Научная статья на тему 'Формирование музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности)'

Формирование музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
432
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФИЛАРМОНИЯ / БЕЛГОРОД / ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вербина О.В.

Определенно, одним из важнейших культурообразующих факторов городской среды является музыкальная культура. В эпоху масс-медиа музыкальная культура как элемент городской системы играет значительную роль в формировании общественного сознания. Аккумулируя, консолидируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности, как на федеральном, так и региональном уровнях носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение горожанина зачастую формируется под влиянием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие нравы, вкусы, идеалы и ориентиры. В связи с этим в нашей статье с точки зрения аксиологического, культурологического подходов рассматривается процесс формирования музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICAL CULTURE IN THE URBAN ENVIRONMENT OF BELGOROD (ON EXAMPLE OF PHILHARMONIC ACTIVITY)

Definitely, musical culture is one of the most important culture-forming factors of the urban environment. In the age of mass media, musical culture plays a significant role in the formation of public consciousness as an element of urban system. Accumulating, consolidating and translating values, musical culture influences the development of the entire spiritual culture of society. In modern conditions, when the formation of the individual, both at federal and regional levels, is mostly spontaneous, the townsman’s outlook is often shaped by the influence of products of a music culture of questionable quality, determining appropriate morals, tastes, ideals and guidelines. In this regard, in our article, the process of the formation of musical culture in the urban environment of Belgorod (on the example of philharmonic activity) is considered from the point of view of axiological and culturological approaches.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности)»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 78.078

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ БЕЛГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

О.В. Вербина

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: oksverb@rambler.ru

Определенно, одним из важнейших культурообразующих факторов городской среды является музыкальная культура. В эпоху масс-медиа музыкальная культура как элемент городской системы играет значительную роль в формировании общественного сознания. Аккумулируя, консолидируя и транслируя ценности, музыкальная культура влияет на развитие всей духовной культуры социума. В современных условиях, когда формирование личности, как на федеральном, так и региональном уровнях носит преимущественно стихийный характер, мировоззрение горожанина зачастую формируется под влиянием продуктов музыкальной культуры сомнительного качества, обусловливая соответствующие нравы, вкусы, идеалы и ориентиры. В связи с этим в нашей статье с точки зрения аксиологического, культурологического подходов рассматривается процесс формирования музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности).

Ключевые слова: городская среда, музыкальная культура, филармония, Белгород, филармоническая деятельность, музыкальное искусство.

Современный этап духовного, эстетического, культурного развития городского общества отличается подлинным интересом многих исследователей в области культурологии, социологии, искусствоведения, психологии и т.д., в первую очередь, к социокультурной ситуации в стране и к формированию культуры общества, в целом, а в особенности к ситуации в провинциальных городах, краях и региональной культуре, в частности. Сегодня городское общество переживает один из непростых историко-культурных периодов. Социокультурная ситуация сложившаяся на национальном уровне и формирующая менталитет, представлена таким образом, что материальные ценности преобладают над духовными, наблюдается рост жестокости и агрессии в обществе среди всех категорий и слоев населения, представления о добре и зле давно уже стали размытыми.

Как известно, развитие общества детерминируется условиями жизни, воспитанием, образованием, уровнем культуры, видом деятельности и т.п. Любое внешнее воздействие преломляется в сознании через сформированный внутренний мир, оказывающий влияние на индивида и все общество.

Одним из способов решения существующих проблем, является формирование эстетических отношений и чувств внутри общества, развитие восприятия красоты окружающего мира, формирование навыков и умений отражать эту красоту в предметной деятельности. Таким средством, на наш взгляд, выступает искусство, являющееся катализатором формирования эстетического сознания личности, системы ценностей, образного и креативного мышления. Искусство влияет на мироощущение человека, его поведение, оно способно снимать напряжение, освобождать от негативных эмоций. Развитие целостной личности невозможно без воспитания чувств. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств», - отмечал Л.С. Выготский1. М.С. Каган искусство определяет как «код», позволяющий проникнуть в сущность, глубь (суть), ценности какой-либо культуры.

Значимость звуковой среды в духовной жизни общества подтверждалась на протяжении всей истории человечества. Музыка как один из видов искусства и главнейший фактор образования звукового ландшафта городской среды проникла во все сферы жизни человека и стала его важной частью.

