в юности известного под именем Буси Гольдштейна). В программу вошли 3-я симфония Л. Бетховена, скрипичный концерт и симфоническая фантазия «Франческа да Римини» П.И. Чайковского. В.Ф. Сухиненко, оценивая данный концерт, отметил, что город получил «квалифицированного руководителя симфонического оркестра, одаренного художника, судя по итогам выступления, умеющего добиваться от руководимого им коллектива реальных, ощутимых результатов» [29]. Последующий концерт, данный симфоническим оркестром под управлением Г.О. Торикяна, был не менее ярко оценен критиком [32]. Стоит заметить, что вскоре именно этот дирижер явился создателем небольшого ученического оркестра в музыкальном училище [17]. В целом в Иркутске деятельность Торикяна была успешна, хотя, по словам современников, работая впоследствии с оркестрами других городов, он по ряду причин уже не проявлял себе так ярко, как в ранние годы своей деятельности.

Симфонический оркестр находился в состоянии непрерывного творческого роста и добился хороших творческих показателей, о чем свидетельствуют высказывания ряда крупных музыкальных деятелей данного периода. Например, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Московской консерватории Г.Р. Гинзбург, который, как отмечалось выше, выступил с оркестром в 1951 г., оставил следующий отзыв: «Мне хочется выразить сердечную благодарность Иркутскому комитету радиоинформации за концерт с моим участием 23.01.1951 г. Я получил большое художественное удовлетворение от совместной работы с оркестром и его руководителем тов. Патрушевым В.А. Дирижер Патрушев отличный музыкант и очень крепкий работник. Мне кажется, что он делает в Иркутске огромное дело и комитету радиоинформации нужно принять меры к широкой открытой деятельности своего оркестра. Профессор Григ. Гинзбург. 23.01.1951 г.» (ГАИО. Ф. 3435. Оп. 1. Д. 26. Л. 7).

Трудно переоценить роль симфонического оркестра радио в музыкальной жизни региона. Тем не менее, весной 1953 г. музыкальные коллективы

при большинстве радиокомитетов страны решено было упразднить. Оркестры, хор, штат вокалистов и концертмейстеров Иркутского радио были распущены [18]. Музыкальная жизнь города на некоторое время замерла. В Иркутске продолжали работать небольшие оркестры в театрах, ресторанах и кинотеатрах, но серьезной пропаганды симфонической музыки они вести не могли. Единственным исключением являлся ученический оркестр музыкального училища. Вслед за расформированием коллективов радио Г.О. Торикян уехал из города, после чего оркестр училища возглавил В.А. Патрушев, руководивший коллективом в последующие годы (Архив Иркутского областного краеведческого музея, далее - ИОКМ. Личный фонд В.А. Патрушева. Автобиография).

И все же В.А. Патрушев, огромный энтузиаст музыкального просветительства, не мог смириться с тем, что в старейшем культурном центре Восточной Сибири не существует полноценного симфонического оркестра. Он стал периодически собирать музыкантов, остававшихся в городе, и их силами устраивать концерты. Вот что вспоминал об этом виолончелист В.Н. Тихонов: «Он не дал разбежаться музыкантам и собирал их по выходным дням из кинотеатров, из театра драмы, из музкомедии. Каждую неделю играли по понедельникам концерты» (радиопередача Е. Грибановой к 30-летию симфонического оркестра Иркутской филармонии, 22.10.1988; фонотека И.К. Петрова). Через некоторое время Патрушеву удалось найти базу для коллектива, который он самостоятельно сформировал, Этой базой стала Иркутская филармония, в которой Патрушев немногим ранее был назначен художественным руководителем [34, с. 206-207]. И все же без постановления Министерства культуры создать штатный оркестр при филармонии было невозможно. Поэтому собранный Патрушевым оркестр, начавший функционировать при филармонии 11 января 1957 г., был нештатным (РГАЛИ. Ф. 2017. Оп. 4. Д. 634. Л. 1). Тем не менее, игрались серьезные программы, в первой половине 1957 г. с оркестром выступали крупные музыканты-гастролеры: вновь посетивший Иркутск пианист Г.Р. Гинзбург (январь), а также виолончелист Д.Б. Шафран (январь) и пианист Я.И. Зак (февраль).