Музыкальная культура, по своей сути, может и должна быть направлена на формирование внутреннего мира личности. Музыке как одному из информационно содержательных видов духовной культуры отводится ключевая роль в формировании самосознания общества. Музыке также отводится важная роль в процессе идентификации этноса. С помощью музыкального искусства воспитываются эстетические, а также нравственные чувства - совесть, бережное отношение к традициям, их сохранение и трансляция, любовь к ближнему. Уильям Шекспир писал: «Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, - тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа». В серьезной музыке заложены мировоззренческие начала жизни, стратегические и мотивационные аспекты деятельности. «Инстинктивно прочитывая эту тайную философию жизни, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее»2. Так, например, в современной культуре многие музыкальные произведения способны вводить в мир прекрасного и нравственного, в мир природы, мир окружающей культурной интеллигенции, они имеют эмоционально-возвышенный характер, т.е. вызывают положительные чувства, а в некоторых случаях и противоположные желания.

Современное общество в большей степени воспитывается, к сожалению, не на профессиональном высоком искусстве классической музыки, а на музыке сомнительного низкого качества, распространение и тиражирование которой, осуществляется в массовой культуре и с помощью средств массовых коммуникаций. Не секрет, что многие современные музыкальные жанры и песни обладают разрушительной направленностью.

К примеру, в одной из давно известных современных песен «Короли ночной Вероны, нам не писаны законы. Мы шальной удачи дети, мы легко живем на свете. В

1 Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2014. С. 14.

2 Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000. С. 3.

нашей жизни то и дело, душу побеждает тело...», с конкретной смелостью и планомерным способом удаляются из реальных жизненных практик духовные принципы. В подобных песнях образ детей представляется деструктивным. Потребности телесного характера преобладают над духовными. Многие тексты современных песен призывают к насилию, расколу моральных устоев и разрушению социальных норм. В итоге, у современного общества формируется искаженное представление об истинах бытия - стремлении к высокому и прекрасному, смысла жизни, любви, доброты, сострадания и т.д. Снижение критериев в оценках современной музыкальной продукции, к несчастью, обуславливает снижение общего уровня культуры. В этой связи возникает необходимость обратиться к тенденциям современной музыкальной культуры и способам ее формирования в городской среде.

Практика исследования звуковой среды и, в частности, формирования музыкальной культуры провинциальных городов имеет неглубокие истоки в России.

Кандидат искусствоведения, профессор Е.К. Карпова утверждает, что «только в последние десятилетия в музыкально-исторических и культурологических исследованиях все больше внимания уделяется вопросам истории музыкальной жизни и формированию музыкальной культуры отдельных городов, краев, областей.»3.

Изучение музыкально-исторических материалов, способов формирования музыкальной жизни различных городов, регионов помогает воссоздать полную картину развития музыкальной культуры страны в целом.

Музыкальная культура города включает в себя комплекс всех явлений народной, профессиональной, «орш-музыки» данного субъекта, территориального образования, в том числе областного края, в случае, если город является административным центром. При этом изучение музыкальной культуры отдельно взятого города в отрыве от общенационального невозможно. Компоненты региональной музыкальной культуры будут в тоже время воспроизведением как общенациональных, так и локальных особенностей.

Изучение музыкальной культуры городской среды только с точки зрения биографии известных уроженцев города, выдающихся музыкантов, известных композиторов, неповторимых личностей с присущим лишь им творческим стилем и манерой исполнения и распространения их произведений в городской среде, как считал Б.С. Штейнпресс, недостаточно, так как история локальной культуры имеет самостоятельное значение. Для формирования музыкальной культуры в городской среде характерны постановка спектаклей, мюзиклов, организация концертов, музыкальных обществ и кружков, преподавание музыки и обучение ей, написание и публикация статей о музыкальном искусстве, сочинение и исполнение музыкальных произведений и многое другое4. В связи с этим для исследователя музыкальной культуры городской среды интерес представляет изучение «различных областей музыкальной культуры городов (музыкальный театр, музыкальное образование, концертная деятельность, общественные организации, творчество местных композиторов, местная критика, музицирование) .

3 Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани: Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Казань, 1986. С. 4.

4 Штейнпресс Б.С. Из музыкального прошлого. М.: Гос. музык. изд-во, 1960. Вып. 1. С. 10-11.