Весной 1957 г. город посетил Д.Б. Кабалевский и выступил с оркестром как дирижер. Иркутские музыканты, зная о больших связях композитора в Министерстве культуры, попросили помочь им добиться того, чтобы при филармонии был сформирован штатный симфонический оркестр. Ими было написано коллективное письмо, где они излагали историю и проблемы существования своего творческого формирования. В пись-

ме сообщалось: «...только благодаря упорству и настойчивости со стороны худож. руководителя Филармонии - нашего дирижера т. В.А. Патрушева, а также пламенного и искреннего желания и инициативы основного коллектива оркестра в Иркутске смог так стихийно и дружно восстановиться и организоваться в предельно короткое время симфонический оркестр, которому грозит новый развал, так как трудовое соглашение с Филармонией, повторяем, заключено лишь на один квартал тек. года, а что дальше: ...»покрыто мраком неизвестности»» (РГАЛИ. Ф. 2017. Оп. 4. Д. 634. Л. 1). Композитор сделал все возможное. В Министерстве культуры иркутян заверили, что штатный оркестр будет работать при филармонии уже с начала 1958 г. (РГАЛИ. Ф. 2017. Оп. 4. Д. 634. Л. 2об.). Тем не менее, штатный симфонический оркестр Иркутской филармонии был создан лишь в конце 1958 г. Дирижерами стали два ярких музыканта - выпускники столичных консерваторий И.А. Соколов и Ю.А. Перцев [34, с. 207]. В январе 1959 г. оркестр дал первый концерт. Так началась новая эпоха в развитии симфонического исполнительства в Иркутске. Эта эпоха продолжается и сегодня и может послужить темой отдельного исследования.

На основе сведений, изложенных в данной работе, можно увидеть, что в 1930-1958 гг. пропаганда симфонической музыки велась в Иркутске достаточно интенсивно. Следует особо отметить большое количество сочинений крупных форм в репертуаре оркестров, выступавших в этот период на концертных сценах города и в местном радиоэфире. Также значимым является тот факт, что с местными оркестрами периодически выступали крупнейшие гастролеры (Р.М. Глиэр, Л.Н. Оборин, Г.Р. Гинзбург, Д.Б. Шафран, Я.И. Зак и др.). Отличительной чертой работы музыкальных коллективов в данный период была идея широчайшей пропаганды классических произведений. Многочисленные архивные документы и отзывы очевидцев показывают, что эта пропаганда велась весьма успешно, поскольку люди учились достойному восприятию серьезной музыки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Восточно-Сибирская правда. 1931. 15 июля. С. 4.

2. Восточно-Сибирская правда. 1931. 18 июля. С. 4.

3. Восточно-Сибирская правда. 1931. 19 марта. С. 4.

4. Восточно-Сибирская правда. 1936. 18 декабря. С. 4.

5. Восточно-Сибирская правда. 1940. 6 мая. С. 4.

6. «По материалам В.-Сибирской правды» («Проверить аппарат радиокомитета») // Восточно-Сибирская правда. 1938. 10 января. С. 3.

7. Б. К. Концерты Герца Цомык // Восточно-Сибирская правда. 1936. 14 марта. С. 4.

8. В радиокомитете // Восточно-Сибирская правда. 1936. 18 ноября. С. 4.

9. В.С. (Сухиненко В.) Концерты Льва Оборина // Восточно-Сибирская правда. 1936. 23 марта. С. 4.

10. Венгельникова Э. Учитель музыки // Восточно-Сибирская правда. 1968. 17 янв. С. 3.

11. Восточно-Сибирская правда. Август - октябрь 1935 г.

12. Гулинская З.К. Рейнгольд Морицевич Гли-эр. М.: «Музыка», 1986.

13. Гуров Л., Сухиненко В. Фестиваль русской музыки // Восточно-Сибирская правда. 1943. 1 авг. С. 2.

14. Казанцева Н.А. Осознать свою ответственность // Советская музыка. 1987. №11. С. 55-60.

15. Колокольников И.А. Иркутская оперная труппа 1936-1938 гг. // Музыковедение. 2015. №5. С. 40-44.

16. Колокольников И.А. Музыкальная жизнь Иркутска в период Великой Отечественной войны // Музыка и время. 2015. №3. С. 41-45.

17. Колокольников И.А. Об освещении музыкальной истории Иркутска в историко-краевед-ческом словаре «Иркутск» 2011 г. // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». Том 11. 2015. С. 85-91.

18. Колокольников И. Музыка в эфире // Восточно-Сибирская правда. 2014. 25 ноября. С. 8.

19. Кузбассовец. Музыкальный праздник // Власть труда. 1929. 1 мая. С. 4.