5 Там же, с. 19.

Т.Ю. Куперт в своих работах писал о необходимости изучения городских «особенностей театральной и музыкальной жизни, исполнительства, образования, критической мысли .

Б.В. Асафьев еще в начале XX века советовал «изучать музыку там, где ее до сих пор мало искали: в документах и материалах, рисующих быт и общественность, всевозможные городские объединения, союзы и корпорации, в архивах и библиотеках, в музеях и собраниях не специально музыкальных, наконец - в свидетельствах литературных и мемуарных, в хрониках, письмах и т.д. - словом, искать следы воздействия музыки в памятниках общей культуры и восстанавливать общую картину музыкальной жизни и музыкального производства с помощью изучения потребностей в музыке и фактов, способствовавших росту музыкальных

7

учреждений...» .

Одним из первых кто предпринял попытку целостного описания музыкальной культуры общества, ее структуры и процессов, происходящих внутри нее, был известный музыковед А.Н. Сохор. По его мнению, составляющим элементом музыкальной культуры социума, является музыкальная культура отдельных поселков, городов, областей, краев. Городская музыкальная культура обуславливается объединением музыкальных ценностей, деятельностью жителей города по созданию, развитию, сохранению, трансляции и актуализации этих ценностей; а также наличием музыкальных учреждений (концертных, театральных, образовательных и т.д.), формирующих музыкальную жизнь самого города.

Музыкальная культура городской среды условно делится на две области: профессиональную и непрофессиональную. В профессиональную область входят те люди, для которых музыка является основным видом деятельности, что определяется тремя составляющими: музыкальная деятельность является главным источником их существования; музыка осознается ими в качестве важнейшего занятия; результаты их труда становятся для общества значимыми, благодаря чему эти люди являются профессиональными музыкантами в глазах общества и окружающих.

Одним из главных концертных учреждений в области профессионального музыкального искусства является филармония. Именно филармония как одно из учреждений культуры, деятельность которого напрямую связана с организацией музыкальной жизни горожан, выступает главным культурным местом, формирующим музыкальную культуру городской среды.

В связи с немногочисленными исследованиями музыкальной культуры в провинциальной городской среде, с точки зрения аксиологического, культурологического, семиотического, философско-антропологического подходов, в ходе нашего исследования целесообразно изучить процесс формирования музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности).

Становление академического музыкального искусства в городской среде Белгорода неразрывно связано с открытием Белгородской государственной филармонии. Филармония (от греч. phileo - любить и harmonia - гармония, музыка) -музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства8. Главная задача филармонии - служение

6 Куперт Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце 19-начале 20 века.: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1986. С. 4.

7 Асафьев Б.В. О ближайших задачах социологии музыки // Г.И. Мозер. Музыка средневекового города. М., 1927. С. 15.

8 См.: Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2013.

музыкальному искусству, воспитание общества на высоких музыкальных образцах искусства, связана с сохранением и развитием культурных традиций России, с популяризацией классической отечественной и зарубежной музыки в городской среде.

Белгородская государственная филармония, как и большинство функционирующих российских филармоний «выросла» из концертно-эстрадного бюро, основной задачей которого был прокат гастролей, а собственных коллективов практически не было. В конце 1966 г. представители облисполкома Белгородской области обратились в Министерство культуры с ходатайством реорганизовать концертно-эстрадное бюро в областную филармонию. Так, с 15 декабря 1966 г. начинает свою историю Белгородская филармония, которая на тот момент была перепрофилирована из эстрадно-концертного бюро в филармонию. Вплоть до 1972 г. происходило формирование коллектива. Профессиональных музыкантов в Белгороде на тот момент было мало, отсутствовали в городе и концертные залы, а сама филармония ютилась в двух комнатах здания, позже принадлежавшего Белгородскому художественному музею.

В 1970-е гг. были созданы первые эстрадные коллективы, образовался и заработал музыкальный лекторий для школьников. В 1980-е гг. в Белгородской филармонии появились талантливые солисты-инструменталисты и вокалисты. Н. Гнатюк, З. Тутов были одними из первых солистов и популярных певцов. В 1993 г. избранный губернатор области Е.С. Савченко поддержал реформы, предложенные на тот момент директором учреждения И.Г. Труновым. Первым этапом реализации программы реформ в течение концертного сезона 1993-1994 гг. стало создание симфонического оркестра, который в последующем стал добиваться высоких результатов.

Государственный статус филармонии был присвоен 7 июля 1995 года. Свой оперный репертуар филармония стала пополнять с того момента, как в Белгороде впервые прозвучала в концертном исполнении опера «Колокольчик» Г. Доницетти. Сегодня в него входят оперы: Сергея Рахманинова «Алеко», написанная им по поэме А.С. Пушкина «Цыганы», итальянского композитора Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» и многие другие.

В 2004 г. у филармонии появилось собственное здание с залом на 670 мест (бывший ДК Железнодорожников на ул. Белгородского полка). До сих пор основной площадкой, где проходили все концерты, был Овальный зал, расположенный в здании областной администрации. Опыт концертного исполнения опер мирового репертуара, и наличие высокопрофессиональных исполнителей позволил коллективу в 2006 г. осуществить сценическую постановку оперы-буффа Г. Доницетти «Дон Паскуале».

Свой 40-летний юбилей Белгородская государственная филармония отпраздновала в конце декабря 2006 г. В феврале 2009 г. в филармонии были созданы новые коллективы: оркестр русских народных инструментов (дирижер Евгений Алешников), концертный оркестр духовых инструментов (дирижер Юрий Меркулов), камерный хор (дирижер Елена Алексеева), вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» (руководитель Наталья Чендева).

В 2010 г. у Белгородской филармонии начался новый этап развития. 21 декабря этого же года состоялось торжественное открытие реконструированного здания бывшего ДК Железнодорожников. Как отметил Е.С. Савченко: «Здание напоминает ключ, благодаря которому появятся новые аккорды, новые ноты, которые должны обязательно исполнить замечательные музыкальные коллективы». После

реконструкции здание филармонии включает в себя: Большой концертный зал (588 мест), Малый зал (300 мест), Органный зал (180 мест), Конференц-зал (50 мест). В 2010 г. филармонии присвоен статус «Национальное достояние России - 2010» за высокую гуманитарную и просветительскую миссию. Симфонический оркестр под управлением главного дирижера Рашита Нигаматуллина и дирижера Дмитрия Филатова получил премию Центрального федерального округа в области литературы и искусства за 2010 г.

За первый год жизни органа было дано 45 концертов для взрослой аудитории. В Органном зале играли приглашенные органисты: Ханс-Юрген Кайзер, Вольфганг Абендродт, Вольфганг Баумгратц, Михаил Чичерин, Александр Князев, Даниэль Зарецкий, Александр Титов, Тарас Багинец, Сергей Калинин и другие. Органист филармонии Тимур Халиуллин дал в течение 2012 г. 28 концертов.

Детские органные концерты - специально разработаны музыковедами филармонии и органистом с целью привития интереса к необычному инструменту и понимания органной музыки (16 концертов).

Интерес к концертам в Органном зале у белгородских слушателей продолжает развиваться, т.к. филармония предлагает новые и разнообразные по наполнению программы и новые имена российских и зарубежных мастеров. Орган звучит с певцами, с инструменталистами, с пан-флейтой, с камерным оркестром.

В 46 концертном сезоне 2012-2013 гг. Белгородская филармония укрепила свои позиции как одна из лучших концертных организаций в России. Творческая и концертно-исполнительская жизнь коллективов филармонии проходила активно и целеустремленно на всех направлениях деятельности. В марте-апреле 2012 г. был подготовлен и проведен новый фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», вобравший в себя три концерта. Симфонический оркестр исполнил на фестивале программу с ведущими артистами Большого театра России, впервые на сцене филармонии также выступили Патриарший хор Свято-Данилова монастыря и поразивший всех «Имперский Русский балет» Гедеминаса Таранды. Такое жанровое разнообразие программ фестиваля стало его отличительной особенностью. В апреле прошел еще один незабываемый для гостей и жителей города фестиваль - I Международный музыкальный фестиваль «От классики до джаза», благодаря которому белгородские любители музыки услышали таких музыкантов-виртуозов, как Борислав Струлев (виолончель), Айдар Гайнуллин (баян), симфоджаз братьев Ивановых (фортепиано и контрабас). На одной сцене вместе с именитыми музыкантами выступали наши коллективы: камерный оркестр Mezzo Music (художественный руководитель - Наталья Боровик), эстрадно-симфонический оркестр (дирижер - Дмитрий Филатов) и камерный хор (главный дирижер - Елена Алексеева). Эти фестивали, а также концерты Дмитрия Хворостовского (им закрывался 45-й концертный сезон), Николая Луганского (открытие 46-го сезона филармонии) и концерт вокального трио «Аппассионанте» (Италия) являлись большим проектом Попечительского совета Фонда развития классического музыкального искусства. Благодаря деятельности Фонда любители музыки смогли услышать великие произведения в исполнении высоких профессионалов.