20. Матвеев Ю. Концерты филармонии // Восточно-Сибирская правда. 1946. 5 декабря. С. 4.

21. Музыкальная культура Сибири: в 3 т. Новосибирск: Изд-во НГК им. М.И. Глинки, 1997.

22. Оперные постановки радиокомитета // Восточно-Сибирская правда. 1936. 20 октября. С. 4.

23. Петрушин Ю.А., Колокольников И.А. Музыкальная деятельность Иркутского радиокомитета в условиях политических репрессий (19371938гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2014. №3. С. 152-159.

24. Радио-узел. Радиовещание должно стать достоянием рабочих // Власть труда. 1929. 3 октября. С. 4.

25. Симфонический оркестр // Восточно-Сибирская правда. 1933. 29 мая. С. 4.

26. Советские композиторы: краткий биографический справочник / сост. Г.Б. Бернандт и А.Н. Должанский. М.: «Советский композитор», 1957.

27. Сухиненко В. Концерты Р. М. Глиэра // Восточно-Сибирская правда. 1936. 12 апр. С. 4.

28. Сухиненко В. Концерты симфонического оркестра // Восточно-Сибирская правда. 1933. 15 июня. С. 4.

29. Сухиненко В. Удачный концерт // Восточно-Сибирская правда. 1952. 3 января. С. 4.

30. Сухиненко В. Ценное начинание // Восточно-Сибирская правда. 1945. 10 июня. С. 2.

31. Счастливый путь, товарищи! // Восточно-Сибирская правда. 1944. 28 мая. С. 2.

32. Федоров В. (Сухиненко В.) Молодой дирижер // Советская молодежь. 1952. 5 марта. С. 4.

33. Фрид Г.С. Дорогой раненой памяти: воспоминания. М.: Музиздат, 2009.

34. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 1987.

35. Яковенко С.Б. Надежда Казанцева в искусстве и жизни. М.: Изд-во Фонда Ирины Архиповой, 2004.

36. Литвин М.И. Развитие профессиональной музыкальной культуры Иркутска в 1946-1986 годы: дисс. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2002.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vostochno-Sibirskaya pravda, 1931, July 15, p. 4. (in Russ.)

2. Vostochno-Sibirskaya pravda, 1931, July 18, p. 4. (in Russ.)

3. Vostochno-Sibirskaya pravda, 1931, March 19, p. 4. (in Russ.)

4. Vostochno-Sibirskaya pravda, 1936, December 18, p. 4. (in Russ.)

5. Vostochno-Sibirskaya pravda, 1940, May 6, p. 4. (in Russ.)

6. «Po materialam V.-Sibirskoy pravdy» («Proverit apparat radiokomiteta») [According to «Vostochno-Sibirskaya pravda» («To check the radio-committee»)], Vostochno-Sibirskaya pravda, 1938, January, 10, p. 3. (in Russ.)

7. B.K., 1936. Kontserty Gertsa Tsomyk'a [Concerts of Hertz Tsomyk], Vostochno-Sibirskaya pravda, March 14, p. 4. (in Russ.)

8. V radiokomitete [In the radio-committee], Vostochno-Sibirskaya pravda, 1936, November 18, p. 4. (in Russ.)

9. V.S. (Sukhinenko V.), 1936. Kontserty L'va Oborina [Concerts of Lev Oborin], Vostochno-Sibirskaya pravda, March 23, p. 4. (in Russ.)

10. Vengelnikova, E., 1968. Uchitel muzyki [A music teacher], Vostochno-Sibirskaya pravda, January 17, p. 3. (in Russ.)

11. Vostochno-Sibirskaya pravda, 1935, August-October. (in Russ.)

12. Gulinskaya, Z.K., 1986. Reyngold Moritsevich Glier [Reyngold Moritsevich Glier]. Moskva: Muzyka. (in Russ.)

13. Gurov, L. and Sukhinenko, V., 1943. Festival russkoy muzyki [Festival of the Russian music], Vostochno-Sibirskaya pravda, August 1, p. 2. (in Russ.)

14. Kazantseva, N.A., 1987. Osoznat svoyu otvetstvennost [To realize own responsibility], Sovetskaya muzyka, no. 11, pp. 55-60. (in Russ.)

15. Kolokolnikov, I.A., 2015. Irkutskaya opernaya truppa 1936-1938 gg. [Irkutsk opera troupe, 19361938], Muzykovedenie, no. 5, pp. 40-44. (in Russ.)