В 2016 г. гала-концерт, организованный филармонией во время проведения «Парада дирижеров», стал в некоторой степени музыкальным рекордом, поразившим публику: в течение четырех часов на сцене вместе с оркестром русских народных инструментов (главный дирижер Е. Алешников) работали 30 дирижеров со всей России.

На протяжении последних четырех лет реализуется совместный проект Белгородской государственной филармонии и Белгородского национально-исследовательского университета под названием «НеслуЧАИные встречи». Традиционно, сезон концертов 2018 года на свежем воздухе открывался классической музыкой. В рамках проекта для жителей города с начала июня и до конца августа в Ботаническом саду НИУ «БелГУ» проходит выступление ансамбля народных инструментов, диксиленда. В план мероприятий ежегодно входят карильонные концерты Тимура Халиуллина. Белгородский карильон на сегодняшний день является одним из трех имеющихся концертных карильонов России. Другие два инструмента установлены в Санкт-Петербурге (колокольня Собора Св. Петра и Павла) и в Петергофе (звонница верхнего парка). Этот удивительный музыкальный инструмент стал неотъемлемой частью музыкальной культуры городской среды. Многим жителям города уже сложно представить звуковой ландшафт Белгорода без его необыкновенного звона. Уже традиционным в Белгороде стал Международный фестиваль карильонной музыки «Белгородский звон». Карильонный фестиваль, являясь вторым проектом в России, представлен семью бесплатными концертами с участием профессиональных музыкантов из России и Бельгии, выступлениями танцевальных коллективов филармонии, огненными мистериями и многими необычными сюрпризами. Кроме этого, «Белгородский звон» стал первым мобильным карильонным фестивалем в мире. Концерты карильонной музыки имеют огромное просветительское значение, они позволяют белгородцам познакомиться с этим необычным инструментом, классической музыкой и народными мелодиями, а также углубиться в историю русской музыкальной культуры.

Белгородской филармонией на территории Ботанического сада в 2017 г. была проведена концертная программа и арт-мастерская «Музыкальный пикник на поляне сказок» для детей младшего возраста в рамках реализации проекта «Музыкальные непоседы». В программе концерта прозвучали песни из знаменитых мультфильмов, в исполнении солистов филармонии Ивана Белыш, Татьяны Дружининой, Евгения Доброва, а атмосферу сказочного настроения создали любимые сказочные персонажи. Во время работы творческой мастерской дети смогли получить возможность самостоятельно сделать себе фею, гнома-марионетку, лесной домик и поиграть на различных музыкальных инструментах. Такая организация культурного и игрового пространства напрямую связана с открытиями, расширением горизонтов, с областью непознанного и удивительного, эксперимента и приключения.

В 2017 году Белгородская филармония осуществила совершенно уникальный проект, направленный на популяризацию классического искусства в городской среде Белгорода, который был восторженно принят публикой. В Белгороде состоялся первый симфонический open-air «SOVA» с участием симфонического оркестра Белгородской филармонии (дирижер Дмитрий Филатов), молодежного симфонического оркестра Bravura (дирижер Маэстро Лин, США), меццо-сопрано Марии Жековой (Болгария). В рамках программы жители города смогли насладиться классической музыкой, услышать знакомые и полюбившиеся саундтреки из культовых кинофильмов, посетить интерактивные зоны, поучаствовать в квесте «В поисках белой совы счастья» и многое другое. Симфонический open-air «SOVA» по итогам многочисленных положительных отзывов и пожеланий городской публики в этом году традиционно состоялся на территории замка UTARK под открытым небом. В течение двух дней гости знакомились с классической (Palladio Карла Дженкинса, Libertango Астора Пьяццоллы и «Па де де» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского), джазовой (Кристина Ковалева, Санкт-Петербург), китайской (Чжоу

Цинь, Китай) музыкой. В программе «Симфо-рок» прозвучали хиты AC/DC, Nirvana, Led Zeppelin, Linkin Park, Metallica, Queen, Scorpions, «Кино» в авторской версии дирижера Дмитрия Филатова. В исполнении оркестра прозвучала музыкальная тема New York Джона Кандерома. Олег Иванов исполнил уже полюбившееся жителям города соло на печатной машинке - композиция «Пишущая машинка с оркестром» Линдсея Андерсона. Таким образом, калейдоскоп музыкальных жанров в исполнении солистов и симфонического оркестра Белгородской филармонии был представлен публике одними из лучших музыкальных произведений.

Фестиваль высокого искусства «Шереметевские музыкальные ассамблеи», который осенью 2dS г. отметит свою очередную годовщину, ежегодно знакомит горожан с шедеврами отечественной и мировой музыкальной классики различных видов искусства: музыкально драматического, хорового пения, оперы и балета.

Белгородская государственная филармония - одна из самых крупных концертных организаций центральной России. На сегодняшний день в филармонии работают l7 творческих коллективов, более 2G солистов академического направления, 4 эстрадные группы, составляющие гордость региональной музыкальной культуры.

Высокому профессиональному уровню филармонических коллективов и их непрерывному творческому росту способствует сотрудничество с известными профессиональными исполнителями, среди них: Екатерина Мечетина, Даниил Крамер, Михаил Лидский, Родион Замуруев, Алексей Людевиг, Сергей Главататских и другие.

Филармония активно участвует в общественной и культурной жизни города, области и страны. Солисты и коллективы принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой отечественной войне. Филармония вызывает большой интерес у городских жителей не только экстерьером в архитектуре, великолепным дизайном интерьера, удобными концертными залами, но и разножанровыми концертными программами. Развитая абонементная система для всех категорий слушателей, является тому подтверждением. Камерный оркестр и камерный хор стали постоянными участниками совместных культурно-просветительских акций с Белгородской и Старооскольской Епархией. Культурно-просветительские проекты, реализуемые с 2GlG г. в форме концертов на Соборной площади Белгорода, в летний период привлекают внимание горожан и способствуют повышению интереса к деятельности филармонии, популяризации музыкального искусства, формированию музыкальной культуры в городской среде Белгорода.

Таким образом, филармония является главным концертным учреждением города, «храмом» музыки, деятельность которого направлена на создание необходимых условий для широкого доступа населения к музыкальному искусству, использование его возможностей в воспитательном процессе и организации досуга, сохранение и дальнейшее развитие потенциала и традиций русского музыкального искусства, пропаганду лучших мировых образцов музыкальной культуры, а также формирование музыкальной культуры в городской среде Белгорода.

Список литературы

1.Асафьев Б.В. О ближайших задачах социологии музыки // Г.И. Мозер Музыка средневекового города. - М., l927.

2.Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Директ-Медиа, 2d4. - 578 с.

3.Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - Казань, l986. - 24 с.

4.Куперт Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце 19-начале 20 века.: автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 1986. - 24 с.

5.Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. - Минск: Православное Братство во имя Архистратига Михаила. 2000. - 320 с.

6.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. - 800 с.

7.Штейнпресс Б.С. Из музыкального прошлого. - М.: Гос. музык. изд-во, 1960. - Вып. 1. - 519 с.

FORMATION OF MUSICAL CULTURE IN THE URBAN ENVIRONMENT OF BELGOROD (ON EXAMPLE OF PHILHARMONIC ACTIVITY)

O.V. Verbina

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: oksverb@rambler.ru

Definitely, musical culture is one of the most important culture-forming factors of the urban environment. In the age of mass media, musical culture plays a significant role in the formation of public consciousness as an element of urban system. Accumulating, consolidating and translating values, musical culture influences the development of the entire spiritual culture of society. In modern conditions, when the formation of the individual, both at federal and regional levels, is mostly spontaneous, the townsman's outlook is often shaped by the influence of products of a music culture of questionable quality, determining appropriate morals, tastes, ideals and guidelines. In this regard, in our article, the process of the formation of musical culture in the urban environment of Belgorod (on the example of philharmonic activity) is considered from the point of view of axiological and culturological approaches.

Keywords: urban environment, musical culture, philharmonic, Belgorod, philharmonic activity, musical art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.