16. Kolokolnikov, I.A., 2015. Muzykalnaya zhizn Irkutska v period Velikoy Otechestvennoy voyny [Musical life of Irkutsk in the period of the Great Patriotic War], Muzyka i vremya, no. 3, pp. 41-45. (in Russ.)

17. Kolokolnikov, I.A., 2015. Ob osveshchenii muzykalnoy istorii Irkutska v istoriko-kraevedcheskom slovare «Irkutsk» 2011 g. [Musical history of Irkutsk in the «Irkutsk» historical dictionary of 2011], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoriya», Vol. 11, pp. 85-91. (in Russ.)

18. Kolokolnikov I., 2014. Muzyka v efire [Music on the air], Vostochno-Sibirskaya pravda, November 25, p. 8. (in Russ.)

19. Kuzbassovets, 1929. Muzykalnyy prazdnik [Musical holiday], Vlast' truda, May 1, p. 4. (in Russ.)

20. Matveev, Yu., 1946. Kontserty filarmonii [Concerts of the philharmonic hall], Vostochno-Sibirskaya pravda, December 5, p. 4. (in Russ.)

21. Muzykalnaya kultura Sibiri: v 3 t. [Musical culture of Siberia: in 3 volumes]. Novosibirsk, 1997. (in Russ.)

22. Opernye postanovki radiokomiteta [Opera statements of the radio-committee], Vostochno-Sibirskaya pravda, 1936, October 20, p. 4. (in Russ.)

23. Petrushin, Yu.A. and Kolokolnikov, I.A., 2014. Muzykalnaya deyatelnost Irkutskogo radiokomiteta v usloviyakh politicheskikh repressiy (1937-1938 gg.) [Musical activity of Irkutsk radio-committee

under political repressions of 1937-1938], Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Politologiya. Religiovedenie», no. 3, pp. 152-159. (in Russ.)

24. Radioveshchanie dolzhno stat dostoyaniem rabochikh [Broadcasting has to become a property of the working class], Vlast' truda, 1929, October, 3, p. 4. (in Russ.)

25. Simfonicheskiy orkestr [Symphonic orchestra], Vostochno-Sibirskaya pravda, 1933, May 29, p. 4. (in Russ.)

26. Bernandt, G.B. and Dolzhanskiy, A.N. eds., 1957. Sovetskie kompozitory: kratkiy biograficheskiy spravochnik [Soviet composers: short dictionary]. Moskva: Sovetskiy kompozitor. (in Russ.)

27. Sukhinenko, V., 1936. Kontserty R.M. Gliera [Concerts of Reyngold Glier], Vostochno-Sibirskaya pravda, April 12, p. 4. (in Russ.)

28. Sukhinenko, V., 1933. Kontserty simfonicheskogo orkestra [Concerts of the symphonic orchestra], Vostochno-Sibirskaya pravda, June 15, p. 4. (in Russ.)

29. Sukhinenko, V., 1952. Udachnyy kontsert [Successful concert], Vostochno-Sibirskaya pravda, January 3, p. 4. (in Russ.)

30. Sukhinenko, V., 1945. Tsennoe nachinanie [Worthy undertaking], Vostochno-Sibirskaya pravda, June 10, p. 2. (in Russ.)

31. Schastlivyy put, tovarishchi! [Have a good journey, comrades!], Vostochno-Sibirskaya pravda, 1944, May 28, p. 2. (in Russ.)

32. Fedorov, V. (Sukhinenko, V.), 1952. Molodoy dirizher [Young conductor], Sovetskaya molodezh, March 5, p. 4. (in Russ.)

33. Frid, G.S., 2009. Dorogoy ranenoy pamyati: vospominaniya [On the road of wounded memory]. Moskva: Muzizdat. (in Russ.)

34. Kharkeevich, I.Yu., 1987. Muzykalnaya kultura Irkutska [Musical culture of Irkutsk]. Irkutsk. (in Russ.)

35. Yakovenko, S.B., 2004. Nadezhda Kazantseva v iskusstve i zhizni [Nadezhda Kazantseva in the art and life]. Moskva. (in Russ.)

36. Litvin, M.I., 2002. Razvitie professional'noy muzykalnoy kul'tury Irkutska v 1946-1986 gody [Development of professional musical culture of Irkutsk in 1946-1986], dissertatsiya kandidata istoricheskikh nauk. Irkutsk. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.